Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дунайская военная флотилия. Дунайская флотилия в Великой Отечественной: от Килийского десанта до Вены

/Королевство Югославия
СФРЮ
Сербия и Черногория
Сербия

Речная флотилия Сербии (Дунайская флотилия ) - формирование (флотилия) речных сил на Дунае и его притоках в составе вооружённых сил Республики Сербия , образование которых началось во время Первой мировой войны .

Речные силы Сербии принимали активное участие во Второй мировой войне , Войне в Хорватии , Войне NATO против Югославии .

История

Речные силы Королевства сербов, хорватов и словенцев и Королевства Югославии

Исторически Сербия не имела регулярных речных сил на Дунае и притоках до 1919 года. Однако, есть упоминания об участии судов южных славян в борьбе против Османской империи . Австрийские подразделения граничар , укомплектованные сербами, на Дунае использовали небольшие боевые корабли , предназначенные для патрулирования и поддержки действий сухопутных войск . Официально первый боевой корабль Сербия получила 6 августа 1915 года. Им стал построенный в Чукарице сторожевой катер «Ядар», приспособленный для постановки мин и служивший на реке Саве .

В сентябре 1923 году был принят первый закон об армии и флоте, согласно которому морские силы Королевства должны были включать в себя флот, речную флотилию и военно-морскую авиацию. В это время Дунайская флотилия состояла из четырёх мониторов «Вардар» (б. «Босна», первоначально «Темеш»), «Драва» (б. «Эннс»), «Сава» (б. «Бодрог») , «Морава » (б. «Кёрёш»), двух сторожевых катеров V.1 и V.2 и трех буксиров, переоборудованных в минные заградители . В 1920-е гг. проводилось техническое переоснащение верфей флота. Нужды флотилии обеспечивали новая верфь в Нови-Саде, а также верфь в Смедерево , на которой проходили модернизацию мониторы. Корабельный состав Дунайской флотилии до начала Второй мировой войны увеличился незначительно. В 1936 г. она включала в себя те же четыре монитора, королевскую яхту «Драгор», два построенных в 1929 г. сторожевых катера «Граничар» и «Стражар» и три минных загардителя-бывших буксира («Цер», «Триглав» и «Авала»). В 1940 г. Штаб Дунайской речной флотилии подчинялся Штабу ВМС, который, в свою очередь, подчинялся Главному военно-морскому командованию. В составе флотилии находились следующие подразделения: дивизион мониторов, вспомогательные суда, военно-морская база , отряд кораблей Охридского озера . Был разработан план организации военного времени и мобилизационный план, по которому для нужд флотилии реквизировались 25 гражданских судов.

Речные силы Югославии во Второй мировой войне

6 апреля Югославия была атакована силами стран Оси и уже 18 апреля подписала акт о капитуляции. Корабли Дунайской флотилии, так и не успевшие принять должного участия в боевых действиях, были частью уничтожены самими югославами, частью в результате действий немецких войск. Впоследствии часть кораблей были включена в состав Дунайской флотилии Независимого государства Хорватия, сателлита Третьего Рейха . Однако югославские партизаны благодаря упорной борьбе не только сумели отбить часть территории, но и даже сформировать свой флот . Начало речным силам югославских партизан было положено 15 сентября когда в Фрушка-Горе был образован 1-й речной отряд. 12 октября 1944 г. было создано Командование речной военной флотилии, которому подчинялись три отряда. Командующим силами стал Кара Димитриевич, его заместителем - бывший командир хорватского вспомогательного тральщика Драгутин Искра, политическим комиссаром был назначен Светозар Милованович. В октябре-ноябре были открыты три речные военные базы в Кладово , Нови-Саде и Шабаце (с января они назывались «военно-морские базы Командования речной военной флотилии»).<

20 марта силы были разделены на Дунайскую флотилию, Савскую флотилию, Минный отряд. Базой Савской флотилии стал Шабац, к концу войны её составе было 15 различных катеров. Базой Дунайской флотилии стал Нови-Сад, к концу войны в её составе было также 15 катеров. В составе Минного отряда к концу войны было три катера. Всего к маю 1945 г. Речная флотилия насчитывала в своем составе 33 катеров (10 сторожевых катеров, 15 моторных лодок, 5 штурмовых катеров и 3 катера, используемых в качестве заградителей и тральщиков) и 1000 человек. Катера Речной флотилии принимали активное участие в боях, занимались военными перевозками, а также решали задачу траления рек.

Дунайская флотилия СФРЮ

С 1944 г. речные силы являлись частью Югославского флота . В 1960 г. флотилия была подчинена командованию 1-й армии, но вскоре, в результате очередной реорганизации, вновь стала частью ВМФ. В 1965 г. началось перевооружение сил флотилии; в этот период основой корабельного состава были тральщики проектов 101 и 301, а также десантные суда проекта 401, начали вступать в строй новые тральщики проекта 331 «Нештин».

Речная флотилия в Югославских войнах

В начале 1990-х гг. начался процесс распада союзного государства . В 1992 г. прекратила своё существование Социалистическая Федеративная Республика Югославия . Корабли Речной флотилии приняли участие в войнах между государствами бывшей СФРЮ; большая часть речных кораблей осталась под контролем сербских сил, часть была использована хорватами.

В период войны в Хорватии 8 ноября 1991 г. один из тральщиков (308) был послан перехватить чехословацкое судно «Шараш», которое, по имевшимся данным, перевозило оружие хорватам. Тральщик был атакован силами хорватов; в корабль попало несколько ракет, несколько человек были убиты, командир Зоран Маркович - ранен. Корабли оказывали существенную поддержку сухопутным частям огнём своих орудий и пулемётов. Так же сербы использовали речные силы для высадки десантов и высадки диверсионных групп и разведки позиций противника.

Во время операции НАТО против Югославии корабли флотилии обеспечивали противовоздушную оборону мостов и гидротехнических сооружений. Жители Белграда называли их «плавающими островами» - днем они с помощью сетей маскировались под берег, а ночью выходили на боевое дежурство. Было организовано централизованное управление кораблями для сосредоточения максимальных сил на угрожаемых участках.

Наши дни

В настоящее время флотилия подчинена сухопутным силам и включает в себя два отряда кораблей и два понтонных батальона из состава 1-й пехотной бригады, но подчиненной Речной флотилии. Основой корабельного состава являются тральщики типа «Нештин». Задачи, которые решают корабли, включают: военные перевозки, участие в антитеррористических операциях, охрана и обеспечение судоходства, международные миссии.

Современная организация

  • Командование Речной флотилией
  • 1-й речной отряд
  • 2-й речной отряд
  • 1-й понтонный батальон
  • 2-й понтонный батальон
  • Отряд Управления
  • Отряд Логистики

Базы флотилии находятся в Нови-Саде (главная), Белграде и Шабаце.

Аббревиатуры и обозначения классов кораблей

  • Brzi diverzantski čamac - быстроходные диверсионные катера
  • Čamac motorni patrolni - ČMP - патрульный моторный катер, сторожевой катер
  • Desantno-Jurišni Čamac - DJČ - десантный штурмовой корабль
  • Rečni remorker - RRM - буксир
  • Rečni minolovac - RML - речной тральщик
  • Rečni pomoćni brod - RPB - плавбаза, штабной корабль
  • Rečni desantni splav - RDS - речное десантное судно
  • Rečni oklopni čamac - ROC - речной бронекатер
  • Rečni tenkonosac - RTK - речной танкодесантный корабль
  • Vedeta - V - сторожевой катер, бронекатер

Корабельный состав

Список кораблей и судов содержит неточности и нуждается в дополнении. Особенно это касается катеров и вспомогательных судов времени Второй мировой войны и послевоенного периода. Все источники противоречивы и не дают достоверной информации о кораблях и деталях их службы.

Состав Дунайской флотилии Королевства Югославия

В 1919 г., до подписания мирных договоров и решения по кораблям, в состав речных сил КСХС входили бывшие корабли Австро-Венгерской Дунайской флотилии: мониторы Drina (б. Temes, передан Румынии 15 апреля 1920 г.), Soca (б. Sava, передан Румынии 15 апреля 1920 г.), канонерские лодки Neretva (по разным данным, б. Wels или Barsch, передана Венгрии в 1920 г.), Bregalnica (по одним данным, б. Wels, передана Венгрии в 1920 г.)

Мониторы

  • Morava , 1892 г., 448 т, 54х9х1,2 м. 2 ПМ=1200 л.с.=10 уз. Бронирование: борт 50, палуба 19, рубка 75, башни 19 мм. Вооружение: 2 120-мм, 1 66-мм орудия, 1 15-мм и 4 пулемета. Экипаж 84 человека.

Бывший SMS Körös Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Затоплен в ночь на 12 апреля 1941 г. на реке Сава. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под именем Bosna. Погиб на мине в июне 1944 г. на реке Уна.

  • Sava , 1904 г., 470 т, 57,7х9,5х1,2 м. 2 ПМ=1400 л.с.=13 уз. Бронирование: борт 40, палуба 25, рубка 50 мм. Вооружение: 2 120-мм орудия, 1 120-мм гаубица, 1 66-мм орудие, 1 66-мм гаубица, 5 пулеметов (после модернизации 1952 г.: 2 105-мм, 3 40-мм, 6 20-мм орудий). Экипаж 86 человек. Бывший SMS Bodrog Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Затоплен 12 апреля 1941 г. в Белграде. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под прежним именем. Потоплен 9 сентября 1944 г. югославской артиллерией на реке Сава. Вновь поднят и восстановлен, служил до начала 1960-х гг.
  • Drava , 1914 г., 540 т, 57,9х10,3х1,3 м. 2 ПМ=1500 л.с.=13 уз. Бронирование: борт 40, палуба 25, рубка 50, башни 25 мм. Вооружение: 2 120-мм орудия, 3 120-мм гаубицы, 2 66-мм орудия, 7 пулеметов. Экипаж 95 человек.

Бывший SMS Enns Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В январе 1919 г. получил новое имя и вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Потоплен 12 апреля 1941 г. немецкой авиацией.

  • Vardar , 1915 г., 580 т, 62х10,3х1,3 м. 2 ПМ=1750 л.с.=13,5 уз. Бронирование: борт 40, палуба 25, рубка 50, башни 25 мм. Вооружение: 2 120-мм орудия, 2 120-мм гаубицы, 3 66-мм, 2 47-мм орудия, 8 пулеметов. Экипаж 91 человек.

Бывший SMS Bosna Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В январе 1919 г. получил новое имя и вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Взорван в ночь на 12 апреля 1941 г. в Белграде.

Минные заградители

  • Avala , 1914 г., Caesar Wollheim, Бреслау. 90 т, 31,01х7,01х1,4 м. 360 л.с.=8 уз. Вооружение: 2 пулемета, 30 мин. Бывший германский буксир Joachim. В 1921 г. передан КСХС по репарациям, переоборудован в минный заградитель. В 1936 г. переименован в Šabak. В апреле 1941 г. захвачен немецкими войсками и вступил в строй германской Дунайской флотилии под именем Alzey. Сдан на слом в 1945 г.
  • Triglav , 1908 г., Oderverke, Штеттин. 90 т, 35,97х5,94х1,8 м. 2 ПМ=350 л.с.=11 уз. Вооружение: 2 пулемета, 30 мин. Бывший германский буксир Venator. В 1921 г.передан КСХС по репарациям, переоборудован в минный заградитель. В 1936 г. переименован в Sisak. В апреле 1941 г. захвачен немецкими войсками и вступил в строй германской Дунайской флотилии под именем Tronje. Погиб 28 августа 1944 г.
  • Cer , 1909 г., 256 т. 8 уз. Бывший вспомогательный тральщик (первоначально германский гражданский буксир компании SDDG) Helene Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии. Затоплен в апреле 1941 г. на реке Сава. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под именем Vrbas. В 1945 г. вступил в строй ВМФ Югославии. Служил до 1950-х гг. в качестве штабного корабля под именем Srem.

Сторожевые катера

  • V.1 . 1917 г., ELCO, США. 40 т, 24х3,8х1,05 м. 2 бенз. двигателя=ок. 450 л.с.=31 км/ч. Вооружение: 1 65-мм орудие, 2 пулемета. Бывший французский охотник за подводными лодками V 5. Исключен 13 июля 1929 г.
  • V.2 . По одной версии, бывший катер-разведчик (бронекатер) постройки завода К. О. Равенского (17,9 т, 15,24х3,05х0,69 м, 2 бенз. двигателя =110 л.с. Вооружение: 2 пулемета. Экипаж 7 человек), построенный в 1916 г. Захвачен Австро-Венгрией в Херсоне (по другим данным, в Одессе) в 1918 г. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. Исключен 13 июля 1929 г.
  • Тип «Graničar» , 1930 г., верфь в Регенсбурге. 36 т, 18,2х3х1 м. 120 л.с.=10,7 уз. Вооружение: 2 пулемета. В 1941 г. захвачены немецкими войсками на озере Охрид и переданы итальянцам. Вновь захвачены в сентябре 1943 г. и весной 1944 г. переданы болгарам. Брошены в сентябре 1944 г. После войны использовались на гражданской службе. Graničar, Stražar.

Прочие суда

  • Речной буксир Velebit , 1914 г. 85 т, 7,5 уз. Вооружение: 2 пулемета. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. Дальнейшая судьба неизвестна.
  • Госпитальное судно Bosna , 1884 г. Бывий Австро-Венгерский пароход Traisen. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. Сдан на слом в Белграде в 1960 г.
  • Пароход Slovenač . Бывший Австро-Венгерский вооруженный пароход Vag. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. В апреле 1941 г. захвачен немецкими войсками и вошел в состав германской Дунайской флотилии. Взорван немцами в Белграде в 1944 г.
  • Яхта Dragor , 1928 г., Регенсбург. Использовалась в качестве королевской яхты, служила на Дунае. Захвачена в 1941 г., до 1943 г. использовалась болгарами, затем немцами. В 1946 г. возвращена Югославии, переименована в Krajina. Сгорела в 2007 г. во время съемок кинофильма.

Есть сведения, что в 1941 г. по мобилизации в состав флотилии вошли 8 буксиров, а также различные катера.

Речные силы югославских партизан

  • На Саве действовали: патрульные катера P.3 Pobednik, P.4 Osvetnik, P.6 Partizan , моторные катера M.5 Uskok, M.6 Sturm , штурмовые катера J.1 - J.4 .
  • На Дунае действовали: патрульные катера P.1 Pionir, P.2 Proleter, P.5 Udarnik,P.8 , моторный катер M. 2.
  • В составе отряда минной обороны действовали: катера Pakra, Sava, Vihor .

Состав флотилии с 1945 года
  • RPČ 200 2 ед. 30 т. 15 уз. 2 76-мм орудия. Строились для немецкой Дунайской флотилии (?), спущены в 1945 г., достроены для Югославии. Исключены в конце 1970-х гг.
  • 6 катеров типа «КМ» , переданы из СССР до 1948 г.
  • Тип 11 , 25 т, 24х3,8х0,9 м. Вооружение: 2 20-мм орудия.
  • Тип 15 . 19,5 т (ст.), 16,9х3,9х0,7 м. 2 диз.=330 л.с.=16 уз. Вооружение: 1 20-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж 6 человек. 12 единиц: PČ 15-1 - PČ 15-12. Строились в конце 1980-х гг. 4 ед. поставлены в Судан в 1989 г. 1 ед. исключена в 1993 г.
  • Тип «ČMP 21» , 2,64 т, 8х2,95х1,5 м. 2 диз.=57 км/ч. Вооружение: 1 пулемет. Экипаж 4 человека. 4 единицы: ČMP 21, ČMP 22, ČMP 23, ČMP 24.
  • Тип «ČMP 25» , 3,9 т. 2 диз. Вооружение: 1 пулемет. 4 единицы: ČMP 25, ČMP 26, ČMP 27, ČMP 28.
  • Тип «RPČ 111» , 1970 г., Тиват. 24,07 т, 17,04х3,6х1,6 м. 2 диз.=28 км/ч. Вооружение: 1 20-мм орудие. Экипаж 7 человек (по другим данным: верфь «Тито», Белград. 29 т, 24,1х4,13х1,78 м до 33 км/ч. Вооружение: 2 20-мм орудия). 5 единиц (в их числе RPČ 111).
  • Тип «PČ 211» (Тип 20). 55 т (ст.), 21,27х5,3х1,2 м. 2 диз.=1600 л.с.=16 уз. Вооружение: 2 20-мм орудия, мины. Экипаж 10 человек. 6 единиц: PČ 211 - PČ 216. Строились с 1984 г.
  • Тип «PČ 301» (Тип 16 «Botica»). 23 т (ст.), 17х3,6х0,8 м. 2 диз.=460 л.с.=15 уз. Вооружение: 1 20-мм орудие, 7 пулеметов. Экипаж 7 человек. 6 единиц: PČ 301 - PČ 306. Построены в 1980-х гг. PČ 305 исключен к 1990 г. 1 ед. поставлена Танзании.

Речные тральщики

  • Тип «RML 101» , построены в 1950-56 гг., 30 т, 25х5,9х1,9 м. Вооружение: 1 40-мм, 1 20-мм орудия. RML 101 - RML 116, RML 120, RML 140 (исключены в 1966-76 гг.)
  • Тип «RML 301» , построены на четырёх югославских верфях в 1951-53 гг. 47,9 т, 19,55х4,4х1,12 м. 13 уз. Вооружение: 2 20-мм орудия. RML 301 - RML 306, RML 308 - RML 310 (исключены в 1986-1989 гг.), RML 307 (стал хорватским Slavonac, позже PB-91 Šokadija), RML 311 - RML 313 (исключены в 1980 г.), M 314, M 317 (исключены в 1989 г.), RML 318 (исключен в 1990 г.), RML 319 - RML 323, RML 324 (исключен в 1989).
  • Тип «Neštin» , Brodotehnika, Белград, 1975-80 гг. 6 ед. построены для Венгрии, 3 ед. для Ирака.79,6 т, 26,94х6,5х2,7 м. 2 диз.=520 л.с.=18 уз. Вооружение: 3 20-мм орудия (первоначально на первом корабле), может нести до 24 мин. Экипаж 17 человек. Neštin (RML 331, 20.12.1975), Motajica (RML 332, 18.12.1976), Belegiš (RML 333, 1976, продан для гражданского использования), Bocut (RML 334, 1976, сломан), Vučedol (RML 335, 1979), Djerdap (RML 336, 1980), Panonsko More (RML 337, 1980).
  • Тип «Novi Sad» (улучшенный тип «Neštin»), Brodotehnika, Белград. Novi Sad (RML 341, спущен на воду 6 июня 1996 г.), корпус и двигатели RML 342 переданы на базу флотилии в Нови-Сад из-за банкротства завода, не достроен.

Десантные суда

  • Тип «RTK 401» . 5 единиц: RTK 401 (исключен в 2003 г.), RTK 402 (исключен), RTK 403 (исключен), RTK 404 (исключен в 2003 г.), RTK 405 (исключен в 1998).
  • Тип «DJČ 601» . До 20 уз. Способен перевозить до 60 человек с личным вооружением. 12 единиц: DJČ 601 - DJČ 612. Служили в морском флоте и речной флотилии.
  • Тип «DJČ 613» . До 20 уз. Способен перевозить до 60 человек с личным вооружением. 6 единиц: DJČ 613 - DJČ 618. Служили в морском флоте и речной флотилии.
  • Тип «DJČ 621» . Построены в 1986-87 гг. 48 т, 22,3х4,8х1,6 м. Диз.=1280 л.с.=32 уз. Способен перевозить до 80 человек с личным вооружением. 12 единиц: DJČ 621 - DJČ 632. Служили в морском флоте и речной флотилии. DJČ 623, DJČ 624 (в хорватском флоте переоборудовано в спасательное судно) и ещё 1 ед. в хорватском флоте под новыми номерами, соответственно DJČ 106, DJČ 105, DJČ 107. 2 ед. отремонтированы и вновь вошли в состав флотилии под новыми обозначениями DJČ-411 и DJČ-412.
  • RDS 501 (?)
  • DČ 101 , 5 т (ст.), 12×3 м. (?)

Прочие суда

  • Буксиры RRM 11, RRM 12, RRM 13 .
  • Диверсионный катер BDČ 91 , 7 т, ширина 3 м. (?)
  • Штабной корабль Kozara
  • ‘’Патянин С. В., Барабанов М. С. Корабли Второй мировой войны: ВМС Балканских государств и стран Восточного Средиземноморья. Морская кампания от Балакина и Дашьяна, № 3, 2007’’
  • "Conway’s All The World’s Fighting Ships 1947-1995. Naval Institute Press, 1996. ISBN 1557501327
  • "Weyers Flottentaschenbuch. 65. Jahrgang 2002-2004. Bernard&Graefe Verlag, Bonn. ISBN 3-7637-4516-5

В 14 главе своей книги Ледокол, названной «До самого Берлина» Виктор Суворов(в миру Владимир Богданович Резун) пробует использовать Дунайскую военную флотилию как критерий усиления наступательной мощи Красной армии, предлагая посмотреть была ли она оборонительной.
Попробуем сделать тоже самое, и тоже использовать Дунайскую военную флотилию(ДВФ) как критерий -критерий достоверности утверждений самого В. Суворова.

Начнем по порядку, то есть с самого начала.

А начинает Владимир Богданович с утверждения, что

« Дунайская военная флотилия включала в свой состав около семидесяти боевых речных кораблей и катеров».

В. Суворов сильно преувеличивает количество боевых кораблей флотилии.

В «Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы», согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г состав боевых кораблей флотилии дается в 33 еденицы, из которых 5 составляют мониторы, 22 бронекатера, 5 катерные тральщики и 1 минный заградитель.

Другие военные корабли, находившиеся на Дунае, и оперативно подчиняющиеся флотилии в разной степени -дивизион глиссеров и переданный флотилии в начале войны 4-й черноморский отряд пограничных судов, включавший до 30 различных малотоннажных судов планом прикрытия не рассматривались из за не возможности их применения как тактической силы в боевых действиях (они использовались только в охранных целях и как вспомогательные суда). Но Владимир Богданович их рассматривает и подсчитывает, из чего его выводы естественно расходятся с выводами плана прикрытия где прямо сказано что ДВФ уступает противостоящей ей румынской флотилии « как в количественном, так и особенно в качественном отношении» и следовательно как наступательное средство никак использоваться не может. Какое уж тут наступление при количественном и качественном превосходстве противника. Но Владимир Богданович рвется в наступление и поэтому для начала обеспечивает себе численное превосходство.

Продолжаем:

«В случае оборонительной войны вся Дунайская флотилия с первого момента войны попадала в ловушку: отходить из дельты Дуная некуда — позади Черное море».

При этом Владимир Богданович просто напросто забывает о том, как Дунайская флотилия собственно и оказалась на Дунае.. А попала она туда, совершив в 1940г. переход с Днепра на Дунай тем же самым Черным морем. И в 1941г, после отвода частей 14 стрелкового корпуса от Дуная флотилия перешла в Одессу, тоже Черным морем естественно..

При этом необходимая подготовка к морскому переходу речных кораблей, не приспособленных изначально к плаванию по морю в 1940г. была проведена в плановом порядке в течение месяца, а в 1941г. и вовсе в течении двух дней.

«В оборонительной войне Дунайская военная флотилия не только не могла по характеру своего базирования решать оборонительные задачи, но оборонительных задач и не могло тут возникнуть!»

Тут лучше всего обратится к документам как раз и определяющим характер задач Дунайской флотилии.

В Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г. задачей ДВФ, входящей по плану в район прикрытия№6 является:

«совместно с частями 14 СК -9-й КД, 25-й и 51-й СД и 25 и 79-м погранотрядами.

1) во взаимодействии с сухопутными войсками РП № 6 воспретить свободное плавание каких-либо судов противника по р. Дунай;
2) не допустить форсирования пр-ком р. Дунай на участке устье р. Прут, устья Килийского рукава;
3) при проникновении пр-ка на сев. берег р. Дунай оказать содействие сухопутным войскам в уничтожении прорвавшегося пр-ка.»

Значит оборонительные задачи у флотилии по мнению командования ОдВО все таки были..

Идем по тексту:

«Дельта Дуная - это сотни озер, это непроходимые болота и камыши на сотни квадратных километров. Не будет же противник нападать на Советский Союз через дельту Дуная!»

Нападать на внутренние районы Советского Союза с Дунайского плацдарма противник конечно не собирался.

Но на Дунае находился стратегически важный крупный речной порт Измаил, через который до войны велась активная торговля со всеми при Дунайскими государствами. Через Измаильский порт снабжался весь советский берег Дуная. Измаильский порт, являвшийся ее основной базой ДВФ успешно удерживала до самого ухода советских войск с Дуная.

«существовал только один вариант действий Дунайской флотилии - в ходе всеобщего наступления войск Красной Армии вести боевые действия вверх по течению реки».

Вот как раз такого варианта у Дунайской флотилии и не было.

При подготовке вышеупомянутого плана прикрытия ОдВО флагартом Дунайской флотилии Н. К. Подколзиным были подготовлены и расчеты на бой мониторов флотилии с мониторами вероятного противника. И расчеты эти были неутешительными. Существовала лишь чисто теоретическая возможность пробить нашими 100-мм снарядами броню румынских мониторов - «при стрельбе с очень короткой дистанции и при встрече снаряда с броней под прямым углом».

ДВФ было не до наступательных действий. 5 мониторов, являвшиеся основной ударной силой флотилии были не в состоянии выдержать бой с семью румынскими мониторами.

Во время боевых действий на Дунае, при возникновении такой ситуации 27 июня и 14 июля 1941г. при выходах румынских мониторов на советские участки Дуная бой с ними велся с дальних дистанций с помощью береговой артиллерии и авиации. А советские мониторы держались на закрытых позициях и ввод их в бой предусматривался только в самом крайнем случае, если все остальные способы воспрепятствования прорыву противника будут исчерпаны.

«В оборонительной войне Дунайская флотилия никому не нужна и обречена на немедленное уничтожение на своих открытых стоянках у простреливаемого противником берега»

Ложность этих утверждений В. Суворова доказала сама война.

Владимир Богданович заблуждался относительно открытых стоянок. Открытым для обстрела с румынского берега являлось только место постоянного базирования флотилии - Измаильский порт.

Еще до начала войны, по окончании больших отрядных учений ЧФ, в связи с напряженностью обстановкипроводившиеся в 41г. необычно рано, флотилии было приказано оставаться в оперативной готовности №2, которая предусматривала, в частности, рассредоточение кораблей по плану оперативного развертывания.

Три монитора, часть бронекатеров и тральщиков поднялись к устью Прута, в район Рени. Ренийская группа кораблей рассматривалась командованием как передовой отряд флотилии — она сразу же вступила бы в соприкосновение с речным противником, появись он со стороны Галаца.

Два других монитора, включая флагманский «Ударный», с основной частью бронекатеров и тральщиков были укрыты в Кислицкой протоке, а управление этой группой взял на себя непосредственно командующий флотилией. Остальные бронекатера ушли к дунайскому устью, в район Килии Ноу и Вилкова. В Измаиле, то есть на открытых стоянках, не осталось к 21 июня ни одного корабля.

Закрытые же стоянки в протоках были настолько надежны что ими пользовались до самого окончания боевых действий.

Владимир Богданович сетует на то, что

« маневрировать флотилии негде.»

Почти месяц, пока велись бои на Дунае, до 19 июля 41г. флотилия продолжала маневрировать -как впрочем и противостоявшая ей румынская речная дивизия. Корабли через каждые 5-6 часов а иногда и чаще меняли места якорных стоянок в протоках, иногда на очень коротких участках. Так Ренийская группа 16 дней успешно маневрировала и на вовсе вроде для этого неподходящем 2-х километровом участке Прута.

Непосредственно в Дунай корабли тоже выходили - для высадки десантов, минных постановок и ежедневного патрулирования. Причем румыны имевшие численное превосходство поступали также само - это обьяснялось спецификой боевых действий на Дунайском театре, где с обоих сторон активно применялась дальнобойная артиллерия.

«А вот в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км вверх по течению, и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена. Еще двести километров вверх по течению - и вся германская военная машина остановится просто потому, что германские танки, самолеты, боевые корабли больше не будут получать топлива...»

Смертельная опасность Дунайской флотилии не то что для Германии, а даже для Румынии могла возникнуть только в воображении поверхностно знакомого с особенностями применения Дунайских флотилий обоих формирований Владимира Богдановича.

Дело в том что речная флотилия даже включающая в свой состав 7 таких мощных и хорошо бронированных мониторов(имевших австрийское происхождение и доставшихся румынам в наследство от бывшей австро-венгерской империи) как румынская не в состоянии была вести изолированные наступательные действия в отрыве от поддерживающих ее наземных войск..

Корабли же ДВФ не выдерживали схваток с румынской полевой и даже противотанковой артиллерией как это произошло при налете на Периправу и при прорыве Ренийской группы кораблей под командованием капитан-лейтенанта Кринова.

Прорваться на 130 км вверх, идя против течения, и даже не вступая в бой с береговыми батареями и успешно уклонившись от их огня корабли не могли даже теоретически.

При самых оптимистичных прогнозах у мониторов не способных развить против течения скорость выше 7 узлов(при максимальной 9) на преодоление этого расстояния ушло бы не менее 10 часов. За это время румыны давно бы успели выставить минное заграждение любой необходимой плотности(как это неоднократно делали во время боев на Дунае советские бронекатера, выполнявшие роль импровизированных минных заградителей).

А протралить минное заграждение находясь в виду контролируемого противником берега катерные тральщики имевшиеся в распоряжении флотилии просто не смогли бы, так как не только они но и бронекатера и мониторы как показал опыт войны легко уничтожались румынской и немецкой полевой артиллерией если корабли не имели возможности проскочить мимо вражеских позиций. Таким образом 11.08.41г. был выведен из строя монитор «Жемчужин», который прорвавшись через заградительный огонь противника вернулся и вступил в бой с его полевой артиллерией.

Ну а еще 200 км. вверх по течению -это уже из области чистой фантастики. Причем мы даже не рассматриваем возможность ударов штурмовой авиации, от которых были потеряны еще 2 монитора ДВФ. Практика показывает что советские мониторы были легко уязвимы даже для 37-мм снарядов. Во время прорыва флотилии с Дуная в Черное море 19 июля 1941г тремя 37-мм снарядами была выведена из строя левая машина монитора «Ростовцев». С бронекатера ми дело обстояло еще хуже. Только во время боевых действий на Дунае огнем румынской противотанковой артиллерии было уничтожено 3 и повреждено еще 2 бронекатера, хотя участие в боях они принимали редко.

«Интересная деталь: в составе Дунайской военной флотилии было несколько подвижных береговых батарей, вооруженных пушками калибром 130 и 152 мм. Если советское командование и вправду решило, что кто-то будет нападать на СССР через дельту Дуная, то надо немедленно береговые батареи врыть в землю, а при первой возможности построить для них железобетонные капониры. Но никто капониров не строил, пушки были подвижными и оставались подвижными»

Да, батареи никто в землю не врывал и капониров никто не строил. Потому что эти батареи не были береговыми. Владимир Богданович как всегда не потрудился детально изучить предмет о котором пишет. В результате он банально путает подвижные батареи с береговыми батареями имеющими механизированную тягу. Дунайская флотилия имела и те и другие.

Всего в ее распоряжении было 4 подвижных батареи, но.. 2 из них имели на вооружении 45-мм орудия и являлись противокатерными. Еще 2 имели на вооружении обычные 3-х дюймовки, для агрессии несколько слабовато.

Крупнокалиберные береговые батареи -724-я, 725-я как и созданная уже во время войны 726-я имели мех. тягу, но они не являлись подвижными и имели и капониры и орудийные дворики.

«Была только одна возможность использовать их мобильность и только одно направление, куда они могли двигаться: в наступательных операциях подвижные батареи сопровождают флотилию, двигаясь берегом и поддерживая боевые корабли огнем.»

Крупнокалиберные батареи не имеющие укрепленных позиций и предназначенные исключительно для сопровождения огнем наступающих кораблей существовали исключительно в воображении Владимира Богдановича. Но подвижность орудий стационарных батарей могла использоваться и в других целях, кроме безудержного движения вперед.

Мех тяга кроме простой транспортировки орудий использовалась также в случаях необходимости быстрого ухода с позиции засеченной противником,(как это было сделано 724-й батареей) и для тактики кочующих орудий), то есть делающих несколько выстрелов с последующей сменой позиции(применялись для имитации наличия несуществующих огневых позиций.

«Слово "война" означало для советских командиров не оборону, а наступление. Получив сообщение о начале войны, советские командиры завершают последние приготовления к проведению десантной операции.»

Да, к десанту на румынский берег готовились еще до войны, но слово «наступление» оставим целиком на совести Владимира Богдановича. Десант на территорию противника преследовал как это не парадоксально звучит..чисто оборонительные цели.

Дело в том что р умынский мыс Сатул-ноу находился всего в полукилометре от Измаила. В хорошую погоду на нем без бинокля можно было разглядеть здание румынской пограничной комендатуры. Румыны без труда фиксировали все, что происходило в Измаильском порту, главной базе Дунайской флотилии. В случае войны такой удобный сектор наблюдения превращался в не менее удобный сектор обстрела. Измаильский порт был доступен для обстрела не только из орудий и минометов, н даже из стрелкового оружия.

В случае начала боевых действий для сохранения базы флотилии становилось необходимым высадить на правый берег десант, занять там достаточно обширный плацдарм, обязательно включающий район напротив Измаила. Тогда Измаильский порт и сам город были бы избавлены по крайней мере от обстрела с близкой дистанции. А флотилия могла бы развертывать дальнейшие боевые действия.

Поэтому сразу после перебазирования на Дунай командование флотилии, сделав соответствующие штабные расчеты обратилось к командованию 14 стрелкового корпуса, в оперативном подчинении которого находилось с предложением об организации в случае начала боевых действий десанта с целью воспрещения обстрела Измаила с противоположного берега, предлагая для этого включить соответствующий пункт в план первоочередных действий на случай войны, готовившийся для представления в штаб округа.

Предварительные расчеты показали, что для захвата плацдарма потребовалось бы немного войск. На сопредельном участке правого берега за грядой холмов начинались тянувшиеся до Сулинского рукава плавни, способные служить естественной защитой плацдарма, и для занятия минимально необходимых позиций могло хватить нескольких батальонов.

Сейчас бы такие действия назвали операцией по принуждению к миру, но Владимир Богданович предпочитает видеть в них признаки грядущей агрессии. Впрочем давайте посмотрим а как расценило предложения флотилии то самое пресловутое советское командование, для которого слово война по Резуну означало не оборону а наступление...

Вот решение по этому вопросу командира 14 СК генерал-майора Егорова:

«— Насколько важно это для флотилии, могу понять. Только где прикажете взять эти батальоны, откуда снять? К тому же поставленная корпусу задача по обороне советской территории не предусматривает действий за ее пределами.»

А вот мнения уже более высокого начальства:

Начальник штаба округа генерал-майор М.В. Захаров:

«Все правильно, но об этом речи быть пока не может.»

Командующий ОдВО генерал-полковник Я.Т. Черевиченко согласился с мнением своего начальника штаба, добавив что «.. если с началом войны флотилия окажется в состоянии предпринять такие действия собственными силами, возражать, очевидно, никто не будет.»

Вот так командование Одесского военного округа готовилось к «наступательным» действиям на вражеской территории.

Впрочем позиция занятая командованием ОдВО может интересовать кого угодно, только не Владимра Богдановича, обратившегося теперь к фактам по подготовке операции:

Для защиты советских границ на Дунае в 1940 г., сразу же после осво­бождения Бессарабии, началось формирование Дунайской военной фло­тилии. В ее состав вошла часть кораблей и судов Днепровской флотилии и Черноморского флота.

Так 6 июля в Измаил прибыл 46-й зенитный дивизион (3 4-орудийные 76-мм зенитные батареи на механической тяге этого формировались отдельная рота связи, стрелковая и отдельная 17-я пулеметная рота, разворачивался военно-морской госпиталь на 50 коек.

На 3 августа 1940 г дивизион мониторов («Мартынов», «Жемчужин», «Ростовцев» «Железняков» и «Ударный») а так же минная баржа «Кол­хозник» из состава Днепровской флотилии перебазировались в Измаил. Из шхерной флотилии КБФ на Дунай ушли: отряд из шести бронекатеров и звено из четырех катеров MO-IV. Кроме этого 4 речных тральщика дос­траивались на Костромском заводе.


Черноморский флот выделил истребительную эскадрилью из соста­ва 8 авиаполка (базирование на Измаил), эскадрилью МБР-2 из состава 119 авиаполка (временное базирование на Гаджибей), эскадрилью ско­ростных бомбардировщиков из состава 40 авиаполка (базирование в Бесарабии).

У Днестровского лимана, в районе Жебряны были установлены и опробованы стрельбой 2 3-орудийные 130-мм береговые батареи (Всего 3 3-орудийные 130-мм береговые батареи № 717, № 718 и № 719)

В Килии у Цареградского гирла установили 2 4-орудийпые 45-мм ба­тареи (№ 65 и № 66) и в районе Вилково действовала 1 4-орудийная 75-мм батарея. Одна из двух 152-мм подвижных батарей прибыла в Измаил.

8 августа 1940 г. в Измаил пришла канонерская лодка «Красная Абха­зия» (3 130-мм пушки, 1 76-мм и 1 45-мм зенитное орудие).

Кроме этого в штатный состав флотилии входили: отдельная 3-орудийная 122-мм подвижная батарея № 38, две 4-орудийные 152-мм батареи на механической тяге и отдельная 4-орудийная 45-мм противокатерная батарея.

Однако вновь формируемая Дунайская флотилия по своему корабель­ному составу значительно уступала румынской дивизии, в состав кото­рой входили 7 мониторов с мощным артиллерийским вооружением и противоснарядным бронированием, а также 4 канонерские лодки, бронека­тер, три плавучие 152-мм батареи и батареи береговой обороны, имевшие стационарные орудия. Артиллерийское вооружение румынской дивизии более чем в два раза превышала артиллерию нашей Дунайской флотилии, кроме того, румынские корабли обладали большей скоростью хода.

В августе 1940 г. Комитет обороны при Совнаркоме СССР принял решение передать Дунайской военной флотилии три монитора проекта СБ-57, строившиеся в Киеве, и предназначавшиеся для Амурской флоти­лии. Головной корабль планировалось сдать в конце 1941 г., а два других - в начале 1942 г. Для Амура предполагалось заложить в 1941 г. 3 таких же корабля, и сдать их в 1943- 1944 гг

Таким образом, Дунайская речная военная флотилия Советского Со­юза имела в своем составе дивизион мониторов, дивизион бронекатеров, дивизион тральщиков, отряд глиссеров и группу вспомогательных судов. В ее составе также были истребительная эскадрилья, зенитный артилле­рийский дивизион, стрелковая рота (позднее батальон морской пехоты), пулеметная рота, подвижные и стационарные береговые артиллерийские батареи. С началом военных действий на Дунае в ее состав вошел и диви­зион катеров морской пограничной охраны. Командовал Дунайской во­енной флотилией контр-адмирал Николай Осипович Абрамов.


Анализ тактико-тактических элементов корабельного состава гово­рит о том, что флотилия создавалась в спешном порядке. Так 6 речных мониторов типа «Активный», которые строились в противовес кораблям польской Пинской флотилии, имели довольно слабое артиллерийское во­оружение, а их бронирование было противопульным и, частично, противоосколочным. Эти корабли не могли бороться с румынскими монитора­ми, обладавшими значительно более мощным артиллерийским вооруже­нием и противоснарядным бронированием.

Соотношение военно-речных сил на Дунае было явно не в нашу пользу. Неприятель имел значительное численное превосходство в мони­торах и береговой артиллерии. Вес залпа румынской флотилии в два раза превышал аналогичный показатель советских кораблей.

Операционная зона Дунайской флотилии простиралась более чем на 120 километров вверх от устья реки - до порта Рени. При этом флотилия фактически не имела тыловых баз. Порты левого берега Дуная - Измаил, Рени, Килия, Вилков отделялись от румынского правого берега только Килийским гирлом, имевшим ширину в отдельных местах около 1000 мет­ров. Наиболее отдаленная от румынского побережья Кислицкая протока отстояла от него всего на 3-4 километра. Все базы флотилии просматрива­лись с противоположного берега реки. Поэтому Дунайская флотилия не могла обеспечить необходимой глубины обороны и лишалась возможно­сти скрытно производить перегруппировки своих сил.

Боевые действия на Дунае начались утром 22 июня 1941 г Артиллерия противника внезапно произвела массированный огневой налет на порто­вые сооружения Измаила и стоявшие там корабли флотилии.

В первые дни войны флотилия укрепляла свои позиции на Дунае и в Килийском гирле, пытаясь не допустить вторжения врага в Южную Бес­сарабию.

В оборонительных боях Советской Армии на юге в 1941 г. Дунайская военная флотилия с честью выполнила возложенные на нее боевые зада­чи, оказывая постоянную помощь войскам на Дунае, Южном Буге, Днеп­ре, в районе Тендры, а затем и в Керченском проливе. Противник нес по­тери в живой силе и технике. Для борьбы с флотилией выделялись допол­нительные силы, что ослабляло группировки противника, действовавшие на главных направлениях. Все это имело большое значение в первый пе­риод войны и оказывало определенное влияние на ход боевых действий в приморских районах юга.

После эвакуации Керчи, 14 ноября 1941 г., Дунайскую флотилию рас­формировали. Ее корабли включили в Азовскую флотилию, в составе ко­торой они продолжали действовать до 1944 г.

В течение первой половины 1944 г. Советская Армия разгромила гер­манские группировки войск на правом берегу Днепра, освободила Крым и нанесла сокрушительное поражение гитлеровским армиям на юге Украи­ны. Эти успехи создали предпосылки для осуществления во второй полови­не 1944 г. еще более крупных стратегических наступательных операций.

В августе 1944 г. на юге создалась благоприятная обстановка для раз­вития наступления Советской Армии при поддержке Черноморского фло­та. Цель этого наступления - изгнание немцев из пределов Западной Ук­раины, Молдавской ССР и перенесение боевых действий на территорию Румынии.

Освобождение Крыма и Одессы дало возможность перебазировать туда силы Черноморского флота. Появились благоприятные условия для развертывания операций флота на прибрежных коммуникациях против­ника и против его баз в западной части Черного моря и для активного содействия войскам левого, причерноморского фланга 3-го Украинского фронта.

В апреле 1944 г., в связи с переносом боевых действий в бассейн реки Дунай, решением Ставки Верховного Главнокомандования Дунайская флотилия была воссоздана. Местом формирования и первоначального ба­зирования кораблей флотилии стал Днепро-Бугский лиман, а затем город Одесса.


Контр-адмирал Георгий Никитич Холостяков (командующий Дунайской флотилии с декабря 1944 г.) у берегов Цемесской бухты

К началу Ясско-Кишиневской операции обстановка на юге советско-германского фронта характеризовалась тем, что противник укреплял за­нимаемые им оборонительные рубежи и создавал новые, стремясь во что бы то ни стало не допустить выхода советских войск к Дунаю и на Балка­ны. Для обороны ясско-кишиневского плацдарма и румынского побере­жья Черного моря германское командование создало специальную груп­пу армий «Южная Украина» в составе 6-й и 8-й немецких и 3-й и 4-й ру­мынских армий. Всего в этом районе было сосредоточено около 50 диви­зий, из них более 20 немецких.

Правый фланг и тыл вражеской группировки в районе низовьев Ду­ная обеспечивала румынская речная дивизия.

В конце августа 1944 года в состав Дунайской военной флотилии вхо­дили Керченская бригада бронекатеров, 4-я бригада речных кораблей, сектор береговой обороны флотилии, плавучая батарея, 369-й Керченс­кий отдельный батальон морской пехоты, зенитный артиллерийский ди­визион, авиационный отряд связи и несколько вспомогательных частей.

Разгром приморской группы войск врага и стремительное наступле­ние левого крыла 3-го Украинского фронта вглубь Румынии и вдоль побе­режья Черного моря (в направлении Измаил - Галац) создавали для Ду­найской флотилии возможность захвата баз и портов противника в ниж­нем течении Дуная.

флотилии предстояло во взаимодействии с Черноморским флотом и войсками 3-го Украинского фронта, нанести ряд ударов по вражеским опорным пунктам и базам в дельте Дуная, уничтожить речные корабли противника и, нарушив переправы, воспрепятствовать его отходу на за­падный берег реки.

24 августа основные силы Дунайской флотилии при поддержке ко­раблей и авиации Черноморского флота с боем ворвались в Килийское гирло Дуная и вышли к Вилково. В этом бою наши корабли, совместно с авиацией, потопили два румынских монитора.

Преодолевая огневое противодействие кораблей румынской речной дивизии и форсируя минные заграждения (поставленные незадолго до нашего наступления американо-английской авиацией), 24 и 25 августа Дунайская военная флотилия высадила десанты в порты Старая Килия и Новая Килия.

25 вгуста советские бронекатера прорвались к Измаилу и, не задер­живаясь там, направились в район Галаца. Несколько бронекатеров, вой­дя в Тульчинский канал, заблокировали Сулинское гирло.

Захват Дунайской флотилией устья Дуная и портов в его нижнем те­чении и на берегу Черного моря позволил войскам фронта пресечь воз­можность отхода большей части германских войск и уничтожить их на северном берегу Дуная.

Поражение немецко-румынской армии под Яссами и Кишиневом окончательно расшатало профашистский режим Антонеску в Румынии. Правительство Румынии 24 августа заявило о выходе из войны и приняло советские условия капитуляции.

Немецкое командование, стараясь задержать продвижение Советской Армии во внутренние области Румынии, пыталось собрать разрозненные части, отступавшие под ударами советских войск и организовать оборону на рубеже Сулинского гирла. Командование Черноморским флотом ре­шило захватить Сулину. Для этой цели в районе города Вилково сосредо­точились части морской пехоты.

Утром 26 августа 384-й отдельный Николаевский батальон морской пехоты на бронекатерах форсировал Килийское гирло. Бронекатера фло­тилии по мелководному каналу, соединяющему Килийский и Сулинский каналы, в обход Тульчи подошли к Сулине. Преодолевая сопротив­ление, моряки при поддержке огня с бронекатеров ворвались на север­ную окраину города. К вечеру 27 августа порт был полностью занят. Гар­низон, насчитывавший 1400 человек, сложил оружие и сдался в плен. Развивая наступление, части морской пехоты, поддерживаемые огнем нашей флотилии, овладели также городом Тульча. Десант на остров Кислицкий высаженный с двух бронекатеров, обезоружил 300 немецких солдат и офицеров, готовившихся переправляться на левый берег реки Дунай. Вскоре корабли и части флотилии заняли важный порт Галац.

Уцелевшим кораблям румынской Дунайской дивизии пришлось ка­питулировать. 26 августа советским морякам сдался монитор «Ион К. Братиану». На следующий день - «Бессарабия» и «Буковина». 28 августа - «Ардеал» и 29 - «Александр Лаховари».

29 августа моряки Дунайской флотилии дважды отмечались в прика­зах Ставки Верховного Главнокомандования.

Овладение опорными пунктами и базами противника на нижнем те­чении Дуная значительно облегчило продвижение наших сухопутных войск и Черноморского флота к Констанце, Варне и Бургасу. Дунайская военная флотилия получила задачу: активно содействуя советским войс­кам, продолжать свое движение вверх по Дунаю.

Форсирование устья Дуная и овладение портами в его нижнем тече­нии лишили разгромленные немецко-румынские войска путей отхода через Дунай. Действия флоти­лии помогли отсечь отступав­шие войска противника на ру­беже Дуная, а затем уничто­жить или пленить их на тер­ритории Румынии. Дунайс­кая флотилия обеспечила себе контроль над Дунаем вплоть до Будапешта.

Развивая успешное на­ступление, Советская Армия продолжала неотступно пре­следовать разгромленные не­мецко-фашистские войска, отходившие с боями в Юго­славию и Венгрию.

После капитуляции ру­мынской речной дивизии на Дунае оставались ещё немец­кие корабли, а также венгер­ская речная флотилия, состо­явшая из 47 кораблей различ­ных классов. Среди них име­лось 4 канонерские лодки (из состава германской флоти­лии Железных Ворот), 2 охотника за подводными лод­ками, 7 десантных барж, 3 минных заградителя (быв­ших югославских), 9 речных тральщиков, 4 бывших гол­ландских тральщика, 3 морс­ких охотника и 10 вспомога­тельных судов.

Таким образом, существо­вала реальная угроза нападе­ния вражеских речных сил на нашу Дунайскую флотилию.

Однако, несмотря на все трудности, моряки-дунайцы продолжали настойчиво про­двигаться вверх по реке.

К концу сентября 1944 года наступление советских войск приоста­новилось на рубеже Тыргу - Муреш - Кымпылунг - Турну - Северин. Ар­мии трех Украинских фронтов приступили к подготовке новых опера­ций с целью освободить Закарпатскую Украину, вывести из войны Вен­грию, помочь народам Чехословакии и Югославии, боровшимся против фашистской оккупации. В связи с перегруппировкой войск для решения новых задач Дунайская флотилия получила задание - в короткие сроки перебросить большое количество войск и техники по Дунаю.

В условиях большой минной опасности моряки Дунайской фло­тилии успешно выполнили важное задание. Корабли и вспомогатель­ные суда флотилии перевезли в разные пункты на Дунае сотни тысяч солдат и офицеров, много боевой техники, тысячи тонн военного иму­щества.

Капитулировавшие румынские корабли сначала свели в бригаду мо­ниторов с сохранением их прежних национальных экипажей, но 2 сен­тября командира и начальника штаба бывшей румынской дивизии, а так же командиров и экипажи кораблей арестовали и отправили в конц­лагерь НКВД. Румынских моряков заменили советскими, и с 10 ноября 1944 года трофейные речные мониторы вошли в состав Дунайской воен­ной флотилии под наименованиями: «Азов» («Ион К. Братиану»), «Ма­риуполь» («Александр Лаховари»), «Бердянск» («Ардеал»), «Измаил» («Бу­ковина») и «Керчь» («Бессарабия»).

Во время зимнего ремонта 1945 г. «Азов» и «Мариуполь» прошли не­значительную модернизацию, заключавшуюся в установке 37-мм универ­сальных пушек 70-К, и 20-мм автоматов «Эрликон». Артиллерия главного калибра осталась без изменения. Но техническое состояние кораблей оказалось посредственным, и в кампанию 1945 г. только «Азов» смог при­нять участие в военных действиях.

Во это же время на мониторы «Керчь» и «Измаил» установили по 5 37 мм универсальных пушек 70-К, по 2 20-мм автоматов «Эрликон» и по 4 12,7- мм пулемета ДШК. Артиллерия главного калибра осталась без изме­нения.

После модернизации корабли приобрели следующие тактико-техниче­ские характеристики: монитор «Керчь» - водоизмещение нормальное 720 т, полное 770 т, длина наибольшая 62,0 м, ширина наибольшая 10,45 м, осадка нормальная 1,6 м и осадка наибольшая 1,8 м, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 1800 л. с. работали на 2 гребных винта и обеспечивали кораблю наибольшую скорость 12,2 уз., а экономичес­кую - 8 уз., 2 паровых котла системы «Ярроу» отапливались мазутом, наи­больший запас которого составлял 60 т, что обеспечивало дальность плавания экономическим ходом 600 миль; монитор «Измаил» - водоизмещение полное 550 т, длина наибольшая 62,15 м, ширина наибольшая 10,5 м, осадка наиболь­шая 1,68 м, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммар­ной мощностью 1600 л. с. работали на 2 гребных винта и обеспечивали наи­большую скорость 11,8 уз. Два паровых котла системы «Ярроу» отапливались мазутом, наибольший запас которого составлял 61,6 т.

Монитор «Керчь» участвовал в боевых действиях Великой Отечествен­ной войны (Венская наступательная операция 16 марта - 15 апреля 1945 года).

Еще два года после окончания войны корабли несли боевую службу на Дунае. 28 февраля 1948 г. их законсервировали и поставили в Кислицах на отстой. 12 января 1949 г. корабли были официально отнесены к под­классу речных мониторов, а 3 июня 1951 г. их исключили из состава флота в связи с возвратом Румынии.

В 18 19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Существовала в 1917 18 и в июне 1940 ноябре 1941, участвовала в боях на Дунае, на Черном и Азовском м. Воссоздана в апреле 1944 из кораблей Азовской флотилии, участвовала в… …

ДУНАЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование в составе ВМФ, в 18 19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Существовала в 1917 18 и в июне 1940 ноябре 1941, участвовала в боях на Дунае, на Чёрном и Азовском морях. Воссоздана в … Русская история

В России в XVIII XIX вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Действовала в 1917 18, в июне 1940 ноябре 1941 (участвовала в боях на Дунае, на Чёрном и Азовском морях), в апреле 1944 ноябре 1960 (участвовала в Ясско… … Энциклопедический словарь

Дунайская военная флотилия - ДУНÁЙСКАЯ ВОÉННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ, впервые в сов. ВМФ созд. в нояб. 1917. В марте 1918 корабли флотилии были захвачены австро герм. интервентами. Вновь созд. в июне 1940. К нач. войны Д. в. ф. включала дивизион мониторов (5 единиц), дивизион… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

В 18 19 вв. создавалась на период боевых действий во время войн с Турцией. Впервые создана в 1771 П. А. Румянцевым во время русско турецкой войны 1768 1774 под названием Лиманской гребной флотилии. В 1774 расформирована. Во время русско… … Большая советская энциклопедия

Впервые создана в 1771, во время рус. тур. войны 1768 74, участвовала и во всех последующих рус. тур. войнах. Корабли Д. в. ф. поддерживали войска А. В. Суворова под Кинбурном (1787), участвовали под команд. ген. майора О. М. де Рибаса в штурме… … Советская историческая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азовская. Азовская военная флотилия (Азовская военно морская флотилия) … Википедия

Существовала в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала П. Н. Врангеля. Вновь созданная в Великую Отечественную войну, в июле 1941 апреле 1944 действовала на Азовском и Чёрном … Энциклопедический словарь

Существовала в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала Врангеля. Вновь создана в Великую Отечественную войну; в июле 1941 апреле 1944 действовала на Азовском и Черном морях. На… … Большой Энциклопедический словарь

АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование советского военно морского флота, существовала во время Гражданской войны, в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, базировалась на Таганрог и Мариуполь, вела боевые действия на Азовском море. Вновь… … Русская история

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода