Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Черта оседлости евреев в российской империи карта. Еврейские корни

Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативную окраску, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная граница.

Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что за этой границей находилась не узкая полоска земли, а площадь в 1 224 008 кв. км, то есть, по сути, целая страна, превосходившая по территории Молдову, или Белоруссию, или Украину. Для сравнения: территория Израиля - 22 072 кв. км.

Евреи и Екатерина II

Большинство евреев оказалось в Российской империи после разделов Польши (1772-1794 гг.). В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Россию перебрались около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфику уклада их жизни. За евреями были сохранены права на публичное отправление веры и владение собственностью.

Ограничивать в правах евреев начала Екатерина II, но до радикализма конца XIX века и погромов было ещё далеко. В 1795 году черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина); Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь); Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

Защита от внешних влияний

Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане или изгои?»

Евреи, проживавшие за чертой оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном. Они восприняли нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.

Черта оседлости была не только формой дискриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.

Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им дозволялось заниматься многими видами деятельности, в том числе винокурением и пивоварением, разрешалось работать ремесленниками и мастеровыми. После появления черты оседлости не все евреи ограничивались в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших высшие учебные заведения, приказчиков евреев-купцов первой гильдии.

Сегодня принято считать, что черта оседлости — это чуть ли не законодательная репрессивная мера, направленная против иудеев в Российской империи в период с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Якобы иудеи были выделены в отдельную касту людей «низшего сорта» и против них законодательно была закреплена запретительная мера по проживанию в ряде регионов империи. Чуть ли не резервации были созданы для них. Термин «черта оседлости» сегодня принято воспринимать, как синоним политики антисемитизма в царской России. Но это абсолютная неправда!

Начнём с того, что законодательное ограничение в праве передвижения и свободного избрания места жительства в XVIII веке существовало абсолютно для всех сословий, проживающих в России, включая дворян, вне зависимости от их вероисповедания. Таким образом обеспечивалась стабильность империи на всех её территориях. Наличие на них представителей всех сословий позволяло иметь относительную равнораспределённость людских ресурсов, что, в свою очередь, создавало устойчивый социально-экономический фундамент благополучия страны. Таким образом, скажем, купцы имели право записываться в гильдии лишь в пределах тех территориальных образований, жителями которых они являлись.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, к России были присоединены территории современной Белоруссии до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, Подолье и Волынь. На тот момент население этих территорий включало в себя около 2 млн. иудеев. Россия вышла на первое место среди европейских государств по численности еврейского населения, проживающего на территории страны. В отличие от того социально-правового состояния, в котором иудейские кагалы находились при польском протекторате, в России евреи получили все права граждан империи, что было ознаменовано указом «о правах евреев» от 1786 года.

Начиная с этого периода последовали массовые нарушения новыми гражданами империи российского законодательства. Так иудеи, вопреки закону, начали переселяться в крупные города, особенно в Москву и Перербург, где стали записываться в местное купечество. Это вызвало широкое недовольство коренного одноимённого сословия, представители которого искали поддержку у властей и получали её.

Однако, еврейская элита, непонятным образом сочла правомерными свои претензии на права и привилегии, приближавшие её статус к статусу дворянства. Так в 1788 году витебский еврейский купец Цалко Файбишович подал прошение на имя Екатерины II в котором высказывал недовольство политикой местных властей. Как и многие другие представители еврейской элиты, он просил исключительных прав для еврейского населения, формально ставящих их выше остальных граждан империи. Такие прошения поступали ко двору всякий раз, когда в крупных городах пришлых иудеев местные власти принуждали к соблюдению закона.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для того, чтобы 23 декабря 1791 года (3 января 1792) Екатериной II был издан указ, в котором декларировалось о том, что императрица не считает нужным делать исключение для евреев в ограничении права передвижения и свободного избрания места жительства, действующего для всех граждан страны. Указом также были определены территории, где дозволялось селиться и торговать евреям, в которые включались места их прежнего проживания в значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также дозволялось селиться на территории Новороссии, недавно присоединённой к империи. То есть, фактически данный указ расширял права исключительно евреев по отношению к остальным гражданам, позволяя им по желанию переселяться в южные губернии. Эти территории общей площадью 1,2 млн. км 2 и стали известны, как «черта оседлости». Таким образом, законодательное закрепление мест расселения евреев на территории Российской империи, стало вынужденной итоговой реакцией правительства на массовые нарушения действующего законодательства исключительно еврейским населением.

Расхожее мнение о том, что черта оседлости была отменена коммунистами после революции 1917 года, также не соответствует действительности. Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции.

Черта оседлости - так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название - «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев» ). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой - язык идиш , клезмерская музыка и еврейское местечко , и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное - именно здесь находились духовные центры еврейского народа - центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира ; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим , Альтер ребе , раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска , раби Нахман из Браслава и многие другие.

История черты оседлости

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа - т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы , всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати - вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность - юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты , отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны - набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда - при попустительстве властей - принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление - «кдошим тихйу» , что можно перевести как «Святы будьте» . Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара - правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара , существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации , так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы - сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества - ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» - свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

ЧЕРТА́ ОСЕ́ДЛОСТИ (полное название - черта постоянной еврейской оседлости; на иврите תְּחוּם הַמּוֹשָׁב , тхум х а-мошав ), территория, в пределах которой законодательством Российской империи было разрешено проживать евреям.

Возникновение черты оседлости не было вызвано стремлением российского правительства ограничить еврейское население в правах. Еврейское население, проживавшее на территории, отошедшей к Российской империи после первого раздела Польши (1772), было приписано к мещанскому и купеческому сословиям и получило равные права с остальными представителями этих сословий (о еврейском населении на территории России и законодательстве, действовавшем в конце 18 в., см. ). Согласно российским законам того времени, мещане и купцы могли проживать только в городах и местечках , к которым они были приписаны, и были лишены свободы передвижения из одного населенного пункта в другой. В 1782 г. для купцов Белоруссии было сделано исключение. Сенат разрешил им переезжать из города в город по коммерческим делам. Вскоре евреи-купцы из Белоруссии появились в Москве и Смоленске . Появление конкурентов вызвало недовольство и жалобы властям со стороны местных купцов-христиан. В своем ходатайстве московские купцы-христиане объясняли, что они жалуются на евреев, только заботясь о торговых интересах, и требовали удаления евреев из Москвы (подробнее об этом см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев). Действительно, московские купцы стремились устранить всех конкурентов, независимо от их происхождения, вероисповедания и сословной принадлежности. Купцы-евреи по распоряжению властей были выселены из Москвы.

Вопрос о разрешении евреям записываться в московское и смоленское купечество был рассмотрен «Советом государыни», который постановил, что евреям нельзя предоставить право записываться в купечество внутренних городов и что «от допущения их к этому не усматривается никакой пользы», но что они могут пользоваться правами гражданства в Белоруссии и что «сие право могло бы быть с пользой распространено и на Екатеринославское наместничество [см. Днепр ] и Таврическое». Это постановление приобрело силу закона после утверждения его указом Екатерины II от 23 декабря 1791 г. Это фактически положило начало созданию в России черты оседлости, то есть евреям было запрещено селиться за пределами указанной территории (Белоруссии, Екатеринославского наместничества, Таврической области). Ограждая, с одной стороны, в ущерб потребителям купечество внутренних губерний империи от еврейской конкуренции, закон, с другой стороны, способствовал заселению евреями малонаселенного и экономически бедного Новороссийского края и незадолго перед этим завоеванной Таврической области. Однако при этом российское правительство не стремилось специально ограничить гражданские права евреев, а только придерживалось существовавшей в то время в России практики относительно права купцов и мещан на передвижение. Как бы то ни было, данное положение (понятия черты оседлости тогда еще не существовало) стало основой существовавшего в Российской империи законодательства о евреях.

В результате второго и третьего разделов Польши (1793, 1795) к России отошли новые территории со значительным еврейским населением. 13 июня 1794 г. Екатерина II издала указ, в котором были перечислены территории, где евреям разрешено было постоянно проживать: Минская, Изяславская (впоследствии Волынская), Брацлавская (Подольская; см. Подолия), Полоцкая (Витебская), Могилевская, Киевская, Черниговская, Новгород-Северская губерния, Екатеринославское наместничество и Таврическая область. После третьего раздела Польши из земель, присоединенных к России, были образованы две новые губернии: Виленская и Гродненская, в которых разрешено было проживать евреям.

Размеры черты оседлости в дальнейшем не оставались неизменными: они то расширялись, то сужались в зависимости от господствовавших в то или иное время в высших правительственных кругах настроений и взглядов на евреев.

В 1818 г. черта оседлости была расширена за счет Бессарабской области. В 1819 г. евреям-винокурам было разрешено селиться за пределами черты оседлости. Но уже с начала 1820-х гг. в политике правящих кругов России усилились юдофобские тенденции, и черта оседлости начала постепенно сокращаться. В 1821 г. евреи, обвиненные в «тяжком порабощении» крестьян и казаков, были изгнаны из сельских местностей Черниговской губернии, а в 1822 г. - из деревень Полтавской губернии. В 1823 г. могилевскому и витебскому губернаторам был дан указ о запрещении евреям селиться на казенных землях и о переселении их из сельских местностей в города и местечки.

Согласно докладам губернаторов, в результате выселения евреев из сельских местностей Могилевской и Витебской губерний, растянувшегося на восемь лет, «до сорока тысяч душ бродило вдоль дорог целыми семьями, с малолетними детьми».

Несмотря на столь явный экономический вред как для евреев, так и для христианского населения, в годы царствования Николая I (1825–55) из состава территории Российской империи изымались все новые и новые места, где евреям было разрешено постоянное жительство. Проведение такой политики обуславливалось личной юдофобией Николая I и его приближенных. Само понятие «черта оседлости» появилось в годы царствования Николая I. Черта оседлости была одним из главных инструментов российского правительства в проводимой им политике в отношении еврейского населения: с помощью черты оседлости пытались ограничить контакты еврейского населения с христианами, не допустить евреев во внутренние губернии России, изолировать их от крестьян (в эксплуатации которых, по мнению российских властей, евреи были повинны). Не последнюю роль в проведении подобной политики играли религиозные мотивы. Евреи уже в силу своего вероисповедания считались безнравственными, способными на обман христиан и ритуальные убийства. Как показало следствие по Велижскому делу , императоры Александр I и Николай I верили в возможность совершения евреями таких убийств. Николай I даже распорядился в 1828 г. о тайном розыске у евреев книги, предписывавшей им употребление христианской крови в ритуальных целях. Правящие круги считали, что евреи спаивают христианское население и способствуют распространению ереси жидовствующих в России. В 1825 г. последовало распоряжение о том, чтобы «из уездов, в коих находится секта субботников , или иудейская, и соседственных им уездов выслать всех евреев без исключения, где бы они ни находились, и впредь ни под каким предлогом пребывания там им не дозволять». Все эти факторы вели к сужению территории, разрешенной для проживания евреев.

В 1827 г. был издан императорский указ о выселении евреев из сельских местностей Гродненской губернии, в 1830 г. - из Киевской губернии. В 1827 г. был издан указ о выселении евреев из Киева в течение двух лет (впоследствии было отсрочено до февраля 1835 г.). Официально это мотивировалось прошениями киевских купцов-христиан, ссылавшихся на старинные городские привилегии, об устранении ненавистных им евреев из города. Однако уже в 1833 г. киевский генерал-губернатор Левашов писал об истинных причинах, побуждавших купцов требовать удаления своих конкурентов-евреев. Он писал, что признает проживание евреев в Киеве «полезным в том отношении, что они при умеренности и простоте в жизни имеют возможность продавать товары гораздо дешевле, так что решительно можно сказать, что с высылкой евреев многие товары и изделия не только вздорожают, но и вовсе невозможно будет их иметь». Опасения губернатора оказались не напрасными.

В 1829 г., вследствие прошения христианских купцов и ремесленников Митавы (см. Елгава), из Курляндии были удалены евреи, приехавшие из других мест. В том же году Николай I распорядился, чтобы евреи, не служащие в армии, были выселены из Севастополя и Николаева. В 1837 г., в соответствии с устным распоряжением Николая I, евреям запретили селиться в Ялте. В 1843 г. по указу императора евреям было запрещено проживать в пятидесятиверстной полосе вдоль границ Австрии и Пруссии. Введение такого запрета обосновывалось властями борьбой с еврейской контрабандой. Реализация этого указа затянулась на много лет. В 1858 г. он был применен лишь к тем евреям, которые поселились на приграничной территории после издания этого закона.

В годы правления Николая I власти делали все возможное, чтобы не допускать евреев в так называемые внутренние или великороссийские губернии. Только фабриканты, купцы и ремесленники могли при соблюдении определенных условий выезжать за пределы черты оседлости для кратковременного пребывания во внутренних губерниях. Сравнительно более длительное пребывание вне черты оседлости считалось столь важным делом, что каждый такой случай доводился до сведения кабинета министров. Но экономические интересы нередко побуждали местную власть смотреть сквозь пальцы на нарушение евреями запретов. Вообще же конфликт между большим значением для развития экономики государства торгово-промышленной деятельности евреев, с одной стороны, и ограничительным законодательством о жительстве и передвижении, с другой, постепенно стал настолько очевиден, что вызвал даже острые споры по этому вопросу в правительственных кругах.

Вопрос о разрешении хотя бы небольшой части еврейского населения покидать черту оседлости для постоянного проживания по всей территории государства был впервые поднят при разработке Положения о евреях от 1835 г., причем имелись в виду лишь купцы первой гильдии. Но Государственный совет принял отрицательное решение.

В целях удовлетворения местных нужд Положение о евреях от 1835 г., а затем и другие законы несколько облегчили условия для временного пребывания евреев за пределами черты оседлости. В соответствии с этим Положением врачи-евреи могли проживать там, где их принимали на государственную службу. Евреям было разрешено приезжать в Харьков на время ярмарок, так как оборот харьковской ярмарки упал в 1821 г. на девять миллионов рублей из-за того, что в этот год туда не допустили купцов-евреев.

Но все эти послабления в очень малой степени соответствовали насущным потребностям как еврейского общества, так и населения внутренних губерний. Поэтому евреи при содействии заинтересованных христиан нарушали ограничительные постановления. Сами власти иногда были вынуждены делать отступления от законов, но при этом местные власти устанавливали специальные ограничительные правила, чтобы всячески затруднить жизнь приехавших евреев. Такие правила были установлены местными властями для временного проживания евреев в Москве на территории Глебовского подворья. Таким образом, в Москве, как и в Киеве, было учреждено еврейское «гетто».

Сам император Николай I внимательно следил за тем, чтобы черта оседлости не нарушалась. В 1826 г. из Петербурга по распоряжению императора было изгнано большинство проживавших там евреев. В 1834 г. Николай I потребовал, чтобы евреям не предоставляли подряды в столицах. Когда шеф жандармов донес, что в Псковской губернии сыновья двух помещиков с дворовым человеком и тремя крестьянами ограбили трех невельских евреев, разъезжавших по уезду с мелочным товаром, Николай обратил внимание на то, что евреи оказались за пределами черты оседлости. Однако нужда заставляла евреев покидать черту оседлости, а христиан - принимать их у себя. Дело дошло до того, что пришлось установить штрафы с помещиков великоросских губерний за проживание у них евреев. Карту черты оседлости на 1835 г. см. в статье Россия. Евреи России в 1-й половине 19 в. Царствование Николая I .

Годы правления Александра II (1855–81) вошли в историю России как эпоха великих реформ. Преобразования проводились в различных сферах жизни. Довольно ограниченные изменения произошли и в еврейском вопросе. Одним из них стало разрешение на право жительства за пределами черты оседлости для некоторых категорий еврейского населения. Такому расширению прав предшествовало длительное обсуждение вопроса о черте оседлости в российском обществе и работа специального Комитета для определения мер коренного преобразования евреев в России (см. Россия. Эпоха «великих реформ» (1855–81). Исторический обзор. Изменение правового положения евреев). Комитет отверг проекты полной ликвидации черты оседлости. С подобными проектами выступили рижский купец Брайнин и новороссийский генерал-губернатор А. Строганов. Но правительство, ссылаясь на то, что российское еврейство все еще пребывает в состоянии «фанатизма и невежества», обосновывало невозможность полностью отменить черту оседлости. Оно обещало постепенно расширять права евреев, «по мере распространения между ними истинного просвещения, изменения их внутренней жизни, обращения их деятельности на полезные занятия». В результате предпринятых правительством преобразований право повсеместного жительства в Российской империи получила только меньшая часть населения. В 1859 г. такое право было предоставлено купцам первой гильдии, которые отныне могли переселяться во внутренние губернии вместе с семьями и брать с собой «служителей из своих единоверцев», но не более одного приказчика и четырех домашних слуг в провинции (в столицах число слуг определяли генерал-губернаторы); в 1861 г. - лицам, имевшим научную степень доктора или магистра. В 1865 г. был принят закон, предоставивший право повсеместного жительства некоторым категориям евреев-ремесленников. В дальнейшем Сенат принял ряд постановлений, объяснявших, что они и члены их семей имеют право жительства по всей империи только до тех пор, пока занимаются своим ремеслом. Разъяснения Сената определили круг лиц, на который распространялось действие закона. Право жительства получали только те ремесленники, которые занимались «обработкой вещей, требующей известной степени знания или искусства». Поэтому многие ремесленники - представители различных профессий - не подпадали под действие указа, в том числе наборщики в типографиях, землемеры, фотографы, каменщики, плотники, мясники, резники, настройщики музыкальных инструментов и др. Ремесленники - представители других профессий - в каждом конкретном случае добивались права повсеместного жительства после напряженной борьбы. Так, Сенат после многочисленных заседаний признал право повсеместного жительства за представителями следующих профессий: гравировщики, маляры, зубные техники, каменотесы по изготовлению памятников, стекольщики, часовщики и др. До образования официально зарегистрированного местного еврейского общества ремесленники, приехавшие во внутренние губернии, обязаны были платить налоги в своей старой общине, руководители которой в случае недоплаты могли не выслать им необходимые документы. В 1867 г. право повсеместного жительства в России было предоставлено евреям, отслужившим в армии по рекрутским наборам, и членам их семей. Это право сохранялось за потомками николаевских солдат.

Фактически в Российской империи существовала и другая, параллельная, «черта оседлости», хотя и не получившая официально подобного названия, - десять губерний Царства Польского. Долгое время евреи, проживавшие в этих регионах Российской империи, были изолированы друг от друга. Евреи из черты оседлости не могли переселяться в Царство Польское и наоборот. Только в 1868 г. последовала отмена этого ограничения, и евреям разрешено было переселяться из черты оседлости в Царство Польское и обратно.

Еврейские массы остались в пределах черты оседлости и после предоставления отдельным категориям права селиться во внутренних губерниях. Нищета в черте оседлости увеличивалась с каждым годом при высоком естественном приросте еврейского населения. Значительная часть евреев черты оседлости не могла найти работу: промышленность здесь была слабо развита, в сфере ремесла и торговли была огромная конкуренция, земледелие было практически недоступным (в пределах черты оседлости существовало незначительное количество еврейских земледельческих колоний /см. Земледелие /, но они не могли решить проблему трудоустройства).

Необходимость отмены черты оседлости для улучшения экономического положения как евреев, так и государства в целом была очевидна уже в 1860–80-х гг. как для еврейских общественных деятелей и публицистов, так и для определенной части русского общества. Еврейский историк И. Оршанский писал, что отмена черты оседлости и разрешение евреям повсеместного проживания будет «... способствовать оживлению торговли и городской жизни» России, с одной стороны, и улучшит экономическое положение еврейской массы, с другой.

Начиная с 1860-х гг., представители еврейского населения - штадланы (наиболее известными из которых были бароны Гинцбурги) и еврейские периодические издания, выходившие в России, добивались расширения и отмены черты оседлости. Однако надежды евреев-маскилим (см. Х аскала) на скорую отмену черты оседлости в России не оправдались.

Мнение о необходимости отмены черты оседлости, видимо, разделяли и некоторые правительственные чиновники в конце царствования Александра II, хотя политика правительства по этому поводу была непоследовательной. В циркуляре от 3 апреля 1880 г. министр внутренних дел Л. Маков предписал губернаторам внутренних губерний не выселять незаконно поселившихся в них евреев. Появление этого циркуляра было связано с ожидавшимся пересмотром всех законов о евреях. В то же время в 1880 г. по просьбе местной администрации евреям, за исключением лиц, имеющих ученые степени, и государственных служащих, было запрещено жить в области Войска Донского и владеть в ней имуществом.

Известный государственный деятель России С. Витте описывал, как в эпоху реакции принимались антиеврейские законы, в первую очередь закрывавшие различные районы страны для еврейского населения. Когда крупные сановники сомневались, что Государственный Совет и Сенат одобрят новые антиеврейские инициативы, поскольку они были совершенно незаконны, эти предложения принимали силу закона как высочайше утвержденные доклады министров царю. В результате законы о евреях, особенно о праве жительства для различных категорий еврейского населения, представляли собой, по определению С. Витте, «смесь неопределенности с возможностью широкого толкования в ту или другую сторону. На этой почве создалась целая куча всяких произвольных и противоречивых толкований». Так, до 1889 г. в России считалось, что права, приобретенные женщиной после замужества, остаются и после смерти мужа. В соответствии с этим еврейки, чьи мужья имели высшее образование, имели право жить за пределами черты оседлости и после смерти мужа. В 1889 г. собрание первого и кассационного департаментов Сената приняло постановление, которое утверждало, что жены и вдовы евреев, имеющих повсеместное право жительства по образовательному цензу, не могут жить за пределами черты оседлости отдельно от мужей. Несмотря на это постановление, Сенат часто отменял решения местных властей об их высылке. Но в 1903 г. было принято решение Государственного Совета, высочайше утвержденное, подтверждавшее постановление 1889 г. В соответствии с этим в 1904 г. из ряда городов стали выселять жен евреев-врачей, призванных в армию во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Только указ 11 августа 1904 г. (об указе см. ниже) предоставил женам право повсеместного жительства отдельно от мужей.

В 1880–90-х гг. местная администрация очень расширительно толковала Временные правила 1882 г. Так, евреев обязывали жить только в тех селах и деревнях, где их застало введение Временных правил 1882 г., запрещали им переезжать из одного села в другое, отлучаться из деревни на короткий срок.

В конце 1880-х - начале 1890-х гг. последовал ряд указов о выселении евреев из разных городов и регионов России. С присоединением Таганрогского градоначальства и Ростовского уезда (см. Ростов-на-Дону) к области Войска Донского (1887) на эти районы были распространены действовавшие в ней ограничения в праве жительства евреев (см. выше), которые не касались евреев, живших в Таганрогском градоначальстве и Ростовском уезде до 1887 г. В 1891–92 гг. были выселены из Москвы евреи-ремесленники и отставные солдаты, служившие по рекрутским наборам, и члены их семей. В 1892 г. по указу Александра III в Кубанской и Терской областях разрешено было жить только евреям с высшим образованием. В 1893 г. из черты оседлости была исключена Ялта как место отдыха царской семьи, в ней разрешено было остаться только евреям, имевшим право повсеместного жительства, все остальные были изгнаны. В январе 1893 г. министр внутренних дел И. Дурново отменил циркуляр Л. Макова (см. выше), на основании которого евреи, не имевшие права жительства во внутренних губерниях, но поселившиеся в них, могли там оставаться до пересмотра всех законов о евреях. Выселению подлежало 70 тыс. еврейских семей. Этот циркуляр после многочисленных ходатайств представителей еврейских обществ был несколько смягчен высочайшим повелением, последовавшим в июле 1893 г. Губернаторы получили право ходатайствовать о разрешении оставить еврейские семьи в губернии. В отношении евреев Лифляндии и Курляндии продолжал действовать циркуляр Л. Макова. В начале 1890-х гг. власти при помощи юридической казуистики стали вводить не указанные в законах ограничения прав евреев. Например, женам евреев, имевших право повсеместного жительства, не разрешалось приезжать на отдых в Ялту без мужей. В Москве и других городах России полиция выселяла жен евреев, имевших право жительства, если их мужья хотя бы временно уезжали по делам.

Существование черты оседлости порождало ряд злоупотреблений местных властей при предоставлении евреям права на жительство в различных населенных пунктах империи. Так, в Киеве в конце 19 в. - начале 20 в. полиция устраивала ночные облавы на евреев, не имевших вида на жительство в городе.

В первые годы царствования Николая II (1894–1917) продолжалась политика ограничения евреев в праве жительства, проводимая при Александре III. Так, в 1896 г. был издан закон, запрещавший солдатам-евреям оставаться за пределами черты оседлости во время отпусков. Следовали все новые и новые выселения евреев из внутренних губерний и сел и деревень черты оседлости. Благодаря влиянию московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, на своего племянника императора Николая II, в Москве в 1890-е гг. было введено особое антиеврейское законодательство. Так, в 1897 г. высочайшим повелением было запрещено селиться в Москве евреям, изучающим фармацевтику, «фельдшерское и повивальное искусство». 22 января 1899 г. кабинет министров принял постановление, затрудняющее запись евреев - купцов первой гильдии в купеческое сословие города Москвы. Местная администрация, стремившаяся к изгнанию евреев, причисляла к сельским местностям территории, прежде относившиеся к городам и местечкам (например, пригороды, меняла статус того или иного населенного пункта с местечка на село), и автоматически евреи, поселившиеся там после введения Временных правил 1882 г., подлежали выселению. Все эти и другие ограничения прав еврейского населения России крайне негативно отразились на его экономическом положении. В 1897 г. около половины евреев в черте оседлости были безработными.

Тяжелое экономическое положение, полнейшее политическое бесправие, погромы 1881–82 гг. и 1903–1906 гг. привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России. В 1881–1914 гг. только в США из России эмигрировали один миллион пятьсот пятьдесят семь тысяч человек (см. ).

Многие представители еврейской молодежи, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием жизни в черте оседлости, в конце 19 в. - начале 20 в. приняли участие в революционном движении. Ликвидация черты оседлости и предоставление евреям гражданского равноправия была основным лозунгом еврейских партий (Бунда, Союза для достижения полноправия еврейского народа в России). Это требование, наряду с отменой всех ограничительных законов против евреев, было включено в петиции к правительству еврейских общин России (1904).

Вопрос о существовании черты оседлости в конце 19 в. - начале 20 в. привлек к себе внимание российской общественности. Он широко обсуждался на страницах «левой» и «правой» прессы, издававшейся тогда в России. Появился целый ряд публицистических и научных работ, посвященных этому вопросу, среди них книга А. Субботина «В черте еврейской оседлости» (СПб., 1890) и И. Галанта «Черта еврейской оседлости» (Киев, 1910).

Либеральные круги российской общественности, известные русские писатели, общественные и политические деятели выступали против существования черты оседлости (писатели Л. Толстой и Л. Андреев, один из лидеров конституционно-демократической партии (кадеты) П. Милюков и мн. др.). В то же время «правые» и черносотенные издания и организации требовали не только сохранения черты оседлости, но и введения новых ограничений в праве жительства для евреев. Существование черты оседлости подрывало международный авторитет государства и вредило экономическим отношениям Российской империи с другими странами (многие зарубежные банкиры и промышленники-евреи отказывались предоставлять России кредиты и делать капиталовложения в ее экономику из-за бесправного положения в этой стране своих единоверцев).

В обстановке резкого обострения политической борьбы в России накануне революции 1905–1907 гг. русское правительство осуществило крайне незначительное смягчение антиеврейского законодательства в 1903–1904 гг. Так, указ 10 мая 1903 г. разрешил евреям проживать в 101 селении черты оседлости, которые фактически стали местечками. Высочайший указ 11 августа 1904 г. «О некоторых изменениях в действующих постановлениях о правах жительства евреев в различных местностях Империи» предоставил отдельные льготы некоторым группам еврейского населения. Право повсеместного жительства было предоставлено советникам коммерции и мануфактуры, участникам русско-японской войны 1904–1905 гг. и членам их семей. В сельской местности черты оседлости было разрешено проживать купцам первой гильдии и некоторым категориям ремесленников. Купцам, жившим в пределах черты оседлости, и их приказчикам было разрешено приезжать во внутренние губернии неограниченное число раз в году, и они могли прибывать не только «для покупки товаров», но и «для производства торговли и промыслов». В годы первой русской революции (1905–1907) многие российские государственные деятели осознали, что для прекращения революционных событий, в которых принимали массовое участие евреи, необходимо отменить хотя бы некоторые антиеврейские ограничения. Этого мнения придерживались, в частности, председатели Совета министров И. Л. Горемыкин (апрель 1906 г. - июль 1906 г.; январь 1914 г. - январь 1916 г.) и П. Столыпин (июль 1906 г. - сентябрь 1911 г.). По настоянию П. Столыпина после обсуждения в Совете министров в октябре 1906 г. был составлен особый журнал, в котором говорилось об отмене некоторых ограничений для евреев. Предполагалось отменить запрет на проживание евреев в сельской местности в пределах черты оседлости и запрет на проживание в сельской местности по всей империи для лиц, имевших право повсеместного жительства (за исключением областей Донского, Терского, Кубанского казачьих войск). Но Николай II отказался утвердить это предложение Совета министров.

Под давлением общественного мнения, политических событий и в силу экономических интересов государства российские власти все же пошли на некоторое смягчение Временных правил от 3 мая 1882 г. и расширение черты оседлости. До начала Первой мировой войны около трехсот населенных пунктов России были дополнительно включены в число территорий, на которых было разрешено проживание евреям.

В 1910 г. евреи-депутаты Государственной думы Н. Фридман и Л. Нисселович при поддержке конституционно-демократической партии предложили на рассмотрение Думы законопроект об отмене черты оседлости. Л. Нисселович собрал под этим законопроектом подписи 166 депутатов, в том числе 26 членов партии октябристов. Но правые депутаты не допустили его обсуждения на пленарном заседании Государственной думы и добились передачи законопроекта в комиссию о неприкосновенности личности, где он фактически не рассматривался.

В годы Первой мировой войны западные губернии черты оседлости стали зоной боевых действий и были оккупированы противником. В 1914–15 гг. по распоряжению антисемитски настроенного командования русской армии (главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича, и начальника штаба ставки, генерала Н. Янушкевича) из района прифронтовых действий было выслано большое количество евреев. Например, из Ковенской губернии выселение было поголовным. В массовом порядке еврейское население выселялось из оккупированной русскими войсками Галиции.

Города и местечки черты оседлости (частично оккупированной германскими войсками) не могли вместить сотни тысяч высланных и бежавших евреев. Летом 1915 г. делегация Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) во главе с Г. Слиозбергом и бароном А. Гинцбургом посетила министра внутренних дел, князя Н. Щербатова, обратившись к нему с просьбой об открытии внутренних губерний для евреев. На заседании Совета министров при обсуждении этого вопроса министр иностранных дел С. Сазонов указал, что союзники России недовольны преследованиями евреев, о которых много говорит немецкая пропаганда. Было решено, что «... необходим демонстративный акт по еврейскому вопросу». Но, опасаясь активного сопротивления правых фракций в Государственной думе, министры предпочли фактически ликвидировать черту оседлости на основании статьи 158 «Положения об учреждении министерств», дававшей правительству возможность в особых случаях принимать чрезвычайные решения в обход законов, но с разрешения императора, то есть без утверждения в Государственной думе. 15 августа 1915 г. был издан циркуляр Н. Щербатова, разрешавший «евреям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного». Запрет на проживание евреев сохранялся в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, в сельской местности и на курортах, где отдыхала царская семья.

В августе 1915 г. в Государственной думе образовался так называемый Прогрессивный блок, в который вошли как правые группы (прогрессивные националисты во главе с В. Шульгиным), так и центристы (октябристы), а также фракция кадетов. Депутаты-евреи, которые были членами этой фракции, также вошли в Прогрессивный блок, требовавший создать «правительство общественного доверия». В отношении еврейского вопроса в программе блока говорилось о необходимости «отмены ограничений в правах евреям, в частности, дальнейших шагов к отмене черты оседлости...» Однако до падения российского самодержавия, несмотря на все усилия различных политических сил и российской общественности, направленных на ликвидацию черты оседлости, она продолжала существовать (в последние годы в значительно расширенном виде).

Полная ликвидация черты оседлости в России произошла после Февральской революции 1917 г. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление, подготовленное министром юстиции А. Керенским при участии членов Политического и информационного бюро при евреях-депутатах 4-й Государственной думы (эта организация была создана в начале Первой мировой войны. Подробнее см. Россия. Евреи России в конце 19 в. - начале 20 в.). Этим законодательным актом (опубликован 22 марта 1917 г.) отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». По просьбе Политического и информационного бюро при евреях-депутатах 4-й Государственной думы евреи в постановлении отдельно не упоминались, однако в него вошел перечень статей российских законов, утративших силу с принятием этого постановления. Почти все эти статьи (их было около 150) содержали те или иные антиеврейские ограничения. Отмене подлежали, в частности, все запреты, связанные с существованием черты оседлости.

Первая мировая и гражданская войны, революция, отмена черты оседлости способствовали разрушению традиционного уклада еврейской жизни и переселению еврейского населения из местечек в крупные города и внутренние районы России.

Катастрофа европейского еврейства окончательно уничтожила население еврейских местечек, в которых после войны проживало очень мало евреев.

КЕЭ, том: 9.
Кол.: 1188–1198.
Издано: 1999.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ

Временные границы Черты оседлости

Указом 1791 года Екатерина II очертила территорию, где отныне позволялось жить евреям. В нее вошли земли, отошедшие к империи после разделов Польши (на тот момент Первого, позже к ней были присоединены территории, влившиеся после Второго и Третьего разделов), и также недавно завоёванная (у турок и крымских татар) Новороссия. Поначалу, образование Черты (само название официально появилось много позже, в XIX веке) не было дискриминационной мерой - христиане, включая даже дворян, также имели ограничения в перемещении по империи. Впоследствии, год за годом устрожая правила, царское правительство сделало жизнь евреев в Черте настолько непростой, что Черта Оседлости стала ассоциироваться с дискриминационной политикой по отношению к евреям. Черта была отменена Временным Правительством в 1917 году. В настоящей статье, в соответствии с названием, мы рассмотрим только географические границы Черты в разные эпохи.

Разделы Польши

Историю современных евреев России следует вести с разделов Польши. Были евреи и при Ярославе Мудром, и при Петре Первом, но ко второй половине 18 века евреев в России не было - им попросту не позволялось там жить. По контрасту, в Польско-Литовском содружестве (Речи Посполитой) в 17-18 веке жило больше евреев, чем во всём остальном мире. Причину этому следует искать в известной народной мудрости - рыба ищет, где глубже. По сравнению с другими странами Европы, в Польше евреям жилось комфортнее всего. Имеются многочисленные примеры дружеских отношений между евреями и польскими аристократами. Евреи добивались для себя таких привилегий, которыми порою не обладали и коренные жители страны.

В середине 17 века начался постепенный упадок Польши. Некогда могущественное и крупнейшее в Европе государство задыхалось в клубке политических и экономических проблем. Никакие важные решения не могли пройти через сейм без согласия всех его членов. Жестокие восстания на востоке страны вымывали человеческие и экономические ресурсы.

К концу 18 века Речь Посполитая настолько ослабла, что её соседи - Россия, Австрия и Пруссия, приступили к постепенному её разделу между собой. В 1773 году войска трёх держав вошли на территорию Польши и аннексировали значительную её часть. России досталась Восточная Белоруссия и так называемая Польская Ливония. На этих землях впоследствии были образованы Могилёвская и Витебская губернии. То был Первый раздел Польши.

Несмотря на отчаянные попытки польских патриотов изменить законы и сохранить свою страну, в 90-е годы отъём польской территории её соседями продолжился. По Второму разделу Польши в 1793 году Россия получила значительные территории Белоруссии и Украины, впоследствии вошедшие в Минскую, Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии. В 1795 году раздел Польши завершился. Страна перестала существовать, а к России отошли Литва, остатки Белоруссии и Волыни. Кроме того, в состав России вошло полунезависимое Курляндское герцогство. Когда-то высокоразвитое государство, владевшее даже колониями в Вест-Индии, к 18 веку ослабло и попало в политическую зависимость от Польши и России. С крушением Польши, Курляндия перестала существовать как независимое государство и превратилась в губернию России, с сохранием, впрочем, её жителями многих привилегий, например, отсутствия крепостного права.

Таким образом, Россия, где прежде не было евреев, неожиданно стала обладать чуть ли не крупнейшим в мире еврейским населением. Все земли, полученные при разделах Польши, вошли в состав Черты Оседлости. На них были образованы Витебская, Могилёвская, Минская, Киевская, Волынская, Подольская, Виленская и Гродненская губернии. Кроме того, евреи Курляндии, не вошедшей в Черту Оседлости, получили особый статус - им разрешалось жить в Курляндии, если они там уже жили, но заселять её, в том числе через женитьбу, или даже возвращаться после проживания в другом месте было запрещено.

Наполеоновские войны и Царство Польское

В 1807 году Наполеон, победивший Австрию и Пруссию, образовал на покорённых им территориях полунезависимое государство - Варшавское герцогство, чем заслужил благодарность поляков. В 1815 году, когда делили империю Наполеона, Варшавское герцогство перешло к России. На этой территории было образовано Царство Польское. Белостокская область, однако, вошла в состав «коронной» России. Первоначально предполагалось, что Царство Польское будет квазинезависимым образованием под патронажем российского императора, вроде Финляндии. Однако в результате непрерывных восстаний поляков царское правительство отбирало у Польши привилегии, и к 1870 году 10 губерний Царства Польского были уже обычными губерниями Российской империи. Тем не менее, эти губернии (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая) официально частью Черты Оседлости не считались. Евреям позволено было жить там без ограничений, но перемещаться в губернии коронной России или обратно им не разрешалось.

Новороссия

Так назвали земли, перешедшие под контроль России во второй половине 18 века в результате войн с Оттоманской империей и крымскими татарами. Территории эти были мало заселены. Их активное развитие началось в конце 18 века. Были образованы Екатенинославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская губернии. Эти губернии, а также Черниговская и Полтавская, перешедшие к России ещё в 17 веке, вошли в составЧерты Оседлости. Евреев из бывших польских губерний, так же, как и представителей других народов (греков, болгар, немцев, сербов) заинтересовывали в перемещении в Новороссийские губернии, как в города, так и в сельскохозяйственные колонии. Процесс, однако, шёл неравномерно. Если Херсонская и Бессарабская губернии оказались в 19 веке довольно плотно заселены евреями, то в Черниговской, Полтавской, Екатеринославской и Таврической губернияхпроцент еврейского населения оставался незначительным.

Середина 19 века

В 1842 году произошло значительное изменение административных границ Северо-Западного края. Белостокская область влилась в состав Гдодненской губернии, а из Виленской выделилась Ковенская губерния. В Виленскую губернию были добавлены несколько белорусских уездов. Если Ковенская губерния была в основном заселена литовцами, то в Виленской преобладали славянские народы - поляки и белорусы. Обе губернии, при этом, были плотно заселены евреями. Самое же значительное в процентном отношении еврейское население было в Гродненской губерии.

В 1868 году на месте Августовской губернии было образовано две - Сувалкская и Ломжинская. На положении евреев, впрочем, эта реорганизация не сказалась. В Сувалкской губернии проживало довольно много литовцев, особенно в северной половине. Характерно, что подобные решения принимались в Петербурге в интересах русской администрации, без участия поляков, чьё активное сопротивление было к тому времени сломлено.

Первая Мировая война и конец Черты Оседлости

К началу 20 века всё громче звучали голоса о необходимости отмены Черты Оседлости, но Николай I не мог решиться на этот шаг. Официально Черта Оседлости была отменена с крушением царизма, Временным правительством. Однако уже в начале Первой Мировой войны она фактически перестала существовать. Многие тысячи беженцев из западных губерний хлынули в центральные губернии, где им, соответственно, было разрешено проживать.

Между Мировыми войнами

Послевоенное мирное устройство поделило бывшую Черту Оседлости между многими странами. К Латвии отошла Латгалия, или бывшая Польская Ливония, три уезда Витебской губернии, заселённые латышским большинством. Кроме того, в Латвию вошла бывшая Курляндия, кроме Паланги. Литва была образована на месте Ковенской губернии, за исключением части Ново-Александровского уезда, а также северной половины Сувалкской губернии (Волковышский, Марьямпольский, Калварийский и Владиславовский уезды) и небольших участков Балтийского побережья (Паланга от Курляндии и Клайпеда от Восточной Пруссии). Румынии досталась Бессарабия, а также Буковина, принадлежавшая прежде Австрии. Польша получила бывшие Гродненскую, Виленскую, частично Волынскую и Минскую губернии и небольшой участок Ковенской. На этих территориях были образованы пять воеводств: Волынское, Полесское с центром в Бресте (южная часть Гродненской губернии и Пинский уезд Минской), Белостоцкое (северная часть Гродненской губернии), Новогрудское (из частей Гродненской, Виленской и Минской губерний) и Виленское (в основном, из Виленской губернии).

Остальные территории бывшей Черты Оседлости вошли в состав республик СССР - Белоруссии, Украины и РСФСР.

Вторая Мировая война

К началу 1940-х годов вся бывшая Черта Оседлости оказалась в составе СССР. В 1939 году Румынии пришлось оставить Бессарабию, так же, как и Северную Буковину. Затем нацистская Германия и Советский Союз разгромили Польшу, в результате чего были присоединены Волынь, Галиция (территория, входившая в Австрию после Первого раздела Польши), Белостокское, Полесское, Новогрудское и Виленское воеводства. Южная часть Виленского воеводства, так же, как Полесское, Новогрудское и Белостоцкое, перешла к Белоруссии, а северная была передана независимой на тот момент Литве. Наконец, в 1940 году были оккупированы прибалтийские государства.

С нападением нацистской Германии на СССР, вся территория бывшей Черты Оседлости, где по-прежнему плотно проживало еврейское население, оказалась оккупирована нацистами. В результате, был полностью разрушен мир, известный нам по работам Шолом-Алейхема, Агнона и Шагала. Ныне на территории бывшей Черты Оседлости евреи проживают почти исключительно в крупных городах, и в куда меньших количествах.

В современных границах

На сегодня, территория Бывшей Черты Оседлости поделена между семью государствами: Украина, Беларусь, Литва, Польша, Молдова, Латвия и Россия.

В состав Украины входят бывшие Екатеринославская, большая часть Черниговской, Полтавская, Таврическая, Киевская, Херсонская, Волынская и Подольская губернии, а также 3 уезда Бессарабии - Измаильский, Аккерманский и частично Хотинский. Кроме того, Украине принадлежат бывшие территории Австро-Венгрии - Галиция (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск), Северная Буковина (Черновцы) и Закарпатье.

Молдова стоит на месте большей части бывшей Бессарабии. Также, непризнанная Приднепровская Молдавская республика образована на месте бывшей Молдавской АССР - территориальной единицы 30-х годов из участков бывших Херсонской и Подольской губерний.

К Польше вернулась бывшая Белостокская область - Белостокский, Бельский и Сокольский уезды Гродненской губернии. Если говорить о бывшем Царстве Польском, то всё оно, за исключением северной половины Сувалкской губернии, сейчас в составе Польши.

Литва сохранила за собой бывшие Ковенскую и частично Виленскую и Сувалкскую губернии, а также кусок Восточной Пруссии с Клайпедой и клочок Курляндии с Палангой.

В Латвию по-прежнему входят Курляндия, называемая ныне Курземе, и Латгалия - 3 бывших уезда Витебской губернии, Двинский, Режицкий и Люцинский.

Вся сегодняшняя Беларусь стоит на месте бывшей Черты Оседлости. Витебская область включает в себя бывшую Витебскую губернию кроме шести уездов, перешедших к России и Латвии, а также Оршанский, Горецкий и Сенненский уезды Могилёвской губернии, Дисненский уезд Виленской и частично Свенцянский уезд Виленской и Ново-Александровский уезд Ковенской губернии. Могилёвская область включает несколько северных уездов бывшей Могилёвской губернии, а также Бобруйский уезд Минской губернии. В Гомельскую область вошли южные уезды Могилёвской губернии и Мозырский и Речицкий уезды Минской губернии. Брестская область - это Брестский, Кобринский и Пружанский уезды Гродненской губернии и Пинский уезд Минской. Гродненская область включает Гродненский, Слонимский и Волковысский уезды Гродненской губернии, Лидский и Ошмянский уезды Виленской и Новогрудский уезд Минской губернии. Наконец, в Минскую область вошли неупомянутые уезды Минской губернии и Вилейский уезд Виленской.

Немногие знают, но в составе Российской Федерации имеется несколько уездов бывшей Черты Оседлости. Невельский и Себежский уезды Витебской области ныне входят в Псковсую область, а Велижский уезд - в Смоленскую. Кроме того, в Смоленскую область попали большая часть Мстиславского (без Мстиславля, впрочем) и меньшая часть Климовичского уезда Могилёвской губернии. Знаменитые Любавичи находятся именно в России, в Смоленской области. Ну, а в Брянскую область попали 4 уезда Черниговской губернии - Новозыбковский, Мглинский, Стародубский и Суражский. Кроме того, до 1887 года в состав Екатеринославской губернии, а, следовательно, и Черты Оседлости, входили Ростовский-на-Дону уезд и город Таганрог.

Игорь Гинзбург

Сан Диего, США

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода