Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Возникновение государства территория причины особенности. Причины возникновения

Политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества , вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Причины возникновения государства:

1) Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;

3) Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.

Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме . Государство, - указывал Ленин , - это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. - Т. 38. - С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;


- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса , сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, - географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1) афинская - форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея , состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона ,направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена ,состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская - форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская - форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская - форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Процесс возникновения государ-ства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».

Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи , XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

Значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Власть - средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру:

1) субъект власти (в частности, государство, население);

2) объект (на кого именно направлена власть);

3) отношения, возникающие по поводу власти;

4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы:

1) привычка подчиняться;

3) убежденность в необходимости повиновения;

5) доверие;

6) правовые нормы;

7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть - это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть - это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность - распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность - этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство - обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива - существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность - соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность - соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы - власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

1) метод принуждения (насилия);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

1) на законодательную;

2) исполнительную;

Государственная форма организации власти сменила первобытно-общинную примерно 5-6 тыс. лет назад. Первые государства на Земле появились в Северо-Восточной Африке, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии (Египет, Вавилония, Индия, Китай).

Для понимания сущности государства важным представляется познание тех объективных причин, которые вызвали его возникновение.

Основы современного научного видения проблемы происхождения государства были заложены в трудах классиков исторического материализма, сумевших раскрыть общие универсальные законы трансформации первобытной власти в государственную. Наиболее значимым из них является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно концепции Ф. Энгельса разложение первобытного строя и возникновение государства было закономерным результатом перехода общества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, постепенного развития производственных сил и изменения производственных отношений в обществе. Этот процесс начался задолго до образования первых государств и развивался постепенно.

Ф. Энгельс указал на следующие основные причины появления государства.

1. Общественное разделение труда, состоящее из трех стадий:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесленного производства;

Появление купечества - особого класса людей, которые не производят продукцию, а выступают посредниками в ее обмене между производителем и покупателем.

Разделение труда стало возможным вследствие роста населения и его потребностей, развития средств производства и повышения степени независимости человека от природы. Данные факторы открыли новые возможности для ведения хозяйства. Отдельным племенам уже не нужно было обеспечивать себя всеми необходимыми благами самостоятельно. Им стало выгодно специализироваться на производстве конкретного продукта, а излишки производства обменивать на иную продукцию, произведенную другими племенами. Такая специализация и вызвала появление скотоводческих, земледельческих племен, ремесленников и купечества.

2. Появление частной собственности. Рост производительности труда привел к разделению общинного хозяйства на хозяйства малых групп людей и отдельных индивидов. Коллективная собственность со временем трансформировалась сначала в групповую, а затем в частную.

Объем собственности не мог быть одинаков у различных людей - появилось имущественное расслоение -возникли социальные классы.

3. Появление классов. Классы - это большие группы людей, отличающиеся по своему материальному состоянию и месту, которое они занимают в процессе труда (В. И. Ленин).

Разделение социальных функций и имущественное расслоение привели к повышению личной и хозяйственной самостоятельности субъектов, их независимости от природы и друг от друга. Общество раскололось на несколько слоев, интересы которых иногда прямо противоречили друг другу. В связи с этим необходима была сила, которая смогла бы ограничить классовую борьбу разумными рамками и обеспечить дальнейшее бесконфликтное развитие общества. Такой силой и явилось государство. Относительный порядок в общественных отношениях был обеспечен путем преимущественной охраны и защиты государственной машиной собственности и других интересов экономически господствующего класса.

Таким образом, государство возникло как продукт развития самого общества, как результат возникших в нем противоречий. При этом Ф. Энгельс рассматривал его как средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса.

Переход от первобытно-общинной организации власти к государству сопровождался трансформацией системы социальных норм. Эта трансформация выражалась как в количественном росте нормативных предписаний, так и в качественном усложнении их системы. Социальные нормы стали более разнообразны. Наряду с обычаями и традициями активно развиваются общественная мораль, этикет, политика, религия, идеология, культура.

Кроме того, усложнение отношений в обществе, их конфликтный характер требовали появления более эффективных средств регулирования, важнейшим из которых стали письменно закрепленные и охраняемые от нарушений мерами государственного принуждения нормы права. Первые правовые предписания по сути являлись письменным выражением обычаев и традиций. Но в дальнейшем разрыв государственного и обычного права постоянно усиливался. Нормы законов все более отражали не столько существующее, сколько необходимое, должное (идеальное), с точки зрения официальной власти, состояние общественных отношений.

Еще по теме Общие причины возникновения государства и права:

  1. 2. Общие закономерности и причины возникновения государства

Изложенная мною ниже концепция возникновения государства носит материалистический, классовый подход. В последнее время в нашем государстве принято, сейчас, правда, необходимо отметить, этот процесс пошел на убыль, отвергать все наработки, исследования происхождения государства, проводившиеся советскими учеными-государственниками, а тем более идеологами социализма - К. Маркса, Ф. Энгельса. Хотя, и это никем в принципе не отрицается, в наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Данная работа написана с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Возникновение государства исторически обусловлено определённым этапом развития общества. Первобытный строй - первоначальный этап развития общества, насчитывающий по современным данным свыше 2 млн. лет. В развитии первобытнообщинного строя выделяют три основных этапа развития:

Первобытное стадо

Родовая община, то есть более организованное объединение людей в род

Разложение родовой общины

Первобытнообщинному строю были свойственны:

  • 1. Общественная власть (род, племя, союз племен)
  • 2. Общая собственность (орудия и средства производства)
  • 3. Коллективный труд

Один человек не мог противостоять природным условиям. При первобытнообщинном строе люди работали сообща, причём труд был разделён между мужчинами и женщинами. Публичная власть отсутствовала. Всё, что производилось, сдавалось в общий котёл, а затем распределялось между всеми. Люди использовали каменные орудия труда и существовали за счёт готовых продуктов природы. Занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений и плодов, охотой, рыбной ловлей. В дальнейшем скотоводством - то есть искусственным разведением животных. С появлением плуга, оросительного земледелия люди научились искусственно выращивать съедобные растения.

Овладение огнём, появление новых металлов, бронзы и меди, способствовало развитию ремесла, изобретается ткацкий станок, всё это послужило повышению производительности труда. Возник прибавочный продукт (излишек), который в данных условиях уже мог быть использован как для обмена, так и для продажи. Появились более совершенные орудия труда, новые продукты потребления. Возникает частная собственность на землю, расслоение общества на бедных и богатых.

В результате эволюционного развития, человек для удовлетворения своих потребностей, постепенно, перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским, домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников.

Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. На смену родовой общине приходит территориальная. C появлением людей, обладающих различными интересами, возникла необходимость во внешней власти государства, способной обеспечить согласование интересов групп, эффективное развитие и функционирование общества, его защиту.

Таким образом, три крупных общественных разделения труда дали толчок в образовании первичных государств, при этом собственность разделилась на частную и общественную. Эксплуатация соплеменников, пленных рабов, имущественное расслоение членов племен, рода, на бедных и богатых способствовала образованию классов. На смену первобытнообщинного строя приходит новая организация людей - государство.

Можно выделить следующие основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

Три крупных общественных разделения труда.

Отделение человека от мира животных.

Рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем

Возникновение семьи (матриархат, патриархат).

Появление частной собственности на орудия труда и средства производства.

Раскол общества на классы.

Образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех общностей на нашей планете. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” выделял три основных формы возникновения государства:

  • 1. афинская
  • 2. древнегерманская
  • 3. древнеримская

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём, то есть в силу действия только внутренних факторов развития данного общества: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ. В результате реформ Тезея произошло объединение племён, живущих по соседству в единый афинский народ. Тезей при этом поделил все население Афин на три класса:

  • · Эвпатридов (благородных)
  • · Геоморов (земледельцев)
  • · Демиургов (ремесленников)

Эвпатриды - родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения.

Геоморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика.

Следующий этап реформ - реформы Солона. Он разделил граждан на четыре класса по размерам землевладения и его доходности: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс - бедняки - выступать и голосовать в народном собрании.

Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу - выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков.

Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен. Итогом его реформ, проведенных в 509 г. до н.э., стала отмена деления древнегреческого общества на 4 древних племени. Ее место заняла совершено новая организация, в основе которой стояло разделение граждан только по месту их жительства. Аттика разделилась на 100 самоуправляющихся общин - округов или демов, во главе которых стояли старейшины. Десять таких единиц, демов, составляли племя, которое, однако, в отличие от старого родового племени стало называться теперь территориальным племенем.

Процесс образования государства в Риме был таким же, как и в Афинах. Формирование государства Древнего Рима происходило в результате ожесточенной борьбы между родовой знатью - патрициями и бедняками - плебеями, живших вне римских городов - они участвовали в военных походах, были свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Эта борьба разрушила римскую родовую общину и расчистила путь к образованию государства в Риме. Таким образом, борьба патрициев с плебеями стала главной в возникновении государства в Риме.

В Германии становление государства шло своим путем. Основным фактором, способствующим возникновению государства у Древних германцев, явилось завоевание чужих территорий (Италии, Бургундии, Чехии) для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от богатых. Полукочевое земледелие способствовало сохранению коллективной формы общественно - хозяйственной деятельности. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. Расслоение общества, неспособность управлять завоеванными территориями также были немаловажными обстоятельствами, предшествующими образованию государства в Германии. Таким путем шло развитие государства на территориях Европы, Древней Руси, и.т.д.

Государства создавались и в виде городов - Месопотамия, в виде рабовладельческих государств Балканского полуострова, островов Эгейского моря и т.д.

Государства Древнего Востока, Египта, Индии, Китая - образовались на основе внедрения в хозяйственную деятельность ирригационных сооружений, сохранения сельской общины и ряда других факторов.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государств, явились:

разделение труда

частная собственность

борьба противоположных классов

появление прибавочного продукта (излишка)

внедрение в производство продукта новых технологий, строительство ирригационных сооружений

территориальное разделение населения

Основными причинами возникновения государства являются:
1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда; 3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны. В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги. Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества. Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической - божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы и т. д. Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода