Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Картотека наблюдений за животными в младшей группе. Конспекты наблюдений во второй младшей группе

Программные задачи:

1. Познакомить детей с внешним видом и особенностями поведения кролика (зверек с белой пушистой, мягкой шерстью, длинными ушами; глаза большие, красные; зубы острые; хвост короткий; задние ноги длиннее передних; передвигается прыжками; грызет овощи, ветки).

2. Дать детям знания о способах ухода за животными (кормить 2 раза в день, чистить клетку).

3. Дать знания детям о том, что кролик – это домашнее животное: живет возле людей, человек за ним ухаживает; из кроличьего пуха вяжут теплые шарфики, шапки, варежки.

4. Учить детей наблюдать за животным, пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного.

5. Развивать дальнейший интерес и заботливое отношение к животным.

Организация образовательной деятельности: посадить детей полукругом. Приготовить корм для кролика: капусту, морковь, свеклу, ветки осины. Огородить пространство, чтобы дать возможность кролику передвигаться.

Материал к образовательной деятельности:

  • картина с изображением кролика,
  • кролик,
  • корзина для кролика,
  • 2 салфетки,
  • блюдо для овощей,
  • овощи (капуста, морковь, свекла).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли. Сколько, много цветов в нашем зале. Давайте посмотрим, какие они красивые.

Ребята, что это лежит под салфеткой, хотите посмотреть? Подходите, присаживайтесь на ковре (открываю салфетку). Ой, что, это такое?

Дети : (капуста, морковь, свекла, трава).

Воспитатель: Правильно, ребята, послушайте внимательно загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку /кролик/

Правильно, кролик.

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто изображен на ней?

Дети: кролик.

Воспитатель: Ребята, кролик – это домашнее животное, он живет возле людей, люди за ним ухаживают, кормят его; из кроличьего пуха вяжут теплые варежки, шарфики, шапки.

А вы любите ходить в гости? (да).

Ребята, прежде чем пойти в гости, скажите, пожалуйста, как мы должны идти?

Дети: никого не толкать, идти тихо.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами пойдет по тропинке, нельзя никого толкать, не отставать, чтоб не потеряться.

Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: кролик.

Воспитатель: скажите, что есть у кролика?

Дети: ушки, лапки.

Воспитатель: правильно.

Да, у кролика есть лапки, задние длиннее передних. Кролик с помощью задних лапок при прыжке отталкивается. А передними лапками придерживает еду, когда ест. Посмотрите, какой у него маленький хвостик, похожий на комочек. А ушки длинные.

Ребята, а какая шерстка у кролика?

Дети: мягкая, пушистая.

Воспитатель: А хотите посмотреть, как кролик кушает? (кладу морковь, капусту, траву в клетку)

Дети наблюдают за ним.

Послушайте, как он грызет морковь, капусту, свеклу. А чем он грызет?

Дети: зубами.

Воспитатель: А зубы у кролика острые. Он грызет пищу, и еда хрустит у него на зубах. Нельзя руку засовывать в клетку, потому что кролик может укусить.

Ребята, кролик уже устал, давайте его оставим, а сами проходите на коврик.

Скажите, пожалуйста, к кому мы ходили в гости?

Что у кролика есть?

Какие лапки?

Чем питается?

Где живет?

Кто за ним ухаживает?

Ребята, а давайте превратимся в кроликов и покажите, как прыгает кролик, как он кувыркается, как чистит лапки. Молодцы, сейчас мы с вами пойдем на улицу и продолжим играть там, а кролик пускай отдыхает.

Прогулка №1 «Наблюдение за снегом»

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы ходим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем - то? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

— Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?

— Для озимых стал я периной теплою,

Для сосенок — кружевною периною,

Для зайчишек стал — подушкой пуховою,

Для детишек — их любимою игрой.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки, запорошенной снегом.

Цель : учить правильно пользоваться лопаткой, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Один — двое».

Цель: при движении парами учить соразмерять свои движения с движениями партнера.

«Кто быстрее добежит до флажка?».

Цель : учить при беге преодолевать препятствия.

Выносной материал

Лопатки, санки, клеенки для катания с горки.

Прогулка №2 «Наблюдение за небом»

Цели:

— продолжить знакомство с различными природными явлениями;

— научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи ясные.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатками, расчистка площадки для игр.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижная игра

«Догони самолет».

Цель : учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Выносной материал

Лопатки, совочки, ведерки, носилки, бумажный самолет.

Прогулка №3 «Наблюдение за проезжающим транспортом»

Цели:

— закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);

— отмечать большое разнообразие машин, их назначение;

— воспитывать уважение к труду.

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение — привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать о их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

На улице нашей машины, машины —

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

Трудовая деятельность

Строительство автодороги из снега, игра с машинками с соблюдением правил дорожного движения.

Цель :

Подвижная игра

«Мы — шоферы».

Цели:

— закреплять знания о труде шофера;

— учить ориентироваться на местности.

Выносной материал

Лопатки, ведерки, формочки, машинки.

Прогулка №4. Наблюдение «Следы на снегу»

Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.

Ход наблюдения

Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.

Трудовая деятельность

Украшение участка снежными куличиками.

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, украшать снежные валы.

Подвижные игры

«Прыгуны».

Цель : учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 м.

«Лиса в курятнике».

Цель : упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя.

Выносной материал

Лопатки, эмблемы для игр, формочки, клеенки для катания с горки.

Прогулка №5 «Наблюдение за снегирем»

Цели:

— закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде;

— вызывать желание заботиться о птицах.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.

От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг

И к зиме не улетает на далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,

Рад красавец красногрудый — житель Севера — снегирь.

Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.

Трудовая деятельность

Расчистка территории от снега.

Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.

Подвижные игры

«Найди нас».

Цели:

— закреплять названия объектов на участке;

— учиться ориентироваться на местности.

«Великаны — карлики».

Цели:

— улучшать технику ходьбы, добиваться четкого широкого шага;

— учиться ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Лопатки, формочки, совочки.

Прогулка №6 «Наблюдение за проезжей частью»

Цели:

— закреплять знания о проезжей части дороги — шоссе;

— отмечать большое разнообразие машин, их названия;

— формировать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Вместе с детьми совершить экскурсию к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это — шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легковые — их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде машины передвигаются медленно из соображения безопасности.

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.

Цели:

— приучать к чистоте и порядку;

— закреплять умение трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Пятнашки».

Цели:

— упражнять в беге врассыпную;

— учить ориентироваться в пространстве.

«Дорожка препятствий».

Цели:

— учить согласовывать движения друг с другом;

— развивать глазомер.

Выносной материал

Лопатки, макет светофора, машинки, куклы.

Прогулка №7 «Наблюдение за сосульками»

Цели:

— познакомить с различными явлениями природы;

— показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Ход наблюдения

Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.

Цель : улучшать координацию движений.

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.

Прогулка №8 «Наблюдение за рябиной»

Цель: расширять знания о живой природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что это за дерево? (Рябина.)

Дерево стоит какое? (Красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод.)

Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.)

Эти камушки рубиновые

И ягодки рябиновые

На холмах и на равнинах

Одевают кисти на рябинах.

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цели:

— приучать соблюдать чистоту и порядок на участке;

— побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

«Самолеты».

Цели:

— упражнять в беге, действиях по сигналу воспитателя;

— воспитывать ловкость.

«Найди, где спрятано».

Цели:

— учить ориентироваться в пространстве;

— воспитывать внимание.

Выносной материал

Мячи, машинки, ведерки, обручи, самокаты, вожжи.

Прогулка №9 «Приметы ранней весны»

Цели:

— закреплять знания о времени года;

— изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега на участке, уборка снега на веранде.

Цель:

Подвижные игры

Цель: закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах.

«Прыгни — повернись».

Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.

Прогулка №10 «Наблюдение за березой и елью»

Цели:

— расширять представления детей о деревьях;

— воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

Дочего ж кудряво, дочего бело!

Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.

Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатами, расчистка площадки для игр.

Цели:

— продолжать учить правильно носить снег для постройки;

— формировать желание помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Подвижные игры

«Кто быстрее добежит до березы?».

Цели:

— учить бегать, не наталкиваясь друг на друга;

— быстро действовать по сигналу воспитателя.

«По ровненькой дорожке».

Цели:

— учить ходить по невысокому буму;

— спрыгивать, сгибая ноги в коленках.

Выносной материал

Лопатки, носилки, скребки, формочки для снега, санки.

Прогулка №11 "Наблюдение за работой дворника"

Цели:

— продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

— учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.

Трудовая деятельность

Расчистка площадок от свежевыпавшего снега.

Цели:

— приучать детей помогать взрослым;

— учить правильным навыкам работы с лопатками;

— закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место.

Подвижные игры

«Лошадки», «Найди себе пару».

Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.

Выносной материал

Лопатки, скребки, санки, вожжи, печатки, карандаши, флажки, метелки.

Прогулка №12 «Наблюдение за природой»

Цель: при знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Березы.)

Почему вы думаете, что это именно березы?

Какого цвета ствол у березы?

Как свисают у березы веточки?

Какую пользу приносит береза?

Трудовая деятельность

Приведение в порядок участка.

Цель : приучать к аккуратности.

Подвижные игры

«Догони пару».

Цель: упражнять детей в быстром беге.

«Снежки».

Цель: упражнять в метании на дальность.

Выносной материал

Метелки, лопатки, скребки, санки, клеенки.

Прогулка №13 «Наблюдение за снегирями и свиристелями»

Цели:

— углублять и пополнять знания о жизни птиц в зимний период;

— вызывать желание заботиться о них.

Ход наблюдения

На деревьях появились красногрудые снегири и свиристели. Они летают стаями. Таежные жители, они неторопливо лущат семена ясеня, плоды рябины. Рассмотреть и найти различие в птицах. (Самцы у снегирей яркие, самочки серые, невзрачные.)

Чернокрылый, ясногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

Трудовая деятельность

Постройка снежного вала.

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры

«Перелет птиц».

Цели:

— упражнять в лазанье;

— развивать двигательную активность.

«Найди, где спрятано».

Цель : учить ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Лопатки, метелки, ведерки, носилки.

Прогулка №14 «Наблюдение за деревьями в морозный день»

Цели:

— расширять знания о растительном мире;

— воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться.

1 КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК «ОСЕНЬ» (вторая младшая группа)

2 ОСЕНЬ Карточка 1 Рассматривание сухого песка Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок. Наблюдение: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь. Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко) Как можно назвать песок? (Сыпучий). Художественное слово Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра. Речной песочек, меленький Хорош для куличей. Склонился повар беленький Над формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой Ребята хоть куда Везут в машинах красненьких Песок туда-сюда. Загадка. Он очень нужен детворе, Он на дорожке во дворе, Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.(песок) Дидактическая игра «Что я построю из песка» - дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель научить составлять предложения на заданную тему. Подвижная игра «Огуречик, огуречик». Цель научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок («мышка») сидит («спит»), дети тихонько идут и читают стихотворение: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет,

3 Тебе хвостик отгрызет. «Мышка» догоняет детей. Труд в природе Очистка песка от мусора. Индивидуальные физические упражнения Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

4 ОСЕНЬ Карточка 2 Что нам осень подарила? Цель: закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет. Наблюдение: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы и т.д.). Назвать 3 4 плода, их величину и цвет. Уточнить их запах и вкус. Художественное слово Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Е. Благинина Загадки Желтый, а внутри он бел, Даст пучок зеленых стрел. Лишь порежь его тотчас Слезы выступят из глаз. (Лук) Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем гладко, А откусишь сладко. (Яблоко) Бела, рассыпчата, вкусна И на столе всегда она. (Картошка) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох). Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Желтая курица Под тыном дуется. (Тыква) Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья) Сидит Ермошка На одной ножке, На нем сто одежек И все без застежек. (Капуста) Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь, Желта как мед, А вкус не тот. (Репа) Дидактическая игра. «Назови одним словом». подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы. Пальчиковая игра. «Хозяйка однажды с базара пришла». Хозяйка однажды с базара пришла,"шагают" пальчиками. Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику. Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. Вот овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику. Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест-накрест. Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок. И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп. Ю. Тувим Подвижная игра «У медведя во бору» Цель научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость. Ход игры. Дети подходят к «спящему медведю» со словами:

5 У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! На последние слова убегают от «медведя». Труд в природе. Собрать и засушить красивые листья для поделок. Индивидуальные физические упражнения Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку. ОСЕНЬ Карточка 3 Наблюдаем за солнцем Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером. Художественное слово Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладошки Очень рады солнышку. А Барто Солнце землю осмотрело, Каждый луч оставил след. В мире нет важнее дела, Чем дарить тепло и свет. В. Нестеренко Загадка. Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается, А в улыбке лучи Очень горячи. (Солнышко) Дидактическая игра. «Ласковые слова» - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра «Овощи». Цель - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи. Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга водящий с завязанными глазами. Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего. Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. В. Волина Разбегаются, приседают, водящий ищет.

6 Подвижная игра «Горелки» Цель научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту. Ход игры дети стоят в колонне парами. Перед ними линия, на ней водящий. Говорят хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо Птички летят, Колокольчики звенят! Дети из последней пары бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), берутся за руки в начале колонны. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети возьмутся за руки. Труд в природе Очистить песочницу от листвы. Индивидуальные физические упражнения Перепрыгнуть дорожку из листьев. ОСЕНЬ Карточка 4 Наблюдаем за небом и облаками Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». Наблюдение: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Старшим детям предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная». Художественное слово Туча небо кроет, блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит... А. Плещеев Осень все-таки теперь! Солнце бледнее, небо холоднее. Е. Благинина Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...а Пушкин Загадки Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже Солнце не

7 Тем дождик ближе. {Туча) Голубая простыня Весь свет покрывает. (Небо) Дидактическая игра. «Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель научить подбирать относительные прилагательные. Подвижные игры «Пузырь». Цель научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры. Дети встают в круг и со словами: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Пух!» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают. «День ночь». Цель развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации. Ход игры. Дети делятся на две команды «день» и «ночь». По сигналу «День!» дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот. Труд в природе Собрать природный материал. Индивидуальные физические упражнения Брось мяч вверх и поймай. ОСЕНЬ Карточка 5 Наблюдаем за ветром Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра. Наблюдение: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко. С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья? Художественное слово Заунывный ветер гонит

8 Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет голый лес. Н.Некрасов Ветрено, ветрено, Вся земля Проветрена? Ветер листья с веток Разогнал по свету... И. Токмакова Загадка. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает, Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер) Дидактическая игра. «Какой ветер?» - дети рассуждают о ветре, описывают его. Цель научить подбирать относительные прилагательные. Пальчиковая игра. «Осень». Ветер по лесу лета, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Подвижные игра «Самолеты». Цель научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке. Труд в природе. Собрать разлетевшиеся от ветра листья. Индивидуальные физические упражнения Прыжки в высоту на месте. ОСЕНЬ Карточка 6 «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке. Наблюдение: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему? Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий.

9 Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами Называют, что красиво в каждом растении. Художественное слово. «Цветы» Колокольчик и левкой, Георгин, шар золотой, Василек, ромашка, астры, Ландыш с запахом прекрасным, Мак, тюльпан, табак душистый, Одуванчик золотистый, Роза, мальва и ирис. Незабудка и нарцисс, Хорошо запомни ты, Как называются цветы. Загадки Нарядные сестрички Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы) Как называются цветы, Когда в руке их держишь ты? (Букет) Чистоговорка. А любили ли лилипуты лилии? Дидактическая игра "Какой цветок?" описать предложенный цветок. Цель - развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. Пальчиковая игра "Цветы" Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки. Распускают лепестки. Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши. Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки. Лепестки колышет. Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево. Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. В. Волина Подвижная игра «Поймай грибок». Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры. Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Воспитатель: «Кто нашел его, друзья?» Дети: «Это я, я, я!» Дети-«грибники» (стоят в парах липом друг к другу, взявшись за руки) ловят «грибы» (заключить в свой круг).

10 Труд в природе Сбор ранних семян в цветнике. Индивидуальные физические упражнения Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку ОСЕНЬ Карточка 7 Наблюдение за насекомыми осенью Цель: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью. Наблюдение: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают). Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их. Художественное слово «Божья коровка» Крылья расправила ловко, Взлетела божья коровка. «Долго летать не годится, Нужно скорей приземлиться». «Муравей» Заблудился муравей В пухе старых тополей: «Неужели облака Опустились свысока?» «Муха» Муха на окне сидела Муха сквозь стекло глядела: «До чего привольная Жизнь потусторонняя». Дидактическая игра. «Что умеют делать насекомые?» Цель - развивать фантазию, умение выражать свои мысли, активизировать глаголы в речи детей. Подвижная игра «Самолеты». Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.

11 «Море волнуется». Цель - развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. Ход игры. После слов: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!» дети замирают в задуманном образе, водящий пытается отгадать. Труд в природе Собрать крупный мусор. Индивидуальные физические упражнения Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. ОСЕНЬ Карточка 8 Наблюдение за росой Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса. Наблюдение: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые). Художественное слово «Роса» Хорошо в лесу Утром пить росу. Наклонить цветок И отпить глоток Колокольчик чашка, Блюдечко ромашка. Дидактическая игра «На каком цветке лежит роса?» описать предложенный цветок. Цель - развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. Пальчиковая игра «Цветы» Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки. Распускают лепестки. Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.

12 Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки. Лепестки колышет. Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево. Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. В. Волина Подвижная игра «Догони мяч» Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении. Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести. Труд в природе Очистить песочницу от листвы Индивидуальные физические упражнения Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. ОСЕНЬ Карточка 9 Многообразие осенних листьев Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад». Наблюдение: Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю это листопад. Рассмотреть со старшими детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы шершавая, у клена гладкая и т.д.). Художественное слово Падают, падают листья - В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят... М.Ивеисен Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. Е. Головин

13 Утром мы во двор идем Под ногами шелестят Листья сыплются дождем, И летят... летят... летят... Е. Тутнева Загадки Падают с ветки золотые монетки.(листья) Растут - зеленеют, Упадут - пожелтеют, Полежат - почернеют. (Листья) Дидактическая игра. «Узнай дерево по листочку». Цель. Закрепить названия деревьев. Пальчиковая игра «Осенний букет».раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. Подвижная игра «Листопад». Цель закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад». Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками: Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с желтыми листьями Листья желтые летят!. Кружатся красивые желтые листочки! Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными листьями красные листочки!. Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся. Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют. Поднялись листья, Разбежались. разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились! Кружатся. Листопад! Листопад Листья по ветру летят! Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется 2-3 раза. «Поймай листок». Цель - развить умение подпрыгивать на месте как можно выше. Ход игры. Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху. Труд в природе Собрать букет из осенних листьев. Индивидуальные физические упражнения Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев. ОСЕНЬ Карточка 10 Знакомимся с деревьями Цель: уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

14 Наблюдение: Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев. Старшим детям предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность. Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему попрежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири. Художественное слово Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. А. Твардовский Загадка Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес) Дидактическая игра. «Найди дерево». Воспитатель называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его. Цель - закрепить названия деревьев. Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит». Подвижная игра«поймай грибок». Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры. Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Воспитатель: «Кто нашел его, друзья?» Дети: «Это я, я, я!» Дети-«грибники»

15 (стоят в парах липом друг к другу, взявшись за руки) ловят «грибы» (заключить в свой круг). Труд в природе Обрезка сухих веток с кустарников. Индивидуальные физические упражнения Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку ОСЕНЬ Карточка 11 Наблюдаем за дождливой погодой Цель: познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды. Наблюдение: В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи. Детям в дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты? Художественное слово К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице смотри, смотри! Он пускает пузыри. 3. Александрова Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца...а Плещеев Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь?(русская народная потешка) Загадки Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не пойду, Покуда он гуляет. (Дождь) Дидактическая игра. «Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «дождь». Цель научить составлять предложения с заданным словом. Пальчиковая игра. "Вышел дождик погулять".

16 Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая начиная с мизинца, правая с большого пальца. Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары. Шел неспешно no привычке,"шагают" средним и указательным пальцами. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. "По газону не ходить!" Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши. И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям. Подвижная игра «Удочка» Цель - научить перепрыгивать через скакалку. Ход игры. Водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгнуть через нее, кто не успел становится водящим. Труд в природе Опрыскивать комнатные цветы. Индивидуальные физические упражнения Пройти по извилистой дорожке, выложенной из скакалок. ОСЕНЬ Карточка 12 «Знакомимся с осенними цветами» Цель: Познакомить детей с названиями цветов ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий низкий» (цветок), «короткий длинный» (стебель) Наблюдение: Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Помочь детям выделить основные части растения, предложить им провести пальцем и назвать «стебель, листья, цветок» Художественное слово. Мой сад с каждым днем увядает, Помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает Настурции в нем огненный куст. (А. Майков) Загадки. Нарядные сестрички Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы) Дидактическая игра "Какой цветок?" описать предложенный цветок. Цель - развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

17 Пальчиковая игра "Цветы" Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки. Распускают лепестки. Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши. Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки. Лепестки колышет. Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево. Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Подвижная игра «Вейся, венок!». Цель - научить детей водить хоровод. Материал: веночки с цветами и лентами. Ход игры. Дети, выбирая ободок-веночек, называют цветок, его окраску. Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли цветы (дети). Все вместе отбирают цветы по названиям. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит. «Вейся, венок! Завивайся, венок!» Дети должны образовать круг. Вместе с воспитателем малыши водят хоровод, поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза. Труд в природе Собрать семена растений. Индивидуальные физические упражнения Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг клумбы. ОСЕНЬ Карточка 13 Что такое воздух Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами. Наблюдение: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

18 Художественное слово В комнате воздух осенний - Влажный, холодный, грибной. Запахи летних растений Он забирает с собой. В комнате воздух осенний - Места не стало теплу. Птиц улетающих тени Тихо скользят по стеклу. Загадка. Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь, Oн невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Дидактическая игра. «Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его. Цель научить подбирать относительные прилагательные. Пальчиковая игра. «Осень». Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вод дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Подвижная игра. «Самолеты». Цель научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке. Труд в природе Уборка участка от листьев. Индивидуальные физические упражнения Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг песочницы.

19 ОСЕНЬ Карточка 14 Осмотр участка детского сада Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками. Наблюдение: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом. Художественное слово «Осень Художница». Повязала Осень пестрый фартук И ведерки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвела. Дидактические игра «Найди дерево». Цель распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы. Пальчиковая игра. «Дом пять этажей» В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем - семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова - очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата - втором, На первом ежи, мы еще к ним придем. Подвижная игра «Найди свой домик» Цель: воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой.

20 Ход игры: Дети сидят в домиках (нарисованы круги)вдоль одной стороны площадки. «Пойдем гулять», -говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза. Если в начале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить забегать в любой домик. Потом вводится правило -занимать только свой домик. Труд в природе Заготовка и сушка листьев растений для гербария. Индивидуальные физические упражнения Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев. ОСЕНЬ Карточка 15 Наблюдение за погодой Цель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду. Наблюдение: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог. Художественное слово «Осень» Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья, Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. Упражнение «Как шумит вода?».цель - закрепить произношение звуков [с], [ш]. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из

21 крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, звук [ш]. Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять". Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая начиная с мизинца, правая с большого пальца. Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары. Шел неспешно no привычке,"шагают" средним и указательным пальцами. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. "По газону не ходить!" Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши. И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям. Подвижная игра «Догони мяч» Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении. Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести. Труд в природе Помощь в уборке участка группы. Индивидуальные физические упражнения: Брось мяч вверх и поймай ОСЕНЬ Карточка 16 Наблюдение за отлетом птиц Цель: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину. Наблюдение: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят). Художественное слово - Птичка, нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь, подожди.

22 - Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! Завтра вы спать еще будете, детки, А уж мы все понесемся на юг. Нет там ни стужи теперь, ни дождей, Ветер листы не срывает с ветвей, Солнышко в тучи не прячется там Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию». Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. Подвижная игра «Птички и птенчики» Цель: упражнять детей в беге врассыпную, учить выполнять команды воспитателя. Ход игры: «Я буду птица, а вы- мои птенчики», -говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!» Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птицамама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут в круг. Игра повторяется несколько раз. «Птички, раз! Птички, два!» Цель - научить детей выполнять движения, счету. Ход игры: Сколько у птички лапок, глаз, крыльев? Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу. Птички, два! Выдвигают другую ногу. Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах. Птички, раз! Поднимают одну руку. Птички, два! Поднимают другую руку. Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши. Птички, раз! Закрывают рукой один глаз. Птички, два! Закрывают другой глаз. Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Игра проводится 2 3 раза. Труд в природе Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц. Индивидуальные физические упражнения Отбивание мяча от земли. ОСЕНЬ Карточка 17 Наблюдение за туманом Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

23 Наблюдение: Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая) Художественное слово «Туман» Лес в карман, Поля в карман Спрятал Дедушка Туман. Спрятал копны и стога, И лужайки, и луга. Даже солнышко в карман Спрятал Дедушка Туман. Загадка. Седой дедушка у ворот Все глаза нам заволок.(туман) Дидактическая игра Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх.) Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх, немного разводим, будто хотим обнять небо.) Здравствуй, легкий ветерок! (Покачиваем руками из стороны в сторону.) Здравствуй, маленький цветок! (Медленно приседаем, затем встаем.) Здравствуй, утро! (Правая рука в сторону.) Здравствуй, день! (Левая рука в сторону.) Нам здороваться не лень! (Обнимаем себя руками.) Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч» Цель: развиваем ловкость, дисциплинированность, терпение, упражняем в беге. Ход игры: Взрослый бросает мяч, ребенок по команде «Догони мяч!» бежит за ним. Взрослый ритмично читает стихотворение С. Маршака: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал,

24 Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад. Труд в природе Извлечение из земли луковиц отцветших растений (гладиолусы, георгины) Индивидуальные физические упражнения: Брось мяч вверх и поймай Список использованной литературы: 1. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: -Мозаика-Синтез, Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведение прогулок для детей 3-7 лет. СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008


Конспект прогулки во второй младшей группе
«Наблюдение за изменениями в природе осенью»
Задачи: учить детей определять приметы осени, закрепить знания о сезонных изменениях, развивать умения распознавать деревья (береза, рябина), развивать наблюдательность, умение выражать свои чувства и эмоции, показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад», воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Осваиваемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Организационная структура прогулки
Наблюдение за изменениями в природе осенью
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Осень»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Желтые кусты…
Воспитатель: Дети, какое идет время года? Какие изменения произошли в природе? Посмотрите на небо, какое оно? Посмотрите на солнышко. Изменилось ли оно по сравнению с летним? А мы с вами, как отреагировали на похолодание? (Ответы детей.)
Воспитатель: Первые приметы осени – похолодание. И, чтобы её не забыть, возьмем осенний листочек.
Воспитатель: Отгадайте загадку: падают с ветки желтые монетки. Что это?
Воспитатель: Посмотрите на деревья. Изменился ли цвет листьев на деревьях? Какого цвета листья на березе, а на рябине? Что происходит с листьями, когда дует ветер? Как называется это явление?
Листопад, листопад,
Листья желтые летят…
Воспитатель: Итак, листопад – это вторая примета осени. Возьмем второй листочек.
Воспитатель: Дети, а вы видели насекомых на улице? Почему их не видно? (Ответы детей.)
Воспитатель: Насекомые пропали – это третья примета осени. Для неё мы возьмем лист рябины.
Воспитатель: Птиц стало мало, куда они пропали? Все ли птицы улетают? Какие птицы остаются зимовать? Как нужно помогать этим птицам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Птицы улетают на юг – это четвертая примета. Для неё возьмем листочек с липы.
Мы назвали четыре приметы у осени. Давайте вспомним их и назовем. (Ответы детей.)
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры
Воспитатель говорит: «Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся». Дети ходят и бегают врассыпную. После слов воспитателя: «Дождик», дети бегут к нему под зонтик. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель меняет свое местоположение.
Творческое задание «Осенний букет»
Дети составляют букет из осенних листьев. Рассказывают, кому они хотят его подарить.
Воспитатель: Воденикова М.С., 2016г.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода