Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Притчи: удивительная сила произносимых нами слов.

18:1 Древнееврейский текст в данном случае труден для перевода. Вторая часть стиха указывает, что недружелюбный человек всегда корыстолюбив.

18:3 Безрассудство и неправедность влекут за собой презрение общества и потерю достоинства.

18:4 Слова уст человеческих - глубокие воды. Эту фразу можно толковать по-разному: или - слова обычного человека не бывают до конца ясны, или - слова мудреца содержат глубокие мысли. Подобная двойственность смысла могла быть заложена автором в текст преднамеренно, дабы сделать его максимально емким.

18:7 для души. Т.е. для жизни.

18:9 Греховная природа человека обнаруживается и в том, что ему подчас доставляет удовольствие выслушивать сплетни.

18:10 См. 6,9-11.

18:11 Имя Господа. Имя - не простое обозначение, а отражение всех свойств личности. Имя Божие - Господь, Спаситель Своего народа (см. Исх. 3,13-15; 15,1-3).

праведник... безопасен. Безопасность праведника покоится на его вере в Бога как в Спасителя.

18:12 Данный стих представляет явный контраст ст. 10 (см. Лк. 12,13-21; ср. 10,15). Здесь в скрытой форме высказано предостережение от чрезмерных упований на силу богатства.

18:15 Здоровый и сильный дух - залог здоровья и силы человека.

18:17 Подарок, о котором идет речь, не обязательно является взяткой (17,8 и ком.).

18:18 Этот стих представляет собой практическую мудрость, данную в качестве совета как искать истину в спорном вопросе.

18:19 Жребий. См. 16,33 и ком. В ветхозаветные времена для принятия решений иногда бросали жребий, тем самым полагаясь на волю Божию.

18:20 Озлобившийся брат. Озлобившийся человек замыкается в себе и становится неприступен, тем самым затрудняя примирение.

18:21 От плода уст человека. См. 12,14; 13,2 и ком.

наполняется чрево его. По-видимому, это метафора созидательных свойств мудрой речи, которая служит установлению плодотворных взаимоотношений между людьми.

18:23 См. 12,4; 19,14 и ком.

благодать от Господа. См. 8,35, где такими же словами говорится о мудрости.

18:25 Перевод древнееврейского текста вызывает затруднения. Более вероятный перевод первой части стиха (NIV): "Любящего большие компании может постигнуть жизненное крушение". В таком случае здесь контраст между двумя видами дружбы: поверхностной (являющейся причиной проблем) и глубокой.

1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви.

Притч.18:1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.:

Притч.18:2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

Притч.18:3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.

Притч.18:4. Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.

Притч.18:5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Притч.18:6. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.

Притч.18:7. Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его.

Притч.18:8. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]

Притч.18:9. Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притч.18:10. Нерадивый в работе своей – брат расточителю.

Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5; Еккл 7.24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев.19:15; Втор 10.17). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10).

Притч.18:11. Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.

Притч.18:12. Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.

Притч.18:13. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Притч.18:14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Притч.18:15. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?

Притч.18:16. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.

Притч.18:17. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33. Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир 11.8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах , «дух», муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8).

Притч.18:18. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.

Притч.18:19. Жребий прекращает споры и решает между сильными.

Притч.18:20. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка.

Притч.18:21. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

Притч.18:22. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье – не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8–9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16.33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. – 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) – «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града«, чем у LXX (αδελφός ὺπο αδελφοῦ βοηθούμενος, ὠς πολις οχυρὰ καὶ ὑψηλὴ), в Vulg. – (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: »брат от брата помогаем, яко град тверд и высок«. Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места – ст. 18–19, ср. вторую половину ст. 20 – говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12.14:13.2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир 38.20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак 3.5-9).

Притч.18:23. Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.– [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]

Притч.18:24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.

Притч.18:25. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., Сир 26.1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21:17.5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).

Прит. 18:1-2 . Эгоизм, присущий человеку своенравному, побуждает его лишь к исполнению собственных прихотей, порой глупых (стих 1); "все умное" здесь может быть понято в значении "здравого суждения" "полезного совета" таковые "своенравным" насмешливо отвергаются (евр. лааг, переведенное в стихе 1 как восстает, в других местах передано в значении "насмехаться", "ругаться", 1:26; 17:5; 30:17). Стих 2 как бы продолжает по смыслу предыдущий. "Восстающий" против умных советов глуп, а у глупого человека две беды: ум, закрытый для познания, и рот напротив, закрывающийся редко, ибо уж очень хочется глупому выказать свой ум.

Прит. 18:3 . Нечестие всякого рода вызывает презрение у окружающих, человеку нечестивому не избежать бесславия, а с ним и поношения.

Прит. 18:4 . Проблема "слов, сходящих с уст человеческих", трактуется в стихах 4,6-8, 20-21. в стихе 4 они сравниваются с "глубокими водами" -потому, вероятно, что возникают в глубинах человеческой души, что не всегда однозначны и могут нести в себе некий тайный, глубинный смысл. Во второй части стиха подразумевается, что сказанные человеком мудрым, слова сами становятся источником мудрости; Соломон сравнивает их с животворным струящимся потоком.

Прит. 18:5 . О вреде лжесвидетельства на суде в пользу нечестивого. На необходимость устранения этого зла обращал внимание еще Моисей (Лев. 19:15; сравните Прит. 17:15; 23:26; 24:23; 28:21).

Прит. 18:6-8 . Необдуманные слова, произнесенные глупым человеком, приводят к ссорам и могут обернуться бедой (здесь "побоями") для него самого (стих 6). Вариация той же мысли в стихе 7. Гибель может означать тут беду несчастье; уста глупца расставляют ловушку ему самому. Слова переносчика сплетен (стих 8) сравниваются с "лакомством" в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая сплетни, которые запоминают и смакуют, подобно вкусной еде, приятной их "чреву".

Прит. 18:9 . Если ленивый и небрежный в работе мало чего достигает трудом своим, то расточитель недолго радуется плодам своего труда, ибо недолго владеет ими.

Прит. 18:10-11 . Тема этих притчей - убежище истинное и воображаемое. Истинное имеет праведник, прибегающий к имени Иеговы, т. е. вверяющий себя Господу (стих 10). Это убежище сравнивается с крепкой башней: укрывшийся в ней безопасен. Не то богатый, который полагается на крепкий город, которым владеет (сравните 10:15).

Хотя богатство предпочтительней бедности, служить столь же твердым залогом безопасности, как Господь, оно не может. Потому-то высокая ограда вокруг города - лишь воображаемая защита на случай несчастья. Как и имение (имущество, деньги) отнюдь не являются ключом к решению всех проблем, возникающих в жизни.

Прит. 18:12-14 . Высокое мнение о самом себе, гордость, в конечном счете ведут человека к падению, тогда как смирение нередко есть залог его последующего возвышения (стих 12). Тот, у кого готов ответ на все (стих 13), даже на вопрос или мнение собеседника, не выслушанные до конца, глуп, замечает Соломон.

Древнееврейские мудрецы, знатоки Торы, видели в подобном поведении свидетельство небольшого ума и необразованности. Сами они всегда внимательно выслушивали собеседника и ответ давали, тщательно его обдумав. Обстоятельство, о котором говорится в стихе 14, давно подтверждено и врачами: человек сильный духом может побороть и физическую болезнь; напротив, павшему духом не всегда помогут и врачи.

Прит. 18:15 . Разумный сердцем стремится к приобретению знания. Вторая фраза этого стиха содержит в себе указание на устное преподавание мудрости (Торы в первую очередь) в древнееврейских школах (сравните 15:31). Мера мудрости, приобретаемой учеником, зависела от того, насколько внимательно слушал он учителя.

Прит. 18:16 . То, о чем здесь говорится, являлось характерной чертой древневосточной жизни: предстать (по той или иной нужде) перед вельможей без подарка было нельзя. Подарок этот сродни был взятке, хотя, возможно, и не носил столь явного характера. Предложение подарка, или взятки, тут не одобряется, а лишь констатируется как то, что было принято.

Прит. 18:17-19 . Эти притчи на тему споров и тяжб, которые решаются в суде. Стих 17 звучит как совет судье выслушать обе конфликтующие стороны прежде чем вынести решение по их спору. В стих 18 ссылка на один из известных в Библии способов решения тяжб: бросался жребий, который и прекращал споры (сравните 6:33; толкование на Есф. 3:7; Деян. 1:26), в стихе 19 обоснование необходимости так или иначе положить конец конфликту как можно скорее: восстановить отношения между двумя братьями (родственниками ли по крови или соплеменниками), один из которых озлоблен, полагая себя стороной обиженной, не менее трудно чем овладеть неприступным городом.

Прит. 18:20-21 . Плодом уст человека и произведением их названы его слова (сравните 12:14; 13:2). Будучи позитивными и ободряющими, они могут служить и его собственному благу. И в их же власти (во власти языка) - смерть и жизнь. К примеру, ложное показание в суде могло грозить кому-то смертью. "Любящими язык" названы в стихе 21 люди на язык невоздержанные (сравните 10:19; 18:2; 20:19); Соломон предупреждает их, что они сами же от своего языка пострадают (вкусят от плодов его).

Прит. 18:22 . Обретение доброй жены рассматривается как благодать от Господа.

Прит. 18:23 . Милосердие к нуждающимся почиталось у древних евреев обязанностью и высоким нравственным достоинством. Здесь осуждается отсутствие его.

Прит. 18:24 . Эта притча очень созвучна правилу, соблюдение которого представлялось древним евреям весьма важным: "Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Выражается мысль, что бывает друг, который ближе человеку, чем брат его по крови.

О х, эти слова, способные ранить до глубины души! А есть и слова, которые могут унять нашу боль.

Что произошло

На прошлой неделе я подошла к стойке регистрации в кабинете своего врача. “Вот ваше направление на анализ крови,” - сказала девушка-регистратор. Но эти её слова, хоть и простые и будничные, были сказаны таким приятным и восхитительным тоном.

Я улыбнулась: “Спасибо!”

Её реакция удивила меня.

“Почему Вы это сказали? - спросила она. - Это самое приятное из всего, что мне говорили в последнее время.”

Что? Я сделала ей простой обычный комплимент, и это коснулось её. Могут ли наши слова иметь такую силу?

Думаю, да. Когда в тот вечер мой муж вернулся домой, я, как обычно, обняла его, и после лёгкого поцелуя, сказала: “Ты знаешь, как долго я ждала, когда ты вернёшься домой?”

Он подхватил меня и закружил, сказав: “Это так мило.”

Теория доказана

Вот так, моя теория доказана. Сказанные слова подобны леске для рыбалки. Забросьте её и вы обязательно что-то вытащите.

И это что-то зависит от нас. Заботливые слова дают приятные результаты. И наоборот, грубые слова ранят сердце.

Вот что однажды сказал Л. Томлин: “Человек изобрёл язык, чтобы удовлетворить свою глубокую потребность жаловаться.”

Но верно и обратное: у людей есть сильная потребность в ободрении. Они стремятся почувствовать себя значимыми, ценными и принятыми. Наши слова могут удовлетворить эту потребность.

И это легко. Позитивные и добрые слова всегда доступны. И ещё лучшая новость в том, что наши слова - это начало той любви, которой Бог заповедал нам делиться с другими… даже с незнакомцами.

Настоящее испытание

Я решила использовать этот подход с продавцами по телефону. Когда бы они ни звонили мне, я всегда тщательно подбирала слова.

Я взяла трубку. “Вы сказали, что Вас зовут Мэри? - спросила я. - Знаете, Мэри, по Вашему голосу понятно, что Вы - хороший человек. Мне жаль, что я не могу купить то, что Вы предлагаете. Но я помолюсь Богу о том, чтобы Он принёс успех в Вашу жизнь. Хорошо?”

Обычно в ответ тишина. Но одну женщину, похоже, коснулись эти слова, потому что её голос задрожал и она ответила: “Спасибо. Мне сегодня нужно было это услышать.”

У нас всех есть эта сила. Эти звуки, которые исходят из наших уст и называются словами, имеют значение. Они могут изменить отношение. Трансформировать негатив в позитив. И внести немного радости в унылую жизнь.

Не удивительно, что Бог сказал:

“Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.” (Притч. 18:22)

И когда мы провозглашаем жизнь другим людям, красота в том, что то, что мы говорим, также возвращается к нам с позитивными, приятными и радостными чувствами, которые делают нашу душу счастливой.

Наслаждайтесь этим чувством, думая о том, что:

  • Слова бесплатны.
  • Они требуют мало усилий.
  • Они всегда доступны.
  • Их можно подобрать с любовью.
  • Они могут перевернуть жизнь.
  • Они могут успокоить гнев.

Говорить нежные и искренние слова подобно рисованию разноцветной радуги на сером небе чьей-то жизни.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода