Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм на новой басманной. Храм апостолов петра и павла в басманной слободе

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной "под звоном"[охранная доска]

Новая Басманная ул., 11

"Документально известна с 1695 г., когда значится "новопостроенной". "В конце XVII в. была построена деревянная церковь, замененная в 1708-1713 гг. каменной, сооруженной архитектором И. П. Зарудным "по именному царского величества Петра I указу и по данному собственной его величества руки рисунку" (чертежу)".

"Сооружена по прошению стольника Ивана Федоровича Басова прихожанами, 2000 рублей пожаловано Петром I. Обновлена в 1856 г.".

"Деревянная церковь Петра и Павла в Капитанской слободе начала строиться в 1692 г. Каменная начала строиться с 1705 г., 31 августа 1708 г. выдан антиминс на престол Петра и Павла, вероятно, помещавшийся тогда внизу. Верхний храм стали сооружать в 1714, но из-за указа о запрещении каменного строительства он был освящен лишь в 1723 - о чем имелась надпись на кивории верхней Петропавловской церкви. Внутри нее сохранялся барочный иконостас 1723 г. Возможно, что зодчим был И. Зарудный. Нынешняя колокольня 1745-1746 гг. В 1772 г. в правой стороне нижней паперти освящен теплый придел Рождества Богородицы, впоследствии упраздненный. В середине XIX в. все пространство под верхней ходовой папертью включено в нижний храм св. Николая, при котором освящены 23 ноября 1856 г. приделы иконы Богоматери "Утоли моя печали" на средства Залогина и Владимирской богоматери на средства Ширяева. Тогда же были переменены верхи храма и колокольни".

Ограда XVIII в. перенесена в 1966 г. от разрушенной ц. Спаса Преображения в Спасской[охранная доска] .

"17 июля 1891 г. скончался на 82 году Сергей Дмитриевич Ширяев, бывший московским городским головой. Он 35 лет состоял церковным старостой храма Петра и Павла на Н. Басманной. При нем церковь была расширена, для причта куплены дома. Покойный за свои труды для церкви не желал земных наград - да воздаст ему Господь Своею великою милостию".

Потом внутри размещался склад, а на галерее - торговые ларьки. С 1970-х гг. здесь располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизических методов исследования (НИИ "Геофизика"). Сделаны перекрытия для дополнительных этажей. В 1960-е гг. здание реставрировалось, причем завершение и шпиль поставили новые, в "голландском вкусе". С тех пор ремонт долго не производился и храм пришел в сильно обветшавший вид. Кресты сломаны. Здание стоит на государственной охране под № 150. К 1990 г. главный храм вновь внешне вычинен. У входа в церковь в бордюр улицы кощунственно вставлен кусок старой надгробной плиты.

"В 1992 г. храм возвращен верующим". Малое освящение состоялось на Богоявление 1994 г. "Первый престольный праздник отмечен в том же году".

Первая церковь в честь святых первоверховных апостолов была построена в Басманной слободе в конце XVII века по ходатайству военачальника Башева. Из исторических архивов известно, что к 1702 году к приходу этой церкви принадлежало 114 дворов, которые облагались налогом на ее содержание.

Строительство

Поскольку изначально церковь была деревянной, очень быстро стал разрабатываться проект, который бы позволил заменить ее на каменную постройку. Строительство началось в 1705 году рядом с действующей церковью. Куда потом пропал деревянный храм Петра и Павла на Новой Басманной, неизвестно.

Необходимо отметить, что сооружение, о котором мы говорим, было выполнено в соответствии с личным рисунком императора Петра Великого. Всего таким образом было выстроено восемь храмов, семь из которых располагаются в Санкт-Петербурге. И только храм Петра и Павла на Новой Басманной в Москве был построен. Деньги на возведение церкви были пожалованы также государем в размере двух тысяч рублей. Влиянием императора обусловлена и особенная архитектура храма, образец которой Его Величество позаимствовал в Голландии во время своего туда путешествия. В 1708 году состоялось освящение и начались богослужения в нижнем приделе церкви, тогда как основная церковь продолжала строиться. Престол был посвящен святителю Николаю Чудотворцу.

В 1714 году Петр Великий издает указ о том, что в связи с переносом столицы в Петербург все каменное строительство в Москве требуется приостановить, дабы занять строителей возведением нового города на Неве. Поэтому храм Петра и Павла в Новой Басманной слободе попал в список строительств, временно замороженных. Только в 1717 году, по особому распоряжению Сената в ответ на прошение о разрешении достроить храм, строительные работы восстановились. К этому времени их оставалось совсем немного - требовалось лишь установить шпиль и возвести своды над папертью. Окончательно здание храма было закончено в 1719 году. Годом позже в храм был заказан резной иконостас, амвон и клирос.

В 1770 году храмовый комплекс приобрел еще один придел в честь Рождества пресвятой Богородицы. Освящение его состоялось двумя годами позже. В 1812 году храм Петра и Павла на Новой Басманной был разграблен наполеоновскими войсками.

В 1856-1868 годах церковь значительно перестраивалась. Это было вызвано необходимостью ремонтных работ, а кроме того, к тому времени храм оказался слишком мал для удовлетворения потребностей в молитвенном помещении. В результате храм Петра и Павла на Новой Басманной оказался значительно расширен. В комплекс добавились два придела. Оба были посвящены Богоматери: один в честь иконы «Владимирской», второй - в честь образа «Утоли моя печали».

Церковь после революции

После революции храм продолжал функционировать в качестве религиозного здания на основе особого договора, согласно которому верующие получали его в бессрочную безвозмездную аренду. В крипте храма одно время даже располагалась духовная академия, лишившаяся своих исторических помещений.

В 1921 году храм Петра и Павла на Новой Басманной был ограблен к удовольствию городских властей, которые на основании претензий к верующим о халатном отношении к переданному им имуществу закрыли церковь спустя два года. В действительности общину расформировали, потому что она выступала на стороне патриарха Тихона и отказывалась присоединиться к обновленческому движению.

В конце концов, в 1924 году, храм был передан официальной на то время обновленческой церкви. Впрочем, в том же году, по особому прошению и жалобе «тихоновцев», им вернули верхний храм, оставив верующим обновленческой ориентации право пользования нижним. Впоследствии дважды предпринимались попытки закрыть храм, но удалось это сделать только в 1935 году. Здание первоначально передали под военный склад, но оно часто переходило из рук в руки. В итоге им завладело ВНИИ «Геофизика».

Возвращение храма

Храм Петра и Павла на Новой Басманной, отзывы о котором позволяют отнести его к одним из самых прекрасных храмов столицы, был передан обратно верующим в 1992 году. До сих пор в нем продолжаются работы по восстановлению и реставрации.

Храм Петра и Павла на Новой Басманной: расписание богослужений и адрес

Что касается расписания церковных служб, то оно подвижно и месяц от месяца может немного меняться. Общие же принципы богослужебного ритма прихода таковы:

Службы совершаются ежедневно по будням и выходным.

По будням:

  • 07:40 -Литургия.

По субботам:

  • 08:00 -Литургия.
  • 17:00 - Вечернее богослужение.

По воскресеньям:

  • 08:30 - Литургия.
  • 16:00 - Вечернее богослужение с чтением акафиста иконе Богоматери «Боголюбская».

Располагается Петропавловский храм по адресу: Москва, Новая Басманная, д. 11. Ближайшая станция метро - «Красные Ворота».

История Храма


Деревянная церковь свв. апп. Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 г. по прошению стольника и подполковника И.Ф.Башева. В 1695 г. деревянная церковь значилась новопостроенной и обложенной налогом со дворов Басманной слободы. К 1702 г. в приходе церкви числилось 114 дворов.

В 1705 г. были начаты работы по возведению каменного храма. Деревянная церковь во время работ еще функционировала, о дальнейшей же ее судьбе ничего не известно. Необходимо отметить, что правящий в то время император Пётр I активно способствовал основанию храмов в честь своего небесного покровителя в Азове, Брянске, Петрозаводске, Полтаве; строительство Петербурга тоже началось с закладки деревянной церкви свв.апп. Петра и Павла.

Каменная церковь свв. апп. Петра и Павла в Москве строилась по рисунку Петра I («по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского») на пожалованные им же 2 тыс. рублей. Примечательно, что всего Петром I было сделано восемь рисунков будущих храмов. Семь из них были выстроены в Санкт-Петербурге, и только один — в Москве (все восемь рисунков хранятся в хранилище Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга). Отметим также, что в конце XVII — начале XVIII вв. в русской архитектуре наметились новые тенденции: особенно тесные культурные и торговые отношения сложились у России с Голландией - туда Пётр I совершил своё первое заграничное путешествие. Пётр привёз из Голландии множество идей, в том числе архитектурных. Как и Сухарева башня, прототипом которой послужила Амстердамская ратуша, храм св. апп. Петра и Павла стал воплощением одной из них.

С самого начала работа по возведению храма св. апп. Петра и Павла в Басманной слободе была поручена бригаде, состоявшей из 19 человек крепостных крестьян из Ярославской губернии. Это были «записные каменщики», то есть профессиональные строители, поставленные на государственный учёт. Помещики регулярно отпускали «каменщиков» на «государево строение». Имена некоторых из этих 19-ти: Андрея Кондратьева, Алексея Васильева, Ивана Яковлева, Конона Нефедьева, Филиппа Васильева известны из переписки с Ингерманландской канцелярией, находившейся в Петербурге. В переписке упоминаются царские указы (самый ранний датирован 26 мая 1705 г.), согласно которым «велено в Капитанской и в Новобасманной слободе, что за Мясницкими вороты, у церковного каменного строения, которую церковь строят по присланному чертежу из Государева села Преображенского, верховных Апостол Петра и Павла, быть каменщиком Ярославского уезда разных помещиков...до совершения церкви, а к иным делам от того строения тех каменщиков имать не велено...».

В 1708 г. был выдан антиминс на освящение престола в нижнем храме. Он был устроен в честь Николая Чудотворца (в именной подушной книге 1722 г. упоминается «церковь Петра и Павла, что в Капитанской и в Новобасманной слободе, под нею церковь нижняя Николая Чюдотворца, каменная»).

В 1714 г. строительство храма продолжалось. Имеется договор подряда, заключенный в мае 1714 г. священником и старостой церкви с ярославскими и костромскими крестьянами-каменщиками, которые «подрядились у той церкви построить к прежнему каменному строению в прибавок». По всей вероятности, большая часть работ в течение летнего строительного сезона была выполнена. Но дальнейшие обстоятельства не позволили завершить возведение храма.

9 октября 1714 г. Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки. Церковь свв. апп. Петра и Павла значилась в списке московских зданий, строительство которых было приостановлено.

Через три года, в 1717 г., староста и прихожане церкви донесли в Правительствующий Сенат, что здание церкви почти достроено (не было только завершающего храм шпиля и сводов над папертями). Но поскольку каменное строительство в Москве было запрещено, они просили Сенат разрешить закончить строительство: «В прошлом 1714 году по имянному царского Величества указу и по поданной собственной Его Величества руки рисунку, велено нам... построить церковь за Месницкими вороты, за Земляным городом, что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была ж во имя Святых Апостол Петра и Павла, и оная церковь по оному от Его Величества рисунку, как исподняя, так и верхняя, построены, а при том несовершенно: наверху шпицер и на сторонах над папертьми не сведены своды, отчего тоя церкве конечная гибель, а по Его ж Царского Величества указу в Москве каменное строение строить запрещено, и для того и ту церковь достроить без присланного Указа от Вашего Сиятельства не дают». В ответ на просьбу в Москву был послан сенатский указ о разрешении завершить строительство: «...каменную церковь во имя Святых Апостол Петра и Павла, буде она сверх буту каменным строением зачата строить, — достроить...».

В 1719 г. здание церкви было достроено. Храм получился двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался погост, обнесенный оградой.

В июле 1720 г. для верхней церкви был заказан иконостас, о чем сохранилась подрядная запись. Для «резного иконостасного дела» были наняты «царевны и великой княжны Екатерины Алексеевны (сестры Петра I, к тому времени покойной) рещик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря рещик Андрей Гаврилов сын Ушаков». Они обязались «построить в той церкве столярное и резное иконостасное дело по означенному своему рисунку, а имянно: царские двери и сень резные травные, да вместо столбов фрувты резные...». Также выполнить резные кронштейны и карнизы в «праздничном поясу, а в апостольском поясу и в пророческом также вместо столбов резьба..., а сверх тех поясов — распятие и с пристоящими, резные в трех лицах в таком же столярстве», и, кроме того, устроить резные клиросы и амвон.

В мае 1737 г. церковь пострадала в результате одного из опустошительных пожаров Москвы, которые были страшным и постоянным бедствием для жителей города с деревянной застройкой. На этот раз сгорело более 11 монастырей, 102 церкви, более 2,5 тысяч обывательских дворов, свыше 486 лавок. Церковь свв. апп. Петра и Павла пострадала меньше других святынь: на колокольне сгорели перила, рундук и лестницы, выгорела деревянная ограда вокруг церкви. После восстановительных работ к середине XVIII в. в Новобасманной слободе сложился архитектурный комплекс, состоящий из храма и колокольни, увенчанных шпилями и соединенных открытой белокаменной лестницей, ведущей в верхний храм и на второй ярус колокольни.

В 1770 г. священник Алексей Иоаннов с приходскими людьми и вкладчиками обратились с прошением в Правительствующий Синод об устройстве придела. Они жаловались, что в зимнее время в верхней церкви свв. апп. Петра и Павла «ранние службы с немалым трудом исправляются, а за морозами и вьюгой редко и бывают». «Для исправления в зимнее время ранних служб» они просили устроить придел в паперти при нижней церкви свт. Николая. Благочинный Сретенского сорока, Троицкой церкви иерей Иоанн Игнатьев и церкви Спасской, что в Пушкарях, иерей Стефан Васильев освидетельствовали место для нового придела «не будет ли в той паперти утеснения и темноты» и нашли его удобным. После чего архиепископ Амвросий дал разрешение построить в нижнем храме новый придел во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Он был устроен южнее церкви Святителя и Чудотворца Николая, у западных дверей. При этом предполагалось для лучшего освещения «сделать вновь окно и против оного светлую дверь». В 1772 г. новый придел Рождества Пресвятые Богородицы был освящён архимандритом Сретенского монастыря Никоном.

Территория, на которой стояла церковь св. апп. Петра и Павла, сохраняла древнюю слободскую структуру и была занята сильно вытянутыми строительными кварталами, разделенными переулками, параллельными Новой Басманной улице. Квартал, в котором была расположена церковь, делился продольным переулком на две части. К 1770-м гг. продольный переулок вошел в состав обывательских дворов и оставался на церковной земле как проезд по погосту. Территория церкви с погостом и причтовыми дворами уже тогда находилась в границах современных номеров 11 по Новой Басманной улице и 6 по Рязанскому переулку. Пять дворов причта церкви (священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирницы) представляли собой участки, вытянутые от церковного погоста к переулку. Деревянные жилые дома были ориентированы главными торцовыми фасадами в сторону церкви. В глубине дворов располагались деревянные хозяйственные постройки и сады.

Согласно «клировой ведомости» за 1775 г. - отчетной ведомости, ежегодно посылаемой священником в Духовную Консисторию - всего в Петропавловском приходе Сретенского сорока проживало 391 человек мужского пола и такое же количество женского. Среди прихожан, подписавших ведомость, числились именитые граждане: «вдовствующая графиня Екатерина Ивановна Шувалова, генерал-аншеф Василий Иванович Чулков, вдовствующая генеральша Марфа Васильевна Балк, бригадир князь Владимир Борисович Голицын, полковник Алексей Андреевич Думашев». Некоторые из них: А. И. Ширяева, М. В. Балк, С А. Демидова, Е. С. Гендрикова, Е. И. Шувалова, — имели свои домовые церкви, состоящие в приходе церкви свв. апп. Петра и Павла.

В 1812 г. во время наполеоновского нашествия из 300 московских церквей пострадало от пожара более половины. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной была разграблена и числилась среди обгоревших. У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишень для стрельбы. Неприятелем были сожжены расположенные на церковной земле деревянные дома священника и диакона. В 1813 г. в числе других 15 московских храмов Петропавловская церковь получила 1500 рублей из средств, пожертвованных костромским дворянством «на поправку церквей неприятелем разоренных». Деньги были использованы «для починки крыши на трапезе и колокольне, а также лестницы, ведущей в верхнюю церковь».

После пожара 1812 г. по «прожектированному» плану города Москвы местность подлежала градостроительному регулированию. Современный Басманный переулок предполагалось «спрямить», урезав церковную территорию. Урегулирование переулков ограничилось частичным выравниванием красных линий. С этого времени и по 1917 г. границы церковного владения оставались неизменными.

В 1825 г. назрела необходимость в ремонте «пришедшей в ветхость от времени и мокроты» открытой белокаменной лестницы (начало XVIII в.), ведущей в верхний ярус церкви. Был выстроен крытый переход между церковью и колокольней, вместо каменной лестницы была устроена чугунная.

В 1842 г. в нижней церкви свт. Николая по проекту архитектора Степана Петровича Мельникова вместо пришедшего в ветхость старого иконостаса, выполненного в стиле барокко начала XVIII в., был построен новый иконостас. Одновременно была возобновлена стенная живопись в нижней церкви: «полинялые» от времени лики покрыли новыми красками.

Здание церкви очень страдало от сырости. Пришлось вновь начать строительные работы. Именно они (1856—1868 гг.) стали значительным этапом в формировании существующего ныне облика храма. По инициативе старосты церкви, потомственного почетного гражданина Сергея Дмитриевича Ширяева и на пожертвования прихожанина храма - московского купца 3-й гильдии Андрея Афанасьевича Залогина начались работы по перестройке здания. Она продолжалась 12 лет и производилась под присмотром архитектора Николая Ильича Козловского. Прежде всего, нужно было расширить храм: старые стены галерей были полностью разобраны и сложены на новых местах. При этом галереи, по габаритам превосходящие прежние, были продолжены, окружив алтарь, и включали в себя устроенную прежде крытую лестницу. Новые фасады выстроили с сохранением первоначальной стилистики петровского времени. Во вновь построенных помещениях были устроены два придела: на южной стороне — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», на северной — в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Были отремонтированы печи, оконные рамы, сделан ремонт колокольни, а в 1868 г. — и «наружной стороны» церкви.

В архиве сохранилось дело о награждении купца Залогина золотой медалью на Владимирской ленте. Кроме 11000 рублей серебром на обновление трёх иконостасов он пожертвовал ещё 11000 рублей серебром на другие нужды храма: переборку галерейных стен, устройство нового пола, новых печей и «росписание» стен, что составляло половину всей суммы, израсходованной на ремонт храма. В результате реконструкции храм приобрел тот облик, который можно увидеть на фотографиях второй половины XIX — первой половины XX вв. Он превратился в один из самых благолепно устроенных храмов Москвы, а его настоятель Пётр Матвеевич Терновский встал во главе Петропавловского благочиния Сретенского сорока. На объединенных участках диакона и дьячка были выстроены здания кирпичной церковной богадельни и деревянных сараев и погребов.

В 1897 году в нижнем этаже колокольни было устроено помещение «для поставления покойников, приносимых родными их, Петропавловского прихода прихожанами на время после смерти до отпевания и погребения». При этом окно, выходящее на Новую Басманную, предполагалось перестроить в дверь «без всяких изменений в размере и форме».

Новая власть, установленная в России в результате революции 1917 г., лишила религиозные организации юридических и гражданских прав. Законодательные акты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) были направлены на уничтожение Русской Православной Церкви. В соответствии с постановлениями советской власти храмовые здания стали считаться собственностью государства и могли быть переданы в пользование религиозной общине — группе верующих, зарегистрированной в органах местной власти. Однако подлежали конфискации в пользу государства объекты церковной недвижимости: жилые дома, торговые помещения, здания богаделен, школ, приютов и больниц, содержавшихся в основном за счет приходов и их благотворительных учреждений.

23 января 1919 г. был заключён договор (второй по счету) православной общины при храме свв. апп. Петра и Павла с Моссоветом, согласно которому община верующих принимала в бессрочное бесплатное пользование 2-этажное здание самой церкви с богослужебными предметами по особой описи. Одновременно храму передавались иконы и церковная утварь из упраздненных домовых церквей: из дома князя Голицына, из гимназии Мансбах и несколько икон из Рязанского парка электрического трамвая. Позднее храму было также передано по описи имущество упраздненной церкви св. Ианнуария в бывшем Запасном дворце (иконы, евангелия, кресты).

После революции в крипте храме Петра и Павла на Новой Басманной некоторое время продолжала свою работу Московская Духовная Академия, которая так и называлась: «Подколокольная академия». Некоторые московские священники носили значок кандидата богословия, полученный именно там. Таких кандидатов богословия «подколокольной» Духовной Академии в Москве было несколько человек. Ректором ее был епископ Варфоломей (Ремов).

В 1921 г. Петропавловский храм был ограблен. Похищены лампады, напрестольные кресты, дарохранительницы. Это событие явилось поводом для придирок к верующим. В конце 1923 г. Административный отдел Моссовета расторгнул с церковно-приходским советом договор под тем предлогом, что община недостаточно хорошо заботилась о сохранности переданного храму имущества. Истинной же причиной расторжения договора стала поддержка верующими патриарха Тихона и их отказ признать обновленческую церковь. В январе 1924 г. храм свв. апп. Петра и Павла передали обновленцам. В конце января 1924 г. так называемая «тихоновская» группа обратилась в Наркомат Юстиции с жалобой. В письме говорилось, что «мы все добываем себе хлеб упорным трудом, большинство из нашей группы — простые рабочие физического труда. Группа отказывается признать обновленческое движение, а желает молиться по-старому». Моссовет принял решение передать нижний храм обновленцам, а верхний — «староцерковникам». Только летом 1924 г. служба в верхнем храме свв. апп. Петра и Павла возобновилась. Впоследствии власти предприняли две попытки закрыть церковь. В ноябре 1929 г. — в числе 15 церквей — для использования здания под склады хлеба. Но тогда Президиум ВЦИК постановил: «воздержаться от закрытия...». И в 1932 г. — для передачи храмового помещения Музею охраны труда. Но и тогда церковь не закрыли.

Храм закрыли в 1935 г. постановлением Президиума Моссовета от 11 марта. Здание церкви передавалось Управлению Московской областной милиции для склада военно-хозяйственного имущества. На храмовой территории был выстроен деревянный барак завода «Геодезия», а в 1940 г. — детский сад. В 1949 г. церковная богадельня была надстроена двумя этажами. В здании разместились квартиры служащих Железнодорожного райисполкома и службы сооружений Метрополитена. В 1959 году по решению Моссовета здание храма передано ВНИИ «Геофизика». Пространство верхнего, Петропавловского и нижнего, Никольского храмов было разделено на маленькие кабинеты, где размещались рабочие места сотрудников ВНИИ.

В 1992 г. распоряжением Правительства Москвы (№1189-РП от 15.05.1992) храм св. апп. Петра и Павла возвращен верующим. Малое освящение состоялось на праздник Богоявления, 19 декабря 1994 г. Первый престольный праздник отмечен в том же году.

В 2000 г. к храму свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе был приписан построенный небольшой деревянный храм-часовня во имя св. ап. и евангелиста Луки в пос. Купавне, находящийся рядом с военно-морским госпиталем. Освящение храма малым иерейским чином состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2000 г. В 2014 году храм-часовня св. ап. Луки в пос. Купавна был отделен в самостоятельный приход.

В настоящее время в храме продолжаются реставрационно-восстановительные работы.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Храм свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной Слободе

Ц ерковь Святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице Сретенского сорока была основана в конце XVII века за Земляным городом, за Мясницкими воротами в Басманной Капитанской слободе. Утраченное со временем название «Капитанская» историки связывали с поселившимися здесь офицерами, созданных Петром I солдатских полков. Но, как свидетельствуют документы, название «Капитанская» возникло во времена правления царевны Софьи (1682–1689 гг.), когда нескольким «капитанам» – предводителям стрелецких сотен была выделена под загородные дворы земля «за Мясницкими вороты, за Земляным городом, позадь Житного двора на Ольховце».


Дождь на Басманной. Неизвестный художник.


После подавления стрелецкого восстания 1698 года стрелецкие войска, как известно, были выведены из Москвы, а затем и расформированы. Но слободу продолжали называть «Капитанской» ещё в течение полувека, пока она не слилась с располагавшейся на другом берегу Ольховца древней Басманной слободой. Как свидетельствуют документы, в местности в районе Басманной, Капитанской, Сокольничьей слобод, сёл Красного, Рубцова, Покровского, Преображенского и Семёновского издревле проживали военные, в том числе и отставные чины.


Великое стояние на реке Угре. Миниатюра летописного свода. XVI век.


По одной из версий, названия Басманной слободы и Басманной улицы произошли от тюркского слова «басма». Басма представляла собой послание с выдавленной ханской печатью (ярлыком), обязывающее население русского удельного княжества собирать и платить установленную ханом дань. После победоносного для Руси Куликовского сражения 1380 года, которое сплотило русские удельные княжества под знамёнами Великого Князя Московского Дмитрия Донского, русский народ поверил в возможность окончательного освобождения от ордынского ига. Несмотря на всё ещё сохранявшуюся власть Орды, на Руси участились случаи, когда князья или воеводы, отказывались платить дань, разрывая ханскую басму. Память об этих событиях и хранит название Басманной слободы. Сохранилось летописное известие о том, что когда московский князь Иван III разорвал ханскую басму, в 1480 году на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. На реке Угре произошло историческое событие, известное под названием «Великое стояние на Угре», которое связано с чудесным заступничеством Владимирской иконы Богородицы. Поэтому не случайно, именно в древней (Старой) Басманной слободе в начале XVI века был построен деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, ведь именно эта икона Богородицы символизирует Русь, сбросившую ордынское иго. Ныне существующий каменный храм, выстроенный на этом месте больше известен под именем вмч. Никиты на Старой Басманной улице, хотя главный престол храма по – прежнему освящён во имя Владимирской иконы Богоматери. К тому же, Владимирский придел существует и в храме свв. апп. Петра и Павла, что в Новой Басманной улице.


Храм Покрова Богородицы в Рубцове.


Другой знаковой местностью описываемого нами обширного района является древнее село Рубцово, игравшее важную роль в истории древней Москвы. Рубцово с окрестностями получило историческую известность до Куликовского сражения, поскольку ещё задолго до этого события наши предки обозначили Рубцово как тыл важного стратегического района Москвы – Заяузья (современной Таганки). Вблизи границ Заяузья происходили частые мелкие и крупные столкновения иноземных интервентов с московскими дружинами. После окончания боя, раненные воины доставлялись на подводах в село Рубцово. Пленных неприятелей приводили сюда же. По одной из версий, название села происходит от слова «рубец» – рана, «рубленный» – получивший ранение мечом. Древнейшую историю села Рубцова – Покровского подтверждает нахождение здесь с XIV века деревянного храма свт. Николая в Покровском. Затем храм перестраивался в 1614, 1676 годах и 1721 году при императоре Петре I. С Никольским храмом соседствует древняя церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, построенная в 1618 году царём Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско – литовских интервентов в Смутное время. Эти храмы являлись дворцовыми, поскольку находились в дворцовых вотчинах бояр Романовых, были часто посещаемы царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Петром Алексеевичем и финансировались из царской казны. Дворцовыми были также сёла Красное, Преображенское, Семёновское, Измайлово, с местными храмами.


Военный госпиталь. Акварель мастерской Ф. Алексеева. Начало XIX века.


С древних времён, от сёл Рубцова и Покровского начал формироваться обширный военно – медицинский район. Поэтому не случайно, именно вблизи сёл Покровского, Рубцова, древних Иноземной и Басманной слобод, вдоль реки Яузы, император Пётр I основал новый, по европейскому образцу, военно – медицинский комплекс, придав ему статус государственного, получавшего постоянное развитие на протяжении всего царствования династии Романовых. На территориях вновь открытых образовательных и медицинских военных учреждений императором Петром I обязательно устраивались православные домовые храмы.


Храм вмч. Никиты (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Фото 1885 года.


Начиная от храма Никиты Мученика (Владимирской иконы Божией Матери) до границы села Елохова Старая Басманная улица была узенькой, тесно застроенной неказистыми строениями. Первая барская усадьба в этой части Старой Басманной принадлежала князьям Куракиным. Обширный дом, последний на Басманной, по правой её стороне, стоявший на углу Доброслободского переулка, в первой половине XVIII столетия, представлял из себя длинное, грязное, каменное, одноэтажное строение и среди тогдашних кутил и прожигателей жизни пользовался громкой славой. Это и был Разгуляй, – казенный кабак, у самого въезда в село Елохово. У Разгуляя кончалась Басманная: дальше двигать свои усадьбы по прямой линии местным жителям было некуда, ибо тут начиналась территория села Елохова, справа – Кукуевская иноземная слобода. А между тем надобность в земле постоянно ощущалась, поэтому стали застраивать проезжую дорогу от Елохова к Мясницкой. Образовавшаяся с течением времени по этой дороге линия новых построек, получила имя Новой Басманной, прибавив, вместе с тем, к прежней Басманной эпитет Старой.


Вид Новой Басманной улицы от Разгуляя. Фотография конца XIX века.


Новая Басманная улица начиналась от площади Красных ворот, проезжих в Земляной город. Время построения деревянных ворот неизвестно, но они точно уже существовали при Петре I, звались «Красными», были выполнены в стиле триумфальных ворот и покрашены красной краской. Из указа 1718 года видно, что при них, как и при других воротах Земляного города, отставные солдаты собирали в казну пошлины со всех возов. Таким сбором тогда заведовал Гвардии майор Ушаков. Каменные Красные ворота на иждивение московского купечества были устроены к коронации императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году, архитектором князем Дмитрием Ухтомским, украшены живописью, ваянием и лепною работою.


Запасной дворец и Красные ворота со стороны Новой Басманной улицы. Акварель мастерской Ф. Алексеева. Начало XIX века.


В 1748 году этого сооружения коснулось пламя пожара, свирепствовавшего в Земляном городе. В 1753 году Красные ворота были возобновлены архитектором князем Сергеем Ухтомским, а в 1850 году – перестроены и украшены резной работой по белому камню и цементу. Это был высокий образец триумфального памятника. В таком виде вошёл он в мятежный XX век, когда решением Моссовета от 22 декабря 1926 года Красные ворота были снесены «в целях разгрузки уличного движения». Сейчас на месте ворот находится вход в станцию метро «Красные ворота».


Красные ворота. 1742 год.


Рядом находится небольшой сквер с памятником русскому поэту М. Ю. Лермонтову. Сквер расположен на месте находившейся здесь Сенной площади, которая была торговой площадкой по продаже кормов для лошадей. Отсюда одна дорога вела к Красному селу и в Преображенское, другая – в Рубцово (позже Лефортово).


Дом графа А. Разумовского на Гороховом поле.


До императора Петра I Старая и Новая Басманные улицы ничем особенным не отличались. С Петровской эпохи близость их к новой резиденции двора обратила на них внимание тогдашней знати, и она начала селиться и в той, и в другой, в последней даже преимущественно. Возникла обширная Демидовская усадьба, дом и усадьба графа Разумовскаго, (позже перешедшие во владение Воспитательного дома). Вознесенская церковь своей оградой прилегала к саду Разумовского и составляла некогда его усадебный храм, им и выстроенный. Позже церковь стала приходскою. Усадьбы Демидова и Разумовского отделялись друг от друга знаменитым ручьем Кокуем, протекающим по лощине Горохового поля в Яузу и переименованным позже в Чечору. Отсюда начинался громадный угол старинных барских усадеб, одна сторона которого кончалась на углу Вознесенской и Немецкой улиц, а другая от этого пункта простиралась вправо, пересекая Яузу, до ручейка, носящего название Золотой Рожок, протекавшего в довольно глубоком овраге и впадавшего в Яузу близ Спасо – Андрониева монастыря. Рядом с монастырем на Яузе молодой император Петр I проводил первые флотские учения, со штурмом монастырских стен.


Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Худ. Жан Марк Натье.


Пульс Москвы бился в царствование Петра в «прияузских палестинах». Кроме сёл Преображенского и Семеновского, где он вырос и восприял первоначальную науку, играл с детьми потомственных военных в потешные военные игры, он больше всего любил Иноземную (Немецкую) слободу и Рубцово – Покровское. Здесь нередко пребывал он сам со своими птенцами. Здесь, хотя и временно, находились центральные государственные учреждения, основывались разные школы и заводы. Любил Петр и село Измайлово, получившее название от известной военной операции, проведённой русскими войсками при взятии города – крепости Измаил во время Турецкой войны. Осматривая в Измайлове старые амбары деда Никиты Ивановича Романова, Пётр нашёл старый английский бот, который, по рассказу самого Петра, стал родоначальником русского флота, пробудил в нём страсть к мореплаванию, к постройке флотилии на Переяславском озере, а потом под Архангельском. Но ещё до находки бота Пётр брал из оружейной казны «корабли малые», вероятно старые отцовские модели кораблей, а ещё раньше в Преображенском строились потешные суда.


Спуск ботика на Яузу. С картины, выставленной на Царицыном Лугу в С – Петербурге, 30 мая 1872 года. По фотографии из собрания П. И. Белавенец.


Император заботился о сокращении в Москве уличного нищенства и требовал устройства для неспособных к труду бедняков богаделен при приходских церквах. К 1717 году в Москве было устроено 90 таких богаделен. Его также заботила и судьба подкидышей, и он повелел в приходах и женских монастырях устраивать приюты «для зазорных младенцев, которых жёны и девки рождают беззаконно и стыда ради отмётывают в разные места». В 1723 году было подобрано таких младенцев 934, и они взяты были на воспитание. При них кормилиц было 218. Император Пётр I предлагал и настаивал, чтобы Русская Православная Церковь начала более широкое социальное служение гражданскому обществу и государству.


Село Измайлово в начале XVIII века.


Молодой Пётр, имея амбиции сделать Россию Великой Империей, не мог найти в начале своего, московского, периода правления достаточного понимания со стороны Русской Православной Церкви, что можно объяснить тем, что Москва изначально создавалась как духовная столица России – Третий Рим. Поэтому, понимая, что конфликт неразрешим, Пётр находит выход в строительстве новой, светской столицы, где он смог бы реализовать вместе со своими сподвижниками свои грандиозные планы. И только со временем, когда император возмужал и стал более рассудительным, когда появились первые плоды его реформ в виде флота и сильной армии, когда Российская Империя стала влиять на мировую политику, Церковь вновь повернулась к Петру и стала оказывать ему помощь и содействие. Ведь благодаря Петру у Русской Православной Церкви в дальнейшем появилась возможность развиваться по всему миру.


Икона Святого апостола Андрея Первозванного.


Строительство новой, светской столицы – будущего Санкт – Петербурга, Император Пётр начал с выкладки православного креста из кусков дёрна на песчаной косе – на месте будущего порта. Покровителем молодого русского флота он избрал Святого Первоапостола Андрея Первозванного, ученика Христа, проповедовавшего учение Христово на территории Византии, славянских государств и Руси. Петр ввел гербовую, или орлёную бумагу, учредил звезду и знак ордена Первоапостола Андрея Первозванного. Это была высшая награда Российской Империи. Орден имел девиз «За веру и верность». Андреевский флаг в честь этого святого, украсивший мачты российских кораблей, увидели на всех морях и океанах Мира. Сейчас этот стяг вновь возвращён нашему военному флоту. А орден св. Андрея Первозванного снова стал высшей государственной наградой современной России. Видимо, не случайно также, что Император Пётр выбрал в качестве покровителя новой столицы Святого благоверного князя и полководца Александра Невского, в то время, как покровителем Москвы является другой известный святой, римский воин Георгий Победоносец.


С-Петербург. Гробница Императора Петра I в Петропавловском соборе. Рис. К. Брож, грав. Э. Даммюллер. XIX век.


Выход православного государства на уровень великой морской державы сделал Россию истинной преемницей Великой Православной Византии. Гармония между Церковью и Государством была восстановлена, плодотворное взаимодействие их продолжалось на протяжении всего времени правления царственного Дома Романовых, вплоть до мятежа 1917 года. За время правления Романовых была не только создана Православная Империя со столицами в Москве и Санкт – Петербурге, но укрепившись, эта Империя стала Великой Православной Державой и на деле доказала, что она является фактической и единственной преемницей Православной Византии и великого Константинополя (Второго Рима).


П о сведениям известного москвоведа И. П. Кислякова, деревянная церковь свв. апп. Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 году, по прошению стольника и подполковника И. Ф. Башева. По – видимому, он принадлежал к стрельцам, принявшим сторону молодого царя. Это подтверждается и тем фактом, что Башев не сгинул в годы развернувшегося вскоре «стрелецкого розыска». В 1700‑е годы имя его встречается среди пяти стольников, назначенных руководить вновь созданным Провиантским приказом. В 1695 году деревянная церковь значилась новопостроенной, была освящена и обложена налогом с дворов «попа с причетники», с 22‑х приходских дворов Басманной слободы и 22‑х загородных. К 1702 году в приходе церкви числилось уже 114 дворов.


Стрелец времен царя Алексея Михайловича. Рисунок XVIII века.


В 1705 году были начаты работы по постройке каменного храма. О дальнейшей судьбе совсем ещё новой деревянной церкви ничего не известно. Вероятно, она функционировала во время строительства каменного храма. Как сообщается во всех справочниках, каменная церковь свв. апп. Петра и Павла строилась по указу Петра I, по его рисунку и на пожалованные им 2 тысячи рублей. Действительно, документы подтверждают, что строительство велось «по данному собственной Его Величества руки рисунку», или «по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского».


Сухарева башня в Москве. Фото начала XX века.


В конце XVII– начале XVIII веков наметились новые тенденции в русской архитектуре: Россия стремительно вступала на общеевропейский путь культурного развития. Особенно тесные торговые и культурные отношения сложились с Голландией, куда Пётр I совершил своё первое путешествие за границу. Как следствие этого – влияние на русскую архитектуру голландской архитектуры XVII века. Пётр привёз из Голландии множество идей, в том числе архитектурных. Можно вспомнить хотя бы построенную в те же годы Сухареву башню, прототипом которой послужила Амстердамская ратуша.


Приезд Великого Посольства в Амстердам. Рис. И. С. Паков, грав. Ф. Герасимов. XIX век.


Известно, что Пётр I активно способствовал основанию храмов в честь своих небесных покровителей в Азове, Брянске, Петрозаводске, Полтаве; строительство Петербурга тоже началось с закладки деревянной церкви свв. апп. Петра и Павла. В нашей же столице к началу XX века благовестили 34 храма и придела освящённые именем апостолов Петра и Павла, сейчас сохранилось 12. Нельзя забывать, что апостолы Пётр и Павел окончили свой земной путь в Риме, католики чтут свою церковь как храм Петра. Так что не без латинского влияния началось возведение храмов с этим именем в России, хотя и не только с этим влиянием оно полностью связано. Так, придел «Поклонения веригам Петра» в Успенском соборе Кремля, сооруженный в XIV веке, по некоторым сведениям связан с именем свт. Петра, Митрополита Московского. Надо заметить, что всех своих сыновей от Екатерины, (а их было пятеро, все они умерли в раннем возрасте) император Пётр I с необычайным постоянством называл либо Петрами, либо Павлами.


Жанровая сцена «В мастерской сапожника», принадлежащая фламандской школе живописи по дереву. Приобретена Петром во время Великого Посольства. По настоянию Петра художник изобразил в левом верхнем углу миниатюры икону Казанской Богоматери, которую царь взял с собой в путешествие по Европе, как святыню, связанную с восшествием на Российский престол династии Романовых. Коллекция Шемякина. Конец XVII века.


Сохранилось значительное число собственноручных рисунков и чертежей Петра I, которые затем технически оформлялись архитекторами. Именно такой «рисунок – задание», с изображением увиденного где – то в Голландии, увенчанного шпилем храма сделал Пётр для церкви в Басманной слободе. В литературе имеются предположения об авторстве в проектировании церкви известных архитекторов И. П. Зарудного и И. Ф. Мичурина, однако документальных сведений об этом ни один источник не содержит. Можно предположить, что проектировать церковь мог и архитектор – иностранец, работавший при Петре I. Зато, по сведениям архивных материалов известны имена некоторых строителей храма. С самого начала работа была поручена бригаде, состоявшей из 19 человек крепостных крестьян из Ярославской губернии. Это были «записные каменщики», то есть профессиональные строители, поставленные на государственный учёт, которых должны были регулярно отпускать на «государево строение» их помещики. Имена некоторых из этих 19-ти – Андрея Кондратьева, Алексея Васильева, Ивана Яковлева, Конона Нефедьева, Филиппа Васильева – мы узнаём из их переписки с Ингерманландской канцелярией, находившейся в недавно основанном Петербурге. В переписке упоминаются царские указы (самый ранний датирован 26 мая 1705 года), согласно которым «велено в Капитанской и в Новобасманной слободе, что за Мясницкими вороты, у церковного каменного строения, которую церковь строят по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского, верховных Апостол Петра и Павла, быть каменщиком Ярославского уезда разных помещиков …до совершения церкви, а к иным делам от того строения тех каменщиков имать не велено…»


Форменная одежда придворных мастеров. Рисунок 1748 года.


Церковь свв. апп. Петра и Павла можно считать одним из немногих «черновиков Петербурга» в Москве. Но полностью архитектурные идеи Петра получили развитие уже не в старой столице, а на берегах Невы. И трудности строителей заключались не только в непривычных формах храма, но и в том, что внимание инициатора постройки, Петра, всё больше отвлекалось на новое его детище.


Крест царя Петра, спасший его во время Полтавского сражения. На кресте видно повреждение от вражеской пули.


Уже через неполных четыре месяца священник Савин Михайлов вынужден был бить челом, чтобы прикомандированных к церкви каменщиков не отзывали на строительство Петербурга. Следующее челобитье относится к апрелю 1706 года. А ещё через год каменщики уже сами просились «отпустить их с Москвы», так как «товару к тому строению нет и работать нетчего». В 1708 году первый этаж здания был всё же закончен, и был выдан антиминс на освящение престола в нижнем храме. Он был устроен, по – видимому, в честь Николая Чудотворца (правда, документальные подтверждения этому относятся лишь к 1722 году). В 1714 году строительство храма продолжалось. Имеется договор подряда, заключенный в мае 1714 года священником и старостой церкви с ярославскими и костромскими крестьянами – каменщиками, которые «подрядились у той церкви построить к прежнему каменному строению в прибавок». По всей вероятности, большая часть работ в течение летнего строительного сезона была выполнена. Но дальнейшие обстоятельства не позволили завершить возведение храма.


Портрет Петра I. Худ. Поль Деларош. 1838 год.


9 октября 1714 года Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве, в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки. Церковь свв. апп. Петра и Павла значилась в списке московских зданий, строительство которых было приостановлено. Через три года, в 1717 году староста и прихожане церкви доносили в Правительствующий Сенат, что здание церкви почти достроено, кроме завершающего храм шпиля, и сводов над папертями. Но поскольку каменное строительство в Москве было запрещено, они просили Сенат прислать указ, разрешающий закончить строительство: «В прошлом 1714 году по имянному царского Величества указу и по поданной собственной Его Величества руки рисунку велено нам … построить церковь за Месницкими вороты, за Земляным городом, что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была ж во имя Святых Апостол Петра и Павла, и оная церковь по оному от Его Величества рисунку, как исподняя, так и верхняя, построены, а при том несовершенно: наверху шпицер и на сторонах над папертьми не сведены своды, отчего тоя церкве конечная гибель, а по Его ж Царского Величества указу в Москве каменное строение строить запрещено, и для того и ту церковь достроить без присланного Указа от Вашего Сиятельства не дают». В ответ на просьбу в Москву был послан сенатский указ о разрешении завершить строительство: «…каменную церковь во имя Святых Апостол Петра и Павла, буде она сверх буту каменным строением зачата строить, – достроить…».


Петербург в начале XVIII века. Худ. Е. Лансере.


В 1719 году здание церкви было достроено. Храм был двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе, и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался погост, обнесенный оградой. В июле 1720 года для верхней церкви был заказан иконостас, о чем сохранилась подрядная запись. Для «резного иконостасного дела» были наняты «царевны и великой княжны Екатерины Алексеевны (сестры Петра I, к тому времени покойной) рещик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря рещик Андрей Гаврилов сын Ушаков». Они обязались «построить в той церкве столярное и резное иконостасное дело по означенному своему рисунку, а имянно: царские двери и сень резные травные, да вместо столбов фрувты резные…». Также выполнить резные кронштейны и карнизы в «праздничном поясу, а в апостольском поясу и в пророческом также вместо столбов резьба…, а сверх тех поясов – распятие и с пристоящими, резные в трех лицах в таком же столярстве», и, кроме того, устроить резные клиросы и амвон. Предполагалось закончить работу к марту 1721 года.


Вид храма свв. апп. Петра и Павла со стороны улицы Новой Басманной до реставрации. 1990‑е годы.


В 1722 году в именной подушной книге упоминается «церковь Петра и Павла, что в Капитанской и в Новобасманной слободе, под нею церковь нижняя Николая Чюдотворца, каменная». В июле 1723 года по прошению священника Симеона Саввина храм был освящен: в верхнем ярусе «летняя» холодная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, а в нижнем – «зимняя» тёплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В мае 1737 года здание церкви пострадало в результате одного из опустошительных пожаров Москвы, которые были страшным и постоянным бедствием для жителей города с деревянной застройкой. На этот раз сгорело более 11 монастырей, 102 церкви, более 2,5 тысяч обывательских дворов, свыше 486 лавок. Церковь свв. апп. Петра и Павла пострадала меньше других святынь: на колокольне сгорели перила, рундук и лестницы, выгорела деревянная ограда вокруг церкви.


Пожар. Худ. Е. Волков. 1905 год.


К середине XVIII века священник и прихожане оказались перед неотложной необходимостью возведения при церкви отдельно стоящей колокольни. Первоначально церковь была построена «иже под колоколы», то есть над верхним храмом помещался ярус звона, на котором были повешены колокола. Однако, под тяжестью колоколов были повреждены церковные своды. В протоколах Московской Духовной Консистории за апрель 1745 года есть запись о поступившем прошении в Правительствующий Синод от священника Петропавловской церкви Тимофея Прокофьева с прихожанами «о строении при той церкви особливой колокольни, …поскольку от «тяжести колоколов имеется немалое оной церкви сводам повреждение». Прошение было поддержано архиепископом Московским и Владимирским Ианфом, который подписал указ о дозволении строительства при церкви отдельно стоящей колокольни «на угодном по древнему обычаю месте…, в самой как возможно скорости, добрым мастерством и архитектурою, чего ради взять о том строении от архитектора план, и то строение производить под присмотром архитекторским, а прежние строения ничем не вредить, о чем той церкви попа с приходскими людьми в Духовной Консистории обязать подпиской».


Колокольня храма свв. апп. Петра и Павла до реставрации. Вид с улицы. 1990‑е годы.


Документов о том, кто проектировал колокольню, как шло строительство, и кто его осуществлял, не сохранилось. Однако в литературных источниках и современных справочниках, как и на охранной доске здания церкви, архитектором колокольни назван И. Бланк. Эти сведения основаны на натурном обследовании и привлечении аналогов. Приведённый выше документ (протокол с прошением о постройке колокольни от апреля 1745 года) позволяет окончательно снять версию об авторстве И. Бланка: он умер раньше – 10 февраля 1745 года. В середине XVIII века сложился архитектурный комплекс, состоящий из храма и колокольни, увенчанных шпилями и соединенных открытой белокаменной лестницей, ведущей в верхний храм и на второй ярус колокольни.


Современный вид храма свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной улице.


В 1770 году священник Алексей Иоаннов с приходскими людьми и вкладчиками обратились с прошением в Правительствующий Синод об устройстве придела. Они жаловались, что в зимнее время в верхней церкви свв. апп. Петра и Павла «ранние службы с немалым трудом исправляются, а за морозами и вьюгой редко и бывают». «Для исправления в зимнее время ранних служб» они просили устроить придел в паперти при нижней церкви свт. Николая. Благочинный Сретенского сорока, Троицкой церкви иерей Иоанн Игнатьев и церкви Спасской, что в Пушкарях иерей Стефан Васильев освидетельствовали место для нового придела «не будет ли в той паперти утеснения и темноты» и нашли его удобным. После чего архиепископом Калужским и Московским Амвросием было разрешено построить в нижнем храме новый придел во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Он был устроен южнее церкви Святителя и Чудотворца Николая, у западных дверей. При этом предполагалось для лучшего освещения «сделать вновь окно и против оного светлую дверь». В 1772 году новый придел Рождества Пресвятые Богородицы был освящён архимандритом Сретенского монастыря Никоном. Упразднён, по – видимому, в 30‑е годы XIX века.


Дом священника, находившийся в ограде храма. Фасад. 1842 г.


Сохранилась клировая ведомость церкви за 1775 год – это самая ранняя отчетная ведомость, ежегодно посылаемая священником в Духовную Консисторию. В ней сообщалось: «Церковь приходская во имя святых апостол Петра и Павла, что в Новой Басманной, каменная о двух департаментов в твердости с двумя приделами. Утвари довольно». Всего в Петропавловском приходе Сретенского сорока, по данным ведомости, проживало 391 человек мужского пола и такое же количество женского. Среди прихожан, подписавших ведомость, именитые граждане: «вдовствующая графиня Екатерина Ивановна Шувалова, генерал – аншеф Василий Иванович Чулков, вдовствующая генеральша Марфа Васильевна Балк, бригадир князь Владимир Борисович Голицын, полковник Алексей Андреевич Думашев». Некоторые из них: А. И. Ширяева, М. В. Балк, С. А. Демидова, Е. С. Гендрикова, Е. И. Шувалова, – имели свои домовые церкви, состоящие в приходе церкви свв. апп. Петра и Павла.


Проект фасадов дома пономаря церкви свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной. 1860 год.


До 1782 года церковь не имела внутренней росписи. По прошению священника церкви свв. апп. Петра и Павла «о расписании оную ж церковь живописным украшением» верхняя холодная церковь святых апостолов Петра и Павла в 1782 году была расписана «стенным писанием». Одновременно были разобраны хоры («ветхи и притом отнимают свет и красоту») по обеим сторонам помещения и оставлены только задние хоры. Сведений о том, была ли расписана в XVIII веке нижняя церковь, в документах не содержится. Известно, однако, что она была расписана в 1807 году, впоследствии роспись неоднократно поновлялась. Имеется подробное описание сюжетов росписи 1807 года, сделанное в 1843 году.


Битва под Москвой. Французский лубок. 1‑я половина XIX века.


В 1812 году во время наполеоновского нашествия из 300 московских церквей пострадало от пожара более 110. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной была разграблена, многие иконы остались без окладов и венцов, и числилась среди обгоревших. У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишень для стрельбы. Неприятелем были сожжены расположенные на церковной земле деревянные дома священника и диакона. В 1813 году в числе 15 московских храмов Петропавловская церковь получила из средств, пожертвованных костромским дворянством «на поправку церквей неприятелем разоренных», 1500 рублей. Они были использованы «для починки крыши на трапезе и колокольне, а также лестницы, ведущей в верхнюю церковь». В 1814 году была составлена подробная послепожарная опись церковного имущества, самая ранняя из сохранившихся. Имеются архивные данные о том, что в 1819 году колокольню оштукатурили, израсходовав «лебастру на щекотурку» – 300 пудов.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице была построена в 1705-1728 годах, на месте деревянного храма, сооружённого на этом месте в 1695 году. Строительство церкви началось архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 года «О запрещении каменного строительства в Москве». Завершено уже было под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745-1746 годах по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня.

Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени обновления здания в середине 19 века. Тогда же в 1856 году нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней.

Колокольня церкви Петра и Павла — одно из самых ярких в Москве произведений барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию.
В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа 18-19 веков, выполненные на темы Апокалипсиса. В переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине 18 века для церкви Спаса на Большой Спасской улице (церковь, к сожалению, не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966 году.

После 1922 года церковь была захвачена обновленцами, а в 1931 году, после закрытия Храма Христа Спасителя, здесь обосновался со своей «Богословской академией» их лидер А.И. Введенский. Церковь была закрыта в 1934-1994 годах. В ней размещались склад и различные учреждения.

Частичная реставрация проведена в 1960-х и 1990-х годах. В 1992 году церковь была возвращена русской православной церкви. Престолы: апп. Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Владимирской иконы Божией Матери. При храме действует воскресная школа, работает церковная лавка.

В 2009г. московские власти решили передать в безвозмездное пользование храму святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе здание бывшей богадельни по адресу Рязанский переулок, 6. Передача здания осуществляется в соответствии с федеральным законом, распоряжением мэра Москвы "Об упорядочении передачи объектов недвижимости религиозным организациям Русской Православной Церкви и других конфессий", также с учетом исторической принадлежности здания к Московской Патриархии".

Информация c сайтов http://virtour.ru/allpano.php?id=128&gallery=1, http://pravoslavie.ru/news/32370.htm



Церковь Петра и Павла построена в 1705-28 гг. на месте деревянного храма 1695 г. постройки. Строительство церкви в стиле раннего барокко началось архитектором И.П. Зарудным по указу и рисунку Петра I, но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 г. о запрещении каменного строительства в Москве. Завершал строительство архитектор И.Ф. Мичурин.

Поднятое на высоком подклете, окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Храм - двухэтажный. В нижнем этаже приделы Николая Чудотворца, а также в честь икон Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской. На втором этаже - действующая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла.

В 1745 г. по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня в стиле зрелого барокко. Четырехъярусная колокольня выделяется насыщенным применением ордерной системы. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние - колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, раскрепованные антаблементы с белокаменными карнизами. Ограда храма с кованой решёткой в стиле барокко, выполненная в 1774 г. для другой церкви и перенесенная на нынешнее место в 1966 г.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода