Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм великомученика никиты в лужках. Церковь никиты мученика в лужках Архив церкви никиты мученика в лужках

Храм расположен в деревне Лужки, рядом с село Строкино, в 5 минут езды от Егорьевского шоссе, поворачивая на село Капустино.

К храму можно добраться на автобусе (40 или 43) с одной из станций Казанского направления железной дороги или с пересадкой на 2х автобусах со станции «Электроугли» Горьковского направления .

От станции Малаховка , до храма можно добраться на автобусе (№40).

Автобус №40 от дер. Аксеново — 05:17, 06:20, 07:07, 08:35, 10:20, 12:10, 14:30, 15:50, 16:55, 17:40, 18:50, 20:35.

Автобус №40 от ст. Малаховка — 06:22, 07:45, 09:30, 11:20, 13:35, 15:00, 16:00, 16:50, 18:00, 19:45, 21:55.

От платформы Родники можно добраться так же на автобусе (№40).

От платформы Отдых можно добраться на автобусе (№43).

Автобус №43 от ст. Отдых — 08:17, 12:45, 14:44, 16:45, 18:30.

Автобус №43 от дер. Аксеново — 07:11, 09:00, 13:30, 15:30, 17:30, 19:17.

От платформы Электроугли можно добраться на автобусе (№67) до дер. Аксеново и потом на автобусе (№40) до храма.

Автобус №67 от ст. Электроугли — 06:10, 07:10, 08:37, 12:27, 13:17, 15:00, 16:43, 17:47, 18:32, 20:15.

Автобус №67 от дер. Аксеново — 06:30, 07:34, 09:01, 12:45, 13:41, 15:28, 17:10, 18:10, 18:55, 20:35.

Время движения по маршруту — ~15-20 минут.

Село Строкино (погост Лужки).

Исстари на Никитском погосте в Лужках, что у Касимовской дороги, стояла деревянная церковь Никиты-мученика.

Рядом возникла дер. Строкино. В 1623 г. погост и деревня были во владении Покровского монастыря в Суздале .

С 1764 г., после секуляризации монастырских вотчин, деревня управлялась Коллегией экономии, в XIX в. была в ведении Департамента государственных имуществ.

В 1850 г. в церкви Великомученика Никиты служил священник Василий Иосифович Величкин. Он родился в 1816 г., в Московской губернии, сын пономаря.

В 1838 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда и был рукоположен митрополитом Филаретом во священника к храму погоста Лужки.

Ещё в начале 1860-х гг. на погосте Лужки стояла однопрестольная деревянная церковь Мученика Никиты с деревянной колокольней . Причт храма состоял из священника, дьячка и пономаря, с 1823 г. ещё и диакона.

В приходе Никитской церкви в 1855 г. было 211 дворов в которых жили 683 крестьянина и 759 крестьянок.

Прихожане были усердны к церкви как зимой, так и летом. В праздничные дни бывали в храме до 300 человек, в будни посещали церковь только те, кто или совершал поминовение по усопшим, или почитал день своего ангела. Священник Василий Величкин сообщал, что все прихожане его храма «довольно зажиточны». В октябре 1858 г. на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета, приходским священником Василием Иосифовичем Величкиным, с причтом, церковным старостой и прихожанами было направлено прошение: «Приходская наша церковь великомученика Никиты, зданием деревянная, существующая с давнего времени, пришла в ветхость, а потому мы вознамерились построить вместо старой, новую каменную церковь во имя Святого великомученика Никиты, с теплыми приделами: Святителя Николая и святого Архангела Михаила. Предполагаемая стоимость строительства храма была 20 000 рублей. Средства к постройке 1) церковная сумма 1500 рублей серебром, 2) прихожане добровольным сбором жертвовали на церковную постройку 1000 рублей серебром, 3) прихожане приняли на себя обязанность безвозмездно доставлять на место стройки на своих подводах материалы: кирпич, бут, известь, 4) для изготовления кирпича намерены устроить деревянные сараи, по согласию крестьян д. Строкино на их земле, 5) для выжига его исходатайствовать в Московской палате Государственных имуществ позволение пользоваться лесом».

На строительство церкви крестьянин дер. Аксеново (княгини М.А. Прозоровской-Голицыной) Спиридон Григорьев пожертвовал 200 000 штук кирпича. Резолюцией Московской Духовной консистории от 28 апреля 1858 г. было дозволено построение новой церкви на погосте Лужки, была выдана храмозданная грамота. Ныне существующая каменная церковь построена в 1864 г. «тщанием доброхотных жертвователей». В храме 3 престола: Святого великомученика Никиты, Михаила Архангела и Святителя Николая Мирликийского .

При храме в собственном здании была открыта церковноприходская школа «за учреждение в 1899 г. на собственные средства в погосте Лужках Броницкого уезда церковноприходской школы и содержание оной с того времени» Петр Григорьевич Врунов в 1901 г. был награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

Начиная с 1886 г., в течении 15 лет, он был церковным старостой, делал большие вклады в церковь великомученика Никиты в погосте Лужки.

В погосте Лужках, церковно-приходская школа открыта в 1889 г. стараниями местного священника о. Попова.

Школа первоначально помещалась в наемном доме, а в 1903 г. на средства Богородского купца Брунова, состоявшего некоторое время попечителем школы, для неё выстроено было специальное деревянное здание, очень поместительное и удобное.

К 1 января 1909 г. в школе учащихся состояло 39 человек. Заведующим школой с 1903 г. состоял священник П.П. Вознесенский, попечителем с 1903 г. – крестьянин К. М. Мартынов.

Священники Никитской церкви преподавали Закон Божий в земских начальных училищах дер. Аксеново и Хрипань.

В 1916 г. в Никитском храме служил священник Павел Петрович Вознесенский, в это время ему было 50 лет. Сын псаломщика, он учился в Московской Духовной семинарии, из 3-го класса был уволен на три года в учителя церковно-приходской школы в с. Ивойлово Рузского уезда.

В 1891 г. рукоположен до диакона к Никитской церкви погоста Лужки. Преподавал церковно-славянский язык и церковное пение в местной церковно-приходской школе.

В 1903 г. рукоположен во священника к Никитскому храму, преподавал в Аксеновском (с 1903 и Хрипанском (с 1909) земских начальных училищах. У о. Павла и его жены Юлии Яковлевны (род. 1866) было шестеро детей: Николай (род. 1892, в 1907 г. окончил Синодальное училище, в 1913 - Московскую Духовную семинарию), Алексей, Василий (род. 1895, окончил Перервинское Духовное училище в 1911 г., и в 1917 - Московскую Духовную семинарию), Фёдор, уже в советское время был настоятелем Никитского храма, Мария, Александр. Отцу Павлу сослужили диакон Николай Иванович Орлов и псаломщик Иван Иванович Карпов, церковным старостой был Кодратий Максимович Мартынов.

В 1912 г. погост Лужки и дер. Строкино объединены в одно целое - с. Строкино.

Достопримечательность

Храм Великомученика Никиты Готфского
Никитская церковь; Никиты Мученика церковь; Никиты Готфского церковь

Страна Россия
Местоположение Московская область , Раменский район ,д.Лужки
Конфессия Православие
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль псевдорусский
Дата основания не позже XVI в.
Основные даты:

Закрыта в кон. 1930-х, открыта в 1942.

Приделы Никольский и Михаило-Архангельский

Храм Великомученика Никиты Готфского(Никитская церковь) в д. Лужки - Храм Русской Православной Церкви недалеко от села Строкино , Раменского района .

История

Как сообщает Писцовая книга, в 1623-1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения».

Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу 17 века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине 19 века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. с двумя зимними приделами: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковно-приходская школа, сторожка и сарай. Никитский храм превратился в начале ХХ в. в центр образования для всей округи.

Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.

Первые гонения на Никитскую церковь начались после большевистского переворота. В 1922 году из храма было конфисковано большое серебряное распятье и ценные оклады с икон. Отправлены были на переплавку и бронзовые купола.Колокол в 209 пудов был разбит большевиками.В такой обстановке жизнь Никитского прихода стала очень сложной. Многие местные жители боялись ходить в храм. Но до нас дошли имена тех прихожан, которые спасли церковь от закрытия и разрушения. Одна из них Раба Божия Елизавета. После войны Никитский храм вновь находится под пристальным вниманием властей. Советские чиновники хотели бы полностью прекратить жизнь церкви, для них самыми хорошими были закрытые храмы, и наиболее благонадежными священники те, кто не молился и не проповедовал. Середина 80-х годов стала возрождением церкви Великомученика Никиты в селе Строкино и духовной жизни в округе. В храм потянулась молодежь. Усилиями настоятелей и прихожан храм отреставрирован снаружи, позолочены купола, восстановлены настенные росписи и деревянная резьба иконостасов. Все эти труды не имели бы смысла, если бы не было главного-богослужения и истинной молитвы. Более трех с половиной веков назад возведен был первый Никитский храм. Светло и радостно становится каждому православному сердцу, когда за поворотом дороги из-за леса выступает белоснежная церковь Святого Великомученика Никиты.

Напишите отзыв о статье "Храм Великомученика Никиты в Лужках"

Отрывок, характеризующий Храм Великомученика Никиты в Лужках

– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.

Фото: Церковь Никиты Мученика в Лужках

Фото и описание

Первое упоминание о Никитском храме в Лужках датировано 20-ми годами XVII столетия. Как гласит предание, икона с изображением святого Никиты была найдена в можжевельнике, росшем на болоте. Местные жители решили построить Никитскую церковь на возвышенности, находившейся неподалеку от того места, где был найден образ. Икону перенесли на эту возвышенность, но она чудесным образом вновь вернулась в можжевеловый куст на болоте. Так повторялось несколько раз. В итоге храм был возведен на том месте, куда возвращался образ святого Никиты.

Первая церковь была деревянной. Она простояла несколько веков. К середине XIX столетия здание обветшало. Был выстроен каменный храм, в нем было устроено два зимних придела. До настоящего времени сохранился иконостас, украшенный резьбой и позолотой, выкрашенный кармином. Самый большой колокол на колокольне весил свыше двухсот пудов. В конце XIX столетия были выстроены дома для причта. При храме была открыта церковно-приходская школа.

В 20-е годы XX века из церкви были конфискованы все ценности. С колокольни были сняты колокола, изготовленные из бронзы. Их отправили на переплавку. Тем не менее, богослужения в церкви не прекращались. Ее двери закрылись для прихожан в конце 30-х годов, но уже в начале 40-х храм был снова открыт.

В 80-е годы XX века в здании были начаты реставрационные работы. Восстановлены росписи стен и деревянная резьба, украшавшая иконостасы, купола покрыты позолотой.

Возле храма находится Никитский источник. В старину здесь проходили водосвятные молебны.

Храм Великомученика Никиты Готфского (Никитская церковь) в деревне Лужки - Храм Русской Православной Церкви недалеко от села Строкино Раменского района.

Как сообщает Писцовая книга, в 1623-1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения». Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу 17 века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине 19 века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. с двумя зимними приделами: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковно-приходская школа, сторожка и сарай.

Никитский храм превратился в начале ХХ в. в центр образования для всей округи. Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.

Первые гонения на Никитскую церковь начались после большевистского переворота. В 1922 году из храма было конфисковано большое серебряное распятье и ценные оклады с икон. Отправлены были на переплавку и бронзовые купола.Колокол в 209 пудов был разбит большевиками.В такой обстановке жизнь Никитского прихода стала очень сложной. Многие местные жители боялись ходить в храм. Но до нас дошли имена тех прихожан, которые спасли церковь от закрытия и разрушения. Одна из них Раба Божия Елизавета. После войны Никитский храм вновь находится под пристальным вниманием властей. Советские чиновники хотели бы полностью прекратить жизнь церкви, для них самыми хорошими были закрытые храмы, и наиболее благонадежными священники те, кто не молился и не проповедовал.

Середина 80-х годов стала возрождением церкви Великомученика Никиты в селе Строкино и духовной жизни в округе. В храм потянулась молодежь. Усилиями настоятелей и прихожан храм отреставрирован снаружи, позолочены купола, восстановлены настенные росписи и деревянная резьба иконостасов. Все эти труды не имели бы смысла, если бы не было главного-богослужения и истинной молитвы. Более трех с половиной веков назад возведен был первый Никитский храм. Светло и радостно становится каждому православному сердцу, когда за поворотом дороги из-за леса выступает белоснежная церковь Святого Великомученика Никиты.

Одной из достопримечательностей города Раменское является городской парк, основанный в 1788 г. князем Павлом Михайловичем Волконским. Центром его является Борисоглебское озеро, в водах которого отражаются Борисоглебская (18 век) и Троицкая (19 век) церкви.

В начале 17 века в Московском уезде, в дворцовой волости Раменице на погосте у Борисоглебского озера существовала деревянная церковь во имя Св.Бориса и Глеба построенная в 1628 году вместо ветхого храма. Погост просуществовал вплоть до 1911 г.

В 1710 г. село Новорождествено (ныне город Жуковский), с деревнями Петр I пожаловал в вечное владение графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. На противоположенном берегу озера по казенному приказу Синода за 1725 г. ему было велено построить в селе Новотроицком (так тогда назывался город Раменское) вместо старой деревянной церкви - новую каменную во имя Святой Троицы, к 1730 г. она была воздвигнута из кирпича на высоком белом цоколе из известняка и освящена. В 1852 г. неподалеку был возведен новый пятикупольный храм на средства купца Павла Семеновича Малютина, владельца Раменской текстильной фабрики. В нее был перенесен престол во имя Святой Троицы, а в «маленькой» остается престол во имя Св. Бориса и Глеба.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода