Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Комаровский семья. Евгений олегович комаровский биография

В чем секрет популярности известного доктора, мы расскажем в этом материале.


О детстве

Биография Евгения Олеговича Комаровского во многих источниках изложена довольно скупо – родился, учился, работал. На самом деле, и он сам очень любит об этом рассказывать, его жизнь с самого детства складывалась довольно интересно. Родился он в семье инженеров в Харькове 15 октября 1960 года. В 2018 году Евгений Олегович будет отмечать свой 58 день рождения.

Родители Жени работали на турбинном заводе, и его детство на первый взгляд мало чем отличалось от детства миллионов советских школьников – пионерия, демонстрации, сбор металлолома. До работы инженером на заводе мама Евгения получила первое образование в области культуры и работала библиотекарем. За счет этого в стандартной квартире Комаровских была совершенно нестандартная для того времени довольно большая библиотека. Страсть к чтению у мальчика проснулась рано. Когда родители запрещали читать, он прятался с фонариком под одеялом и продолжал штудировать очередной приключенческий роман или повесть.

Когда Жене было 10 лет, на свет появилась его младшая сестра, и это событие косвенно определило его дальнейшую профессию.

Мальчик почему-то так боялся за малышку, так переживал, чтобы с ней ничего не случилось, что постоянно и вполне добровольно помогал маме ухаживать за крохой.

Сестра болела, выздоравливала, все это происходило при непосредственном участии старшего брата, который и ненавистную микстуру умел сестре «скормить», и банки поставить. Поэтому к моменту окончания школы с выбором профессии вопросов не возникло.



О профессии

Школу Евгений окончил самую обыкновенную, среднюю. В медицинский институт в конце 70-хх было поступить довольно трудно – профессия была престижной, благородной, желающих носить белый халат было много, а мест в учебном заведении – мало. Учитывая, что родственников-врачей в роду Комаровского не было, протекции ждать было неоткуда. Но летом 1977 года в Харьковском медицинском институте, который славился на весь СССР, неожиданно поменялся ректор. Старого, по слухам, уволили за то, что были выявлены факты взяточничества в приемной комиссии.

С большой надеждой на справедливость в ходе экзаменов Евгений отправился сдавать вступительные испытания. Он получил две четверки и две пятерки и был зачислен на педиатрический факультет. Счастью не было предела.



О студенчестве Евгений Олегович рассказывает не так много, ссылается на то, что очень уставал, чтобы запоминать какие-то яркие моменты, поскольку учеба давалась нелегко. Особенно тяжело складывались отношения с преподавателями, которые не умели доступным языком рассказать суть своего предмета, а лишь зачитывали лекции по книгам «слово в слово». Ко второму курсу отношение к учебе стало меняться – в жизни Евгения появились настоящие энтузиасты своего дела – увлеченные врачи и медицинские сестры, которые любили профессию, пациентов и умели «заразить» своими идеями окружающих.


Так по протекции друзей Евгений Комаровский, студент второго курса, попал в местную больницу. Работал бесплатно. Просто приходил каждый день после занятий, чтобы помогать медсестрам, докторам, а заодно получал столь бесценную для студента-медика практику.

На третьем курсе он уже трудился за небольшую, но собственную зарплату – медбратом в отделении реанимации детской больницы, а потом и в реанимации института неотложной хирургии.

Не раз Евгений Комаровский признавался, что именно реанимация «сделала из него человека» – там он научился ценить жизнь, радоваться каждому маленькому успеху, понимать, чего на самом деле стоит ошибка врача и пациента.


Институтские годы остались позади и с дипломом о высшем образовании Евгений Комаровский в 1983 году пришел в отделение реанимации Харьковской областной инфекционной детской больницы. До 1991 года работал обычным доктором, а потом получил первое в своей жизни повышение – стал заведующим реанимационным отделением.

В 1996 году Комаровский стал кандидатом медицинских наук. В 2000 году запас терпения в противостоянии с государственной системой здравоохранения закончился, и Комаровский покинул больницу. Некоторое время давал консультации в частном медицинском центре, а потом открыл собственную клинику «Клиником».



О телевидении

Сейчас Комаровский гордо носит титул «Самого красивого мужчины Украины», его усы и улыбку узнают родители не только Украины, но и других стран. А первое появление на телевидении произошло совершенно случайно. Один из харьковских телеканалов попросил у доктора интервью по поводу дифтерии. Это случилось в 1992 году, именно в этом году на Украине свирепствовала настоящая эпидемия этого инфекционного заболевания.

Обычно врач перед камерой – страшный сон любого журналиста и режиссера, ведь люди, которые хорошо лечат, чаще всего боятся камер и очень смущаются, вплоть до полной невозможности выразить свои мысли человеческим языком. Комаровский оказался полной противоположностью и очень скоро его стали часто приглашать прокомментировать те или иные вопросы детской заболеваемости или профилактики инфекционных недугов.


Когда Евгений Олегович начал работать самостоятельно в собственной клинике, начал копиться богатый материал для обсуждения. Родители часто задавали одни и те же вопросы, их интересовали одни и те же проблемы. Рассказать сразу и всем все, что необходимо знать о воспитании здоровых малышей, Комаровский решил с экрана телевизора, поскольку и связи в СМИ, и опыт телевыступлений к тому моменту уже накопился. Так в 2010 году на канале «Интер» стартовала программа «Школа доктора Комаровского».


Пример передачи Школы доктора Комаровского вы можете увидеть ниже.

С 2017 года Комаровский работает еще и на радио – на «Русском радио» ведет проект «Микстура-шоу». С 2018 года Евгений Комаровский принял предложение стать телеведущим на детском канале «Карусель». Он ведет рубрику «Спросите доктора Комаровского», которая является частью передачи «Навигатор».

Свой успех на телевидении Евгений Олегович считает вполне закономерным и объяснимым – молодые мамочки, бабушки и все им сочувствующие больше склонны верить «авторитетному усатому человеку из телевизора», чем врачу высшей категории, который расскажет им что-то в кабинете поликлиники или больницы. Поэтому телевидение, по мнению Комаровского, является отличным, доступным способом донести важную информацию до тех, кому она необходима – до родителей.



Книги

Писательскому делу Евгений Комаровский не обучался, сказался детский опыт неудержимого чтения всего, до чего можно было дотянуться в маминой домашней библиотеке. Поэтому когда в начале 90-хх появилось желание перенести на бумагу свой, к тому времени уже довольно внушительный опыт работы доктором, особых проблем с подбором слов и стилистикой не возникло – начитанные люди, как правило, отлично умеют выражать свои мысли, в том числе и в тексте.

Первым трудом стала монография «Вирусный круп у детей». Монография писалась не для солидных научных кругов, а больше для пациентов и многочисленных друзей. Поэтому доктор позволил себе выбрать несколько неофициальный тон монографии, где-то посмеяться, где-то взгрустнуть вместе с читателями. Но главное он донес – проинформировал о вирусном крупе и способах его предотвратить. Это было необычно и ново, и проблем с изданием не возникло. Монография увидела свет. Кстати, через три года труд оценили и в профессиональных кругах, и Комаровскому присудили ученую степень кандидата медицинских наук.


С того момента доктор пишет почти постоянно – книги, статьи, заметки, интернет-публикации. Первой по-настоящему популярной и любимой широкими массами стала книга «Начало жизни вашего ребенка», которая вышла в 1996 году.

В 2000 году свет увидело продолжение первой книги – «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». С тех пор эта книга постоянно переиздается, дополняется, корректируется, ведь появляется новый опыт, новые письма читателей и новые ситуации, которые обязательно нужно донести до здравого смысла взрослых, которые растят малышей.

Так, на момент первого издания, почти не были распространены одноразовые подгузники. А сейчас каждый второй вопрос от родителей по поводу ухода за новорожденным касается именно их – тех самых «памперсов». Появились новые лекарства, косметические средства для детей, продукты питания и смеси. Именно поэтому проекту «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» пока не видно конца – по мере накопления новой информации выходит новое издание. Уже было 15 переизданий проекта.



Писать Комаровский намерен и дальше. Сам он утверждает, что просто обязан это делать, ведь его труды до кого-то доходят, и эти люди пересматривают свое отношение к уходу за малышом. Современная медицинская наука далека от реальности, считает Евгений Олегович. Все больше врачей безграмотных, все больше родителей, которые слепо доверяют этим безграмотным докторам, соответственно, все больше становится больных детей.

Подавляющее количество малышей, по глубокому убеждению Евгения Комаровского, рождаются совершенно здоровыми. Больными их делает неправильный уход, тепличные условия, странные стандарты оказания медицинской помощи в родильных домах, в детских поликлиниках, просто маниакальная страсть родителей и педиатров к назначению таблеток, микстур, сиропов и уколов бедному ребенку по любому случаю.

Продолжая писать, Комаровский старается донести до родителей (а если повезет, и до коллег-педиатров), что детское здоровье нужно не калечить, а поддерживать. А как это сделать, он рассказывает в своих книгах и статьях.




За последние 20 лет Евгений Комаровский получил более трехсот тысяч писем от своих читателей из 89 стран мира. Кто-то с доктором соглашается и благодарит его за дельный совет, который помог ребенку, кто-то оспаривает принципы и мнения Комаровского, и это тоже совершенно нормально и естественно. С письмами вообще происходит нечто удивительное, утверждает Комаровский – среди общего количества обращений 2,5 тысячи посланий прислали врачи, 50 писем написали именитые профессора, заслуженные и важные деятели медицинских наук. При этом ни одного письма ни разу не написали чиновники от здравоохранения! С чиновниками у Евгения Олеговича как-то не задалось.


Врачи боятся ответственности, чиновников, наказания, поэтому широкое распространение получило такое явление, как гипердиагностика. А ответственными за здоровье ребенка являются на самом деле не доктора и не чиновники, а родители. Именно семья – первая линия фронта, которая стоит на страже здоровья чада.

Чтобы позаботиться о его здоровье, у родителей должны быть хотя бы основные знания о том, как это делать. Современная медицина не предусматривает такого «образования» мам и пап. Это взял на себя Евгений Комаровский, который считает, что его основная задача – даже не лечить малышей, а учить их родственников тому, как правильно растить чадо, чтобы поводов для лечения не возникало, то есть здоровыми, крепкими и счастливыми.


Основные принципы доктора

Многие мамы отмечают, что все книги Евгения Комаровского написаны с таким искрометным чувством юмора, что женщины поневоле начинают чувствовать прилив оптимизма даже в ситуациях, которые, на первый взгляд, оптимизма совсем не внушают.

Среди родителей на тематических форумах встречается даже такое понятие, как «жить по Комаровскому». Что это означает, какие основные принципы известного педиатра родители берут на заметку?

Лучший доктор – собственный иммунитет ребенка

Этот принцип главный. Он основан на убеждении Комаровского в том, что почти все дети от рождения здоровы. Сама природа позаботилась о том, чтобы их иммунитет мог справляться с вирусами, бактериями, распространенными детскими недугами. Попытки родителей пичкать ребенка таблетками – помеха иммунитету. Медикаменты нужны, но только в крайних ситуациях. В 90% случаев детских заболеваний достаточно создавать такие условия, при которых иммунитет сможет быстрее мобилизоваться и начать бороться с инфекцией.

При этом лекарств должно быть минимальное количество и каждый препарат должен быть обоснован. Большинство педиатров же выписывают малышу с ОРВИ сразу 6-7 препаратов («от вируса, от температуры, от кашля, от насморка, от головной боли, от бессонницы и от поноса» одновременно). Доктор опасается за непредвиденные осложнения, он не хочет брать ответственность, не назначая такого перечня препаратов. Родители не хотят брать ответственность и выполняют рекомендации.

В результате закормленный таблетками малыш начинает болеть с завидной регулярностью, поскольку его собственный иммунитет старательно уничтожается и угнетается заботливыми и безответственными взрослыми.


Лучшие лекари – воздух, вода, правильная обстановка

Комаровский утверждает, что иммунитет будет работать лучше только тогда, когда ребенок достаточно времени проводит на свежем воздухе, пьет достаточное количество жидкости, а обстановка в его доме или в группе детского сада соответствует требованиям его организма. Температура воздуха для здоровья малыша в помещении должна поддерживаться на уровне 18-21 градуса выше 0, а влажность воздуха должна находиться в диапазоне 50-70%.

Однако санитарные нормы не позволяют воспитателю в садике открыть зимой окно, чтобы проветрить помещение, а температура в группе нормам, составленным чиновниками, не должна опускаться ниже 25 градусов тепла. Поэтому нет ничего удивительного, что в сезоны массовой заболеваемости дети начинают один за другим болеть вирусными инфекциями.

Если при этом и дома мама ставит дополнительный обогреватель и экономит на покупке увлажнителя воздуха, то заболевший с большой долей вероятности получит и осложнения в виде бронхита, воспаления легких, ларингита , тонзиллита и других малоприятных диагнозов.


Закаливать ребенка «по-Комаровскому» нужно с первых дней после выписки из роддома, не бояться делать для него прохладные ванны (27-30 градусов), устраивать солнечные и воздушные ванны, делать гимнастику.

Аллергия – не болезнь, а реакция на нарушения в окружающей среде

Комаровский рекомендует родителям заботиться не о том, чтобы покупать ребенку гипоаллергенные продукты и лекарства от аллергии, а о том, чтобы у малыша с самого раннего возраста не возникало конфликта с окружающей средой. Ежедневные влажные уборки, отсутствие пыльных книг в комнате ребенка, а также наличие в доме кошки или собаки (а можно и обоих) повышает шансы на то, что никакой аллергии у ребенка не будет. Чем больше его оберегают от шерсти, цветущей пыльцы, тем более «тепличным» вырастает чадо. И каждое новое вещество в окружающем мире способно вызвать у него аллергию.

Большинство детей аллергии перерастает, то есть с возрастом неадекватная реакция организма на аллерген исчезает без следа. А потому делать из аллергии проблему и начинать лечить ее агрессивными медикаментами – путь ошибочный.


Ребенок не может быть главным в семье

В воспитании малыша, начиная от установления режима дня после выписки из роддома и заканчивая его капризами в дошкольном возрасте, главным правилом Комаровский считается правило приоритета – ребенок не может командовать стаей, но он должен сразу научиться подстраиваться под интересы и законы этой стаи, чтобы в ней успешно выжить. Поэтому Евгений Олегович, в отличие от многих зарубежных педиатров, которые советуют выполнять все желания грудничка или дошкольника, утверждает, что ребенок должен жить по режиму, установленному взрослыми, а не наоборот.

Тогда с ночным сном у малышей проблем не возникает, как не возникает истерик и неуправляемых выходок у детей-дошкольников.

В конечном итоге отказ родителей подстраивать свою жизнь под «хотелки» ребенка идет на ему пользу как с точки зрения медицины, так и с точки зрения педагогики.


Ребенка нельзя перекармливать

Это очень распространенная ошибка родителей и бабушек – кормить чадо изо всех сил при любом удобном случае. Если же малыш не ест или начинает есть избирательно, капризничает , взрослые начинают искать причины такого поведения, обращаются к врачам и пытаются лечить. Ничего подобного делать не надо – ребенок должен есть тогда, когда он голоден. При этом не стоит паниковать, если он не поел сейчас – поест, когда захочет.

Отдельного внимания заслуживают попытки накормить силой во время болезни ребенка. Голодание в эти периоды пойдет только на пользу – у организма будет больше сил на борьбу с недугом, ведь на переваривание пищи организм энергии расходовать не будет.


В 1983 г. окончил педиатрический факультет Харьковского медицинского института.

Трудовую деятельность начал в 1980 г. — медбратом отделения реанимации. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года — врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет — заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл консультативный медицинский центр — клиника Комаровского — «Клиником».

Кандидат медицинских наук (1996 г.).

Автор многочисленных научных трудов, в том числе монографии «Вирусный круп у детей», а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — выдержала более 30 переизданий в России и Украине.

Евгений Олегович является автором и ведущим ряда телевизионных программ. «Школа доктора Комаровского», стартовавшая в марте 2010 г., трижды была удостоена премии «Телетриумф» и пользуется заслуженным доверием у телезрителей Украины, России, Казахстана, Молдовы, Израиля, Канады и других стран.

    Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.

    Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.

    Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.

    Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.

    Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.

    Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.

    Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков—Москва, 2010.

    Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.

    ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков—Москва, 2008.

    Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.

    Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.

    Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.

    36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков—Москва, 2008.

    Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков—Москва, 2009.

    Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков—Москва, 2010.

    Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.

    Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков—Москва, 2012.

    Лекарственные средства в педиатрии. Харьков—Москва, 2013.

    О прививках здравомыслящим и любознательным. 2014.

  • 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Харьков, 2018.

Книги «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» и «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей» переведены на украинский и китайский языки. Книга «Начало жизни вашего ребенка» переведена на польский язык.

На сайте также доступен текст неизданной книги «Невідкладна допомога».

Автобиография

Никто из моих предков никогда не имел никакого отношения к медицине. И я не перестаю этому удивляться. Ибо мне очень-очень часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически. Я почти уверен, что уже был врачом…

Но это всё из области подсознательного. Наяву же все вполне осознанно: дружная семья, папа-мама — инженеры, младшая сестра, любимая бабушка, дедушкины ордена, пионерское детство, очень средняя школа.

Мама моя, до того как стать инженером, окончила институт культуры и несколько лет работала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы — огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению, включая ночное — с фонариком и под одеялом.

На будущий выбор профессии повлияла, прежде всего, младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъяснимой любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мною как самое сильное эмоциональное потрясение детства.

К моменту окончания школы выбора уже не было в принципе: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет. Или вполне логичный альтернативный вариант — служба в Советской Армии.

При подготовке к вступительным экзаменам запомнилось ощущение того, что детство кончилось. А еще запомнились слова физика Петра Самуиловича (сейчас он профессор где-то в США): «Женя, у вас дурная привычка спать по ночам…».

Год моего поступления в институт — 1977 — был особенным. Накануне поменялся ректор, ходили слухи, что за взятки в приемной комиссии; по крайней мере, появились шансы на объективность при сдаче экзаменов. В дальнейшем это подтвердилось: две четверки — за сочинение и физику, и две пятерки — по химии и биологии. Я поступил!

Медицина

Студенческие годы вовсе не воспринимаются мною как самые лучшие и веселые. Как годы тяжелого труда — да. Ощущения: огромное количество бесполезной информации, маразм кафедры «истории КПСС», тошнотворность комсомольских и профсоюзных собраний, бросающаяся в глаза нелюбовь к своей профессии многих преподавателей, профессора, с трудом разговаривающие и по книжкам читающие лекции. И параллельно с этим — интеллектуалы, люди, любящие студентов и свое дело, радость приобщения к профессии.

Со 2-го курса я начал дежурить в больницах. Держал крючки хирургам, помогал медсестрам (не для денег, для себя).

Настоящая работа, уже за зарплату, началась после третьего курса и продолжалась до окончания института. Вначале — год медбратом в отделении реанимации детской дорожной больницы, а затем — в реанимации института общей и неотложной хирургии. Реанимация заставила по-новому посмотреть и на себя, и на медицину. 10 ночей каждый месяц в окружении настоящих врачей, осознание ценности получаемой информации, радость, когда кто-то пришел в сознание, значимость ошибок — людских и врачебных. Смерть… Дети, беременные 18-летние девочки, старики, алкоголики, здоровенные мужики.

Абсолютная норма, когда забыли даже сказать спасибо, и пронзительный крик: «Убийцы!» — крик женщины, которая четыре дня не обращалась за помощью и, по совету бабок, накрывала черной тряпкой бьющегося в судорогах трехлетнего мальчика…

К моменту окончания института детская реаниматология была для меня смыслом жизни. Это была настоящая практическая медицина, где многое надо было не только знать, но и уметь делать руками, быстро принимать решения. Медицина, где цена ошибки и цена нехватки знаний была эквивалентна человеческой жизни.

С 1983 года начал работать в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 — врач отделения реанимации, затем в течение десяти лет — заведующий инфекционным отделением.

К 2000 году закончились резервы моего терпения и способности к компромиссам по отношению к работе врача в рамках системы государственного здравоохранения. Тогда же расстался с родной больницей и начал вести консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре. В 2006 году окончательно «созрел» внутренне и материально, после чего вместе с близкими друзьями создал клинику Комаровского — «Клиником».

В словах «Клиника Комаровского» главное — именно клиника. Клиника — это учреждение, в котором помимо лечебно-профилактической работы осуществляется образовательный процесс. Принципиальная особенность «Клиникома» — основным субъектом образования являются не врачи и медсестры, а самые обыкновенные мамы и папы, стремящиеся к осознанному родительству.

Идеология осознанного родительства, родительства как счастья, а не как подвига — это и есть стратегическая основа деятельности Клиникома, ну а тактическими инструментами образования являются сайт и социальная сеть, лекции и вебинары, книги и телепроекты.

Писательство

В 1993 году написал монографию «». Писал сам, без кафедр, для себя, для друзей. Старался, чтобы это легко читалось и было понятно. Получилось. К этому времени уже имелся приличный запас благодарных пациентов, так что удалось без особых проблем издать. В 1996 году за монографию получил ученую степень кандидата наук. Горжусь нетипичностью ситуации, ибо аналогов, когда практикующий врач-педиатр становится кандидатом наук таким образом, в нашей стране нет.

Полученные после выхода книги десятки писем и отзывов убедили меня в том, что писать я умею и имею на это моральное право. И с этого времени пишу практически постоянно.

«» — первая популярная книга, 1996 год… Ее логическое продолжение — «», 2000 год. Десятки статей в газетах и журналах, книжка про , огромная бумажная и виртуальная переписка. «Здоровье ребенка…» постоянно переиздается в России и Украине, дополняется новыми главами.

Создание «Клиникома» изменило всё самым принципиальным образом. Писать, когда у тебя есть реальные помощники, писать, когда рядом есть люди небезразличные и сопереживающие, — это ж просто удовольствие. Неудивительно, что за 8 лет существования «Клиникома» я успел намного больше, чем за предыдущие 15 лет (смотрите библиографию).

Почему я пишу? Прежде всего потому, что, несмотря на заверения многих ученых, остаюсь в уверенности: большинство детей рождаются на свет здоровыми. Здоровья их лишают родители и медицинские работники. Первые от безграмотности, вторые от страха перед безграмотностью. Неуемная фармакологическая помощь беременным, жуткий перегрев в роддомах, несвоевременное прикладывание к груди, эксперименты с питанием, тепличные условия, лечение всего и всегда.

Наша, отечественная, медицинская наука вообще и педиатрия в частности, претендуя на научность, все больше и больше теряет связь с реальной жизнью. Реалии эти не видны из профессорских кабинетов. А уж для заморских педиатров-советчиков наш быт, наш менталитет, наш образ мыслей, наши ответы на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо» — тайна за семью печатями. И никогда они нас не поймут, лишь бы мы сами это поняли и перестали надеяться на помощь, взаимопонимание и спасение.

С 1994 по 2014 год мною получено около 300 тысяч (!!!) писем: география — от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска в границах СНГ плюс 89 стран мира, покоренных нашими женщинами. Все эти письма — от простых людей. Благодарности, просьбы написать, прислать, помочь, рассказать, ответить на вопросы. При этом около 2500 писем от врачей, 50 отзывов от ученых-профессоров-академиков и ни одного от медицинских чиновников.

Практикующие врачи, реальные обычные больные (не дети министров и олигархов) и ученые с работниками гор-, обл- и минздравов находятся на разных полюсах. Их пути не пересекаются почти никогда.

В результате:

  • подавляющее большинство родителей не имеет адекватной, доступной, удобной к применению информации касательно элементарных норм ухода за детьми, организации их быта и помощи при болезнях;
  • присутствует непонимание того факта, что в системе ребенок-его родственники-здравоохранение именно семья играет главенствующую роль в сохранении и укреплении детского здоровья;
  • логичное следствие — преувеличение роли медицины, гипердиагностика, избыточное лечение, базирующееся на боязни ответственности.

Отсюда моя главная цель: убедить вас в том, что быть мамой и папой — это не тяжкий труд, а счастье, удовольствие. Но при одном обязательном (!) условии — родители обладают необходимыми знаниями.

Ну а моя задача — не столько лечение детей, сколько обучение родителей. Решение поставленной задачи базируется на убежденности доктора Комаровского в том, что он может предложить всем членам семьи алгоритм действий, который будет прост, понятен, эффективен и, главное — легко выполним в рамках отечественной ментальности. Говоря другими словами, вместе мы имеем более чем реальные шансы вырастить здорового ребенка именно в нашей стране, с учетом нашей медицины, нашего образа жизни и наших материальных возможностей.

Телевидение

Первый раз был затянут «в телевизор» в 1992 г.: в разгаре эпидемия дифтерии, а все больные дифтерией дети как раз лечились в моем отделении — в общем, было о чем рассказать… В дальнейшем регулярно общался на самые разнообразные «околодетские» темы с многочисленными журналистами, ну а качественным эволюционным скачком стало появление авторского проекта «Школа доктора Комаровского».

Главный плюс телевидения — эффективность донесения информации. Опять-таки, по мнению многих женщин, телевизор редко ошибается, поэтому мамы скорей верят усатому дядьке из телевизора, нежели врачу высшей категории, кандидату наук и автору 15 книг…

Семья

Женился молодым и глупым после четвертого курса. До сих пор не перестаю удивляться, как это мне так с первого раза повезло! Учились на одном курсе. Катя (Екатерина Александровна) — тоже детский врач (окулист). Родила мне двух мальчишек — Дмитрия (1982) и Андрея (1988). Ребята уже совсем взрослые, самостоятельные, женатые и оба дружно стали папами в 2013 году. Так что именно в этом году доктор Комаровский стал дедушкой, и теперь имеет внука и внучку.

Живем в своем доме, теоретически вдвоем, но практически постоянно кто-то бегает — друзья, дети, внуки. Во дворе большой сад, елки, березки, два огромных дуба, каждому больше 100 лет. Нет огорода, но есть мангал, беседка, сауна, теннисный стол, баскетбольное кольцо, гуляют кот и собака.

Увлечения

Рыбалка… Это больше, чем просто хобби, это патология какая-то. Зимой и летом при первой возможности уезжаем с друзьями на день, на два, на неделю — как сложится. Для меня это самый простой и самый эффективный способ привести в порядок мозги, отвлечься от страстей печальной отечественной педиатрии. К рыбе это никакого отношения не имеет в принципе: по этому поводу мой друг Игорь — такой же на голову больной рыбак, как и я, — спрашивает: «Сколько стоит твой спиннинг?». Получив ответ, долго шевелит губами и задумчиво произносит: «32 кг минтая…».

Благодаря рыбалке остаюсь поклонником внедорожных автомобилей.

Путешествия. Главное, чтобы было как можно больше нетронутой природы и как можно меньше людей.

Чтение (эта болезнь с детства).

Сегодня хотим поздравить самого любимого и уважаемого детского доктора страны и всех здравомыслящих родителей, Евгения Олеговича Комаровского

По рекомендациям Евгения Олеговича выращено уже целое поколение детей и воспитано поколение родителей, готовых не принести себя в жертву материнству, и осознанно растить здоровых детей. «Здравый смысл» и рекомендации ВОЗ – вот основные принципы, которым учит доктор Комаровский всех, кому это интересно.

Немного биографии

Начинал свою медицинскую деятельность Евгений Олегович еще в период учебы в Харьковском мединституте, работал медбратом в отделении реанимации одной из детских больниц Харькова. После окончания института оказался в детской инфекционной клинической больнице, после 8 лет работы врачом в отделении реанимации был назначен заведующим инфекционного отделения и проработал там вплоть 2000 года.

«К 2000 году закончились резервы моего терпения и способности к компромиссам по отношению к работе врача в рамках системы государственного здравоохранения» — пишет Евгений Олегович в автобиографии, он покидает больницу и вплоть до 2006 года, когда была создана клиника «Клиником», консультирует родителей больных деток в одной из частных клиник.

Идея собственной клиники заключалась в том, что Комаровский, собрав вокруг себя единомышленников, получил возможность воплотить уже созревшую к тому времени идею просвещения всех без исключения родителей, в большинстве своем не имеющих доступа к качественной современной медицинской помощи, но главное – к важной информации о здоровье детей.

Фрагмент передачи «Школа доктора Комаровского»

Комаровский в Сети и не только

«Идеология осознанного родительства, родительства как счастья, а не как подвига - это и есть стратегическая основа деятельности Клиникома, ну а тактическими инструментами образования являются сайт и социальная сеть, лекции и вебинары, книги и телепроекты»
Неимоверная работоспособность и совершенно нереальная энергетика Евгения Олеговича, просто поражает.

Книги, написанные доступным каждому языком, при этом содержащие ценную систематизированную информацию, переведены на многие языки, передачи «Школы доктора Комаровского» смотрит не только вся Украина, но ретроспективно и жители других стран бывшего СНГ, в том числе – российские. Сайт содержит полную информацию, доктор успевает отвечать на письма (правда не все, поскольку их приходит неимоверное количество), есть форум, страница в Facebook, профиль в Youtube , а не так давно появился аккаунт Комаровского в Инстраграме и у него уже 35K подписчиков.

Семья доктора Комаровского

Поддерживает доктора и его семья. Жена, Екатерина Александровна так же детский врач – окулист. Познакомились и расписались очень рано, еще во время учебы в мединституте: «До сих пор не перестаю удивляться, как это мне так с первого раза повезло!» — пишет Евгений Олегович. В семье родились двое мальчиков, в 1982 – Дмитрий, в 1988 – Андрей, оба уже взрослые и самостоятельные люди. В 2013 году в семьях обоих мальчиков родились дети – таким образом, доктор Комаровский стал счастливым дважды дедушкой и у него есть внук и внучка.

Основные принципы Евгения Олеговича Комаровского:

  • Необходимо обеспечить доступ всем интересующимся родителям к современной информации о нормах ухода за детьми
  • Семья играет главную роль в сохранении здоровья ребенка, здравоохранение должно лишь помогать
  • Избавиться от преувеличенной роли медицины, и как следствие – гипердиагностика и избыточное лечение

Можно соглашаться с Комаровским или не соглашаться по многим вопросам, кому-то может не нравиться его безапелляционный тон и категоричность, однако, роль Евгения Олеговича в просвещении родителей, причем с использованием всех современных средств информации (книги, сайт, телевидение, соц сети), переоценить невозможно. Евгений Олегович сумел вызвать необыкновенное доверие к его своим советам, ведь каждая вторая мама, в поисках информации, касаемо ребенка, добавляет к поисковой фразе — Комаровский.

У нас в гостях - известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

Евгений Олегович, вы автор о том, как вырастить здоровых детей. Сегодня вас показывают по телевизору, книга переиздается и снова раскупается, в интернете про вас пишут... Вы, в свою очередь, утверждаете, что вы просто обычный детский врач, окончивший обычный медицинский институт. Но в институте, вас, вероятно, не учили держать детей в холодной комнате и купать в большой ванной да еще в холодной воде? Откуда же тогда взялись такие нетрадиционные для наших широт идеи? Вы все это как-то сами взяли и придумали? Не страшно было начинать?

Главный парадокс можно обнаружить уже в самом вопросе. Т.е. с точки зрения элементарной логики, температура воздуха равная 18-19 градусам уж точно не признак холодной комнаты, а вода 34 градуса... Я уже не говорю о том, что нашу большую ванну "большой" может обозвать только советский человек. Начинал я с собственных детей. А после моих детей были друзья-родственники-соседи. Со всеми были личные контакты не ограниченные одними лишь болячками, так что я выступал не в роли врача, а в роли соседа-друга-родственника, который просто советовал. Это я к тому, что прибегать и разбираться было некому. И не я все это придумывал, книжка была такая "Плавать раньше чем ходить" называется, плюс книги Аршавского, плюс Никитины. Понятно, что, с учетом специального образования, идеи воспринимались и преломлялись. Главная сложность была в другом - создать такую систему воспитания, которая была бы доступна всем. Ибо одно дело внедрить все это в своей семье, когда и жену, и дитя, и бабушек можно контролировать, а другое дать советы и оставить родителей один на один с проблемами. А вот когда количество таких "своих" полупациентов перевалило за несколько сотен, стало ясно - что и болеют такие дети меньше, и родителям легче, и, что самое удивительное, - бабушки меняют позицию и начинают соглашаться с тем, что "надо было именно так"! В нашей стране это весомейший аргумент - если удается переубедить бабушку, значит твоя правота максимально вероятна.

А вдруг бы все дети разом поболели, и их мамы с папами прибежали бы разбираться? Могло такое быть?

Конечно, могло, но при условии, что исходные логические построения оказались бы не верны. Тогда, наверное, я бы прекратил умничать и лезть с советами. Но концепция оказалось правильной и позволяющей при минимальных затратах сил и средств воспитать здоровое дитя и не просто воспитать, а воспитать в условиях окружающей действительности. Все это и позволило выпустить первую популярную книгу. А после этого количество "последователей" резко увеличилось и доказательств правоты стало многократно больше. Теперь уже можно утверждать, что стратегические, наиболее принципиальные вопросы, решены. А тактические мелочи - это до конца не решить никогда, т.е. работы еще хватит на много-много лет.

Ваша цитата: "Наше с вами общество, наши с вами руководители, наше с вами здравоохранение, наш с вами образ мыслей и наши с вами семейные взаимоотношения породили некую особую, специфическую науку. В недалеком прошлом она называлась „советская педиатрия“, а во что она превратилась сейчас, не знает никто. Эту науку нельзя понять вне практической медицины, именно нашей, отечественной практической медицины, - куда уж там местным министрам-академикам или импортному доктору Споку." В электронной версии вашей книги это единственное место, где упоминается Спок, о других педиатрах вообще нет ни слова. Зарубежные авторы не знали и не знают наших реалий. А каково отношение к вашей системе воспитания педиатров отечественных? Вероятно, вы знакомы с мнениями ваших коллег?

Начнем с того, что в понятии "отношение педиатров наших» можно выделить два аспекта. Первый - представители официального здравоохранения - профессура, кафедры, минздравы, горздравы и т.д. Отношения никакого - меня просто не существует. Ни одного письма, ни одного отклика - ни положительного, ни отрицательного; Второй - практические педиатры, т.е. те, кем руководят, кого учат и кого контролируют вышеупомянутые представители. Здесь все, в свою очередь, весьма неоднозначно. В целом отзывов очень-очень мало, нет, сотни две наберется, но на фоне общего количества писем - это просто капля в море. Отзывы имеющиеся - в большинстве своем положительные, но тут надо учитывать тот факт, что реальные будни и уровень благосостояния отечественных педиатров возможность электронного общения по большей части не предусматривает, так что истинную картину оценить сложно. Главный парадокс состоит в том, что в педиатрии врача оценивают в основном родители. И когда некий врач издает книги, когда 1-2 раза в неделю его можно увидеть по телевизору, когда к нему за 2-3 недели записываются на прием, то у коллег, в силу ментальности, все это вызывает скорее раздражение, чем желание узнать, а почему все это происходит. Я никогда не позволяю себе критиковать коллег, я стараюсь лечить любого ребенка так, как лечил бы собственного, но я вынужден отменять некие ранее назначенные препараты, ставить другие диагнозы (по большей части правильные). Если это делает некий профессор - это понятно, а если не профессор... И если некий доктор безуспешно лечит гормонами бронхиальную астму, а потом на приеме у Комаровского выясняется, что это не астма, а коклюш, то доктор вовсе не испытывает радости по поводу того, что кто-то оказался более внимательным и более профессиональным. Более того, это вызывает не желание повысить собственную квалификацию, а негативизм по отношению к противному "сильно умному" Комаровскому... С этим ничего поделать нельзя. Да я и не пытаюсь ничего делать. Мне не скучно, пациентов хватает, результаты лечения вроде как неплохие, что ж тут жаловаться. Уважают у нас только реальную власть, реальные звания. У меня этих званий нет, ибо любые звания и любая власть требуют затрат времени, сил, средств и совести. Не хочу. Типичный пример - книга "Вирусный круп у детей" - монография в 400 стр. на материале более 5 тысяч больных - это кандидатская диссертация. В тот день, когда у меня была защита, передо мной, на материале в 90 больных, некая тетя защищала докторскую... Ну кто из современных отечественных педиатров может позволить себе написать книгу? Как правило, это представители "официального здравоохранения" - профессора, академики. И в любой такой книге будет все умно и академично, и похожи они (книги) аки близнецы. А еще пишут непрофессионалы - просто родители, которые делятся опытом, здесь уже и независимость, и система - типичный пример - Никитины.

Вы встречали системы наших современных педиатров? Не пересказы иноземных авторов, а именно собственные системы, цельные, концептуальные и ориентированные на наши реалии?

Не встречал. А если бы встретил, то пропагандировал бы направо и налево. Да и зачем мне, в таком случае, надо бы было все это писать и не спать по ночам?

Прошлым летом на черноморском пляже своими глазами видел маму, которая полугодовалую девочку купала в море. Ребенок не только плавал в меру своих сил, но и довольно глубоко нырял. Возле мамы всегда были изумленные ротозеи, все время маму кто-то чего-то спрашивал. Меня интересовало, как давно ребенок плавает. Оказалось, с рождения. Книги Никитиных появились довольно давно. Сегодня есть ваша книга. Даже реальные примеры несколько непривычного выращивания деток можно увидеть, как тот, который весь пляж изумлял. Но большинству родителей что-то мешает слышать любые, пусть самые логичные доводы. Такое впечатление, что и Комаровский, и Никитины - все это идеи для небольшого количества энтузиастов. Как вы считаете?

Я всегда считал себя человеком, абсолютно далеким от экстремизма. И все, мною пропагандируемое - по большей части доступно, просто, легко реализуемо, совершенно не опасно, экономически выгодно, допускает довольно широкие колебания. И если идеи Комаровского даже у вас создают впечатление, что "это идеи для небольшого количества энтузиастов" - то вывод один - я печально переоценил среднестатистический уровень здравого смысла в расчете на одну родительскую единицу. Но два глобальных препятствия в распространении идей вижу четко: 1. Отстраненность основных носителей здравого смысла (лиц мужского пола) от процессов ухода и воспитания. 2. Тот печальный факт, что педиатры, в своем большинстве, опускаются до уровня бабушек и идут на поводу у мнения среднестатистического обывателя.

Это что получается... Выходит, что у пап есть здравый смысл, а у мам - нету? Доктор, давайте ругаться! Вы зачем молодых мам обижаете?!

Если предположить, что интервью читает человек, впервые слышащий фамилию "Комаровский" - так может и обидится. А если человек уже с книгами и статьями знакомый - воспримет как должное. Кто сомневается - глава в книге "Члены семьи: тактика рациональных действий". Тот факт, что женщина существо более эмоциональное и, в сравнении с мужчиной, менее логичное - общеизвестен. Бывают исключения, но тенденция именно такова. Беременность и роды - не лучшее время для того, чтобы уменьшить влияние эмоций на поступки. А мужики, вместе со своим здравым смыслом, сплошь и рядом оставляют женщину один на один с проблемами, видя свой долг лишь в том, чтобы заработать на еду и памперсы... Как с этим бороться? Есть два способа: 1. Убеждать их (мужиков) в том, что они должны, обязаны помогать, ругать - дескать, как Вам не стыдно, она ж еле на ногах стоит и т.д. 2. Подчеркнуть их мудрость и врожденную сообразительность - ребята, она ж без Вас дров наломает... Поверьте - второй путь более эффективный. И если по прочтению несколько молодых мам на меня обидятся, а несколько молодых пап захотят сделать ребенку массаж и принять участие в купании, обратят внимание на то, сколько кофточек надето на дитя, поинтересуются, а почему он ночью ест каждые 20 минут, познакомятся с участковым педиатром и т.д. - так вот при таком раскладе я буду считать свою миссию выполненной.

По вашим оценкам, сколько детей воспитываются по вашим советам? Ну приблизительно?

Даже приблизительно не могу сказать. Ибо очень многие не реализуют систему в полном объеме, а применяют на практике лишь отдельные положения - и касательно ухода, и касательно помощи при болезнях. Таких считать? По тиражу книг ориентироваться нельзя - не всякий купивший воспользуется. С учетом того, что "советы" появлялись не только в виде книг, но и виде газетных и журнальных статей - внемлющая аудитория достаточно велика. Печатали "Аргументы и факты", "Зеркало недели", "9 месяцев", "Лиза. Мой ребенок", более 2-х десятков областных-городских-районных газет от Минска до Якутска.

Часто бывает так, что люди, достаточно долгое время прожившие вместе, становятся в чем-то похожими. Это частенько можно увидеть в семьях. Через какое-то время какие-то черты супругов постепенно "заимствуются". Вы давно работаете с детьми. Это как-то изменило вас? Что вас до сих пор радует в маленьких детях, что удивляет, восхищает?

Я понимаю, что в рамках вопроса следовало бы сказать, что многолетнее общение с детьми сделало меня непосредственным, жизнерадостным, доверчивым и т.д. - но чего нет, того нет. Вы, наверное, удивитесь, но мое общение с детьми на профессиональном уровне очень прагматично. Особых удивлений и восхищений нет. Никакого влияния на меня нет. Исключительно реальный подход, без сюсюканья и любования. Определенный набор профессиональных навыков - как не испугать, как не сделать больно. Я начал свою врачебную деятельность с реанимации. Там без сортировки, просеивания эмоций нельзя. Иначе или водку пить, или в психушку. Дело в том, что любая эмоциональная окраска мешает принимать решения. Воспитанный - невоспитанный, красивый - противный, мальчик -девочка - все это важно лишь в той мере, в какой способно влиять на лечение. И радует, и восхищает, и удивляет - способность детей выздоравливать - терапевты о таком могут только мечтать. Да, мои пациенты приносят мне лично нарисованные картинки, читают стихи и поют песенки - все это умиляет и радует, как любого нормального человека, но это не имеет никакой связи с тем, как я буду лечить, т.е. слушая стихи и т.п. я врачом не являюсь. Обычный мужик, средних лет...

Сегодня существует немало методик раннего детского развития. По крайней мере в интернете эта тема довольно активно представлена. Как вы относитесь к данным методикам? Насколько это, по-вашему, важно для детей и родителей?

Отношусь профессионально - т.е. исключительно как педиатр. Лично для меня очень важно, чтобы развитие интеллекта не было в ущерб здоровью, чтоб естественные для ребенка физические нагрузки на свежем воздухе не подменялись перекладыванием кубиков в замкнутом пространстве. Сами методы раннего развитие вне сферы классической педиатрии - это педагогика, психология, под нее часто подводят научную физиологическую базу, но все равно это явно вне моей профессиональной компетенции. Отношусь в целом сдержано. С точки зрения конкретного индивидуума вижу плюсы, а с точки зрения адаптации этого индивидуума в среду, где далеко не все такие развитые - вижу сплошные минусы. Если к раннему обучению счету-чтению и т.п. добавить бы еще и искусство адаптации... Было бы здорово. Главный, вывод, который я сделал для себя, состоит в том, что методики раннего развития делают счастливыми родителей ранне-развитого ребенка. Применительно к самому ребенку это далеко не так. Чаще - наоборот.

Вы говорите о непростой адаптации развитых и образованных в социум. Но ведь отношения развитых с социумом всегда складывались непросто. Но разве это повод? По-вашему, не нужно ничего у детей развивать?! Но ведь вам самому, вероятно, приятнее видеть детей интересных, умных, которые могут получать удовольствие не только от заморского юмора уровня "как прикольно дядя попой в торт плюхнулся". Я видел методику, в которой по дням описано, как научить ребенок читать в годовалом возрасте. Непонятно, правда, зачем это ребенку настолько уж нужно. Ну а если учиться читать не по буквам, а по слогам, при этом не быть фанатом, а находить время и для прогулки и для солнышка?... Евгений Олегович, вы ведь не враг прогрессивного человечества?!

Не враг!! Однозначно. И если не быть фанатом и находить время - я за! - тут и спорить нечего. Хотелось бы только, чтоб педагогика не зацикливалась на буквах и цифрах. 90% мальчишек 4 лет легко отличат "Ауди" от "Мерседеса", но не отличат дуб от тополя. Ах какая бы прекрасная была развивающая игра - это зверобой, это полынь, это калина, это барсук, это сойка, это овраг, это озеро, это родник и т.д., чтоб с раннего детства привязать к живому, к природе, к истинным ценностям.

Много. Иллюстрация - в июле этого (2003) года меня не было в городе 19 дней (отпуск). За 19 дней - 412 писем... И это июль, когда и болеют меньше, и отпускной сезон - когда от компьютеров многие стараются держаться подальше. А зимой 40-50 писем за сутки - не редкость. Очень приятно, что авторы писем часто выходят за рамки сугубо медицинских проблем. И темы рыболовно-туристические, и житие наших соотечественников за рубежом, и отчеты о достижениях моих виртуальных пациентов. По мне, так архив писем, особенно раздел "хорошее и разное" дает об этом представление.

Вы живете и работаете в Харькове. Но благодаря интернету вас знают далеко за переделами родного города. Я видел письма из России, США, Японии. Давно ли вы пользуетесь интернетом? Что вы нашли для себя во Всемирной паутине, как доктор и как человек?

Письма действительно приходят откуда угодно - меня это поначалу крайне удивляло, сейчас привык. Но! Новая Зеландия, Австралия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина, Вьетнам.... Интернет появился у меня дома 5 лет назад. В профессиональном плане это уникальная возможность сэкономить время - до сих пор вспоминаю десятки часов, проведенных в библиотеках, а теперь вся новейшая информация - не выходя из дома. Ну а сайт, точнее почта - это отдельная тема. Точно знаю - благодаря огромному числу интеллигентных, грамотных, разумных писем - я в большей степени стал оптимистом по отношению к будущему наших детей - убедился в том, что благоразумных и небезразличных родителей у нас предостаточно.

В свою очередь могу сказать, что, имея возможность читать умного, грамотного и веселого доктора я в большей степени становлюсь оптимистом по отношению к здоровью детей, которые растут по вашим методикам. Спасибо вам, доктор.

Имя участника: Евгений Олегович Комаровский

Возраст (день рождения): 15.10.1960

Город: Харьков

Образование: Харьковский медицинский институт

Семья: женат, есть дети и внуки

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Евгений Комаровский родился в семье, где никто и никогда не был связан с медициной.

Мама была инженером, папа тоже, дед военный, но сам Евгений чувствует, что стремление быть врачом ему передалось на генетическом уровне.

Иногда он шутит, говоря о том, что либо в прошлой жизни он был доктором, либо существуют предки, которые были связаны с лечебным делом.

В школе Комаровский учился хорошо, был достаточно общительным мальчиком. Когда ему исполнилось 10 лет, родилась сестра - его трепетная забота и страх потерять ее сыграли немалую роль в выборе дальнейшей профессии.

После школы у него было два варианта - либо поступать в медицинский, либо идти в армию. Экзамены он сдал отлично, поэтому со службой пришлось подождать. Параллельно с учебой Комаровский начинает подрабатывать в больнице - сначала он был медбратом в реанимации, затем, после получения диплома, трудился инфекционистом в детской поликлинике.

Спустя несколько лет занял пост врача реанимационного отделения, а через год его назначили заведующим инфекционного отделения. В 2006-м году Комаровский решает открыть частный кабинет и консультировать население.

Надо отдать должное любимому миллионами доктору Комаровскому за его труды - он является кандидатом медицински наук, неоднократно писал научные работы, трижды удостоен премии «Телетриумф» за проект канала «Интер», «Школа доктора Комаровского».

Интересно, но его легкая подача и способность говорить о медицине на доступном для зрителей языке возникла еще в 1993-м году.

Тогда он написал свой первый труд, причем это была не научная работа, а монография «Вирусный круп у детей». Писал для себя и для друзей, поэтому и выбрал доступный и понятный стиль. Получилась невероятно увлекательная книга, а вслед за ней последовал еще ряд подобных работ.

Доктора Комаровского знают благодаря ТВ-программе , но впервые на телевидении он появился в 1992-м году, когда в стране бушевала эпидемия дифтерии.

Комаровскому пришлось сдерживать панику и рассказывать родителям, как себя вести, если у ребенка обнаружится болезнь и что делать, чтобы не произошло заражение. Сейчас к мнению Евгения прислушиваются практически все мамочки Украины и России, он издает книги, консультирует в онлайне.


Женился Комаровский еще будучи студентом
, до сих пор он удивляется, что ему повезло с первого раза не ошибиться и выбрать именно его женщину.

Катерина родила ему двоих сыновей Дмитрия и Андрея, оба уже взрослые самостоятельные люди. Интересно, что сыновья практически одновременно женились, и в их семьях в 2013-м году родились дети.

Доктор Комаровский с любовью воспитывает своих внуков, часто можно увидеть совместные фото с дедушкой.

Сейчас Евгений живет в своем доме вместе с супругой, параллельно с работой он увлекается рыбалкой, которую называет личной патологией. Неважно, какое время года и что за погода за окном, если он наметил выехать порыбачить, он это сделает несмотря ни на что.

Фото Евгения

Доктор Комаровский ведет страницу в инстаграме, где более 800 тыс. подписчиков.












Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода