Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Каспийская военная флотилия: оборона Нижней Волги и Кавказа. Военно-морская мощь российского каспия


Каспийская флотилия ВМФ России: состав и дислокация


Оперативное объединение Каспийская флотилия ВМФ России базируется в Астрахани, а в составе имеет надводные корабли, поисково-спасательные суда, авиацию, части береговых войск, а также специального, технического и тылового обеспечения. Главными задачами её являются следующие: обеспечить национальные и государственные интересы РФ в данном регионе, противодействовать терроризму.

История

Краснознамённая Каспийская флотилия ВМФ России - почти старейшее оперативное объединение военно-морского флота нашей страны, образованное в ноябре 1722 года императором Петром Первым.

Одновременно был построен военный порт в Астрахани, чтобы защитить север и запад побережья Каспия.

Образована 15 ноября 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта, для защиты северного и части западного побережий Каспия.


Каспийская флотилия ВМФ России участвовала практически во всех походах, которые предпринимала страна в данном регионе: Персидский поход 1722 года, предпринятый императором, сопровождался уже 80 крупными кораблями.

С 1867 года главная база переместилась в Баку . Таким образом охранялись рыбные и торговые промыслы, были представлены флотилией промышленные интересы России в Иране.

Заслуги были велики: Каспийская флотилия ВМФ России завоевала право на Георгиевскую ленту, которую носили моряки на бескозырках.

В 1918 году флотилия стала Военным флотом Астраханского края, затем была реорганизована в 1931-м. В Великую Отечественную Каспийская флотилия ВМФ России воевала под Мариуполем, Керчью, Севастополем и многих других фронтах, моряки сопровождали в транспортах военные грузы и нефть по Каспию. За огромные заслуги в войне с фашистскими захватчиками многие сотни матросов и офицеров были удостоены медалей и орденов, а среди них - восемь Героев Советского Союза. Сама Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала Краснознамённой.

Базирование и состав


Когда государство СССР перестало существовать, а республики преобразовались в суверенные страны, в 1992 году силы, средства и корабли флотилии тоже были разделены. Семьдесят процентов всех средств перебазировались обратно в Астрахань, где находится главный штаб, а кроме того, в Каспийск и Махачкалу, остальные тридцать процентов отошли Азербайджану - жилой фонд, береговая инфраструктура и корабли. В 2010 году Каспийская флотилия уже находится в составе Южного военного округа. Она составляет едва ли не главную компоненту, поскольку в составе её находятся части морской пехоты, береговых войск ракетной артиллерии и много чего ещё, помимо основного состава - нескольких дивизионов и бригад кораблей.

Сергей Михайлович Пинчук (род. 26 июля 1971 года , Севастополь , СССР) - российский военачальник, командующий Каспийской флотилией с 20 сентября 2016 года. Командир Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота (2011—2014), контр-адмирал (2014).

Сегодня Каспийская флотилия насчитывает около сорока кораблей и разнообразных судов, два сторожевых корабля - "Дагестан" и "Татарстан", три малых ракетных - "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг", четыре малых корабля артиллерии - "Махачкала", "Волгодонск" и "Астрахань". А также имеются здесь ракетные и артиллерийские катера, два базовых тральщика и пять рейдовых, шесть десантных катеров и многое, многое другое.

Каспийская флотилия — одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база — Астрахань , места базирования и дислокации — Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.


Флагман сторожевой ракетный корабль "Татарстан" (проект 11661К, тип "Гепард").

ТТХ СКР пр.11661 “ Татарстан “

Водоизмещение стандартное 1500 тонн, полное 1930 тонн.

Длина 102,2 метра, ширина 13,76 метра, осадка 3,7 метра.

Скорость полного хода 28 узлов.

Дальность плавания 3800 миль на 14 узлах, 950 миль на 27 узлах. Автономность плавания 15 суток.

Силовая установка: 1 x 38000 л.с. ДГТА М-44 (2 x 15000 л.с. ГТУ, 1 x 8000 л.с. дизель 86Б), 2 ВФШ.

Вооружение:

Навигационное вооружение:

НРЛС МР-212 «Вайгач».

Радиолокационное вооружение: РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»;

РЛС МР-352 «Позитив(-М1)»;

МПЗ-301 «База» (ЗРК); СУО МР-123 «Вымпел».

Радиоэлектронное вооружение:

2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 система РЭБ ТК-25(Э);

БИУС «Сигма» («Сигма-Э»);

ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335.

Артиллерия:

1 × 76 мм АУ АК-176М;

2 × 14,5 мм МТПУ.

Зенитная артиллерия: 2 × 30 мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение:

2 × 4 ПУ ПКРК «Уран»;

1 × ЗРК «Оса-МА-2»;

2 × ПЗРК «Игла-М».

В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

  • 2 сторожевых корабля проекта 11661К ("Татарстан" и "Дагестан"),

  • 3 малых ракетных корабля проекта 21631 ("Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг"),

ТТХ МРК пр. 21631 “ Град Свияжск “

Водоизмещение 949 тонн.

Длина 74,1 метра, ширина 11,0 метров, высота 6,57 метра, осадка 2,6 метра.

Скорость хода 25 узлов.

Дальность плавания до 1500 миль.

Автономность 10 суток.

Экипаж от 29 до 36 человек.

Движитель: Водомётный движитель.

Вооружение:

Артиллерия: 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал»,

3х1 7,62-мм пулемётная установка.

Зенитная артиллерия:

2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2).

Ракетное вооружение:

1х8 Калибр или 1х8 Оникс,

2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

  • 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 ("Астрахань", "Волгодонск", "Махачкала") и 12411 (МАК-160),

ТТХ МАК шифр «Буян» пр. 21630 “ Астрахань “

Водоизмещение полное 520 тонн.

Длина 61,8 метра, ширина 9,6 метра, высота борта 6,57 метра, осадка 2,0 метра.

Скорость полного хода 26 узлов.

Дальность плавания 1500 миль.

Автономность плавания 10 суток.

Экипаж от 29 до 36 человек.

Силовая установка: 2х8000 л.с., дизели М507Д, 2 водомета.

Вооружение:

Навигационное вооружение:

1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма.

Радиолокационное вооружение: 1 х РЛС «Позитив»,

1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК.

Радиоэлектронное вооружение:

2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

Артиллерийское вооружение:

1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал»,

2х1 14,5-мм пулемётная установка,

1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М».

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм ЗАК АК-306.

Зенитное ракетное вооружение: 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

  • 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
  • 5 артиллерийских катеров,

ТТХ АКА пр. 1204

Водоизмещение, т:

Стандартное 73,4 - полное 77,4

Главные размеры, м:

Длина наибольшая (по КВЛ) 27,7 (26,8)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,3 (3,78)

Осадка средняя 0,85

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 14 (1)

Автономность по запасам провизии, сут 7

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДД, 2 х М-50Ф (2 200)

Количество х тип (суммарная мощность, л. с.) движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 25)

Скорость хода, уз 23

Дальность плавания ходом 10 уз, мили 320

Вооружение:

Наименование БМ-14-17

Количество ПУ х направляющих 1 х 17-140-мм

Боекомплект 34 НУРС М-14-ОФ

Артиллерийские комплексы: - количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-76-мм (в башне от танка ПТ-76)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-14,5-мм (2М-6),

1 х 2-25-мм (2М-ЗМ)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-7,62-мм (ПКТ)

Количество гранатометов х стволов (тип гранатометов) 4 х 1-30-мм («Пламя» БП-30)

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-2М»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (ПЗРК)

Боекомплект 8 ЗР

Радиоэлектронное:

Навигационная РЛС «Донец-2»


  • 5 рейдовых тральщиков,

  • 6 десантных катеров,

ТТХ ДК пр. 21820 “ Атаман Платов “

Водоизмещение, т:

стандартное:

Размеры, м:

Скорость полного хода, уз:

Дальность плавания:

Автономность, сут:

Силовая установка:

2х10000 л.с., дизели М507А-2-010М3, 2 ВФШ в насадках

Вооружение:

2х1 14,5 мм МТПУ-1

Десантовместимость:

3 основных танка Т-72 или 5 БТР-80 и 50 чел или 1 единица БТТ и 90 чел или 140 т груза

Экипаж, чел:

ТТХ катера проекта 11770 «Серна»:

Водоизмещение пустого катера 53,8 тонны,

полного без груза 61,0 тонна,

полного с грузом 99,7 тонн.

Длина 25,6 метра, ширина 5,8 метра.

Осадка без груза: 0,42 метра в носу, 1,48 метра в корме; осадка с грузом: 1,16 метра в носу и 1,52 метра в корме.

Максимальная скорость хода 30 узлов.

Дальность плавания 600 миль при 29 узлах.

Экипаж 5 человек.

Силовая установка: 2 дизеля М503А по 4000 л.с.

Вместимость:

1 основной танк Т-80, или 2 БМП, или 92 человек десанта, или до 45 тонн груза (в трёхбальный шторм не более 29 тонн).

* Малое гидрографическое судно "Анатолий Гужвин",


В составе флотилии — несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

Каспийская флотилия, по данным Министерства обороны России, только в 2015 году участвовала в более сорока учениях разной направленности, в том числе и по борьбе с терроризмом. Флагманом служит ракетный сторожевой корабль "Татарстан" под командованием контр-адмирала Игоря Владимировича Осипова.

Суда и корабли, части и подразделения специального назначения - честь и слава, которую бережёт и преумножает Каспийская флотилия ВМФ России. Состав её разнообразен и насколько возможно полон: сюда входит даже гидрографическое судно службы ВМФ.

Использование

Надводная составляющая ВМФ защищает морские коммуникации, перевозит и прикрывает десанты, устанавливает минные заграждения и борется с минной опасностью, обеспечивает выход и развёртывание подводных сил, а также и возвращение их на территорию базы. Подводные же наносят неожиданные удары по континентальным и морским целям, а также и разведывательным. Вооружение Каспийская флотилия ВМФ РФ имеет самое современное: баллистические и крылатые ракеты. Морская авиация предназначается для противостояния группировкам надводных кораблей, для ракетных и бомбовых ударов по объектам на берегу, для отражения атак противокорабельных ракет и вражеских самолётов, для указания цели кораблям при обнаружении подводных лодок противника.

Таким образом, обороняются все побережья Каспия: военно-морские базы, порты, пункты базирования и береговые объекты, а также ведутся боевые действия всем составом воздушно-морских десантов. Каспийская флотилия ВМФ России, состав которой предполагает качественную защиту наших рубежей, не только стоит на страже, но и сдерживает все военные силы остального мира, умиротворяет угрозы недоброжелателей по отношению к нашей стране, защищая её суверенитет даже за пределами сухопутных территорий - во внутренних и территориальных водах, а также свободное передвижение судов в открытых морях и океанах.

Ради мира

Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность море хозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.

Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: "Углич", "Великий Устюг", "Град Свияжск" и "Дагестан" отлично справились с поставленной задачей.

Оснащение

Все корабли, охраняющие наши границы на Каспии, разработаны и произведены на верфях страны: на Зеленодольском и Приморском заводах, судостроительных заводах Азовска, Астрахани, Феодосии, Петрозаводска, а также ССЗ "Волга", "Залив", "Имени 61 коммунара", но особенная гордость - ракетные катера и тральщики с берегов Невы, которые получила Каспийская флотилия ВМФ России. Адрес: Санкт-Петербург, Средне-Невский судостроительный завод. Ракетные катера оснащены тактическими крылатыми ракетами "Калибр", который производится в Екатеринбурге. На этой же основе разработаны комплексы подводного, надводного, воздушного и наземного базирования, а также экспортные варианты. Именно этим вооружением пользуются Россия, Индия и Китай.

Данные об экспортном варианте официально разглашались, поэтому можно сказать о предельной дальности такой ракеты. Она составляет от двухсот семидесяти до трёхсот километров. Однако ещё в 2012 году состоялась встреча Сергея Аклеминского, вице-адмирала, который в то время командовал Каспийской флотилией, с президентом Дагестана, где прозвучали другие цифры. С. Аклеминский уверенно заявил, что в своём тактическом варианте кралатая ракета комплекса ЗМ14 ("Калибр") легко поражает цели, находящиеся на расстоянии более чем две с половиной тысячи километров. Двадцать шесть точных залпов в цель на территории Сирии и затем ещё восемнадцать настолько же успешных говорят о том, что вице-адмирал никого не вводил в заблуждение. Корабли и суда, откуда был нанесён удар, - это Каспийская флотилия ВМФ России, адрес её не менялся, Каспий она не покидала.

Как поделили Каспий

Берега Каспийского моря делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. Раньше, во время СССР, стран, претендующих на самое крупное озеро мира было только две - Советский Союз и Иран. Изменение политической карты значительно усложнило ситуацию. Этот регион чрезвычайно важен для каждой из вышеперечисленных стран, это и биологические, и энергетические ресурсы, здесь большие запасы газа и нефти, а также девяносто процентов осетровых рыб мира. В данный момент Каспий между прибрежными странами не поделен, кроме экономических зон и территориальных вод. Это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет любыми правдами и неправдами заполучить как можно больше территории. Наши интересы на Каспийском море защищает Каспийская флотилия ВМФ России. Российская Федерация очень долго настаивала на том, чтобы Каспий был чем-то вроде кондоминимума, общим достоянием всех пяти государств, когда действия каждого согласовываются с остальными. Добиться понимания не удалось, и Москва изменила позицию, предлагая поделить морское дно по срединным линиям, продолжающим границы на суше, а толща моря будет общей. На такой раздел согласились Азербайджан и Казахстан. Однако Азербайджан хочет взять во владение не только дно, но и акваторию с воздушным пространством своего сектора. Ирану больше нравится делёж поровну - каждой стране двадцать процентов. Туркмения настаивает на сорока семи милях зон экономических интересов. Словом, согласия пока нет. Это объясняется тем, что на недавно открытые месторождения претендуют сразу несколько стран. Тем более что сложно провести границы по озеру, где уровень воды - величина непостоянная, а берега всё время меняют свои очертания.

Причины напряжённости

Все государства прикаспийского региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение - всё это получает пополнение и дополнения.

А что делать, если ответ соседей на вопрос "зачем?" Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.

Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.

Интенсивность повысилась

Летом 2016 года значительно увеличилось количество походов, в которых участвовали корабли Черноморского флота и Каспийская флотилия ВМФ России. Астрахань, являющаяся основным местом базирования флотилии, принимала участие в разработке планов учений и выполнения совместных учебно-боевых задач. Состав тактических группировок был различным, выполнялись артиллерийские и ракетные стрельбы с привлечением до двадцати судов и кораблей обеспечения.

Проведены конкурсы международных армейских игр "Морское дерби", "Глубина" и "Кубок моря". Пройдено более 197 тысяч морских миль, то есть свыше 336 000 километров. Время, проведённое в море экипажами, составило 2300 суток, то есть показатели прошлого года перекрыты почти в два раза.

Учения-2016

Только один июньский учебный сбор на Каспии длился две недели. Отряды боевых кораблей и приданные им суда обеспечения вернулись из морского похода по центральной и южной частям Каспийского моря. Пятнадцать суток выполняла поставленные задачи Каспийская флотилия ВМФ России. Махачкала и Астрахань приняли на своих базах корабли, прошедшие почти две тысячи миль (3600 километров морского пути) и выполнившие более пятидесяти разнообразных по направленности и тематике корабельных учений.

Улучшилось совместное маневрирование, взаимодействие отряда кораблей, отработано движение разными строями. Проведены артиллерийские стрельбы, учения по противоминной защите, противовоздушной обороне во взаимодействии с авиацией, по поиску и сопровождению морских и воздушных целей, наведению авиации с дальнейшим уничтожением цели. Отработаны заправка на ходу горюче-смазочными материалами, пополнение материальных запасов с помощью судов обеспечения. И это только один поход. А учения продолжались весь весенне-летний сезон.

Хорошая новость

Спасательным буксирным судном пополнилась Каспийская флотилия в июле 2016 года. СБ-738 прекрасно выдержало государственные испытания: энергетические установки работают надёжно, навигационное оборудование и остальные системы показали себя с наилучшей стороны. Успешно пройден весь комплекс наладки и контроля аварийного и спасательного комплекта, выполнены поисковые, обследовательские и водолазные работы на разных глубинах, проверены мореходные качества, управляемость, ходкость, остойчивость, инерция на всех ходовых режимах.

Судно приняло участие в корабельных учениях по его основному предназначению - тушение пожаров на берегу и на аварийных судах с оказанием помощи пострадавшим, в том числе и медицинской, и эвакуацией людей.

Все характеристики судна подтверждены и соответствуют техническим условиям. Каспийская флотилия включила в свой состав ещё одну судовую единицу к двум другим, выполненным по этому же проекту. Теперь один буксир будет снимать с мелей корабли на Чёрном море, а два - на Каспийском. А также тушить пожары, подавать электроэнергию, поддерживать на плаву аварийные корабли, выполнять водолазные работы, собирать разлившиеся нефтепродукты с поверхности воды, выполнять обследовательские и поисковые работы.

«Работа по розыску агентуры противника, изменников Родины и предателей в условиях дислокации Отдела контрразведки “Смерш” Дунайской флотилии на территории шести европейских государств приобретает исключительно важное и первостепенное значение.

Это обусловливается следующими обстоятельствами:

[…] Наличием большого количества агентуры противника, оставленной и осевшей в странах Европы после изгнания из них гитлеровской армии.

[…] Наличием значительного количества советских граждан в европейских государствах (насильно угнанных немцами, б[ывших] военнопленных И Т.Д.), в числе которых имеются изменники Родины, немецкие пособники и предатели. […]

Всего в результате розыскных мероприятий было арестовано 65 агентов противника, диверсантов, предателей и изменников Родины. […]

Кроме того, в результате розыскных мероприятий была арестована агентура разведывательных органов “Ваффен СС Ягдфер-банд”, “Абверштелле-17”, “Абверштелле Донаушутц”. […]» .

Велась контрразведчиками флотилии и борьба с дезертирством. 10 марта 1945 г. ОКР «Смерш» ДуВФ докладывал в центр:

«За период январь - февраль 1945 г. Отделом контрразведки “Смерш” КДуФ зафиксировано 10 случаев дезертирства военнослужащих Краснознаменной Дунайской флотилии. Из них: старшинского состава - 4; рядового - 6.

В результате принятых агентурно-оперативных мероприятий и местного розыска нами были выявлены и задержаны 4 человека, 5 человек объявлены в местный розыск и 1 - во всесоюзный. […]

В целях предотвращения в будущем возможного дезертирства предупрежден весь оперативный состав об усилении работы […] по борьбе с дезертирством. […]

[…] О всех случаях дезертирства проинформирован Военный совет» .

В конце войны и в первые послевоенные месяцы сотрудники контрразведки Дунайской флотилии фиксировали проявление интереса со стороны разведывательных служб союзников - Англии и США к Придунайскому региону. В целях повышения эффективности работы контрразведчики флотилии тесно взаимодействовали с органами «Державной сигурности» Болгарии и «Народной защиты» Югославии. Советские контрразведчики отмечали, что деятельность разведывательных органов союзных держав - США и Англии с каждым днем становится все активнее. Английские разведчики действуют своими излюбленными и испытанными методами - завязывание обширных связей, преподнесение подарков, организация интимных вечеров, делают попытки проникнуть в среду советских военнослужащих с целью сбора военной информации. По данным советской контрразведки, союзники располагали данными об организации советской разведки, численности состава советских оккупационных войск, о заинтересованности советских представителей румынскими кораблями, возвращенными Румынии Советским Союзом, и т. д.

В 1960 г. Краснознаменная орденов Нахимова и Кутузова II степени Дунайская флотилия была расформирована.

Ильменская военная флотилия

Ильменская военная флотилия была сформирована в составе Северо-Западного фронта в июле 1941 г. из трех буксиров Волхово-Ильменского пароходства, переоборудованных канонерских лодок и 9 вооруженных катеров (база - Новгород). Флотилия была укомплектована мобилизованными речниками Волховско-Ильменского пароходства и артиллеристами и пулеметчиками из армейских частей. Действуя на озере Ильмень и реках Волхов, Тигода, флотилия несла сторожевую службу, вела разведку, прикрывала отход войск фронта, обеспечивала эвакуацию гражданского населения, грузов и ценностей из Новгорода, поддерживала боевые действия частей сухопутных войск, переправляла войска и грузы через реки. 20 октября 1941 г. Ильменская военная флотилия была расформирована, ее корабли переданы в состав Ладожской военной флотилии. В апреле 1943 г. в составе Северо-Западного фронта был сформирован Ильменский отряд кораблей, который вел боевые действия с 15 августа 1943 г. по 6 апреля 1944 г., после чего был передан в состав Балтийского флота .

Краснознаменная Каспийская флотилия

Каспийская военная флотилия ведет свою историю от создания в апреле 1918 г. Военного флота Астраханского края, который в октябре 1918 г. был преобразован в Астрахано-Каспийскую флотилию. В конце июля 1918 г. корабли флотилии были захвачены интервентами. После освобождения Баку они в июле 1920 г. вошли во вновь созданные Морские силы Каспийского моря, которые были переформированы в июне 1931 г. в Каспийскую военную флотилию.

Накануне Великой Отечественной войны в состав Каспийской военной флотилии входили: управление флотилии (г. Баку); дивизион канонерских лодок (5 лодок), отдельно плавающие корабли (у/к «Правда» и катер типа «Ямб»), охрана водного района, разведывательные органы (разведывательное отделение, морской пункт связи, береговые радиоотряд и радиопункт); подразделение связи (СНиС); гидрографическая служба (гидрографический отдел, морская обсерватория, гидрографический отряд); военноморские учебные заведения и школы (Каспийское военно-морское училище, Объединенная школа, Базовый арткабинет, научноиспытательный химический полигон, флотский полуэкипаж); тылы (Бакинский военный порт, склады и производственные предприятия, пожарные инспекция и охрана, КЭЧ, финансовый отдел, инженерное отделение, санитарный отдел, поликлиника и лазарет, отделы военной прокуратуры и военного трибунала, Дом военно-морского флота); береговая оборона (Отдельная стрелковая рота, штаб объекта ПВО); авиация (отдельное авиазвено, отдельное испытательное авиазвено при НИХП); 4-орудийная береговая батарея (о. Наргин), пост СНиС (Ленкорань); участок гидрографической службы (Ленкорань). В Красноводске находились: Военно-морская комендатура при торговом порте, участок гидрографической службы, береговые маяки флотилии - в Ап-шероне и Ленкорани, плавмаяки - «Астраханский приемный» и «Красноводский», базовые гидрометеостанции - на острове Сара, в Гасан-Кули, Красноводске, Ленкорани. Всего в Каспийской военной флотилии было 3225 военнослужащих, в том числе 639 человек начальствующего состава, 609 человек младшего начальствующего состава, 980 - рядового состава, 1000 курсантов Каспийского ВМУ, кроме того, 788 человек вольнонаемного состава .

С начала Великой Отечественной войны Каспийская флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народнохозяйственных грузов. На всем протяжении войны Каспийская военная флотилия была надежной кузницей кадров Военноморского флота СССР. Здесь формировались, готовились корабельные экипажи, проходили испытания подводные лодки, построенные в Сормово , надводные корабли, которые исправно пополняли боевой состав воюющих флотов. За годы войны личный состав флотилии отремонтировал, достроил и укомплектовал экипажами свыше 250 катеров и других кораблей и судов, переданных на Черноморский и Северный флоты и в другие флотилии.

Уже в октябре 1941 г. на сухопутный фронт ушел первый батальон морской пехоты, сформированный исключительно из моряков флотилии. Всего же за годы войны из состава Каспийской флотилии на сухопутный фронт было отправлено около 5 тысяч краснофлотцев, старшин и офицеров.

В самые напряженные дни битвы за Кавказ приказом наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова Каспийская флотилия была объявлена действующей, и ее главной задачей было определено обеспечение народно-хозяйственных и оперативных воинских перевозок на Каспии и борьба с вражескими десантами. Только в 1942–1943 гг. флотилия обеспечила перевозку 21 млн т нефти и нефтепродуктов. Кроме того, моряки флотилии обеспечили доставку через каспийские порты более 4 млн т ленд-лизовских грузов .

Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 Скрицкий Николай Владимирович

АВРААМОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ Командующий Чудской военной флотилией

АВРААМОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ

Командующий Чудской военной флотилией

Офицер императорского флота Н.Ю. Авраамов отличился в годы Первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны он известен не только заслугами на Чудском и Ладожском озерах. Более знаменит Авраамов как руководитель Школы Юнг на Соловецких островах и автор учебников по морской практике.

Николай Авраамов родился 9 (21) июня 1892 года в городе Баку. В 1906 году юноша поступил в Морской корпус и прошел все этапы службы от кадета до командира корабля. В 1912 году его выпустили из Морского корпуса на Балтийский флот. С декабря 1912 по август 1916 года моряк был вахтенным начальником, младшим артиллеристом крейсера «Громобой». В 1916 году он окончил Артиллерийский класс в Гельсингфорсе. С августа 1916 по февраль 1918 года Авраамов служил артиллерийским офицером, старшим помощником командира эскадренного миноносца «Лейтенант Ильин», а после революции – выборным командиром корабля. Моряк участвовал в Первой мировой войне, получил тяжелое ранение под Ригой в 1916 году. Его наградили орденами Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени. По другим данным, среди его наград – ордена Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и Святого Владимира IV степени с бантом.

В феврале-марте 1918 года Авраамов оставался на «Лейтенанте Ильине». Моряк являлся участником Ледового похода Балтийского флота. В результате этого похода под руководством капитана 1-го ранга А.М. Щастного большая часть кораблей и судов флота была выведена из портов Финляндии в Кронштадт. В апреле 1918 – марте 1920 года моряк служил инспектором по снабжению топливом Балтийского флота. Затем его направили на юг. В мае-июне 1920 года он являлся флагманским артиллеристом штаба коморси Юго-Запада в городе Николаеве, затем до июля – инспектором портов, а июле-августе 1920 года – заместителем флагарта штаба Черного и Азовского морей. В августе-декабре 1920 года военмор был начальником артиллерии штаба Кавказского сектора в городе Новороссийске, затем до февраля 1921 года служил начальником артиллерии и начальником Новороссийского укрепленного района. В феврале-августе 1921 года он был начальником Туапсинского укрепрайона кавказского побережья. В августе-сентябре 1921 года Авраамов состоял военно-морским экспертом комиссии по чистке личного состава флота в Севастополе. В октябре-ноябре моряк командовал канонерской лодкой «Эльпидифор» № 413, но заболел. До апреля 1922 года он лечился в Батуме и Тифлисе, после чего был по инвалидности демобилизован. На флот Авраамов вернулся весной 1925 года. С апреля 1925 года он был помощником командира Учебного отряда кораблей Морских сил Черного моря по учебной части. В июле-августе и с сентября 1925 по октябрь 1926 года моряк исполнял обязанности начальника Учебного отряда. С октября 1926 по июнь 1928 года он служил начальником распорядительно-строевого отдела штаба флота, затем до ноября 1930 года – начальником отдела и Управления комплектования штаба флота Морских сил Черного моря.

В ноябре 1930 года Авраамов стал жертвой репрессий, но его авторитет и репутация позволили ему вернуться на службу. С января 1932 по сентябрь 1939 года моряк был преподавателем, затем старшим преподавателем, начальником цикла военно-морской практики Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. 17 сентября 1939 года ему присвоили звание капитана 1-го ранга. Далее до февраля 1941 года Авраамов служил на должности старшего инспектора, инспектора управления морской подготовки Управления военно-морских учебных заведений, позднее до июля 1941 года был начальником кафедры морской практики в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Война застала Авраамова на Чудском озере, где он руководил практикой курсантов училища.

3 июля 1941 года командующий Морской обороной Ленинграда и Озерного района отдал директиву о создании на базе дивизиона учебных кораблей Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского Чудской военной флотилии. Командующим назначили капитана 1-го ранга Н.Ю. Авраамова. В состав флотилии вошли канонерские лодки – бывшие учебные корабли «Нарова», «Эмбах», «Исса». Главной базой флотилии являлся Гдов. Значительную часть из 427 человек моряков флотилии составили курсанты. Директива предписывала перевести все плавсредства из западной части озера в восточную. Флотилии следовало поддерживать огнем войска, содействовать переправе своих войск и препятствовать переправе противника.

Флотилию составили небольшие вооруженные пароходы, буксиры и суда. К боевым действиям была подготовлена только канонерская лодка «Эмбах», перестроенная из парохода. Первой задачей командующего стало превращение мирных судов в боевые корабли. Времени у него оказалось немного, так как гитлеровские войска вышли к берегу Чудского озера в середине июля. Флотилия получила задачу содействовать сухопутным войскам в обороне Гдовского участка Ленинградского фронта. Она вела боевые действия в июле-августе 1941 года. Совместно с саперным батальоном моряки Чудской флотилии заминировали мосты и заградили течение реки Эмбах баржами с камнем.

Первоначально моряки вылавливали эстонских сторонников фашистов. 11 июля прибыли автомашины с вооружением, и моряки начали устанавливать орудия на корабли. 13 июля флотилия насчитывала, кроме управления, дивизион канлодок, посыльное судно «Уку», 7 озерных и речных пароходов, 13 катеров и несколько барж. Уже 14 июля командующий с канонерками, 2 пароходами, буксирами и баржами выступил в район Спицыно, южнее Гдова, где корабли начали принимать войска 118-й стрелковой дивизии для перевозки на северный берег. После того как противник занял Псков, моряки поставили мины между северной и южной частями Псковского озера. Они поддерживали войска, оборонявшие Гдов. Когда 17 июля фашисты начали наступать на Гдов, Авраамов высадил на берег отряд из 79 человек. Моряки задержали наступление противника, что позволило завершить эвакуацию города, аэродрома и отрезанных частей 118-й дивизии.

После потери Гдова флотилия продолжала боевые действия из Муствэ на западном берегу Чудского озера. 18 июля флотилию подчинили командиру 11-го стрелкового корпуса 8-й армии. 20 июля 3 канлодки обстреляли шоссе у деревни Спицыно и нанесли значительные потери противнику; 21 июля корабли провели разведку у острова Перисар. Но 22 июля неприятельская авиация нанесла сильный удар по базе Муствэ. Личный состав понес значительные потери, корабли получили повреждения. Командующий решил замаскировать корабли в устьях речек и ждать пополнения. Однако противник продолжал двигаться к Муствэ. Пришлось 23–24 июля затопить канлодку «Нарова», посыльное судно «Уку», вспомогательные суда и плавсредства. С остальными кораблями по указанию командира 11-го стрелкового корпуса Авраамов оставил базу. Моряки вели разведку, спасали бойцов, которые на лодках выходили из окружения. 29 июля флотилию передали в подчинение 8-й армии. 31 июля моряки с пехотинцами неожиданно атаковали Муствэ. Но противник наступал, и 1 августа флотилию для пополнения и отдыха отвели к Нарве. Здесь часть вооружения была снята для использования на суше. 5 августа флотилия, подчиненная Нарвской оперативной группе, получила приказ препятствовать движению противника по северному берегу Чудского озера. 12–13 августа с канлодки «Эмбах» и 4 катеров высадили группу разведчиков южнее Гдова, а на обратном пути отряд потопил катер противника. Но противник занял все берега Чудского озера. 13 августа пришлось затопить суда флотилии, сняв с них вооружение. Моряки сошли на берег. 15–18 августа отряд моряков флотилии вел бои северо-восточнее города Кингисеппа. 20 августа Авраамов во главе 189 человек прибыл в Лениград, а 27 августа Чудская военная флотилия приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района была расформирована. За время деятельности флотилия помогла организовать десятки партизанских отрядов и забросить их на территорию врага, вывести значительное имущество из Гдова и Тарту. Авраамова наградили орденом Красного Знамени.

Затем капитан 1-го ранга состоял заместителем командующего Ладожской военной флотилией (сентябрь 1941 – январь 1942 года) и первым командиром Осиновецкой военно-морской базы (январь – май 1942 года).

Еще 2 сентября командующий Ладожской военной флотилией Б.В. Хорошхин получил постановление Военного совета Ленинградского фронта организовать движение караванов судов по озеру и связанным с ним рекам. Для непосредственного руководства военно-морским обеспечением транспортных трасс ввели должность заместителя командующего флотилией. На эту должность и назначили капитана 1-го ранга Авраамова. Но уже в день подписания постановления намеченный путь был прерван: гитлеровцы вышли к Неве в районе Ивановского. Встал вопрос о строительстве новых пристаней. Уполномоченным Военного совета фронта по строительству Осиновецкой гавани и организации разгрузочных работ 8 сентября стал Авраамов. В его распоряжение передали Балттехфлот Наркомстроя СССР с землечерпательным флотом и обслуживающим персоналом, ЭПРОН для водолазных работ, строителей и баржи в качестве причалов. Был установлен срок принятия судов для разгрузки: 11 сентября – первое судно, 18 сентября – 5 судов, 25 сентября – 25 судов. К концу сентября в Осиновце были построены 2 причала с глубиной подхода 2,5 метра.

С конца сентября организация перевозок была изменена. Начальником порта Осиновец назначили капитана госбезопасности М.Г. Евграфова с подчинением начальнику тыла Ленинградского фронта; Авраамов стал первым заместителем начальника. В ведении начальника порта оказались и другие пристани. Он являлся ответственным за поддержание в порядке гаваней, аварийно-спасательную, санитарную и конвойную службу, охрану и ПВО. Соответственно, та же ответственность лежала и на Авраамове. Уже 12 сентября необорудованный Осиновецкий порт принял первые баржи с продовольствием.

По воспоминаниям командующего флотилией B.C. Черокова, который прибыл на Ладожское озеро в октябре, Авраамов рассказывал ему, как отправлял корабли с десантом в район Шлиссельбурга, и жаловался на трудности с постройкой причала. Очевидно, как заместителю командующего, Авраамову приходилось заниматься не только портовыми, но и боевыми делами. Через некоторое время Чероков побывал в Осиновце и видел новый пирс. Но Авраамов к тому времени еще больше вымотался и похудел.

Несмотря на атаки с воздуха и потери в судах, перевозки продолжали до конца декабря. Только 29 декабря 1941 года Военный совет Ленинградского фронта решил расформировать Осиновецкий порт тыла фронта. Он приказал Военному совету Краснознаменного Балтийского флота создать в Осиновце военно-морскую базу с целью оборонять сухопутный участок на западном берегу, обеспечить базирование и ремонт кораблей, продолжить развитие порта Осиновец и обеспечить перевозки по ледовой трассе через Ладожское озеро.

Так как к зиме большинство кораблей флотилии скопилось на западном берегу Ладожского озера, была создана военно-морская база Осиновец, которой подчинили и местечко Морье с жилым фондом. База имела задачи обеспечивать базирование и ремонт кораблей, обеспечивать их боевую деятельность, приемку грузов и прикрывать коммуникации со стороны озера. Командиром базы назначили капитана 1-го ранга Авраамова.

Зимой в районе Осиновецкого порта проводили ремонт кораблей и судов. Кроме того, продолжали совершенствовать портовые и гидротехнические сооружения, готовили суда к весне. К началу навигации Осиновецкий порт мог одновременно принимать 8 барж. Всего во всех бухтах и бухточках на западном берегу было построено 14 пирсов длиной 2200 метров. 20 мая из бухты Морье, относившейся к Осиновецкому порту, первым вышел на разведку буксир «Гидротехник». С этого рейса началась навигация 1942 года.

В наградном листе 1944 года были отмечены заслуги Авраамова этого периода:

«В сентябре месяце 1941 года был назначен Уполномоченным по выполнению операций по снабжению водным путем города Ленинграда: Ленинградского фронта и КБФ вооружением, боеприпасами, продовольствием и другими видами снабжения. За период его пребывания в Осиновце по май месяц 1942 г. по его инициативе и под его руководством были созданы:

1. Внешние и внутренние причалы с частичным углублением и подъездами.

2. Причал в бухте Гольсмана с волноломом, частичным его углублением и созданием подъездных путей.

3. Пристань в бухте «Морье» с подъездными путями.

4. Новый причал с подъездными путями.

5. Каботажную гавань на новом месте.

6. Волнолом в бухте «Морье», предназначенный для защиты от волн и льда Морьевского причала мелких судов и катеров, а также как единственое место на берегу озера, где могли подходить и швартоваться глубоко сидящие корабли.

Все эти мероприятия значительно способствовали оперативным перевозкам 1942 и 43 г…»

Видимо, тяжелая служба на флотилии подорвали здоровье немолодого моряка. Его направили на преподавательскую работу. С мая 1942 по январь 1943 года Авраамов – начальник курсов младших лейтенантов Балтийского флота, с января 1943 по апрель 1944 года – начальник Школы юнг.

Для школы в июле-августе 1942 года Беломорская флотилия перевезла 1174 подростка в возрасте 14–15 лет. Школа юнг была организована на Соловецких островах. Здесь в полной мере проявился педагогический талант Авраамова, ибо ему приходилось иметь дело с мальчишка ми – людьми непростой судьбы: сиротами, участниками боевых действий.

Большинство из воспитанников стали хорошими людьми. Среди выпускников оказались такие знаменитые люди, как Герой Советского Союза В. Коробов, Герой Социалистического Труда М. Балуев, Л. Павловский, лауреат Госпремии А. Махотин, народный артист Б. Штоколов. Среди воспитанников школы был ставший позднее писателем B.C. Пикуль, который свой первый роман «Океанский патруль» посвятил «Памяти друзей-юнг, павших в боях с врагами, и светлой памяти воспитавшего их капитана 1-го ранга Авраамова».

С апреля 1944 по сентябрь 1946 года Авраамов являлся начальником Ленинградского военно-морского подготовительного училища, затем был освобожден от должности и назначен в распоряжение Управления кадров ВМС. В октябре 1946 – октябре 1948 года моряк являлся заместителем начальника НИИ аварийно-спасательной службы, после чего находился в отставке.

Опубликованы труды Авраамова «Судоподъем» (1938) «Морская практика» в 4 частях (1939), «Управление маневрами корабля» (1939), «Подготовка и выгрузка грузов» (1939), «Основы военно-морского дела» (1940), «Борьба за живучесть и содержание корабля в исправности на воде» (1941), «Шлюпочное дело» (1951). Моряка наградили орденами Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», Святой Анны III степени с мечами и бантом, Святого Станислава III степени с мечами и бантом, Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Ленина (1945), 3 орденами Красного Знамени (1942, 1944, 1944), 2 орденами Отечественной войны I степени (1944), орденом Красной Звезды (1945), медалями.

Умер Н.Ю. Авраамов в апреле 1949 года в Ленинграде. Похоронен моряк на Серафимовском кладбище.

Из книги Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 автора Скрицкий Николай Владимирович

АБРАМОВ НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ Командующий Дунайской флотилией Начав службу матросом, Н.О. Абрамов стал контр-адмиралом. Под его командованием Дунайская флотилия в начале Великой Отечественной войны не только оборонялась, сдерживая противника, но и высаживала десант на

Из книги автора

АРЖАВКИН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ Командующий Чудской военной флотилией В трудном первом году Великой Отечественной войны А.Ф. Аржавкин воевал на Волжской военной флотилии, а затем на Чудском озере и Дунае гнал неприятеля на запад, поддерживая сухопутные войска.Александр

Из книги автора

БАРАНОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ Командующий Ладожской флотилией В.П. Барановский стал первым командующим Ладожской военной флотилией в Великой Отечественной войне, но занимал этот пост недолго.Родился Владимир Барановский в Кронштадте 16 августа 1899 года. Послужная карта

Из книги автора

БОГОЛЕПОВ ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ Командующий Ладожской флотилией В.П. Боголепов был прирожденным начальником штаба и ученым, но судьба заставила его в самое тяжелое время принять командование Ладожской флотилией.Виктор Боголепов родился 24 апреля (8 мая) 1896 года в Кишиневе,

Из книги автора

ВОРОБЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Командующий Волжской флотилией Большинство морских командиров-пограничников, которые после начала Великой Отечественной войны были включены в состав ВМФ, во флоте и остались. Одним из исключений явился С.М. Воробьев, который не только

Из книги автора

ГРИГОРЬЕВ ВИССАРИОН ВИССАРИОНОВИЧ Командующий Днепровской флотилией В.В. Григорьев в годы войны был начальником штаба Дунайской, Волжской флотилий, а затем, командуя Днепровской флотилией, прошел с ней от Белоруссии до Берлина.Виссарион Григорьев родился 4 (17) апреля 1907

Из книги автора

ДОЛИНИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ Командующий Беломорской флотилией М.М. Долинин начал морскую службу политработником, завершил ее историком и начальником библиотеки академии. А в промежутке он командовал Беломорской флотилией, которая обеспечивала морские перевозки на

Из книги автора

ДРЕВНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАРТЫНОВИЧ Командующий Ильменской флотилией Не многие моряки в чине капитана 3-го ранга командовали соединением. Такой чести удостоился В.М. Древницкий. В литературе очень мало сведений о жизни и деятельности Древницкого до и после того, как он

Из книги автора

ДЬЯКОНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ Командующий Онежской флотилией А.П. Дьяконов с лета 1941 года командовал Онежской флотилией. Но допущенные им ошибки, которые привели к потерям, заставили наркома ВМФ перевести его летом 1943 года на менее ответственную работу.Александр Дьяконов

Из книги автора

ЗЕМЛЯНИЧЕНКО СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Командующий Ладожской флотилией С.В. Земляниченко по специальности являлся химиком. Но обстоятельства заставили его ненадолго стать командующим флотилией.Сергей Земляниченко родился в Саратове 21 января 1900 года. Он происходил из семьи

Из книги автора

ЗОЗУЛЯ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Каспийской флотилией Ф.В. Зозуля был штабным работником и дослужился до начальника Главного штаба ВМФ. Но в военное время ему довелось командовать отрядами, обеспечивавшими войска на плацдарме у Невской Дубровки под Ленинградом, и

Из книги автора

КУЧЕРОВ СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ Командующий Беломорской флотилией Войну С.Г. Кучеров начал начальником штаба Северного флота, а завершил начальником Главного штаба ВМФ. Между этими постами он командовал Беломорской флотилией, а после войны – флотилией Каспийской.Родился

Из книги автора

САПОЖНИКОВ САМУИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ Командующий Волжской флотилией Как командир учебного отряда на Волге, при создании Волжской флотилии С.Г. Сапожников оказался первым ее командующим, пока его не сменил контр-адмирал Воробьев.Сапожников родился в городе Сызрани Ульяновской

Из книги автора

ФРОЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Командующий Дунайской флотилией Фролов A.C. принял Дунайскую флотилию, когда та уже покинула Дунай. Флотилия действовала на реках и у берегов Крыма, сдерживая противника. А заканчивал войну вице-адмирал начальником штаба Тихоокеанского

Из книги автора

ХОРОШХИН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Ладожской флотилией Б.В. Хорошхин отличился в Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах, воевал на Балтике и флотилиях. Он единственный из всего списка командующих в годы войны погиб в ходе боевых действий.Родился

Из книги автора

ЧЕРОКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ Командующий Ладожской флотилией B.C. Чероков прошел путь моряка от помощника вахтенного начальника до командующего флотилией. Большую часть войны он обеспечивал перевозки по Ладожскому озеру, от которых зависела жизнь Ленинграда.Родился Виктор

Каспийская флотилия - одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база - Астрахань, места базирования и дислокации - Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

Флагман - сторожевой ракетный корабль «Татарстан» (проект 11661К, тип «Гепард»).

В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

— 2 сторожевых корабля проекта 11661К («Татарстан» и «Дагестан»),
— 3 малых ракетных корабля проекта 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»),
— 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и 12411 (МАК-160),
— 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
— 5 артиллерийских катеров,
— 2 базовых тральщика,
— 5 рейдовых тральщиков,
— 6 десантных катеров,
— малое гидрографическое судно «Анатолий Гужвин»,
— спасательно-буксирное судно СБ-45 и др.

Сторожевой корабль «Татарстан» во время военных учений «Кавказ-2012» в Каспийском море

В составе флотилии - несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

17 августа в состав флотилии принят новый спасательный буксир СБ-738 проекта 22870. До конца 2016 г. должны поступить два рейдовых буксира: РБ-410 строится по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода «Звездочка», строительство РБ-937 (проект 90600) завершается на стапелях завода «Пелла» в Санкт-Петербурге.

Ожидается, что в 2017 г. флотилию пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», а до 2020 г. ее состав пополнится еще 6 боевыми кораблями и катерами и будет почти на 90% состоять из новых образцов военной техники.

Учебно-боевые задачи флотилии

В 2016 г. Минобороны РФ публикует только общую статистику по выполнению учебно-боевых задач для Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии.

С января по октябрь корабли ЧФ и флотилии прошли свыше 400 тыс. морских миль (более 750 тыс. км). Наплаванность (проведенное в море время) составила свыше 4,6 тыс. суток, что почти на 40% превысило показатель предыдущего года.

Выполнено более 600 боевых упражнений, в т. ч. свыше 40 ракетных стрельб, более 250 минно-тральных боевых упражнений, около 290 глубинных бомбометаний. В августе экипаж малого ракетного корабля «Углич» победил в конкурсе «Кубок моря — 2016», проходившем в рамках «Армейских международных игр - 2016».

В сентябре корабли флотилии провели артиллерийские стрельбы в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016».

В октябре ракетный корабль «Татарстан» и малый ракетный корабль «Град Свияжск» совершили 20-дневный сбор-поход, за время которого они прошли около 2 тыс. морских миль (3,6 тыс. км), посетили порты Актау (Казахстан) и Бендер-Энзели (Иран).

Из истории флотилии

Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия - северного и части западного.

Среди первых операций флотилии - участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.

В 1867 г. главной базой флотилии стал порт Баку (ныне столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 г. флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена Георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

После Октябрьской революции, в апреле 1918 г., был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931 г. реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. моряки сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами и т. д. За заслуги в разгроме нацистских захватчиков сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

27 апреля 1945 г. за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В 1950–1980-х гг. флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства, 16 апреля 1992 г. произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.

В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.

В ночь с 6 на 7 октября 2015 г. корабли флотилии из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр НК» по объектам «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) на территории Сирии.

Сторожевой корабль «Дагестан» в пункте базирования Каспийской флотилии

Артиллерийский корабль класса «река - море» «Астрахань» спущен на воду на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Углич»

Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса «Калибр-НК» корабля «Дагестан» по береговой цели

Головной корабль серии «Буян-М» «Град Свияжск»

Торпедный катер отрабатывает тактические элементы в дельте Волги

КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море; фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года.

1) Фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море и в дель-те реки Вол-га.

Соз-да-нию фло-ти-лии пред-ше-ст-во-ва-ла дли-тель-ная борь-ба за ов-ла-де-ние Кас-пий-ским по-бе-режь-ем, окон-ча-тель-но за-вер-шив-шая-ся в 1556 году, по-сле при-сое-ди-не-ния Ас-т-ра-хан-ско-го хан-ст-ва к Русскому государству. Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния по-сто-ян-но-го фор-ми-ро-ва-ния сил во-енного фло-та на Кас-пий-ском море бы-ла пред-при-ня-та в 1669 году, ко-гда по-стро-ен-ные по ука-зу ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча ко-рабль «Орёл», ях-та, бот и 2 шня-вы при-бы-ли в Ас-т-ра-хань. Од-на-ко в 1670 году они бы-ли за-хва-че-ны от-ря-да-ми С.Т. Ра-зи-на. По окон-ча-нии Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов зи-мой 1721/22 года, в го-ро-дах Ниж-ний Нов-го-род, Тверь, Уг-лич, Яро-славль ве-лась по-строй-ка су-дов для Каспийской военной флотилии. В ию-ле 1722 года фло-ти-лия (274 суд-на) с де-сан-том вы-шла в Пер-сид-ский по-ход 1722-1723 годов, ре-зуль-та-том ко-то-ро-го ста-ло за-вое-ва-ние го-ро-дов Дер-бент, Ба-ку с при-ле-гаю-щи-ми к ним об-лас-тя-ми. По-сле смер-ти Пет-ра I российские за-вое-ва-ния на Кас-пии бы-ли ут-ра-че-ны. В Ас-т-ра-ха-ни бы-ли ос-тав-ле-ны ог-ра-ниченные си-лы, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ли безо-пас-ность ком-мерческого су-до-ход-ст-ва на Кас-пий-ском мо-ре. Воз-ро-ж-де-ние Каспийской военной флотилии про-изош-ло в 1781 году, ко-гда по пред-пи-са-нию императрийцы Ека-те-ри-ны II в Ас-т-ра-хань при-был от-ряд во-енных ко-раб-лей. В конце XVIII - начале XIX веков фло-ти-лия при-ни-ма-ла ак-тив-ное уча-стие в вой-нах и по-хо-дах российских войск в при-кас-пий-ском ре-гио-не, вы-са-жи-ва-ла морские де-сан-ты, ог-нём ко-ра-бель-ной ар-тил-ле-рии ока-зы-ва-ла со-дей-ст-вие вой-скам в ов-ла-де-нии при-мор-ски-ми кре-по-стя-ми. В 1796 году дей-ст-вия ко-раб-лей Каспийской военной флотилии спо-соб-ст-во-ва-ли ов-ла-де-нию российской ар-ми-ей го-ро-да-ми Дер-бент и Ба-ку. По-сле русско-персидской вой-ны 1804-1813 годов (смотрите Рус-ско-пер-сид-ские вой-ны) Российская им-пе-рия при-об-ре-ла мо-но-поль-ное пра-во на со-дер-жа-ние в Кас-пий-ском море во-енного фло-та. С 1867 года главной ба-зой Каспийского военного флота стал Ба-ку. По ме-ре ста-би-ли-за-ции об-ста-нов-ки в ре-гио-не со-став фло-ти-лии по-сте-пен-но со-кра-щал-ся, и к началу XX века она со-стоя-ла из 2 ка-но-нер-ских ло-док и не-сколь-ких воо-руженных па-ро-хо-дов. В но-ябре 1917 года лич-ный со-став Каспийской военной флотилии пе-ре-шёл на сто-ро-ну советской вла-сти, уча-ст-во-вал в бое-вых дей-ст-ви-ях про-тив турецких войск и от-ря-дов му-са-ва-ти-стов (азербайджанских на-цио-на-ли-стов), в бо-ях по ов-ла-де-нию го-ро-да-ми Пет-ровск-Порт (ны-не Ма-хач-ка-ла), Лен-ко-рань и Дер-бент. В ию-ле 1918 года часть ко-раб-лей Каспийской военной флотилии уш-ла в Ас-т-ра-хань, ос-таль-ные ос-та-лись в Ба-ку и бы-ли вклю-че-ны в со-став фло-та Азербайджанской Де-мо-кра-тической Рес-пуб-ли-ки. Для со-дей-ст-вия вой-скам РККА в апреле - ию-не 1918 года в Ас-т-ра-ха-ни сфор-ми-ро-ван Во-енный флот Ас-т-ра-хан-ско-го края, уси-лен-ный дос-тав-лен-ны-ми с Бал-ти-ки ми-но-нос-ца-ми и подводными лодками, ко-то-рый в ок-тябре был пе-ре-име-но-ван в Ас-т-ра-хан-ско-Кас-пий-скую во-енную фло-ти-лию. В ию-ле 1919 года, по-сле объ-еди-не-ния с Волж-ской во-ен-ной фло-ти-ли-ей, она по-лу-чи-ла название Волж-ско-Кас-пий-ской во-енная фло-ти-лии. В апреле 1919 года с по-мо-щью анг-ли-чан бы-ла соз-да-на Кас-пий-ская фло-ти-лия ВСЮР (смотрите Бе-лый флот), главная ба-за - в городе Пет-ровск-Порт. На-сту-п-ле-ние войск РККА на Северном Кав-ка-зе в апреле 1920 года вы-ну-ди-ло ко-раб-ли Кас-пий-ской фло-ти-лии ВСЮР пе-рей-ти в Ба-ку, а за-тем уй-ти в иранский порт Эн-зе-ли, ко-то-рый на-хо-дил-ся под кон-тро-лем английских войск. В мае 1920 года на ба-зе Волж-ско-Кас-пий-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-рован Кас-пий-ский во-енный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на, си-лы ко-то-рых уча-ст-во-ва-ли в Эн-зе-лий-ской опе-ра-ции 1920 года, в ре-зуль-та-те ко-то-рой ко-раб-ли и во-енное иму-ще-ст-во Каспийской военной флотилии бы-ли воз-вра-ще-ны РСФСР и Советскому Азер-бай-джа-ну. В ию-ле 1920 года Кас-пий-ский военный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на пре-об-ра-зо-ва-ны в Морские си-лы Кас-пий-ско-го мо-ря.

2) Фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года из Морских сил Кас-пий-ско-го мо-ря.

К ию-ню 1941 года в её со-ста-ве на-хо-ди-лись 5 ка-но-нер-ских ло-док, 4 ка-те-ра, отдельная бе-ре-го-вая артиллерийская ба-та-рея, 12 са-мо-лё-тов, ра-дио-ро-та Войск на-блю-де-ния, опо-ве-ще-ния и свя-зи и ряд бе-ре-го-вых час-тей. С на-ча-ла Великой Отечественной вой-ны Каспийская военная флотилия обес-пе-чи-ва-ла эко-но-мические и во-ин-ские морские пе-ре-воз-ки. В августе 1941 года на её ко-раб-лях бы-ли пе-ре-бро-ше-ны в Иран советские вой-ска. В Мо-с-ков-ской бит-ве 1941-1942 годов уча-ст-во-ва-ла сфор-ми-ро-ван-ная из лич-но-го со-ста-ва фло-ти-лии 75-я отдельная морская стрелковая бри-га-да, став-шая впо-след-ст-вии 3-й гвардейской морской стрелковой бри-га-дой. В августе 1942 года Каспийская военная флотилия вклю-че-на в со-став дей-ст-вую-щих сил ВМФ. К это-му вре-ме-ни её бое-вой со-став был уве-ли-чен до 40 бое-вых ко-раб-лей и ка-те-ров, ко-то-рые со-про-во-ж-да-ли транс-пор-ты, осу-ще-ст-в-ля-ли бое-вое тра-ле-ние, вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО в зо-не сво-ей от-вет-ст-вен-но-сти и другое. Все-го за 1942-1943 годы бы-ло пе-ре-ве-зе-но 21 миллион тонн неф-те-про-дук-тов и около 3 миллионов тонн других гру-зов. К 1943 году в Каспийской военной флотилии на-счи-ты-ва-лось 175 ко-раб-лей. Осо-бен-но боль-шое зна-че-ние дея-тель-ность фло-ти-лии име-ла в пе-ри-од Ста-лин-град-ской бит-вы 1942-1943 годов и Бит-вы за Кав-каз 1942-1943 годов. За бое-вые за-слу-ги Каспийская военная флотилия в 1945 году бы-ла на-гра-ж-де-на ор-де-ном Крас-но-го Зна-ме-ни. По-сле рас-па-да СССР был про-из-ве-дён раз-дел ко-раб-лей, другой бое-вой тех-ни-ки, во-енного иму-ще-ст-ва и бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ры ме-ж-ду РФ и Азер-бай-джа-ном, а в мае 1992 года Каспийская военная флотилия бы-ла об-ра-зо-ва-на уже в со-ста-ве ВМФ РФ (главная ба-за - в городе Ас-т-ра-хань).

Ко-ман-дую-щие Каспийской военной флотилией (с 1931 года): Ф.С. Аве-рич-кин (1931-1932 годы), Г.И. Лев-чен-ко (1932-1933 годы), Г.П. Ки-ре-ев (1933 год), Д.П. Иса-ков (1933-1938 годы), А.Г. Го-лов-ко (1938-1939 годы), контр-адмирал Ф.С. Се-дель-ни-ков (1939-1944 годы), контр-адмирал Ф.В. Зо-зу-ля (1944-1946 годы), адмирал С.Г. Ку-че-ров (1946-1951 годы), контр-адмирал А.В. Кузь-мин (1951-1955 и 1956-1960 годы), контр-адмирал С.Е. Чур-син (1955 год), контр-адмирал Г.Г. Олей-ник (1955-1956 и 1960-1967 годы), контр-адмирал Г.К. Чер-но-бай (1967-1971 годы), контр-адмирал Я.М. Ку-дель-кин (1971-1973 годы), контр-адмирал Л.Д. Ряб-цев (1973-1977 годы), ви-це-адмирал Г.Г. Ка-сум-бе-ков (1977-1984 годы), контр-адмирал В.В. Тол-ка-чёв (1984-1987 годы), ви-це-адмирал В.Е. Ля-шен-ко (1987-1991 годы), контр-адмирал Б.М. Зи-мин (1991-1996 годы), ви-це-адмирал В.В. Ма-со-рин (1996-2001 годы), контр-адмирал Ю.В. Стар-цев (2002-2004 годы), контр-адмирал В.П. Крав-чук (с 2005 года).

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода