Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Постоянные признаки глагола идешь. Какие морфологические признаки имеет глагол

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые относятся и к І, и ко І І спряжению: брезжить, зиждиться; хотеть, захотеть (хочу, хотим, хочешь, хотите, хочет, хотят); бежать, вбежать (бегу, бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут) .

Запомни! Изменение разноспрягаемых глаголов хотеть (хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят ) и брезжить (брезжит, брезжат ).

Как правильно определить спряжение?

Личное окончание гл. ударное – по личным окончаниям: лета΄ть – лети΄шь – ІІ спр., пи΄ть – пье΄шь – І спр.

Личное окончание безударное – по инфинитиву: дока΄зываешь – дока΄зывать – І спр.

В последнем случае важно правильно определить вид глагола. Сравни:

Не путайте глаголы повел. н. со схожими по звучанию гл. изъявит. н. буд. вр. Сравни:

1. Наклонение глагола

1. 1 Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Глаголы в форме изъяв. н. изменяются:

По временам;

В настоящем времени – по лицам и числам;

В прошедшем времени – по родам (только во ед. ч.) и числам;

В будущем времени – по лицам и числам.

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром.

1. 2 Сослагательное (условное) наклонение обозначает желаемое действие, которое может происходить при определённых условиях. Глаголы не изменяются по временам, но они имеют формы рода (только в ед. ч.) и числа.

Образуется: гл. прош. вр. изъяв. н. + частица БЫ (Б).

Примеры: Я сыграла бы теперь что-нибудь. Любому это показалось бы возможным.

1. 3 Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание, просьбу, совет. Действие может произойти или не произойти. Примеры: живи (живите), учись (учитесь), верь (верьте), читай (читайте), пусть приедет .

Образуется повелительное наклонение с помощью:



Иногда для смягчения формы приказа к глаголам повел. н. прибавляется частица КА: принеси-ка, дай-ка .

Внимание! Форма повел. н. может совпадать по звучанию с формой 2-го л., мн. ч., наст. или буд. вр. изъявит. н.: Вы говорите , что видели его?

2. Времена глагола

По временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.

3. Число глаголов

Определяется по вопросу к глаголу.

4. Лицоглаголов

Лицо глагола указывает на того, кто участвует в речи. Лицо можно определить только у гл. в форме наст. и буд. вр. в изъявит. н. и у гл. повел. н.

Лицо 1-е 2-е 3-е
Ед. ч. Я радую сь Ты радуешь ся Он (она, оно) радует ся
Мн. ч. Мы радуем ся Вы радуете сь Они радуют ся

Безличные глаголы – это глаголы, обозначающие действие, которое протекает само по себе, называют явления природы, состояния человека. Они не изменяются по лица и числам, не сочетаются с Им.п. К безличным глаголам относят глаголы:

3-го л., ед. ч., наст. вр.: Вечереет . Мне нездоровится . Не спится , няня, здесь так душно. На дворе светает . Меня знобит . Хочется чего-то весёлого. Здесь легко дышится .

Ср.р., ед.ч., прош. вр.: На дворе ещё чуть брезжило . Стемнело бы скорее.

5. Род глаголов

Можно определить только у глаголов изъявительного наклонения в прошедшем времени.

У глагола, как и у любой , существуют признаки, по которым производится его характеристика. Они представляют собой грамматические категории, которые присущи глагольным формам. Рассмотрим постоянные и непостоянные признаки глагола, изучаемые в рамках школьной учебной программы.

Под глаголом понимается языковая словесная категория с присущими ей синтаксическими и морфологическими свойствами, которая обозначает состояние или действия рассматриваемого предмета. Часть речи отвечает на вопросы «что делать», «что сделать».

При изучении в обязательном порядке рассматриваются формы:

  • Начальная. Встречается под названием неопределенной. Иное наименование – инфинитив. Оканчиваются на –чь, —ть, -ти. Перечисленные окончания относятся к формообразующим суффиксам. В рамках школьной программы их часто рассматривают как окончания. Примеры: беречь, нести, катать. Для неопределенной глагольной формы характерно называние действия или состояния. Нет указания на конкретное лицо, время или число. Подобные особенности позволяют отнести ее к разряду неизменяемой. Главная черта, выделяющая инфинитив среди прочих категорий, — наличие постоянных свойств.
  • Личная. К данной категории относятся все существующие категории, отличные от инфинитива. Имеют личные окончания.
  • Деепричастная. Некоторые ученые относят деепричастия к отдельной части речи.
  • Причастная. В некоторых программах ее аналогично деепричастию выделяют как отдельную часть речи.

Знания о том, какие морфологические признаки имеет глагол, учеником получаются на уроках русского языка. Именно 5 класс в общеобразовательной средней школе принято считать оптимальным периодом для освоения основ морфологии.

В рамках учебной программы 5 класса ученик получает базовые знания о постоянных и непостоянных признака глагола. Также им приобретаются практические навыки по разбору слова как части речи.

Доскональное владение основами правописания в русском языке невозможно без знания морфологических свойств, характеризующих как часть речи глагол.

Существует следующая классификация:

  • Постоянные морфологические признаки. Отличительная особенность – не поддаются видоизменению вне зависимости от присутствия иных частей речи или прочих факторов влияния.
  • Непостоянные морфологические признаки глагола. В отдельных литературных источниках встречаются под названием изменяемых. Отмечаются способностью меняться в зависимости от общего смысла предложения или отдельной фразы.

Постоянные

Грамматические категории, которые сопутствуют характеристике глагольных форм, называются постоянными морфологическими признаками. Вне зависимости от смыслового значения, которым наделяется фраза, они не поддаются изменению.

Среди постоянных морфологических признаков, присущих глаголу, встречаются следующие категории:

  • Вид. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Для первой группы характерно завершенное действие и вопрос «что сделать». Например: убежать, прочитать. Вторая группа называет незавершенное действие и отвечает на вопрос «что делать»: видеть, умножать.
  • Возвратность. Служит для описания потенциального состояния (ругается) или происходящего действия, выполняемого субъектом относительно самого себя (умывается), а также действия, происходящего относительно двух и более объектов, находящихся в тесной взаимосвязи (мириться). Особенность – наличие постфикса -ся/сь. Существует деление на возвратные (помыться, раздеться) и невозвратные (посадить, напоить) глаголы.
  • Переходность. Представляет собой категорию, характеризующую возможность направленного действия. Особенность – возможность присоединить дополнение. Принято выделять переходные (помыть фрукты, съесть пирожное) и непереходные (идти, находиться).
  • Тип спряжения. Представляет собой категорию, согласно которой определяется механизм спряжения по лицам и числам. Выделяется 2 (оканчиваются на -ить) и 1 спряжение (все остальные). Также существуют разноспрягаемые глагольные формы.

Рассмотрение постоянных морфологических признаков глагола невозможно без характеристики непостоянных.

Непостоянные

Грамматические категории, присущие спрягаемым глаголам и причастиям, относятся к непостоянным признакам. Для данной группы характерна способность изменяться под воздействием смысловой нагрузки, которая заключена во фразе.

Какие непостоянные признаки принято выделять:

  • Наклонение. Выражает отношение действия к реальности. Принято выделять условное (особенность – частица «бы»: увидел бы, прочитал бы, поехал бы), повелительное (делай, смотри, услышьте) и изъявительное (отдыхаю, понимаете) наклонения.
  • Число. Является категорией, определяющей число описываемых субъектов, вовлеченных в действие. Присуща глаголам и причастиям. Существует деление на единственное (бегает, ходит, прочитанный) и множественное (носили, ходите, изрисованные) число.
  • Время. Содержит указание на временной промежуток, когда происходило действие относительно момента речи. Характерно для изъявительного наклонения. Принято выделять настоящее (смотрю, ем), прошлое (смотрел, ел) и будущее (буду смотреть, буду есть) времена.
  • Лицо. Дает представление о том, кто совершает действие. Характерно для повелительного и изъявительного наклонения будущего и настоящего времени. Классифицируется на 1 (рисую, читаем, пойдемте), 2 (поешь, думаете, искупайтесь) и 3 (гладит, смотрят) лица.
  • Род. Характеризуется гендерной принадлежностью лица, осуществляющего действие. Присущ причастиям, глаголам условного и изъявительного наклонения в прошедшем времени. Выделяют женский (украшенная, убрала, накричала бы), мужской (испачканный, наметал, съел бы), средний (убранное, ускакало, понадобилось бы) род.

Порядок разбора

В числе практических навыков, предусмотренных учебной программой, ученики обязаны знать, как разобрать слово.

Для глагола существует следующий порядок действий при морфологическом разборе:

  1. Определяется часть речи, инфинитив.
  2. Выделяется глагольная форма.
  3. Определяется спряжение.
  4. Выявляется время.
  5. Уточняется число.

В зависимости от принадлежности будущему или настоящему времени становится доступным определение лица. Для глагольных форм прошедшего времени выбирается род. Последний шаг в разборе – определение как члена предложения, то есть синтаксической роли в конкретном предложении.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание в рамках русского языка таких понятий, как постоянные и непостоянные морфологические , необходимо для того, чтобы успешно сдать выпускной экзамен в школе и в дальнейшем поступить в вуз, где русский язык входит в перечень вступительных испытаний.

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

Глагол и его формы

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос “что делать?” или “что сделать?” Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив .

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

Постоянные морфологические признаки

К постоянным признакам относят следующие:

  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.

Непостоянные признаки глагола

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы - мужской род;
  • надела, мечтала - женский род;
  • сломалось, сгорело - средний род.

Пример морфологического разбора

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) - освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
    2. Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым.

1. Вид глагола

Большинство гл. имеют видовые пары: строить – построить .

Некоторые гл. не имеют видовых пар:

Гл. сов. в.: молвить, хлынуть, грянуть, ринуться .

Гл. несов. в.: преобладать, расхаживать, зависеть, участвовать .

Способы образования видовых пар:

А) заменой суффиксов: реша ть – реши ть, крича ть – крикну ть;

Б) добавлением приставки: стареть – по стареть, печь – ис печь;

В) переносом ударения: нареза΄ть – наре΄зать, высыпа΄ть – вы΄сыпать ;

Г) изменением основы слова: говорить – сказать, брать – взять .

Внимание! Некоторые глаголы могут приобретать значение то совершенного, то несовершенного вида: женить, казнить, телеграфировать, велеть, ранить, исследовать . Сравни предложения:

2. Переходность / непереходность

3. Возвратность / невозвратность

Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на сам предмет. Они имеют постфиксы (обозначают также, как суффикс):

СЯ: прятаться, готовиться , возвращаться ,

СЬ: одеваюсь , горжусь .

Невозвратные глаголы – все остальные.

4. Тип спряжения

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам, оно обозначаются римскими цифрами.

І спряжение ІІ спряжение
Окончания неопределённой формы
-ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть -ить
Личные окончания + примеры
- У (Ю) (я) рассказываю бормочу - ЕШЬ (ты) рассказываешь бормочешь - ЕТ (он) рассказывает бормочет - ЕМ (мы) рассказываем бормочем - ЕТЕ (вы) рассказываете бормочете -УТ (- ЮТ) (они) рассказывают бормочут - У (Ю) (я) строю клею - ИШЬ (ты) строишь клеишь - ИТ (он) строит клеит - ИМ (мы) строит клеим - ИТЕ (вы) строите клеите - АТ (- ЯТ) (они) строят клеят
Относят ко ІІ спряжению: - 7 глаголов на – еть: видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть . - 4 глагола на – ать: гнать, держать, дышать, слышать . Брить, стелить относят к I спряжению.

Запомни! Нормы произношения и написания некоторых глаголов:



1) У гл. есть и дать при изменении формы появляются приставки: с ъесть, по есть, пере дать, соз дать.

2) Правильно говорить положи, положите; клади, кладите; поезжай, поезжайте .

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода