Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что изучает обществознание? Роль и польза предмета обществознание.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (углубленный уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук


(философии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и
правоведения), сосредоточиваясь на специальных знаниях, которые
необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в
социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Характерной особенностью курса является то, сто общественные науки
рассматриваются не в изолированном виде , а как тесно связанные между
собой дисциплины, составляющие единое целое. Таким образом,
обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную картину
социального мира. Курс «Обществознание» занимает особое место среди
общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе.
Его особенность заключается в том, что этот курс не наука или раздел в
системе научного знания, а учебная дисциплина, призванная познакомить
школьников и с основами жизни общества, и ввести в комплекс социальных,
общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.

Обществознание знакомит учащихся с целостной картиной общественной


жизни, рассматривая все её компоненты. Поэтому содержание курса
включает широкий круг тем - от философии до политологии, от социологии
до этики и эстетики Обществознание призвано расширить горизонт
восприятия окружающего мира. При этом оно закладывает начала
теоретического мышления, учит способности мыслить. Благодаря
формированию теоретического мышления учащиеся смогут не только
получить знания на уроке, но и развить способность приобретать новые
знания самостоятельно.

Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:


  • Направленность на теоретическое обобщение учебного материала;

  • Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими
школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи;

  • Дискуссионный характер;

  • Практико - ориентированный характер;

  • Необходимость привлечения материалов современной жизни.
Важная содержательная и дидактическая особенность курса - прдставление основ важнейших социальных наук: философии, социалогии, политологии, социальной психологии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ .

Реализация рабочей программы ставит перед собой цели:

- р а з в и т и е личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного"
на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере-
са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- в о с п и т а н и е общероссийской идентичности; гражданской ответственности, пра~ово-
го самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманисти-
ческим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- о с в о е н и ю с и с т е м ы з н а н и й об экономической и иных видах деятельности людей,


об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учрежде-
ниях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- о в л а Д е н и ю у м е н и я м и получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной ,


коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского
общества и государства;

- ф о р м и р о в а н и ю о п ы т а применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;

f межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове-
даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ .

Курс «Обществознания» в 10 классах (углубленный уровень) содержит комплекс знаний, отражающий основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В 10 классе распределение учебных часов по разделам и темам курса рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,


место, и роль человека в системе общественных отношений;

Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ-


нейших социальных институтов;

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,

механизмы правового регулирования;

Особенности социально-гуманитарного познания;


уметь:

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за-


кономерности развития;

Анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,


устанавливать соответствия между существенными чертами и признакам и изученных социаль-
ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Объяснять. причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ-


ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще-
ства и.природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-


экономических и гуманитарных наук;

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис-


темах;

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов энания по заданным темам; систе-


матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать
в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа-


ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж-


дения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения поз-
    навательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с


различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массо-
    вой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран-
    ной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной
и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
    обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль-
турными" ценностями, социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием. (1 час )
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (16 ЧАСОВ)
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы.Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве.

Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку».

Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об

обществе. Развитие обществознания,в ХХ веке.

Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала ХХ века. Бердяев

Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессионально образовательные учреждения.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. . (24 часа)
Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.

Соотношение мышления и языка.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума.

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные

объединения как участники исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные

общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ. (11 ЧАСОВ)

Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность.

Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной

культуры. Духовное потребление.


Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств

в политике. Власть и политика.

Типология властных отношений. Политические отношения.

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ. (16 ЧАСОВ)

Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность.

Чувственное и рациональное познание.

Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности.

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

«Дедовщина» И другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение учебного предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Общестеознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень /
Л. Н. Боголюбов, А. В. Белявский, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред, Л. Н. Боголюбова [и др.] ;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.

Дидакт и ческие материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы [Текст] : пособие для
учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред.

Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2011.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Ла-
зебникова, М. Ю. Брант. - М. : Экзамен, 2005.

Тесты. Обществознание. 1"0-11 классы [Текст] : варианты и ответы централизованного (ито-
гового) тестирования. - М. : 000 «Рустест», 2014.

Е ди н ый государственный экзамен 2010. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы

для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. - М., 2014.

Допо лни те л ь н ая ли терат у ра д ля уч и те л я:

Г р ажданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных право нарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Тр удовой кодекс РФ.

Алекса н дров а, И Ю. Обществознание. Интенсивный курс [Текст] / И. Ю. Александрова, В. В. Вла-
димирова, Л. Ш. Лозовский. -М.: Айрис-Пресс, 2010.

Б ахмутов а , Л . С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие для студ. пед.
высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 2001.

Бек ешев, К . А . Обществознание [Текст] : учебное пособие/ К. А. Бекешев. - М. : Проспект,
2010.

И б р агимов, Р . Ю. Сдаем основы социологии и политологии [Текст] : для средн. профессион.
образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Ка р а года н а, Л. Н. Тесты по обществознанию. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. Н. Ка-
рагодана. - М. : Просвещение, 2007.

Лоз о вс к ий, Л . Ш. Практикум по обществознанию [Текст] : вопросы и ответы; тесты с реше-
ниями Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, - М. : Рольф: Айрис-Пресс, 2010.

П олитика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. [Текст] : пособие для уч-ся общеобразо-

ват. учеб. заведений / авт.-СОСТ. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев , А . А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М:

ИНФРА-М,2010.

Сидельникова, Т. Т . Политология: комментарии, схемы, афоризмы [Текст] : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гума-
нит. ИЦ «Владос», 1999.

Т ю л я ева , Т . И . Обществознание [Текст] : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Ас-
трель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:

Джегут ан ов, Б . К . Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] / Б. К. Дже-
гутанов, В. С. Олейников. - СПб. Питер, 2010.

Домашек , Е . В . Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов
н/Д. : Феникс, 2010.

Меха л кина , Е . В. Обществознание [Текст] : пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. -
Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Корсанов , Г Г Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] / Г. Г. Кор-
санов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова , Г Г Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория

Школьная программа подразумевает изучение многих предметов. Все они были выбраны с какой-либо целью. Ведь важны не только те предметы, что отвечают за точные науки. Ни у кого не вызывает сомнение такой предмет как русский язык или математика. Здесь итак понятно, что представленные предметы пригодятся в дальнейшей жизни каждого человека. Но существуют «спорные» предметы, когда даже взрослые не могут понять, зачем он стоит в школьной программе. Одним из таких предметов является обществознание. Многие задаются вопрос, что это вообще за урок и для чего он нужен? Однако раз уж он утвержден как школьный предмет в России, то, значит, это по какой-либо причине имеет место быть.

Обществознание – это школьный предмет, который преподают в средних школах Российской Федерации, который изучает разнообразные общественные явления и аспекты, а именно:

  • подготавливает ребенка к общественной жизни;
  • объясняет, по каким законам развивается общество;
  • объясняет роль человека в обществе;
  • взаимодействие людей друг с другом;
  • учит правильно контактировать с другими людьми;
  • социализирует.

Обществознание как предмет соединяет знания и других наук, например, психологии, философии, этики и другие. Таким образом, изучая обществознание, вы охватываете основы сразу нескольких наук и при этом тратите гораздо меньше времени на изучение каждой в отдельности.

Некоторые думают, что такому предмету не место в школьной программе, ведь толку от него абсолютно никакого. На самом деле это далеко от истины. По словам Дарьи Рудник, руководителя сайта http://distance-teacher.ru/obschestvoznanie - портала по поиску репетиторов по скайпу: "представленный предмет помогает социализировать детей, подготавливая их к взрослой жизни".

Обществознание как предмет школьной программы несет в себе следующие функции:

  1. Образовательная. Позволяет формировать поверхностные знания о человеке и его взаимодействии с другими людьми (обществом).
  2. Практическая. Позволяет изучить правила жизни, и как вписаться в общество. Включает практические примеры из жизни.
  3. Познавательная. Позволяет изучить все понятия, касающиеся человеческих отношений и взаимодействий.
  4. Методологическая. Учит разбираться в методах и явлениях, которые происходят в обществе.

Из этого можно сделать вывод, что представленный школьный предмет не учит никаким профессиям. Разве только учителю обществознания. Но даже несмотря на этот факт, этот предмет очень важен, так как он учит детей формироваться как социальная личность. Человеческий фактор играет важную роль в других сферах деятельности и других профессиях. Кроме того, неважно на какую работу потом пойдет школьник, он в любом случае будет контактировать с людьми. А вот как правильно с ними контактировать, как решать конфликты и другие не менее важные вопросы и изучают на уроках обществознания. Чтобы человеку добиться чего-либо в своей жизни, ему нужно познать в первую очередь себя. Этому также можно научиться на данном уроке.

Многие незаконно обвиняют школу и всю систему образования в том, что там не учат жизни. Как раз наоборот, учат. И явным примером как раз может служить урок обществознания. И как бы не казалось на первый взгляд, данный предмет достаточно сложный. Чтобы его правильно понять, нужно учиться постоянно. Это и должны понять все школьники. Ведь это один из немногочисленных предметов, знания которых наверняка пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Тема: Что изучает предмет «Обществознание»?

Введение в изучение курса.

Родный Николай Викторович,

учитель МБОУ «Веселовская СОШ»

Класс: 5

Цели и задачи:

- объяснить значение курса обществознания,

который содержит обусловленный рамками учебного времени

минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для по-

нимания самого себя, других людей, процессов, происходящих

в окружающем мире;

Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, дать

характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество;

Объяснить понятия и термины: общество , философия , социология ,

экономика , психология , юриспруденция , культурология ;

Сформировать положительную установку на изучение нового обществовед-

ческого предмета.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

Учащиеся познакомятся с учебником, с принципом работы со схемами, дополнительным материалом.

Формируемые УУД:

личностные: формирование стартовой мотивации к изучению

нового предмета.

метапредметные: развивать у учащихся представление о месте обществознания в системе наук;

формировать целевые установки учебной деятельности;

уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группе, мультимедийная презентация.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Они учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Попробуем убедиться в этом на примере одной из них. Эта притча называется «Предназначение».

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер от-

ложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри

тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда

должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния ты должен

продолжать писать.

Через понимание и напоминание давайте продолжим свою жизнь на этой Земле, имея полное призвание в своем сердце.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом.

Вопросы к классу

О чем эта притча?

Как вы поняли ее смысл?

( Ответы учеников .)

С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет - обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы. В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание.

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках обществознания?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

( Ответы учеников.)

Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества?

Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

III. Введение в новый материал

Итак, новый предмет, к изучению которого мы приступили,

изучает общество. Что же мы имеем в виду, произнося слово «об-

щество»?

Во времена А.С. Пушкина обществом в России называли аристократический круг, светское общество. Все остальное было народом, толпой. Обществом нередко называют и просто дружескую компанию: «Вечер я провел в обществе друзей».

Так что же такое общество? Авторы учебника утверждают, что общество – это мир людей, в котором мы все с вами живем.

IV. Работа по теме урока

1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 5 классе.

Проблемное задание. Как вы думаете, что должен знать человек

о себе и об окружающих людях?

( Ответы учеников.)

Как вы понимаете термин «обществознание»?

(Обсуждение.)

Итак, обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также

о человеке как о существе социальном, общественном. Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Изучая этот предмет, школьники могут узнать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т. д. Некоторые думают, что это не очень важные знания, а на самом деле все зависит от того, как человек смотрит

на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того, какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо познакомится с самим миром и научиться гармонировать с ним. Для этого надо найти свое место в этом мире.

(Можно составить кластер по ходу объяснения)

Обществознание помогает

Понять и познать все, что касается общества.

Вписываться в общество и существовать в нем.

Познакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.

Формировать общие знания о человеке и обществе.

Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все его сферы: экономику, политику, культуру и т. д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей и знать, как поступать в определенной ситуации в зависимости от поведения

других. Решения и действия людей, а также причины, которые

послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Но это не так. Примером этого утверждения является предмет обществознание. Вы

должны понять, для чего он нужен. Я думаю, что все вы хотите стать настоящими людьми, сформироваться как личность. Обществознание поможет в этом. Предмет «Обществознание», безусловно, не самый простой. И вам необходимо много и упорно трудиться.

2. Науки, изучающие общество

Задание: посмотрите на предложенную схему и прокомментируйте её

Первую группу наук вы изучали в курсе предмета «Окружающий мир». А вот с общественными науками вы еще не знакомы.

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство

общественных наук. Царство это большое, состоит из отдельных

впечатлениями, разделимся на группы.

Задание для первой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Философия».

Задание для второй группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Психология».

Задание для третьей группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Социология».

Задание для четвертой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Экономика».

Работа в группах (чтение текста, выступление)

Что общего вы увидели в общественных науках?

В чем их различия?

(Ответы учеников)

Предмет «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окружающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.

Итак, главная задача нового предмета - научить вас лучше ориентироваться в сложном мире людей, а также научить вас размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них. Хотите попробовать свои силы?

Снова работаем в группах. Каждая группа, работая с дополнительным материалом, должна ответить на следующие вопросы.

В чем смысл приведенной притчи?

Как бы вы ее назвали?

Чему она нас учит?

Актуальна ли притча сегодня? Почему?

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

Итак, мы начали знакомство с курсом «Обществознание». Давайте вернемся к проблемным вопросам.

Почему, с вашей точки зрения, так важно изучать обществознание?

Чему вы можете научиться на уроках обществознания?

Выскажите свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы.

    Я узнал (а)…

    Я понял (а)…

    Я хочу…

    Мне кажется…

Домашнее задание

    Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом».

Приложение 1.

Дополнительный материал для 1 группы.

Наше королевство одно из самых древних. Оно называется «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». В нем живут мудрые люди, которые пытаются найти ответы на основные вопросы, волнующие людей.

Какое место занимает человек в мире?

Каковы основные закономерности развития природы и человека?

Как человек познает мир?

Каково предназначение человека?

О древних жителях этого королевства, философах, существует множество интересных историй.

Однажды философ Фалес отправился изучать звезды и, засмотревшись на небо, упал в яму. Прибежавшая на его крики о помощи служанка

в ответ на причитания заметила:

Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, а хочешь познать то, что на небе!

Другой философ – Диоген – жил в бочке, чтобы не отвлекаться

от научных занятий.

Жители королевства любят задавать друг другу сложные вопросы

и отвечать на них.

Что такое великое? (Здравый смысл. )

Что такое свобода? (Чистая совесть. )

Что прекраснее всего? (Мир. )

Что быстрее всего? (Ум. )

Что мудрее всего? (Время. )

Что самое общее для всех? (Надежда. )

Что трудно? ( Познать самого себя. )

Что легко? ( Давать советы другим. )

Что самое сильное? (Мысль. )

Что самое лучшее? (Счастье. )

Кто счастлив? ( Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа

и развивает свои дарования. )

Жители королевства ценят духовный мир человека. Они изучают этот

Дополнительный материал для второй группы

Это королевство называется «Психология», что в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Существует красивая легенда. Когда-то очень давно у одного царя была дочь Психея, в которую влюбился сын богини любви Афродиты, прекрасный юноша Эрот. И хотя Афронта была против их брака, ведь Психея была смертной и Эрот не смог бы жить в счастливом браке вечно, боги помогли влюбленным. Однако по условиям брака Психея не могла видеть лица своего супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажгла светильник и с восхищением увидела юного бога, но не заметила, как горячая капля масла упала на нежную кожу Эрота. Эрот исчез, и Психея должна была пройти множество испытаний, ей пришлось даже спуститься в царство мертвых за живой водой, чтобы обрести мужа снова. Она попросила бога Зевса разрешить этот брак, Афродита, потрясенная силой любви Психеи, перестала ее преследовать, в итоге смертная женщина волей Зевса обрела бессмертие и влюбленные соединились навеки. Так Психея стала символом души, ищущей свой идеал.
Жители этого королевства - специалисты-ученые - изучают внутренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. Например, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.

Это королевство называется «Социология», что в переводе с древнегреческого означает «учение об обществе». Жители королевства - ученые-социологи - изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей. Все мы знаем историю о мальчике Маугли, который покинул мир животных и возвратился к людям, но не смог вести нормальную жизнь в обществе. Ведь дети выросшие в лесу, утрачивают практически все особенности человека. Люди не могут жить вне общества, без взаимного понимания, дружбы и любви.
Жители этого королевства спорят: почему возникло общество? Их главный девиз: «Понять, а не судить!» В этом они видят свое истинное призвание. Социология изучает людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, голосуют и т. п., т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можно сказать, что социология - наука, изучающая общество в его социально-человеческом обличии.

Это королевство называется «Культурология». Слово культура в переводе с латинского означает «возделывание». В этом королевстве все и изучают культуру, которую называют «второй природой», так высоко оценивая ее. Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Они исследуют предпосылки и факторы, под влиянием которых формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, анализируют их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Их интересует культурная жизнь в различных обществах, они стремятся выделить особенности и достижения основных типов культуры.
Жители этого королевства искренне считают, что знакомство с мировой культурой - непременный этап развития тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на развитие их страны. Культурологи настаивают на том, что именно в их королевстве можно прийти к пониманию: любая практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Приложение 2

Дополнительный материал для первой группы
(Рабочее название притчи - «Корень»)

Возле реки в одном лесу росли деревья, которые все силы тратили на то, чтобы быть красивыми и высокими. И конечно, у них не оставалось сил на развитие корня.
Между деревьями, удивлявшими всех своей высотой и огромными цветками, рос небольшой лавр. У него не было цветков, свои силы он тратил на корень. Все смеялись над ним, так как ни особой красотой, ни огромной высотой он не отличался. Деревья говорили ему:
- Лавр! Что же ты тратишь все свои силы на корень? Посмотри, какие мы высокие, какая густая у нас листва, какие душистые цветки!
А лавр отвечал:
- Я лучше буду подпитывать корень, буду расти и давать нуждающимся свои листья.
Но все продолжали над ним смеяться.
И вот однажды поднялся сильный ветер и повалил деревья, славившиеся своей красотой. Слабые корни не смогли удержать их. А лавр остался целым и невредимым, только пару листиков потерял.
Тогда все поняли, что в трудные моменты нам помогает не наша внешняя красота, а то, что скрыто в нашем корне - в сердце.

Дополнительный материал для второй группы
(Рабочее название притчи - «Справедливость»)

- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться от кошки в узкое дупло.
- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на лающего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продуманно, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.

Дополнительный материал для третьей группы
(Рабочее название притчи - «Смысл бананов»)

Путешественник решил провести несколько недель в непальском монастыре (Непал - государство в Южной Азии). Однажды в полдень он вошел в один из множества местных храмов монастыря и увидел улыбающегося монаха, сидящего рядом с алтарем.
- Чем вызвана твоя улыбка? - спросил путешественник.
- Тем, что мне открылся один из смыслов природы, - сообщил монах и открыл свой мешок, достав из него переспевший, тронутый гнилью банaн. - Этот банан похож на жизнь, которая прошла и не была использована по назначению, а теперь для этого слишком поздно.
Затем он вытащил из своего заплечного мешка банан, который был еще зелен и совершенно непригоден для еды. Монах показал его человеку и сказал:
- А вот этот похож на жизнь, которая еще не начала проходить свой путь и ожидает нужного момента, зреет, - и он убрал банан в мешок.
Наконец монах достал из своего мешка спелый банан, очистил его и поделился им с путешественником, сказав:
- Это - настоящий момент. Познай, как прожить его с максимальной пользой и без страха.

Дополнительный материал для четвертой группы
(Рабочее название притчи - «
Нищий и горячий камень »)

Давным-давно сгорела большая библиотека. Уцелела, лишь, одна рукопись. В течении многих лет она покоилась в глубине книжной лавки, и никто не обращал на нее внимание, до тех пор, пока однажды, в лавке не сменился хозяин. Он перебирал свитки, книги, рукописи, и избавлялся от ненужного.Таким образом эта рукопись попала в руки случайного нищего. Перед тем, как разжечь костер ею, чтобы согреться, он поинтересовался о чем же она. В рукописи было написано: «Тот человек, который найдет на берегу моря горячий камень, обретет в жизни все, о чем мечтал» Нищий решил, что терять ему нечего, и поехал к морю. И он поднимал камень за камнем, но были они холодны, и он выкидывал их в море. Так шли дни, недели, месяцы, годы. И, вот, однажды, дрожащая рука коснулась горячего камня. Он поднял его и по привычке выбросил в море.

( Проверка выполнения задания. Выступление групп.)

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, - задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» - определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

В рамках вузовской социологии сложно интерпретировать понятие общества иначе. Его просто не существует в другом варианте. То же самое и с определениями в других сферах обществознания: без глубокого изучения невозможно понять и дать грамотный ответ.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это - человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество - это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности - общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой - образуется общество

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра - мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет - это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки - взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности - общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой - образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами - взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, - они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии - на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет - того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, - оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород - и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу - китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество - это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Обществознание - это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Оно включает знание из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.

В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.

Зачем же нужно изучать обществознание?

В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.

Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.

Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан , а задан , потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.

У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.

Обществознание к тому же является учебной дисциплиной. Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии: политолога, социолога, культуролога, юриста, экономиста, психолога, педагога, правоведа, менеджера (по отраслям) и т.п.

Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий - правовед. Правовед — специалист по правоведению, ученый-юрист, знаток действующего законодательства, а также основ и философии права. Правоведение (или юриспруденция) — наука, которая изучает совокупность знаний о государстве, управлении и праве. Правовед как специалист в области правоведения — точно знает, что и как, а самое главное почему. Опираясь на законы государства, поможет уладить любую ситуацию, в которую по разным причинам попал его клиент.

Специалист в этой области должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.

Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:

· общую теорию государства и права;

· историю политических и правовых учений;

· историю государства и права, конституционное право;

· отрасли национальной системы права.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода