Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление. Буллинг: выйти из роли «жертвы

Хулиган, задира, грубиян, драчун, насильник. Все эти слова - значения одного английского bully, от которого пошло понятие "буллинг". Оно обозначает запугивание, моральный и физический террор, главной целью которого является вызов у другого человека страха и таким образом его подчинения. Когда-то это было просто бытовое, житейское явление. Сегодня оно приобрело социальный, психологический характер и стало международным термином для психологов, педагогов и других людей, занимающихся решением подобного рода проблем.

Социальный буллинг: что это такое, его типы

Акты агрессии, несущие угрозу, оскорбления различного рода — всё это относят к буллингу. Явление носит массовый характер и является серьёзной проблемой, требующей внимательного рассмотрения. Условно буллинг содержит в себе следующие компоненты:

  • негативное, даже агрессивное поведение ;
  • регулярность;
  • разные степени власти у жертвы и агрессора, поведение которого умышленное.

Буллинг бывает двух типов: непосредственный и косвенный. Первый тип относится ко всякого рода физической агрессии, а второй - к социальной. Психологи изучают такое явление, как буллинг, что это такое и как его распознать ещё в зарождении, для того, чтобы найти пути решения этой социальной проблемы и не дать приобрести ей ещё большие масштабы. Они пришли к выводу: каждая возрастная группа, проявляя черты буллинга, имеет свои особенности. Это связано с половым созреванием, принадлежностью, возрастом и другими психологическими закономерностями.

Детская среда

Чаще всего булли - это дети школьного возраста. Они не осознают, что совершают буллинг, что это такое действие, которое может сильно повлиять на дальнейшую жизнь всех участников этого процесса. Хотя и взрослые группы нередко грешат таким явлением. За буллингом всегда стоит дисбаланс власти, дающий одному ребёнку возможность доминировать над другим. Это давление носит продолжительный характер. Акты физической или вербальной агрессии принимают хронический характер и направлены на одних и тех же жертв. Отношения жертва/агрессор носят стабильный характер, где на одном полюсе буллинг, а на другом - виктимизация. Такая специфика особенно актуальна для среднего школьного возраста. Педагоги давно акцентируют внимание на проблеме под названием буллинг. Что это такое явление, которое не обходит стороной даже младшие классы! Под агрессию попадают одни и те же дети. При переходе из младшей в среднюю школу буллинг немного ослабевает или просто меняет формы проявления.

Мотивация агрессии

Для того чтобы буллинг (в школе тоже) получил мотивацию, достаточно зародиться таким чувствам, как зависть, неприязнь, желание мести или, наоборот, справедливости, жажда власти, самоутверждение, чувство лидерства и т. п. Причём при проявлении таких мотивов, как самоутверждение, дело может дойти даже до садизма.

Как проявляется буллинг и какие формы принимает

Формы, которые принимает агрессия в школьной среде, следующие:

  • систематические насмешки, причины которых совершенно разные;
  • вымогательство;
  • унижения, носящие психологический или физический характер;
  • издевательства;
  • бойкот, игнорирование;
  • нанесение ущерба личным вещам и т. д.

Хулиганы, практикующие школьный буллинг, очень изобретательны в нанесении вреда. Сегодня на передний план выходит новая форма - кибербуллинг. Современные технологии развязали руки злоумышленникам, в число которых, к большому сожалению, часто входят и подростки.

Формы унижения могут проявляться активно и в виде сознательной изоляции.

Родственные буллингу проявления

Такие действия, как моббинг и буллинг, охватывают широкую сферу деятельности людей. Более того, эти процессы происходили всегда, с древнейших времён. Для русской среды подобные проявления в коллективах известны больше как дедовщина. Современные названия пришли к нам относительно недавно. Это влияние западной культуры. Моббинг происходит от слова mob (толпа) и обозначает психологическую коллективную травлю одного человека или даже группки людей.

Для русской среды все действия, родственные моббингу и буллингу, называются просто: гонения, травля, преследование, притеснение. Кроме этих слов, существует давно забытое греческое - "остракизм".

Агрессивные формы поведения учеников

Действия школьников, которые можно трактовать как проявление и причины буллинга, делятся по поведенческим характеристикам на следующие:


Жертва сталкивается с такими видами коллективного поведения, обязательно управляемого лидером, как нашёптывания, надписи в общественных местах, распространение записок, косые взгляды… У изгоя могут вымогать деньги, ценные вещи, принуждать к воровству или другим негативным поступкам. Его личные вещи портят, прячут, пачкают и т. п.

Жертвами буллинга могут стать не только ученики. Под жестокий прессинг могут попасть даже учителя!

Формы поведения взрослых агрессоров

Как правило, взрослые в школьной среде могут косвенным образом провоцировать буллинг. Это проявляется в разных формах унижения ученика, который по каким-либо причинам не подходит под рамки взрослого. Это могут быть сарказм, устрашения в виде жестов и выражений.

Последствия буллинга для жертвы

Прежде всего, любые агрессивные действия в сторону человека приводят его в состояние стресса. Особенно опасен подростковый буллинг, т. к. в этом возрасте гормональная перестройка организма уже является своеобразным стрессом. Если к ней прибавить ещё и давление со стороны, тем более с особой жестокостью, то психика жертвы может не выдержать. Тогда последствия непредсказуемы и могут быть очень печальными.

Чаще всего жертва избегает агрессоров, реже оказывает сопротивление и ещё реже - притворяется «мёртвой», т. е. как бы «замирает». Тело человека, находящегося в таком состоянии, работает на усиленную выработку адреналина, остальное - на минимуме. Организм блокирует процессы пищеварения, учащается сердцебиение, ход мысли замедляется, нарушается работа иммунной системы…

Последствия агрессии для булли

Агрессор наносит непоправимый вред пострадавшему. Но и сам булли страдает от негативных последствий. Душа таких детей повреждается, а рассудок помутнён. Если во взрослой жизни таких булли посещает раскаяние, то они признаются в том, что совесть их мучает и не даёт покоя за совершенные действия. Им очень стыдно, и они бы многое сделали, чтобы никогда не совершать подобных действий.

К сожалению, большая часть хулиганов-булли во взрослой жизни связывается с криминалом. Весомая часть из них попадает под судимости. Жизнь перекошена, так или иначе - это отклонение от нормального и гармоничного развития личности. Поэтому педагоги и психологи бьют в колокол, призывая всех к пересмотру ценностей, реформации системы и поискам решения такой глобальной проблемы, как буллинг.

Последствия для пассивных участников буллинга - очевидцев

Все те, кто пассивно со стороны наблюдают за моббингом или буллингом, а это школьные «товарищи», технички, учителя, родители одноклассников, при этом не вмешиваются, они тоже попадают под воздействие насилия. Им свойственно чувство страха, беспомощности, вины из-за бездействия и пассивного участия в этом злодействе. Такие мысли вряд ли сделают психику здоровой. Сердце вынуждено ожесточиться, иначе ему трудно выдержать голос совести, которую постоянно заглушают. Тогда жертва для очевидцев предстаёт в ином свете, она как бы сама виновата, заслужила такое. Соответственно, атмосфера в школе накалена, и процесс искоренения буллинга становится невозможным.

Существует мнение, что жертва может сама себе помочь, поменяв свою модель поведения и отношение к происходящему. Но эти люди не понимают, что такое утверждение ложное! После психологической нагрузки, которую порождают насильнические действия, справиться с проблемой крайне трудно даже готовому к атаке человеку.

В чём заключается профилактика школьного буллинга для разных категорий учащихся

Закономерность таких явлений состоит в том, что с возрастом дети меняются. Интересно то, что у младших школьников сами булли не вызывают симпатии. Однако, когда они становятся подростками, популярностью среди них пользуются уже ребята с антисоциальным поведением. Если копнуть ещё глубже, то в уличной среде такие мальчики, булли, которые могут вести себя вызывающе и открыто агрессивно, становятся лидерами и воспринимаются толпой как «крутые» ребята. Эти лидеры имеют больше друзей, чем остальные школьники, и, соответственно, больший успех у девочек. В таких ситуациях буллинг имеет все шансы перерасти в групповой, тогда противостоять ему становится крайне трудно.

В свете всего сказанного становится очевидной острая необходимость в таких мероприятиях, как профилактика буллинга в школе с целью снижения уровня агрессии среди подростков и предупреждения преступности. Особое внимание следует уделить стремительно развивающемуся кибербуллингу, в котором по большей части промышляют мальчишки. Необходимо детей учить доверять родителям, учителям и не бояться рассказать о проблеме, если таковая существует. Девочки, пострадавшие от кибербулли, как правило, скорее заявляют об этом взрослым. Мальчики стесняются и скрывают свои чувства, испытанные от неприятных ситуаций.

Даже относительно безобидный, по поверхностным оценкам, школьный буллинг не может не иметь психологических последствий.

Хотя общепринятой стратегии в борьбе с буллингом нет, положительные результаты в профилактике разного вида насилия среди школьников имеются. Взрослые, конечно, должны реагировать на все положительным интересом, теплом и вовлеченностью с их стороны. Санкции должны быть последовательными, не карательными, без физического давления. Но, конечно, этого недостаточно. Необходимо разработать систему ценностей, которая будет воспитывать личность со стержнем! Не стоит забывать о главном: дети - это утончённые растения, которые нуждаются в постоянном поливе. Если с ними обходиться ласково, с пониманием и терпением, то ростки добра обязательно взойдут. А человеку с мягким сердцем обижать другого уже не хочется!

Оно означает очень тревожное явление - травля ребёнка в школе стала обыденностью: в учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического.

Этот термин возник в Великобритании в 1985 году, хотя само явление стало известным ещё в начале XX века, когда о нём появились первые публикации.

Понятие буллинга охватывает множество форм травли и психологического насилия, не зависящих от возраста, пола, социального положения ученика. Цель издевательств - подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка.

Обычно издевается другой ученик - «гонитель» (название возникло от слова bully - хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление.

Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин - моббинг (от mob - толпа). Считается, что моббинг - более мягкая форма травли, а буллинг - более острая, но, на наш взгляд, это принципиально некорректный подход к проблеме.

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже - в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства - массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже - 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг - это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий - попустительство насилию в среде детей, - вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

5 причин буллинга

Без понимания причин детской травли в решении проблемы продвинуться не получится. Более того, неверное и примитивное понимание причин ведёт лишь к тому, что гонения будут усиливаться, а их проявления станут более яркими.

Во-первых, нужно отметить, что жертвами травли становятся ученики, проявляющие свою индивидуальность, обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки - задержки физического и психического здоровья, низкие академические результаты, - но и, напротив, опережающее интеллектуальное развитие, выдающиеся способности и дарования, учебные успехи.

Целью преследований является в первую очередь подавление индивидуальности, и мы хотим это особенно подчеркнуть.

Во-вторых, во многих разговорах и некоторых статьях о буллинге предлагают наивные и неверные трактовки его причин, как стремления детей установить определённую социальную иерархию в своей среде. Так трактовать мотивы травли неверно хотя бы потому, что она существует и в детских садах, у детей 3–6 лет, когда о социальной иерархии ещё не идёт и речи.

И да, это явление может использоваться как один из механизмов установления иерархии, но при этом формирование порядка подчинения не является непосредственной причиной гонений.

Как правило, буллинг, говоря привычным языком школы, - это попытка двоечников и троечников установить главенство над отличниками. Часто преследованиям подвергаются одарённые, талантливые дети со стороны завидующих им середнячков, для которых характерна бравада своими слабыми успехами.

В-третьих, что важно иметь в виду при выявлении и изучении проявлений буллинга: практически любой конфликт детей, их ссора, драка, даже если они кажутся совершенно случайными, в действительности неслучайны. Это лишь один из эпизодов издевательства (или защиты от него), тянущегося очень давно, который вы заметили. А за всем этим стоит скрытый от глаз взрослого океан детских взаимоотношений, каких-то реплик, дразнилок, игнорирования в ответ на обращение.

В-четвёртых, обычно родители гонителей поддерживают своих детей в этой роли. Они не только оправдывают, но и хвалят такое поведение, мотивируя это тем, что «надо добиваться своего», «быть сильными».

А родители жертв не поддерживают собственных детей и критикуют их: «Что же ты не дал ему сдачи», «Не надо было поддаваться», «Нужно быть умнее и самостоятельнее», «Следовало пожаловаться учителю». Происходит это в результате воспоминаний взрослых, как такого рода издевательства происходили в их детстве, и желания отыграться, отреагировать на эти события с помощью своего ребёнка.

В-пятых, наша традиционная школа с её обычными порядками и укладом (фронтальным, классно-урочным обучением; оценками; учителями, сосредоточенными на уроках и изо всех сил старающимися выполнить учебный план) практически ничего не может противостоять травле и преследованиям у детей.

На уроках гонения проявляются редко (например, во внезапных отказах отличников отвечать у доски, если им пригрозили до урока). А вот на переменах и во внеурочное время учитель не в состоянии контролировать детей.

Педагогу лучше скрыться, потому что он может быть обвинён в обоих случаях. Если вмешается и остановит инициатора, тогда его могут привлечь к ответственности родители гонителя за превышение полномочий. Если не вмешается - будет обвинён мамами и папами жертвы в халатности.

Кроме того, такого рода работа учителя не учитывается и не оплачивается.

Сама по себе оценочность нашей школы, оценки-отметки, которые ставят педагоги детям - это постоянный источник буллинга и моббинга. Поставили ребёнку «5» за то, за что многие в классе получили «3» и «2» и вот - повод для травли готов. Поставили кому-то «2», когда многие получили «4» и «5» - и это новая причина для издевательств.

Сигнал к гонениям очень часто подаёт именно педагог, сам того не замечая. И обозначает жертву - стоит ему произнести хотя бы одно критическое замечание по отношению к ребёнку или, напротив, выделить его из всей группы, похвалить.

Бывает достаточно одного эмоционального оценивающего возгласа взрослого, чтобы запустить травлю, не говоря уже о прокатившейся в последнее время «эпидемии» сообщений об учителях, пишущих на лбу детей «дурак» и что-то подобное.

Да, ребёнок может неадекватно себя вести и раздражать, но если педагог так явно обозначает жертву моббинга, что пишет что-то у неё на лбу - это крайний непрофессионализм и нарушение этики, за которое нужно не просто увольнять, а лишать педагогического диплома!

Часто классные руководители и учителя-предметники, зная о буллинге, используют его в своих целях для управления классом. Достаточно попросить о наведении порядка тех, кто практикует травлю одноклассников, кого-то из учеников поругать, что «он тянет назад весь класс».

Таким образом, детская травля и преследования имеют очень глубокие причины. Это результат и свидетельство того, что общество в своём развитии находится на довольно низком уровне. Это касается и общества в целом, и той среды, в которой живёт ребёнок.

Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была.

Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Самое важное - показать ребёнку, если он оказался объектом травли, что он не один, поддержать его.

Нельзя постоянно расспрашивать и заставлять его снова и снова пересказывать, как над ним издевались, и заново переживать унижение, угрозы, давление. Ещё более неуместно поднимать ребёнка на смех, насмехаться над его реакцией на буллинг, показывать, что всё это несерьёзно.

Выход из ситуации может состоять в том, чтобы научить сына или дочь не придавать значения провокациям, не реагировать, если вы чувствуете, что инициатор не станет переводить психологическое насилие в физическое.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что гонители рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов.

Однако если вы чувствуете, что ребёнок не готов к демонстрации невозмутимости или боится физической расправы, следует обратиться к администрации школы, её директору, пригласить для беседы родителей инициаторов травли и дать им понять, что вы пойдёте до конца в защите своего ребёнка, обратитесь в прессу и правоохранительные органы.

Как правило, это бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь гонителями в конечном итоге движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

Признаки жертвы в сравнении с буллером

(на основе исследований, проведенных в англосаксонских странах)

Innenministerium Baden-Württemberg u.a. (Hrsg.): Herausforderung Gewalt aus pädagogischer Sicht. Stuttgart 1999, S. 26.

Жертвы Буллеры
Личностные черты
Боязливость, неловкость, заниженная самооценка или чувство собственной неполноценности, физическая слабость; любит быть дома и наслаждается хорошими семейными отношениями; стеснительность, необщительность, трудности в коммуникации, при атаках реагирует криком,… ХОТЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЖЕРТВОЙ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК (АКТИВНЫЙ, СПОСОБНЫЙ СЕБЯ ЗАЩИТИЬ И Т.Д.) Агрессивен по отношению к своим родителям, учителям, братьям, сестрам, сверстникам; верит в свою силу; пользуется популярностью у противоположного пола («мачо»); проявляет независимость, считает себя «крутым» и пользуется большей популярностью, чем жертва; считает, что жертва заслужила наказание; практически не испытывает стыда и чувства вины; не склонен к проявлению эмпатии; хорошее чувство юмора, хороший «оратор», уверенно врет, обладает артистизмом, сам верит в то, что говорит.
Семья
Чрезмерно оберегаемый; зависит от семьи, тесные связи с семьей, но и имеет больше семейных проблем, чем у тех, кто не подвержен буллингу. Недостаточно присмотра со стороны семьи; недостаточно сердечных и эмпатических отношений между семьей и «буллером»; непоследовательное осуществление контроля и попыток привить дисциплину со стороны семьи; наказания в случае проступков то слишком сильные, то вообще отсутствуют; гораздо больше проблем в семье, чем у тех, кто не подвержен буллингу.
Физические факторы
Физически слабый, не способный себя защитить; недостаточно энергии, младше и меньше, чем буллер; недостаточно внешне привлекателен… Сильного и крепкого телосложения; спортивный; хорошо в спорте; энергичный и активный; слабо чувствителен к боли; старше и сильнее, чем жертва; внешне привлекателен.

Что чувствует жертва буллинга?

Главной проблемой жертвы является то, что ее самосознание постоянно подвержено давлению. В результате этого может возникать комплекс неполноценности.

Сначала жертва чувствует себя немного неуверенно, но постепенно начинает все больше сомневаться в своих силах, возможностях и способностях, также она боится оказаться в неприятной ситуации. жертве все время кажется, что ребята, домочадцы постоянно хотят унизить ее, а также показать ее ненужность и бесполезность.

У человека начинает возникать страх, что если бы он не был таким, то ребята относились бы к нему по другому. Также возникает страх, что если перейти в другую школу, то там это не повториться. Жертва считает, что она ничего не сможет сделать хорошо. Непосредственным выводом всего этого является то, что жертва начинает считать себя плохим человеком, а также признает, что те, кто ее принижают, по сути, правы.

Такого рода мысли оказывают очень сильное действие на самосознание, самоощущение и самооценку человека. Так, беседуя с человеком, который чувствует, что против него настроен весь мир, можно заметить его не дружелюбность, насторожённость, нелюбезное поведение, постоянную боязнь и проявление агрессии.

Обычно такой человек не нравится одноклассникам, от него постоянно отворачиваются, пропадает желание с ним общаться. Да и сам он производит плохое впечатление.

Подобного рода проблемы характерны для многих жертв буллинга, так как жертва постоянно находится в стрессовой ситуации. человек чувствует себя неуверенно, от каждого он ждет пакости, каждый для него враг и обидчик. в целях самозащиты от нападок и грубостей человек сам начинает грубить.

Жертва буллинга не ждет понимания и дружелюбия. Их поведение является результатом подобного отношения к ним. Только в том случае, если это будет понято, то возможно попытаться найти с такими людьми общий язык. Однако это очень непросто.

Провоцирующие особенности жертвы . К данной категории относится достаточно неоднородная группа детей, которые имеют определенные особенности личности. Наличие данных особенностей может выступать в качестве раздражающего фактора для большинства условно толерантных ровесников.

Фактически здесь речь идет о явлении «инаковости» в детских коллективах. «Необычная» манера говорить, «необычный» смех ребенка, «необычный» юмор с точки зрения «обычных» школьников может выступать достаточным поводом для того, чтобы к «этим необычным» относится негативно. В качестве провоцирующего фактора для начала проявления буллинга может быть неосторожное поведение таких детей, которое не несет в себе злого умысла. Так, гиперактивный ребенок может случайно задеть «спокойного» одноклассника. В таких группах наблюдается преобладающее большинство подростков с акцентуацией характера, детей, которые имеют познавательные и поведенческие нарушения резидуально-органического генеза, детей-невротиков и детей с расстройствами шизоидного круга.

Стигматизация – это расовые и физические особенности ребенка. Под физическими особенностями понимают не только физические аномалии, такие как расщепление верхнего неба или нейросенсорная тугоухость, но и определенные фенотипические особенности. В качестве примера можно отметить необычный тембр голоса, рыжий цвет волос, форма ушных раковин. Для детей такие особенности могут выступить в качестве побудительного мотива для травли.

Жертве можно помочь, если:

  • Вместе с другими школьниками составить список утверждений, в которых однозначно выражается протест против буллинга, и вывесить этот список в классе (или по всей школе).
  • В ролевой игре разыграть имевшие место ситуации буллинга и поупражняться вести себя в них спокойно, но уверенно.
  • Научить жертву, глядя в зеркало, спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Таким образом буллер, ищущий в жертве признаков слабости, получает решительный отпор.
  • Помочь ему научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т.п. Когда буллер ищут и выбирает свою жертву, язык тела имеет большое значение. Жертва посылает буллеру невербальные сигналы, сообщая ему: «я слаб и не могу себя защитить».
  • Используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез.
  • Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят или по близости от шефствующего старшеклассника.
  • Уверить его, что он, как жертва буллинга, не виноват в нем.
  • Дав понять ребенку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
  • Помогая избавляться от плохих привычек, способствовавших буллингу (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т.п.).
  • Поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе (например, обслуживать работу видеопроектора), с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.

(Vgl. Siegrun Boiger / Jens Müller-Kent:Mobbing in der Grundschule).

Одни люди с ностальгической улыбкой вспоминают школьные годы, другие же – с дрожью. Негативные эмоции обычно появляются не из-за скучнейших уроков или ранней побудки, а из-за травли, или буллинга. Подобное явление не является чем-то новым, оно было всегда и, к сожалению, всегда и будет. Однако это не означает, что со школьной травлей необходимо мириться. От издевательств и насмешек страдает не только жертва, личность агрессоров также деформируется. В группу риска может попасть практически любой ребёнок, вот почему так важно знать, откуда берётся буллинг и как бороться с этим социальным явлением.

Под школьной травлей, известной также под названием «буллинг» (от английского bullying – издевательство, дедовщина), понимают коллективное либо индивидуальное преследование определённого ребёнка. Уровень насилия над жертвой разнится: иногда над школьником просто смеются, иногда бьют или даже доводят до самоубийства.

Согласно результатам исследований, проведённых в 2010-м году отечественными учёными, больше 20% мальчишек и девочек сталкиваются с агрессивным преследованием уже в 11-летнем возрасте. Не лучше обстоят дела и в зарубежных учебных заведениях.

Специалисты различают 4 основных вида школьной травли. Причём часто они сочетаются, что ещё сильнее ухудшает состояние жертвы.

  • Вербальный буллинг. Над ребёнком смеются, оскорбляют, придумывают обидные прозвища, связанные с его внешним видом или особенностями поведения. Как пример – «Юродивая» из фильма «Розыгрыш».
  • Физические издевательства. Сюда можно отнести целенаправленные побои, увечья. Нужно отличать подобный вид буллинга от неприятных, но обычных всё-таки школьных драк, когда соперники выступают на равных позициях.
  • Поведенческий террор. Ребёнку объявляют бойкот, игнорируют, изолируют в классе или школе, против него заводят интриги в виде кражи портфелей, тетрадей. То есть всячески создают невыносимые условия для жизни в коллективе.
  • Кибербуллинг. Это новое «веяние» среди тинейджеров, связанное с использованием высоких технологий. Под ним понимают издевательства в социальных сетях, отправку оскорбляющих сообщений на электронную почту или телефон. Также сюда можно отнести съёмку и распространение «позорного» видео с участием жертвы.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

Важно! Не следует путать буллинг с конфликтной ситуацией. Конфликт – это столкновение приблизительно равных по силе сторон. В случае травли жертва заведомо слабее агрессоров, а издевательства носят системный и продолжительный характер.

Причины школьной травли

Общеизвестно, что дети – в массе своей существа безжалостные, необремененные высокими моральными принципами. Поэтому нередко травят они одноклассников потому, что могут. Повзрослев, такие агрессоры часто раскаиваются и даже ищут возможность попросить прощения у жертвы. Другие же оправдывают собственное поведение, считая, что угнетаемый сверстник получал «за дело».

Специалисты выделяют два основных фактора, провоцирующих буллинг в школьном коллективе.

  1. Неправильное семейное воспитание. Многие агрессоры либо воспитываются в семьях, где царит «поклонение» грубой силе. Родители убеждены, что ребёнок должен уметь постоять за себя, однако излишне усердствуют в своём стремлении воспитать сильного человека. Другой тип агрессора – дети-лидеры, стремящиеся управлять коллективом по собственным правилам.
  2. Неправильное поведение педагогов. Иногда классные руководители сами провоцируют травлю, выделяя негативные черты в определённом ребёнке. Но чаще учителя просто не замечают начавшихся издевательств по причине занятости или «педагогической слепоты». Налицо попустительство со стороны педагогического коллектива.

Важно! Нельзя считать источником проблемы поведение жертвы. Унижаемые дети ни в чём не виноваты. При желании у любого человека можно обнаружить какие-либо изъяны, но это не означает, что за это нужно преследовать и травить.

Существует версия, что жертвами чаще становятся дети с так называемым виктимным поведением, то есть наиболее подходящие для роли жертвы. Однако это не снимает ответственности с агрессоров. В буллинге виноваты всегда зачинщики, и никогда – жертва.

Можно ли остановить травлю?

Не просто можно, но и необходимо. Правда, психологи не дают стопроцентного рецепта, как прекратить насмешки и издевательства в школе. Важно лишь учитывать, что в случае коллективной травли лечить нужно весь класс, поскольку невозможно решить проблему в плоскости «жертва – агрессор».

Читайте также: Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?

Одноклассники, пусть и не принимающие непосредственного участия в буллинге, и педагоги также вовлечены в негативный процесс, поэтому необходимо работать и с ними. Основной и единственно возможный способ прекратить травлю – создание психологически здоровой атмосферы в коллективе.

Как вариант решения проблемы – совместные задания, которые объединяют весь класс, коллективная работа над общим проектом, сплочение группы через внеклассную деятельность. Но для этого нужна поддержка квалифицированного психолога и активная вовлечённость педагогов.

Важнейший шаг – называние травли агрессией, издевательством, а не безобидной детской забавой. Взрослые должны обозначить, что заметили поступки агрессоров и намерены их прекратить. Кроме того, обидчики должны понимать, что все их «прикольные» действия на самом деле аморальны и недостойны.

Как вести себя родителям?

Худшая родительская политика – отказ от вмешательства. Буллинг – не единичный случай издевательств, а целая система, поэтому ребёнок не сможет справиться с постоянными издевательствами собственными, зачастую ограниченными силами.

Действительно, иногда травля сама сходит на нет (главный зачинщик переводится в другую школу, к примеру), однако в большинстве случаев жертва продолжает страдать долгое время, в результате чего возможен самый трагический исход – самоубийство.

Разговор родителей с обидчиками часто не приносит пользы, напротив, становится только хуже, поэтому лучше обсудить сложившуюся ситуацию с педагогическим коллективом. Создавать нормальную атмосферу в детском коллективе – задача учителей!

Если подростка избивают, в обязательном порядке обращайтесь в травмпункт для документирования всех побоев, ну и, разумеется, следует привлекать правоохранительные органы. Отвечать за физическую агрессию будут педагоги и родители, если обидчикам ещё не исполнилось 14 или 16 лет (возраст ответственности зависит от тяжести совершённого проступка).

Ещё один популярный вопрос: стоит ли переводить жертву в другое учебное заведение, если на месте невозможно решить проблему? Некоторые родители убеждены, что подобный шаг не поможет ребёнку, поскольку он не научится давать отпор обидчикам. Нужно ли закалять характер, когда итогом может стать суицид, решать, конечно, маме с папой.

В психологии этот термин обозначает моральный, физический террор, запугивание, с целью вызвать у другого человека страх и добиться его подчинения. Особенно остро проблема стоит в подростковом возрасте из-за сложности и противоречивости особенностей развития личности в подростковом возрасте. Сегодня слово «буллинг» имеет социологический, психологический характер и стало международным термином, активно используемым педагогами и психотерапевтами.

Виды буллинга

От конфликта это явление отличается неравенством сил участников. При этом жертва слабее агрессора, а террор носит длительный характер. Изгой испытывает физические и психологические мучения. Согласно зарубежной статистике, в учебных заведениях до 50% учащихся сталкиваются с буллингом: для кого-то это единичные случаи, для остальных – непрекращающаяся травля.

Результаты российских исследований в школах, проведенные в 2010 году, показали, что 21% девочек и 22% мальчиков становятся жертвами психологического насилия с 11-летнего возраста. Для подростков 15 лет показатели составляют 12-13%. Психологами выделяется несколько видов травли:

  • физический;
  • поведенческий;
  • кибербуллинг;
  • вербальная агрессия.

Физический

Проявляется побоями, умышленным членовредительством (удары, пинки, толчки, нанесение телесных повреждений). Пример физического буллинга – это публичное стягивание штанов с малыша на детской площадке. Многие дети не рассказывают родителям об инциденте, поэтому важно следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками – необъяснимыми ссадинами, синяками, царапинами, порванной одеждой.

При подозрении, что вашего ребенка подвергают насилию, начните с ним случайный разговор: поинтересуйтесь, как дела в школе, что происходило на перемене или по дороге домой. Слушайте ответы ребенка, выясните, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. При этом следует сдерживать собственные эмоции, подчеркните важность таких доверительных разговоров с вами, учителями, школьным психологом.

Записывайте даты и время случаев буллинга, реакцию вовлеченных лиц, их действия (со слов ребенка). Не стоит обращаться к родителям хулиганов для самостоятельного разрешения проблемы. При продолжении физического насилия и необходимости дополнительной помощи за пределами школы следует обратиться в местные правоохранительные органы. Есть законы, предполагающие наказание за запугивание и домогательства.

Вербальный

Это насмешки, словесное издевательство, оскорбления, окрики или запугивание жестокими словами. Примером вербальной травли являются слова о физических недостатках, обзывания, пр. Дети, подвергающиеся вербальным издевательствам, как правило, замыкаются в себе, имеют проблемы с аппетитом, становятся капризными. Некоторые рассказывают взрослым об обидных словах в свой адрес, и спрашивают, правда ли это.

Важно учить детей уважению, укреплять их в мысли, что каждый человек заслуживает хорошего отношения. Служите наглядным примером: благодарите учителей, хвалите друзей, будьте вежливы к продавцам в магазинах. Говорите детям об их сильных сторонах, хвалите. Лучшая защита, которую могут обеспечить родители ребенку, - это укрепление их чувства собственного достоинства, предоставление независимости для развития умения принимать меры при необходимости. Обсуждайте, практикуйте конструктивные и безопасные способы реагирования на слова хулигана.

Поведенческий

Это буллинг с применением тактики изоляции, предполагающий, что кого-то не допускают к совместному времяпрепровождению группы, к примеру, трапезе за общим столом, игре, общественно деятельности, пр. При этом у школьника можно заметить нежелание поддерживать участие в компании сверстников, появление стремление побыть в одиночестве. Девочки чаще мальчиков испытывают социальную изоляцию, эмоциональное или невербальное запугивание.

Душевные страдания от поведенческого буллинга могут быть такими же сильными, как от физического насилия, причем длятся они намного дольше. Родителям стоит разговаривать с детьми о том, как прошел их день, помогать им во всех находить положительные моменты, акцентировать внимание на хороших качествах детей, убедить их в том, что есть люди, которые их любят и всегда поддержат. Следует сосредоточиться на развитии талантов ребенка, больше времени уделять его интересам, будь то спорт, чтение, искусство, чтобы он мог строить взаимоотношения за пределами школы.

Кибербуллинг

Термин обозначает обвинение кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи, распространение неправдивых сплетен посредством смс, электронной почты, сообщений в социальных сетях. Расистские, сексисткие и другие послания формируют враждебную атмосферу. Сообщения оскорбительного характера распространяются быстро и анонимно, что приводит к круглосуточному кибербуллингу, поэтому важно установить для ребенка правила пользования Интернетом.

Объясните чаду, что он не должен участвовать и реагировать на слова обидчиков. Если ситуация будет усугубляться, распечатайте провокационные сообщения (нужно, чтобы были видны даты и время их получения). Далее необходимо оповестить о киберзапугивании в школу и Интернет-провайдера. Если сообщения содержат угрозы и носят явный сексуальный характер, обратитесь к местным правоохранительным органам.

Социальный буллинг в школе

Участниками в травле всегда являются три группы учеников – агрессор (зачинщик), изгой и наблюдатели. Гонения начинает один человек, как правило, лидер в классе, отличник или же, наоборот, двоечник, склонный к агрессивности. Наблюдатели зачастую не испытывают удовольствия от издевательств, но вынуждены либо включаться, или же молчать под влиянием страха, что сами могут оказаться в роли жертвы.

Более смелые, уверенные школьники оказывают сопротивление агрессору, вставая на защиту изгоя, но пассивная поддержка травли со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва остается один на один с мучителями. Объектом издевательств может стать любой человек, который в определенный момент окажется в более слабой позиции либо перейдет кому-то дорогу. Чаще школьный буллинг наблюдается среди детей, чем-то отличающихся от своих ровесников: успехами в учебе, физическими данными (особенностями внешности), материальными возможностями, характером.

Около половины агрессоров сами ранее находились под прессингом или истязаются в настоящем времени в собственной семье. Личность преследователя формируется под влиянием жестоких родителей, допускающих бытовое насилие. Мальчики, которых бьет отец, либо наблюдающие, как он издевается над мамой, придя в школу, будет отыгрываться на менее сильных учениках.

Послужить причиной психологического насилия могут наказания, оскорбления из-за низких оценок, лишение прогулок/сладкого, создание жесткого режима занятий. При этом ребенок перенимает такую модель поведения и ведет себя агрессивно в стенах школы. При этом он начнет действовать против соперников, подвергая их унижению, насмешкам, физическому насилию. К более слабым ученикам такие агрессоры чувствуют презрение, поэтому не трогают их.

Как проявляется

Чтобы понять признаки этого явления, нужно знать, что такое буллинг. Это насилие, действующее на психику, которое причиняет психологическую травму путем угроз или словесных оскорблений, запугивания, преследования, которыми намеренно вызывается эмоциональная неуверенность. Формами агрессии по отношению к жертве могут являться такие:

  • вербальное насилие, орудием которого служит голос (обзывания, дразнение, обидные клички, распространение оскорбительных слухов);
  • вымогательство (еды, денег, вещей, принуждение украсть что-либо);
  • обидные действия, жесты (плевки, пр.);
  • запугивание посредством агрессивного языка тела или интонаций, чтобы принудить жертву сделать или не совершать чего-либо);
  • повреждение либо другие действия с имуществом (грабеж, воровство, прятанье вещей);
  • изоляция (игнорирование, изгнание из коллектива).

Причины школьной травли

Жертва травли испытывает физические и психологические мучения. Причины агрессивного поведения по отношению к ребенку находятся в двух плоскостях:

  1. Окружение и семья. Поведенческую модель школьники копируют у родителей, общества, где главенствуют принципы грубой силы. «Дворовая» этика, фильмы, наполненные жестокостью, неуважительное отношение к слабым со стороны взрослых, учат детей определенным способам взаимодействия с другими.
  2. Школа. Некоторые низкоквалифицированные учителя намеренно сами дают начало буллингу, поскольку не способны справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. В своей некомпетенции они доходят до того, что сами дают ученикам клички и оскорбляют их на глазах у класса. Коллектив транслирует свое неуважительное отношение к таким ученикам посредством тона, жестикуляции.

Травля возникает не в каждом классе. Вербальное, поведенческое и физическое насилие возможно лишь при совпадении следующих факторов:

  1. Беззащитность. Важно, чтобы агрессору никто не дал отпор, в стремлении защитить изгоя, иначе травля быстро прекратится. Если младших ребят избивают старшие, при этом никто не реагирует, издевательства будут повторятся в будущем. Физические слабые мальчики тоже подвергаются нападкам со стороны более сильных одноклассников. При жесткой реакции на происходящее со стороны старших (учителей, родителей) психологическое насилие закончится. В связи с этим агрессоры при выборе жертвы последовательно уничтожают у окружающих симпатии к ней, делая удобной мишенью для насмешек и физического насилия.
  2. Неготовность постоять за себя, беспомощность. Зачинщики – трусы, поэтому для нападок зачастую выбирают более слабых ребят, которые точно не смогут ответить обидчикам. Жертва не готова дать отпор из-за перевеса сил, страха получить еще большую агрессию в ответ либо потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые школьники не защищают себя из-за установки родителей, будто драться нельзя. Таких ребят нужно переубедить, сказав, что защищать себя не только можно, но и нужно.
  3. Заниженная самооценка. Жертва, как правило, страдает недовольством собой, ощущает вину. Особенно ярко это проявляется у школьников, которые имеют некие особенности развития – гиперактивность, заикание, синдром дефицита внимания. В зону риска входят дети, которых не поддерживают родные, из семей, где нет доверительных отношений.
  4. Социальные, психологические проблемы. Депрессия, одиночество, отсутствие коммуникативных навыков, социальное неблагополучие, комплекс неполноценности, насилие в собственной семье – предпосылки оказаться в роли жертвы. Чувствительность, мнительность, пугливость и тревожность являются индивидуальными чертами характера, которые делают ребенка беззащитным и привлекательным для агрессора.
  5. Повышенная агрессивность. Иногда изгоями становятся задиристые, болезненно и эмоционально реагирующие на просьбы или замечания дети. При этом агрессивность имеет реактивный характер и развивается вследствие высокой возбудимости и беззащитности.

Психологический портрет участников буллинга

В ситуации травли обязательно есть четкое распределение ролей. Всегда есть жертвы, зачинщики и преследователи – основная часть детей, которая под руководством агрессоров осуществляет гонения. Зачастую в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые по сути не отличаются от преследователей, поскольку своим бездействием поощряют психологическое насилие, но никак ей не препятствуют.

Изредка среди сверстников находятся защитники, что способно в корне изменить ситуацию (особенно если таких детей несколько или они имеют авторитет в классе). Большая часть преследователей оставляют жертву в покое и конфликт завершается. Часто защитник сам становится изгоем, к примеру, если по указанию учителя ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, он может со временем сам превратиться в объект издевательств.

Зачинщиками, как правило, становятся 1-2 ученика, которым почему-то не понравился кто-то среди одноклассников. Они начинают осмеивать, дразнить, задирать, демонстративно избегать этого ребенка. Процесс травли начинается практически сразу после формирования коллектива – уже в первой классе. Как правило, агрессором становится мальчик, но редко встречается и девочка-зачинщик. В последнем случае нападкам зачастую подвергается другая девочка. В основе преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться на общем плане.

Крайне редко травля является следствием личной мести. Норвежский психолог Дан Ольвеус выделил следующие черты, присущие для инициатора школьного буллинга:

  • наличие физической силы;
  • легкая возбудимость, импульсивность, вспыльчивость, проявления гнева;
  • неумение сочувствовать изгоям;
  • самовлюбленность (нарциссические комплексы), желание быть в центре внимания;
  • неуравновешенность, слабый самоконтроль;
  • высокий уровень притязаний;
  • уверенность в превосходстве над жертвой;
  • непризнание компромиссов.

Такой ребенок-агрессор уверен, что с помощью лидерства, подавление других смогут легче достичь своих целей. Зачинщиком травли может стать ученик, который:

  • претендует на власть, хочет главенствовать в классе;
  • обладает коммуникативными навыками, ведет себя активно;
  • агрессивно себя ведет;
  • привык относиться к другим с чувством собственного превосходства;
  • стремится любой ценой находится в центре внимания;
  • является эгоцентриком, не способным к сопереживанию окружающим;
  • делит всех на «чужих» и «своих» (такой снобизм или шовинизм – результат семейного воспитания, формирующего враждебность к другим);
  • является максималистом, не идущим на компромиссы (особенно эта черта присуща подросткам).

Зачинщиками буллинга становится один или несколько человек, остальные являются их последователями, которые либо активно участвуют в травле, или игнорируют происходящее. Причинами, почему добрые и отзывчивые к своим близким дети становятся тиранами для ни в чем неповинного сверстника, являются:

  1. «Стадное» чувство. Школьник не анализирует происходящее, а просто участвует в общем веселье. Ему не приходит в голову, что в этот момент ощущает жертва буллинга.
  2. Желание заслужить расположение лидера класса.
  3. Скука. Для них буллинг – это развлечение наравне с игрой в мяч, салки, пр.
  4. Страх оказаться в таком же положении.
  5. Стремление к самоутверждению. Некоторые дети так берут реванш за свои неудачи в чем-то. Часто их третируют во дворе, обижают старшие, они не вызывают симпатий у одноклассников или не успешные в учебе.

Большая часть ребят, которые активно или пассивно поддерживают психологическое насилие, имеют общие черты. Характерными для детей-преследователей общими признаками являются следующие:

  • несамостоятельность, зависимость от влияния окружающих, безынициативность;
  • комформизм (стремление следовать действующим правилам, стандартам);
  • отсутствие чувства ответственности (склонность обвинять других в происходящем);
  • подверженность жесткому контролю со стороны родителей, старших;
  • эгоцентричность, неспособность к эмпатии, к прогнозированию последствий собственного поведения;
  • неуверенность в себе, ощущение бессилия;
  • трусость, озлобленность.

Изгоями зачастую становятся дети, не способные постоять за себя, сверхчувствительные. При этом, такие дети не просто не способны к агрессивному поведению для борьбы за свою безопасность, они не могут демонстрировать уверенность и отстаивать свои интересы. Вероятная жертва буллинга – ученик, старающийся сделать вид, что его не оскорбляет и не задевает жестокость. При этом его лицо выдает внутренние чувства – краснеет, становится чрезвычайно напряженным, пр.

Дети, не умеющие прятать свою беззащитность могут провоцировать повторение инцидента со стороны агрессора. Дэн Олвеус (американский исследователь) выделяет 2 типа жертв буллинга:

  1. Дети, которые не могут скрыть собственной слабости (физически слабые, неуверенные, чрезмерно эмоциональные, тревожные).
  2. Дети, невольно вызывающие негативное отношение к себе (слишком бурно реагирующие на провокации, неприятные в общении из-за неряшливости или других дурных привычек, вызывающие неприязнь взрослых).

Буллинг на работе

В западных странах это понятие определяет ситуации, при которых сотрудник подвергается психологическому давлению и физически ущемляется со стороны своих коллег. При этом обстоятельства могут быть настолько критическими, что личность становится объектом травли для всех окружающих его на работе людей. Зачинщики буллинга, как правило, преследуют цель внушить страх коллеге, чтобы подчинить его.

Зачастую, чтобы коллектив невзлюбил одного сотрудника хватает лишь мелкой ссоры с кем-нибудь, принадлежащим «прайду». Через пару дней конфликта все может выглядеть нормально и спокойно, но, как правило, это обманчивое ощущение и страсти в группе накаляются. Со временем конфликты учащаются, доходя до того, что неприязнь со стороны коллектива становится необратимой.

Другой сценарий эмоционального буллинга разворачивается во время всеобщего напряжения (перед сдачей отчетности, при упадке эффективности работы компании, пр.). При этом сотрудникам нужен «козел отпущения», которым, как правило, становится самый спокойный, стрессоустойчивый человек. Поводом для буллинга служит зависть или личная неприязнь к нему зачинщика. Невзирая на то, что сегодня существует множество программ защиты прав работников, травля продолжает развиваться в большинстве коллективов. Для этого есть несколько причин:

  • игнорирование конфликтов в коллективе со стороны начальства;
  • непризнание буллинга официальным нарушением на рабочем месте;
  • молчание жертвы (она сама зачастую утаивает от начальства неэтичное поведение коллег из-за стыда или моральной подавленности).

Среди рядовых сотрудников

При буллинге против одного работника ополчается вся группа. Это проявляется по-разному: к примеру, изгою «случайно» забывают передать важные бумаги, либо опять же «не нарочно» портят личные вещи, мешают выполнять служебные обязанности и т. д. Буллинг предполагает травлю работника со стороны одного конкретного человека, с которым он имеет равные права, либо находится у него в подчинении.

Проявления психологического насилия отличаются и зависят от самого коллектива и особенностей жертвы. Тем не менее, суть действий агрессоров при буллинге практически сводится к издевательству над изгоем и принуждению его уволиться с работы. При неграмотном проведении кадровой политики или осуществлении работы с нарушениями трудового законодательства тоже может начаться травля: у сотрудников появляется соблазн переложить свои обязанности на более уязвимого, беззащитного коллегу.

К примеру, на вас незаконно взвалят дополнительную работу без увеличения заработной платы, а спрос с вас при этом будет повышен. Вследствие этого в глазах начальства жертва буллинга может вскоре оказаться «несостоятельным» работником. Часто офисная травля начинается просто потому, что сотрудникам скучно. При этом жертвой становится человек с мягким характером, неспособный дать отпор.

Травля подчиненных со стороны начальства

Психологичекское насилие на работе – распространенная, сложно решаемая проблема. Иногда зачинщиком травли становится руководитель. Приходя на работу, сотрудник вынужден ежедневно взаимодействовать/пересекаться с управленцем, регулярно унижающим и оскорбляющим персонал. Из-за того, что управленец имеет полномочия уволить работника по статье либо лишить премии, никто не решается защитить изгоя, а сама жертва молча терпит издевательства.

Если у подчиненного есть альтернативное место работу либо он в хороших отношениях с более высокопоставленными руководителями компании, он может позволить себе дать отпор хаму. Тем не менее, ответная реакция зачастую не приносит удовлетворения, на которое рассчитывала жертва. Если человек склонен к мнительности и имеет тонкую душевную организацию, он еще долго ощущает обиду, скованность и дискомфорт, вспоминая о публичных оскорблениях и притеснениях.

Формы и способы

Основное отличие буллинга от обычных конфликтов на работе заключается в постоянстве и длительности травли (как правило, она продолжается от пары недель до нескольких лет). Есть и другие признаки, указывающие на то, что против вас развязали войну. К ним относятся такие:

  • бойкот со стороны коллектива (не приглашают на совместные мероприятия, избегают вашего общества);
  • неуважительное обращение, насмешки;
  • регулярная критика (мелочная или не содержащая конкретики);
  • пакости исподтишка (порча, прятанье имущества);
  • оскорбления, угрозы;
  • клевета, распускание неприятных сплетен;
  • сокрытие важной информации, ее задержка при передаче вам;
  • игнорирование успехов, раздувание мелких промахов до больших масштабов;
  • загрузка делами, которые не относятся к вашей компетенции;
  • создание препонов для решения рабочих вопросов;
  • блокирование предложений, идей, исходящих от вас;
  • откровенное хамство, рукоприкладство (в крайних случаях).

Последствия буллинга

Чтобы избежать серьезных последствий травли, нужно не просто наказывать зачинщиков, но и выяснять причины начала этого процесса. Если изгой сможет узнать, что движет сотрудников в их желании издеваться над ним, ситуация будет легче контролировать. Вследствие психологического давления страдает не только жертва, но и сам агрессор, а также наблюдатели.

Для жертвы

Травля негативно отражается на всех участниках процесса, но хуже всего она отражается на жертве. Объект насмешек со временем становится:

  • апатичным, подавленным;
  • замкнутым;
  • скрытным;
  • тревожным;
  • неуверенным.

Некоторых изгоев посещают мысли о самоубийстве, как единственном выходе из сложившейся тяжелой ситуации. Вследствие регулярных стрессов у жертвы развиваются разные психические расстройства и отклонения, она начинает болеть, может страдать анорексией, булимией, тяжелой депрессией. Кроме того, у объектов насмешек часто происходят нарушения сна, физическое истощение, гормональные сбои, вследствие чего они даже попадают в больницу.

Для агрессора

Буллерами, как правило, становятся люди с низкой самооценкой, которые в прошлом тоже подвергались психологическому насилию. Ими движет стремление самоутвердится за счет других. Ученики-буллеры, согласно статистике, в будущем связываются с криминалом и имеют проблемы с законом. У взрослых, склонных к травле других, могут развиваться психосоматические болезни и депрессия. В запущенных случаях у буллеров наблюдаются поведенческие расстройства и антисоциальное поведение.

Для наблюдателей

Очевидцами являются все те, кто видит издевки над изгоем и не реагирует на это. Невзирая на невмешательство в процесс, наблюдатели, как правило, находятся под впечатлением от увиденного, но часто испытывают страх или беспомощность, поэтому не могут остановить психологическое насилие в коллективе. Наблюдателей может мучить чувство вины из-за бездействия либо потому, что они тоже участвовали в издевательствах. Последствием становится отчужденная, холодная атмосфера в коллективе.

Как противостоять психологической и физической агрессии

Жертве насмешек необходимо для начала разобраться в ситуации: проанализируйте, почему это происходит. Самый легкий способ закончить издевки – уволиться, но без выяснения причин травли есть риск вновь оказаться на месте изгоя в новом коллективе. При наличии моральных сил, лучше остаться на прежнем месте работы и бороться за собственное достоинство. Психологи предлагают несколько эффективных способов борьбы с проблемой:

  1. Докажите начальству свою незаменимость и высокую квалификацию. Работайте так, чтобы у руководства не было повода быть недовольным вами, как профессионалом. Внимательно анализируйте каждую ситуацию, чтобы своевременно заметить «подложенную свинью».
  2. Игнорируйте все колкости. Держитесь в коллективе уверенно, общайтесь вежливо, при этом важно сдерживаться, чтобы не опускаться до ответных оскорблений или шпилек.
  3. Не пускайте ситуацию на самотек. Не стоит молчать, когда об вас откровенно вытирают ноги. Терпимость и слабая позиция не разжалобит агрессоров, а еще больше настроит против вас. Кричать и истерить тоже нельзя, лучше выражаться твердо, с достоинством и максимально корректно.
  4. Поговорите с зачинщиком травли. Искренний диалог способен быстро вернуть ситуацию в мирное русло.
  5. Попробуйте сплотить вокруг себя единомышленников. Если перевес сотрудников будет на вашей стороне, травля прекратиться.

Каждое действие и слово должны быть обдуманы, жертве важно оставаться спокойной и уверенной, чтобы сохранить сильную позицию. Если суметь доказать собственную работоспособность, профессионализм и не сломаться под обстоятельствами, вы завоюете уважение коллег. Выйдя из роли жертвы, вы приобретете отличный опыт, научитесь в любых ситуациях стоять за себя.

Видео

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода