Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Австралия - материк реликтов. Почему австралия уникальная Почему австралию называют материком реликтов

МОУ СОШ № 17, г. Иркутск Австралийская витрина Урок географии для 7 класса Есина Татьяна Владимировна, учитель географии 4 2 1 3 Кенгуру Коала Сумчатый муравьед Сумчатые Вомбат Сумчатая летяга Яйцекладущие Утконос Ехидна Эвкалипт Бутылочное дерево Ботанические редкости Казуарины Лирохвост Какаду Страус Эму Казуар Птицы Райская птица Сумчатый муравьед - маленькое сумчатое животное длиной примерно 25см. Шкурка испещрена белыми полосами, как у зебры. Пушистый хвост делает этого зверька похожим на белку, хотя зубы у него развиты гораздо лучше. Муравьед обожает лакомится термитами, муравьями, личинками мух и жуков. Обнаружив муравейник или термитник он сильным ударом лапы сбивает верхушку. Насекомые прилипают к его клейкому языку и он быстро пережевывает их и проглатывает. Перекусив, муравьед забирается на дерево и отдыхает, свешиваясь с ветки. Муравьеды сталкиваются с трудностями с самого рождения. Дело в том, что у их матери нет сумки, и новорожденные малыши цепляются за шерсть вокруг сосков. Кенгуру - самое знаменитое животное Австралии, славящееся своим непревзойденным умением прыгать. Он может совершать прыжки длиной более 10м и развивать на бегу скорость до 50 км/ч. Задние лапы кенгуру большие и сильные и он может мощно отталкиваться ими от земли. При этом вес животного переносится на носок задней лапы, очень широкий и длинный. В отличии от задних, передние лапы кенгуру короткие и изящные с сильными когтями. Он действует ими как человек руками, особенно при самозащите. Самка кенгуру после короткой беременности(30 дней) производит на свет одного детеныша. Кенгуренок при рождении еще очень не развит, и ему приходится «дозревать» в материнской сумке долгие месяцы. Коала О коале нередко говорят как о симпатичном медвежонке, который живет в эвкалиптовых лесах австралийского побережья. Рост коалы может достигать 80см, а хвост очень маленький. У мордочки ласковое, доброжелательное выражение. На лапах коалы-противопоставленные друг другу пальцы с сильными когтями, что помогает ему цепляться за ветки деревьев, где он проводит большую часть своей жизни. Кормится коала исключительно листьями эвкалипта. Такая еда богата ароматическими веществами, из-за чего мясо коалы становится несъедобным для любого хищника. Самка ежегодно приносит только одного малыша, который незамедлительно забирается в материнскую сумку. Там он живет 7 месяцев и еще три месяца ездит на спине матери. В возрасте одного года он покидает мать и живет один. Вомбат На первый взгляд вомбат похож на европейского сурка: длина его примерно 1м, шерсть густая и жесткая, тело приземистое на коротких лапах. Напоминает этот зверек сурка и своей манерой рыть норы. Вход в сумку матери находится в нижней части живота. Такое расположение сумки позволяет детенышам вомбата укрываться под многочисленными складками кожи, а также препятствует попаданию в нее песка при рытье норы. Спустя несколько месяцев маленькие вомбаты покидают сумку матери. Прежде всего юный вомбат роет тоннель, где он сможет отдохнуть или спрятаться от врагов. Эти тоннели достигают 30м и обладают множеством запасных выходов. Питаются кореньями, а также грубой травой, произрастающей в австралийских лесах. Сумчатая летяга Сумчатые летяги- внешне похожие на белку маленькие звери длиной примерно 50см. Одну из разновидностей, распространенную в Австралии, называют «сахарной летягой» или «сахарной белкой» за особое пристрастие к пище, богатой сахаром, такой как сладкие плоды или цветочный нектар. Живут они на каучуковых деревьях и эвкалиптах. Там же они строят свои большие, шарообразной формы гнезда. Гнезда эти свободно свисают с веток деревьев и служат пристанищем маленьким летягам после того как они покинут материнскую сумку. Детеныши весь день резвятся и гоняются друг за дружкой среди листвы пока не наступит время вечерней кормежки. Поздно вечером летяги перелетают с дерева на дерево в поисках сочных и сладких плодов, которых в их родном лесу изобилие. Утконос Утконос-это млекопитающее, но в то же время оно откладывает яйца. Тело утконоса покрыто густой шерстью, хвост как у бобра, а морда оканчивается плоским клювом. Детенышей самка выкармливает молоком, хотя сосков у нее нет вовсе. Утконосы предпочитают водную среду и роют свои норы в близи от водоемов. Нора утконоса представляет собой длинный тоннель с центральным помещением, где самка откладывает до трех яиц в мягкой и липкой скорлупе. Спустя десять дней из яиц вылупляются крохотные утконосики. Питаются утконосы рыбой, моллюсками и ракообразными. Зрение у утконоса плохое, зато его клюв снабжен чувствительными сенсорами с помощью которых он находит добычу во время охоты. Естественных врагов у утконоса нет. Ехидна Ехидна - необычное животное. Ее шарообразное тело покрыто бурой щетиной и утыкано колючками. В длину австралийская ехидна достигает 50см. Нос у нее конусообразный, а рот очень маленький. Ехидна не пережевывает еду, а измельчает ее с помощью шипов на нёбе. Передвигается ехидна очень медленно, чтобы успеть обнюхать лесную почву, и как только учует в земле насекомое, сразу начинает рыть всеми четырьмя лапами. Эти неторопливые поиски пищи продолжаются всю ночь, а на рассвете она вырывает в земле тоннель и отдыхает там до вечера. Ехидна относится к млекопитающим, но ее детеныши вылупляются из яиц, которые мать откладывает в свою сумку. Новорожденные ехидны уже через месяц обрастают густой щетиной. Бутылочное дерево В Австралии, в самых сухих областях растут бутылочные деревья. Они действительно похожи на бутылку и способны запасать воду в стволе. Кроме того, из бутылочного дерева добывают сладкий сок, очень полезный и питательный. Эти деревья достигают 15 метров в высоту и почти двух метров в поперечнике. Эвкалипт Эвкалипт - род деревьев из семейства миртовых - высокие (90-155см), красивые, большей частью смолистые деревья; листья неопадающие цельные, сине-зеленые, кожистые, пахучие, с пластинкой, стоящей ребром; цветки в щитках или головчатых соцветиях, чашечка отваливается в виде крышечки. Казуарины Casuarina - род растений из семейства казуариновых. Деревья или кустарники, с тонкими, четырехгранными или цилиндрическими ветвями, покрытыми весьма мелкими и едва заметными листьями. Строение ветвей своеобразно: на поперечном разрезе ветви, в каждом ребре, соответствующем листу, заметно по два или по несколько участков паренхиматической зеленой ткани, состоящей из горизонтальных клеточек. Цветки однополые (растения однодомные или двудомные). Мужские цветки собраны на верхушке ветвей в простые сережки, редко в ветвистые колосья. Женские цветки собраны в конические сережки, состоящие из стерженька с кольцами сросшихся листьев. Страус Эму Страус Эму очень древняя птица, появившаяся на Земле более 40 тыс. лет назад. Эму весит около 55 кг. и достигает 1 м 80 см в высоту. У него очень маленькие крылья и их почти не видно под оперением. Эму не летает, но очень быстро бегает(50 км/ч). Самка откладывает 2025 яиц весом по 170г. Только что снесенное яйцо зеленоватого цвета, но затем становится почти черным. Насиживает яйца самец в течении 2-х месяцев. Когда птенцы вылупляются он ни на минуту не выпускает их из поля зрения. Птенцы бродят вокруг гнезда в поисках пищи. Меню эму состоит из плодов, ягод, коры, личинок. Благодаря внушительным размерам у эму мало естественных врагов, хотя хищные птицы и динго не упускают случая напасть на еще не окрепших птенцов. В этих случаях взрослые защищают свое потомство могучими ударами ног и обычно побеждают. Лирохвост Своим названием и широкой известностью лирохвосты обязаны огромному хвосту самца. Когда он распрямляет свои перья, то хвост принимает лировидную форму. Другая удивительная особенность лирохвоста-умение подражать самым разнообразным звукам. Период размножения у лирохвостов приходится на зиму, когда много насекомых и земляных червей. Гнездо эти птицы сооружают из прутиков и сухой травы, внутри делается небольшое пространство, где самка откладывает свое единственное яйцо. Строительство и гнезда и высиживание птенца - всегда обязанность самки. Воспитывает подрастающее поколение также мать. Кормит она своего отпрыска дважды день в день - утром и вечером, а оставшуюся часть времени предпочитает отдыхать среди листвы. Какаду У какаду, как и у всех попугаев, живущих на Австралийском материке, забавный хохолок на голове и в основном белое оперение. У какаду сильный клюв, которым они раскалывают скорлупу орехов, извлекают из земли съедобные коренья. Подобно большинству попугаев, по ночам какаду предпочитают спать. Гнезда какаду устраивают в дуплах деревьев, предварительно расширив их с помощью клюва и подготовив для птенцов подстилку из щепок. В начале своей жизни птенцы какаду целиком зависят от своих родителей. У вылупившихся из яйца малышей непропорционально большая голова и нет оперения. Однако вскоре они обрастают густыми перьями, которые со временем превращаются в белый наряд взрослого какаду. Райская птица Своим названием райские птицы обязаны необыкновенной красоте и элегантности оперения самцов. Цветовые оттенки оперения райских птиц очень разнообразны, а общий металлический блеск придает им незабываемый облик. Столь яркое и броское оперение необходимо самцам во время длинных и очень сложных брачных ритуалов. Однако в процессе размножения самцу уготована очень скромная роль, насиживает яйца и воспитывает птенцов самка. Очень интересен способ кормления птенцов: поймав насекомое или червя, родители усаживаются на ветку, нависшую над гнездом и с этого насеста некоторое время наблюдают за птенцами. Затем они открывают клюв и пища падает в гнездо. Естественно, хватают ее только самые проворные птенцы, остальные обречены на голодную смерть. Казуар Весит казуар примерно 85кг, в высоту достигает 1м 60см. Казуары бегают по девственным лесам Австралии вот уже многие тысячелетия. Эти птицы превосходные бегуны и свой талант используют в случае какой - либо опасности. Казуары чрезвычайно пугливы, поэтому их очень трудно обнаружить. Ноги у них сильные, с тремя пальцами. Шея и ноги казуара могут быть самой разной окраски - красной, желтой, светло-синей, белой. На голове у него красуется роговой вырост, похожий на шлем. Весь год казуары ведут уединенный образ жизни и меняют его только и меняют его лишь на время брачного периода. Гнездо они устраивают в ямке и выстилают его сухими листьями. Высиживает яйца самец примерно 50дней, а затем растит вылупившихся птенцов.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о физико-географическом положении Австралии, познакомить с историей исследования материка, формировании рельефа и полезных ископаемых, климата, внутренних вод, природных зон и населения.

  • создать общее представление о своеобразии, неповторимости материка;
  • сформировать представление об истории открытия материка;
  • знакомить с основными формами рельефа;
  • сформировать представление о климате и внутренних водах материка;
  • знакомить с особенностями расположения природных зон и расселения населения;
  • совершенствовать умения работать с картой, создавать таблицы;
  • совершенствовать умения учащихся сопоставлять карты и делать выводы.

Оборудование:

Физическая карта Австралии, карта строения земной коры, список номенклатурных объектов, компьютерная презентация

Структура урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, рада вас видеть! Не забудьте подготовиться к уроку. Учебники, атлас, контурные карты, тетради, пенал должны лежать на столе.

II. Основная часть.

– Ребята, прошлые уроки мы посвятили изучению первого из южных материков. Какого? (Африка). Сегодня мы начинаем изучать следующий материк. Но прежде давайте вспомним:

  • Какие материки относятся к группе южных материков? (Назовите их и покажите на карте). (Правильно)
  • По каким признакам их относят именно к южным материкам? (спрашиваю 2-3 человек).

– Об этом материке еще до его открытия имелось твердое убеждение, что он существует, и его назвали “Terra Australis incognita”. Что это значит, о каком материке идет речь? (Неведомая южная земля Австралия)
– Какие ассоциации у вас возникают при слове “Австралия”?
– Молодцы. Вы высказали много предположений. Но есть неточности. Давайте разбираться. Это и есть тема нашего урока. Запишем ее.
– Мы с вами часто обращаемся к художественной литературе, чтобы проиллюстрировать географические явления и объекты и сегодня я тоже хотела бы зачитать вам отрывок из романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. Географ Паганель:

“Говорю вам, повторяю вам, клянусь вам, что это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат… – удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира… Материк, который зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, где реки пересыхают с каждым днем; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени, деревья часто несгораемы, а леса низкорослы и травы гигантской высоты; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины, а лисицы порхают с дерева на дерево… О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы! Вот она, эта Австралия, некая пародия на мировые законы или, вернее, вызов, брошенный всему остальному миру!” В чем причина такой уникальности этого удивительного материка? (Австралия – материк реликтов животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох, так как Австралия после своего отделения существовала отдельно, не имея сухопутных границ с другими материками)

  • По какой схеме мы изучаем географические объекты? С чего начинаем? (Следуют ответы учащихся: географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые).
  • Дайте определение понятию “Физико-географическое положение материка”.
  • Как мы определяем географическое положение материка? (спрашиваю 1-2 учеников)
  • Что такое рельеф? (1 ученик отвечает)
  • Что называется полезными ископаемыми и какие они бывают? (слушаем ответ еще 1 ученика)

– Отлично! Откройте учебник, физическая карта Австралии перед вами на доске (можно использовать карту в атласе) и запишите свои наблюдения в тетрадь. Составьте с их помощью географическое положение материка. Время на выполнение работы – 3-4 минуты. Задание можно выполнять в парах.
– Время вышло! Каждая пара произносит по 1 предложению из написанного. Проверяем, недостающее записываем. (Площадь материка смотрим в таблице в конце атласа.) (Выясняем положение материка по отношению к экватору, 0 меридиану, к соседним материкам; проговариваем какими океанами омывается, перечисляем моря, указываем на особенности береговой линии; указываем крайние точки, называем и указываем самую низкую и самую высокую точки материка). По ходу корректирую ответы учащихся.
– Хорошо, а теперь на контурных картах Австралии обозначьте все эти географические объекты и определите с помощью атласа координаты крайних точек. На выполнение работы – не больше 10 минут. (Затем, по истечении времени, проверяем, выясняем ошибки, объясняем, почему они были допущены. Для исправления и объяснения вызываю учеников к доске.)

– Как вы считаете, мы разобрали географическое положение материка? Почему? (Следуют ответы 2 учащихся)
– Какой вопрос мы должны рассмотреть следующим? Правильно. Историю исследования материка. Предлагаю составить таблицу. Как вы думаете, как она будет выглядеть (Исследователь, страна, время открытия, объект открытия) Молодцы, на работу с помощью текста учебника вам 5 минут.
– Проверяем и добавляем. (Отвечают 2-3 ученика). Какой вывод мы можем сделать, глядя на таблицу? Правильно, Австралия была открыта европейцами позже других континентов.
– Приступаем к изучению рельефа и полезных ископаемых. Используя карту строения земной коры и физическую карту Австралии сделайте вывод о причинах, которые привели к возникновению именно такого рельефа материка? (На материке преобладает равнинный рельеф; единственная горная система расположена на востоке – это разрушенные средневысокие горы; Австралия – спокойный материк (нет действующих вулканов, землетрясений, современного оледенения, материк богат полезными ископаемыми и т.д.). (Опрашиваю учащихся, корректирую ответы).
– Скажите, какие виды полезных ископаемых вы увидели на карте и где они расположены? Почему полезные ископаемые расположены именно там? Нанесите на контурную карту полезные ископаемые. (Время работы 5 минут)
– Следующий пункт нашего плана – климат. По климатической карте определяем особенности климата Австралии и делаем вывод о том, что самый благоприятный климатический пояс расположен на севере материка. (Тропический, Субтропический, Субэкваториальный). Вывод о засушливости материка.
– Выясняем наличие рек и озер на континенте.
– Крупнейшая речная система материка? (Муррей и Дарлинг). А остальные речные системы как выглядят?
– Как называются русла временных пересыхающих рек на материке? (Крики)
– Откройте карту природных зон Австралии и выясните, какие природные зоны присутствуют на материке.
(Пустыни,Саванны).
– В Австралии насчитывается более 500 видов таких деревьев, они являются символом Австралии. Что это за деревья? Что вам еще известно о них? (Эвкалипт. Самые высокие в мире деревья – 155м и толщиной ствола до 10 м. У эвкалиптов твердая древесина, а кора и листья богаты эфирными маслами. Мощные корни доходят до грунтовых вод – осушение. Листья обращены к солнцу ребром и не дают тени. Выращивают во всех странах субтропических и тропических поясов)
– Когда ученые впервые прочитали описание этого животного, они отказались верить в его существование. Посудите сами: “У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы – барсучьи. В довершении ко всему у самца на задних лапах петушинные шпоры, которые выделяют яд. Самка откладывает яйца, но вылупившихся детенышей кормит молоком”. Вы узнали это животное?
– Каких еще необычных представителей животного мира можно встретить в Австралии? (Утконос. Древние яйцекладущие млекопитающие, сумчатые и другие животные, которые вымерли на других материках).
– Какие насекомые строят глиняные постройки конической формы высотой до 5 метров? (Термиты).
– Как называют животных и растения, которые больше нигде не встречаются? (Эндемики)

– Самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у побережья Австралии. Что вы знаете об этом сооружении? (Большой Барьерный риф, достигающий в длину 2000 км, в ширину 150 км, сложен из органических остатков самих строителей – коралловых полипов).
– Почему самое страшное бедствие Австралии – кролики? Кто их завез? Существовали ли они на материке до этого?

  • Население Австралии. Коренное (аборигены) их меньшинство
  • Относятся к негроидно-австралоидной расе, имеет темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос. Пришлое (англо-австралийцы) их большинство

Потомки европейцев, почти исключительно англичане. Имеют светлый цвет кожи, светлые или темные, прямые или курчавые волосы.

“Блиц-турнир”

– Самый маленький материк Земли? (Австралия)
– Самое распространенное дерево? (Эвкалипт)
– Самое большое озеро? (Эйр)
– Высочайшая точка материка? (гора Косцюшко)
– Именем какого путешественника назван остров на юге материка? (Абель Тасман)
– Мореплаватель, доказавший существование самостоятельного материка Австралия? (Дж. Кук)
– Горы в Австралии? (Большой Водораздельный хребет)
– Чем занята наибольшая часть материка? (Пустыни)
– Есть ли в Австралии вулканы? (Нет)
– Климатический пояс, в котором лежит большая часть Австралии? (Тропический)
– Как называются русла временных пересыхающих рек на материке? (Крики)
– Крупнейшая речная система материка? (Муррей и Дарлинг)
– Заросли сухих кустарников из акаций и эвкалиптов? (Скрэб)
– Полоса коралловых рифов у берегов Австралии? (Большой Барьерный риф)
– Какие постоянные ветры оказывают наибольшее влияние на климат материка? (Пассаты)
– Какое государство занимает целый материк? (Австралийский Союз)
– Назовите природную зону на севере Австралии? (Саванны)
– Какое животное питается термитами? (Ехидна)
– Какие животные изображены на государственном гербе Австралии? (Страус Эму, кенгуру)
– В заключении, мне хотелось бы, чтобы вы, основываясь на полученных знаниях, составили “Визитную карточку Австралии” (Самый маленький материк, самый ровный, нет вулканов, мало изрезанная береговая линия…)

Зачитываю стихотворение Г.Усовой “Австралия”.

Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.

Ее исток на лондонском причале
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.

III. Заключительная часть.

– Подводя итоги, давайте отметим, все ли мы с вами выполнили, что планировали. Ученики анализируют. Хвалю отдельных учеников, подбадриваю тех, у кого что-то не получилось, выставляю оценки за урок, объясняя, за что ставится оценка. Собираю контурные карты для более детальной проверки.

Домашнее задание.

– Откройте дневники и запишите домашнее задание: “ На основе параграфа 35 составьте сравнительную характеристику географического положения Австралии и Африки. Сделайте вывод о сходствах и различиях черт географического положения и рельефа”.

Урок окончен. Всего доброго.

Объясните, почему Австралию называют огромным природным заповедником? Ответ: Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков (животных и растений, нигде больше не встречающихся на Земле). Например, эвкалипт, кенгуру, ехидна, утконос. Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные, которых ученые считали вымершими (например, яйцекладущие млекопитающие – утконос и ехидна).

Картинка 49 из презентации «Вопросы по Австралии» к урокам географии на тему «Австралия»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока географии, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Вопросы по Австралии.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 9990 КБ.

Скачать презентацию

Австралия

«Игра по Австралии» - Коала. Здесь каждые два года проходит всемирно известный фестиваль искусств. Назван в честь знаменитого английского ученого. Через какое-то время моряки увидели землю. Сидней. Росянка. Назовите остров. Город на юге, названный по имени жены английского короля. За 15 лет маленький хищник справился. Хобарт.

«Австралия как материк» - Физико-географическое положение. 5. Как расположен материк относительно других материков. Самое самое самое. Км. S= 7,7 млн. 4. Какие океаны и моря омывают материк. Самый малонаселенный материк. Отсутствует вулканизм, землетрясения, современое оледенение. Австралия. Расположено только одно государство – австралийский союз.

«Тема Австралия» - Закрасить природные зоны на контурной карте. А на ветках сладко спит Маленький коала. Тема урока: «Природные зоны материка Австралия». Таблица: «Природные зоны Австралии». Тема урока: «Природные зоны Австралии». Цель урока: Герб Австралийского Союза. Всё равно поймаю. Домашнее задание. Ирина Яворовская.

«География Океания» - Творческое название «Мир без тайн». Умение устанавливать причинно – следственные связи,сопоставляя различные географические карты. Сформировать представление о географии Океании как о «географии жизни»на данной территории. Дидактические цели. Методические цели. Основополагающий вопрос. Научить читать, составлять, анализировать графики, диаграммы и статистические материалы.

«Австралия как страна» - Какаду. Природные ресурсы. Эндемик Австралии - утконос. На сотни километров простираются большие овечьи и коровьи пастбища, или ранчо. Живая природа. Кукабарра. В Австралии обитает самое большое количество в мире ядовитых змей. Сидней. Вомбаты. Почти три четверти из Австралии представляют собой пустыни и полупустыни.

«Мир животных Австралия» - Длина тела от 14 до 100 см. Питаются эму плодами, семенами и мелкими животными. ЭМУ - семейство отряда казуаровых. Оперение имеет шерстистый характер и окрашено в однообразные буровато-серые тона. У самок хвост короче и имеет обычное строение. Норы бывают в глубину до 15 метров. Голос подает только в случае опасности, кричит, как ребенок.

Всего в теме 18 презентаций

Австралия является самым маленьким материком во всем Мире. Площадь данного материка составляет 7631,5 тысяч квадратных километров, это приблизительно 2/3 площади всей Европы. Самой северной точкой материка является мыс Йорк, координаты которого такие 10°41” южной широты, наиболее южной точкой является мыс Юго-Восточный, его координаты 39°11” южной широты. Длина материка с запада на восток составляет 4100 километров (от мыса Стип-Пойнт с координатами 113°05” восточной долготы и до мыса Байрон с координатами 153°34” восточной долготы), с севера на юг длина материка составляет 3200 километров. Береговая линия Австралии слабо расчленена. В Австралии существует лишь два крупных залива: Большой Австралийский Бассов, который отделяет остров Тасмания от материка и залив Карпентария. Австралия, а также остров Тасмания с небольшими островами в Индийском и Тихом океанах представляют собой территорию Австралийского союза. Восточно побережье Австралии сопровождается Большим Барьерным рифом, протяженность которого практически достигает отметки в две тысячи километров от мыса Йорк до тропика. Ширина рифа в северной части около двух километров, а ближе к югу возрастает до 150 километров. От берега риф отделяет лагуна, с глубиной не более пятидесяти метров, которая также расширяется по направлению к югу. В Большом Барьерном рифе существуют прорезы в виде узких проходов, который позволяет океанским пароходам проходить прямо из открытого океана в тихие прибрежные воды. Рельеф Австралии напоминает рельеф Африканского материка. В Западной части материка находится Западное плато, с примыкающей к нему широкой полосой Центральной низменности, которая протягивается от залива Карпентария и до Индийского океана. В окраинах восточной части материка небольшой полосой проходят горы, которые носят название Восточно-Австралийских гор. У природы Австралии имеется большое количество особенностей, которые отличают ее от всех прочих частей планеты Земли. Прежде всего, Австралия является материком реликтов. Благодаря длительной изоляции, здесь, на австралийской суше, сохранилось множество древних реликтовых растений и животных, которые отличаются высоким эндемизмом. Старейшие обширные поверхности материка остались нерасчлененными эрозией, так как они имеют броню из латеритных кор, которая обуславливает равнинный характер рельефа. Также не пропали и следы былого заполнения водой, теперь пустынных и полупустынных областей. С иной стороны, в Австралии нет молодых складчатых гор, отсутствуют действующие вулканы и современное оледенение. Такие своеобразные условия материку придает его геологическое и климатическое прошлое. Современные особенности климата и географическое положение дают широчайшее распространение тропических пустынных территорий внутри Австралии. Северный край Австралии заполнен редколесьями и саваннами, в южной части расположились ландшафты субтропического типа: лесные во влажных юго-западных и юго-восточных частях, а в более засушливых районах территории превратились в полупустынные, степные и саванные. Горы на материке располагаются вдоль восточного края, они задерживают влажные тихоокеанские ветры и ограничивают распространение влажно-лесных ландшафтов своими наветренными склонами и узкой прибрежной полосой низменности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 17

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(география – биология)

«АВСТРАЛИЯ – МАТЕРИК РЕЛИКТОВ»

Выполнила: Есина Т.В.

Иркутск – 2014г.

Цели урока:- Создать условия для конкретизации знаний о природе материка.

Задачи урока:

Выявить разнообразие природных комплексов Австралии, исходя из

географического положения, особенностей рельефа и климата.

Развивать творческое мышление, познавательный интерес, стремление к

самостоятельному поиску знаний, умения сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Воспитывать убежденность о необходимости охраны природы материка.

Оборудование: Настенные карты: физическая, климатическая, природные зоны Австралии,

картины природных ландшафтов Австралии, изображения эндемичных растений и

животных, интерактивная презентация «Растительный и животный мир Австралии»

Оформление: На классной доске тема урока, план урока, карточки с новыми терминами(скрэб, эндемик, реликт)

Ход урока:

    Определение целей и основных задач урока.

    Дать домашнее задание (записать в дневник).

3. Проверка знаний учащихся: (проводит учитель географии)

*Географический тренаж (проверка знаний номенклатуры 4ученика)

*Индивидуальная работа по карточкам (4 ученика)

*Ответить устно: (фронтальный опрос)

    «Австралия – самый сухой материк Земли», подтвердите правильность этого положения. Объясните причины этого явления.

    В каких климатических поясах находится Австралия?

    Какие воздушные массы, ветры преобладают в каждом поясе?

    Что означает слово КРИК?

    Австралия бедна поверхностными водами, почему?

    Как восполняется бедность материка поверхностными водами?

4.Изучение нового материала:

    Учащиеся записывают тему урока.

    перед каждым учеником опорный конспект, с помощью которого будет построено объяснение всей новой темы.

    Учитель географии:

    Давайте обратимся к карте природных зон и определим, какие природные зоны есть на материке и где они расположены. (Так же как и в Южной Африке большую часть занимают саванны и тропические пустыни)

    Органический мир по сравнению с Африкой совершенно иной, природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие к тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Недаром Австралию называют материком реликтов – остатков далекого прошлого. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Это объясняется тем, что Австралия и прилегающие острова давно отделились от других материков. Органический мир долгое время развивался изолированно. Наибольшее число видов австралийских растений(75%) и животных (95%) обитает только на этом континенте.

    Растения и животные обитающее только на определенной территории называются ЭНДЕМИКАМИ (греч. местный) .

* Ученики записывают определение терминов реликт, эндемик.

Учитель биологии: (по ходу рассказа учителя ученики должны записать названия обитателей материка )

*Свой рассказ учитель подкрепляет фрагментами интерактивной презентации.

Ботанические редкости:

Растительный мир материка чрезвычайно разнообразен. Самые распространенные деревья Австралии – эвкалипты (из четырех деревьев – три эвкалипты). Встречаются гигантские эвкалипты высотой более 100м, с мощной корневой системой до 30м. Есть низкорослые и эвкалипты – кустарники. Эти растения хорошо приспособлены к засушливому климату. Листья у них расположены ребром к солнечному свету,крона не затеняет почву, поэтому эвкалиптовые леса светлые. Все эвкалипты сбрасывают кору. У эвкалиптов твердая древесина – это хороший строительный материал. Листья богаты эфирными маслами, их используют для производства масел, красок, лекарств.

Пожары в эвкалиптовых лесах – нечто страшное, непередаваемое, огонь распространяется с огромной скоростью. Однако эвкалипты очень огнестойкие, через некоторое время на обгоревшем стволе отрастает молодая зеленая поросль, и дерево продолжает жить.

Кроме эвкалиптов характерны акации, бамбук, казуарины с безлистными нитевидными ветвями, пальмы, фикусы, так же произрастают своеобразные бутылочные деревья – с толстым у основания стволом, резко суживающимися кверху, много древовидных папоротников.

Во внутренних, пустынных районах распространены заросли сухих кустарников, состоящих из низкорослых,колючих акаций, эвкалиптов. Такие заросли называются – СКРЭБОМ.(запись определения в тетрадь)

* Нет созданных культурных растений!

Удивителен и уникален животный мир Австралии: обитает 100 видов сумчатых животных, они так названы потому, что у них на животе из кожи образована выводковая сумка, в которой животные донашивают родившихся детенышей, еще не приспособленных к обычным условиям обитания. (первозвери)

Выступления учащихся и демонстрация фрагментов интерактивной презентации.

    Кенгуру

    Сумчатые летяги

    Коала

    Вомбат

    Сумчатый муравьед

Есть еще в Австралии особая группа животных – яйцекладущие, эти удивительные животные откладывают яйца в кожистой оболочке, а появившееся потомство выкармливают молоком, которое выделяется на поверхность кожи, детеныши его слизывают.

    Утконос

    Ехидна

Своеобразен также мир птиц:

    Страус эму

    Лирохвост

    Попугаи

    Черный лебедь

    Казуар

    Киви

    Райская птица

Учитель биологии:

Есть ящерицы, ядовитые змеи, в водоемах северной Австралии водятся крокодилы, самым крупным хищником – является завезённая собака Динго, очень много одичавших кроликов, которые наносят огромный вред сельскому хозяйству.

Австралийцы проявляют достаточную заботу о своем растительном и животном богатстве, тщательно изучают и охраняют его. В каждом крупном городе обязательно есть свой ботанический сад, каждый штат Австралийского Союза имеет свою ботаническую эмблему.

Некоторые представители животного мира изображены на Австралийских монетах, а кенгуру и страус эму изображены на государственном гербе страны.

Австралийские законодатели приняли меры по спасению и охране своих редчайших животных: запретили их вывоз, содержание в неволе, ограничили или полностью запретили охоту на определенные виды.

Учитель географии:

Мы сегодня много узнали интересного и удивительного, давайте сейчас обобщим наши знания и составим памятку отправляющемся в Австралию, в которой нужно кратко изложить необходимые сведения о материке.

(Предложения учащихся оформляются в памятку)

Дорогой турист!

Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя несколько осведомить и проинструктировать:

    Австралия самый маленький материк.

    Австралия – самый сухой материк

    Животный и растительный мир эндемичен. (можно перечислить эндемиков)

    Весь материк –это одно государство.

    Австралия – самый равнинный материк, горы 5%.

    Австралия бедна поверхностными водами.

    Австралия удалена от всех континентов.

    Часты лесные пожары.

Рефлексия: Почему Австралию называют материком реликтов? (опрос по цепочке)

Выставление оценок.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода