Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какое новое сословие появилось в 17 веке. Сословия в XVII веке

Сословие в России в 17 веке - это социальная группа, обладавшая закрепленными за ней правами и обязанностями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. В рассматриваемое время в нашей стране произошло окончательное оформление социальной структуры общества благодаря политике правительства и принятию целого ряда постановлений, в частности, знаменитого Соборного Уложения, которое по сути зафиксировало устоявшуюся традиционную иерархию социальных слоев.

Бояре

Сословие в России в 17 веке очень часто называлось «чином», но означало не столько принадлежность к той или иной службе, а включенность в ту или иную социальную корпорацию. В это время в нашей стране окончательно оформился бюрократический аппарат власти, в первую очередь земские соборы и приказы. Правом на службу в этих представительных органах обладало привилегированное сословие в России в 17 веке. К последней категории относились светские и духовные феодалы.

Верхушкой общества считалось боярство. Оно включало в себя несколько групп: представителей боковых ветвей династии Рюриковичей, перешедших на службу к московскому государю татарских, ордынских царевичей, а также знати из Молдавии и Валахии, старое московское боярство, а также приближенных удельных князей, правителей княжеств, которые в разное время были присоединены к Москве. Это привилегированное сословие в России в 17 веке обладало правом владеть вотчиной - потомственным земельным владением, передаваемым по наследству и правом владеть крепостными крестьянами. Особое место боярство занимало в думе при князе и царе. Именно они составляли основную управленческую верхушку в администрации. Видное значение имели окольничие - люди,которые сопровождали правителя в пути, принимали послов из иностранных государств, а также командовали полками, занимали должности воевод.

Дворяне и служилые

Следующую ступень занимало дворянское сословие. Оно также делилось на разряды. Особым почетом пользовались дворяне московские: стряпчие, стольники. На втором месте располагались дворяне городовые - провинциальная знать. Эти люди, так же как и бояре, имели право владеть земельным наделом и крепостными крестьянами, однако, в отличие от первых, это владение переходило по наследству только в том случае, если сын продолжал службу после отца.

Основные сословия России в 17 веке оформились именно в это столетие, когда сложившаяся в предшествующее время социальная структура получила законодательное оформление. Еще одной важной категорией были военные люди. Они делились на несколько разрядов: стрельцы, пушкари, кузнецы и казаки. Они считались зависимой категорией населения.

Городские жители

Данная группа также находилась в большой зависимости от государства. Дело в том, что она была основным поставщиком налогов в царскую казну, и поэтому правительство было особенно заинтересовано в том, чтобы прикрепить этих людей к их постоянному месту жительства. Посадские люди были обложены так называемым тяглом, данью, и в случае побега или ухода какого-нибудь посадского человека его доля падала на остальных. Поэтому власть прикрепила население к постоянному месту жительства. Однако многие нашли выход в том, что стали переходить в которые были освобождены от налогов, закладываясь за их владельцев и хозяев, теряя при этом личную свободу.

Крестьяне

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой. Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье. Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование в России.

Торговцы

Сословия 17 века в России, таблица которых представлена в данной статье, показывает, насколько большой степени дифференциации достигло российское общество. В отдельную группу относились купцы. Среди них выделялись наиболее знатные и богатые гости, которые занимали видные посты в финансовом управлении и имели право владеть вотчинам и освобождались от налогов. Члены гостинной и суконной сотни также относились к привилегированной части торговцев. Они имели право на самоуправление и их внутренними делами заведовали выборные головы и старшины. Остальная же часть купцов платила государству таможенные пошлины.

Духовенство

Схема сословий России в 17 веке показывает место каждой социальной группы в иерархии. Духовенство делилось на две части: черное и белое. К первой категории относились монахи. Монастыри также владели землей с приписными крестьянами. Приходские священники имели семью, имущество, в их ведении находилось образование. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в России в 17 столетии окончательно оформилось иерархическое

За период 17 века изменились не только государственное устройство и культура России. Много нового появилось и в быту различных сословий.

В ходе оформления самодержавия некоторые изменения претерпел быт царского двора. Новым явлением стала роскошь.

Быт государева двора отражал особое положение царя – самодержавного правителя, безраздельного хозяина всей русской земли.

Ярче всего это проявлялось в дворцовых церемониях. Обряд венчания на царствоподчёркивал законность царской власти, преемственность царской династии с великими древними родами, богоизбранностьи могущество нового правителя.

Царская женитьба так же была событием большой государственной важности. Поэтому к делу выбора царской невесты, а в дальнейшем к самой церемонии свадьбы подходили весьма ответственно. От этого зависело продолжение царского рода ― гарантия порядка в государстве.

Многочисленные мероприятия и праздники, в которых принимал участие царь, требовали от него торжественных выходов или выездов в народ. Богатство царских одежд соответствовало значению торжества, подчёркивало его значимость.

Похороны царя также были торжественными и строго регламентированными.

В 17 веке государев двор стал очень многолюдным. Только одной охраны насчитывалось около двух тысяч человек.

Государев двор был официальной резиденцией царя. Поэтому его обеспечением ведал особый приказ Большого дворца . Он делился на малые «дворы». Среди них за снабжение продовольствием отвечали:

Сытный двор (распоряжался напитками).

Кормовой (распоряжался приготовлением и раздачей пищи).

Хлебный (занимался выпечкой хлеба).

Коровий (отвечал за изготовление молочных продуктов).

Кроме того, существовали специальные учреждения, отвечавшие за царскую конюшню и экипажи (Конюшенный приказ), за подготовку царской соколиной охоты (Семёновский потешный двор), за изготовления и хранение царских одеяний (Царская и царицына мастерские палаты).

В 17 веке изменился внешний вид царского жилища. По сравнению с царскими хоромами 16 века, новые дворцы русских правителей (в Измайловском, Коломенском, Теремной дворец в Кремле), были более монументальными, обладали внешним великолепием.

Иностранцы, посещавшие Коломенский дворец в 17 веке, часто называли его восьмым чудом света.



Изменилось и внутреннее убранство дворцов. Внутри помещения стали покрывать различными росписями. Стены отделывались дорогой материей и кожей, полы укрывались коврами. Изменился интерьер. Наравне с традиционной русской мебелью: лавками, скамьями, сундуками, появились европейские кровати, кресла и стулья. Стали использоваться элементы иноземного быта: картины, гравюры, напольные часы, венецианские зеркала.

Неотъемлемой частью дворцовой жизни оставались пиры . Царь устраивал 20–30 пиров в год. Количество гостей на таких мероприятиях могло составлять несколько тысяч. Количество блюд – нескольких сотен.

В 17 веке охота стала любимой забавой русских царей. Особое предпочтение отдавалось соколиной охоте. Размах, с которым она проводилась, был призван показать подданным и иностранцам величие и могущество русского царя.

Европейские элементы проникли в досуг царского двора. При Алексее Михайловиче появился придворный театр.

Новшества стали проникать в быт феодалов. Главной их чертой была забота о комфорте. Жилища бояр и дворян по-прежнему состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений, но снаружи украшались резьбой, карнизами, наличниками, окрашивались в разные цвета. Внутри, подражая царскому двору, помещения украшали росписи, картины, зеркала, заграничная мебель, персидские ковры. Появилась мода на стеклянную посуду. В некоторых домах можно было увидеть географические карты, частные библиотеки.

Тем не менее, центром жилого помещения оставалась печь . Она была богато украшена изразцами и росписью. Традиционная мебель (столы, сундуки, лавки) часто украшалась резьбой.

Одежда высшего сословия в 17 веке в целом оставалась традиционной. Менялся материал, из которого её изготавливали. Привезённые из-за границы атлас, парчу, европейские ткани могли себе позволить только очень состоятельные люди. Одежда – показывала статус своего владельца.

Питание знати оставалось традиционным, с той разницей, что ввиду развития заграничной торговли в обиход вошли пряности и специи (перец, базилик, корица), сахар, рис, различные фрукты (дыня, гранаты, лимоны).

Популярным стал новый вид транспорта – карета. Она заменила традиционные возки и колымаги. Карета стала весьма престижным видом транспорта. Она показывала особый статус своего владельца.

Любимыми развлечениями феодалов были пиры и охота, наблюдение за кулачными боями. Популярной была игра в шахматы.

Подворье посадских людей включало жилой дом и хозяйственные постройки.

Из мебели в основном присутствовали традиционные столы, лавки и сундуки.

Основным украшением домов зажиточных горожан был красный угол с иконами в богатом окладе.

В 17 веке у части посадского населения появляются «белые избы». В них стали использовать дымоход для печи.

В 17 веке самые обеспеченные из горожан (в основном купцы) стали возводить своё жилище из камня и кирпича. Этим – показывали свой особый статус и богатство.

Быт российских крестьян 17 века оставался неизменным. Большинство крестьян проживало в курных избах. Так же в крестьянский двор входили клеть ― помещение для хранения имущества. Хлев для скота. Сарай. Для освещения избы использовали лучину. Реже – сальные свечи. Обстановка крестьянского дома обычно была очень скромной. Вдоль стен стояли лавки, в центре находился стол. Особое место занимала печь – она обогревала жилище, в ней готовили пищу, на ней же спали в холодное время. Для хранения различных вещей (праздничной одежды, ценностей) использовались сундуки.

Основной одеждой крестьян были рубахи из домотканого холста, порты. На ногах крестьяне носили лапти. Зимой надевали тулупы.

Одежда зажиточных крестьян отличалась качеством материала. Так же они могли позволить себе кожаную обувь.

Основной едой крестьян были чёрный хлеб, различные каши, супы и похлёбки, овощи (капуста, репа, лук, морковь, огурцы), пиво и квас.

Мясо и изделия из пшеничной муки («белый хлеб») появлялись в основном на праздники. Более часто ели рыбу. Так же серьёзным подспорьем были дары природы (грибы, ягоды, орехи, мёд).

В 17 веке крестьянская семья «уменьшилась» и стала состоять примерно из 10 человек (двух поколений родственников). Главой семьи по-прежнему оставался самый старший мужчина. Все остальные были обязаны ему подчиняться.

Многие положения жизни крестьянской семьи регулировались церковными обычаями. Основным из них являлся брак. Церковью регулировался возраст, вступающих в союз (не моложе 12 лет для девушек и 15 для юношей). Так же одному лицу не разрешалось вступать в брак более трёх раз. Были запрещены отношения между близкими родственниками. Свадьба могла состояться только с благословления церкви.

В целом, изменения в быту российских сословий 17 века носили поверхностный характер. По большей части новшества затронули только высшее сословие и часть состоятельных горожан. Тем не менее, тенденции к «обмирщению» сословного быта и западные новшества подготовили почву для коренных преобразований, произошедших в 18 веке.

Задание 1. Найдите в учебнике и дополнительных источниках материал и представьте его в виде предлагаемой или собственной таблицы.

Задание 2. Используйте текст учебника и дополнительные материала, заполните таблицу «Основные развлечения различных сословий в 17 в.».

Задание 3. Найдите дополнительный материал и заполните таблицу «Что нового появилось в быту и обычаях в 17 в.».

Задание 4. Кто изображён на картине В.И.Сурикова «Посещение царевной женского монастыря. 17 в?» Когда происходит изображённое действие? Можно ли предложить, до или после церковного раскола оно имеет место?

Работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» рассказывает о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил Суриков.

Событие происходит скорее до раскола церкви, похоже, что царевна креститься двумя перстами.

Задание 5. Сравните помещенные в учебнике изображения дворянина и боярина. Составьте устный рассказ, обратив внимание на черты сходства и различия во внешнем облике персонажей.

Одежда дворянина и боярина схода между собой: длинное платье, посох, украшения, шапка, пояс, сапоги. Но боярин одет более богато, на нем еще дополнительная накидка с прорезями и более длинный посох. В тоже время одежда дворянина более практичная. Общим в их внешнем облике также можно назвать бороду.

Сословия в XVII веке.

Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий гос­подствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по ук­реплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению». Служилые люди по отечеству оформились в XVII в. в слож­ную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служ­бой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и дум­ные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне мос­ковские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городо­вые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В XVII в. немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще.

Большие земельные владения с крестьянами принадле­жали духовным феодалам. В XVII в. власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного земле­владения. «Уложение» 1649 г., например, запретило духовен­ству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.

Крестьяне и холопы. В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. сущест­венно ухудшилось. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («издолье»), вносили натуральный и де­нежный оброки. Обычный размер «издолья» - от двух до че­тырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, количества у них земли. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у двор­цовых и черносошных. После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых кре­стьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам. Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по несколько сот человек. К концу века произошло слия­ние холопства с крестьянством.

Лучше жилось государственным, или черносошным, кре­стьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от фео­дального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Посадские люди.

Общество – это люди одной страны и отношения между ними. Почему люди объединяются в общество? Какие задачи стоят перед обществом?

Общество делится на сферы: Политика Экономика Культура В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия

Задачи общества Сферы общественной жизни Сословие Порядок и политика безопасность Феодалы Обеспечение материальны ми благами Податное население (крестьяне и посадские люди) экономика Объяснение культура смысла жизни духовенство

Боярство Включало * служилых князей (из числа потомков Рюриковичей) * перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати из Молдавии и Валахии * представителей старого московского боярства * бояр удельных присоединенных к Москве княжеств и земель.

Боярство Обязанности: Несли государственную службу Права Владение землей с крестьянами (вотчинами)на основе частной собственности. Вотчину можно продать, завещать, подарить.

Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов: Малоземельные «Чины» государева дворяне-помещики двора: («дети боярские» и * «Думные чины» «городовые дворяне») бояре, окольничие, и думные дворяне; * «московские чины» стольники, стряпчие, московские дворяне

Дворяне: Обязанности: Несли государственную службу Права: - владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу; - поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству.

Служилые люди по прибору (по набору) Государство принимало их на службу по найму для несения военной и караульной службы: Московские и городовые стрельцы Пушкари Казенные кузнецы Городовые казаки, проживавшие в городах и приграничных районах

Соборное уложение 1649 г. В нем содержалась специальная глава, которая закрепляла все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения, (например: владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне)

Крестьянство самое многочисленное сословие. Дворцовые Помещичьи Церковные Черносошные (государственные) (лично свободные)

Основные повинности крестьян: Барщина Оброк (денежный и натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать)

Соборное уложение 1649 г. 11 глава Соборного уложения – «Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Итог: Установление полного крепостного права.

Посадские (городские) люди Гости (Купцы) (в XVII в. более 30 человек) – самые крупные предприниматели, были приближены к царю, не платили налогов, занимали финансовые должности. имели право покупать в свои владения вотчины; Члены гостиной и суконной сотни (около 400 человек) – занимали место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести» . Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Купцы Обязанности платят налоги и таможенные пошлины государству Права предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Черные посадские люди Основное податное население города (платили налоги и несли повинности). Население города делилось на: белые Слободы черные слободы

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода