Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рухнувшая статуя на родосе. Колосс Родосский — одно из чудес света

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

История строительства

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.












Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Общее описание

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Кончина великого Колосса

Более полувека Колосс Родосский ослеплял лучами солнца, отраженными от полированных пластин. Благодарные островитяне регулярно натирали поверхность статуи до блеска. Его силуэт был первым, что видели моряки, приближаясь к Родосу. Однако, сильнейшее землетрясение одолело изваяние великого бога Солнца. Страшные катаклизмы обрушились на город и повлекли множество человеческих жертв и разрушений. Под тяжестью сложных деталей фигура переломилась в коленях и обрушилась на землю. Обломки Колосса так и остались лежать на месте в течение семисот лет.

Скульпторы просчитались. Столбы оказались слишком короткими, а основная часть скульптуры держалась на обычной глине под металлическими листами. После обрушения статуи появился термин «Колосс на глиняных ногах». Им обозначали все строения, прочные на вид, но хрупкие фактически.

Египетский царь предлагал островитянам помощь в восстановлении Колосса, но те отказались. Оракул города заявил, что Гелиос сам низверг статую и накажет тех, кто воспротивится его воле. Гелиос остался недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Побеспокоив осколки, они вызовут повторный гнев.

В VII в. уже нашей эры остров оказался под властью арабов. Они решили обогатиться за счет остатков статуи. Крупные детали были разделены, а металлические листы проданы сирийским богачам. Чтобы доставить ценные детали скульптуры, пришлось навьючить почти 900 верблюдов. Ценная бронза оказалась в плавильных печах и наступил финал истории Колосса Родосского.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

Возрождение Колосса Родосского

Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.

Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.

Путевые и домашние заметки.

Часть 1. Колосс Родосский.

Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно умерших – тоже. А разговоры о нем не смолкают уже 2200 лет. Быть на Родосе и не вспомнить Колосса Родосского – невозможно.
Родос известен более всего как местонахождение одного из чудес света – Колосса Родосского. Колосс существовал недолго; но 56 лет, которые он простоял на своих каменных(отнюдь не глиняных!) ногах, оставили в памяти людей такой отпечаток, который не стерли два тысячелетия.

Начнем с того, что население города Родос, столицы одноименного острова, составляет сейчас, согласно Википедии, 55 тыс. человек. Для современного города это немного. Но город Родос 4-го века до нашей эры, население которого составляло 80 тыс.человек(по данным нашего гида Евгения Дименштейна) – это был огромный город, богатый, располагавший огромным торговым флотом. Родоссцы первыми в мире создали морской кодекс, и все связанные с ними страны – Египет, Греция, страны Малой Азии – безоговорочно его приняли. Этот богатый торговый город проводил удачную политику, позволявшую ему до поры до времени избегать военных вторжений на свою территорию. Однако в 308 году до нашей эры город все же пережил осаду, но устоял перед врагом. В память об этом была построена огромная статуя покровителя острова – бога Солнца Гелиоса, которую стали называть Колосс Родосский.

Вызывая всеобщее восхищение, Колосс простоял всего лишь около 56 лет, и был разрушен землетрясением. Попытки восстановить статую не увенчались успехом.

Обломки статуи пролежали более 1200 лет. Местные зеваки и путешественники из дальних мест развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, что далеко не всем удавалось. В 997 году Родос завоевали арабы. Новые владельцы острова, не связанные ностальгией по былой славе Родоса, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи какому-то купцу.

Купец, мобилизовав караван в 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял?
Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так:

Он был так велик, что корабли, входя в гавань, проходили между его ногами.
Затем кто-то, применив несложные геометрические построения и расчеты, доказал, что такого просто не могло быть: при высоте Колосса 36 м(по другим данным – 31,5 м), расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Это, не говоря уже о невозможности постройки такого сооружения, выглядело бы уже не величественно, а скорее карикатурно. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Не меньшей загадкой для потомков является конструкция погибшего шестого чуда света. За минувшие 2300 лет утрачены не только строительные чертежи, но и воспоминания тех, кто строил Колосс или наблюдал за его сооружением. Зато в памяти человеческой сохранилась и прочно прилипла к Колоссу Родосскому фраза «колосс на глиняных ногах» (между прочим, относящаяся совсем к другому колоссу). И, уже в последнее время, пошла гулять по Интернету и даже попала в Википедию версия о том, что Колосс Родосский представлял собой железный каркас, обмазанный глиной, покрытой сверху оболочкой из бронзы. Чтобы понять, что этого просто не могло быть, достаточно вспомнить, что такое глина. Эта глиняная статуя не могла быть обожженной, так как для этого пришлось бы зажечь костер высотой минимум 31,5 м. А необожженная глина ведет себя очень плохо: во время дождей она размокает, плывет; Колосс, будь он сделан из глины, очень скоро превратился бы просто в кучу грязи. А высушенная на жарком солнце глина трескается, ломается, куски опять же отваливаются и падают вниз…

Поэтому не стоит думать, что известный родосский скульптор и архитектор Харес, проектировавший и возглавлявший строительство Колосса, был глупее нас с вами, и создал величественную статую, которую строили 12 лет, из глины.
По другой, не слишком распространенной версии, железный каркас Колосса был окружен кладкой из небольших камней, скрепленных раствором; сверху крепилась обшивка из тонких бронзовых листов.
Мне же наиболее достоверной представляется версия, основанная на реконструкции английского ученого Мэриона.

Согласно этой реконструкции, остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие на человеческие ребра; вообще, конструкция несколько напоминала человеческий скелет. К ободьям прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзового листа(внешняя обшивка); швы соединений тщательно заделывались. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло только 13 тонн бронзы(современные ученые считают, что больше).

Будь рама, поддерживающая статую, сделана целиком из железа, Колосс, возможно, простоял бы сотни лет, пока ржавчина не переела его железный остов. Но рама Колосса была каменной. Камень прочен, но хрупок и вязкостью железа не обладает. Подземные толчки во время разрушительного землетрясения, постигшего Родос в октябре 225 года до нашей эры, сломали хрупкие каменные столбы, и Колосс рухнул.
Эта версия подтверждается словами римского ученого и писателя Плиния Старшего, который в своем трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: « …но и лежащая на земле, она(статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость.»
Так погибло шестое чудо света. Как оно выглядело – сейчас никто точно не знает. Сохранились только изображения головы Колосса на полустертых монетах.

Долгое время вход в гавань Мандраки вместо Колосса украшали два оленя, гордо возвышавшихся на колоннах (олень – один из символов города). Однако в конце сентября 2009 года, когда я посетила Родос, олень уже был только один. Судьба второго – неизвестна: то ли украли вандалы-туристы, то ли забрали на реставрацию, но столб был пуст. Эдак мы всех родосских красот лишимся… Следующий, кто поедет на Родос – проследите, пожалуйста, чтобы оленя вернули!

P.S. Специально для ярых сторонников теории о Колоссе Родосском, изготовленном из глины, главный аргумент которых: «Если история сохранила поговорку «Колосс на глиняных ногах», значит, он и был из глины!».
Первое: обратимся к Википедии,
которая в большинстве случаев права. «Колосс – в истории искусства – статуя огромной величины.» И далее список колоссов древности в количестве семи штук. Каждый из них мог оказаться тем самым, на глиняных ногах – не обязательно именно Колосс Родосский. Ниже - Египет, колоссы.

Второе: снова обратимся к Википедии.

«Колосс о глиняных ногах - библейское выражение.
Данная крылатая фраза восходит к сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом в Книге Пророка Даниила, глава 2 стихи 1-49.»

Кратко: в Ветхом Завете, Книге Пророка Даниила, говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.

Если в данном случае не убеждает Википедия, можно обратиться к первоисточнику – Библии. Я проверяла: именно так и есть; только в Библии более подробно, и, на мой взгляд, интереснее.

Материалы:
1.Википедия.
2.Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
3.А.Домашнев Т.Дроздова «Из глубины веков», изд.Москва, «Молодая гвардия», 1985г.
4.Библия – любое издание.
, , .

Иллюстрации № 1,2, 10 - 16, 18. – из Интернета, № 3-5, 7-9 из книги А.Домашнева и Т.Дроздовой «Из глубины веков», № 6 - Пани Зося.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден. В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль.

12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте.

Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос - бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды - Родоссом.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах".

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах.


В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала - примерно 60-100 метров. Если Вам интересны древние чудеса света, прочитайте также о мавзолее в Галикарнасе , или о Висячих садах Семирамиды , там собран не менее интересный материал.

Был составлен 2000 лет тому назад греческим писцом. Он считал, что их невозможно уничтожить. Современный мир и поныне завораживает этот волшебный список.

Колосс Родосский занимает в нем почетное место. Народ острова возвел эту статую в благодарность богу Гелиосу за заступничество во время годовой осады города сорокатысячным войском.

Где находится Колосс Родосский?

Теперь уже нигде. Но, как уже говорилось, по преданию, он был возведен на и был виден далеко с моря. Именно здесь, по свидетельству древних писателей, находилась статуя: второе солнце встречалось лицом к лицу с первым. Она была создана около 280 г. до н. э. учеником Каресом. И хотя через 60 с лишним лет Колосс Родосский упал, говорят, что даже руины на земле впечатляли. В конце концов, статуя была разрушена арабскими солдатами и продана Сирии по камням.

Сегодня невозможно отыскать даже следов на том месте, где она стояла. Классические ученые утверждают, что статуи подобного типа, как правило, располагались позади храма. Но на Родосе храм Гелиоса находится на вершине холма в центре города, а следов Колосса там найти не удалось. Хотя благодаря этому утверждению удалось открыть другой, не менее важный факт. Оказалось, что огромные стены времен Колосса окружают город и спускаются к порту. Это доказывает, что гавань острова Родос во многом искусственного происхождения. А это значит, что статуя Колосса Родосского могла быть окончанием стены гавани, как и в прочих древних искусственных гаванях. Она не могла перекрывать вход в нее. Для этого она должна быть в четверть мили высотой. Но ни металл, ни камень не могут выдержать того напряжения, которое оказывают зимние штормы. Сегодня на конце стены гавани стоит средневековая крепость св. Николая. Наполовину она сделана из камней, обтесанных в древности. Если посмотреть внимательно на куски мрамора, послужившие строительным материалом для этой маленькой крепости, можно понять, что они высечены мастерами времен Колосса Родосского.

В Средневековье люди нашли им новое применение. Самое интересное в этих камнях то, что они не являются квадратными. Каждый из них является фрагментом 17-метрового круга, имеет закругления. 17 метров - это точный диаметр башни внутри маленькой крепости. Возможно, что средневековые зодчие начали строить прямо на древнем фундаменте, служащем постаментом для упавшей статуи.

На что был похож Колосс Родосский и как он был сделан?

Летописец, во времена которого статуя еще стояла, говорит, что она строилась по тому же принципу, что и дом. Фрагменты других древних фигур демонстрируют, что они были построены так же мастерски, как и Зевс Фидия. Фрагмент за фрагментом из каркаса из стали и камня. Покрыт Колосс Родосский был бронзовыми листами. Что касается позы, то на самом деле никто не знает: стоял ли он, сидел или, например, вел колесницу. Хотя, какие-то намеки можно попытаться отыскать в копии статуи, сделанной самим Лисиппой из мрамора для Александра. Но, скорее всего, Колосс не был таким уставшим и напыщенным, как старый Геркулес. Скорее это был молодой человек с прекрасным лицом, таким же, как и голова безымянной статуи, найденной на Родосе, что дает нам новое понимание. Особенность этого фрагмента заключается в наличии множества одинаковых отверстий по кругу. Если вставить в них штыри, видно, что они расходятся симметрично, как солнечные лучи на статуе Гелиоса, то есть это, скорее всего, и есть его голова. К тому же датируется она (в пределах плюс-минус 100 лет) тем же временем, что и создание Колосса. Если внимательно посмотреть на лицо, можно увидеть тот же приоткрытый рот, повернутую шею, открытые глаза. Один в один То есть та же школа скульпторов, которой был сооружен Колосс Родосский, создала и образ царя, который впоследствии обошел весь мир.

В Греции, на берегу Эгейского моря, располагается древний остров Родос. Именно там, в 280 году до нашей эры было сооружено шестое чудо света — Колосс Родосский . Все началось с того, что после развала империи , Деметрий I напал на Родос. С ним было около сорока тысяч воинов.

Обложив главный портовый город, он держал осаду более года. Потом, несмотря на то, что было затрачено много усилий по установлению осадных машин, Деметрий решил отступить, бросив все постройки.

Родосские жители, потрясенные таким поворотом событий, продали все вещи, оставленные оккупантами, решив на вырученные деньги поставить памятник богу Солнца Гелиосу. По легенде именно Гелиос являлся создателем острова. Кстати, мы публиковали отдельно.

Монумент был заказан выдающемуся скульптору того времени – Хересу. Изначально жители решили строить статую, в десять раз превышавшую средний рост человека, то есть 18-метровую. Однако через некоторое время высоту решили удвоить, заплатив Хересу в два раза больше денег.

Тем не менее, даже такой суммы не хватало, ведь увеличивая рост статуи вдвое, расход остального материала увеличивался до восьми раз! Знаменитый мастер занял огромные суммы денег у родных и друзей, чтобы закончить свое детище.


Через 12 лет титанического труда, глазам жителей города предстало 36-метровое чудо света Колосс Родосский. Гигант был выполнен из глины и бронзы, основываясь на металлическом каркасе. Он стоял прямо у входа в гавань и был виден с ближайших островов.

Примечательна судьба главного скульптора и архитектора Колосса – Хереса. После того, как стройка окончилась, его стали преследовать кредиторы и заимодавцы, требовавшие вернуть занятые деньги. Однако несчастный Херес оказался совершенно разоренным и покончил жизнь самоубийством.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода