Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Иофан проекты. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо: любовь на тонущем корабле

Борис Михайлович Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе.
В 1911 году закончил Одесское художественное училище. Приехал в Петербург, где два года проработал в качестве помощника у архитектора А.О.Таманяна и у своего брата Дмитрия Иофана.
В 1913 году Борис Иофан едет в Италию, где поступает в Королевский институт изящных искусств в Риме (Regio Istituto Superiore di belle arti), который заканчивает в 1916 году.

Отдавая предпочтение классическому наследию, Иофан начал работать в мастерской известного итальянского архитектора Армандо Бразини. Такой выбор невольно приближал Бориса Иофана (на уровне профессиональных задач) к неоклассическому направлению.
После окончания римского института архитектор Иофан проектирует и строит жилые здания и мемориальные сооружения, оценив это впоследствии лишь как подготовку к работе в СССР.
Оттачивая свое профессиональное мастерство в русле неоклассики, он, с одной стороны, оказался подготовленным к новой ситуации в художественной жизни СССР, а с другой - невольно оказался включенным в ту общую систему архитектурно-художественных образов, которые в это время были положены за основу и в других ведущих мировых державах.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР. С первых дней пребывания на Родине архитектор включился в восстановление народного хозяйства. Он уезжает на Донбасс, проектирует и строит там рабочий посёлок Штеровской электростанции.
В 1925 году - жилые дома на Русаковской улице в Москве, в планировке которых, как и в посёлке на Донбассе, стремится ответить на новые социальные условия, созданные трудящимся в Советской стране.

С 1928 по 1931 год архитектор Б.М.Иофан совместно со своим старшим братом Дмитрием проектирует огромный жилой массив по улице Серафимовича в котором предстояло разместить своего рода городок (более 500 квартир, клуб, кинотеатр, спортзал, библиотеку, универмаг, столовую,детский сад, ясли и механическую прачечную). Новаторское решение кинотеатра «Ударник» рассчитанного на 1500 зрителей, позволяло при желании раскрыть крышу и демонстрировать фильмы прямо под открытым небом.

С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой работы мастера по проектированию Дворца Советов. Иофан принимает активное участие во всех конкурсах по созданию этого "Главного сооружения страны", неизменно лидируя на всех этапах.
На заключительном конкурсе 1933 года, мастер получает Высшую премию и его проектную композицию принимают за основу для дальнейшей работы. С этого момента к работе подключаются архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх, а также скульптор Д.С.Меркуров.
На протяжении всей работы по проектированию Дворца Советов, Иофан последовательно ищет выражения идейно-художественного образа сооружения для массовых народных собраний и как памятника основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину.

Благодаря композиционной схеме, характерной для русской архитектуры сооружение не подавляло грандиозностью своих размеров, а становилось мощной вертикалью, объединяющей весь город. Зона архитектурного влияния Дворца Советов поддерживалась высотными зданиями, которые создавали новый силуэт Москвы, и в дальнейшем сказались на масштабе всей столичной застройки.
Война помешала осуществить Дворец Советов, но его роль в истории советского искусства трудно переоценить. Об эмоциональном воздействии даже проектных материалов, эскизов и макетов сооружения, можно судить по влиянию этого материала на других мастеров искусства, работающих в русле Советского монументального классицизма.

Проекты мемориальных сооружений и памятников широко представлены в творческом наследии Б.М.Иофана. В ряду этих произведений видное место занимает монумент «Героям Перекопа» (1940). Памятник задуман как пространственная композиция, призванная увековечить драматические события борьбы за Советскую власть и борьбы против военной интервенции.
В 1946 году Б.М.Иофан завершил проект памятника Победы для Москвы. По композиционному замыслу монумент (как и другие произведения автора) имеет открытый, торжественный и радостный характер.
Тема Победы находит выражение и в проекте монумента «Город-герой» (1966-1967), предназначавшегося для сооружения в Одессе.

Для всех сооружений, над которыми работал Иофан, он, начиная с самых первых эскизов, сам разрабатывал скульптурные и монументально-декоративные композиции, передавая в них свой замысел. Как режиссёр, он предельно точно доносил своими рисунками эмоциональный настрой скульпторам и художникам, которые впоследствии развивали, заданную мастером тему.
С Борисом Михайловичем Иофаном сотрудничали художники, которые впоследствии сформировали неповторимый образ всего Советского монументального классицизма, который западные искусствоведы называют «Сталинским ампиром». Это архитекторы: Л.В.Руднев, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, Я.Б.Белопольский, Е.Н.Стамо; художники: А.А.Дейнека, Е.Е.Лансере, В.П.Ефанов, Ф.Ф.Федоровский; скульпторы: В.И.Мухина, Е.В.Вучетич, В.Андреев, И.Шадр, Д.Меркуров.

Не считая работу над 400-метровым Дворцом Советов Б.М.Иофан стоял у истоков всего высотного строительства не только в Москве, но и в стране.
Всё началось с Постановления СМ СССР № 53 от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, говорилось: «Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье…».
Так в январе 1947 года Борис Михайлович Иофан приступил к эскизной проработке "32-этажного высотного здания" на Ленинских горах.

12 сентября 1947 года газета «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала: «В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.
На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района. Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки...
На митинге выступил действительный член Академии архитектуры СССР Б. М. Иофан...».

В Постановлении СМ СССР № 803 от 15 марта 1948 года «О строительстве новых здании на Ленинских горах» уточнялось: «Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах...» и «утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, предоставленное Министерством высшего образования (С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (А.Н.Несмеяновым), и Управлением Дворца Советов (А.Н.Прокофьевым и архитектором Б.М.Иофаном)».
В послевоенные годы на панорамах Москвы рисовали величественный Дом Советов архитектора Иофана, а естественным "плавным переходом" к исторической застройке служили высотные здания расположенные в восьми узловых точках советской Столицы.

Архитектурный образ высотных сооружений, особенно МГУ, должен был стать связующим звеном между Кремлёвскими башнями и грандиозным Дворцом, между прошлым и настоящим.
Выразительные предпроектные эскизы и чёткое задание на проектирование, разработанные зодчим, явились основой для дальнейшей работы. Именно поэтому академика-архитектора Бориса Михайловича Иофана по праву называют соавтором Главного здания Университета.
Творческий коллектив под руководством академика архитектора Л.В.Руднева, блестяще продолжил работу мастера, и Московский Государственный Университет на Ленинских горах заслуженно является визитной карточкой Москвы, символом науки и культуры России.

- [р. 16(28).4.1891, Одесса], советский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Член КПСС с 1926. Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и школу инженеров (1919) в Риме. Член итальянской компартии (1921‒24). С 1924 работает в СССР.… … Большая советская энциклопедия

- (1891 1976), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и Школу инженеров (1919) в Риме. С 1924 работал в СССР. Построил в Москве комплекс зданий на ул. Серафимовича (жилой дом,… … Художественная энциклопедия

- (1891 1976) российский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Административно жилой комплекс на ул. Серафимовича в Москве (1928 31); санаторий в Барвихе Московской обл. (1931 35); павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью… … Большой Энциклопедический словарь

- (1891 1976), архитектор, народный архитектор СССР (1970). Административно жилой комплекс на улице Серафимовича в Москве (1928 31); санаторий в Барвихе Московской области. (1931 35); павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью… … Энциклопедический словарь

- (1891, Одесса — 1976, Москва), архитектор, академик Академии архитектуры, народный архитектор СССР (1970). В 1911 окончил Одесское художественное училище, в 1916 — Высший институт изящных искусств, в 1919 — Школу инженеров в Риме.… … Москва (энциклопедия)

Род. 16 (28) апреля 1891 г., в Одессе, ум. 1976. Архитектор, строитель. Создатель проекта московского "Дома на набережной" (1928 31), московского Дворца Советов (1931), санатория в Барвихе (1931 35), павильона СССР на Всемирной выставке … Большая биографическая энциклопедия

- (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А.Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем… … Википедия

Борис Михайлович Иофан Борис Михайлович Иофан (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора … Википедия

Борис Михайлович Иофан Борис Михайлович Иофан (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора … Википедия


Иофан Борис Михайлович
16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...
В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».
Он - сын одесского швейцара, она - итальянская герцогиня по отцу и русская княжна по матери. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо могли никогда не встретиться.

Биография просится на экран -http://www.lechaim.ru/ARHIV/140/kipnis.htm
Прогулки по Новодевичьему Соломон Кипнис

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, – ее название тогда еще не придумалось, а рабочее было –
«Иофан Борис Михайлович (1891–1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

***
...В Петербурге в 1911-м успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885–1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.
По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.
Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом итальянской компартии.
***
...Итальянский дипломат герцог Сассо– Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н.П. Огарева).
Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми – Ольгой и Борисом – покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги за сдаваемые комнаты.
...Один из постояльцев герцогини Руффо становится ее мужем. Это – Борис Иофан.
***
...1924 год. В Рим на лечение приезжают инкогнито председатель Совета Министров СССР А.И.Рыков с женой.
Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию.
***
...В Москве, на ул. Серафимовича, в 1931 году закончилось строительство жилого Дома правительства (ЦИК и СНК СССР) по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном).
Очень мало найдется сегодня москвичей, которым это название что-то скажет. Но стоит произнести утвердившееся за ним после выхода романа Ю.В.Трифонова «Дом на набережной» это его неофициальное название, и сразу становится ясно, о чем идет речь.
«Дом на набережной» – это уникальный по своей грандиозности и масштабам жилой комплекс: несколько 10–11-этажных зданий с пятьюстами квартир для видных государственных, политических и общественных деятелей, военачальников, работников культуры.
Чего только не было в этих зданиях: детсад, ясли, спортивные залы, библиотека, столовая, прачечная, амбулатория, универмаг, отделение связи, сберкасса, клуб, ставший потом Театром эстрады, наконец, кинотеатр «Ударник», который еще совсем недавно числился самым крупным в Москве – 1500 мест.
Б.М. Иофан с женой и двумя ее детьми – удочеренной им Ольгой и усыновленным Борисом заняли в этом доме одну из квартир, переоборудованную для его работы под мастерскую.
Сталинские репрессии как мясорубка перемалывали жильцов этого дома. И сегодня только в одной квартире из 500 живут потомки тех, кто занимал ее изначально: в квартире Иофана живет семья его внука!


***
На конкурсе (1931–1933) проектов Дворца Советов, который должен появиться на месте взорванного храма Христа Спасителя, высшую премию получает Б.М.Иофан. Его проект принят к исполнению. Строительство Дворца Советов – грандиозного здания-пьедестала высотой 415 м под статую 80 метрового Ленина – прервала начавшаяся война.
Многие значительные конкурсы на общественные сооружения заканчиваются победой Иофана. В 30-е годы он в фаворе у Сталина. 14 раз (!) встречался архитектор с вождем.
Иофан – автор павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), который венчала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная В.Мухиной по рисунку... самого Иофана.
Иофан – автор павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лебединой песней прославленного архитектора дожно было стать здание Московского университета на Воробьевых горах. Но не стало...
Энциклопедии, путеводители дружно сообщают, что Московский университет построен по проекту архитектора Л.В. Руднева.
А вот что поведала своим читателям газета «Известия» (04.01.2001).
«...В 1949 году в Москве было заложено высотное здание МГУ. Автором первого проекта был архитектор Иофан Борис, однако он отважился поспорить с самим Сталиным по поводу местоположения новой высотки. В результате право возводить МГУ передали одному из учеников Бориса Иофана – Льву Рудневу, который практически весь проект своего учителя оставил без существенных изменений. Так что фактический автор проекта здания МГУ отнюдь не Руднев, как сообщают справочники, а Иофан».
Если из этой заметки убрать вымысел (его там предостаточно) и оставить правдивую и уточненную информацию, то получится: автором утвержденного эскизного проекта был Иофан. Он отважился поспорить с самим Г.М.Поповым, секретарем МК и МГК ВКП(б), секретарем ЦК ВКП(б), а не со Сталиным!
Иофан действительно настаивал на том, чтобы здание МГУ поставить на 300 метров ближе к бровке реки по сравнению с местом, где оно расположено сейчас.
Бескомпромиссность архитектора обошлась ему неожиданно дорого: Сталин подписал распоряжение передать руководство всеми дальнейшими работами архитектору Л.В. Рудневу. (Руднев не был учеником Иофана, это газетная выдумка.)
Руднев с коллективом архитекторов, взяв за основу всесторонне разработанный Иофаном технический проект, довели работу до полного завершения, за что и получили Сталинскую премию.
А Иофан? Ничего!
Когда речь идет о сооружении высотного здания МГУ, его имя даже не упоминается, хотя правда такова: здание МГУ на Ворбьевых горах построено по проекту Б.М. Иофана и Л.В. Руднева.
И после этой трагической для Иофана истории по его проектам было построено не одно здание. Но знаменитым сделали его не они.
Знаменитым, и даже очень, он уже был. И неудивительно, что когда в 1970 году учредили почетное звание «Народный архитектор СССР» , в числе первых, получивших его, значился Б.М. Иофан.
***
...4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски. Через 6 дней, не приходя в сознание, Иофан скончался.
Проекты ТАЛАНТЛИВОГО АРХИТЕКТОРА
Дом на набережной
1925 - здание на Русаковской улице, 7
1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
1931 - проектирование здания Дворца Советов
1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
1938-1944 - станция метро «Бауманская»
1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)


Плита колумбария Иофана на Новодевичьем кладбище Москвы

Борис Михайлович Иофан – один из крупнейших и лучших советских зодчих — родился в 1891 г. в Одессе. Там же прошло и его детство. Еще мальчиком Иофан увлекается рисованием и решает в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение художественного училища. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит с живописного на архитектурное отделение. В 1911 г. он заканчивает училище и получает диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. По отбытии военной службы Иофан практикует в Петербурге подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, частично работает у своего старшего брата Дмитрия. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры.

В 1914 г. Иофан уезжает в Италию, в которой пребывает 10 лет. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 г. Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе. В 1921 г. вступает в итальянскую компартию.

В 1924 г. Иофан возвращается в СССР. Его привозит в Москву А.И. Рыков, с которым он познакомился в Риме. Рыков находился в Италии на лечении после перенесенного инфаркта. Он предлагает Иофану строить новую советскую жизнь, новую социалистическую архитектуру – радостную, величественную и помпезную. Иофана заинтересовало это предложение прежде всего потому, что он мечтал строить крупномасштабные общественные сооружения и в реалиях советской действительности ему открывались заманчивые перспективы.

Борис Иофан стал крупной и значимой фигурой советского зодчества. В Москве по его проектам были построены удобные и функциональные жилые дома, общественные и учебные заведения. Первым жилым комплексом, построенным в Москве, стали дома на Русаковской улице (1925 г.) с прекрасной экономичной планировкой квартир и гармоничным экстерьером.

Крупнейшим реализованным замыслом архитектора стал комплекс Дома ЦИК и СНК СССР на Берсеневской набережной (1927-1931). Это сооружение является важной вехой на творческом пути зодчего. Возведенный в эпоху увлечения идеей домов-коммун, этот дом существенно отличался от них. Он содержал в себе, кроме жилья, большое количество пристроенных общественных помещений: клуб с театральным залом (ныне театр Эстрады), самый большой тогда в Европе кинотеатр «Ударник» на 1600 зрителей, универмаг с продуктовым и промтоварным отделениями, столовую, спортзал, библиотеку, механическую прачечную, почту и сберкассу. Дом имел на себе отпечаток времени, выраженный в аскетизме внешнего облика. Тогда господствовал строгий и лаконичный конструктивизм, отличительными чертами которого были простые, логически геометризованные формы. Мрачно-серые стены создавали впечатление несокрушимой мощи, подавляющей своим величием, что явно выделяло это сооружение среди построек позднего конструктивизма и, очевидно, должно было вносить в архитектурный образ дома некий признак могущества и несокрушимости власти, которой он принадлежал. Некоторое разнообразие в это вносили фонтаны, размещенные архитектором во внутренних дворах комплекса, в память о его пребывании в Италии.

На участке более трех гектар, ограниченном Берсеневской набережной, улицей Серафимовича и обводным каналом, на трех с половиной тысячах свай было возведено около полумиллиона кубометров жилой и общественной площади, что даже по сегодняшним масштабам является огромным строительством. В доме было 505 квартир, в которых было все для удобного проживания. Дом Правительства был первым и последним объектом элитного жилья, к которому применимо определение — простой, аскетичный объем. Все, последовавшие за ним, дома для советской элиты были тесно связаны с изменившейся творческой направленностью советской архитектуры, взявшей курс на освоение классического наследия.

Главной темой творчества Бориса Иофана было проектирование монументально-грозного и величественного Дворца Советов, который должен был встать практически напротив «Дома на набережной» на месте взорванного в декабре 1931 года Храма Христа Спасителя. Идея создания ДС была предложена С.М. Кировым в 1922 г. на первом Всесоюзном съезде Советов. Выигравший на Международном конкурсе проект архитекторов Б. М. Иофана, акад. В.А. Щуко и проф. В.Г. Гельфрейха был одобрен Правительством в 1934 г., а окончание сооружения по постановлению XVIII съезда партии намечалось на 1942 г.

Размеры здания потрясали всякое воображение – высота 416 метров, вес 2 млн. тонн, общий объем 7 млн. кубометров, что примерно равнялось сумме объемов 6 (!) знаменитых нью-йоркских небоскребов.

Разработка проекта продолжалась до конца 1930-х годов. Строительство было начато в 1937 г., и к 1939 г. были закончены фундаменты высотной части постройки. В 1940 — первой половине 1941 гг. началась установка стального каркаса, для которого была разработана специальная высококачественная сталь с маркировкой «ДС». Для строительства Дворца Советов был создан Московский камнеобрабатывающий комбинат, благодаря которому впоследствии одета в гранит была вся Москва (мосты, высотные дома, новый Храм Христа Спасителя, метро). «Дворец Советов будет стоять точно таким же, каким мы увидим его в ближайшие годы. Столетия не оставят на нем своих следов. Мы выстроим его таким, чтобы он стоял, не старея, вечно», — писал Н. Атаров.

После войны стало ясно, что с таким огромным проектом не справиться. Кроме того, в облике Дворца необходимо было увековечить и победу в войне. Работа коллектива под руководством Иофана была продолжена: предлагалось множество решений, в том числе и уменьшение высоты здания. Проектирование прервал объявленный в 1956 г. Всесоюзный конкурс на новый проект ДС, сооружение которого предполагалось на юго-западе столицы, но так же не было осуществлено. Последний гвоздь в гроб ДС был забит в 1957 г., когда станцию метро «Дворец Советов» переименовали в «Кропоткинскую». На фундаментах ДС был построен самый крупный в Европе открытый бассейн «Москва».

Борис Михайлович, будучи автором такого гиганта, высказывал мысль о поддержке этой мощной вертикали зданиями-спутниками, которые придавали бы Москве силуэт не плоскостного города, а города с живописным высотным силуэтом. Дело в том, что в начале 20-х — конце 30-х гг. XX века в Москве было снесено огромное количество церквей и колоколен, которые выражали собой очень красивый «живой» силуэт. В связи с разрушениями Москва его утратила и превратилась практически в «плоскостной», «целинный» город. Поэтому роли высотных зданий, поддерживающих доминанту ДС, придавалось огромное значение. Помимо рельефной, идеологической, они выполняли также и топографическую функцию. Каждое здание являло собой ориентир в городской среде. Таким образом, появлению высотных зданий мы обязаны и Иофану.

В то время упорно продвигалась перспектива развития Москвы на юго-запад (в частности, Воробьевы горы). Это очень выгодная точка, работающая на всю Москву. Недаром именно на Воробьевых горах архитекторы хотели осуществить свои самые масштабные и грандиозные проекты (Л. Витберг – Храм Христа Спасителя, Н. Ладовский – Красный стадион, И. Леонидов – Институт библиотековедения им. Ленина). Первой и самой грандиозной из всех высоток утвердили здание гостиницы на Воробьевых горах (позже проект трансформировали в здание МГУ, но идея, заложенная в нем изначально, сохранилась). Эту работу поручили Иофану, так как он возглавлял трест по строительству высотных сооружений (Управление ДС). Чтобы подчеркнуть масштабность здания и его влияние на город, Иофан проектирует его над самой бровкой Москва-реки, то есть у самого края Воробьевых гор. Такое решение не понравилось Сталину, но Иофан долго и упорно продолжал его отстаивать. Это было роковой ошибкой. В 1947 г. проект Иофана передают коллективу во главе с ленинградцем Львом Рудневым. Здание построили в первоначально установленные сроки (открытие 1.09.1953 г.) практически в задуманном Иофаном виде. Много позже ответственный секретарь комиссии по строительству ДС, друг и соратник Бориса Иофана, автор замечательной монографии об архитекторе Исаак Эйгель рассказывал, что проект не утвердили потому, что под выбранным Иофаном местом проходили важные правительственные коммуникации.

Третьим наиболее значимым сооружением в биографии мастера был великолепный, поразивший весь мир своей мощью и колоритом, динамикой и порывом, своей внутренней энергией павильон СССР на Международной выставке в Париже 1937 г.. На выставке павильоны СССР и Германии располагались один против другого, демонстрируя политическую конфронтацию двух держав в пространственном образе. Они были похожи на двух боксеров, готовых сойтись в смертельной схватке. Советский павильон уже строился, когда автор павильона Германии Альберт Шпеер только приступал к проекту. Подкупив французских служащих, он проник в помещение, где работал Иофан. Шпеер писал: «При посещении Парижа я случайно забрел в помещение, где находился скрывавшийся в тайне проект советского павильона. На высоком пьедестале триумфально шагали две фигура, как бы наступая на наш павильон. Тогда я запроектировал кубическую массу, расчлененную тяжелыми пилонами, которая должна была казаться останавливающей этот натиск, в то время как с карниза взирал сверху вниз на русскую пару орел со свастикой в когтях». В этом тексте интересно описание не только формы («кубическая масса»), в которую выливалось соперничество, но и явно казавшееся Шпееру естественным перенесение соревновательности за пределы формирования художественных ценностей и культурных значений. В сопоставлении павильонов у Шпеера преобладали мотивы, связанные с политической конфронтацией. Показательно, что оба архитектора – Иофан и Шпеер – получили Золотые медали от организаторов, озабоченных тем, чтобы сохранить мир и не создавать напряжение между двумя могущественными государствами. Бросалось в глаза похожесть архитектурного облика павильонов, их мощный демонстративный характер. Наш павильон безусловно был лучше. Это было сооружение, запроектированное на одном дыхании, реализация первоначального эскиза, что для «вариантщика» Иофана было скорее всего единственной постройкой такого рода. «Неудержимый динамизм художественного решения», «сгусток рвущейся вперед и вверх энергии», «символ нового мира» – так отзывались о павильоне. Это была победа, триумф, радость. «Этот экспонат останется в памяти участников ЭКСПО-37 так же, как Эйфелева башня на этой же выставке 1889 года» (Д. Аркин). Павильон Иофана – воплощение единого целого двух искусств. Архитектура и скульптура сливались воедино. Вера Мухина говорила: «Тут надо было найти такое равновесие и соподчинение, чтобы здание и скульптура одно без другого не могли существовать… Торжественную поступь (придуманную Иофаном), я превратила во всесокрушающий порыв». Много труда, сил, нервов стоила Вере Игнатьевне ее скульптура. При ее установке в 1939 г. на 10-метровый постамент перед главным входом на ВСХВ скульптура во многом проиграла. Ведь павильон был высотой в 24 метра. «Статуя ползает по земле, все точки зрения и композиционные эффекты уничтожены», — негодовала Мухина. Оба – Иофан и Мухина — переживали это до конца своих дней и добивались установки скульптуры на более высоком уровне. А павильон СССР до сих пор стоит в Париже.

Смерть настигла Бориса Иофана за чертежной доской, на которой была наколота калька с эскизом пьедестала скульптуры «Рабочий и колхозница». Это случилось в марте 1976 года.

Почти полвека он шел рука об руку со своим другом, супругой и музой Ольгой Фабрициевной Иофан. После ее смерти он вспоминал о ней самыми теплыми словами: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружаются дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна…».

В основу материала легла следующая литература:

1. И.Ю. Эйгель, «Борис Иофан», М. 1978 г.
2. О.П. Воронова, «В.И. Мухина», М. 1976 г.
3. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1996», М. 1996 г.:
—А.В. Иконников, «Утопия в архитектуре между двумя мировыми войнами»
—Б. Шульц, «Особый случай» или логика развития?»
4. Н.Ш. Сагоян, «Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий», Волгоград, 1999 г.
5. П.А. Дружинин, «Дворец Советов. Проект академика Щусева», М. 2001 г.
6. Н.С. Атаров, «Дворец Советов», М., 1940 г.
7. И.С. Чередина, «Московское жилье конца XIX – начала XX века», М. МАРХИ, 2004 г.
8. М.П. Коршунов, В.Р. Терехова «Тайны и легенды Дома на набережной», М. «Слово», 2002 г.
9. Лекционные материалы ГНИМА им. А.В. Щусева

Сергей Баклашов

Здания, спроектированные Б.М. Иофаном

1925 г. — Русаковская ул., 4 (9 трехэтажных секционных дома);
1927 г. — Московская сельскохозяйственная Академия им. Тимирязева
(ул. Верхняя, 4а, химический факультет и 12-й учебный корпус);
— опытная станция при Химическом институте, ул. Обуха, 10;
1928-31 гг. — 1-й Дом ЦИК и СНК СССР («Дом на набережной»);
1929-34 гг. — санаторий «Барвиха»;
1931 г. — проект Дворца Советов;
1937 г. — павильон СССР на Международной выставке в Париже
(скульптор – В. Мухина);
1939 г. — павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке;
1938-44 гг. — станция метро «Бауманская»;
1944-47 гг. — лабораторный корпус Института физических проблем АН СССР;
лаборатория академика П.Л. Капицы;
— реконструкция и восстановление Театра Вахтангова;
— проект восстановления городов Новороссийска и Сталинграда;
1947-48 гг. — работа над проектом высотных зданий, нового здания МГУ;
1962 г. — Институт физической культуры (Сиреневый бульвар, 4) – последний дом, построенный Иофаном.

Борис Михайлович Иофан (1891-1976) - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств у известного архитектора Армандо Бразини, закончив институт в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии. Член ВКП(б) с 1926 года.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Павильон на Всемирной выставке 1937 г. служил постаментом для скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадцатиэтажных жилых домом на Щербаковской улице в Москве (соавторами Иофана были архитекторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов, инженеры С. Кошёлкин, Л. Шойхет, Л. Шустров, М. Рейтман). Дома обращены торцами к Щербаковской улице и объединены проходящими на уровне первого этажа помещениями магазинов. Строительство было начато в рамках программы Н. С. Хрущёва по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек (однокомнатные площадью 11 м2), семей из двух-трёх человек (однокомнатные с жилой площадью 23,5 м2 и двухкмнатные с жилой площадью 45,2 м2), больших семей (трёхкомнатные с жилой площадью 32,3-36,1 м2 и 45 м2). Так как дома были запроектированы стоящими в 47 м друг от друга, что нарушало требования по инсоляции того времени, в ходе проектирования была проведена проверка макета на искусственном солнце в Институте строительной физики; проверка показала, что выбранное проектировщиками расстояние допустимо. Другой особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трёхкомнатных квартитрах площадь кухни составила 14,1 м2) - это обусловлено тем, что кухни рассматривались как «кухни-столовые», при наличии которых, как предполагали авторы, «спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить ещё при жизни Иофана, в 1975 году.

Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве. Жена - Ольга Фабрициевна Мещерская (Иофан) (1883-1961)

Проекты

  • 1925 - здание на Русаковской улице, 7
  • 1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
  • 1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
  • 1931 - проектирование здания Дворца Советов
  • 1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
  • 1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
  • 1938 - Дом культуры ЗиС (затем кинотеатр и филиал № 1 Дворца культуры АМО «ЗиЛ», ныне Досуговый центр в районе Зюзино на Симферопольском бульваре, 4)
  • 1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
  • 1938-1944 - станция метро «Бауманская»
  • 1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
  • Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
  • 1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
  • 1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
  • 1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
  • 1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода