Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные признаки зимы. Зима

Материал подготовила Нестерова М.Н.

воспитатель I кв.категории

Дошкольникам о зиме.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает

Январь - начало года и зимы середина.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Растения зимой

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.

Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.

Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой.

Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.

К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.

Мы собрали для вас интересные материалы о зиме, которые могут понадобиться и школьникам при составлении рассказов и докладов об этом времени года, и учителям начальных классов для ознакомления учеников с темой "Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде.", в таком случае рассказ можно преподнести как презентацию. Получится замечательный урок или внеклассное мероприятие.

Что такое зима?

Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.

Изменения в природе зимой

Декабрь

Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.

Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.

В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.

С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:

  • Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.
  • Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.
  • Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.
  • Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.
  • Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.

Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.

Январь

В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.

Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан - Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.

Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.

Согласно народным приметам о погоде:

  • если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.

Февраль

С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.

В южных областях России на вербах появляются почки - первые предвестники весны, а проталины, как гонцы, несут весть о ее приближении. Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.

С февралем связано много народных примет о погоде.

  • Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.
  • Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.
  • Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.
  • Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.
  • Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.
  • Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.

Признаки наступления зимы

Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков . Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками , аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.

Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.

Славится зима и своими морозами . Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.

Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья . Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.

В зимнее время мало еды, поэтому некоторые животные впадают в спячку , а те, которые продолжают бодрствовать, отращивают пушистый и густой мех. Заяц, например, становится белым, а ежик и медведь впадают в спячку.

Птицам тоже непросто переносить холода и отсутствие обильное еды, поэтому многие из них улетают в теплые края , а оставшиеся приспосабливаются к разным видам корма.

Явления природы зимой

В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:

  • Метель
  • Гололедица
  • Сосульки
  • Морозные узоры

Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.

Гололедица , словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.

Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки . Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.

Морозные узоры , как и иней , является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.

Зима - это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:

  • снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.
  • Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.
  • В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.
  • В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) - на вершинах Скандинавских гор и Альп.
  • Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.
  • 18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.
  • Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.
  • Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.

Зима - это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.

Полина Андреенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши):

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского .

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением. Развивать умение подбирать нужные по смыслу прилагательные. Воспитывать бережное отношение к природе. Дата:


Какой сегодня день недели? Какой сейчас месяц? Какая погода на улице? Послушайте внимательно загадку: О каком времени года говориться? Посмотрите в окно, какое сейчас время года? Зима пришла после, какого времени года? Снег на полях, Лед на реках, Веер гуляет, Когда это бывает? (Зимой)


Наступила зимушка – зима. Земля, деревья, кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Часто дуют холодные ветра, метут метели. Солнце светит редко, небо серое и пасмурное. Птицы держатся ближе к дому людей. Люди надели теплую одежду: зимние шапки и шубы или пальто.


Рассмотрение картинки с изображением зимы: Какое небо? (Серое, хмурое). Солнце яркое или тусклое? Греет солнце зимой? Если на деревьях листья? Когда они опали? Если зеленая трава на земле? Что мы видим на земле и на деревьях? Снег зимой какой? (Белый, пушистый, холодный). Дни зимой длинные или короткие? Что стало с реками?




А теперь внимательно прочитайте ребенку стихотворение: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лет Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку? (М. Познанская) О чем говорится в стихотворении? Как описывается автор снег? Что делали дети во дворе? Что сказала мама? Педагог еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с ребенком.


Физкультминутка А теперь отдохнем. Зимой холодно? Что происходит с человеком, ели он долго находится на холоде? Мы замерзли с вами (хлопают в ладоши) И стучим зубами, (похлопывают себя по плечам) Хлопаем руками, (похлопывают по коленям) Топают ногами. (топают ногами)


Снег (что делает?)… (идет, летит, ложится, метет, кружится) Солнце (что делает?)… (светит, но не греет, прячется за тучи) Вода (что делает?)… (замерзает, прощается в лед) Ветер (что делает?)… (дует, воет) Мороз (что делает?)… (морозит, кусает, щиплет). Упражнение «Подбери слова-действия»


Упражнение «Какой, какое, какая?» Снег (какой?)…(мокрый, рыхлый, глубокий, пушистый) Лед (какой?)… (холодный, скользкий, прозрачный, толстый, тонкий) Небо (какое?)…(серое, ячное, безоблачное) Солнце (какое?)… (холодное, тусклое, яркое) Снежинки (какие?)… (нежные, легкие, красивые).




Упражнение «Нет чего?» Называет слова во множественном числе и просит ответить на вопрос: «Нет чего?», используя названное слово: Морозы – нет …(морозов), ветры – нет…(ветров), метели - нет… (метелей), снега – нет …(снегов), снежинки – нет …(снежинок), льды – нет …(льдов), сугробы – нет …(сугробов), облака – нет …(облаков)





Устная речь

Тема: "Признаки зимы".

Цель: Уточнить представления о признаках зимы.

1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование: магнитофон, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает:

Мниться мне ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

1. Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам:(мороз) Слайд

2. Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

Отвечает старший брат:

Твой горох ведь это:(град) Слайд

3. На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий:(лед) Слайд

4. Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а:(снежинки) Слайд

5. Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки) Слайд

6. Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой) Слайд

Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Ученик: Со словом "зима".

Учитель: Какова будет тема нашего урока?

Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.

Учитель уточняет и открывает тему урока.

Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд

Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".

Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?

Ученик: Предположения детей.

Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.

Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Кто зимой из зверей спит?

Ученик: Медведь, еж.

Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?

Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.

Учитель: Признаки зимней погоды:

Становиться холоднее

Небо чаще покрыто облаками

Осадки выпадают в виде снега

Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

Ученик: Стало очень холодно.

Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.

Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Ученик: Холодно.

Учитель: Снег - что это такое?

Ученик: Замерзшая вода.

Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд

Учитель: Рассмотрите снежинки.

IV. Физкультминутка.

Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили -

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок.

Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)

V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.

Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

VII. Закрепление материала.

Игра "Крестики-нолики".

Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.

Изменилась жизнь растений и животных?(+)

Осадки выпадают в виде снега? (+)

Дни становятся короче, а ночи длиннее?(+)

На улице стало жарко?(0)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?

Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?

Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода