Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Живы традиции дел богоугодных. Праведный василий павлово-посадский Святой василий павлопосадский в чем помогает

Святой праведный Василий (Василий Иванович Грязнов) родился в 1816 г. в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В детские годы он отличался глубоким религиозным чувством, кротостью и благонравием. В юности Василий поступил работать на фабрику и под влиянием ветреных неблагочестивых сверстников сам стал склоняться на путь порока, стал пить вино. Промысел Божий помог юноше вернуться к добродетельной жизни. Однажды один из товарищей Василия в его присутствии кощунственно, оскорбительно отозвался об иконе Божией Матери и тут же скоропостижно скончался. Устрашенный происшедшим, Василий стал на путь исправления своей жизни, стал подолгу молиться и оплакивать в покаянии перед Богом грехи юности. За советом о том, как ему устраивать свою дальнейшую жизнь, Василий обратился к настоятелю Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаху Венедикту и получил наставление, продолжая жить в миру, заниматься молитвенным деланием и служить Церкви, защищая ее от нападок расколоучителей. Подвижническая жизнь святого праведного Василия привлекла к нему сердца многих старообрядцев, и благодаря его наставлениям значительное их количество вернулось в лоно Православной Церкви. Василий Иванович пользовался особым расположением митрополита Московского Филарета, который называл его ревнителем Православия. В 1858 г. святитель поручил праведному Василию вместе с иеромонахом Парфением (Аггеевым) наблюдать за устроением Спасо-Преображенской Гуслицкой обители. С 1860 по 1869 гг. Василий Иванович состоял старостой Воскресенского храма города Павловский Посад и много потрудился для его благоукрашения, за что в 1862 г. от епархиального начальства был награжден золотой медалью. В 1860-х гг. по благословению митрополита Филарета праведный Василий основал в Павловском Посаде мужское общежитие, для которого самим святителем были составлены правила монашеского жития. В октябре 1868 г. праведный Василий и его родственник и сподвижник Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении устроить на свои средства в Павловском Посаде мужской монастырь, но в то время их чаяниям не суждено было осуществиться. Святой праведный Василий отошел ко Господу в воскресный день 16 февраля 1869 г. после того, как причастился Святых Христовых Таин.

Еще при жизни Господь наделил святого праведного Василия дарами прозорливости и исцелений. Когда в 1848 г. в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по молитвам святого праведного Василия никто из обращавшихся к нему за помощью не умер от этой болезни. По молитвам праведного Василия получали исцеление одна девушка, с детства страдавшая глухотой, больной человек, которого везли с ярмарки, горбатая девочка. После смерти святого праведного Василия еще более стало расти его почитание. По молитвам к нему, по совершении панихид на его могиле и помазания маслом от лампады, висевшей над гробницей Василия Ивановича, люди получали исцеления от своих недугов. В 1874 г. стараниями Я. И. Лабзина был построен Покровско-Васильевский храм и тело праведного Василия было перенесено в склеп придела во имя преподобного Василия Исповедника. В 1880-х гг. Лабзин основал в Павловском Посаде женское общежитие, впоследствии преобразованное в монастырь, и Покровско-Васильевский храм стал обительским. Многие православные жители имели в своих домах портреты праведного Василия и его краткое жизнеописание, составленное протоиереем Сергием Цветковым. В предреволюционное время готовились материалы к его прославлению. В 1920 г. новая безбожная власть устроила в Павловском Посаде показной «суд» над почившим праведником, чтобы опорочить его имя, но память о святом праведном Василии, его почитание сохранялись и в советское время. 7 августа 1999 г. состоялось прославление святого праведного Василия в лике местночтимых святых Московской епархии. Были обретены его мощи, которые ныне почивают в Покровско-Васильевском храме Покровско-Васильевского мужского монастыря. С именем святого также связана деятельность Павлово-Посадской платочной мануфактуры, принадлежавшей Якову Лабзину. Святой не только оказывал благотворное влияние на фабричных рабочих, участвуя по просьбе родственника в управлении фабрикой, но и способствовал развитию платочного производства, которое впоследствии принесло всероссийскую известность городу Павловскому Посаду. В настоящее время также совершаются исцеления по молитвам к святому праведному Василию и растет его почитание.

Тропарь праведного Василия Павлово-Посадского

Божественною Свыше просветився благодатию, образ жития евангельскаго, правыя веры ревнитель и расколов обличитель показался еси в Посаде Павловстем, Василие праведне, верных наставниче и предстателю. Темже не оскуде даже до днесь честная память твоя. Моли Человеколюбца Бога оставление грехов молитвами твоими нам даровати.

Кондак праведного Василия Павлово-Посадского

Соблазны лукаваго века сего отверг, слезами покаяния убеливый ризы твоя, приял еси от Бога многая дарования: недужных исцеляя, совет благоразумен требующим подавая; и ныне радуешися со ангелы, венцем небесным увенчанный. Моли Господа, угодниче Христов Василие, да дарует и нам покаяние и велию милость.

Может ли стяжать благодать не монах, не высокородный князь, - обычный мирянин, тем более - купец или предприниматель? Ведь, по Евангелию, "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк., 18, 25). В наши дни для многих верующих это вопрос далеко не праздный. И потому так безценны для нас примеры высокой подвижнической жизни в миру, увенчавшейся от Господа Небесной наградой. Такой пример являет житие святого Василия Павлово-Посадского - выходца из крестьянской семьи, фабричного рабочего, а впоследствии купца первой гильдии и совладельца крупной фабрики в Павловском Посаде.

Василий родился 21 февраля 1816 года в деревне Евсевьево Богородского уезда Московской губернии, что в пяти верстах от Павлова Посада. Выучился грамоте по Часослову и Псалтири, сызмала жил в трудах и молитве. Но в жизни среди фабричной молодежи было так много соблазнов - и юноша поддался им, стал пить вино. Совесть обличала его, и Василий горько оплакивал свою греховность, каялся - и вновь согрешал… Сам он за эти падения прозвал себя Грязным, или Грязновым. Но однажды Василий получил такой урок, что вразумил юношу раз и навсегда. Один его товарищ стал хулить святую икону Божией Матери - и тут же скончался. И словно гром небесный, в душе Василия прозвучали слова: "Если ты вполне не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".
Василий твердо решил исправиться. В ночной молитве он слышит голос, повелевающий идти в Николаевскую Берлюковскую пустынь, и отправляется в святую обитель. Здесь он исповедуется и причащается - и радостно ощущает, что пагубные страсти больше не имеют над ним прежней власти. Настоятель пустыни благословил Василия вернуться в мир и обращать к Православию раскольников.

Василий много читает, напитывает душу святоотеческим словом и Евангельской истиной. Многих раскольников ему удалось вернуть в лоно Святой Православной Церкви. Вскоре в нем стали проявляться дары прозорливости. Как-то он принес найденный на дороге узелок со сдобным пирогом: "Пирог отравлен и специально подброшен на дорогу!" Пирог бросили курам - и те, склевав угощение, подохли.
К Василию потянулись люди, видевшие его нелицемерную любовь к Богу. Они ходили в Божий храм, усердно молились, вместе читали Священное Писание и духовные книги. Купец Широков не простил Василию то, что праведник обличил его как тайного раскольника, - и стал распространять слухи, будто Грязнов - опасный сектант. И Василия Ивановича арестовали по обвинению в организации "фармазонской секты". Но как ни усердствовали клеветники, правда восторжествовала, Василий Иванович был оправдан.
Василий при жизни сподобился посещения великих святых: Преподобного Сергия Радонежского, священномученика Харлампия, мучениц Веры, Надежды и Любови. В 1848 году Павловский Посад охватила эпидемия холеры - и все, кто обратился к молитвам Василия Ивановича, остались живы. Немало чудесных исцелений произошло по его молитвам - глухие обретали слух, горбатая девочка избавилась от горба, многие недуги отступали перед силой его молитвы.
Сестра Василия вышла замуж за владельца платочной фабрики в Павловском Посаде Якова Ивановича Лабзина, и Лабзин обрел себе в Василии не только родственника, но верного друга, молитвенника, помощника и советчика. Со временем Яков Иванович убедил Грязнова стать совладельцем ставшей известной на всю Россиию платочной фабрики - и с тех пор дела на фабрике шли успешно, в рабочем люде не было обычного ропота и недовольства. Василий Иванович не щадил ни себя, ни своего состояния. К нему приходили совершенно незнакомые люди из отдаленных селений - и никто не уходил с пустыми руками и неутешенным сердцем.
Высоко ценивший Василия Грязнова Святитель Московский Филарет поручил ему наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с первым ее настоятелем игуменом Парфением. А в 1860-е годы по благословению Митрополита Филарета Василий Иванович основал в Павловском Посаде мужское общежитие для ищущих постнического жития. Рядом с двухэтажным зданием общины Василий Иванович устроил себе отдельную келью. Незадолго до своей кончины Василий Иванович вместе с Яковом Лабзиным подал прошение о дозволении устроить на свои средства мужской общежительный монастырь с каменной трехпрестольной церковью. Василий Грязнов желал вступить в этот монастырь. Но прошение было отклонено. В воскресенье 16 февраля 1869 года, приняв Святые Тайны, Василий Иванович отошел к Богу. Через пять лет тело почившего праведника было перенесено в храм, воздвигнутый Яковом Ивановичем Лабзиным на кладбище. При перезахоронении были отделены два нетленных перста, их поместили в серебряном ковчеге.
В Павловском Посаде свято чтили память Василия Грязнова. К нему на могилку шли и ехали недугующие - и получали исцеления. У многих жителей в домах были его портреты и иконописные изображения, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым. Прославлению праведника в лике святых помешала только революционная смута.

Даже почивший, праведник был страшен безбожной власти. Неслыханное дело: 17 октября 1920 года над ним устроили суд! На выездной сессии Московского народного суда был разыгран судебный фарс. Умерший праведник был представлен как "хитрый плут и прожженный пройдоха", "пьяница и разбойник с большой дороги", "покровитель капиталистических акул текстильной промышленности". Грязнову ставили в вину то, что он якобы "исполнял сыскные и жандармские обязанности по придушению как местных раскольников, так и совершенно отошедших от религии". Мерзкая клевета изливалась со многих страницах сфабрикованного дела и на Покровско-Васильевский женский монастырь, у истоков основания которого стоял Василий Иванович. Мало того: был снят атеистический фильм "Василий-разбойник", в котором святой образ праведника подменили образом злодействовавшего в тех краях настоящего разбойника, Василия Чуркина.
Но пришел час, и эта кривда развеялась. 7 августа 1999 года святой праведный Василий Павлово-Посадский причислен к лику святых. А еще одним достойным "памятником" Василию Грязному - молитвеннику и фабриканту - стало с успехом действующее до сих пор Павлово-Посадское производство по изготовлению красивых, пестрых, словно сошедших с полотен Палеха женских платков. Ведь у этого дела есть благословение Святого.

На снимках: икона святого праведного Василия Павлово-Посадского; Покровско-Васильевская обитель, где покоятся нетленные мощи святого; рака с благоуханными нетленными мощами святого праведного Василия Павлово-Посадского.

Василий Грязнов


икона святого праведника Василия Павлово-Посадского
имя в миру Василий Иванович Грязнов
родился 21 февраля ст.ст.
умер 16 февраля Ст.ст.
в Павловском Посаде
почитается в Русской Православной Церкви
прославлен 7 августа
в лике праведного
главная святыня мощи праведного в Павловском Посаде
день памяти 1 марта н.ст.
покровитель простых людей и бизнесменов
труды возвращение старообрядцев в лоно Церкви
подвижничество монашеский образ жизни в миру

Святой праведный Василий Павлово-Посадский

Грязнов, Василий Иванович

Место рождения

Детство

Отец Василия, Иван Семёнович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна занималась воспитанием детей. Образование мальчик получил домашнее, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири , унаследовав от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Юность и искушения

Поступив работать на фабрику, неокрепший духовно, деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей. Общаясь с фабричной молодежью, Василий начал пить вино. Пороки завладевали душой, а добродетели ослабевали. Но он осознавал своё падение и оплакивал свои грехи. Однако снова падал под воздействием дурной компании и слабой силой воли. Каясь в своих грехах, Василий называл себя грязным, и это прозвище укоренилось за ним. С тех пор его стали называть Василий Грязнов. Составительница жития будущего праведника Ольга Яковлевна Лабзина так описывала его состояние:

«…Но враг нашел, чем его искусить: сотоварищество с порочными фабричными мальчишками внушило ему, что теперь он может и свои заработанные деньги употребить, как он хочет сам, и он стал пить вино, и благое рассуждение стало его по временам оставлять… …он плакал, но невольно опять падал; при падении вновь плакал, вновь рыдал, вновь просил прощения у Бога и у родителей своих, -- и тогда, в порыве сознания и огорчения, он сам прозвал себя Грязным. Почему он впоследствии сам себя прозвал Грязновым, и это прозвище осталось у него навсегда.»

Исправление

Видя стремление к исправлению Василия, Господь направил его на путь спасения, вернул заблудшую овцу в ограду церковную. Однажды один из его фабричных товарищей стал хулить икону Божией Матери и внезапно скоропостижно скончался. Василий услышал голос, сказавший ему: «если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть». С этого момента он усилил покаянные молитвы и вскоре исправил греховный образ жизни. Одной ночью во время молитвы он услышал голос, повелевающий ему отправиться в Николаевскую Берлюковскую пустынь.
Настоятелем монастыря был последователь учеников Паисия Величковского отец Венедикт. Попостившись и причастившись в монастыре, Василий получил духовное наставление от отца Венедикта в духовном делании. После этого он коренным образом изменился. Он стал регулярно посещать храм Божий. Часто исповедоваться и причащаться. Избегать увеселительных сборищ и проводить свободное время в обществе благочестивых людей.

Духовные дарования

прижизненный портрет

Помощь ближним

Благочестивая жизнь усилила его религиозные чувства и любовь к ближним. Вскоре у Василия стали проявляться духовные дары, знание вещей невидимых. К нему стали обращаться люди со своими скорбями бедами. Василий утешал их и помогал перенести трудности. Видя греховные немощи других, он сам плакал и других плакать заставлял. Василий стал добрым другом и помощником бедным, защитником притесненных, опытным советником в трудных делах.

Обращение старообрядцев

В XIX веке в окрестностях Павловского Посада жили старообрядцы в большом количестве. Открытость и искренность Василия, его праведная жизнь и любовь к ближнему привлекали внимание старообрядцев. Василий вёл миссионерскую деятельность среди них. Его проповедь приносила обильные плоды. Около 7 тысяч раскольников вернулись в лоно церкви благодаря праведнику.
За это ему пришлось пострадать от влиятельных купцов-староверов. Они распространяли лживые слухи о причастности Василия к ереси . Но Господь сохранил своего угодника от нападок врагов.

Явление святого Харлампия

Василий имел желание к тихой созерцательной жизни. Но миссионерская деятельность рассеивала внимание. Он скорбел и желал оставить это дело.
Однажды на пути в одно село ему явился

(ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому .

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири . Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост .

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя "Грязным", это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова : «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15 -16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн , памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу , стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом , ни священником , ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Почитание

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В - годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

  • "Василий Грязнов", сайт Павловопосадской платочной мануфактуры:
  • Святой праведный Василий родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской Губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому.

    Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивъш отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост,

    В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя грязным, это прозвище и осталось за ним навсегда.

    То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он.

    Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

    Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, Памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Шор. 14,40), сторонились увеселительных народных сборищ.

    Местный милионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь.

    В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован.

    Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Однако возведенное на Василия Ивановича обвинение впоследствии было опровергнуто, смущение, произведенное клеветой, изгладилось, и противление дьявольское хотящим «благочестно жити» (2 Тили 3,12) было побеждено.

    Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священно.мученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

    С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

    Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.

    В 1840 годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва.

    Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдет за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми.

    «Все скорби мира сего еще не беда переносить, - говорил он, - а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, - это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

    Когда Яков Лабзин сделал Василия Ивановича совладельцем своей фабрики, для него открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия Ивановича к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Он помогал всем и каждому, помогал всегда и везде. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся. Никто не уходил от него без щедрого подаяния и доброго совета.

    Василий Иванович Грязное пользовался особым расположением святого Филарета, митрополита Московского , который в 1858 году поручил ему как искреннему любителю иночества иметь наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с ее первым настоятелем игуменом Парфением.

    В октябре 1868 года Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении им устроить на свои средства мужской общежительный монастырь на пятнадцать человек братии с каменной трехпрестольной церковью. В этот монастырь Василий Иванович выражал желание вступить сам вместе с собранной им общиной. 8 ноября 1868 года на прошение последовал отказ, так как средства, жертвуемые устроителями на содержание монастыря, были признаны недостаточными и не огражденными от случайностей, а расположенная среди фабричных заведений местность, в которой предполагалось построить монастырь, признана неудобной для помещения монашествующих, только еще начинающих монастырскую жизнь.

    Хлопоты об устройстве монастыря в Павловском Посаде были возобновлены в январе 1869 года, но также не встретили поддержки со стороны епархиального начальства. Отказ на очередное прошение был получен Яковом Ивановичем Лабзиным через несколько дней после кончины Василия Ивановича.

    Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

    Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1919 - 1920 годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре 1919 года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича.

    16 октября 1920 года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание, однако эти планы не осуществились.

    В настоящее время возродилась Покровско-Васильевская обитель , где почивают мощи святого и не прекращается его почитание.

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода