Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Изольда высоцкая и ее сын глеб. Иза Высоцкая: история любви с Владимиром

Роман был стремительным. Очень быстро Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его – Волчонком. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня можно было держать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. – «Шпильки» создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все очень естественно и просто, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: почему, да не рано ли, и зачем это надо…

Междугородняя любовь

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное «гнездышко» пришлось за ширмой, но жили весело – молодость грустить не желает. А потом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала работать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него впереди был еще один курс.

При этом мы довольно часто общались - самолетом от Москвы до Киева лету немного, были еще телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: «Еду домой с новым мужем...» - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появились мама. Помню ее шутливый вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком еще не видели: для провинции это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Лучшие дня

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот приезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку поставить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено играть свадьбу. Мешало только одно - невеста все еще не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба – отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои снова были без каблуков – так захотел Володя, - продолжает рассказ героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время жизнь казалась пусть не всегда веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. – Ругались мы весело. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, сесть в такси: «Прямо, пожалуйста!» - и при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома тоже было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти ребенок, Изольда забеременела, но тут в дело вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был страшный скандал, после которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится много лет спустя, когда Иза тоже будет носить звание «бывшей».

Другая женщина

Вскоре супругам снова пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его – ростовский театр предлагал ему работу, и вдруг моя московская подруга сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я немедленно позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что жена Высоцкого не хочет развода, скрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна немедленно выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навсегда и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась лишь на «сороковины».

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, сын Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время назад ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче «Короткое счастье на всю жизнь».

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, слишком много там неправды, - говорит Иза Константиновна. – Надеюсь, в своей книге мне удалось показать молодого Володю таким, каким он был в действительности.

ВОСПОМИНАНИЯ

Раннее утро ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, пожалуйста, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий… И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они тоже влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из «Укротительницы тигров», и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная женщина нам вещает: «Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку!» Нам становится совсем смешно. Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную роль в «Свиных хвостиках», верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали даже репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в «Аленьком цветочке». Вот, пожалуй, и все. Было горько. Мы так наивно верили в святое искусство.

В городе афиши "В. Высоцкий, И. Бортник". Пробиваемся сквозь толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. – «Тебе удобно?» Я плачу, не пряча слез.

Откликнитесь, Изольда!
Надежда ЮДИНА 13.03.2007 05:27:02

В 1998 году Изольда гастролировала с театром в Брянске. Мы после концерта пригласили ее к нам в Дятьково в клуб В.Высоцкого "Горизонт". Переписывались. Затем связь оборвалась. Сообщаем, что клуб до сих пор живет. Помним встречу с Изольдой. Просим откликнуться. Спасибо. С уважением рук. клуба Надежда Юдина и Виктор Гринев.

Народная артистка РФ.

Единственная актриса необластных театров Урала и единственная тагильчанка, удостоенная этого высшего актерского звания.

Иза Константиновна Высоцкая окончила Школу-студию имени В.Немировича-Данченко при МХАТ СССР. Работала в Киевском театре имени Леси Украинки, в Ростове, Перми, Владимире. С 1970 года - артистка нашего театра.

Лауреат премии "Браво!" 1994 года за роль Елизаветы Английской ("Ваша сестра и пленница") и 2006 года в самой почетной номинации "И мастерство, и вдохновение" за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство.

Лауреат премии имени В.П.Пашнина 2015 года.

Исполнительница главных ролей в спектаклях "Золотая пыль", "Последний пылкий влюбленный", "Мать" К.Чапека, "Ваша сестра и пленница", "Гарольд и Мод" и многих других.

В 2002-2012 годах - преподаватель сценической речи на актерском отделении Нижнетагильского колледжа искусств.

Иза Высоцкая. От первого лица. Читать
Иза Высоцкая. От третьего лица. Читать
Юбилейный вечер Изы Высоцкой. Читать
Фоторепортаж Кирилла Глазырина. Смотреть
Репортаж телеканала TVMChannel-Екатеринбург с презентации уникальной биографической книги "С тобой... и без тебя" Изы Константиновны Высоцкой
Презентация книги "С тобой... и без тебя". АН "Между строк"

Телевизионный фильм "Горное гнездо" (И.Высоцкая - Нина Леонтьевна) 1 часть 2 часть
ТРК "Телекон". Иза Высоцкая в программе "Открытый вопрос"

Королева

Ни мастерство и многолетний опыт, ни звание и заслуги, ни любовь поклонников артисту лёгкой жизни не гарантируют. Каждый раз он должен заново доказывать свою творческую состоятельность, в каждой новой роли. И хорошо, когда она есть и она - твоя, словно написана драматургом специально для тебя. Каким-то непостижимым образом услышал он молитвы страждущего и, как господь Бог, внял им - дал кусок хлеба насущного изголодавшемуся актёру, чтобы тот в муке и радости мог жить на сцене и творить.

Но "своей" роли иногда приходится ждать много лет. Даже если повезёт и дождёшься, неизвестно ещё, будет ли всё так, как увидел, понял, прочувствовал сам. У режиссёра собственное видение пьесы, а значит, и её героев. Совпадут ли взгляды? Придёт ли взаимопонимание в работе? Ведь театр - творчество коллективное…

Когда сыграли премьеру "Вашей сестры и пленницы…", заслуженная артистка России Иза Высоцкая могла быть счастлива. Роль, о которой неотступно думала последние два года, стала наконец-то её ролью. Приглашённый на постановку в Нижнетагильский драматический театр режиссёр Алексей Песегов оказался единомышленником, понимали друг друга с полуслова. А образ, созданный актрисой в спектакле, открыл такие глубины и изгибы души человеческой, такой масштаб личности, что для зрителей, знающих толк в искусстве, сомнений не было: Высоцкая здесь королева!

А она и играет королеву. Её героиня - Елизавета Английская. Та самая, которая вдохновила писателей разных времён и народов не столько своими государственными деяниями, сколько многолетней враждой и расправой с венценосной соседкой-родственницей, королевой Шотландии Марией Стюарт.

Драма "Ваша сестра и пленница…" - ещё одна вариация на известную тему. Однако к конфликту королев автор пьесы - наша современница и соотечественница Людмила Разумовская подошла по-своему, по-женски. В центре её внимания борьба двух соперниц, двух женских типов, характеров настолько разных, что взаимное отторжение неизбежно. Мария живёт любовью, Елизавета - разумом. Первая - в плену страстей и чувственных порывов, вторая - во власти холодного расчёта, злобы, зависти.

Но если бы Иза Высоцкая играла только злобную завистницу на троне, вряд ли открылась бы в спектакле захватывающе интересная, сложная внутренняя жизнь её героини. И не вызвала бы она у нас наряду с праведным осуждением ещё и сожаление, сочувствие даже. Сожаление - о недюжинном, остром уме, изуродованном подозрительностью и потраченному на хитроумные интриги в борьбе за власть; о непреклонной воле, которая обернулась жестокостью и ведёт под топор палача не только давнюю врагиню, но и недавних друзей. Ну, а сочувствие, оно относится к несостоявшейся женской судьбе.

Тема судьбы становится для актрисы в этом образе главной. Елизавете-Высоцкой мало быть всесильной королевой. Она хочет быть женщиной. Она стремится к любви и бежит от неё, боясь потерять себя в рабстве или оказаться преданной. И её фавориты действительно один за другим предают свою возлюбленную королеву, вступая в тайные сношения с Марией, претендующей на английский престол. Для Елизаветы это двойной удар. Отвечает она на него с мужской жестокостью и с изощрённым женским коварством.

Как кошка с мышью, играет она со своими жертвами вокруг трона: дразнит, соблазняет, отталкивает, лицемерием вызывает на откровенность и не верит в искренность. Тут Елизавета в своей стихии. Изменчивая, неуловимая, она меняет не только тактику поведения, но и облик. Ох уж эти разные, разные, разные лица Елизаветы-Высоцкой!

Надменная, величественная, с торжествующей злой улыбкой во время ареста Норфолка (артист А. Шебаршин), она потом, как капризная девочка с куклой, забавляется с очередным фаворитом-"мартышкой". Горечь и подлинная боль прорываются у неё при последнем свидании с Норбумберлендом (Ю. Дунаев) - кажется, единственным достойным мужчиной, которого любила и теперь отправляет на казнь. А какой блестящий спектакль в жанре мелодрамы разыгрывает Елизавета перед Лестером (А. Рывкин).

Сброшены парик и парадное платье королевы, а с ними - царственное величие, надменность. К Лестеру вдруг является полумонахиня, немолодая женщина, некрасивая и не скрывающая этого. Она так искренне кается в грехах, демонстрирует такую кротость и смирение, что не пробудит сочувствия разве только у слепого и глухого. Лестер же хоть и глуп, но не глух. Цель достигнута: он попадает в ловушку. И тотчас кающаяся грешница становится карающей королевой.

Эти молниеносные переходы актрисы из одного состояния в другое, динамизм внутреннего действия - всегда напряжённого, без передышки и отдыха - зримо выражают накал борьбы, которую ведёт её сценическая героиня как с окружающими людьми, так и сама с собой. Потому что женская часть души её не борьбы хочет, а согласия и покоя, обыкновенной нежности, ласки.

Усталая, разбитая, некрасиво расставив босые ноги в язвах, королева-девственница одиноко сидит у себя в спальне. Наедине с собой можно дать волю чувствам. Сесил (М. Юрченко) не в счёт, он верный раб. И тут вместе с сомнениями (может, всё-таки помиловать Норбумберленда?) Елизавета мучается своей женской ущербностью, обделённостью простыми человеческими радостями. Они доступны даже нищему, но не ей. Кто виноват? Тяжкий груз короны или она сама?

Пожалуй, только один человек - государственный канцлер Сесил, давний друг и слуга её королевского величества, мог бы дать правдивый ответ. Но этот политик с умными печальными глазами молчит. Да и что изменилось бы от его слов! Елизавета останется такой, какой её сделала жизнь. И она будет вести свою игру до конца, приближая одних, отправляя на плаху других (или тех же), вымещая гнев на третьих и лукавя со всеми, в том числе и с собой.

В предисловии к пьесе Л. Разумовская отмечает, что не стоит искать тут исторической «правды», буквальной достоверности героев и событий: "для меня, - пишет автор, - мои героини уже не столь историчны, сколь мифологичны".

А мифы бессмертны, потому что, отсекая частное, несут нам общечеловеческое и каждое новое поколение находит в них вечные темы, конфликты, идеи, характеры. Наверное, поэтому драма характера английской королевы, которую раскрыла сегодня на сцене актриса Иза Высоцкая, не уводит в далёкое прошлое. Резкими светотенями нашего времени отмечен этот женский портрет.

Ада ЕГОРОВА, "Тагильский рабочий", 1994

Блистательная Иза

Сегодня впервые в роли Мод вы увидите народную артистку России Изу Высоцкую! - торжественно прозвучал голос за сценой. Зал Нижнетагильского драматического взорвался аплодисментами.

В ходе спектакля "Гарольд и Мод" овации сопровождали даже те реплики юного героя, где раньше они воспринимались зрителями спокойно. Например, обращаясь к Мод, Гарольд предлагал тост: "За Вас - вчера, сегодня, завтра!" - и зрители не жалели ладоней, адресуя это пожелание ей, любимице тагильской публики Изе Константиновне Высоцкой. В репертуаре театра спектакль уже много лет, давно "состарилась" программка, где исполнители главных ролей - И.Булыгин, ещё просто актер, без звания "заслуженного", И.Высоцкая - именно в этом статусе. А театралы идут на встречу с "Гарольдом и Мод" во второй, в третий раз, наслаждаясь игрой актрисы мхатовской школы и огромного сценического опыта и ее молодого партнера.

"Блистательная Иза!", "Дорогая наша тагильчанка!", "Достояние России, достояние города!" - поздравляя актрису после спектакля с присвоением высшего на театре звания, обращались к ней первый заместитель главы города В.Погудин, заместитель председателя городской Думы В.Исаева, руководители управлений культуры, образования и просто поклонники таланта актрисы. Она стояла на сцене, принимала цветы и поздравления, волнуясь не меньше, чем на премьерах всех сыгранных ею ролей в нашем театре. Почти 20 лет не было в Нижнетагильском драматическом народного артиста. Первой высшего в Российской Федерации актерского звания удостоена Иза Высоцкая, уж несколько десятилетий радующая тагильчан своим талантом. Гордись, "провинциальный" город!

Талисманы Изы

"В Нижний Тагил я попала по глупости. Ну, как часто бывает в жизни. Думала, на год, а осталась на всю жизнь. Когда приехала сюда, то в первый день меня отправили на Вагонку, на творческую встречу. Мне задали вопрос - за что вас сюда? Я сказала: приехала сама. Но это не в хулу Тагилу. В 1970 году драматический был твёрдым, прочным, периферийным, достаточно хорошего вкуса театром. С сильными труппой и режиссурой…"

Единственное в городе звание "Народная артистка РФ" и собственная книга - вот что принёс уходящий год актрисе драматического театра Изе Константиновне Высоцкой. До неё народным в Тагиле становился только Фёдор Генрихович Штоббе, актёр драмы.

Её книга, выпущенная в столичном издательстве, тоже исключительна. В мемуарах первой жены Высоцкого, о которой почти ничего не было известно, - история знакомства со студентом Володей. Свадьба, трудная жизнь в разных городах. Переговоры по телефону так пронзительно нежны, что телефонистки разрешают говорить бесплатно, но когда речь заходит о каком-нибудь деле, требуют "про любовь". Расставания и встречи, размолвки и примирения. В книге описано, как, мягко говоря, по-разному поступал Высоцкий. Но нет ничего, кроме благодарности, - за встречу, за возможность быть рядом.Накануне Нового года с новой народной встретился корреспондент "ТР".

"Зал - чёрная бездна, сказка Гофмана, загадка"

Сегодня "народными артистами" на канале "Россия" делают за несколько недель. Как вы относитесь к своему званию?

Лет 15-20 назад в Рязани был слёт Всероссийского общества. Я была там. Вел его Михаил Ульянов. И весь огромный зал проголосовал за отмену званий, в мире их ни у кого нет. Это логично - у человека есть имя. Какое звание может быть у Репина? Но вышел Миша Бушнов и сказал: "Что мы делаем? Звания помогают нам открывать двери!" И все проголосовали. Мне кажется, на нынешнем этапе развития нашей страны звания имеют значение. Для меня лично это официальное признание.

Вы на сцене больше 60 лет. Когда было интереснее играть?

Трудный вопрос. Был прекрасный первый театр - киевский им. Леси Украинки. Там актёры огромного таланта. Тянешься за ними, забываешь, кто ты. Интересно, когда прекрасный ролевой материал и партнёры. Я просто обожала Мишу Юрченко. Он многие годы был болен, не знал этого, а мы раздражались, что не может, недотягивает, а он в это время погибал...

А спектакль по Чапеку "Мать"! Или "Ваша сестра и пленница". Судьба послала предпоследнюю роль в "Гарольд и Мод" Пашнина. Это подарок судьбы… очень нежно люблю Гарольда - Булыгина в нём.

Работаем очень мало. Не можем репетировать по нескольку лет, как в больших театрах. Раз - раз, за месяц. В этой судороге многое пропускается.

Нет ощущения рутины?

Что вы! Ведь в зале люди. Порой зал словно несёт тебя на воздушной подушке, как на крыльях. Это - то удовольствие, которое мы получаем. А рутина - это дурная работа, халтура. Правда, сейчас многие актёры и пальцем не шевельнут, пока им не заплатят.

Вы часто чувствуйте такое слияние с залом?

Нет. Сегодня у меня остался один спектакль. Дорога тема Гарольда и Мод. Потому что я в том возрасте, когда важно не как, а что ты, во что веришь, что несёшь… Подпитываешь и сам питаешься. А в таких спектаклях, которые только на хохот рассчитаны, не участвую. Да меня и не занимают в них…

Помните первый выход на сцену?

В хореографическом училище были экзамены выпускного курса. Мы, первокурсники, участвовали. За занавесом открылась чёрная бездна! Страшно и совсем нерадостно. Как будто попадаешь в сказку Гофмана. И дыхание людей… Я никогда не смотрю в зрительный зал. Даже через щёлочку. МХАТовская школа учила зал ощущать. Он для меня загадка. Нечто единое.

"Я хочу закрыть глаза"

Какое влияние на вас оказала школа МХАТа?

Там приветствовали актёра - личность. В актёре ценилось своё видение материала. У нас было филфаковское образование по литературе. И лучшие мастера по всем предметам. А что уж говорить о самой атмосфере МХАТа!

Сейчас не могу судить о театре. Знаю, что им руководит Табаков, который выпускался на год раньше меня. Учились у одних педагогов. Но какого актёра МХАТа ни назови, это гиганская личность. Ну, пожалуйста - Ефремов. Всегда узнаваем, но всегда интересен. Личностный актёр. А из старого МХАТа! Это были ГЛЫБЫ.

Вы часто спорите с режиссёром. Но некоторые актёры считают, что их задача - играть, а не рассуждать. Почему вы отстаиваете свою точку зрения?

Во МХАТе нас учили тому, что настоящий театр - сотворчество личностей, содружество режиссёра и актёра. Режиссёр должен быть умнее и шире меня. И тогда я пойду за ним без оглядки. А быть тряпичной куклой в руках любого, кто скажет - пошла налево, пошла направо, я не хочу. Надо уважать себя.

Не любите современный театр и эксперименты?

Эксперимент - хорошо, если он держится на какой-то основе, классике. К сожалению, чаще классика прикрывает убогость. Попробуйте-ка окунуться в пушкинскую или в толстовскую глубины… Там утонешь!

Вот у меня студенты в прошлом году читали композицию по "Евгению Онегину". Начали неохотно. Потом влюбились. И всё это было современно. Почему-то сейчас есть тенденция: современностью называют человеческую помойку - бандиты, зона, алкоголики. Мне не свойственен этот мир. Я хочу закрыть глаза. Понимаю, что он существует, но я хочу видеть прекрасное. И оно у меня есть - дети, внуки, ученики. Люблю исторические пьесы. Когда шикарные костюмы, красивые декорации. Не люблю ущербную условность.

"Актёр с микрофоном - это какая-то мутация"

Вы смотрите ТВ?

Раньше, в другом городе, я даже работала на ТВ ведущей музыкальных программ. Сейчас слушаю и смотрю канал "Культура". Он мне даёт возможность увидеть балет, оперу, чего нет у нас.

А как относитесь к технике в театре - микрофонам, фонограммам, спецэффектам?

Это хорошо. Но если театр настоящий, то можно без всего, на двух стульях сыграть так, что вы будете смеяться, рыдать, сопереживать. Много лет вспоминаю гончаровский спектакль "Визит дамы". Когда герои сидят и просто разговаривают, а у зала потрясение и очищение! Театр драматический - это всё-таки воздействие словом, развитие души. А сейчас во многих театрах "переоснащение" техникой. Мне не нравится, когда актёр с микрофоном. Это какая-то мутация. Не нравится "фанера". Вот разговаривает актриса, сегодня она чуть-чуть простужена и устала. Каждый раз голос разный. Доходит дело до вокала, а запись совершенно выбивается из контекста. Нормальная драма требует души и профессии. Профессии становится мало - плохо говорим, речь невнятная, голоса скучные, блеклые. Ведь можно влюбиться по телефону. Радиотеатры были - помните? Вдруг всё это закрывается. Очень много музыки в спектаклях. Как будто актёру не доверяют…

"Если бы Володя не был поэтом и актёром…"

Долгое время вы ничего не рассказывали о Владимире Высоцком. Как появилась книга?

Много лет мои друзья, однокурсники и научный сотрудник музея Высоцкого Андрей просили меня написать о нашей с Владимиром Высоцким истории. Потому что о нём ходит много воспоминаний, от которых нам всем очень хорошо. О себе читала такое, чего и в страшном сне не увидишь. Много неправды, вымысла. И знаете… всё как-то скучно. А о Володе что порой пишут… Это же большой человек! Я всегда говорю: если бы он не был актёром, поэтом, он всё равно был бы талантлив как человек. А я была рядом с ним в самую юность, в его становление.

В общем, меня убедили написать. Познакомили с издателем "Молодой гвардии". Книгу замечательно приняли. Как в сказке. Я не прилагала никаких усилий. Мне очень нравится формат. Маленькая, приятная книжечка. Называется "Короткое счастье на всю жизнь".

Иза Константиновна, а талисман на счастье у вас есть?

Мой дом полон их - не могу выбросит ни одну безделушку. Вот давным-давно ребёнок из хлеба собачку сделал. Без слёз смотреть нельзя, храню. Но настоящие талисманы надо хранить в сердце. У меня такие есть. О них не говорят…

Неописуемо талантливая Высоцкая

Событием для театральной публики в начале марта станет бенефис заслуженной артистки России Изы Высоцкой: любимая тагильчанами актриса сыграет главную героиню комедии Д. Патрика "Странная миссис Сэвидж". Бенефисными были многие роли Изы Константиновны - Елизавета в "Вашей сестре и пленнице", Анисья в "Золотой пыли", Мария в драме "Деньги для Марии" по роману В. Распутина, Мать в одноименной пьесе К. Чапека, в спектакле "Последний пылкий влюбленный", где она сыграла сразу трех героинь.

Накануне своего юбилея Иза Высоцкая будет играть тоже бенефисную и одну из самых любимых своих ролей - Мод в трагикомедии "Гарольд и Мод". Об этом спектакле, о его героине с Изой Высоцкой сегодня беседует корреспондент "Горного края" Анастасия Садриева.

Сюжет? Самый актуальный. Об очень одиноком ребенке, мать которого, прекрасный администратор собственной жизни, не уделяет сыну ни малейшего внимания. Чтобы обратить на себя ее величавый взор, Гарольд инсценирует самоубийства (всего 17). Другое его любимое занятие - ходить на похороны, где он и познакомится с графиней Матильдой Шарден, Мод, которой через несколько дней исполнится 80 лет. Эта эксцентричная дама берет "без спроса" чужие машины ("разве понятие собственности не абсурдно?"), еще недавно выпускала канареек из клеток ("зоопарки полны, тюрьмы переполнены"), ходила на митинги протеста и дралась с полицией зонтиком. Заботливая мать в брачном агентстве, "основанном на компьютере", отберет для сына трех невест, а он влюбится в Мод и предложит ей стать его женой. А Мод… уйдет, добровольно умрет в день своего рождения.

Я видела три постановки пьесы "Гарольд и Мод" - в московском театре "Сфера" (реж. Н. Красноярская), в академическом театре драмы в Екатеринбурге (реж. В. Гурфинкель) и, наконец, постановка В. Пашнина в Нижнем Тагиле. Спектакли настолько разные, что в темном зале Екатеринбургского театра драмы с его алхимическими светильниками-ретортами мне иногда казалось, что сейчас Гарольд и Мод вдруг начнут самовольно произносить другие слова, не думая, что же написали эти чудаковатые поклонники хиппи К. Хиггинс и Ж.-К. Каррьер. Не узнали бы друг друга и их герои. В Екатеринбургском театре драмы Гарольд (О. Ягодин) -несчастный задерганный нервный подросток, он ходит по сцене, словно по канату - напряженно и боясь оступиться. Мод (нар. арт. РФ Г. Умпелева) - психотерапевт, который каждый раз оказывает ему экстренную помощь, а в сумме - этакий гуру, который учит бедного Гарольда жить. Непонятно, почему же в конце концов он решил на ней жениться? В спектакле театра "Сфера" Мод (нар. арт. РФ Р. Быкова) - хрупкая старушка в разноцветных бомжовских лохмотьях. Актрисе за семьдесят, она ходит по сцене осторожно и танцуют они с Гарольдом, конечно, не восхитительный вальс, как у нас, а что-то вроде полонеза - церемонное и тяжеловесное. Гарольд (С. Коршунов) - абсолютно благополучный мальчик из провинции, который успешно завоевал Москву. Еще не избавился от грубоватого выговора, еще не научился легкой московской вежливости, но уже доволен своей победой. Может ли такой мальчик воспринимать Мод иначе, чем сумасшедшую старуху. А в нашем театре это спектакль о любви. Мод так прекрасна, что Гарольд просто не может в нее не влюбиться.

Когда я пришла в пьесу, она мне напомнила страшно атмосферу Брэдбери. "Вино из одуванчиков". Существует в мире такая нежнейшая, огромная, чистая любовь. Все к ней стремимся, признаемся мы в этом или нет. И в этой пьесе такая любовь есть. Я активно не хотела быть мудрой бабушкой. Когда человек мудр, сам по себе, ему не надо эту мудрость демонстрировать, она проявляется в его жизни. Пьеса начинается с того, что Мод уже знает, что ей осталось три дня. Три последних, три прекрасных дня, а дальше будут звезды. Что же она делает в эти дня? Она спасает дерево, спасает тюленя и спасает мальчика. И судьба, природа, Бог ей еще дарит вот эту юную, чистую, прекрасную любовь. Это пир души ее, трехдневный пир, это светлейшая пьеса. Она мне очень нравится, безумно нравится. Вот почему эта пьеса, если суметь такое ее прочтение воплотить, может задеть любого зрителя.

На спектакле были критики из Екатеринбурга, они сказали фразу: спектакль произошел в зрительном зале. Это самое дорогое. Бывают спектакли, о которых интересней говорить, чем их смотреть. А вот когда спектакль рождается в зрительном зале, когда приходят зрители к нам с другими лицами за кулисы - это прекрасно.

Но как всякая хорошая пьеса, "Гарольд и Мод" допускает множество прочтений. В. Гурфинкель с печалью говорит о том, что чудаки в нашем рациональном мире обречены. Мы начинаем слышать их только тогда, когда они умирают, хотя они нам так необходимы. Его спектакль - об одиночестве. О его жестоком, неотвратимом и элегантно-холодном шествии. Неслучайно в финале спектакля все герои (среди которых уже не будет ни Мод, ни Гарольда, разбившегося на мотоцикле) возьмут в руки причудливые музыкальные инструменты (флейту, гармонику, ксилофон) и тихонько зазвучит волшебная мелодия. В. Пашнин рассказывает о любви к жизни и людям, знамени чудачества, переходящем от Мод к Гарольду, рассказывает щедро и красочно. В его спектакле Гарольд не может погибнуть. Даже и Мод остается как будто жива. Режиссер так тщательно продумывает финальные выходы артистов, что они кажутся продолжением спектакля - и Гарольд и Мод вместе выходят к зрителям.

Если бы я читала пьесу о том, что чудаки в нашей жизни не могут жить, мне бы не хотелось играть. Мод до последней капли рада жизни. Последний день остался, она говорит: какой день предстоит!

Для меня самая главная сцена в "Гарольде" - это когда мальчик говорит: мне понравилось быть мертвым. Вот когда я мертвый, на меня все обращают внимание. Мама обращает внимание. Причем это очень распространено. Мой сын очень часто меня пугал. Ему нравился мой испуг. Потом я стала специально переходить улицу на красный свет - я старая и ничего не вижу. Он бежал впереди и кричал: иди, зеленый. Детское желание на себя взять внимание. Герой нашего спектакля мужает, он становится ответственным. Когда он говорит Мод: вы ни в чем не будете нуждаться, все, он становится мужчиной, он берет на себя обязательства. Она мальчика выпускает в жизнь. Вот теперь он будет мир воспринимать ее глазами. Теперь у него цветы будут иметь индивидуальность, музыка будет звучать, тюлени должны быть не в зоопарке, а в море. Она ему передает свое мироощущение. И в финале в первый раз, единственный она называет его на ты: Люби еще! Любите (ко всем). Как завещание любви и дальнейшей жизни.

Моя знакомая сказала, что у спектакля нехристианский конец. Мод приручила Гарольда и ушла. Почему она умирает? Как она могла, такая сильная, такая стойкая, вдруг отказаться от жизни?

У меня когда-то был очень тяжелый разговор с одиннадцатилетним ребенком, который настаивал, что человек имеет право на самоубийство. Если человек свободен, то он имеет право распорядиться собственной жизнью. Это сложная философская тема. Мы все, люди, о смерти думаем. В молодости иначе. Вас никогда не удивляло, что огромное количество самоубийств совершается в юном возрасте, потому что там острей воспринимается, и еще к жизни не так привыкли, с ней проще расстаются. Ведь в спектакле есть маленькие-маленькие штрихи, их можно не заметить: "Я становлюсь немного неловкой", "Кажется, тело немного устало". Не в том дело, что Мод жить не хочет, она не хочет быть обузой. Ведь она одна. У нее нет ни дома, ни кола, ни двора по сути. У нее есть мир, звезды, ее огромная любовь ко всему. У нее все друзья, все человечество. А в нашем нормальном бытовом понимании у нее нет ничего. Свободный гражданин, бомж в общем-то. И она решила, что когда не сможет наслаждаться жизнью, а будет только мучиться и тяготиться, она уйдет. Мы все так хотим - если смерти, то мгновенной…

Причем для нее уход - светлый… Это, конечно, дело актрисы, есть дело режиссера - поставить задачу, а актриса должна наполнить ее собой. Если я все знаю заранее, то зачем я вдруг начну плакать. Поэтому мы не выстраивали никаких похорон, иначе появится фальшь.

Даже короткие паузы - когда Мод вспоминает погибшего мужа, находит старые письма - даже здесь я не хочу плакать, я ни разу на этом спектакле не заплакала. Я вообще очень не слезливая актриса. Когда я готовлю какие-то трагические вещи, читаю, допустим, "Реквием" Ахматовой, я отплакиваю дома. Легкие слезы мне не даны - и смеяться, и плакать должен зритель.

Я счастливый человек, у меня прекрасные друзья. Многих уже нет. Вот полтора года назад ушла из жизни моя подруга, душевная-предушевная, удивительной, трагической жизни человек. Она по сути Мод. Она очень намного пережила своего мужа и жила уже там. Неверующий человек, она верила, что с ним там встретится. Недаром Мод все время говорит о космическом пространстве, о звездах: "Одна моя подруга все время говорила о звездах". Ведь она же сама не говорит: "Вот она умерла". Она только отвечает на вопрос Гарольда. Потому что для нее эта подруга не умерла. Как у Гарсия Лорки: мы не расстаемся со своими мертвыми. Это не православная пьеса. Это не идеологический спор. Это просто человеческая пьеса.

Мод по отношению к себе иронична?

В ней есть детская наивность и есть мудрость, а мудрый человек не может быть не ироничен к себе. Он видит все свое несовершенство.

И раз Мод чуть подсмеивается над собой, она может быть столь бесстрашно патетична. Она чувствует себя ненужной в этом агрессивно нормальном мире ("когда цветы становятся ненужными, они чувствуют себя одинокими и умирают"). Но, парадокс, умирает она как раз тогда, когда появляется человек, которому она очень нужна. Им так хорошо друг с другом. И в абсолютной тишине зала, вполголоса звучат несколько строк из совсем неамериканской песни "Снится мне сад в подвенечном уборе…". Она так беззащитна, ваша Мод. И так прекрасна. Зал с восторгом принял бы их союз. Зал как-то сразу чувствует себя выше отца Финегана, который пытается (и не может "О, мне сейчас станет плохо!") представить себе здесь плотскую сторону. Зал, между прочим, воспитывается на глазах. Но - нет. "Телефон, где здесь телефон?!" - кричит Гарольд, уже понимая, что не сможет спасти Мод.

Валерий Павлович Пашнин попросил меня: вы не можете спеть один куплет. Я попробовала. У меня не вызвало это отторжения. А раз он меня не остановил и не останавливает, значит, я это делаю...

В общении она великолепна - резкая и прямая, фантастически умная, красивая и элегантная, всезнающая, речистая, неописуемо талантливая Иза Высоцкая.

Иза Константиновна уверяет, что знакомство с Володей ВЫСОЦКИМ, случившееся в Школе-студии МХАТ, не произвело на нее никакого впечатления.

Шустрый, хулиганистый, немножко конопатый, влюбленный, как мне показалось, сразу во всех девушек, - вспоминает актриса. – После выпускного спектакля нашего курса, когда у нас намечался банкет, этот мальчишка потащил меня гулять.

Возмущение, искренний протест и главный козырь: «Я, между прочим, замужем!» - не помогли.

Наталья КУЗЬМИНА,

фото из архива Изольды ВЫСОЦКОЙ

Роман был стремительным. Очень быстро Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его – Волчонком. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня можно было держать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. – «Шпильки» создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все очень естественно и просто, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: почему, да не рано ли, и зачем это надо…

Междугородняя любовь

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное «гнездышко» пришлось за ширмой, но жили весело – молодость грустить не желает. А потом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала работать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него впереди был еще один курс.

При этом мы довольно часто общались - самолетом от Москвы до Киева лету немного, были еще телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: «Еду домой с новым мужем...» - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появились мама. Помню ее шутливый вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком еще не видели: для провинции это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот приезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку поставить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено играть свадьбу. Мешало только одно - невеста все еще не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба – отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои снова были без каблуков – так захотел Володя, - продолжает рассказ героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время жизнь казалась пусть не всегда веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. – Ругались мы весело. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, сесть в такси: «Прямо, пожалуйста!» - и при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома тоже было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти ребенок, Изольда забеременела, но тут в дело вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был страшный скандал, после которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится много лет спустя, когда Иза тоже будет носить звание «бывшей».

Другая женщина

Вскоре супругам снова пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его – ростовский театр предлагал ему работу, и вдруг моя московская подруга сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я немедленно позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что жена Высоцкого не хочет развода, скрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна немедленно выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навсегда и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась лишь на «сороковины».

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, сын Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время назад ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче «Короткое счастье на всю жизнь».

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, слишком много там неправды, - говорит Иза Константиновна. – Надеюсь, в своей книге мне удалось показать молодого Володю таким, каким он был в действительности.

ВОСПОМИНАНИЯ

...Раннее утро ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, пожалуйста, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий… И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они тоже влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из «Укротительницы тигров», и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная женщина нам вещает: «Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку!» Нам становится совсем смешно. Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

(Из книги Изольды Высоцкой «Короткое счастье на всю жизнь»)

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную роль в «Свиных хвостиках», верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали даже репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в «Аленьком цветочке». Вот, пожалуй, и все. Было горько. Мы так наивно верили в святое искусство.

(Из книги Изольды Высоцкой «Короткое счастье на всю жизнь»)

В городе афиши "В. Высоцкий, И. Бортник". Пробиваемся сквозь толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. – «Тебе удобно?» Я плачу, не пряча слез.

(Из книги Изольды Высоцкой «Короткое счастье на всю жизнь»)

Иза Высоцкая не знакома зрителю как актриса кино - женщина делала театральную карьеру, а также учила «правильно» разговаривать на сцене студентов колледжа искусств. Изольду Константиновну знают, прежде всего, как первую жену легенды российского кино, талантливого барда .

Детство и юность

Изольда Мешкова родилась в Горьком (Нижний Новгород) в 1937 году, пережила все тяготы голодного и страшного военного детства. С семьей оказывалась и под бомбежками. В огне войны девочка потеряла родного отца Константина Павловича, а затем и отчима Николая Федоровича, который пропал без вести.

В интервью Изольда Константиновна вспоминала, что с детства любила танцевать. Среднюю школу, где училась прилежно и легко, совмещала с хореографическим училищем при Оперном театре. Девочка делала успехи на танцевальном поприще, однако вскоре студия закрылась.

В день выпускного во время прогулки по родному городу Иза с подругой наткнулись на объявление, приглашающее вчерашних школьников поступить на актерский факультет театральной студии при МХАТе.


Конечно, это было далеко от вожделенного балета, но Изольда решила показать таланты выездной комиссии. Счастье пытали еще 120 сверстников, однако Мешкова единственная миновала прослушивания без дополнительных «тестов».

Девушку встретила неприветливая Москва. Поначалу Иза не могла привыкнуть к «тоскливой» атмосфере драматической сцены – без музыки, пачек и пуантов. Но постепенно втянулась в насыщенную театральную жизнь.

Театр

Профессиональная биография актрисы началась в Киеве. В главный город Украинской ССР девушка попала по распределению. В свои ряды начинающую артистку принял театр имени . Режиссеры щедро одаривали Изу главными ролями, например, играла Соню в пьесе Георгия Березко «Вот я иду». Карьера обещала быстрый взлет, к тому же руководство театра давало девушке квартиру. Однако, отработав положенные по распределению два года, актриса вернулась в Москву.


Впрочем, в столице не задержалась. Угнетала нехватка ролей, и Изольда Высоцкая ответила согласием на запрос Ростовского театра им. Ленинского Комсомола. Здесь отработала год, а затем вплоть до 1970-го колесила по стране – играла на сценах храмов Мельпомены Перми, Владимира, Лиепаи.

Наконец, навсегда обосновалась в Нижнем Тагиле. В местном театре им. прослужила почти полвека. Репертуар актрисы бескрайний. Копилку работ украшали пьесы «Царь Федор Иоаннович», «Золотая пыль», «Птицы нашей молодости», «Мать» и другие спектакли.


За роль из постановки «Ваша сестра и пленница» женщину наградили премией «И мастерство, и вдохновение» за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство. К тому же Изольда Константиновна носила звание Народной артистки России.

Изольда Высоцкая совмещала игру на сцене с преподавательской деятельностью. Десять лет актриса делилась опытом со студентами актерского отделения Нижнетагильского колледжа искусств – преподавала сценическую речь.

Фильмы

Фильмография актрисы состоит всего из одной художественной ленты. В 2000 году на Свердловской телерадиокомпании вышла двухсерийная драма «Горное гнездо». Режиссер Владимир Лаптев взял за основу постановку романа Дмитрия Мамина-Сибиряка. Снимался фильм на старом демидовском заводе, что придало действию особую атмосферу и колорит. Высоцкой досталась заметная роль Нины Леонтьевны.


Изольда Константиновна не жалела, что выбрала жизнь провинциальной актрисы. В редких беседах с журналистами (прессу женщина недолюбливала) признавалась:

«Я довольна тем, как сложилась моя судьба. Уже много лет я актриса Нижнетагильского драматического театра. Я не жалею, что уехала из Москвы, не снималась в кино. Мне никогда не нужна была известность».

Изольда Высоцкая попробовала силы и в писательстве. В 2006 году поклонники Владимира Высоцкого получили книгу мемуаров «Короткое счастье на всю жизнь», в которой женщина рассказывает о непростых отношениях с супругом.

Личная жизнь

На первом курсе Иза пережила страстную, но несчастную любовь. Излечить от предательства возлюбленного помог брат школьной подруги Юрий Жуков, питавший еще подростком нежные чувства к Мешковой. Изольда, наконец, ответила взаимностью и вышла за юношу замуж спустя месяц встреч.


Когда девушка училась на третьем курсе, в составе первокурсников студии МХАТа появился Владимир Высоцкий – «весь - радостная готовность помочь, подсобить, выручить, просто так поздороваться». Штамп в паспорте Изольды не остановил пылкого и хулиганистого Володю. Не влюбиться в него, по ее словам, было невозможно: балагур, душа компании, всегда в обнимку с гитарой.

Вскоре молодые люди уже делили кров проходной комнаты коммуналки. Муж долго не соглашался на развод, помогли связи высокопоставленных родственников Высоцкого. Расписалась пара весной 1960 года. Родные Владимира Семеновича холодно встретили молодую супругу. Мама, узнав про беременность Изольды, устроила скандал – не хотелось женщине в 45 лет становиться бабушкой. В итоге случился выкидыш.


Отношения с мужем охладил еще и отъезд Изы в Киев. Впрочем, Высоцкий часто приезжал – то на каникулы, то на премьеры жены, а то и вовсе неожиданно появлялся на генеральных репетициях. Отработав положенное время, актриса вернулась в столицу России.

Из-за нехватки работы пришлось уехать в Ростов, где молодой актрисе предложили место в театре. Высоцкий умолял жену остаться, но, по признанию Изольды Константиновны, она больше не могла жить под одной крышей с его семьей.


Расстаться супруги договаривались ненадолго, а оказалось, навсегда. Однажды раздался звонок от бывшей однокурсницы, которая сообщила, что новая пассия Владимира ждет от него ребенка. В мае 1965 года Иза с Высоцким развелись. Актер сам предложил уже бывшей супруге сохранить фамилию.

В этом же году Изольда родила наследника. Глеб носит фамилию знаменитого барда, однако не является родным сыном Владимира Высоцкого. Больше детей у актрисы не было. Глеб стал инженером, работал в крупнейшей компании Екатеринбурга. Иза Высоцкая еще раз выходила замуж, третьего супруга похоронила незадолго до собственной смерти.

Смерть

Изольда Высоцкая ранним утром 20 июля 2018 года в Нижнем Тагиле. Причиной смерти называют неважное здоровье и преклонный возраст – актрисе исполнился 81 год.


Несмотря на болезни, в прошедшем театральном сезоне женщина полноценно работала и даже присутствовала в рядах зрителей на заключительном спектакле 19 июля. По словам сына актрисы, Глеба Высоцкого, по воле матери ее тело кремировали. Прах похоронен в Екатеринбурге.

Фильмография

  • 2000 - «Горное гнездо»
  • 2013 – «Владимир Высоцкий. Я не верю судьбе» (документальный фильм)

В пятницу, 20 июля, в возрасте 81 года скончалась актриса, народная артистка России Изольда Высоцкая . Сообщение о её смерти появилось в паблике Нижнетагильского драматического театра, где служила актриса. «Нет слов, чтобы описать наше горе. Этим утром ушла из жизни народная артистка России Иза Высоцкая. Прощайте, удивительная, блистательная Иза Константиновна!», — говорится в сообщении.

Прощание с артисткой пройдёт в воскресенье, 22 июля, в ритуальном комплексе в Нижнем Тагиле. Ранее екатеринбургская интернет-газета Znak.com писала, что не известно, будет ли панихида публичной, так как есть информация, что сама Высоцкая этого не хотела.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода