Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Хроматические аберрации — что это такое, и как их убрать? Хроматические аберрации (урок Photoshop).

Отвечаю на вопрос Андрея Рогожникова:

Я не сторонник автоматических исправлений, но могу понять желание побыстрее с ними расправиться и заняться другими снимками, если время поджимает. Потому я расскажу об автоматической коррекции и о том, как нужно это делать в идеале, вручную.

Я выбрал хороший солнечный день и сделал вот такой снимок...

Конечно, на контрастных рамах и карнизах будут наблюдаться .

Такая коррекия легко делается в Adobe Camera Raw .

Первый способ

Шаг первый

Открываем ваш файл в Adobe Camera Raw последней версии (у меня 7.1).

Заходим в закладку «Lens Correction»

Шаг второй

Идём в закладку «Color»

Шаг третий

Пробуем устранить с помощью режима автоматической коррекции. Для этого ставим галочку «Remove Chromatic Aberration»

Иногда этого достаточно, но чаще — нет.

Смотрим, что получилось.

Вроде стало получше, но совсем ХА не исчезли.

Шаг четвёртый

Добавим параметры коррекции фиолетового и зеленого (самых частых ХА на контрастных снимках).

На моём примере видно фиолетовые ХА, потому я и добавляю параметр (величину) коррекции фиолетовых ХА.

Но если у вас зеленые ХА или одновременно зеленые и фиолетовые, то добавляйте соответственно.
Кроме того можно выбрать оттенок фиолетового и оттенок зеленого, которые идут соответственно как: «Purple Hue» и «Green Hue».

Результат в данном случае идеальный и он представлен в начале статьи.

Для наглядности я вырезал синий канал из обоих файлов, наложил друг на друга в режиме Difference, добавил контраста и показываю вам как отработала эта функция Adobe Camera Raw .

Как видите, функция отработала весьма грамотно, совсем не задев небо. Она прошлась только по контрастным объектам (а точнее их кромкам), удаляя фиолетовые каёмки. Такие каёмки были на рамах, на карнизах и на кирпичной кладке вверху.

Шаг пятый

Если же у вас есть некоторые сомнения правильно ли отработает автоматическое устранение фиолетовых окантовок, то вы всегда можете открыть две версии файла. До устранения аберраций и после. И наложить файл ПОСЛЕ на файл ДО, испольуя маску фотошопа (при нажатии на значке маски удерживайте клавишу ALT, чтобы маска сразу стала чёрной).

После чего по чёрной маске пройдитесь мягкой белой кистью со средней прозрачностью (25-50%) только в тех местах, где необходимо убрать фиолетовые окантовки. Остальное не трогайте.
«Слейте» слои вместе с помощью комбинации клавиш Ctrl+E.

Теперь у вас в наличии картинка, где функция устранения аберраций сработала только в нужных местах, проверенная визуально.

Дополнения по разделу

Adobe Camera Raw последних версий работает и с изображениями в JPG формате.

Для чего вы идёте в меню «Файл», «Открыть как...»

Выбираете файл JPG, который вы хотите скорректировать и в выпадающем списке форматов файлов выбираете CameraRAW.

У вас откроется программа Adobe Camera Raw , в которой вы сможете повторить все шаги для коррекции хроматических аберраций, также как делали для RAW формата.

Кроме того...

Второй способ коррекции хроматических аберраций

От предыдущих версий фотошопа осталась корреция хроматических аберраций, встроенная в меню фильтров.

Есть автокоррекция хроматических аберраций в соответствии в профилем объектива, если он присутствует в базе фотошопа.

Вы можете поэкспериментировать с разными профилями, если вашего в базе нет. Профили скачиваются с сайта Adobe.

Кроме того, можно внести коррекцию вручную во вкладке «Custom».

Я лично считаю эти фильтры атавизмом так как они полностью дублируют Adobe Camera Raw . Но в последнее время у Adobe много отдельных приложений, которые дублируют функции друг друга.

Способ почти ручного удаления хроматических аберраций

Способ тоже очень автоматизирован и потому я его условно назвал «ручным».

К вашему слою со снимком, открытому в фотошопе нужно добавить настроечный слой (Adjustment Layer) коррекции цвета (Hue/Saturation).

«Пипеткой» на которую указывает стрелка №1 берёте пробу цвета с самого фиолетового (или зеленого) участка с хроматическими аберрациями. У нас это участок под номером 2.

Степень влияния также можно регулировать диапазоном захватываемого цвета (на картинке указан стрелкой №4).
И «растушевку» цветов, т.е. «мягкость» эффекта ползунками, на которые указывает стрелка №5.

Кроме того, есть «пипетки» с плюсом и минусом, которые позволяют добавить цвета к регулируемым или убрать. На картинке помечены номером 6.

Способ ручного удаления хроматических аберраций

Самый «дубовый» и наглядный вариант состоит в том, чтобы работать над всем снимком в плане коррекции цвета, а потом проявлять его с помощью маски в тех местах, где нужно.

Тогда мы дублируем слой по Ctrl+J и через тот же Hue/Saturation регулируем цвета всего слоя.

Сам процесс точно такой же, как в предыдущем способе. Только файл будет весить больше из-за того, что слоя будет два, а не один. Но зато этот метод более наглядный и должен быть более понятен новичку.

Номер 2 ручной

Выбираете цвет через «Selective Colors». Переходите в «Быструю Маску» по клавише Q и растушевываете выделение через фильтр Blur.
Потом также рисуете по маске, где нужно убрать фиолетовый или зеленый.

Способ полностью автоматический, но без настроек

В Adobe Camera Raw есть вкладка коррекции цвета, про которую вы спрашивали (указана стрелкой №1).

Там заходите в насыщенность цветов (стрелка №2). Они разделены по диапазонам.
Мы регулируем фиолетовые (Стрелка №3). Так что уменьшаем насыщенность фиолетовых цветов.
Чтобы не влиять на остальные участки снимка (иначе можем затронуть небо в каких-то случаях) проводите операцию с копией оригинального слоя и проявляйте скорректированный слой через маску только в тех местах, где нужно.

Это вкратце про Adobe Photoshop и Adobe Camera Raw . Есть масса других программ и плагинов для коррекции хроматических аберраций. В том же Adobe Lightroom есть такая же точно коррекция, но я предпочитаю Adobe Camera Raw так как потом всё равно редактировать в фотошопе. Сам процесс получается короче по времени.

О природе хроматических аберраций

На самом деле если бы объективы были абсолютно скорректированы в плане хроматических аберраций, то их рисунок был бы весьма скучным. Мы часто не замечаем, что на снимках с красивым присутствуют те самые фиолетовые и зеленые разводы на заднем плане от веточек и проч. мелких элементов.

Некоторые объективы дают больше фиолетовых окантовок, а некоторые больше зеленых. Это зависит от типа коррекции конкретной хроматической аберрации. Зум-объективы слабо поддаются коррекции т.к. имеют различную степень ХА на разных фокусных расстояниях.

Фиолетовые окантовки дают такие аберрации:

1. Поперечная проявляется сильнее всего на краях кадра ввиду своей природы и может быть устранена программным способом т.к. является «хроматизмом увеличения». Если правильно изменить коэффициент масштабирования цветовых каналов, то можно их свести воедино. Что и делает функция ACR.
Многие камеры способы исправлять поперечную хроматическую аберрацию при записи файла в JPG.

2. Продольная (проявляется больше в центре кадра и может быть полностью устранена диафрагмированием т.к. при увеличении цветовые пучки начинают полностью попадать в область ГРИП).

Но проблема в том, что продольная аберрация нам мешает как раз на светосильных фикс-объективах и на них не хочется «зажимать» диафрагму. Её «страдают» многие именитые контрастные фикс-объективы. Такие как Canon EF 85/1.2 II , Carl Zeiss 100/2 ZE и т.д.

Если остались еще вопросы — задавайте в комментариях.

пример продольной хроматической аберрации

Хроматические аберрации чаще всего считаются браком или дефектом изображения, возникающим из-за несовершенства оптики. Но иногда их специально используют в качестве спецэффекта, который, будучи уместным, может поддержать идею снимка или даже стать одной из ключевых деталей ее реализации.

В этой статье 1) рассматривается способ, позволяющий легко и быстро добавить в фотографию эффект «хроматического сияния», 2) разбираются некоторые часто возникающие проблемы при обработке снятых на белом фоне фотографий и способы их решения.

Для примера возьмем следующую фотографию.

Проанализируем ее с точки зрения колористики и композиции.

  • Колористика. Первое, что бросается в глаза, - это тёмные, почти черные волосы на плече модели. Находясь в крайней левой области гистограммы, они максимально контрастны белому фону (крайняя правая область гистограммы) и «разрывают» изображение на две части.
  • Композиция. Волосы на снимке занимают значительную по площади часть изображения, а значит - утяжеляют его и начинают «спорить» с лицом, перетягивая на себя внимание зрителя.

Постараемся решить эти проблемы. Вспомним законы гармонизации цвета и, в частности, яркостного тона изображения - для того, чтобы данная фотография стала выглядеть лучше, необходимо избавиться от неуместного в данном случае явного противопоставления темных и светлых участков (т.е. привести изображение к стилистике, близкой высокому или низкому ключам). Исходя из сюжета и того, что данное фото снималось на белом фоне, выбираем первый вариант.

К высокому ключу в «классическом» понимании мы не придем - для этого необходимо полное отсутствие каких-либо темных участков в снимке (т.е. вся информация находится в зоне четверть тонов или, в крайнем случае, средних тонов гистограммы). Тем не менее, приблизиться к этой стилистике нам никто не запрещает.

После выполнения полного комплекса процедур «технической» портретной ретуши и работы с контрастом и цветом изображения получим следующий результат:

Примечание. В данном случае для ускорения работы с яркостью, контрастом и цветом фотографии использовался фильтр-плагин Imagenomic Realgrain 2, однако, таких же результатов можно легко добиться с помощью стандартного инструментария Adobe Photoshop.

Изображение стало выглядеть значительно гармоничнее. Гистограмма подтверждает, что вся информация теперь находится в зонах три-четверть тонов и более ярких. В целом фотография смотрится заметно более легкой и воздушной.

Итак, с проблемой «раскола» изображения на две части и проблемой «тяжелых» волос мы успешно разобрались. Но участок с волосами (визуально скучный, и, вместе с тем, достаточно детализированный за счет текстуры волос), по-прежнему занимает большую часть снимка и отвлекает внимание от лица модели.

Для того, чтобы глаза зрителя не задерживались на этом участке, необходимо уменьшить его детализированность. Частично это уже было сделано при компрессии тонов в тенях во время работы с яркостью и контрастом изображения - теперь же полностью избавимся от оставшихся деталей, размыв их.

Наложение любого «творческого» эффекта на изображение должно быть так или иначе оправдано. Наиболее гармоничными и естественными всегда будут смотреться эффекты, которые могли быть получены при съемке. В нашем случае одной из причин размытия волос мог бы быть смаз или «шевеленка», сохранение же четкости деталей на лице могло быть оправдано «заморозкой» вспышкой при съемке со смешанным (постоянный+импульсный) светом.

Разумеется, в данном случае не будет стоять задача добиться полной идентичности реальным эффектам (их было бы гораздо проще достичь непосредственно при съемке), но, с точки зрения оправданности действий и построения идеи обработки, этих предпосылок для выбора эффекта и/или алгоритма размытия нам будет вполне достаточно.

Для имитации эффекта «шевеленки» создадим копию слоя исходного изображения (Ctrl+J) и применим к полученному слою фильтр размытия Filter → Blur Gallery (Галерея размытий) → Path Blur (Размытие контура).

Несколько пояснений к интерфейсу фильтра:

  • cиняя стрелка задает направление движения или смаза. Направление стрелки задается перетаскиванием ее стартовой и конечной точек, передвижением промежуточной точки между ними можно задавать изгиб пути движения. При этом клик в любое пустое место синей стрелки ставит на нее дополнительные промежуточные точки, а клик в пустое пространство снимка позволяет задать дополнительный, локальный путь размытия;
  • ползунок скорости движения Speed задает общую интенсивность воздействия;
  • Taper усредняет воздействие, визуально приближая эффект к «дрожанию» около одной точки;
  • галочка Centered запрещает общий сдвиг изображения;
  • End Point Speed задает скорость движения или интенсивность воздействия в конечной точки пути;
  • галочка Edit Blur Shapes активизирует красные стрелки, позволяющие более точно задать траекторию движения в начальной и конечной точках;
  • выпадающее меню предоставляет выбор одного из пресетов алгоритмов размытия.

После подбора «по вкусу» необходимых параметров фильтра ограничим видимость размытого слоя. Для этого создадим для него маску (Клик по значку маски) и мягкой круглой черной полностью непрозрачной кистью прорисуем по ней в тех местах, где хотим оставить изображение четким.

Теперь внимание зрителя уже ничем не будет отвлечено от лица модели - другие детализированные части изображения отсутствуют.

Казалось бы, все готово. Но, к сожалению, в процессе решения одной проблемы мы создали другую: отсутствие деталей где-либо, кроме лица, сделало изображение визуально скучным и «пустым».

Решать эту проблему можно по-разному. Воспользуемся тем, что так или иначе у многих ассоциируется с размытием - наложим эффект хроматических аберраций.

Для этого сведем все слои вверх (создадим копию всего, что мы видим), воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Shift+E, и перейдем в палитру Channels (Каналы).

В цветовой модели RGB в каждом из цветовых каналов изображения содержится информация как об общей яркости, так и о цвете или цветовых переходах: в красном - от циана до красного, в зеленом - от мадженты (фуксии) до зеленого, в синем - от желтого до синего. При одинаковых значениях во всех трех каналах пиксель окрашивается в оттенок серого, при значении яркости 0 в трех каналах - в черный, при значении яркости 255 в трех каналах - в белый, при любых других комбинациях значений яркости в трех каналах пиксель окрашивается в какой-либо цвет.

Эффект хроматических аберраций проявляется в том, что вокруг границ контрастных объектов наблюдается цветные ореолы, обычно дополнительных по цветовому RGB-кругу цветов. Связано это с тем, что при цифровом фотопроцессе световой луч, падающий на матрицу, в зависимости от угла его падения по-разному интерпретируется световыми сенсорами, что наиболее сильно проявляется по краям кадра.

Исходя из всего вышесказанного, для создания эффекта хроматических аббераций нам было бы достаточно сдвинуть один (или при желании все три) из цветовых каналов инструментом перемещения Move Tool (V).

Однако, такой простой подход не учитывает, что аберрации должны быть неравномерными и усиливаться по краям кадра. Полученный результат напоминал бы псевдо-стереофотографию, популярную порядка пяти лет назад, Пример.

Примечание. Для реализации примера выше необходимо в начале обесцветить изображение командой Image (Изображение) → Adjustments (Коррекции) → Desaturate (Обесцветить), затем выделить все пиксели (Ctrl+A) и, сделав активным красный канал, сдвинуть его клавишами со стрелками или инструментом перемещения Move Tool (V) на 10 пикселей влево. Правую часть изображения, получившуюся красной, можно впоследствии отрезать при кадрировании.

Итак, для получения желаемого эффекта хроматических аберраций необходимо не сдвинуть один из каналов, а, скорее, изменить его масштаб. Сделать это наиболее аккуратно можно, воспользовавшись на одном из каналов фильтром Filter → Liquify (Пластика), растянув его таким образом, чтобы в наибольшей степени затронулись края изображения, но проще всего использовать свободное трансформирование. Конечно, в этом случае результат не будет точно передавать физику процесса, но для решения нашей задачи такой способ окажется более чем подходящим относительно параметра время/качество.

Итак, находясь в палитре каналов при активном верхнем свежеполученном слое копии сведенного изображения, кликнем по одному из каналов (в нашем случае по синему). Изображение станет черно-белым (демонстрируется информация синего канала). Для возвращения цветного превью кликнем по значку-глазу напротив RGB-канала, выделим всё командой Select (Выделение) → Select All (Выделить все) или комбинацией клавиш Ctrl+A и воспользуемся свободным трансформированием Edit (Редактирование) → Free Transform (Свободное трансформирование) или Ctrl+T. При активном интерфейсе свободного трансформирования растянем изображение равномерно от центра (для этого зажмем клавишу Alt и потянем за одну из опорных точек). В нашем случае красивее будет смотреться результат растягивания только по горизонтали, поэтому потянем за центральную точку одной из вертикалей. Завершив изменения, нажмем Enter.

Чтобы убрать эффект с лица, вернемся в палитру слоев Layers и скопируем на слой с аберрациями ту же маску, которая использовалась на слое с размытием. Для этого Alt+Перетащим ее на верхний слой и при необходимости подредактируем мягкой кистью.

В результате получим следующую структуру слоев.

И финальное изображение.

© Стив Ласмин, январь 2016
© Фотошкола Михаила Панина, 2016.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Если вы занимаетесь фотосъемкой не первый день, то наверняка время от времени вам приходится сталкиваться с таким явлением как хроматические аберрации , вне зависимости от того, какой у вас фотоаппарат - дорогая зеркалка или простая компактная камера. Несмотря на сложное название, суть этого явления довольно проста. Хроматическая аберрация - это искажение или оптический артефакт, который возникает по причине того, что световые лучи разного цвета имеют разную длину, за счет чего не могут сфокусироваться на одной плоскости. На практике это выражается в появлении цветной каймы или бахромы по контуру объектов. Особенно заметны аберрации при съемке сцен с высокой контрастностью. Такое нежелательное обрамление способно испортить впечатление даже от самой удачной фотографии. Тем не менее, бороться с аберрациями можно, и если не получилось предупредить их появление на стадии съемки, на помощь придут компьютерные программы. Одной из самых доступных и распространенных программ является Lightroom .

Преимущество Lightroom 4.1 над Lightroom 3

Прежде всего, стоит отметить, что для устранения аберраций предпочтительнее использовать последнюю версию Lightroom, а именно 4.1. Поясним, почему. Хроматические аберрации бывают двух видов: горизонтальные (боковые) и вертикальные (осевые). Первые в наибольшей степени характерны для широкоугольных объективов и дают зелено-красную или сине-желтую кайму. Искажения такого типа довольно легко устраняются в любой версии программы с помощью кнопочки Remove Chromatic Aberrations . А вот с осевыми аберрациями до недавнего времени проблем было куда больше. Они обычно возникают при использовании современных объективов с большой светосилой и образуют яркую бахрому пурпурного или зеленого оттенка. Существующие в Lightroom 3 инструменты не позволяли эффективно бороться с такими артефактами. В последней же версии, наконец, появились дополнительные регуляторы в виде ползунков, предназначенные как раз для устранения осевых аберраций.

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom 4.1

Процесс устранения аберраций в Lightroom довольно прост. Итак, первым делом импортируем изображение в программу, после чего оно готово к редактированию. Рекомендуется увеличить фотографию хотя бы до 200%, чтобы переходы между оттенками были видны более четко. Сейчас находим панель под названием Lens Corrections , которая находится в меню Develop . В версии 4.1 на этой панели есть обновленная вкладка Color - нажимаем ее. Здесь ставим галочку напротив уже упомянутой функции Remove Chromatic Aberrations и переходим к ползункам-регуляторам. Они предназначены как раз для ограничения насыщенности оттенков. Перетаскивая ползунки, устанавливаем максимально допустимое значение насыщенности пурпурного и зеленого цветов. Оттенки, находящиеся за установленными пределами, будут подавляться. Но здесь есть немаловажный нюанс - работая таким методом, можно не только удалить бахрому, но и обесцветить нужные объекты соответствующего оттенка. Если такая вероятность существует, можно применить ручной режим редактирования (вкладка Manual ) и воспользоваться дополнительными инструментами локального действия, например, кистью. В параметрах кисти выбираем «Подавление аберраций» и задаем отрицательное значение. Теперь «покрасим» область изображения, на которой не хотим терять оттенки, после чего производим те же самые действия, которые были описаны выше. Ручной способ является более трудоемким и занимает больше времени, но именно с его помощью можно спасти фотографии, которые раньше считались бы безнадежно испорченными.

Наверняка ваши работы получали отказ по причине «Lighting Problems. Purple fringe, blown highlights or lenses flare ». Один из авторов Shutterstock , Пэрри Хармон, предлагает пару несложных способов борьбы с этими искажениями.

Для начала давайте разберемся, что же такое хроматические аберрации и почему они возникают. Это явление обусловлено разными длинами волн света (разными цветами), преломляющимся под разными углами в среде – в нашем случае проходя через линзы объектива. При помощи линзы световой поток точно фокусируется на сенсоре (или пленке) фотоаппарата. Но из-за того, что каждый из цветов преломляется по-своему, они в итоге фокусируются в разных местах.

Посмотрев на изображение, содержащее хроматические аберрации, можно заметить, что они обычно сильнее ближе к краю кадра – потому что световой поток попадает на эти края под более острым углом, чем по центру, тем самым увеличивая вероятность возникновения искажений.

Давайте представим призму (все ведь помнят опыты на уроках в школе?). Белый свет входит в призму, преломляется, все цвета (разные длины волн) выходят из призмы в разных местах. Поэтому свет, проходящий через призму, распадается на потоки разных цветов видимого спектра. Ведь если бы все цвета проецировались в то же самое место, то поток был бы белого цвета, т.к. при смешении все цвета в спектре дают белый.

Высококачественные объективы, особенно с постоянным фокусным расстоянием, обычно имеют специальные покрытия и другие средства, помогающие уменьшить или исключить совсем возникновение хроматических аберраций. Объективы с переменным фокусным расстоянием (т.н. «зум-объективы») и недорогие экземпляры сильнее подвержены этим искажениям.

Даже с самой высококачественной оптикой вы рано или поздно столкнетесь с абберрациями. Так что неплохо было бы усвоить парочку простых методов их устранения.

Первый метод наилучшим образом подходит в случаях, когда на изображении всего несколько «очагов» аберраций, например в отражениях на воде, стекле или на хромированной поверхности.

К счастью, существует несколько способов устранения хроматических аберраций. Давайте рассмотрим еще один из них.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода