Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Наталья Разлогова: биография. О Наталии Разлоговой (фрагменты долгоиграющей дискуссии) Виктор цой и наталья разлогова их отношения

После 1985 года популярность группы «Кино» росла как на дрожжах. Двадцатитрехлетний парень был нарасхват. Иногда, заезжая в гости, такси не отпускал, заскакивал всего на минутку. Куда чаще, чем живьем, мы видели его по телевизору. Помню, как это случилось впервые, в самом начале восьмидесятых, Вите и двадцати не было. Позвонил возбужденный: «Отец, включай питерский канал. Нас показывают!»

«Выступление» длилось буквально полминуты: сын с приятелями что-то выкрикивали и строили рожи. Вот и весь «концерт». Потом его стали показывать все чаще, приглашать в популярную молодежную программу «Взгляд». Витькина слава, уже набравшая обороты к середине восьмидесятых, была для нас абсолютно неожиданной. Привыкли считать его будущим художником. Успех сына в кругу неформальной молодежи нам ни о чем не говорил, да и среда эта выглядела довольно сомнительной. Это сейчас я горжусь, что сына взял под крыло такой мэтр, как Борис Гребенщиков. А в те годы даже имени его не слышал. Мы с матерью никогда не считались в компании сына «своими», да это и невозможно. У него была своя жизнь, свои интересы. Мы от них держались в стороне.

Впрочем, это не мешало возникновению конфликтов. Так, когда Витя получил повестку в армию, мы с Валентиной были уверены, что сын должен выполнить свой гражданский долг. Не могли согласиться с решением Марьяны уложить его в психушку. Так можно было «откосить» от службы. Никто нас, конечно, не слушал. Витька отлежал положенное время, что там с ним врачи делали - мне неизвестно, но освобождение от армии он получил.

В какой-то момент сын устроился наконец на постоянную работу - кочегаром в котельную при общежитии строительного треста. Тогда никто и не догадывался, что эта котельная станет всем известной «Камчаткой» и в ней устроят музей. У Витьки с Марьяшей уже родился сын Сашенька, и я порой не выдерживал:

Сколько можно маяться дурью? У тебя ребенок растет! Ты всегда можешь заработать как художник!

Он отмахивался:

Зато здесь я чувствую себя совершенно свободным!

Витя с Марьяной прожили лет пять. В 1987 году на съемках фильма Сергея Соловьева «Асса» сын встретил другую женщину, Наталью Разлогову, которая работала ассистенткой второго режиссера. Витька влюбился и из семьи ушел. Возможно, тут сыграл свою роль мой дурной пример. Я не был свидетелем этого разрыва. Но насколько понимаю, все прошло мирно, без скандалов. Официально брак с Марьяной так и не был расторгнут. Валентина страшно переживала, считала, что Витька повел себя не по-людски, живет ни женатым, ни холостым, а ведь у него сын. В ответ Витя психанул: «Не твое дело!» - и ушел, хлопнув дверью. Они надолго разругались.

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, СССР - 15 августа 1990, 35-й км шоссе Слока - Талси, 2,5 километра западнее посёлка Кестерциемс, Тукумсский район, Латвийская ССР, СССР) - советский рок-музыкант, автор песен, художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.

Виктор Цой родился в Московском районе города Ленинград в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой (8 января 1937 - 28 ноября 2009) и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя (род. 5 мая 1938). Единственный ребенок в семье.

С 1974 года по 1977 год посещал среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступает в СГПТУ-61 на специальность «резчика по дереву». В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался по-китайски с Юрием Каспаряном, профессионально вырезал из дерева фигурки нэцке.

В конце 1970-х - начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6», оба они заходили в гости к Майку Науменко («Зоопарк») или к Андрею Панову (Свин), на квартире которого репетировала панк-группа «Автоматические удовлетворители».

Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курёхина и других.

Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступила к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума».

Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 года альбом был полностью завершён, продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я - асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.

На вечеринке 5 марта 1982 года костюмерша ленинградского цирка написала на лице Цоя губной помадой свой телефон. Молодому художнику и начинающему музыканту Цою это не могло не понравиться. Так начиналось знакомство Цоя и его будущей жены, Марьяны... В феврале 1985 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие.

Пятого августа 1985 года у Цоя родился сын Саша. Она поддерживала его во всем, но при этом не была лишь тенью мужа. "Мы были бедны как церковные крысы, – вспоминала Марьяна. – Снимали комнату в коммуналке, питались чем бог пошлет. Даже приличную свадьбу не смогли сыграть. Вместо свадебного платья я надела белый пиджачок и светленькую юбочку в полоску."

Уже в 1986 году, когда сыну было всего около года, Цой практически уходит из семьи. Он живет на квартирах друзей, редко ночует дома. В 1987 году на съемках фильма "АССА" Цой знакомится с ассистенткой режиссера, Наташей Разлоговой (сестра известно кинокритика). Завязывается роман между 25-летним музыкантом и 31-летней журналисткой. Каждое лето они отдыхают под Юрмалой у знакомых Наталии Разлоговой. Марианна не устраивала ему скандалов, и они сохранили хорошие отношения. Они не спешили с официальным разводом и так и не успели его оформить.

Наталья Эмильевна Разлогова - последняя любовь Виктора Цоя, киновед и переводчица, сестра известного киноведа Кирилла Разлогова, после смерти Цоя вышла замуж за журналиста Евгения Додолева и уехала в США, у них с мужем двое детей, её можно увидеть в документальных фильмах о Цое Солнечные дни (1996), Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут (2008), Жизнь как кино (2005).

На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью 1987 года Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах.

Весной 1988 записывается черновик, а зимой окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 стал продюсером «Кино», организовывая концертные туры и частые выступления на телевидении, после чего группа обретает всесоюзную популярность.

В начале 1989 группа «Кино» впервые едет за границу во Францию, где записывают и выпускают альбом «Последний герой». Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР.

24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил название Чёрный альбом, из-за цвета обложки.

В конце июля 1990 года Виктор взяв сына Сашу и свою новую возлюбленную Наталью Разлогову уехал на отдых в Прибалтику. 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока - Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250».

19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. Могила Виктора Цоя является местом паломничества его поклонников. Она расположена в 150 метрах от церкви Иоанна Богослова на Братской (Центральной) аллее. Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. Несколько фанатов даже покончили с собой. Сотни человек пришли на похороны Виктора.

В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету.


«Стена Цоя» в Кривоарбатском переулке в г. Москва.

Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена группой вандалов, но впоследствии восстановлена фанатами.


Стена Виктор Цоя в Минске.

В Минске (Белоруссия) с середины 90-х также существует «Стена Цоя», ныне, после нескольких переносов, находящаяся в Ляховском сквере.


Стена Виктор Цоя в Могилёве.

Есть также "Стена Цоя" и в Могилёве (Республика Беларусь), которая находится по адресу ул. Ленинская, 61 (здание лицея при Белорусско-Российском университете). "Стена" разрисована учащимися лицея и служит элементом "Московского дворика" в Могилёве.

# Имя Виктора Цоя носит астероид № 2740.
# В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Виктору Цою.
# В Киеве, на озере Тельбин, где снимался короткометражный фильм «Конец каникул», до настоящего времени растут старые ивы, которые видны на кадрах фильма, и это место является культовым для украинских фанатов Виктора Цоя.
# В мае 2007 года общественности Санкт-Петербурга и представителям молодёжных левых движений (в частности, АКМ) удалось не допустить сноса музея - бывшей котельной, в которой одно время работал Виктор Цой, так называемой «Камчатки».

«Земля - Небо. Между Землей и Небом - война. Спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все. Просто и гениально. До сих пор мне непонятна смерть Цоя; предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно. Цоя нет, как нет и Высоцкого.» Игорь Тальков

Она - последняя любовь большого артиста, талантливого музыканта, человека с удивительной харизмой, погибшего в автокатастрофе на самом пике славы. Их случайное знакомство перевернуло судьбы обоих. Три года они были вместе неразлучно, пока роковая трагедия не поставила точку в истории их любви. Надо отдать Наталье должное: она не делилась интимными тайнами и не участвовала в некрасивых склоках. Женщина находилась в тени большого музыканта, избегая лишней публичности. В день похорон на родители артиста, официальная супруга Марьяна и Наталья Разлогова стояли вместе у гроба.

Судьбоносная встреча

Встреча с Цоем, изменившая многое, произошла в 1987 году, во время съемочного процесса «Ассы», где фильма была Наталья Разлогова. Биография ее мало известна, кроме основных фактов. Родилась она в Болгарии в 1956 году, работала после окончания филологического факультета МГУ переводчиком и журналистом. Однокурсники вспоминали, что всегда она отличалась эрудицией и некой богемностью. Завязавшийся роман между молодыми людьми продолжался до самой смерти певца. Музыкант ушел из семьи, сообщив, что влюбился. Он поддерживал отношения с Марьяной и скучал по сыну Саше, чувствуя свою ответственность перед ними.

Влюбленные Виктор Цой и Наталья Разлогова жили в Москве и собирались покупать квартиру. За год до смерти певец познакомил женщин друг с другом, не понимая, насколько больно было взрывной по характеру Марьяне. «Бочка с порохом», как она говорила про себя. И как противоположность ей - выдержанная, владеющая собой, счастливая соперница.

В 1991 году Наталья выходит замуж за известного журналиста Е. Додолева и уезжает в Америку, а через много лет возвращается для работы на телевидении. Она неоднократно говорила, что не собирается делиться личной жизнью и издавать мемуары.

Последняя любовь

Отец музыканта рассказал, что Виктор расстался с женой без скандала, брак официально не расторгли, и после смерти все права на творческое наследие перешли к Марьяне. С Наташей родители познакомились на похоронах. Роберт Цой, увидев последнюю любовь сына, понял, почему он был от нее без ума.

«Утонченная Наталья Разлогова красива сердцем и лицом. И не каждый достоин такой женщины», - делился в откровенном интервью отец музыканта. И добавил, что настоящей любовью сына была только Наташа, на ней он мечтал жениться, но не успел.

Закрытая книга

Кстати, многие друзья Виктора выражали свое восхищение интересной женщиной. Алексей Вишня, звукорежиссер и музыкант, работавший с группой «Кино», обмолвился, что Цой просто не мог не полюбить умную и молчаливую красавицу. По его мнению, она напоминала закрытую книгу. Наталья Разлогова являлась женщиной другого уровня, которой ранее у Виктора не было.

А Джоанна Стингрей, гитариста скрывала, что Цой всю жизнь ощущал свое одиночество и обрел себя только с Наташей.

Возвращение легенды

Кумир миллионов, собиравший многотысячные залы, был однолюбом. Строя отношения с одной женщиной, он совершенно не обращал внимания на других. Р. Нугманов, режиссер нашумевшей «Иглы», в которой Виктор сыграл роль Моро, вспоминал, что он стал очень домашним, и ему хотелось иметь с Наташей свой угол. Кстати, в 2010 году, в фильме «Игла Remix», вернулся на экран Виктор Цой, и Наталья Разлоговаспециально для этого проекта предоставила часть своих архивных материалов. Это современное видение ранее вышедшего на экраны фильма. Нугманов рассказал, что никаких дублеров не было, во всех кадрах - живой Виктор, «собранный» из частичек кинопленок. Для фильма задействовали рисованные кадры Цоя, а Наталья утверждала его виртуальный образ. Главный посыл новой «Иглы» - изобразить музыканта как реального актера, а не сделать упор на то, каким он был.

Сенсация для поклонников

Огромной неожиданностью для всех поклонников стал выход фильма «Цой - Кино» к 50-летию музыканта в 2012 году. То, что именно гражданская жена Цоя, Наталья Разлогова, никогда не комментирующая свои отношения, стала рассказчиком в этой документальной истории, явилось настоящей сенсацией.

В то время она работала на Первом канале телевидения. Разлогова не появляется в кадре, ее снимают исключительно в тени. Разбирая архивные записи, она обнаружила песню, которую когда-то давно напел Виктор. Наташа встречается с сыном и музыкантами группы в Санкт-Петербурге. Итогом становится запись найденной композиции «Атаман», написанной в традициях русских песен. Голос молодого музыканта звучит вместе с инструментами его друзей, ставших на двадцать лет старше и впервые собравшихся после стольких лет.

Воплощенный смысл

Критики отмечали непосредственность фильма, снятого на эмоциональном накале. Автор в своей работе старается открыть для всех мистические знаки в картинах и музыке, которую писал Цой. И Наталья Разлогова намеренно называет это «воплощенным смыслом». Она словно выводит формулу уникальности человека с выраженным чувством собственного достоинства, несовместимого с толпой. Лента ничего не рассказывает о личных отношениях Виктора.

Все акценты ставятся на рассуждениях музыкантов группы «Кино», Наталья подчеркивает, что только они вправе рассуждать о жизни «последнего героя».

Ироничная и жесткая Наталья Разлогова четко указывает на ошибки в воспоминаниях о Викторе, замечая ложь в мемуарах о нем. Она хочет донести свой посыл о неординарной личности независимого музыканта, считая, что масштаб его творчества недооценен близкими в то время людьми. Она не делится личными переживаниями, считая, что на многие вопросы ответить ей не позволяет этика.

Вам не было страшно соглашаться на участие в проекте? Все-таки это ваша личная жизнь, отношения с близкими людьми. И вот оно перед всеми на экране.

Очень страшно. Была и раньше попытка снять об этом кино. Попросили помочь талантливому молодому человеку, так сказать, самовыразиться. Я подумала тогда, что смогу держать все под контролем, и даже работа началась, но вдруг «увидела» картинку: огромная афиша на доме, название фильма мелко, не разобрать, и большими буквами: «Неизвестная любовь Виктора Цоя». Вот ужас-то! Опомнилась, отказалась и запретила в довольно жесткой форме.

А через несколько лет опять началось, и тут снова сыграло «Твоя жизнь - не только твоя жизнь! Ты обязана думать о тех, кто любит Майка и русский рок!» Не скажу, кто мне это вбил в голову, но вбил накрепко. Это, правда, очень тяжело.

Публичность неприятна. Сидеть в уголке дивана, читать, вязать, валять - это мое. Но все же, когда говорят: «Из-за твоих капризов люди так и не узнают песен Майка», теряю волю и послушно иду на заклание.

Не от большого ума, должно быть…

- Что вам больше всего нравится в «Лете»? Что, по вашему мнению, могло бы сделать его еще лучше?

Я посмотрела фильм пока всего один раз. Эмоций в связи с его выходом, встречей с друзьями на премьере, ожиданий и страхов было так много, что, боюсь, объективной (хотя бы чуть отстраненной) оценки дать не получится.

Спасибо за слова «еще лучше»! Думаю, если бы у нас было больше времени общаться с Кириллом, а у него - больше времени оставаться на съемочной площадке, если бы не чудовищные форс-мажоры и цейтноты, всем было бы гораздо лучше.

- В чем заключались ваши функции консультанта фильма?

Честно говоря, я этот титр сняла бы. Не для того, чтобы кого-то обидеть - ну какой из меня консультант? Получилось так: много лет назад писатель Александр Житинский попросил рассказать о Цое - не знаменитом, плакатном, всеми любимом герое рок-н-ролла, а о юном мальчике Вите. Обещал, что мой рассказ будет всего лишь «сырьем» для его книги, что это очень важно для правдивости образа. Старым приятелям надо помогать. «Правдивость образа» - тоже святое дело.

Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно.

Все-таки решилась, написала, как подружке: вот, Саша, все, что помню, что чувствовала, бери, пользуйся, не обращай внимания на композицию - это просто поток памяти, литературно не обработанный; дарю для пущей выпуклости образа Легенды.

Житинский вдруг прислал трогательное письмо, в котором умолял вставить текст без изменений, мол, его так проняло! Да и Майк с Витей, оказывается, такие благородные, и как же об этом не рассказать? Мы с ним пререкались в письмах, но я уступила. Уже приучили, что моя жизнь - не совсем моя. Вот так текст попал в книгу, в интернет. Потом понравился некоторым людям, и они захотели снять кино.

А консультации мои, боюсь, больше мешали. Если в двух словах: никак не могла согласиться, что сценарий - это в большей степени руководство к действию, инструкция для съемочной группы, а не книга. С одной стороны, доказывала: «Мы не так друга поздравляли, не то говорили». Но, с другой стороны, чем больше замечала фантазии - легкой, с элементами абсурда, - тем больше симпатии это вызывало.

- Какие отношения у вас сложились с Кириллом Серебренниковым во время работы над фильмом?

Отношения сложиться не успели, есть просто впечатления. Кирилл для начала внимательно выслушал замечания и критику в адрес неудачного сценария. Он понял все мои опасения и неловкость ситуации. Сам по себе роман юной замужней дамы с молодым человеком (который и романом назвать нельзя - ни тебе измен, ни тебе ссор с дуэлями) никому не интересен; а если нужен для сюжета - ну, бог бы с ним, снимайте, обсуждайте. Только пикантность вот в чем: тот молодой человек стал Великим Цоем, чуть ли не бронзовым монументом. Его слушали и любили все - от поэта Алексея Дидурова до последних гопников. И вот вдруг нарисовалась какая-то Наталья и говорит: а мы с Витей встречались.

Очень не хотелось оказаться в огромной компании Витиных одноклассниц, восьмиклассниц и подружек. Пошлость невозможная. И Кирилл Семенович это тоже понял.

Он сказал, что без истории, которая двигает сюжет, обойтись нельзя, но он сделает все бережно. И обещание выполнил. Спасибо ему за это!

- Вам понравились кастинговые решения фильма?

Актеров выбирал режиссер, ему виднее. Спорить - похож не похож - бессмысленно: у каждого свои воспоминания или представления о человеке. Ребята выложились, ансамбль получился, они - молодцы!

- А образ, созданный Ириной Старшенбаум, - насколько это «вы»?

Ирочка намного красивее меня в молодости. И ростом выше. Очень милая получилась Наташа, прямо мадонна. Ну, как я могу оценивать себя со стороны?

В фильме затронута тема наставничества, она встречается и в других материалах о музыкальной истории того времени, причем «старшим товарищем» выступает то Майк, то Цой, то Гребенщиков. От чего зависел этот «статус наставника», как определялось, что именно этот друг - авторитет?

Могу повторить только то, что было при мне; то, о чем помню сама. Цой много раз говорил, что слова Майка о его песнях особенно важны, что Майку он верит больше всех. Еще помню, как мы с Марианной (Марьяна Цой, жена Виктора. - Прим. авт.) сидели на скамейке на улице Софьи Перовской, пока Майк и Витя наносили, видимо, очень важный визит Борису Борисовичу. Марьяша страшно нервничала: как-то БоГ примет Цоя. Отвечать могу только за это.

В фильме Майк слишком опекает Витю, прямо безупречный рыцарь и Учитель. В жизни, думаю, Гребенщиков сделал для Цоя что-то очень важное. Или много важного. Вывел на другой уровень. Мне, право, трудно судить, не сильно тогда интересовалась.

Майк всегда радовался появлению нового талантливого музыканта. Его спрашивали: «Не завидуешь?» Он искренне изумлялся: «Чему? Одно дело делаем. Чем нас больше, тем лучше!»

- Вы лучше всех знали Майка - если бы Майк посмотрел «Лето», что бы он сказал?

Ох, трудно предположить!

Я часто думаю, что сказал бы Майк, узнав, что Боб Дилан - лауреат Нобелевской премии, что можно, не выезжая из страны, посмотреть концерты Jethro Tull, Маккартни. Или выехать и там посмотреть. Что можно спокойно купить любую книгу, а можно и скачать. И музыку любую в прекрасном качестве.

Верю, о фильме он сказал бы добрые слова. Некоторые сцены прокомментировал бы остроумно, где-нибудь похихикал бы. Музыкальные номера точно очень понравились бы.


Сегодня, когда ищешь информацию о «Зоопарке» в Сети, находишь только немногочисленные фанатские паблики и сайты, сверстанные, кажется, еще в 90-х. Есть еще клуб-музей «Камчатка» памяти Цоя (у которого, по словам основателей, нет покровителей и его могут выселить в любой момент), кое-где в разных городах сохранились стены и другие памятные места. Но в целом все это очень хрупко и фрагментарно. Вам не кажется странным, что государство не спешит сохранить такой важный пласт - эпоху формирования русского рока, и крупные меценаты тоже таких инициатив не выдвинули?

Странно, да. Потом, как обычно, будут жалеть: не оценили вовремя, опоздали, если бы знать… Хотя… Не будут. У государства и своих забот хватает, а эти певцы из поколения дворников и сторожей столько беспокойства доставляли советскому обществу.

Я бы на месте государства и меценатов первым делом Саше Башлачеву памятник поставила. Пока есть только мемориальная доска и скромный музей.

А еще подарила бы кучу денег и предоставила лучших архитекторов для Николая Ивановича Васина . Художник, просветитель, интереснейший человек, и столько лет один бьется!

- Какие фильмы вы смотрели вместе с Майком, с Виктором? Какие книги обсуждали?

Точно помню, ходили на «Искатели приключений» - Майк сильно удивился, что все мои симпатии принадлежат не Алену Делону, а Лино Вентуре. «Большие гонки», «Покаяние»… Он расстроился, когда вышел сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Холмс в исполнении Василия Ливанова показался слишком молодым и не очень английским. Правда, быстро привык и потом смотрел с интересом. (Вот интересно, что бы он сказал о Шерлоке-Камбербэтче?) Был просто счастлив, когда по ТВ показали «О, счастливчик!» с Аланом Прайсом и «Перекресток» Уолтера Хилла. Мы ездили в Москву, чтобы посмотреть «Братья Блюз» на видео у Саши Липницкого.

О книгах много разговаривали. В начале знакомства Майк переводил «с листа» Керуака, Бротигана, читал вслух чудом попавший в руки экземпляр «Москва - Петушки», приносил от сестры почитать самиздатовские книжки («Мастер и Маргарита», например).

Майку нравился Тургенев. Обломова любил и защищал: «И что его все ругают? Добрый, честный человек. Просто не занимается тем, что считает бестолковым!» Цитировал постоянно - и «Жареная рыбка, дорогой карась», и «Таракан сидит в стакане», и «Страшно жить на этом свете, в нем отсутствует уют».

«Анекдоты из жизни Пушкина» Хармса, ясное дело. Бродский, Ахмадулина - много любимых авторов.

- Что в 1980-е делало счастливым Майка Науменко? Виктора Цоя? Вас?

Молодость. Волшебная уверенность в том, что все трудности скоро кончатся, и все будет замечательно.

- Коммуналки, безденежье, дефицит - это понятно, а что хорошего осталось в той эпохе, по чему вы скучаете?

Я не хотела бы туда вернуться. Все ностальгическое связано только с моим личным жизненным временем (юностью, которой больше нет), но не с эпохой, не с историей. Мороженое было вкусное, а помидоры, даже магазинные, пахли солнцем и той самой рассадой на окне.

- «Лето» - отличный драйвер для того, чтобы о творчестве Майка узнало поколение 15–25-летних, которые в основном все в рэпе и знают о главной музыке 80-х только какие-то базовые вещи. Какие из песен Майка вы посоветовали бы им послушать, в каких, скажем, трех или пяти композициях ярче всего проявляется его личность?

Во-первых, не вся молодежь слушает только рэп. Мои дети и их многочисленные друзья (чтобы за примерами далеко не ходить) слушают очень хорошую музыку, и не могу похвастаться, что сильно вмешивалась в их вкусы.

Какие песни Майка слушать? Да пусть слушают все. Никто не знает, какие слова вдруг всплывут из памяти и что-то подскажут, в чем-то поддержат. О Майке много расскажет песня «Сидя на белой полосе». Теперь уж точно можно сказать, что он остался верен себе, не соврал, не прогнулся.

Михаил Ефремов в интервью Дудю недавно сказал, что русский рок - это не музыка, это настроение. Что такое русский рок для вас? Выделял ли Майк «русский рок» из рок-н-ролла вообще?

Я отвечу словами Майка из разных интервью. «Нет такого понятия - советская рок-музыка. Есть разные группы, которые делают разную музыку. Нет никаких границ…» (1990 год). «Моя работа - развлекать людей. И не вижу в этом ничего плохого…» (1990 год). «Наш рок и их рок зарождались, развивались и продолжают развиваться в разных условиях - это и так понятно… У нас существует похвальная тяга к серьезному року с хорошими текстами. Минус отечественного рока - в отсутствии тинибопа для тинейджеров…» (1978 год).

Что такое русский рок для меня? Кусок жизни. Знакомство и дружба с хорошими людьми.

- Какую музыку вы слушаете?

Ну, нет такого, чтобы села и слушала. Обычно - в дороге, в метро. Закачиваю в плеер полный набор всякой всячины. Конечно, рок-н-ролл (для бодрости), что-нибудь красивое, что-нибудь ностальгическое (музыка - мощная машина времени) и что-нибудь свеженькое по рекомендации дочек (не хочется отставать от молодежи). Если нужны названия - ну, разве что выборочно: Бах, Прокофьев, ирландская музыка, вся британская рок-классика, Moon River, «Аквариум», ВИА «Аккорд», Шопен, блюзы, Muse, Kasabian и много еще чего. А вот Высоцкого и Башлачева долго слушать не могу, я их читать люблю.

Вы вспоминали долгие разговоры с Виктором Цоем. Все знают, что он был человеком прямым, но скрытным. Что его по-настоящему волновало?

Я мало конкретного помню. Совершенно точно поначалу поразило, что мы оба предпочитаем в одежде черный цвет. Как-то это обсуждали, обосновывали… О детях много говорили. О музыке. Какая песня больше нравится с этого альбома «Аквариума» или с последнего альбома Боуи.

Спорили, что сильнее действует: графика или живопись, проза или поэзия. Пунктиком, конечно, была Япония, японская культура. Там не маскируют рыбное блюдо под, скажем, куриное, а, наоборот, всеми способами подчеркивают вкус рыбы. Естественность, культ сезонов, любование как действие… То есть нас обоих восхищала не экзотика, а удивительная бережность к миру, гармония японцев с природой.

Мы не брали во внимание мегаполисы, производственные отношения людей, их несколько странные традиции. Зачем? Есть Басё, Исса, Такубоку…


Фото: Алексей Фокин

- Насколько медийный образ Цоя соответствует тому, каким вы помните его?

Помню застенчивым мальчиком с теплым светом в глазах. Позже он стал более уверенным в себе, угловатость превратилась в грациозность. Прибавилось обаяния и иронии. Все вдруг заметили, что он начитанный и шутит умно. Потом мы очень редко виделись. Но я читала воспоминания людей, которые общались с Витей в Москве. Все говорят, что он остался человеком чистым и порядочным, талантливым и нежным. Верю, что так и есть.

Вот что писал Алексей Рыбин в книге про Майка: «Он [в отличие от БГ] брал своей слабостью, на сцене он был тем, кем был на самом деле, - мальчиком из хорошей, интеллигентной семьи, знающим языки и читающим Тургенева, тонким, думающим, переживающим, все понимающим - и не способным найти в окружающем мире не то что взаимопонимания, но даже ответа на любой свой вопрос. Майк все время жаловался - даже в самых героических и разудалых песнях эта жалоба слышна. Он все время пел о том, как ему плохо, как ему некомфортно, как он страдает от того, что ему чего-то недостает - речь при этом идет о вещах совершенно нематериальных, даже „хочется курить, но не осталось папирос“ в его подаче вырастает в проблему философскую, в конфликт, и никем, кроме самого забубенного гопника, не прочитывается как проблема гастрономическая или наркологическая. Он был силен этой своей слабостью, силен тем, что не боялся ее и на ней выстроил все свое творчество». Вы согласны с этим?

Соглашусь, пожалуй. Могу ответить цитатой из очень старой статьи Артемия Троицкого: «Легко быть умным, легко быть серьезным. Легко и надежно. Трудно быть искренним, трудно быть самим собой („но возможно…“). Один на сцене - всегда босс, скромный вождь и учитель. Другой - не очень понятен, но полон тайн, очарования. Один - над залом, другой - далеко в стороне. Только Майк стоит среди них. Голый, как в своей ванной комнате, куда неожиданно набежало столько сотен народу. Он демонстративно незащищен. Он позволяет себе выглядеть в песнях жалким и нелепым. Он нарочито антипатичен даже в самых драматических ситуациях. И в результате он пожинает урожай глупых смешков и свиста нормальных ребят и девушек, у которых свои представления об искусстве. Они не хотят видеть себя, это зеркало плюет им в глаза».

С другой стороны, в чем сила, в чем слабость - как посмотреть. Майк был и сильный, потому что остался собой. И даже не в принципах дело - тут органика, его суть.

Русский рок для многих был и остается в первую очередь стремлением к внутренней свободе: вот - государство, а вот - мы и то, что у нас есть, то, чего никому не отнять. Вам удавалось в те времена ощутить себя свободной благодаря музыке?

Русский рок, нерусский рок, стихи, «Черный квадрат», придуманный прекрасный город, волонтерство в собачьем приюте, путешествие через океан на паруснике - средств для обретения свободы много. Это такая огромная тема!.. Раньше я говорила детям: «Хотите сами? Очень хорошо! Вперед! Только помните: свобода подразумевает ответственность». Теперь думаю, что это не все: внутренняя свобода - такая радость, такая сила. Если ее обретаешь, то не страшно ничего, как в любви. Самое трудное - определить, в чем твоя несвобода, какие страхи мешают… Ну ладно, это уже философия пошла…

А в те времена я не задумывалась ни о какой свободе-несвободе. Рано вышла замуж, проблем - только поворачивайся. Бунтаркой себя не считала - просто была с любимым человеком, который занимался своим делом. А я просто не мешала.


Прочитав сценарий фильма, тогда еще не снятого, Гребенщиков сказал: «Мы жили по-другому». Как вы считаете, в конечном итоге Серебренникову удалось показать, как вы жили? Если не частности, то само настроение, дух той эпохи, в которую появилась музыка Майка и его друзей?

Ну, на залив регулярно ездила как раз группа «Аквариум», а не «Зоопарк». Майк не был большим любителем природы; выпить с приятелем на набережной Фонтанки - другое дело. Чтобы честно и подробно ответить на этот вопрос, хотелось бы посмотреть кино еще раз. Пока скажу одно: послевкусие от фильма точно приятное и ностальгическое. Спасибо всем за это!

Вы ощущали тогда на себе титул «жены легенды», это как-то влияло на вашу жизнь тогда? И что изменилось сейчас, после выхода «Лета»?

Легендами и звездами наши мальчики называли себя разве что в шутку. Вся «радость» от известности мужа - гости почти каждый день. В этом, конечно, было и много хорошего: появлялись очень интересные люди из разных городов. Я видела, что Майк не зря занимается любимым делом: он нужен, его песни нужны.

Что изменилось после выхода фильма? У нас с детьми появилось еще больше общих тем для разговоров. Вот скоро все откипит, все выскажутся, утихнут, «а я отмою с паркета кровь и обрету свой душевный покой».

15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. С тех пор прошло 25 лет, но песни «Кино» по-прежнему популярны. Как создавались суперхиты, как зовут девушку из песни «Восьмиклассница», кто был первым слушателем «Звезды по имени Солнце» и кому Цой пел: «Малыш, ты меня волнуешь», Woman’s Day рассказали друзья погибшего музыканта и реальные женщины – героини его песен.

«Восьмиклассница», 1982 год

«Пустынной улицей вдвоем

С тобой куда-то мы идем.

И я курю, а ты конфеты ешь…»

Даже близкие друзья Цоя не знали ее имени. И считали красивый образ фантазией рок-музыканта. Но реальная восьмиклассница все-таки существует и по-прежнему живет в городе на Неве. О своем знакомстве с Виктором Цоем известный петербургский дизайнер Дженни Яснец рассказала нашему журналисту.

«Впечатление он производил: высокий, стильный, весь в черном, – вспоминает свою первую встречу с Цоем Дженни Яснец, в ту пору студентка Ленинградского художественного училища им. Серова. – Нас познакомил общий друг – художник Андрей Медведев, он готовил меня к поступлению. Я уже училась на первом курсе, поступила после восьмого класса, и Медведев сказал: «Вот моя ученица, восьмиклассница». Познакомились, поболтали. Цой пригласил нас на концерт. Мы с моей подругой Ульяной Цейтлиной (ныне известная светская львица. – Прим. Woman’s Day) ходили в Ленинградский рок-клуб, хотя это не приветствовалось, он был почти под запретом. И людей часто забирали оттуда в милицию.

Мне было 15 лет, Виктору – 20. И, наверное, в первый момент я показалась Цою ребенком, на мне были детские сандалии, раскрашенные темперой. А потом появилась «Восьмиклассница». Песня мне очень понравилась, и только спустя много лет я узнала, что она про меня. Андрей Медведев рассказал, как Цой принес ему кассету с записью и сказал, что песня посвящена Дженни.

Про «трояк по географии», как в тексте песни, я Цою, конечно, не жаловалась и в кино его не звала. Хотя мы потом с Виктором дружили. Помню, Цой вместе с женой Марьяной приходили ко мне на день рождения и подарили стеклянные серьги. Думаю, что совпадение с героиней песни у меня в 15 лет было только одно: в ту пору родители требовали, чтобы я появлялась дома ровно в десять. А я вечно опаздывала. Вот и получился такой поэтический образ: девочка-восьмиклассница, которую ждет мама», – говорит Дженни Яснец.

«Мои друзья идут по жизни маршем», 1981 год

«Мой дом был пуст,

Теперь народу там полно.

В который раз

Мои друзья там пьют вино…»

Это была первая песня, которую Виктор Цой, тогда еще совсем юный, далекий от славы и переполненных стадионов, исполнил для своих друзей и знакомых.

«Жили мы в ту пору весело, пива и портвейна тоже хватало, – вспоминает начало восьмидесятых петербургский музыкант и близкий друг Цоя Максим Пашков. – Могли собраться компанией и голышом загорать в Парке Победы, это на юге Петербурга, у родителей Цоя там квартира была по соседству. Милиция за нами охотилась. В отделение могли забрать просто за внешний вид, мы же все были панками: торчащие волосы, зеленые губы. Хотя и среди нас Витя выделялся: он называл себя хиппи-панком и всегда носил длинные волосы и булавку в галстуке. Милиционерам это не нравилось. Мы постоянно от них бегали. Однажды нас всех взяли, а Цой спасся: прыгнул в подземный переход на Невском проспекте – с самого верха, сломал ногу, но добрался домой. Потом ходил с палочкой».

Виктора Цоя Максим Пашков знал с детства – вместе они учились в одной художественной школе в центре Петербурга, тогда еще Ленинграда, на углу улицы Ломоносова и канала Грибоедова.

«Нам было 12 лет, когда мы познакомились, – вспоминает Максим. – Собственно я и учил Витю играть на гитаре. Первые аккорды ему показал отец Роберт Максимович , но получалось у Цоя не очень. Сначала мы думали, что станем художниками, но потом по уши провалились в рок-н-ролл. Я создал группу «Палата № 6», пригласил в нее Цоя. А так как на бас-гитаре всего четыре струны, мы подумали, что ее Вите будет проще освоить. Купили в комиссионке инструмент за 40 рублей. И началось. Хотя первое время сочинял и пел только я. Он иногда предлагал свои рифмы ну и гитарные пассажи какие-то.

И, конечно, я помню, как Витя, волнуясь, исполнил мне свою первую песню. Он очень быстро краснел, просто мгновенно ставился бордо. А тут раз – и песня! Мне она сразу понравилась».

На видео Максим Пашков исполняет песню Цоя «Мои друзья идут по жизни маршем» на концерте в клубе «Котельная «Камчатка», 2008 год.

«Когда твоя девушка больна», 1987 год

«День как день,

Только ты почему-то грустишь.

И вокруг все поют,

Только ты один молчишь...»

На экраны фильм Рашида Нугманова вышел в 1989 году, и на «Иглу» люди шли, чтобы посмотреть на Цоя. Его популярность просто зашкаливала. Никто даже не удивился, когда на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признали лучшим актером СССР. А кто же, если не он! И мало кто знает, что с «Иглой» связано рождение еще одного суперхита Виктора Цоя – «Когда твоя девушка больна».

Эту песню он посвятил Марине Смирновой, непрофессиональной актрисе, сыгравшей в «Игле» вторую главную роль – девушки-наркоманки Дины, возлюбленной Моро (так звали героя Виктора Цоя. – Прим. Woman’s Day).

Когда «Игла» вышла на экраны, зрители решили, что и в реальной жизни у Виктора Цоя с Мариной любовь. Но это была искренняя дружба. Тем более у Смирновой был роман с другим участником группы «Кино» – гитаристом Юрием Каспаряном.

«Я часто болела, а Юрий бегал вокруг меня с лекарствами. Витя не мог его никуда вытащить из-за меня. Тогда и родилась песня «Когда твоя девушка больна», которая стала хитом того времени. Эта песня и роль в фильме «Игла» – единственное, что мне осталось от Вити», – говорит Марина Смирнова.

Наверное, тогда на съемках она, молодая и красивая, могла бы закрутить роман с Цоем, но выбрала другого. Да и рок-музыкант был в ту пору женат, хотя его брак был скорее условным.

«Малыш», 1987 год

«Когда я вижу, как ты танцуешь,

Малыш, ты меня волнуешь.

Когда ты смотришь так серьезно,

Малыш, я тебя люблю...»

Эта песня не вошла ни в один из официальных альбомов группы «Кино», и поклонники долгое время считали, что она посвящена единственному ребенку рок-музыканта – сыну Саше.

Но на свет Саша Цой появился 26 июля 1985 года, а песня была записана не то в конце 1987-го, не то в 1988 году – точных данных на этот счет нет. И близкие друзья Виктора Цоя связывают ее не с рождением сына, а с последней и, возможно, самой главной любовью Виктора Цоя – Натальей Разлоговой, московской журналисткой, сестрой известного кинокритика Кирилла Разлогова.

С Натальей Виктор Цой познакомился именно в 1987-м, это произошло на съемках фильма «Асса», где Разлогова была ассистентом второго режиссера. У Цоя в фильме была очень яркая, хотя и эпизодическая роль: он появлялся в финале как музыкант по имени Виктор, фактически играя самого себя.

Чувства к Наталье Разлоговой оказались настолько сильными, что Цой ушел из семьи, прожив со своей знаменитой супругой Марьяной неполных четыре года. Пара довольно долго встречалась, но до загса Виктор и Марьяна дошли не сразу, поэтому и брак оказался коротким.

«В 1989 году Цой официально познакомил меня с этой девушкой, – вспоминала потом Марьяна. – Закатил банкет в ресторане по такому важному поводу. Он не понимал, насколько мне было больно в тот момент. Удивительно то, что мы с Наташей оказались разные. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я – это бочка с порохом. Она – скала. Но даже после расставания мы продолжали общаться с Цоем. И однажды он мне сказал: «У нас есть сын, поэтому мы все равно останемся семьей. Когда нас не станет, давай загадаем, чтобы нас похоронили рядом как родных людей».

Так и случилось. Виктор Цой погиб в августе 1990-го, а 27 июня 2005 года, 15 лет спустя, ушла из жизни Марьяна. Ее похоронили на том же Богословском кладбище, где и Виктора Цоя. Друзья позаботились, чтобы могилы бывших супругов были расположены очень близко друг к другу.

Наталья Разлогова еще в 90-е годы уехала жить в США и вскорости вышла замуж за своего коллегу – журналиста Евгения Додолева. А песня осталась. В 2000 году трибьют на нее записал Илья Лагутенко, после чего «Малыш» обрел невероятную даже для многих хитов Цоя всероссийскую популярность. Хотя с суперхитами «Кино», «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце», все равно не сравнился. Они и сейчас вне конкуренции.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода