Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Деревня гора орехово-зуевского района московской области - покров - история - каталог статей - любовь безусловная. Деревня Гора: расположение, описание, интересные факты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

G Я O L

Местоположение

Население

Население на момент образования деревни составляло 290 человек. Всего в деревне находилось на тот момент 156 домов. Население по переписи 2011 года составляет 98 человек. А количество зданий составляет 50 домов.

География

Озёра

В деревне Гора расположено два озера - Черейское и Чемерица . Оба озера связаны между собой каналом шириной в 3 метра, который проходит через лес. Весной по каналу идет рыба на нерест , поэтому весной на канале очень много рыбаков. Основная рыба обитающая в озере, это - Щука , Окунь , Лещ .

Озеро Чемерица является не пригодным для купания.

На юге, возле мелиоративных каналов, находится река Ракитовка , которая впадает в озеро Селява .

Леса

С юга и с севера, деревню окружают леса. Оба леса являются смешанными.

Высота над уровнем моря 191 м .

Дороги

Дорога в Подмошье, со стороны Садового посёлка

Через деревню проходит дорога, которая связывает деревню Черея и деревню Антополье . Дорога между деревнями является грунтовой. В самой же деревне проложен асфальт . Есть ещё одна однополосная грунтовая дорога, которая связывает Гору и деревню Подмошье с юга. Во время войны через деревню проходила трасса на Витебск .

Полезные ископаемые

Торфяные болота после пожара

Во время проведения осушения земель, было замечено большое количество залежа торфа , к югу от деревни. Добыча не велась. Однако из-за большого количества горючих полезных ископаемых, по весне часто происходит пожар. Пожары достигают до деревни, но их останавлювают не большие ручьи, которые были сделаны во время Мелиорации земель.

Животный мир

Животный мир деревни Гора очень разнообразен - от змей до крупных крупнорогатых животных.

В окрестностях деревни основные обитающие змеи - уж (80 %), гадюка (20 %). Змеи активно истреблялись, когда ходили рыбаки на ловлю рыбы в канале от озера Черейского до озера Чемерица .

Сельское хозяйство

Уборочная страда в деревне Гора

Сельское хозяйство деревни представлено выращиванием зерновых культур и кормовых культур. До 1930 года, в деревне колхоз назывался Эльбрус. С 1980 года деревня была в составе КУСХП «Лукомль». До 2001 года в деревне выращивали картофель, свёклу. Но до 2009 года она была убрана из выращиваемых культур деревни. В 1983 году в деревне проводили мелиорацию земель. Последнюю мелиорацию в деревне проводили в 2008 году . До 2001 года на мелиорируемых землях выращивали зерновые культуры. Начиная с 2001 года участки использовались под сбор корма. С 2003 года многие земельные участки были заброшены (60 % от всей земельной площади деревни Гора). В 2009 году началось полное восстановление земель в деревне. К началу

Все подробности автомобильного маршрута из Москва (Москва, Центральный федеральный округ, Россия) по дороге в деревня Гора (Шатурский район, Московская область, Россия) с указанием всех промежуточных точек, населенных пунктов, расстояний и времени проезда между ними.

Распланируйте проложенный маршрут по точкам заранее, с помощью нашего бесплатного online навигатора.

Промежуточная точка маршрута
Москва - деревня Гора
Время и расстояние
до следующей точки
Время
от начала маршрута
Расстояние
с начала маршрута
Начальная точка вашего пути - Москва
Москва, Центральный федеральный округ, Россия
Старт!
Москва
Центральный федеральный округ, Россия
Менее 1 минуты
(0 км.)
Менее 1 минуты 0 км
Котельники
городской округ Котельники, Московская область, Россия
25 минут
(17.3 км.)
25 минут 17.3 км
садовое товарищество Ручеек
9 минут
(7.7 км.)
35 минут 25 км
деревня Токарево
Люберецкий район, Московская область, Россия
Менее 1 минуты
(0 км.)
35 минут 25 км
садовое товарищество Ветеран-1
35 минут
(29.8 км.)
1 часов, 11 минут 54.8 км
деревня Морозово
Раменский район, Московская область, Россия
Менее 1 минуты
(0.6 км.)
1 часов, 11 минут 55.5 км
деревня Селиваниха
51 минут
(55.3 км.)
2 часов, 2 минут 110.7 км
Егорьевск
Егорьевский район, Московская область, Россия
Менее 1 минуты
(0.4 км.)
2 часов, 3 минут 111.2 км
деревня Михали
Егорьевский район, Московская область, Россия
Менее 1 минуты
(0.1 км.)
2 часов, 3 минут 111.3 км
село Шарапово
31 минут
(34.5 км.)
2 часов, 35 минут 145.8 км
деревня Гора
Шатурский район, Московская область, Россия
24 минут
(10.9 км.)
3 часов, 0 минут 156.7 км
Конечная точка вашего пути - деревня Гора
Шатурский район, Московская область, Россия
Приехали!

Погода на сегодня (07-06-2019) в Москва

Прогноз погоды на 07-06-2019 в Москва, Москва, Центральный федеральный округ, Россия

Погода в Москва загружается...

Подробный прогноз погоды в деревня Гора

Погода в деревня Гора, Шатурский район, Московская область, Россия сегодня, 07-06-2019

Погода в деревня Гора загружается...

Ближайшие аэропорты к деревня Гора

Рядом с деревня Гора, Шатурский район, Московская область, Россия находятся следующие аэропорты и аэродромы:

  • деревня Жеховская (Городецкий район, Нижегородская область, Россия);
  • Нижний Новгород (городской округ Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия);

Уточнить цену и Купить билет туда

Ближайшие аэропорты к Москва

Аэропорты и аэродромы расположенные недалеко от Москва, Москва, Центральный федеральный округ, Россия:

  • Москва (Центральный федеральный округ, Россия);
  • поселок Зимнички (Кировский район, Калужская область, Россия);
  • Кострома (городской округ Кострома, Костромская область, Россия);
  • Брянск (городской округ Брянск, Брянская область, Россия);

Уточнить цену и Купить обратный билет

Общая информация о перелёте Москва - деревня Гора

  • Расстояние на самолете между Москва и деревня Гора составляет: 133 километров.
  • Время полета в деревня Гора из Москва - 17 минут (а на поезде 1 часов, 2 минут).
  • Самый дешевый авиабилет из Москва в деревня Гора, найденный нашими пользователями сегодня (07-06-2019), стоит 73 евро.

Дешевые авиабилеты из Москва в деревня Гора

Для того, чтобы попасть в деревня Гора (Шатурский район, Московская область, Россия) из Москва (Москва, Центральный федеральный округ, Россия) на самолете Вы можете выбрать подходящий вам рейс и купить недорогой авиабилет.

сайт нашел для вас самые не дорогие авиабилеты Москва - деревня Гора, сравнив стоимость авиабилета в деревня Гора в 68 агентствах, 17 системах бронирования и 728 авиакомпаниях. Где именно купить билеты на самолет из Москва - выбор за вами.

Откуда
вылетаем
Куда
прилетаем
Количество
пересадок
Номер
рейса
Авиа
компания
Цена
(евро)
Нажми
и лети
Москва (MOW) деревня Жеховская (IWA) Direct 7R 127 BRA-Transportes Aereos 73 € Полетели!
Москва (MOW) Нижний Новгород (GOJ) Direct UT 161 UTair Aviation 145 € Полетели!
поселок Зимнички (KVX) Москва (MOW) Direct U9 508 Tatarstan Airlines 207 € Полетели!
Москва (MOW) деревня Жеховская (IWA) 1 stop FV 164 Rossiya-Russian Airlines 261 € Полетели!
поселок Зимнички (KVX) Нижний Новгород (GOJ) Direct ДТ 216 278 € Полетели!
Москва (MOW) Нижний Новгород (GOJ) 1 stop UT 369 UTair Aviation 282 € Полетели!
поселок Зимнички (KVX) Нижний Новгород (GOJ) 1 stop UT 126 UTair Aviation 333 € Полетели!
поселок Зимнички (KVX) Москва (MOW) 1 stop U9 113 Tatarstan Airlines 448 € Полетели!
поселок Зимнички (KVX) Нижний Новгород (GOJ) 2 stops UR 126 UTair-Express 484 € Полетели!
Москва (MOW) Нижний Новгород (GOJ) 2 stops FV 172 Rossiya-Russian Airlines 598 € Полетели!
Москва (MOW) деревня Жеховская (IWA) 2 stops U9 369 Tatarstan Airlines 802 € Полетели!

Деревня Гора

Гора - деревня в Орехово-Зуевском муниципальном районе Московской области. Входит в состав сельского поселения Горское.
Деревня Гора расположена в северной части Орехово-Зуевского района, примерно в 5 км. к югу от города Орехово-Зуево. «Село Гора находится в 108 верстах от губернского города (Владимир) и в 27 от уездного ()». Название происходит от термина гора - «участок высокого берега реки». Бывшее село расположено на довольно высоких холмах (высота над уровнем моря 134 м.), на правом берегу речки Лютихи.
До 1862 г. деревни, составляющие Горский приход, были приписаны к , не имели своей церкви. Эти деревни до 1764 г. входили в состав Сенежской волости, принадлежавшей Московским патриархам.
В переписных книгах церковных земель Владимирского уезда 1637 - 47 гг. некоторые из этих деревень показаны уже существующими; в деревне Кудыкино было тогда 6 дворов, в д. Сальковой - 2 двора, в д. Ликиной - 4 двора, Язвищах - 3 двора. Но здесь мы не видим деревень: Горы, Новой и Высокой. Эти деревни значатся в переписных книгах 1705 г.; в д. Горе было тогда 7 дворов с населением 24 души муж. пола, в д. Новой - 12 дворов - 48 душ, в д. Высокой - 6 дв. - 14 душ. К этому времени увеличилось население и в вышеназванных деревнях; так в д. Кудыкиной было уже 9 дворов - 39 душ, Ликиной - 8 дворов - 28 душ, Сальковой - 6 дворов - 22 души и Язвищах 13 дворов - 37 душ.
После 1764 г. все патриаршие деревни перешли в ведение государства.
В д. Горе в кон. XIX века 146 душ муж. пола, Новой - 220 душ, Высоковой - 201 душа, Сальковой - 135 душ, в Кудыкиной - 221 душа, Ликиной 173 души и Язвищах - 350 душ.
В конце XIX - начале XX века село Гора входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии.

В 1876 г. открыта красильная фабрика крестьян. Тараса Антонова, в с. Горы. 40 ручных ткацких стана. Рабочих: 28 муж., 14 жен.
Разработка торфа на Горском болоте купца Алексея Семеновича Миронова, близ с. Горы. В 1890 г. рабочих: 26 муж., 24 жен.; 1 локомобиль, 8 сил.

«1-го февраля 1914 г. в селе Горе, Покровского уезда, происходило, никогда здесь небывалое по своей торжественной обстановке, заупокойное Богослужение по скончавшейся 25-го декабря 1913 года супруге церковного старосты, попечителя многих в здешней местности церковно-приходских школ и строителя нескольких в зараженных расколом местностях Московской (Богородском у.) и Владимирской (Горохов. у.) епархиях церквей - фабриканта Алексея Васильевича Смирнова - Татианы Яковлевны Смирновой. Сама Т. Я. была незаурядной благотворительницей и попечительницей школ. Много лет она была старообрядкой, но потом была обращена в православие известным в миссионерском мире Московским архимандритом Павлом (Прусским).
Так как Татиана, особенно в последнее время, жила в Москве, то ее деятельность протекала и известна была более там. Ее имя было тесно связано с деятельностью Московских Братств свят. Петра Митрополита и свв. Кирилла и Мефодия.
Т. Я. скончалась в Москве и в отпевании ее тела 27-го декабря участвовали видные представители столичного духовенства: епископ Серпуховский Анастасий, архимандрит Никольского монастыря Никанор, протоиерей Христофор Максимов, протоиерей С. Муретов, священник церкви св. Мартина Исповедника, где совершалось отпевание, и некоторые др.
Погребение же Т. Я. состоялось 29-го декабря в селе Горе, по ее собственному желанию, среди могил ее родственников. В день погребения ее литургию и накануне всенощное бдение совершали - игумен Спасо-Преобрэженского Гуслицкого мон. Моск. г. Исаакий, местный благочинный протоиерей Феодор Загорский, протоиерей г. Москвы Христофор Максимов, местный священник А. Костинский, настоятель Введенской Островской пустыни, Покровск. у., иеромонах Павел и священники с. Давыдова и с. Карпова Моск. губ. с протодиаконом с. Орехова Северовостоковым и диаконом И. Смирновым.
Надгробное слово за литургией произнес свящ. А. Костинский. К панихиде прибыли еще из соседних сел три священника. К 1-му февраля (40-й день по смерти Т. Я.) прибыл из Москвы и, с разрешения Его Высокопреосвященства, Архиепископа Владимирского Николая, совершил с многочисленным духовенством 31-го января всенощное бдение, а 1-го февраля Божественную литургию и по ней панихиду архимандрит Никанор. За всенощным бдением и панихидой 17-ю кафизму и канон читали священники на средине храма. За богослужениями пели два хора певчих - местный и из с. Кабанова. За литургией было произнесено два слова - вместо причастного стиха прот. X. Максимовым, а перед панихидой архим. Никанором. Панихиду выходили служить: архимандрит Никанор, игумен Исаакий, протоиерей Ф. Загорский, протоиерей С. Муретов, протоиерей X. Максимов, священник А. Костинский, священник А. Разумовский, иеромонах Павел и др. девять священников и протодиакон Северовостоков с др. пятью диаконами. Истовое, благоговейное, торжественное по многочисленности духовенства в блестящих облачениях совершение Богослужения и стройное пение певчих производили на молящихся, среди которых было немало старообрядцев, собравшихся несмотря на будний день в огромном количестве, самое неотразимое впечатление и останутся надолго в памяти здешнего населения.
Свящ. А. Костинский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1-го марта 1914 года).

«17-го февраля 1915 г., на 75-м году своей жизни, в г. Москве скончался Потомственный Почетный гражданин , один из крупных фабрикантов фабрично-промышленного края в Покровском уезде. Происходя из крестьянской среды деревни Ликина, Покровского уезда, А. В. от природы отличался глубоким умом, религиозною настроенностью, доброю и открытою душою и вместе - неутомимою энергией и деятельностью, благодаря каковым природным способностям, он успел развить фабричное производство до крупных размеров. При всем том, родившись в старообрядческой - беспоповщинской семье, А. В., при своей религиозной настроенности, не мог удовлетворяться духовною пищей, какай давалась ему в старообрядческой среде, и он, А. В., в своей духовной жизни все время искал истины и правды. Наконец, благодать Божия озарила его, и он, А. В., твердо перешел в лоно Православной церкви, через каковый шаг в нем самом, в его душевном складе, произошел как бы некоторый перелом. С этого времени, сделавшись преданнейшим сыном Православной церкви, А. В. свои силы и заботы посвящал не столько фабричному делу, сколько на строительство храмов, церковно-приходских школ и других благотворительных учреждений, не отказывая никому из всех, кто обращался к нему с своими нуждами. Его щедрая благотворительность широко разливалась не только в пределах Владимирской губернии, но и в г. Москве и в других епархиях. Причем, благотворительность А. В., можно сказать, была скорее миссионерского характера. Заботясь о привлечении в лоно Православной церкви других заблудших чад, А. В. в этих целях состоял членом Московского Братства митрополита Петра, знакомился со многими о. о. православными миссионерами, шел навстречу всем миссионерским нуждам, чтобы таким образом, чрез созидание храмов и школ в зараженных расколом местностях, способствовать укреплению Православия и с другой стороны - уменьшению старообрядчества. В этом великая заслуга А. В. для Православной Церкви, и имя Л. В. должно быть занесено в истории развития миссионерского дела.
Отпевание тела почившего А. В. совершено было 20 фев. в г. Москве, а для погребения тело в закрытом гробе должно быть отправлено на родину - в с. Гору, Покровского уезда. Семья почившего обратилась ко Владимирскому Архипастырю с усердной просьбой - совершить в их приходском храме с. Горы, Покровского уезда, 22-го февраля Божественную литургию и панихиду при гробе почившего, - на что Высокопреосвященнейший Архипастырь и соизволил выразить свое согласие.
21-го февраля с утренним поездом в 8 ½ ч. Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, выбыл из г. Владимира в сельцо Ликино, Покр. у., в сопровождении свиты. По пути следования на ст. «Орехово» в вагон вошли и представились Владыке члены причта с. Орехова в полном составе, с церковным старостою, во главе с Благочинным прот. Ф. Загорским, а также - представители ореховского общества трезвости, которые все успели принять от Владыки благословение и обменяться краткими приветствиями; при чем Благочинный прот. Загорский сопровождал Владыку до места Ликинской мануфактуры. Конечной станцией пути была станция «Дрезна», куда поезд прибыл около 12 ч. дня. Встреченный здесь многочисленной толпой собравшегося народа, Высокопреосвященный Владыка отсюда, в приготовленном экипаже на лошадях, в сопровождении свиты, проследовал до места Ликинской фабрики, отстоящей от станции в 7 верстах. К этому времени на ст. «Ликино» уже прибыл вагон с прахом почившего А. В. В Ликине Владыка был встречен родственниками почившего и собравшимся во множестве населением местной фабрики. Тотчас же, Владыка, облачившись в вокзальном помещении, в предшествии собравшегося духовенства в облачениях, при пении местным хором певчих «Достойно есть», медленно проследовал к месту, где находился гроб, и здесь на открытом месте совершил литию, после которой гроб с телом перенесен был на протяжении не более ¼ персты прямо в старый дом, где родился почивший и провел первые годы своей жизни. Здесь Владыка, в сослужении того же духовенства, при пении хора Архиерейских певчих, совершил панихиду, пред которой Владыка произнес трогательную речь, в которой, между прочим, коснулся того, что этот дом знаменателен был для почившего А. В. тем, что в нем именно озарила его благодать Божия на обращение в лоно Православной Церкви, и потому - этот дом должен быть дорог и памятен и для последующего рода почившего А. В...
Отсюда, при той-же похоронной обстановке, гроб перенесен был в нижнее помещение церковно-приходской школы, построенной почившим, где, по совершении Владыкою литии, гроб был оставлен на всю ночь, для поклонения и прощания с почившим местного фабричного населения.
После некоторого перерыва для отдыха, по распоряжению Высокопреосвященного Владыки, должно быть совершено в 5 ч. воскресное всенощное бдение в приходском храме с. Горы, отстоящем от Ликинской мануфактуры в 4 верстах, и одновременно с сим д. б. совершено заупокойное всенощное бдение (парастас) в школьном помещении при гробе почившего. К 5 час. Высокопреосвященнейший Владыка прибыл в приходский храм, где и был встречен по установленному чину. К прибытию Владыки обширный приходский храм, созданный и великолепно украшенный почившим, уже был переполнен богомольцами. Всенощное бдение совершено было местным священником А. Костинским, при участии протодиакона Ушакова и других о о. диаконов, при пении двух хоров - Архиерейского и местного. В конце всенощного бдения, Владыка, в сослужении прибывшего духовенства, совершил торжественный вынос и поклонение Животворящему Кресту, после чего весь народ в храме, при поклонении Кресту, принимал благословение у Владыки. Всенощное бдение окончилось около 9 час. вечера. Ночлег Владыка имел в доме Смирновых.
На следующий день 22 числа назначен был в 7 ½ час. утра вынос тела почившего в приходский храм, куда похоронная процессия должна была прибыть к 9 ½ час. Высокопреосвященнейший Владыка прибыл в приходский храм к 9 час., где, по обычной встрече, было совершено облачение и прочитаны были часы. Храм был переполнен богомольцами, и множество народа, за невозможностью проникнуть в храм, стояло около храма в ограде; в числе присутствующих в храме было очень много лиц из администрации фабричной - местной и ореховской, а также - из почетных гостей, прибывших из г. Москвы. По принесении и встрече гроба с телом почившего, Высокопреосвященнейший Владыка совершил Божественную литургию, при пении обоих хоров певчих. В сослужении Владыке приняли участие 12 священников, в числе коих, кроме прибывшего Владимирского духовенства, видными представителями духовенства были: Московского Николаевского Единоверческого монастыря Архимандрит Никанор, Московский Епархиальный миссионер Протоиерей Христофор Максимов, Московский Епархиальный миссионер Протоиерей Полянский, с. Ильинского, Богородского уезда, председатель Гуслицкого Отделения Училищного Совета, Протоиерей Александр Глаголевский, Гуслицкого Спасского монастыря Игумен Исаакий, местный Благочинный Протоиерей Ф. Загорский, Сергиевской на Рогожской церкви г. Москвы священник Валериан Цветков, Введенской пустыни Игумен Павел. За литургией вместо причастного стиха исполнен был концепт: «помышляю день страшный».
По окончании литургии Высокопреосвященнейший Владыка, в сослужении того же духовенства, а также - еще прибывшего из окрестных сел, всего не менее 30 священников, совершил пред гробом почившего великую панихиду по положенному чину; при чем обе статьи 17 кафизмы читал сам Владыка, а канон читали попеременно все сослужащие священники. Перед панихидой Владыка произнес глубоко-назидательное слово на текст: «егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва»... (Марка гл. 4, ст. 29); по 6-й песни канона была сказана речь Московским миссионером Протоиереем Максимовым.
По окончании панихиды, гроб с телом почившего был вынесен из храма и опущен был в семейную могилу, рядом с храмом. Высокопреосвященный Владыка, разоблачившись, долго благословлял всех богомольцев и затем, по выходе из храма, изволил посетить дом местного священника А. Костинского, где пил чай и беседовал с Московскими миссионерами протоиереями - Максимовым и Полянским о постановке миссионерского дела.
Отсюда Владыка отправился в Ликино. В 5 час. были собраны учащиеся местной церков.-прих. школы в особом помещении, где Владыка, несмотря на утомление, испытывал познания их по всем предметам и ответами их особенно девочек остался очень доволен, наградив всех крестиками и книжками; а в заключение беседы с учащимися, Владыка просил их молиться и поминать их бывшего доброго попечителя А. В., пропевши с ними: «со свитыми упокой» и «вечная память».
В 7 час. вечера Высокопреосвященнейший Владыка, простившись с семьей почившего А. В., изволил отбыть на ст. «Дрезна», откуда с муромским поездом благополучно прибыл в г. Владимир.
Нет сомнения, что величественное Архиерейское служение, при стройном, величественном и гармоническом пении Архиерейского хора произвело на всех присутствующих глубокое впечатление и надолго останется в памяти местного населения.
Протоиерей Влад. Валединский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. № 10-й. Март 1915 года).
«16 августа 1915 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, с поездом в 9 час. утра изволил отбить из г. Владимира в с. Гору, Покровского у., для совершения службы в исполнившееся полугодие по кончине Храмоздателя с. Горы, Алексея Васильевича Смирнова. В начале 12 часа Его Высокопреосвященство прибыл на ст. Орехово М. -Н. ж. д. К приходу поезда на ст. Орехово собрались: все духовенство села Орехова, управляющие фабрики Саввы и Викула Морозовых, члены Ореховского Общества трезвости и множество жителей села Орехова, рабочих и служащих на фабриках Морозовых. Прибыл также встретить дорогого гостя и управляющий Т-ва Ликинской Мануфактуры А. В. Смирнова - Петр Леонтьевич Воробьев. Так как от ст. Орехово Владыке путь следовал по Ореховскому подъездному пути, то в ожидании подъезда Его Высокопреосвященство вошел в вокзал. Вход Его Высокопреосвященства в вокзал сопровождался пением Ореховского хора и Общества Трезвости задостойника Успению божией Матери: «побеждаются естества уставы...». На благословение Его Высокопреосвященством народа хор ответил, «исполла эти деспота». В здании вокзала Его Высокопреосвященству местным Благочинным, прот. Ф. Загорским было представлено духовенство с. Орехова, члены Ореховского миссионерского кружка во главе с священником Сергием Красовским, Председатель Ореховского Общества благоустройства и управляющие фабрик Морозовых. Владыка беседовал с членами миссионерского кружка, а к членам Общества трезвости обратился с речью, в которой раскрыл значение этого Общества. Но просьбе Владыки трезвенниками пропет был догматик 5-го гласа. Так как вокзальное помещение ст. Орехова очень тесно, а желающих принять Архипастырское благословение собралось множество, то народная масса заполняла не только здание вокзала, но и все пространство от вокзала до подъездного пути и стояла сплошной стеной, оставив только узкий проход для Владыки. Когда быль подан поезд и Владыка вошел в вагон, трезвенники и стоявшие по всей платформе запели тропарь Божией Матери Казанской иконы: «Заступнице усердная»..., а Владыка, стоя в вагоне у окна, благословлял остающихся.
На ст. Ликино Его Высокопреосвященство встретила также масса народа и рабочих с Ликинской мануфактуры Смирновых. Благословив собравшихся, Владыка на лошадях отбыл в дер. Ликино в дом Смирновых при фабрике Т-ва Ликинской Мануфактуры, где был встречен сыновьями почившего Василием Алексеевичем и Сергеем Алексеевичем, а также собравшимися родственниками. В 5 ½ ч. вечера было совершено всенощное бдение в Богородице - Рождественском храме с. Горы, построенном почившим Алексеем Васильевичем Смирновым. На литию выходил Его Высокопреосвященство в сослужении: одного архимандрита, 2 игуменов, 5-ти протоиереев и 4 священников. Первую статью непорочных изволил читать сам Владыка, а 2-ю статью о. Архимандрит.
17 августа Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, изволил совершить Божественную Литургию по звону в 8 ½ ч. в храме с. Горы. В сослужении принимали участие: Архимандрит Никанор (единоверческого Московского м-ря), Игумены - Исаакий и Павел, протоиереи - о. Христофор Максимов, Федор Загорский, Сергий Муретов, Василий Быстрицкий и Иоанн Взоров и священники - Сергий Альбицкий, Александр Костинский, Валериан Цветков и Иоанн Игнатьев. Пели божественную Литургию и накануне всенощное бдение два хора - села Горы и с. Дулева. По окончании божественной литургии, совершена великая панихида с исхождением на могилу почившего храмоздателя. Перед началом панихиды Его Высокопреосвященство произнес прочувствованное слово, в коем указал на щедрую благотворительность Алексея Васильевича, выразившуюся в построении храмов, школ, и проявившуюся также и в других видах частной и общественной жизни; память об этом человеке никогда не исчезнет на земле. После богослужения Его Высокопреосвященство, посетив дом священника, трапезовал вместе с сослужащими и родственниками и близкими почившего в здании училища, при Ликинской Мануфактуре. Посетив затем управляющего фабрикой Ликинской Мануфактуры, Его Высокопреосвященство в 7 час. вечера отбыл на вокзал. Проводить Владыку на вокзал собралось много народа и вся семья Смирновых. При пении, «исполла эти деспота» Владыка отбыл в село Орехово.
На ст. Орехово Владыка, встреченный массой народа, последовал в храм села Орехова. При входе в храм Владыка был встречен церковным старостой Ив. Филип. Масловым и Председателем Ореховского Общества Благоустройства с храмовой иконой и хлебом солью. В храме Владыку встретило все духовенство с. Орехова во главе с прот. Ф. Загорским. После краткого обычного молебствия с многолетиями, Владыка обратился к собравшимся в храм до 5 - 6 тысяч жителям и рабочим находящихся в селе фабрик с прочувствованным словом, в котором убеждал к единению, указывая, что для терпеливого перенесения тяжелых военных событий мы находим основания и в вере Православной и в истории Русского Государства, что только при единении мы с помощью Божией можем надеяться на одоление коварного и злобного врага. После слова Владыка прослушал пение догматика 8-го гласа «Царь небесный», исполненное хором мануфактурного Т-ва Саввы Морозова. Затем, благословив народ, Владыка обратился с кратким словом к трезвенникам, доказывая важное значение Общества.
Из храма Владыка на короткое время посетил дом церковного старосты И. Ф. Маслова, где изволил откушать чая и трапезовать. От И. Ф. Маслова Его Высокопреосвященство последовал на вокзал железной дороги. Все здание вокзала, платформа и самая линия железной дороги заполнены были народом, вышедшим проводить своего Архипастыря и принять от него благословение. При пении «исполла эти деспота» Владыка вошел в вагон и поезд отошел при том же пении.
В 12 ч. ночи Его Высокопреосвященство прибыл по Владимир. На перроне вокзала Его Высокопреосвященство встретили: эконом Архиерейского дома Архимандрит Владимир и благочинный городских церквей, прот. Уваров» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. № 35-й. 29-го августа 1915 года).

«В селе Горе, Покровского уезда, с разрешения Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, 6-го декабря 1915 г., в день престольного праздника, в храме происходило редкое приходское торжество. Пред литургией была освящена сооруженная в память дня кончины строителя храма потомств. почетного гражданина Алексия Васильевича Смирнова (ум. 17 февр. 1915 г.) его сыном - ныне церковным старостой Василием Алексеевичем Смирновым и привезенная утром из Москвы икона Святителя Ермогена, Патриарха Московского. После освящения иконы был торжественно изнесен из алтаря священником особо приготовленный ковчежец с частью св. мощей Святителя Ермогена, дотоле хранившийся со дня открытия его мощей в разнице Московского Чудова монастыря и присланный за несколько дней по просьбе причта села Горы, церковного старосты и прихожан. Эпископом Серпуховским, Викарием Московской епархии, Арсением - Председателем Братства св. Митрополита Петра, членом которого (Братства) много лет состоял Алексий Васильевич Смирнов. Икона Святит. Ермогена помещена в новоустроенном иконостасе за правым клиросом правого придельного храма в честь святителя Николая Чудотворца. В левом придельном храме в честь Великомученика Никиты, за левым клиросом поставлен такой же иконостас для изготовляемой в иконописной Троицкой единоверческой церкви иконы препод. Серафима Саровского. Икона эта была освящена и поставлена на место 2 января 1916 года. 6-го декабря за литургией местным священником А. Костинским сказано приличествующее торжеству слово. За литургией присутствовал ктитор храма Василий А. Смирнов с супругой и детьми. Стечение молящихся было необычайно велико. Среди них можно было заметить и старообрядцев» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 2-го января 1916 года).

«17-го апреля 1916 г. в воскресный день, в церкви после Литургии, согласно предложению Покровского уездного предводителя дворянства А. А. Микулина, при торжественной обстановке состоялась выдача Георгиевского Креста четвертой степени отцу убитого в бою 2 мая 1915-го года кандидата на классные должности Ивана Ксенофонтовича Борисова - Ксенофонту Родионовичу Борисову.
Последний, бывший подрядчик кровельных работ на фабрике А. В. Смирнова, происходит из крестьян Муромского уезда, Булатниковской вол., деревни Михалева, проживает теперь в деревне Ликине прихода села Горы в собственном доме и занимается мелочной торговлей. От роду Борисову около 70 лет, но он еще довольно крепкого здоровья; имеет у себя в семействе жену и младшего сына, раненого в бою в настоящую войну пулей в левую ногу и чрез то лишившегося владения ею. Ксенофонт Р. и вся его семья отличается особой религиозностью, полной трезвостью и редким трудолюбием. Сам он почти никогда не пропускает богослужений, часто видно в храме и его родственников.
О дне выдачи креста население прихода заблаговременно было оповещено священником чрез сельских старост, почему в храме ко времени литургии молящихся собралось необычайно большое количество, как в великий праздник. Крест красовался пред всеми на аналое у местной иконы Спасителя. В свое время прибыли Ксенофонт Р. с супругой и родными, Кудыкинский вол. старшина, старосты приходских деревень и заняли места впереди всех, у амвона. После литургии, пред молебном св. Великомуч. Георгию, покровителю храброго Христолюбивого воинства и панихиды по убиенном на поле брани воине Иоанне священником А. Костинским было произнесено к молящимся прихожанам и родителям убитого героя приличествующее случаю краткое слово следующего содержания:
«Дорогие прихожане! Волей высшей власти на меня возложена обязанность, которую я почитаю за высокую честь и которая на войне, среди живых воинов, принадлежит высшим военачальникам. Я должен сейчас передать Монаршую воинскую награду за геройский подвиг на поле брани родителям павшего в сражении с германцами 2 мая прошедшего года воина Иоанна Ксенофонтовича Борисова. Пред вами эта награда - Георгиевский Крест. Ее заслужил всем нам известный Иоанн Ксенофонтович, как искренний, честный, храбрый воин и верный сын родины. Его уже нет между нами, - его дух, очищенный страданиями, витает в сонме мучеников за веру, но благодарная память о нем, положившем свой живот за други своя, останется на веки как в военных летописях, так и в наших сердцах в назидание потомству. Будем помнить твердо, что Иоанн Ксенофонтович смело смотрел в глаза опасностям и смерти и ради счастья нас, нашей родины не пощадил своей жизни, павши сраженный вражеской пулей. И будем молиться за него пред Всевышним Богом, да упокоит Он усопшего в Своих вечных обителях. Вы же, убитые горем, родители Иоанна Ксенофонтовича, примите от меня вместе с сыновней наградой - Крестом, а также и от всех, здесь стоящих, горячую благодарность за ваши труды и заботы, понесенные вами при воспитании вашего доблестного сына - героя воина. Награда же сыновняя да послужит вам утешением и отрадой в горькой и незаменимой вашей утрате и вместе с тем наглядным напоминанием о том, что вам волею всеблагого Промыслителя ниспослан крест, который вы, как истинные христиане, должны нести безропотно и с терпением до конца ваших преклонных лет, чтобы не потеряла своей цены в очах Божиих ваша тяжелая утрата. Не видно здесь той славной груди, на которой, по заслуге, должен бы был красоваться этот крест, - она уже покоится теперь в сырой земле на том же бранном поле, где, может быть, и была пробита вражеской пулей! Но вы, родители, героя, но повелению возлюбленного нашего Монарха и Верховного Главнокомандующего - Государя Императора Николая Александровича, отличающего милостиво храбрых наградами, вместо вашего сына владейте этим крестом, храните его, как драгоценность и памятник о вашем сыне и его геройском подвиге!»
Нельзя было без волнения смотреть на слезы старцев Борисовых: они градом падали из их глаз и свидетельствовали о тех чувствах горечи, а вместе с ней и радости, какие они переживали в данные минуты. Молебствие св. Великомуч. Георгию заключено было многолетием Государю Императору Николаю Александровичу, Царствующему Дому и всероссийскому Христолюбивому воинству, а панихида - вечной памятью положившему живот свой на поле брани за веру, Царя и отечество воину Иоанну, пропетыми, по приглашению священника, всеми молящимися.
Священ. А. Костинский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. № 22-23. 4-го июня 1916 года).
20 Июня 1917 года в селе Горе Покровского уезда в доме дяди своего местного священника о. А. В. Костинского скончался на двадцать четвертом году жизни от туберкулеза горла и легких бывший питомец Владимирской Духовной Семинарии, ныне студент IV курса Петроградской Духовной Академии, . Похоронен 22 июня в ограде местного храма.

В 1926 году деревня являлась центром Горского сельсовета Кудыкинской волости Орехово-Зуевского уезда Московской губернии.
В 1926 году в деревне проживало 282 человека (118 мужчин, 164 женщины), насчитывалось 63 хозяйства, из которых 46 было крестьянских.
С 1929 года - населённый пункт в составе Орехово-Зуевского района Орехово-Зуевского округа Московской области, с 1930-го, в связи с упразднением округа, - в составе Орехово-Зуевского района Московской области.
До муниципальной реформы 2006 года Гора входила в состав Горского сельского округа Орехово-Зуевского района.
Численность населения: в 1859 г. – 153 чел.; в 1926 г. – 282 чел.; в 2002 г. – 70 чел.; в 2006 г. – 50 чел.; в 2010 г. – 45 чел.
В деревне есть школа, библиотека и медпункт, раньше в деревне был свой клуб. В наши дни деревня практически не отличается от других: есть газ и телефон, дорога асфальтирована и даже стоят дорожные знаки. В 1.3 км от деревни находится рекультивированный песчаный карьер.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1862 г. в селе Орехове был построен каменный храм и бывший до того времени деревянный храм остался лишним. Этим обстоятельством и воспользовались жители перечисленных выше деревень; они обратились с просьбою к епархиальному начальству о дозволении перенести храм из Орехова в деревню Гору с тем, чтобы образовать вокруг этого храма отдельный приход. Храм же здесь был особенно необходим - частью по отдаленности от Орехова, а главным образом для противодействия гнездящемуся здесь расколу.
Храм был устроен и освящен в 1863 - 65 гг.; первоначально была устроена и освящена трапеза с двумя престолами во имя св. Николая Чудотворца и св. муч. Никиты, главный же престол во имя Рождества Пресв. Богородицы был освящен в 1865 г.
8-го сентября 1876 г. эта церковь сгорела, но церковное имущество и почти все иконы были спасены от пожара. Через два месяца после пожара была устроена и освящена временная деревянная церковь.
Испросив разрешение Епархиальной власти, Алексей Васильевич Смирнов в обществе с некоторыми другими фабрикантами (братья Антоновы, Гаврилов и Яшин) задумали построить каменный храм. Во главе этого дела стал Алексей Васильевич. Постройка обошлась в 150 тысяч рублей и девять десятых этой суммы Алексей Васильевич принял на себя. В 1886 году Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, этот величественный храм был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Алексей Васильевич был избран к этому храму церковным старостой, в каковой должности он оставался до своей смерти.
В 1887 г. были освящены приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. муч. Никиты.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг и исповедные росписи с 1863 г.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 1000 руб. Кроме того при открытии прихода в 1862 г. крестьяне обязались на содержание причта вносить по 15 коп. с ревизской души, каковой суммы собирается 110 р. Дома у членов причта собственные.
Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной 10 дес. 132 саж.; земля - худого качества и находилась в разных местах, а потому причт не получал от нее почти никакого дохода.
Приход состоял из села Горы и деревень: Новой (1/4 вер. от церкви), Высоковой (1 вер.), Сальковой (1/2 вер.), Кудыкиной (1/4 вер.), Ликиной (3 вер.), и Язвищ (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось (1896 г.) - православных - 1158 душ муж. пола и 1226 женского и раскольников разных толков 350 душ муж. пола и 361 женского.
В 1895 году в своем приходе в селе Горы Алексей Васильевич Смирнов вокруг храма, о котором выше упомянули, сделал каменную с железными решетками ограду, стоимостью 10 тысяч руб.
Диакон-псаломщик с. Горы, Покров, у., Николай Невский 30 июля 1916 г. определен штатным диаконом в то же село.
В д. Кудыкиной с 1876 г. существовала двух-классное министерское училище ; учащихся в 1896 г. было 95.
В с. Горе в 1896 г. устроена А.В. Смирновым у храма каменная двух-этажная церковно-приходская школа (двухкомплектная), стоящая 8 тысяч руб.; учащихся в 1896 г. было 37.
Деятельность церковных школ прихода села Горы, Покровского уезда, по удовлетворению нужд настоящей войны .
Учащие церковных школ прихода села Горы: Горской, Ликинской и Язвищевской в начале учебного года (1914-15) с горячим сочувствием отнеслись к предложениям о. о. уездного наблюдателя и заведующего принять участие в общем деле оказания помощи как больным и раненым воинам, пострадавшим и прибывшим на родину с театра военных действий, так и семьям лиц, призванных по мобилизации на войну.
Обсудив в общем собрании способы и меры, какими могут на первых порах пользоваться в изыскании материальных средств на удовлетворение нужд войны, все учащие (10 чел.), за исключением законоучителя Ликинской школы А. П. Лебедева, взятого на военную службу, первым долгом сочли записаться в члены приходского попечительного совета и в его кассу отчислять ежемесячно из своего жаловании 2 %, а заведующий изъявил желание каждый месяц к сбору с них присоединять от себя по 1 руб. Для увеличения средств на нужды войны учащие потом, еще до Синодального распоряжения, решили привлечь к пожертвованиям учеников своих школ. Дети после трогательных с ними бесед учащих с полной готовностью согласились вносить каждый месяц от себя посильную лепту, выразив намерение в общем отказывать себе в покупке сластей и предметов для игр. Сбора с учеников получается теперь каждый месяц не менее 20 руб. С той же целью учащие Ликинской шкалы изъявили согласие собирать пожертвования с своих знакомых по подписным листам, которые им выдает каждый месяц о. заведующий школой и которые дают от 25 до 50 руб. И на подписных листах первым свое пожертвование (1 руб.) вписывает заведующий.
Не ограничиваясь сбором пожертвований, учительницы Ликинской школы не замедлили найти дело и для личного труда. Они предложили свои услуги управляющему фабрики А. В. Смирнова по шитью белья и одежды для местного лазарета и для уездного земского комитета. Тот с удовольствием отдал им шить из фабричной бумажной материи халаты, фартуки и наволочки для подушек и матрацев - всего учительницами изготовлено было: для медицинского персонала 12 фартуков, для больных 14 ха патов, 36 наволочек для подушек и 12 для матрацев.
В том же духе деятельность учащих продолжала идти и далее. Так в октябре месяце они принимали живое участие в сборе пожертвований с кружками и флажками. По селениям приходов сел Горы и Кабанова с пятью кружками собрано было пожертвовании около 300 руб.
В октябре же месяце (18 и 20) регент Горского церковного хора А. Елкин (он же и учитель пения в Ликинской школе) дал с разрешения Покровского исправника с назначением распорядителем управляющего фабрикой П. Л. Воробьева в пользу дамского комитета при Владимирском местном управлении Общества Красного Креста в Ликинском Электротеатре И. И. Шанина два духовно-патриотических концерта, которые собрали массу публики и дали чистого сбора 209 руб.
22-го октября 1914 г. учительница Ликинской школы М. Н. Кириллова устроила в доме своего отца-механика фабрики Смирнова в пользу воинов действующей армии патриотический музыкально-вокальный вечер, на который были приглашены избранные, близкие знакомые дома и учащие школы с о. заведующим. Вечер начался и закончился общим пением под пианино народного гимна. Музыкальные №№ программы вечера были исполнены с редким успехом. Вечер дал сбора 52 р. 20 к. Сбор был употреблен на изготовление из купленной частью по фабричной цене и частью пожертвованной А. В. Смирновым защитного цвета непромокаемой материи на лучшего сорта вате 103-х курток и 116 кисетов, которые были сработаны ликинскими учительницами и отправлены через союз городов прямо в действующую армию. В шитье вещей принимали участие жена заведующего Кудыкинского Мин. училища А. И. Сергеева.
8-го и 9-го ноября учащие Ликинской школы при участии заведующего Кудыкинского 2-х классного училища К. Н. Сергеева и учителя И. Е. Доронкина, а также жены священника с. Горы А. И. Костинской производили по деревням сел Горы и Кабанова сбор вещами и деньгами для действующей армии. В 12 ч. дня 8-го ноября на фабрике, в здании ткацкого корпуса, перед отправлением сборщиков (учащих и конторщиков) в селения, местным причтом было совершено молебствие. Оба дня объезжало деревни 6 изукрашенных национальными и союзных держан флагами и гирляндами из веток ельника фур. Теплой одеждой, бельем, разными вещами домашнего обихода, посудой, обувью все жертвовали весьма охотно - всего было набрано до 20 полных возов и в кружках при фурах оказалось пожертвований деньгами 125 руб. Более ценные вещи и предметы продовольствия - чай, сахар жертвовали лица администрации фабрики Смирнова и торговцы Ликинского поселка. Все собранное было отправлено после тщательной сортировки по ж. д. в двух вагонах в село Орехово на распоряжение фабричного инспектора.
Вот как участливо отнеслись к нуждам войны учащие церковных школ Горского прихода. За свою деятельность они заслужили от всех слоев местного общества самую искреннюю признательность.
Заведующий школами священник А. Костинский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. № 3-й. 17-го января 1915 года).

Copyright © 2017 Любовь безусловная

Ни для кого не секрет, насколько широки и необъятны просторы нашей Родины. Наша страна - самая большая в мире, шутка ли?! А потому совершенно неудивительно, что на ее территории расположилось множество населенных пунктов с самыми разнообразными и порой весьма необычными названиями. Так, затерялись на российской площади деревеньки, в чьих наименованиях фигурирует слово "горы". Сколько их и что известно об этих поселениях?

Деревня Гора

Подле нашей столицы, а если быть точнее, неподалеку от городка Орехово-Зуево, вот уже почти пару десятков лет мирно существует сельское поселение Давыдовское. Оно насчитывает в своем составе несколько деревушек, одна из которых - деревня Гора. Район довольно интересный, поскольку в исторических и археологических документах фигурирует еще с семнадцатого века, а значит, деревня, о которой ведется речь, вполне претендует на звание старинной.

История возникновения

Первые сведения, которые известны о том месте, где сейчас расположена деревенька, гласят, что первоначально там находилась местность под названием Заход. Впрочем, насколько первоначально, доподлинно неизвестно - как уже упоминалось, первые записи о данной территории датированы семнадцатым веком; как деревне и ее жителям моглось-жилось ранее, сказать трудно. Зато абсолютно достоверным является тот факт, что в девятнадцатом веке в деревне Горе жили старообрядцы.

Судя по некоторым данным, жили они в ней еще и в совсем недавнем прошлом - так, всего десять лет назад в Горе проходил старообрядческий крестный ход. Впрочем, относится ли к старообрядцам все нынешнее население деревни, неизвестно. Зато известно, что тогда, два столетия назад, жители Горы практически поголовно занимались иконописью. Кстати, просто Горой деревня стала именоваться отнюдь не сразу после своего возникновения - прежде она успела побыть Юшиной Горой и поносить такое название, как Серебренниково.

Немного информации

Помимо вышеуказанного, стоит добавить, что, по данным восьмилетней давности, в деревне проживало чуть более сотни человек - сто пятнадцать, если быть точнее. Нужно заметить, что население деревеньки уменьшилось более чем в три раза с середины девятнадцатого века - так, в пятидесятых годах вышеуказанного столетия там обитали 387 человек. Своего исторического максимума численность жителей достигла к середине двадцатых годов прошлого столетия - перевалила за отметку в четыреста человек.

А отчего у этого населенного пункта такое название? Вывод, который сам просится на язык - что это деревня на горе, - недалек от истины. Гор в данной местности, разумеется, нет, но есть холмы. Именно на них и расположена интересующая нас деревушка. Кстати, раньше ее называли селом: в ней имелись церковь и школа, а это признаки как раз села.

Достопримечательности Горы

Несмотря на то что это маленькая деревенька, в ней есть что посмотреть. Так, находится там озерцо (некоторые называют его прудом) под названием Карьер (потому что неподалеку есть песчаный карьер). Другое его наименование - Золотые Пески, и пользуется он популярностью не только у местных жителей, но даже и у отдыхающих из других мест. Основной достопримечательностью деревни Горы является храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще в конце девятнадцатого века. По большей части средства на его возведение собрали тогдашние прихожане. В тридцать восьмом году минувшего столетия храм, как и многие другие храмы по России, был закрыт. Восстановительные работы и службы в нем начались вновь лишь в начале девяностых годов. Еще одной достопримечательностью Горы можно назвать здание бывшей церковно-приходской школы. Это старинное помещение, существующее так же еще с девятнадцатого столетия, сейчас используется в качестве сельской школы. Помимо того, есть в Горе свой медпункт и даже библиотека.

Сколько Гор в России?

Действительно, сколько? Как это ни удивительно, но довольно многие области имеют в своем составе населенные пункты с подобным названием. Мало того, есть в России не просто Горы, а Горы "какие-нибудь". Но об этом позже, а пока что статистические данные: итак, Гор в нашей стране аж семьдесят две! И это только "чистые" Горы, без каких-либо эпитетов. Своими Горами обладают и Архангельская область, и Пермская, и Ярославская, и Тверская, а про Московскую уж и говорить нечего. Про некоторые из этих деревень вкратце - ниже.

Московская область

Всего в Подмосковье шесть населенных пунктов под названием Гора. Что далеко ходить: в одном только Орехово-Зуевском районе целых две деревни с подобным наименованием. Про одну было рассказано выше, вторая же является центром сельского поселения Горское и насчитывает только сорок пять человек жителей (по данным десятилетней давности). Раньше населения в этой деревни было больше, его количество доходило в некоторые годы даже до трехсот человек. Но, возможно, случившийся пожар стал причиной того, что деревня уменьшилась в несколько раз как по числу домов, так и по числу людей: он уничтожил добрую часть поселения, а заново отстроенные восстановленные дома были названы Новой деревней, которая хоть и относится формально к Горе, тем не менее является самостоятельным населенным пунктом. Дома в деревне Горе, по имеющимся сведениям, нынче занимают всего две улицы.

Что еще стоит знать о данной Горе, так это то, что стоит она на берегу небольшой, но очень живописной речушки с забавным именем Лютиха, которая разделяет две территории - отделяет Гору от ее соседки, деревни Кудыкино. Считается, что именно из-за этих двух деревенек, вернее, благодаря их названиям, и появилось устойчивое выражение "На Кудыкину гору".

Владимирская область

А вот во Владимирской области Гора всего одна, да и та исторически относилась к Московской области - как ни странно или, может быть, ни смешно, тоже к Орехово-Зуевскому району. Принадлежать окрестностям Владимира деревня стала сравнительно недавно, лишь с середины сороковых годов минувшего века. В середине девятнадцатого столетия в ней проживало более сотни человек, в десятых годах века нашего - менее полусотни. Деревня находится неподалеку от города Покрова, а до районного центра - Петушков - от нее около восемнадцати километров.

Костромская область

В Череповецком районе данной области тоже есть деревня Гора, в которой, по последней информации, проживает... пять человек. Такая проблема с населением здесь тоже была не всегда: в конце девятнадцатого - начале двадцатого века количество жителей в деревне достигало двухсот пятидесяти человек. Ориентир, по которому можно найти костромскую Гору, - речка Векса.

Пермская область

Всего неподалеку от Перми три деревни с таким названием, но особенно примечательна одна - та, что расположена в Пермском районе края. Это совершенно маленькая деревушка с населением в одиннадцать человек, но интересна она двумя вещами: во-первых, на ее окраине находится архитектурно-этнографический музей Хохловка (рядом течет одноименная река), а во-вторых, одна из улиц в этом населенном пункте названа в честь Джона Леннона.

Другие Горы

Среди всех имеющихся деревень в нашей стране с таким названием есть поселения мертвые (то есть в них уже никто не живет, хотя сами они еще существуют - как, например, в Вологодской области), есть с абсолютно микроскопическим количеством жителей (и таких, пожалуй, большинство), но есть и такие, в которых численность населения доходит до тысячи человек или даже переваливает за эту отметку. К последним относится, например, деревня Гора в Свердловской области, что расположена напротив поселка Шамары (Шалинский городской округ), возле речки Сылвы.

Не тысяча, но по меркам нынешних деревень тоже немало - двести тридцать человек, - обитают в одной из Гор Вологодской области (их там тьма-тьмущая) на речке Пундуге. Примерно столько же - в Псковской области, в Бежаницком районе.

Ленинградская область

Питер не может похвастать наличием Гор, зато в данном регионе есть две деревни с не менее интересными наименованиями. Об обеих - далее.

Деревня с таким названием находится под Петербургом, если быть точнее, то в Ленинградской области. Название ее произошло от имеющихся поблизости горных пород, в которых встречается красный оттенок.

Впервые в документах село с таким наименованием встречается еще в конце восемнадцатого века. Даже не село - сельцо, именно так прописано при первом упоминании данного пункта. Сначала оно принадлежало одному помещику, затем другому; хозяева менялись, как и название деревушки: Красная Горка, Красные Горы, Красная Гора - как только ее ни называли. Появившаяся там в середине девятнадцатого века школа дала право Красным Горам именоваться селом (церковь там была еще раньше).

В настоящее время школы в деревне нет, а вот церковь, равно как и почта и библиотека, осталась. На шести улицах населенного пункта проживают чуть более сорока человек.

Акулова Гора

Деревня Акулова Гора, называвшаяся прежде Окуловой Горой и Окуловщиной, совсем маленькая - по данным двухлетней давности, ее население не превышает семи человек.

Деревушка расположена в Алеховщинском и ведет свой отсчет с конца семидесятых годов девятнадцатого столетия. По крайней мере, именно так датированы первые о ней упоминания. Она находится на реке Ояти, в тридцати трех километрах от ближайшей станции железной дороги.

В России множество населенных пунктов с самыми разнообразными названиями, странными и смешными. Завеса тайны над некоторыми из них теперь приоткрыта.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода