Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто является основателем монастыря шамордино. Шамордино

Создание Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни связано с деятельностью иеросхимонаха, старца Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни , преподобного Амвросия , который в 1870 - 1880 годах участвовал в создании целого ряда монастырских женских общин, главным образом для неимущих женщин. Деньги на строительство были пожертвованы богатейшим московским купцом, чаеторговцем Перловым (владельцем всем известного "китайского чайного домика" на Мясницкой). Архитектор Казанского храма - Сергей Владимирович Шервуд , сын Владимира Иосифовича Шервуда, построившего здание Исторического музея на Красной площади.

Перлов часто навещал своих шамординочек, непременно приезжая с большой корзиной вкусностей для женщин и ребятишек. Его очень любили. За него молились. Ребятишки бегали за его коляской, а он отсыпал им конфет и печенья.

Про Перловых, открывших для России мир чая, можно прочитать в "Чайной саге дома Перловых".

В Оптину Пустынь тогда за помощью приходили все - и мужчины, и женщины, и здоровые, и калеки. Всех мужской монастырь принять не мог. Тем более в таком объеме ухаживать за страдающими. Поэтому решено было построить неподалеку отдельный, женский монастырь, и тяжелое это занятие легло на плечи небезызвестного старца Амвросия. Ему в женский монастырь отправляли всех - сирых, убогих, болящих... Нельзя сказать, что Амвросий сразу с радостью взялся за это дело. Но он приложил все усилия для того, чтобы женщины здесь могли и душу утешить, и здоровье вернуть.

Для строительства монастыря было выбрано изумительное по красоте место на высоком берегу Серёны. Вот как писал о расположении монастыря Владимир Солоухин: "Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении - редко, исключительно. Я не видел".


У этих стен похоронены все матушки монастыря.

Кроме главного храма, поражающего своими масштабами и красотой, были возведены усыпальница, трапезная, больница, корпус для сестер, "футляр" для кельи Амвросия.

Вход в храм.

Напротив, через кирпичный мосток, располагается не менее внушительная трапезная.

Мост, соединяющий храм и трапезную, позволял сестрам не ступать на землю.



При пустыни имелась школа, типография, мастерские художественного рукоделия, фотографии, живописи, по чеканной работе, золочению и другие. В Шамординском монастыре Амвросий организовал благотворительные заведения: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Здесь же, в своей келье, он и скончался 10 октября 1891 года.
Видимо, матушкин домик. Проход к нему закрыт. Но в соседнем, схожем домике, можно купить книги.
По территории монастыря можно ходить почти везде, но очень аккуратно и не шуметь - не нужно забывать, что монастырь восстановил свою работу и сейчас, как и прежде, сюда многие приезжают на лечение.



Двадцать один год провела в Шамординском монастыре Мария Николаевна Толстая - сестра Л.Н. Толстого, к которой он приезжал в 1890 и 1910 годах. В 1890 году Толстой начал здесь работу над повестью "Хаджи -Мурат", а его последний визит в Шамордино состоялся за несколько дней до смерти - после ухода из Ясной Поляны, перед самой болезнью на станции Астапово.
Старец Амвросий очень полюбил это место, не хотел из него уезжать в Оптину Пустынь. Радовался своим шамординочкам, как детям. Так и называл их - "Мои шамординочки".Карта Расположения Оптиной Пустыни и Шамордино

За годы советской власти монастырь и его основные постройки сильно пострадали. В главном храме располагалось сельскохозяйственное училище. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск. Ныне в монастыре возобновлена религиозная жизнь. Ведутся обширные восстановительные работы.


До недавнего времени внутри храма существовала средняя школа. Храм был перегорожен на два этажа, сделаны классы. Совсем недавно для детей построили новую школу, а для учителей - дома. Принялись ремонтировать храм. Бывшие ученики принимали в этом активное участие. Кстати, экскурсию для нас в тот день вел директор той самой школы.

Храм со стороны трапезной

Водонапорная башня. Восстановлена, но все же немного кособокая.

Местная кошка. Все тут, похоже, беременны. Место такое:)

Восстановленный Троицкий храм.

Затем мы направились на холм, с которого обозреваются все окрестности. Место невероятно волшебное. Пишут, что в Шамордино находится одно из мест силы. Не знаю. Но что-то особенное в этом месте есть. На площадке заботливо выложен пол, сделаны скамейки.

Не так давно в еще заброшенное Шамордино приезжал мужчина с больным братом. Брат не мог ходить, поэтому старший регулярно приезжал сюда, на крутой холм, и спускался вниз, держа младшего брата на руках. Время шло. Приезжал он все чаще. Брат шел на поправку. И в благодарность за это чудо они затем построили здесь замечательную лестницу, помогающую прихожанам спускаться вниз в купель, а сестрам - приносить святую воду.

Вид на бесконечные поля. Здесь, на скамеечках, подолгу сидят люди, которые приезжают сюда на лечение. Они сидят далеко друг от друга. Они приходят сюда не за праздными разговорами. И действительно, несмотря на ветер, отсюда не хочется уходить. Хочется сидеть и молчать.

Лес здесь другой. Вы это сами увидите:

Здесь особая тишина. Когда вроде бы воздух вроде бы стоит, но что-то в нем активно происходит.

Это не кривые руки фотографа, а реальный угол склона, по которому мы сейчас спускаемся.

Купальня. В стороне - святой источник. В купальню заходят по 6-8 человек, то мужчины, то - женщины. Выбегают потом все радостные, розовые, светящиеся от счастья. А от тела пар идет... В купели всегда вода + 4.

Там вдалеке даже есть туалет. Все предусмотрено

Крыша святого источника. Очень гармонично и естественно сделано. Даже приятно.

Таинственный лес в лощине

Тумана в то время там не было. Видимо поднимаются испарения от земли.

Использовались сайты.

Шамординская Казанская Амвросиева пустынь - известный женский монастырь, основанный по благословению преподобного .

Сначала обитель была бедной, но население ее быстро росло: туда принимали нищих и обездоленных девушек, которые приходили за утешением к старцу Амвросию. Несмотря на слабое здоровье, преподобный проводил в Шамордино много времени. Там он и отошел ко Господу в октябре 1891 года. Под покровительством учеников Амвросия - преподобных и - община продолжала расти и благоустраиваться. При ней открылись мастерские, приют, больница.

В 1923 году монастырь закрыли, все хранившиеся в нем ценности изъяли. Монахини были вынуждены переселиться в Козельск, некоторые арестованы и расстреляны. В монастырских зданиях в разное время располагались дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. В Казанском соборе в годы войны находился госпиталь, а после - сельхозтехникум. В 1990 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Интересные факты о Шамординском монастыре

    Первоначально Амвросиева пустынь не имела статуса монастыря, а была основана как женская община. Звание монастыря было получено только в 1901 году. Община стала называться Казанской по имени чтимой чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая там хранилась.

    Интересным образцом архитектуры конца XIX века является Казанский собор монастыря. Он был построен в 1901 году по проекту Сергея Шервуда, представителя архитекторской династии Шервудов — создателей так называемого русского стиля в архитектуре конца XIX века.

Со смертью мужа для Софии Михайловны закончилось испытание, которое возложил на нее батюшка Амвросий, и она получила возможность исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. София Михайловна нежно и трогательно любила свою дочь, но это чувство никогда не затемняло ее пламенной любви ко Господу. И она поручила девятилетнюю Надежду ее крестной матери, тем самым исполнив слова, сказанные Иисусом Христом, что «любящий сына или дочь больше Его, недостоин Его». (Матф. 10, 37).

22 августа 1884 года она подала прошение Его Преосвященству Преосвященнейшему Владимиру (Никольскому), епископу Калужскому и Боровскому о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…». Следом, 25 августа настоятель Оптиной пустыни преп. Исаакий и духовник обители преп. Амвросий направили Преосвященнейшему Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей новоустрояемой общины, приложив к этому рекомендательное письмо: «Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом еще и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются ее распоряжениям».

Из следующих сохранившихся писем преподобного Амвросия к матушке Софии узнаем, что за год до этого представлялась к назначению настоятельницей монахиня Костромского монастыря Серафима, в миру Софья Андреевна Поливанова. По благословению батюшки Амвросия София Михайловна обращалась к владыке Владимиру для рассмотрения этого предложения.

«М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Путешествующая Софья Михайловна!

Письмо твоё из Калуги получил. Пишешь, что Владыке желалось бы назначить в Шамордино начальницу такую, которая имела бы средства и связи. Оказывается одна, да у ней свой Игумен мешает. Можно бы указать на одну монахиню Нова-Девичьяго монастыря Евпраксию Кутузову, которую, кажется, и ты знаешь, но она не представительна и слаба здоровьем, да у ней мать на руках и брат имение сконфузил, пустившись в какие-то аферы.

Ко мне пишет и нынешним летом

была в Оптине Костромского монастыря монахиня Серафима Поливанова, которой брат пользуется особенным благоволением настоящаго Императора. Не так давно Император был восприемником у его дочери. Разумеется Сам Император не стоял у купели, а велел стоять отцу ее Поливанову. Монахиня эта ревностная и понимающая дело и представительная, высокого роста и не больная, лет 43 или 5-ти.

Если б угодно было Владыке эту Серафиму Поливанову начальницей Шамординской Общины, то было бы хорошо. Хотя она этого и не желает, но знаю, что стесняется порядками штатнаго монастыря и желала бы лучшей жизни. Но воля Божия да будет о сем. Передай это на рассмотрение Преосвященнейшему Владыке, яко же проречет, тако и да будет.

Приветствую Марию.

Господь да благопоспешит вам во всём.

Многогр<ешный>. I. Амвросий.

Телеграммы отца Амвросия:

1) 26.06.1884. Кострома. До востребования. Софии Михайловне Астафьевой.

Ради слышанного сопровождай мать Серафиму оговоркой посмотреть и как Бог устроит чрез владыку. Амвросий

2)Телеграф № 7 в Москве близ Никитских ворот. Верхн. Кисловка, дом Бехтеевой. Адрес: Москва. Мал. Ник. Дом Мейснера, кв. Долинованской, г-же Астафьевой.

Предложить временно исправляющую. Калужскому Владыке может предложить, чтобы он желал мать Серафиму не прямо Начальницею, а для разсмотрения дела, и как окажется на деле, сообразно с этим решить окончательное назначение. Господи помилуй нас! И устрой полезное по воле Твоей Святой.

Многогр. I Амвросий

P.S. Сегодня сороковой день Николаю Ивановичу, в Паложкове поют обедню сестры Шамординския, Всеблагий Господь да упокоит душу его в селениях праведных.

С Матерьей Серафимой ты и Маша обращайтесь без предубеждений, тогда скорее увидите, что это за человек.

М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Странствующее чадце София Михайловна!

Телеграмму твою получил. Всеблагий Господь да устроит о нас полезное и спасительное по воле Своей Святой; а мы с своей стороны неуклонно должны покоряться воле Его Всеблагой и Премудрой».

К назначению монахини Серафимы настоятельницей следовали препятствия одно за другим: то задерживалась передача недвижимого имения в сельце Шамордино, завещанного монахиней Амвросией (Ключаревой) для устроения общины, то, в последний момент, откладывались дважды назначенные встречи матери Серафимы с Калужским Преосвященным Владимиром. И по воле Божией руководство обителью приняла София Михайловна.

4 сентября 1884 года батюшка Амвросий облек ее в иноческое одеяние, позже состоялся постриг в мантию.

Об этом она писала своей сестре: «Милый друг Лена! Приезжай, пожалуйста, посмотреть, как меня будет собственноручно постригать батюшка отец Амвросий у себя в келье. Это будет постриг тайный, а потому не говори о нем знакомым. Из сестер тоже никто этого не знает, чтобы немного было народа во время церемонии. Мне хочется принять постриг от рук батюшки, а не архиерея, и потому это будет тайной до моего публичного облачения в мантию, что, вероятно, состоится в 1886 году, когда я окончу все свои мирские дела». В постриге ей было оставлено прежнее имя – София.

«София Михайловна, - пишет отец Вениамин, - безропотно приняла на себя и это послушание, хотя не мало различных дел предстояло ей. Юная община была в периоде созидания. Много предстояло ей дел по устройству общины и по водворению в ней монашеского жития. <…> Средства обители были очень скудные, а между тем приходилось воздвигать новые корпуса для сестер, приспособлять жилой дом под устройство церкви, прикупать участки земли, и заботиться об обеспечении сестер, число которых росло ежедневно».

25 сентября 1884 года настоятель Оптиной Пустыни игумен Исаакий и матушка София направили Калужскому Архиерею рапорт об окончании внутреннего устройства церкви и о готовности ее к освящению:

«Ваше Преосвященство, Премилостивейший Архипастырь и Отец!

Милостию Божиею, за святыми Вашими Архипастырскими молитвами Церковь при новоучрежденной Казанской женской общине, в сельце Шамордине, устройством окончена и к освящению приуготовлена. Всеусерднейше просим Ваше Преосвященство, милостивейше благоволите пожаловать для совершения сего Священного торжества и открытия общины на первое число будущего октября месяца.

Повергаясь заочно к Святительским стопам Вашим и испрашивая святейших молитв Ваших, с глубочайшим высокопочитанием и преданностью имеем честь пребывать,

Вашего Преосвященства,

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Недостойный Игумен Исаакий

Нижайшая послушница Софья Астафьева.

1 октября 1884 года состоялось открытие Казанской общины и освящение в ней храма в честь иконы Божией Матери Казанская и одновременно назначение монахини Софии настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству обители, матушка София теперь полностью посвятила себя этому служению. «Теперь все богатство ее душевных сил, все те зерна добра, которые таились в ее душе и выливались иногда в столь своеобразную форму, смущавшую близких ей людей, должны были обнаружиться во всей их поразительной силе», - пишет о. Вениамин (Воронцов-Вельяминов).

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, свидетельствует: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин, для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. Вот, напр., – подползает к старцу безногая, с уродливым горбом, вся трясущаяся от болезни св. Витта. Кроме обид, оскорблений – эта несчастная ничего не видала от людей. Понятно, почему в душе ее – раздражение, злоба против них. Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в Шамордино. Вот другая – на костылях, чахоточная, в лице ее кротость, она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! – Старец поговорил с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино. Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными или несчастными родителями. Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки, и старец отправляет их в Шамордино. Таким образом, население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: недаром, память ее благоговейно чтится до сих пор в Шамордине. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность к старцу, которая одушевляла все ее духовное существо». Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это - крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним.

Шамордино женский монастырь — одно из самых известных святых мест России. Официальное название Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, женский монастырь Русской православной церкви, он находится вблизи деревни Шамордино Калужской области.

Женский монастырь расположен в очень живописном месте, среди яркой зелени окружающего леса возвышаются купола его храмов, освящая окрестности, древнюю русскую землю.

Мои друзья были здесь в разгар весны, в мае месяце, посетили обитель, утопающую в зелени и цветах и поделились своими фотографиями. Сразу у входа открывается вид на красивый величественный Казанский собор:

На территории женского монастыря круглый год огромное количество цветов и цветущих деревьев, посаженных и ухоженных заботливыми руками сестер монахинь. Посмотрите, как все красиво:

Шамордино женский монастырь история

Женский монастырь в селе Шамордино был основан великим Оптинским старцем преподобным Амвросием (1812 — 1891 г.). Старец старался помочь женщинам, отчаявшимся в жизни: молодым и старым, здоровым и больным, бедным и богатым, дать им кров и утешение в жизни с верой в бога. Благодаря его терпению, душевному отношению к нуждам людей, святой вере в бога и любви к людям, имя старца Амвросия Оптинского привлекло в обитель сестер со всех концов России, из различных классов и слоев общества. Шамордино стало для него любимым местом трудов и молитв.

Казанская женская община была образована и учреждена в селе Шамордино в июне 1884 года. Большое деятельное участие в организации и обустройстве общины принимала духовная дочь Амвросия Оптинского София Болотова (1845 — 1888 г.), из дворянского рода, которая в сентябре 1884 года была утверждена первой настоятельницей строящейся общины.

Ангел Трубящий на крыше Трапезной в Шамордино:

Сначала на месте обители был деревянный дом с домашней деревянной церковью и несколько домиков для жития сестрам монахиням. Церковь была освящена 14 октября 1884 года (по новому стилю), этот день считается днем создания обители.

Настоятельница матушка София (впоследствии схимонахиня София) заботилась не только о духовной жизни общины, много сил и все свои средства она вложила в строительство будущего монастыря. Она активно участвовала в проекте и строительстве большого каменного Казанского собора. При ней были построены 2 часовни, хозяйственные постройки и сестринские кельи. В обители были сооружены богадельня, скиты, открыты золотошвейная и иконописная мастерские.

8 июля 1901 года женская община Шамордино была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. При монастыре был открыт приют и детские ясли, открыта начальная школа.

Самый большой на территории монастыря Казанский собор построен в честь иконы Казанской Божией матери. Автор проекта Казанского собора — архитектор С. В. Шервуд (сын В. И. Шервуда, автора проекта здания Государственного исторического Музея в Москве).

Главный храм обители большой, основательный, с 15 куполами, сделан из красного кирпича, красиво отделан снаружи и внутри. Двенадцать куполов означают 12 апостолов, остальные три купола — Святую Троицу. Внутри храма много икон, вышитых золотыми нитками, бисером и украшенных полудрагоценными камнями, при свечах лики святых будто оживают.

Архитектурный ансамбль женского монастыря создавался в конце XIX — начале XX веков. Это кирпичные постройки с богатой декоративной отделкой с элементами древнерусской архитектуры. Строительство монастыря осуществлялось в основном на деньги благотворителя женского монастыря московского купца С. В. Перлова и его жены А. Я. Перловой.

На территории монастыря есть дом С. В. Перлова:

В связи с революционными событиями, после Октябрьской революции в 1918 году обитель переименовали в трудовую коммуну, а в марте 1923 года она была закрыта. Все земли и постройки монастыря стали собственностью колхоза.

Монашеская жизнь в обители возродилась лишь в марте 1990 года. Указ о возобновлении монастыря Шамордино был подписан 3 мая 1990 года. Женский монастырь Шамордино вновь открылся освящением храма в честь иконы «Утоли моя печали».

Храмы Шамордино фото

Сейчас в обители три действующих храма.

Главный Казанский собор в честь Казанской иконы Божией Матери:

Храм в честь преподобного старца Амвросия, фото из интернета:

и домовой храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

28 июля 1996 года храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Раньше на этом месте был дом-келья, где жил защитник православной веры, старец Амвросий, приезжая в обитель. Он умер в своей келье 28 июля 1891 года. И сейчас сестры монастыря называют его, вспоминая о нем, батюшка Амвросий — говоря о нем, как о живом.

Великий всероссийский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский в 1988 году на Поместном Соборе Русской православной церкви в Троице-Сергиевой Лавре был причислен к лику святых. В храме преподобного Амвросия сейчас проходят службы.

Еще в одном храме — в честь Пресвятой Троицы проводятся восстановительные работы.

На территории монастыря есть и другие монастырские строения — трапезная, богадельня, больница, мастерские, хозяйственные постройки.

Территория монастыря большая, благоустроенная. Шамордино женский монастырь — очень красивое, ухоженное женскими руками, окруженное постоянной заботой сестер монахинь, тихое спокойное одухотворенное святое место, одно из самых посещаемых мест Калужской области.

Женский монастырь Шамордино фото весной

Самые весенние цветы — нарциссы и тюльпаны украшают территорию Шамординского монастыря:

Женский монастырь стоит на холме, у подножия этого живописного холма протекает река Серена, которая питается водами многочисленных родниковых ключей, раньше здесь было несколько святых источников, которые со временем были разрушены.

21 июля 1990 года, после возрождения обители, обустроили и освятили «Живописный источник» в честь Казанской иконы Божией Матери. Пройдя немного по территории монастыря, сюда можно спуститься по деревянной лестнице с лестничными площадками для отдыха, лестница крутая, ведет к купели, часовне и колодцу. Здесь можно набрать святой воды и искупаться в купели, фото из интернета:

Женский монастырь в Шамордино Калужской области ежедневно посещают паломники и туристы, в течение многих лет десятки тысяч людей посещают святую обитель, приезжают в Шамордино к преподобному Амвросию Оптинскому, здесь свято почитается и сохраняется память о чудотворце и учителе, всероссийском святом старце преподобном Амвросии.

Женский монастырь живет ежедневным трудом и молитвами, проводятся богослужения, молебны, отмечаются Престольные праздники, детские Рождественские праздники, сестры монахини принимают участие в православных выставках-ярмарках в разных городах России.

На территории монастыря душа может потрудиться и отдохнуть. Весной и в любое время года здесь приятно погулять, везде красиво, тихо и уютно. Сюда можно приехать с экскурсией по святым местам Калужской области, с паломнической поездкой. Многие приезжают сами, возвращаются сюда снова, чтобы окунуться в этот мир добра и красоты, увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням.

Посмотрите видео — еще больше фото Шамордино:

Шамордино женский монастырь видео

Почитайте и посмотрите также:

Будьте всегда здоровы и счастливы! Приятных Вам путешествий!

Монастырь в Шамордино официально называется «Казанская Амвросиевская пустынь - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви».

Монастырь действующий. Сейчас в нем проживает более ста монахинь и послушниц, в храмах проводятся все виды богослужений и требы: крещения, венчания, молебны за здравие, за упокой и так далее; работает воскресная школа.

Месторасположение монастыря

Шамордино находится на расстоянии 220 км от г. Москва, 14 км от Козельска и от Оптиной пустыни в 12 км, его географические координаты: 540 09′ 36″ с. ш. и 350 52’05″ в. д.

Шамордино на карте:

Для того чтобы доехать до Шамордино на личном транспорте из Москвы, надо ехать по трассе М3 до поворота на г. Калуга, затем по Р93, уйти с нее на Р92 и ехать, до деревни Каменка, свернуть направо, к деревне Шамордино, а далее до женского монастыря, купола видны издалека.

Доехать до Шамордино на общественном транспорте из г. Москва можно следующим образом:

  • на электричке до г. Калуга, затем от автовокзала на любом автобусе, идущем в сторону Козельска, Сосенского, Хвастовичей или Ульяново; доехать до поселка Каменка, дальше на автобусе или на такси до деревни Шамордино, а дальше 1 км пешком до монастыря;
  • от метро «Теплый стан» до Каменки на автобусе, идущем в сторону Козельска, Хвастовичей или Сосенского.

При посещении монастыря правильно необходимо выглядеть соответствующим образом:

Мужчины - брюки с длинными штанинами и сорочки с длинными рукавами или костюмы;

Женщины - головы покрыты, платья с длинными рукавами и юбки - ниже колена.

Во время нахождения на территории обители нельзя делать следующие вещи:

  • курить и распивать спиртное;
  • слушать музыку;
  • входить в монашеские корпуса;
  • фотографировать и проводить видеосъемки как в храмах, так и в других помещениях комплекса;
  • без надобности заговаривать с монахинями или отвлекать их от дел праздными разговорами;
  • фотографировать монахинь или просить сфотографироваться с ними.

Где можно поесть и переночевать:

Немного истории существования

В самом начале своего существования монастырь в селе Шамордино был определен Святейшим Синодом, как «Казанская женская община». Этот было в 1884 году. Располагалась община в имении Ключаревой, умершей вдовы надворного советника. Она была благочестивой и добродетельной: покровительствовала нескольким сиротам и престарелым бедным вдовам. Она приняла постриг и пожертвовала все свое состояние на создание женской монашеской общины.

Настоятельницей строящейся общины была назначена София Михайловна Болотова по рекомендации своего духовника преподобного Амвросия Оптинского.

Схимонахиня София

Преподобный Амвросий Оптинский

Монастырь в Шамордино создавался с начала 1884-го года. В общей сложности на создание всего монастырского комплекса ушло 7 лет: с 1884 г. по 1901 г. Финансирование строительства монастыря осуществлялось московским купцом Сергеем Васильевичем Перловым, а затем его женой Анной Яковлевной Перловой, которые были благотворителями монастыря. Помимо основных храмов монастырского комплекса, ими были построены и оборудованы типография и мастерские.

Супруги любили эту местность, эту обитель. Здесь же они построили для себя дом и приезжали сюда из Москвы. По завещанию купца, его похоронили при обители. А его жена, овдовев, подолгу жила в своем монастырском доме с детьми и внуками. Позже она приняла постриг и получила имя Амвросия.

Сергей Васильевич Перлов

Анна Яковлевна Перлова

В 1916 году под наставничеством игуменьи Валентины в монастыре проживало почти 700 монахинь и послушниц. Но уже в 1917 году после революции монастырь закрыли, купола разрушили, колокола и кресты отправили на переплавку, всю монастырскую ценную утварь разграбили, земельные угодья национализировали. Монастырь стал называться сельскохозяйственной артелью, а монахини и послушницы, которым еще было позволено жить в обители, вплоть до 1923 года, назывались членами этой сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель распустили, а многих монахинь постигла печальная участь.

За все прошедшие смутные для православия годы - революции, Гражданской войны, советской власти, включая Великую Отечественную войну — монастырь методично разрушался, а помещения осквернялись: в них организовывались то склады, то гаражи, то еще что-то, не подобающее святому месту. Так продолжалось до 1990-х годов, когда потихоньку начали возрождать комплекс монастыря.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле - «неорусской» стилистической ориентации русского стиля - из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы - первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру - Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» - 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Святые источники

В окрестностях Шамордино всегда били большие и малые родники с чистой питьевой водой. Несколько родников было и на территории женского монастыря, которые обладали целебными свойствами; монахини заботились о чистоте родников. После упразднения монастыря родники засорились, заболотились, некоторые высохли.

В настоящее время действуют два источника: «Живоносный источник», недалеко от Троицкой церкви, и «Казанский источник», недалеко от Казанского собора.

Источники освящены, вода пригодна для питья и омовений.

«Живоносный источник»

«Казанский источник»






Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода