Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лига наций во второй мировой войне. Создание лиги наций

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

    будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

    станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

    обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г. 14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Главные задачи Лиги Наций

    построение мира через сотрудничество;

    гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

    предоставления гарантий странам членам:

    коллективные действия в случае нарушения устава и войны

    сохранение независимости и территориальной целостности держав

    если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

    стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

    санкции не имели всеохватывающего характера

    решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

    ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

    Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции .

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций. Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Отрицательное влияние на эффективность деятельности Лиги оказывало отсутствие среди ее членов ряда больших государств. Соединенные Штаты, которые были среди инициаторов создания Лиги наций, не стали ее членом. Усиления влияния изоляционистов, которые требовали, чтобы США не втягивались в европейские дела, не связывали себе руки обязательствами Устава Лиги, явилось причиной того, что Версальский мирный договор, частью которого были положения о создание Лиги наций, не был ратифицирован американским конгрессом. Участие СССР в работе Лиги оказалось недолговременным. Он был принят в 1934 г. и исключен 1939 г. в связи с советско-финской войной. Германия вступила в Лигу в 1926 г. и оставила ее в 1935 г. , подав соответствующее заявление 1933 г. Итак, Лига наций не постоянная в самом деле универсальная организацией, В 1932 г. она насчитывала 60 членов. По разной причине ее оставили 16 держав. Главную роль в руководстве Лигой наций сыграли Англия и Франция. Все это сужало возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов всех государств и интересов общей безопасности. Лига наций была призвана поддерживать статус-кво, который создался в результате первой мировой войны. Но Версальский мир был построен на больших разногласиях, несправедливостях, связанных с грабительским делением территорий и насильническим решением других принципиально важных вопросов. Лига оказалась неспособной подавить первые опасные костры войны, разрешимые фашистскими государствами. Вторая мировая война окончательно похоронила Лигу наций, хотя формально она просуществовала до 31 июля 1946 г. Крах Лиги наций серьезно подорвал идею коллективной безопасности. Предпосылок для отрицательных оценок этой международной организации вполне достаточно.

Были в ее работе и достижения . Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамери- канская конвенция о международных договорах 1928 г., со- стоявшая всего из 21 статьи.

Наций? Это международная организация, которая была создана для развития сотрудничества между различными нациями. Одним из инициаторов ее создания был президент США В. Вильсон, хотя это государство и не вошло в ее состав.

Создание

Эта организация была создана в 1919 году в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского мирного договора. Последний был подписан 28.06.1919 во Франции, в Версальском дворце, по результатам этого Первая мировая война была признана завершившейся. Этот договор, иные договоры с союзниками Германии, соглашения, которые были заключены на Вашингтонской конференции в 1921-1922 гг. легли в основу построения мирового порядка, который был назван Версальско-Вашингтонской системой.

Цели Лиги Наций заключались в обеспечении коллективной безопасности, недопущении военных действий, разоружении, проведении дипломатических переговоров для разрешения различных споров и улучшения качества жизни на Земле.

Главные органы этой организации были сосредоточены в Женеве. К таким органам относились: Ассамблея, куда входили все страны-участники Лиги Наций; Совет этой организации, который изначально составляли 4 постоянных члена (Италия, Великобритания, Япония, Франция) и 4 непостоянных члена, которые менялись периодически; секретариат, который возглавлял генеральный секретарь.

Устав организации

Любая организация должна иметь свой устав. Не являлась исключением и Лига Наций. С какой целью была создана эта организация, нашло отражение в ее уставе. Он был создан специальной комиссией, которая была сформирована на гг. Устав Лиги Наций был включен в мирные договоры, которые были заключены по результатам окончания Первой мировой войны. Изначально он был завизирован подписями представителей 44 государств, абсолютное большинство из которых составляли государства, участвующие в войне на стороне или присоединившиеся к Антанте. И только 13 государств из них были нейтральны в этой войне.

В восьмой статье данного документа речь шла о том, что необходимо лимитировать национальные вооружения для того, чтобы сохранить В случае опасности возникновения войны, независимо от того, затрагивает ли она прямо какого-либо члена Лиги Наций, согласно ст. 11 Устава, генеральный секретарь по требованию любого члена должен был собрать заседание Совета. Не утратили актуальности на сегодняшний день и положения статьи 23 данного Устава, в которой содержалась информация, касающаяся контроля над торговлей оружием, различными вредными веществами, включая опиум, интересов женщин, детей. Здесь же было заявлено, что Лига Наций сделает все от нее зависящее, чтобы предупредить болезни и бороться с ними.

В статье 16 провозглашалось, что в случае начала войны одним из членов Лиги Наций остальные страны должны были порвать все финансовые и торговые отношения с этой страной, включая такие отношения между гражданами. Вдобавок ко всему гражданам запрещалось иметь личные отношения с гражданами страны, объявившей войну. Действия этой статьи были распространены на некоторые государства: СССР в 1939 году после начала советско-финской войны, Италии в 1937 году после нападения на Эфиопию в 1935 году.

Уже в этом Уставе признавался суверенитет и территориальная целостность всех членов Лиги Наций.

Что такое было заложено в этом документе, что позволяло ее членам чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне? Там было заложено, что все члены Лиги Наций должны обмениваться масштабами вооружений, программами, состоянием отраслей, которые могли иметь отношение к военной промышленности. Предполагалась поддержка стран-партнеров, не входящих в Лигу Наций.

Если между членами Лиги Наций возникал какой-либо спор, он должен был разрешаться с помощью Совета или третейским судьей. Война не допускалась, пока не истечет 3 месяца после решения данных органов.

Таким образом, суть Лиги Наций состояла в попытке предотвращения войн.

Официальная символика и языки Лиги Наций

Практически любая международная организация имеет свою символику, свой флаг. Когда была создана в Лиге Наций таковая? Здесь ответ простой - никогда. К сожалению, противоречия между странами-членами этой организации не позволили создать ни флага, ни эмблемы Лиги Наций, несмотря на то, что предложения по официальной символике поступали с момента образования организации.

Официальные языки в этой организации были. В качестве них выступали итальянский, французский и английский языки. Также было желание сделать рабочим языком Лиги Наций эсперанто, но данное предложение было заблокировано французской делегацией, испугавшейся притеснений своего языка. Цели Лиги Наций достигались за счет использования официальных языков.

30 членов Лиги Наций приглашали СССР вступить в эту организацию в качестве постоянного члена, что означало признание роли государства как великой державы. В 1934 году руководство страны приняло решение принять это приглашение. Данное вступление во многом было обусловлено желанием страны защитить свои западные границы. В основном надежды были связаны с Францией. В Москве состоялись переговоры между и Франции, по результатам которых был разработан проект Восточного пакта, по которому Прибалтийские государства, Польша, СССР, Финляндия должны были создать систему коллективной безопасности. Этот проект не был реализован, поскольку существовали непреодолимые противоречия между рядом стран. В результате это послужило одним из оснований принятия Советским Союзом приглашения о вступлении в Лигу Наций.

В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи в случае потенциально возможного нападения агрессора, но он не подкреплялся военным договором, в связи с чем был малоэффективным. Позднее похожий договор был заключен с Чехословакией.

В этом же году министр иностранных дел СССР выступил с призывом на Совете Лиги Наций из-за начавшейся войны Италии с Эфиопией, а также из-за выхода Германии из статей Версальского договора, которые лимитировали ее вооружение, объединения усилий различных государств в борьбе с агрессией посредством применения санкций. Однако Франция и Великобритания заблокировали принятие данного решения.

СССР в Лиге наций просуществовал почти до 1940 года и был исключен из нее в связи с началом советско-финской войны. 14 декабря 1939 года Аргентина инициировала проведение 20 Ассамблеи Лиги Наций, на которой 28 стран из 40 проголосовали за исключение нашей страны. На заседании Совета Лиги Наций было подано 7 голосов из 15 за исключение Советского Союза из данной организации. Это были Франция, Доминикана, Боливия, Бельгия, Египет, Великобритания, ЮАР. Греция, Финляндия, Китай и Югославия при голосовании воздержались. Другие члены Совета отсутствовали, что не помешало что было сделано с грубым нарушением Устава. Через 2 дня ТАСС сделал заявление, назвав данное решение нелепым и вызывающим ироническую улыбку.

Другие причины исключения СССР

Что такого Лига Наций могла предъявить Советскому Союзу, что вызвало непреодолимое желание, даже с нарушением собственного Устава, его исключить? К нашей стране эта организация всегда относилась с подозрительностью, что получило свое развитие после индустриализации страны, осуществленной руководством, и после прирастания Советской армии как в численности, так и в военно-техническом потенциале. В иностранных средствах массовой информации проводилась активная кампания по очернению образа Советского Союза. Советские бомбы не всегда попадали в военные объекты Финляндии. При попадании в гражданские объекты все это фиксировалось и доводилось до сознания иностранцев о том, что СССР - это страна-агрессор, поэтому ее необходимо обязательно наказать.

Многие страны опасались усиления влияния Советского Союза в этой организации в случае успешно проведенной войны и стремились обезоружить нашу страну введением санкций и обострением и без того накаленных отношений. Эта ситуация во многом напоминает ту, которая стала складываться уже по отношению к России после 2014 года.

Окончание истории Лиги Наций

Вскоре после окончания Второй мировой войны в 1946 году Лига Наций прекратила свое формальное существование, поскольку фактическое существование было прекращено с момента начала данной войны. Почему Лига Наций прекратила свою деятельность? Вплоть до 30-х годов XX столетия многие межгосударственные споры и конфликты успешно разрешались этой организацией. Но начиная с 1931 года, когда Япония напала на Китайскую Маньчжурию, Лига Наций перестала принимать военные или экономические санкции по отношению к агрессору. Против Италии за войну против Эфиопии 1935 года были введены только экономические санкции, которые уже в 1936 году были отменены. Эти две агрессии пошатнули уверенность стран мира в Лиге Наций, результатом чего стало попустительство в нападении одних государств на другие. Однако социально-экономическая работа в этой организации продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны, которая положила конец и этой работе.

Взаимодействие между странами-членами Лиги Наций было слабым. Она также была ослаблена тем, что в числе ее членов не было США. СССР и Германия были непродолжительное время членами этой организации. Лига Наций была мало вооруженной для выполнения своих целей. Все это привело к тому, что в 1946 году Лига Наций прекратила свое существование. Но, как говорится, На ее место пришла Организация Объединенных наций.

Использование брэнда Лиги наций в футболе

Несмотря на то, что Лига Наций ушла в историю, брэнд этой организации продолжает жить и сегодня. С 2018 года планируется проведение регулярных матчей Лиги наций УЕФА. Это должно поднять престиж и уровень футбола среди национальных сборных. В данной лиге из 54 сборных будут сформированы четыре группы, которые будут разделены на подгруппы из 3-4 команд. Последние будут играть между собой как в домашних условиях, так и на выезде. Победившие команды либо повысят свой класс, либо выйдут в финал, где будут участвовать 4 сборных. Те же команды, которые в подгрупповых играх займут одни из последних мест, получат понижение в классе.

В 2020 году между победителями четырех подгрупп больших групп каждой группы состоятся стыковые матчи. Из каждой большой группы по одной команде будут присоединены к сборным, которые пройдут Европейскую квалификацию.

Эта Лига наций призвана заменить товарищеские матчи, в данном турнире должна обеспечиться серьезная борьба.

В результате проведения этого турнира нагрузка на сборные должна уменьшиться, чему будет способствовать сокращение поездок на товарищеские матчи, которые полностью не уйдут из футбольного календаря. Остаются проверочные матчи для подготовки к международным турнирам.

Игра слов в названии общественной организации

Название "Лига Наций" оказалось достаточно популярным. В России существует "Лига здоровья нации" - одна из наиболее крупных общественных организаций, возглавляемая кардиохирургом Л. Бокерия.

Эксперты данной организации, помимо доведения до граждан информации о плохом состоянии их здоровья, демонстрируют, как можно изменить жизнь, если на это есть желание.

Каждый год проходит акция "Прикоснись к сердцу ребенка", в рамках которой в НЦ ССХ им. Бакулева оказывается помощь детям с пороками сердца. Ежегодно проходит акция "Волна здоровья", в рамках которой во время плавания ведущие врачи из разных уголков страны выдают детям сертификаты на лечение в клиниках столицы, предварительно их осмотрев.

Данная организация борется с вредными привычками, проводя такие акции, как "Россия без табака", "Общество против наркотиков", "Безалкогольная Россия".

С 2012 года организация проводит форумы стран СНГ по обмену опытом и развитию сотрудничества для повышения качества и уровня жизни населения с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, данная организация продолжает прилагать усилия по сохранению и приумножению здоровья населения, которые были провозглашены в Уставе Лиги Наций. Правда, пока это осуществляется на национальном и межгосударственном уровнях.

В заключение

На вопрос о том, что такое Лига наций, нельзя дать однозначный ответ, что это была только международная организация, аналогом которой на сегодняшний день является ООН. Если рассматривать этот вопрос безотносительно к международной организации, существовавшей в середине XX века, то такое название можно встретить и в предполагаемом в будущем турнире УЕФА, а также в названии общественной организации, занимающейся здоровьем нации. Можно надеяться на то, что отвлечение этих структур от политики и, прежде всего, от военной тематики, позволит им существовать более продолжительный промежуток времени по сравнению с международной организацией.

18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций , выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..."

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный

Лига Наций (The League of Nations) – международная организация, имевшая своей целью, согласно уставу, «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности». Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919–1920 гг., и включенный в Версальский мирный договор 1919 г. и др. мирные договоры, завершившие Первую мировую войну, был первоначально подписан 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней, и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Основными органами Лиги Наций являлись: Ассамблея (в ее работе участвовали все члены Лиги Наций; сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре), Совет Лиги Наций (первоначально состоял из 4 постоянных членов–представителей Великобритании, Франции, Италии и Японии (впоследствии к ним добавились Германия и СССР) и 4 непостоянных членов (впоследствии их число также менялось) и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарем. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно (консенсусом). При Лиге Наций на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международная организация труда и др. организаций. Основные органы Лиги Наций располагались в Женеве (Швейцария).

Организационными предпосылками создания международной организации подобного масштаба стала деятельность таких организаций, как Всемирный почтовый союз (основан в 1874), Красный Крест, Гаагские конференции и Постоянный арбитражный суд (Гаагский трибунал). Лига Наций стала воплощением идей, высказанных на завершающем этапе Первой мировой войны выдающимися политиками и общественными деятелями – Яном Шмутцем, лордом Робертом Сесилем, Леоном Буржуа. Тогдашний президент США Вудро Вильсон включил предложение о создании международной организации (Лиги) в свои «14 пунктов», озвученных в его обращении Конгрессу США 8 января 1918 г. В. Вильсон активно участвовал в Парижской конференции 1919 г., на которой было принято решение о создании Лиги Наций.

Устав Лиги Наций состоял из 26 статей. Первые 7 статей касались организационного строения Лиги. Ассамблея и Совет Лиги Наций были уполномочены обсуждать «любые вопросы, касающиеся деятельности Лиги или касающиеся судеб мира во всем мире». В 8 и 9 статьях признавалась необходимость разоружения и создания комиссий по военным вопросам. Статья 10 была попыткой гарантировать территориальную целостность и политическую независимость государств-членов Лиги от внешней агрессии. В статьях с 11 по 17 говорилось о создании Постоянного Международного Суда для арбитража и примирения, а также для применения санкций против агрессоров. Остальные статьи Устава Лига Наций касались международных договоров, управления «мандатными территориями» (бывшими колониями), международного сотрудничества и гуманитарных акций, а также порядка внесения изменений в устав.

Если первоначально членами Лиги Наций стали государства, победившие в Первой мировой войне (за исключением США, Сенат которых не ратифицировал Версальский договор), а также большинство нейтральных стран, то позднее в нее вступали и другие государства: Болгария (1920), Австрия (1920), Венгрия (1922), Германия (1926), Мексика (1931), Турция (1932). В середине 1930-х гг. в связи с ростом угрозы со стороны Германии, Италии и Японии 30 государств – членов Лиги Наций обратились к СССР с предложением вступить в Лигу Наций. 18 сентября 1934 г. СССР стал членом Лиги Наций и занял постоянное место в ее Совете.

В первые годы существования Лига Наций сумела добиться разрешения спора Швеции и Финляндии по поводу Аландских островов (1920–1921), гарантировать безопасность Албании (1921), спасти Австрию от экономических бедствий, решить вопрос о разделе Верхней Силезии (1922), предотвратить развязывание войны на Балканах между Грецией и Болгарией (1925). Тогда же под эгидой Лиги Наций был фактически осуществлен передел колоний (т.н. вопрос об управлении мандатными территориями).

В 1930-е гг. среди обсуждавшихся вопросов были: итальянская агрессия против Эфиопии (1935–1936), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров (в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936), итало-германская интервенция в Испании (1936–1939), захват Германией Австрии (1938) и другие.

Лига Наций оказывала значительную помощь беженцам, помогала искоренять работорговлю и торговлю опиумом, проводила первые в своем роде исследования состояния общественного здравоохранения, выделяла финансовую помощь нуждавшимся странам, способствовала международному сотрудничеству в сфере труда и занятости, а также в других областях.

Однако с течением времени эффективность деятельности организации стала заметно снижаться. Так, Польша отказалась подчиняться требованиям Лиги Наций в споре за Вильнюс. Лига Наций была вынуждена оставаться сторонним наблюдателем в период французской оккупации Рура (1923) и оккупации Италией Керкиры (1923). Неспособность предпринять какие-либо серьезные меры против японского вторжения в Манчжурию (1931) ударило по престижу и репутации Лиги Наций, особенно в связи с выходом Японии из Лиги Наций в 1933 г. Еще одной серьезной неудачей стал провал попыток Лиги Наций прекратить войну Боливии и Парагвая (1932–1935). После начала советско-финляндской войны 1939–1940 гг. по инициативе Великобритании и Франции Совет Лиги Наций 14 декабря 1939 г. принял решение об исключении СССР из Лиги Наций.

К 1940 г. Лига Наций фактически прекратила свою деятельность. В штаб-квартире организации в Женеве осталась небольшая часть прежнего аппарата служащих, ряд технических служб был переведен в США и Канаду. Международная организация труда (МОТ) продолжала независимое от Лиги Наций существование и впоследствии стала одним из специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций. Официально Лига Наций перестала существовать в апреле 1946 г. в соответствии с решением специально созванной Ассамблеи.

Историческое значение Лиги Наций состояло в самом создании модели международной организации суверенных государств, послужившей основой для создания ООН. Опыт создании Лиги Наций использовался при создании и других организаций государств, в частности Европейского экономического сообщества, Европейского союза, Совета Европы и т.д. Неудачи Лиги Наций можно объяснить нежеланием великих держав поступаться собственными интересами, неготовностью большинства людей в то время принять идею наднациональной политики, а также отсутствием у Лиги Наций действенных механизмов обеспечения реализации собственных решений и рычагов воздействия на суверенные государства. В то время делались только первые шаги в налаживании сотрудничества между людьми и народами вне рамок межгосударственных отношений.

Правительства стран мирового сообщества собрались на Парижскую мирную конференцию, чтобы документально зафиксировать итоги войны и узаконить новые условия сосуществования в мире. Это была международная организация, призванная упорядочить развитие экономических, политических и военных взаимоотношений между странами и обеспечить их мир и безопасность. Лига Наций просуществовала с 1919 по 1946 год, вплоть до образования ООН. Устав Лиги был включен во все мирные договоры, подписанные на Парижской конференции.

Вступление СССР в Лигу Наций

В Лигу Наций вошли сначала сорок четыре государства, с годами количество стран-участниц возрастало, доходило до шестидесяти. США изначально не вошли в организацию. В 1934 году в нее был принят СССР, но уже в 1939-ом, когда началась советско – финляндская война, был исключен из Лиги как нарушитель Устава.

Деятельность Лиги Наций

Устав Лиги прописывал ее функции и объем полномочий. Управляли Лигой два органа – Ассамблея и Совет Лиги. Ассамблея собиралась один раз в год, на ней присутствовали все государства-участники, а Совет Лиги собирался чаще (за все время 107 раз). Собрания происходили в Женеве, где находился Секретариат и соответственно – Генеральный секретарь Лиги.

Наряду с этими работали и дополнительные органы – разнообразные комиссии и отдельные организации, такие как Палата международного правосудия и другие. Казалось бы, Лига Наций, согласно ее Уставу, должна была обезопасить мир от чрезмерного накопления вооружений, от военной агрессии, от прочих конфликтов между странами, но вышло не так, как предусматривалось.

Дело в том, что некоторые статьи Устава, формулировались таким образом, что их прочтение при определенных условиях давало возможность и для гонки вооружений, и для решений в обход Устава. Например, если спор или конфликт заходит в тупик, и нет единогласного мнения по нему, то Лига могла принять подходящее решение, т.е. действовать по обстоятельствам.

Очень двусмысленно была сформулирована и главная статья Устава об ограничении вооружений, которая на деле открывала простор для милитаризации. Обтекаемой и невнятной оказалась формулировка статьи о войне или угрозе войны. Реакцией Лиги на подобные действия должны быть какие-то меры, которые были бы способны «действительно оградить» страны, входящие в организацию.

Несколько статей Устава были посвящены санкциям. Они должны быть запущены в адрес тех стран, которые совершили враждебные, агрессивные действия в отношении иных государств. Такая ситуация обязывала всех состоящих в Лиге Наций разорвать со страной-агрессором как торговые, так и другие экономические связи. Эти меры должны были сдерживать мир от войн и конфликтов.

С этой же целью Совет Лиги определял численность морского флота, сухопутных сил, авиации для каждой страны-участницы. Но все же, несмотря на необходимость укрепления армий, главным рычагом влияния на государства, проявившие агрессию, были дипломатические переговоры и экономические санкции.

Эти же правила относились и к другим странам, не входящим в Лигу Наций, которой предписывались полномочия введения не только экономических, но и военных санкций в том случае, если одна из таких стран откажется от предложенных мирных условий избегания конфликта и все же развяжет военные действия против состоящей в Лиге страны.

Власть Лиги распространялась также на бывшие турецкие и германские колонии в Африке, арабских странах и Тихом океане. Деятельность Лиги принесла определенные плоды. При ее вмешательстве были урегулированы многие насущные вопросы экономической, гуманитарной, социальной сфер на международном уровне, в том числе в области медицины и здравоохранения, научных связей, международного права, а также в подготовке и проведении конференций на тему разоружения.

Кроме того, Лига контролировала вопросы торговли наркотиками и людьми и некоторые проблемы прав молодежи. Большую роль в разрешении многих проблем играла Постоянная палата международного правосудия (это юридический орган Лиги), имеющая полномочия на независимые решения. За годы своего существования Лига Наций поспособствовала предотвращению или урегулированию более четырех десятков политических противостояний.

Безусловно, деятельность этой организации была в определенной мере результативной. Но главную проблему столетия – – Лига Наций предотвратить не смогла. Не были разработаны достаточно действенные меры, чтобы обезопасить мир от глобальной катастрофы. Лига оказалась бессильной перед лицом агрессии Германии, Италии, Японии, которые начали активную подготовку к войне.

Предварительно Япония и Германия в 1933 г. отмежевались от Лиги, а в 1937-ом это сделала и фашистская Италия. Это обстоятельство сделало бессмысленным закон Статуса об открытости информации о снижении вооруженных сил и о контроле над производимым оружием всех стран, входящих в Лигу Наций.

Конечно, организация как-то попыталась остановить агрессию или хотя бы сдерживать ее, когда во время итало-эфиопской войны своим решением ограничила внешнеэкономические связи Италии. Но это было комариным укусом для страны, так как никоим образом не повлияло на финансирование войны.

А другие вопиющие акты агрессии, например, когда Япония вторглась в Манчжурию (1931 – 33 гг.), а потом вглубь Китая (1937 – 39 гг.), Лига как будто и не заметила, хотя на словах выразила обеспокоенность.Точно также беспомощно проявила себя Лига, когда Германия и Италия начали интервенцию в Испании, когда фашистская Германия оккупировала Австрию, Чехословакию, вторглась в Польшу.

Таким образом, Лига Наций оказалась не в состоянии отвратить надвигающийся катаклизм – Вторую мировую войну. Несостоятельность Лиги Наций сказалось и в том еще, что она не позаботилась ни о защите территориальной целостности стран-участниц Лиги, ни о неприкосновенности их границ, ни об отстаивании суверенитета подопечных ей государств, ни о создании общих вооруженных сил из числа армий этих государств.

Роспуск Лиги Наций

Очевидное бессилие Лиги Наций в вопросе мирного сосуществования на планете привело к тому, что 08.04.1946 на последней Ассамблее этой организации в Женеве, она передала свои полномочия и функции созданной вместо нее Организации Объединенных Наций.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода