Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Уведомления. «Дети два урока рыдали»: в новосибирской школе на пятиклассниц рухнули шкафы Нет школа гимназия 1

В конце прошлой недели разразился скандал в школе № 6 Канска - в Сеть попала личная переписка 9-классника и 30-летнего преподавателя английского языка. Женщина призналась в откровенных фантазиях и предлагала бросить работу ради их отношений.

«Хочу целовать тебя в губы по-настоящему, хочу ласкать тебя языком за ухом, хочу снять с тебя рубашку и прикоснуться к твоей груди», - писала Светлана Ф.

После того, как школьник отверг учительницу, диалог попал в Сеть. Ученики школы утверждают, что показали переписку директору, и женщина написала заявление «по собственному желанию».

Дети уверяют, на уроках английского учитель рассказывала им «в каких позах лучше заводить детей и как вообще делаются дети». Бывший муж женщины признался, что супруга заводила отношения с учениками практически на каждом новом месте работы, поэтому им приходилось часто переезжать.

Сегодня мы связались с директором школы, где работала женщина. По словам руководителя Владимира Штейбезандта, Светлана Ф. проработала в школе с 1 по 27 сентября и уволилась еще до того, как скандал принял огласку.

Она была взята с испытательным сроком и уволилась по собственному желанию, о переписке я узнал несколько позже от завуча уже после увольнения, - рассказывает директор.

Руководитель также признает, что у женщины были «проблемы с дисциплиной», однако в момент трудоустройства она не вызвала никаких подозрений.

Была справка о несудимости, полностью пройдена медицинская книжка, естественно, психиатр. При оформлении всё было нормально, - уверяет руководитель.

В управлении образования Канска нам рассказали, что сейчас проводится проверка в отношении действий администрации школы № 6 . Говорить о том, что это не первый случай и ранее педагог также заводила отношения с учениками, пока рано.

Сейчас проводится следственная проверка, еще нужно этот факт доказать, что на каждом месте работы была такая ситуация. Когда следственная проверка покажет, что это не первый раз, тогда уже будем проводить служебное расследование и понимать, в связи с чем происходило замалчивание. Сейчас пока это преждевременно, - говорит руководитель управления образования Татьяна Шопенкова.

В ведомстве также отметили, что пока идет проверка, педагог вряд ли сможет устроиться на работу в другую школу.

Чтобы поступить на работу в образовательное учреждение, педагог должен предоставить справку о том, что в отношении него не идут следственные мероприятия и отсутствует судимость. Если такую справку нам органы дадут, значит, мы будем обязаны принять ее на работу. Но я подозреваю, что такую справку органы не дадут, потому что проверка в отношении человека проводится, - отмечают в управлении образования.

Первого сентября в маленьком поселке Клепчаны Слуцкого района произошло большое событие. Здесь возобновила работу школа, в которой первый звонок не звучал уже 13 лет. При этом возглавил учебное заведение с историей совсем молодой директор. В 2018-м Антону Метельскому исполнилось 28 лет.

«Когда в управление по образованию пригласили, первая мысль была: «Что я натворил?»

Новый директор школы в Клепчанах человек хоть молодой, но ответственный. Сказал, через три минуты буду — и ровно в 7.40 мы встречаемся с ним у подъезда. Живет он в Слуцке. До школы отсюда шесть минут на машине, вернее, 5,57, уточняет Антон Метельский и заводит мотор. До того как стать руководителем, он пять лет работал учителем физкультуры, еще раньше занимался легкой атлетикой. Слова «время» и «расстояние» для него не просто набор букв. Особое отношение и к обращению по имени отчеству.

— Лично для меня это не привычка и не формальность, а то, что показывает на уважение к профессии, — поясняет он свою позицию, но сразу делает оговорку: «Если вам удобнее просто Антон, я не против».

— Уроки у нас начинаются в 8.40, но я стараюсь приезжать заранее, — торопит он, намекая, что звонок не ждет даже директора. — Школьный автобус привозит ребят уже к 8.10, а дети должны быть под контролем.

Это он и как руководитель, и как молодой отец говорит. Лере, дочке педагога, всего четыре. Пока папа едет на работу, они с мамой собираются в сад. Обычно Антон Владимирович их подвозит, но, если, как сегодня, девчонки чуть припозднились, добираются сами.

— В деревне меня ждет еще 61 ребенок, — собеседник поясняет, почему опаздывать ему нельзя. Клепчанская школа — базовая, но для сельской местности совсем не маленькая. 18 детей тут здешние, остальные из соседних деревень.

— Как это, когда лет вроде как еще немного, а должность и ответственность уже такие серьезные?

— Привыкаю, — коротко отвечает директор и рассказывает, что в соседнем районе у него есть коллега, которому 22. В сравнении с ним его 28 — «серьезный» возраст. Да и не в цифрах дело, говорит. Главное — не бояться работы и ответственности.

— Конечно, любой, кто из учителя переходит в управленцы, сразу будет волноваться, — не скрывает эмоций директор. — Все-таки появляются новые обязанности. Как человек активный и перспективный, я уже несколько лет стоял в резерве кадров. Морально, полагал, к должности готов, но на практике это оказалось лишь иллюзией. Летом, когда мне позвонили из управления по образованию и пригласили на прием, первая мысль была: «Что я уже натворил?» Потом вспомнил: недалеко от Слуцка собираются открывать школу. Предположил, возможно, позовут ее возглавить, стал думать, готов или нет.

До встречи с представителями управления по образованию было несколько дней, у Антона хватало времени на раздумывание.

— Я взвешивал возможные плюсы и минусы и все-таки решил: если предложат, попробую, — вспоминает тот период директор, а его машина все больше отдаляется от города. — Когда-то, еще до войны, мой прадед тоже возглавлял сельскую школу. Люди его уважали, и мне захотелось продолжить эту хорошую семейную традицию. Да и жена сказала: «Все получится», это прибавило уверенности.

— Как думаете, почему выбрали именно вас?

— Не знаю, но я всегда старался делать свою работу, не просто для зарплаты, а чтобы был результат. С ребятами мы постоянно ездили на соревнования, занимали места. Возможно, это оценили.

«Работы столько — некогда скучать»

Двухэтажное здание Клепчанской базовой школы находится в начале деревни. Цветы на клумбах уже отцвели, а листья на деревьях пожелтели — осень приближается к своему экватору. Сельскую тишину нарушает голос школьного рабочего.

— Доброе утро, Валерьевич, — здоровается он с директором у калитки и тут же поправляется: — Ой, Васильевич.

— Владимирович, — улыбается Антон, рабочий смущается. По возрасту руководитель годится ему в сыновья, но тут это не считается. В здешнем педагогическом коллективе 22 учителя, почти все старше директора, но для субординации это не имеет никакого значения.

— Неважно, что он молодой, главное — очень деятельный! — с порога докладывает обстановку Аркадьевна, она же Тамара Братковская , школьный завхоз. Женщина внимательно следит за порядком на территории и сообщает, что каждый день руководитель начинает с обхода территории. Он лично контролировал, как в здании запускали отопление, а летом во время ремонта привозил в поселок брата, и до позднего вечера они собирали парты и шкафы.


Тамара Братковская

— Родители учеников нам тоже очень помогали, — отводит от себя похвалу директор. Тогда завхоз приводит следующий аргумент: дети его любят.

А дети потихоньку собираются в классы. Самый маленький тут первый — три человека. Самый большой — четвертый, где 11 учеников.

— Доброе утро! — здороваются с директором малыши.

— Доброе утро! — отвечает Антон Владимирович и поднимается в свой кабинет.

На нем рубашка, галстук, пиджак. Периодически он обувает кроссовки, надевает спортивный костюм и спускается в зал. В неделю у директора осталось всего девять уроков физкультуры.

— Скучаете по занятиям? — спрашиваем у него.

— Работы сейчас столько — некогда скучать, — как есть, отвечает собеседник и рассказывает, что в педагогику его привел именно спорт. — В школе занимался бегом, участвовал в соревнованиях. Хотелось этот талант развивать, но жили мы с родителями в деревне, в 15 километрах от Слуцка. Особых возможностей там тогда не было, поэтому после 9-го класса поступил в Несвижский педколледж. Оттуда — в Университет физкультуры. А дальше по распределению попал в СШ № 8 Слуцка, где и работал до назначения.

— Не жалеете, что выбрали педагогику, а не профессиональный спорт?

— Нет, я люблю с детьми работать, особенно радостно, когда появляется результат. В школе, например, я вел кружок по туризму. Желающих у нас всегда оказывалось больше, чем мест.

— Но ведь выбрать профессию учителя — это согласиться всю жизнь ходить в школу.

— Учителям физкультуры в этом плане везет. Бывает, заходишь утром в тренерскую, коллега спрашивает: «Сколько у тебя уроков?» И ты спокойно: «Шесть» — и счастлив. Ведь весь день — одна физкультура.

Школу в Клепчанах закрыли в 2005 году, местных мальчиков и девочек перевели заниматься в деревню Новодворцы. А в Клепчанах летом организовывали пионерский лагерь.

— В прошлом учебном году Новодворцевскую школу решили закрыть, — поясняет ситуацию завуч Наталья Давидович . — Отопление там печное, и условия уже не очень пригодные для учебы.

«Дом знаний» снова прописался в Клепчанах. Часть новодворцевских педагогов теперь тоже трудится здесь. Переезжать, не скрывают, было немного тоскливо.

— В Новодворцах я преподавала 28 лет, — продолжает Наталья Анатольевна, для которой Клепчанская базовая — второе за всю жизнь место работы. — Я сама там училась, именно там еще в детстве решила, что хочу быть педагогом, — поэтому для меня та школа была особенной, но и здесь интересно. Впервые, например, я работаю под руководством мужчины.


Антон Владимирович и Наталья Анатольевна

— И как вам?

— Всегда считала, что для руководящей должности у мужчин больше качеств, — поясняет свою позицию завуч. — Они меньше обременены домашними проблемами, поэтому остается только трудиться. Правда, Антон Владимирович?

Директор улыбается, он согласен, но не скрывает: по всем важным вопросам всегда советуется с Натальей Анатольевной, все-таки у нее опыт. И опыт этот подсказывает, что в ноябре в деревне нужно организовать школу для будущих первоклассников.

— Из-за того, что Клепчаны находятся рядом со Слуцком, некоторые родители возят дочерей и сыновей в городские школы, — поясняет особенности местного образовательного процесса Наталья Давидович. — Сейчас нам нужно хорошо себя зарекомендовать, чтобы родители приводили своих детей к нам.

— Думаете, получится конкурировать с городом?

— Думаю, к нам уже присматриваются, — отвечает завуч. — Некоторые семьи приходят школу посмотреть, с учителями познакомиться. Условия и коллектив у нас хорошие, а это главное.

«Если детей не любишь, то в педагогике делать нечего»

Кроме родителей, за «ожившей» школой наблюдают и те, кто здесь когда-то преподавал. Среди них и Ольга Пацикайлик . В 1965-м, когда в этом только отстроенном двухэтажном здании впервые прозвучал первый звонок, Ольга Николаевна преподавала здесь физику и математику. На широком стенде, который стоит в фойе школы, висит ее черно-белая фотография. Снимок сделан на уроке. В шкафу у нее до сих пор хранится платье, в котором она изображена на той памятной карточке.

— Сегодня тоже хотела его надеть, но дочка говорит: «Не надо», — с ходу рассказывает Ольга Николаевна. Бабушке 86, недавно ей сделали операцию. Несмотря на это, услышав о журналистах, она тоже пришла о школе рассказать.

— Сколько смогу ногами переступать, буду сюда заходить, — делится планами Ольга Николаевна и не скрывает: учитель — это образ жизни, а не профессия. И пенсия — это не причина не думать об уроках. Или хотя бы их не вспоминать. Это сейчас интернет помогает детям задачки решать. А когда-то где было спасение искать? У Николаевны! И днем, и вечером ко мне с книжками и тетрадками приходили. Знали, допоздна не сплю: или контрольные проверяю, или планы пишу.

— По человеку сразу видно, будет он работать в школе или нет, — продолжает тему Наталья Анатольевна. — По его отношению к ученикам. Если детей не любишь, то в педагогике делать нечего.

— Те, кто просто так приходят в эту профессию, надолго не задерживаются, — слово за директором. — В 2019-м будет десять лет, как я окончил педколледж. Со мной тогда училось ребят 28, сейчас учителями из них работает человек пять.

— Не жалеете, что вы в их числе? — обращаемся к Антону Владимировичу.

— Нет, потому что школа — моя маленькая семья. А профессия педагога — она как бег, где каждый звонок на урок, — новый старт. Теперь, когда я уже директор, дистанции стали более сложные, и нужно придумывать, как их преодолевать.

В понедельник, 8 октября, у пятого класса в новосибирской школе №82 третьим уроком была технология. Мальчики ушли на второй этаж, а девочки остались в кабинете с духовкой и шкафчиками с продуктами - на первом. Школу 1 сентября открыли после реконструкции, так что все оборудование и мебель у учениц, считай, были новыми.

Дочка рассказала, что на своем уроке они должны были кексы печь, - говорит Юлия, мама одной из пятиклассниц.

Чтобы детям было удобней готовить, их разделили на две группы: сначала должны были печь одни, затем – другие. Сначала все шло по плану: девочки завели тесто, начали печь кексы.

Одна из девочек присела на коленки возле духовки и стала смотреть, как эти кексы поднимаются, - описывает дальнейшие события Юлия. – Моя дочка была рядом с ней, но ее буквально за несколько секунд до этого позвала подружка и она успела отойти.

Моя внучка взяла муку, успела сделать два шага, и четыре навесных шкафа рухнули, - добавляет красок бабушка одной из учениц. – Она чудом не пострадала!

Больше всего досталось девочке, которая сидела у духовки: удар пришелся ей по позвоночнику. Пятиклассницу врачи «Скорой помощи» увезли в больницу. Задели шкафы и еще четырех учениц, но, как говорят медики, обошлось без тяжелых травм:

Мы осмотрели пять девочек: ни у одной из них нет серьезных травм, только ушибы и ссадины, - рассказала Ирина Большакова , главный врач новосибирской станции «Скорой помощи».

Но возмутила родителей не только само происшествия, но и дальнейшее поведение учителей:

Нам даже никто не позвонил и не сообщил, что случилось! Дочка потом пришла со школы и рассказала, что их никто не отпустил с занятий. А дети два урока рыдали, потому что пострадали их друзья!

Кто подписывал все акты? Шкафы от плохо вкрученного шурупа не падают, там наверняка что-то более серьезное, - уверены одни.

Никаких отставок не будет. Максимум, понизят директора, - пишут другие.

Знать когда, что и где отвалится может только тот, кто непосредственно это монтировал или строил, - кивают в сторону установщиков мебели третьи.

Теперь разобраться в этой истории предстоит следователям, которые начали проверку. Согласно части 2 статьи 238 УК РФ и части 2 статьи 293 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, халатность), виновным грозит штраф до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до шести лет.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Вся мебель была новой»: Теперь все школы ждут проверки.

Nastya Yudaeva ,

В мае на территории спорткомплекса« Лужники» открылась первая спортивно-цирковая школа под открытым небом« Трапеция Yota». Теперь каждый желающий может исполнять акробатические прыжки, а также научиться выполнять многие другие цирковые элементы.

« Трапеция Yota » - это спортивно-цирковая школа под открытым небом. Ее основал бизнесмен Лев Кассиль(правнук писателя Льва Кассиля) совместно с сотовым оператором Yota, а также сетью курортов Club Med. Предприниматель признался, что любовь к прыжкам на трапеции у него возникла давно, но превратить хобби в успешный бизнес получилось только в прошлом году.

« В студенческие годы я ездил в городки французской сети отелей Club Med, ориентированные на активный отдых. Среди множества спортивных занятий там была трапеция и можно было совмещать отдых с полетами. Каждый раз возвращаясь в Москву трапеции очень не хватало. Зайти полетать в цирк тебя никто не пустит. Идти учиться в цирковое училище я не планировал, так и родилась идея открыть школу в Москве. Год назад совместно с оператором Yota и Club Med мы начали прорабатывать идею: нашли красивую лужайку на набережной в Лужниках, отобрали 15 гимнастов, которых позже отправили на стажировку в Израиль. Возглавить спортивную команду пригласили иностранного консультанта с более, чем 20-летним опытом создания подобных цирковых школ для любителей в разных уголках мира. Помимо трапеции мы также обучаем и другим цирковым жанрам: гимнастике на воздушных полотнах и кольце, прыжкам на батуте, жонглированию, слэклайн и даже фокусам», - рассказал Лев.

Школа разделена на две части: на цирковой манеж под куполом, а также трапецию, которая находится неподалеку на лужайке. Высота конструкции - десять метров в высоту и 20 в длину. Те, кто попробовал полетать на цирковой трапеции рассказали, что первый прыжок вызывает яркие и смешанные эмоции. Дело в том, что приходится забираться по лестнице почти на десять метров в высоту и для людей, которые боятся высоты, порой сложно пересилить свой страх.

Стоит отметить, что прыжки на трапеции совершенно безопасны и их могут совершать даже дети от четырех лет. Каждый ученик школы будет тренироваться в специальной страховке и приземляться в упругую сетку, которая не позволит травмироваться.

Несмотря на то что, полеты на трапеции безопасны, сотрудники школы выделяют ряд ограничений. Не стоит использовать трапецию людям, которые недавно получили различные травмы, переломы, имеют проблемы со связками, а также сердечно-сосудистые заболевания. Использовать трапецию нужно под присмотром инструкторов.

Кстати, Лев Кассиль очень ответственно подошел к подбору инструкторов. Предприниматель пригласил консультанта из Израиля Итамар Эльзаира, который преподает цирковое искусство уже более 20 лет, а также основал аналогичную школу в родном Израиле. Итамар помогает разрабатывать концепцию школы, а также выступает в роли наставника для тренеров.

Раз в месяц в школе« Трапеция Yota» будет проходить вечернее шоу с костюмами и гримом. Представление будут показывать ученики, а также« настоящие» артисты цирка.

Редакторы Cosmo тоже опробовали цирковую трапецию и остались довольны.

« Никогда бы не подумала, что мне доведется хотя бы раз совершить прыжок на трапеции. Это казалось чем-то очень далеким. Когда я увидела конструкцию и молодого человека, совершающего сложные элементы, то думала, что для меня все это находится за гранью фантастики. Однако, когда сама оказалась на десятиметровой высоте уже так не думала. Конечно, „показать класс“ мне не удалось, но я получила огромное удовольствие от полета, радость, и даже стала немного гордиться собой, так как поборола страх высоты. Это очень весело, и, как ни странно, расслабляет и снимает стресс - после такой тренировки даже не получается подумать о чем-то плохом, ведь настолько „заполняешься“ позитивными эмоциями. Хочу возвращаться на трапецию снова и снова», - поделилась редактор новостей Настя Юдаева.

В этом году шестилетняя Рагимат Чубанова пошла в школу с преподаванием на языке, которого она не понимает. Ее мать русская, отец — лезгин, и в семье говорят по-русски. Рагимат, которую все зовут Римой, «не говорит по-азербайджански и почти его не понимает», сказала ее мать Марина Чубанова.

Но когда Марина попыталась записать Риму в русскоязычную школу своего города, Сумгаита, там не оказалось свободных мест. Местное отделение Министерства образования предложило ей записать девочку в класс с преподаванием на азербайджанском, добавив, что в октябре может освободиться место в русскоязычной школе.

«Она не сможет учиться на азербайджанском, — сказала Марина Чубанова. — Я надеюсь, что ее переведут обратно в русский сектор», как называют в Азербайджане русскоязычные школы.

Ситуация, в которую попала Рима, в этом году не уникальна. Хотя основным языком образования в стране является азербайджанский, по данным Министерства образования, до сих пор существуют около 340 начальных и средних школ с преподаванием на русском языке, в которых учатся около 10% всех школьников страны.

Однако в этом году нехватка мест в русскоязычных школах вызвала сильное беспокойство русскоязычных семей. Масштабы и причины такой нехватки неясны. Но социальные сети заполонили рассказы о дефиците мест и, в частности, длинных очередях в Бакинском образовательном центре, подразделении Министерства образования, отвечающем за зачисление учеников в школы.

Контекст

Латвия отказалась от образования на русском языке

Delfi.lv 02.04.2018

Нашим школам не нужны грязные российские деньги

The Times 16.03.2018

Образование? Только на латышском

Delfi.lv 24.01.2018

Турция против гюленовских школ

EurasiaNet 19.09.2016 Азербайджанская служба российского государственного новостного агентства Sputnik заявила, что нынешние проблемы являются продолжением давно существующей в Азербайджане тенденции. «Те, кто сдает экзамен на вакантные места [преподающих на русском языке] учителей, не блещут высокой квалификацией. В результате чиновники в системе образования сталкиваются с дилеммой: либо принимать на работу неквалифицированные кадры и интеллектуально уничтожить поколение, либо отказаться от недоучек и столкнуться с армией негодующих родителей».

Министерство образования не делало публичных заявлений относительно нехватки мест в школах. Представители министерства не ответили на просьбу Eurasianet.org прокомментировать ситуацию.

Эта проблема привела к возобновлению в Азербайджане споров о том, должна ли страна по-прежнему обеспечивать образование на русском языке более чем четверть века после распада СССР.

Одна из депутатов парламента, Кямиля Алиева, предложила взимать плату за обучение на русском языке, что вызвало широкомасштабную общественную дискуссию. Оппоненты этой идеи отмечали, что, согласно азербайджанским законам, все ученики имеют право на бесплатное образование. Другие же предлагали пойти еще дальше: «Русский сектор надо закрыть, а русский преподавать как иностранный», — сказал в интервью местному новостному сайту Oxu.az эксперт по вопросам образования Надир Исрафилов.

В 1989 году, незадолго до развала СССР, в Азербайджане было 392 тысячи этнических русских. К 2009 году эта цифра упала до 120 тысяч. Хотя русский язык является основным для многих семей нерусского происхождения, его распространенность в стране снижается. В 1994 году 38% азербайджанцев утверждали, что свободно говорят по-русски; по данным отдельных опросов, проведенных в более поздние периоды, их доля уменьшилась и не превышает сейчас 10%. По информации российского правительства, число учащихся русскоязычных школ, составлявшее в 1990-91 учебном году 250 тысяч за два десятилетия упало до менее чем 100 тысяч.

Тем не менее, образование на русском языке остается престижным даже среди тех семей, в которых не говорят по-русски: считается, что русскоязычные школы дают более качественное образование, а их выпускникам легче устроиться на работу.

Одна говорящая по-азербайджански мать, отправившая своего ребенка в русскоязычную школу, сказала, что поступила так в связи с востребованностью русского языка на рынке труда.

«Русский язык востребован повсюду в Азербайджане больше, чем азербайджанский, — сказала она. — На работе всюду требуют знать русский. Если ты не говоришь по-русски, это своего рода недостаток. Тебе предложат более низкую зарплату или более низкую должность».

«Качество образования в русских секторах снижается, — сказал Сергей Румянцев, берлинский социолог, изучающий вопросы образования в Азербайджане. — Но получить качественное образование на азербайджанском также невозможно. Качественных учебников не хватает, и знание одного только азербайджанского языка ограничивает доступ к информации и к миру. […] Так что понятно, почему родители беспокоятся».

Школьный психолог, попросившая не называть ее имени, сказала, что 12% детей, учащихся в ее русскоязычной школе, совсем не понимают по-русски, а еще 20% знают язык лишь на очень базовом уровне. Когда ребенок начинает учиться в таких условиях, это сильно затрудняет получение им образования, сказала психолог.

«Первый класс и без того является трудным для детей периодом, а тут еще добавляется языковой барьер, — сказала она. — Такие дети не проявляют активности на уроках, никогда не выходят к доске, никогда не общаются с другими детьми и с трудом могут объясниться».

Языковая проблема неизбежно становится элементом отношений между Баку и Москвой. Россия считает, что образование на русском языке в постсоветских странах входит в сферу ее национальных интересов, и вопрос прав русскоязычного населения в регионе часто бывает причиной напряженности в отношениях с Кремлем.

Хотя пока проблема школьного образования не вызывала особых трений между Баку и Кремлем, Москва явно следит за развитием ситуации. Агентство «Спутник» широко освещает этот вопрос, и в одной из его авторских колонок предлагалось послать из России в Азербайджан учителей, как Россия недавно сделала в отношении Таджикистана.

За последние несколько недель президенты двух стран встречались дважды. В конце сентября российский президент Владимир Путин приезжал в Баку и упомянул в своем выступлении о статусе русского языка. «Мы видим и высоко это оцениваем — интерес к русскому языку. Самая главная база (поддержки русского языка) — в сердцах, в головах людей», — сказал он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода