Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Русские народные загадки для начальной школы. Русские народные детские загадки

Основные понятия: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, композиция/структура, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.

Определение . Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации» (Сл., с. 76).

Похожее определение мы встречаем и у В. И.Даля, одного из первых публикаторов жанра. Он отмечал, что загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Современный исследователь дает следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».

Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» (Сл., с. 77) обусловило и ее распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество.

На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребенка о внешнем мире, показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие-то новые стороны действительности:

Два стоят.

Два лежат.

Один ходит,

Другой водит. (Дверь)

Встану я рано,

Пойду я к Ивану,

К долгому носу -

К толстой голове. (Рукомойник)

Другие в игровой форме показывают некоторые грамматические формы: «По какой дороге полгода ездят, полгода ходят?» (По реке). В данном случае загадка пересекается с каламбуром и становится одной из составляющих словесных игр.

Происхождение загадок. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим еще в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения.

Магическая сила загадок проявлялась в разных обрядах; так, при инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок – без знания тайной речи юноша не мог стать мужчиной. Позже загадки встречаются в мифологии древних народов (например, в древнегреческих мифах, «Старшей Эдде») и сказках, их отгадывают герои, соревнуясь со своими противниками. В древнерусских повестях загадками обмениваются жених и невеста.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью – зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на «обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путешественник С. П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала «передовщика», он назначал себе помощников и наказывал им между прочим, «чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченкою».

Дальше С.П. Крашенинников писал: «Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку – простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконогою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее…» Крашенинников отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, т. е. не стали употреблять.

Обычно загадка служила средством развлечения на вечеринках, когда молодежь упражнялась в сообразительности и находчивости. Входила загадка и в свадебный обряд. «Выкуп мест» представлял собой диалог, где один (загадчик) спрашивал, а другой (жених и его дружка) старался отгадать.

«Подайте монаха в белой рубахе». – Дружка подает бутылку водки. «Подайте золотой костыль, чтобы невесте было на что опереться». – Дружка указывает на жениха. «Состройте четырехугольную горницу с серебряной крышей». – Дружка кладет на блюдо бумажный рубль и серебряную монету сверху.

С течением времени магическая функция загадок постепенно угасла, но сохранились их поэтические особенности, в частности метафоричность. Известно, что Аристотель считал загадку хорошо сформулированной метафорой. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок – метафорический. Как отмечала М.А. Рыбникова, сравнение строится на основе традиционных сближений: «Руки – овечки, куделя – стог».

Приведем пример:

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Среди метафорических образов животных преобладают домашние животные и птицы, а среди них – корова, бык и конь (кобыла, жеребец); курица, петух, гусь. Игла – свинка, золотая щетинка; соха – корова, все поле рогами перепорола.

Классификация . Один из первых публикаторов загадок, Д.Н. Садовников, расположил в составленном им сборнике загадки по темам: «Жилище», «Тепло и свет», «Домашнее хозяйство», «Двор, огород и сад», «Домашние животные», «Земледельческие работы». «Лес», «Мир животных», «Люди и строение их тела», «Земля и небо», «Понятия о времени, жизни и смерти», «Грамота и книжная мудрость». В загадках иногда затрагивались и другие темы: человек и части его тела, пища и питье, одежда и обувь, дом, его части и принадлежности хозяйства, природные явления. В настоящее время эта классификация является общепринятой.

Содержанием загадок становилась как бытовая, так и светская жизнь. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио), «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник ), «Висит груша – нельзя скушать» (электролампочка ). Ребенок обычно не загадывает загадки о предметах, ушедших из обихода, но именно в его репертуаре быстрее появляются новые загадки о новых предметах быта и технических явлениях.

Записи детских загадок немногочисленны, хотя уже в XIX веке они вошли в детскую среду и начали печататься в качестве учебного материала. Традиционно среди детей «бытовали (возможно, бытуют и в настоящее время) все или почти все разновидности произведений этого жанра: загадки-метафоры, загадки-звукоподражания, шутливые вопросы, загадки – задачи» (Март., с. 26).

Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребенку, который должен хорошо представлять себе, о чем идет речь. Ребенок способен воспринять и юмор, заложенный в загадке:

Хоря ходит,

Вися висит,

Вися пала,

Хоря съела. (Свинья и желудь)

Композиционно загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые взаимосвязаны. В загадках отыскивается сходство между самыми отдаленными и, казалось бы, не сравниваемыми предметами, сопоставляется отвлеченное и материальное, существенное и несущественное в предметах.

Отгадка дается на основании признаков по сходству, отыскивается сходство в обыденных предметах. Иногда отгадка зашифровывается в метафоре или другом иносказании. Не случайно известна загадка о загадке: «Без лица в личине».

Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса, а построены на остранении: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. Тогда первая часть обязательно предполагает ответ: «Без рук, без ног, а ворота открывает» (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? (Звезды)

Что за тварь людей питает,

В церкви освещает? (Пчела)

Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра,

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

«Не лазай на пендру,

Там не одна кандра -

И ундра есть». (Печь, дед, кот, каша и утка)

Структура загадки отличается простотой. В них нет сюжета, поэтому динамика создается иным способом. Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Это черная?

– Нет, красная.

– А почему белая?

– Потому, что зеленая. (Красная смородина)

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Иногда встречаются загадки, в которых описание изложено в

– Кабы я встала,

До неба достала,

Кабы руки да ноги,

Я бы вора связала,

Кабы рот да глаза,

Я бы все рассказала. (Дорога)

В краткой сжатой форме в загадке нередко дается целая кар-

В середине – алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Загадки, в которых описание дано от первого лица, построены на олицетворении:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля)

Метонимии распространены в загадках меньше, чем метафоры. Чаще всего материал, из которого изготавливается предмет, заменяет его:

Стоит дерево (стол). На дереве конопля (скатерть). На конопле глина (горшок). На глине капуста (щи). А в капусте свинья (свинина).

В загадках используются и разнообразные сравнения:

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)

В школьных загадках основой сравнения могут стать образы Священного Писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам, Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия: Везен бысть на торжище, яко же Иосиф: Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина. И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены. (Горшок)

Встречаются в загадках и антитезы:

Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном. (Поле)

Часто в загадках используются эпитеты.

Форма загадок постепенно стала преимущественно поэтической (стихотворной), поэтому особое значение приобрела рифмовка. Ритм создается не только созвучием слов, но и интонационным рисунком фразы: «Висит груша – нельзя скушать». (Лампочка)

В двустрочных загадках могут рифмоваться строки. В многострочных рифмовка разнообразна. Приведем пример смежной рифмы:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены:

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Рожь)

Иногда первая строка не связана с остальными, а строится на внутренней рифме:

Маленький, горбатенький,

Все поле обежал,

Домой прибежал – целый год пролежал. (Серп)

Внешняя и внутренняя рифмы нередко служат подсказкой к загадке: «Без мяса, без костей, а все-таки пять пальцев». (Рука) В загадке возможны экспрессивные выражения:

Ах, каков Иван Поляков:

Сел на конь

И поехал в огонь. (Чугун и ухват)

Языковые особенности, словообразование в загадках близки детской речи, и поэтому также являются причиной распространения подобных текстов. Мельников называет их «педагогическими предпосылками загадок» и считает, что именно эти особенности стали причиной широкого распространения загадок в детской среде.

В ряде случаев появляются новые отгадки к традиционным загадкам: «Сто одежек и все без застежек» предполагает такой ответ: «Брак нашей швейной фабрики».

Связь загадки с другими жанрами имеет двусторонний характер: загадки являются составляющей отдельных жанров и в то же время служат основой для создания нового текста. Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. Они представляют собой следы древних верований или отражают более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.

Тексты старинных загадок сохранились в былинах, сказках. Многие подблюдные песни построены в форме загадок, когда описание судьбы человека подменяется указанием предмета или действия.

О.И. Капица приводит интересный пример сохранения загадки в составе детской песенки. В нижеприведенной песенке последние четыре строчки представляют собою загадку на лен.

Уж ты, тетушка,

Мое зернышко,

Топи хату,

Гляди в печь,

А я буду блины печь.

Матушка Волга

Широка да долга,

Стул на горах

О семи головах,

В нем ядро

Говорит добро.

Часто загадки возникают на основе быличек:

Едет мужик не путем. Ничего не видит кругом. Заехал в ухаб. не вылезть никак. (Покойник)

Разнообразное использование загадок приводит к появлению смежных форм синтетического характера, вбирающих элементы загадки и других жанровых образований. Прежде всего назовем вопросы, основанные на синонимах, выделенные О.И. Капицей. Они имеют форму числовой задачи; чтобы ответить, надо разобраться в уловке. Приведем пример: «Мужик купил козу за три рубля. Почем коза пришлась?» «Почем» обычно понимается: «сколько обошлась», «сколько стоит», и вместо того чтобы ответить «по земле», следует ответ: «три рубля».

Встречаются и другие подобные вопросы:

«После семи лет что козе будет?» (Пойдет 8-й год.)

«Какой в реке камень?» (Мокрый.)

«Может ли дождь идти два дня сряду?» (Не может, потому что между днями ночь.)

«От чего гусь плавает?» (От берега.)

Иногда бывает сложно отделить загадку от задачи числового характера: «Летели гуси над лесом и надо им сесть отдохнуть. Если они сядут по два на дерево, одно дерево останется, а по одному – гусь останется. Много ли дерев и гусей?» (2 дерева, 3 гуся)

«Сидят четыре кошки, против каждой по три кошки, много ли их?» (4 кошки по углам избы)

Шли столбцом

Сын с отцом,

Да дед с внуком.

Сколько их? (Трое)

Словесные загадки строятся по принципу шарады или основаны на игре букв и слов: «Какие два животные помещаются в одной бутылке?» (конь, як) «В каком названии города одно имя мальчика и сто имен девочек?» (Севастополь)

Возможен и обратный процесс, переход загадок в пословицы: «Ничего не болит, а все стонет».

В современную загадку активно проникают новые реалии: «С двумя ногами, а ходить не могут» (Колготки). «Две ноги в одной штанине» (Юбка-брюки). Очевиден и юмористический характер подобных загадок.

Впечатления от подмеченного в быту и увиденного по телевизору обуславливают импровизационный характер загадок, не всегда лицеприятны загадки про давно появляющихся героев сериалов:

Не тонет, не горит,

В красном платьице сидит,

Влюбленными глазами

На Сиси глядит (Джина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора Бурцев Александр Евгениевич

Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Загадки Основные понятия: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, композиция/структура, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.Определение. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Загадки племен массагетов Главный наш источник по описанию кочевых племен массагетов – «отец истории», Геродот. Он довольно четко отводит им территорию от восточного побережья Каспийского моря до Сыр-Дарьи. «Итак к западу это море, называемое Каспийским, – пишет этот

Из книги Bce тайны мира Дж. P. Р. Толкина. Симфония Илуватара автора Баркова Александра Леонидовна

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

«Загадки в темноте» B «Хоббите» Толкин не без оснований пишет, что игра в загадки (которую ведут Горлум и Бильбо) «старинная и считается священной, и даже злые существа не смеют плутовать, играя в нее». Это легко узнаваемая отсылка к «Старшей Эдде», где в разной форме игра в

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Загадки – совершенно особый вид народного фольклора. Это не просто развлечение, загадки тренируют ум ребенка, развивают внимание и память, учат выделять важные признаки предметов.

Загадывайте детям загадки! Даже если ребенок не смог отгадать загадку сам, а узнал ответ от вас – это тоже хорошо. Это помогает посмотреть на вещь или явление с другой стороны, обогащает словарный запас ребенка. Дети учатся определять переносное значение слов.

Мы привыкли предлагать маленьким детям стихотворные загадки, в которых ответом является легко угадываемая рифма. Ребенок часто даже не вникает с смысл слов загадки, а просто подставляет рифму. Но русские народные загадки для детей – редко бывают стихотворными, зачастую это всего одно предложение. Зато они лаконичны и требуют смекалки.

При отгадывании русских народных загадок детьми есть один нюанс. В некоторых из них используются устаревшие слова, а некоторые – о предметах, которые современный ребенок в глаза не видел, или которые не являются обыденными (например, валенок: «не шит, не кроен, а весь в рубцах»). Загадывая такую загадку, будьте готовы в случае затруднения ребенка, давать наводящие вопросы, небольшие подсказки, но не говорите сразу правильный ответ, не отнимайте удовольствия догадаться самому.

Загадки про инструменты

  • Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
  • Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)
  • Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)
  • Кочет голенаст, а кланяться горазд. (Топор)
  • Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
  • Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)
  • Стучит, вертится, страху божьего не боится. Считает наш век – а не человек. (Часы)
  • Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани).
  • Не столько поест, сколько истопчет. (Ступа)
  • Стоит Бабя Яга, распорота нога. Весь мир кормит, а сама голодная. (Соха)
  • Без рук, без ног, лапшу крошит (Нож).
  • Маленькая головка и тысяча глаз. (наперсток)
  • Черная курица на красных яйцах сидит. (Котелок на огне)
  • Встану, так выше коня, А лягу, так ниже кота. (Коромысло)
  • Два братца хотят подраться, да руки коротки. (Коромысло)
  • Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)
  • Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)
  • Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)

Загадки о растениях

  • Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
  • Не огонь, а жжётся. (Крапива)
  • Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
  • Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает - слёзы проливает. (Лук)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Белым цветёт, Зелёным висит, красным падает. (Яблоко)
  • Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня)

Народные загадки про животных

  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
  • Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица)
  • Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
  • Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
  • Под большим камнем много камешков поют. (Цыплята под курицей)
  • Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей)
  • Кого в ноевом ковчеге не было? (рыб)
  • Ничего не болит, а все стонет. (Свинья)

Детские загадки о явлениях природы

  • От одного очага весь свет греется. (Солнце)
  • Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
  • Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  • Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег. Заревет – тут в значении «заплачет», т.е. растает).
  • Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
  • Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля и трава).
  • Седой дет у ворот нам глаза заволок. (Туман)
  • Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)
  • Когда видишь, то не видишь. А когда не видишь – то ее видишь. (Темнота)
  • Бежала – шумела, заснула – заблестела. (Река)
  • Дверь откроешь – лохматая собака зайдет. (Пар в мороз)
  • Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет. (Огонь).
  • Где лежала красная коза, там трава не растет. (Кострище)

Много-много загадок на разные темы.

Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?

(Красная смородина)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.

Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.

Стоит старик над водой,
Трясет бородой.

(Тростник)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.

Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

Не море, не река, а волнуется.

(Поле с колосьями)

Золотые горы растут в летнюю пору.

Одно бросил – целую горсть взял.

Загадки о животных

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?

Крылья есть, да не летает,
Ног нет, а не догонишь.

В тесной избушке
Ткут холст старушки.

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?

(Муравьи)

Летит – воет,
Сядет – землю роет.

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?

В болоте плачет,
А из болота не идет.

Два раза родится,
Один умирает.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.

(Ласточка)

С бородой родится,
Никто не дивится.

Шерстка мягонька,
Да коготок остер.

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.

Страх тепло волочит,
А тепло «караул» кричит.

(Волк и баран)

Не елка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.

Летом гуляет,
А зимой отдыхает.

(Медведь)

Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине -
И щука не проглотит.

Кто на себе лес носит?

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная…

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят…

(Черепахи)

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые…

(Лягушки)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

(Поросенок)

Через океан плывет великан,
А ус во рту скрывает.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

(Воробей)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый…

(Скворец)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…

Загадки о человеке

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.

Кто ходит утром на четырех ногах,
Днем на двух,
А вечером на трех?

(Человек)

Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

Всю жизнь ходят в обгонку,
Да обогнать друг друга не могут.

Всегда во рту,
Да не проглотишь.

Деревяшка везет,
Костяшка сечет,
Мокрый Мартын заворачивает.

(Ложка, зубы, язык)

Двое ходят,
Двое смотрят,
Двое помогают,
Один водит и приказывает.

(Ноги, глаза, руки и голова человека)

Загадки о явлениях природы

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

Рукава есть у меня, Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла.
Кто я? Дай ответ!

По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.

Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора -
Сама уйду я со двора.

Один идет, другая пьет,
А третья питается.

(Дождь, земля и трава)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.

Что было завтра,
А будет вчера?

(Сегодня)

В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал еще никто.

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет.

Что идет, не двигаясь с места?

Виден край, да не дойдешь.

(Горизонт)

Шуба нова, а на подоле дыра.

(Прорубь)

Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой.

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

В воде не тонет и в огне не горит.

Сам без рук, без глаз,
А рисовать умеет.

Без рук, без ног,
А в избу лезет.

Красное коромысло над рекой повисло.

Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

Серое сукно тянется в окно.

(Пар, туман)

Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут.

Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.

Не стукнет, не брякнет, а сам придет.

Горя не знаем, а горько плачем.

Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.

Заревел вол за сто сел, за сто речек.

Чего в сундук не запрешь?

(Луч солнца)

Голубая простыня весь свет одевает.

Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.

(Луна и солнце)

Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает…

Красный кот
Дерево грызет,
Весело живет.
А воды как попьет -
Зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь!
Этот красный кот…

Высокая и строгая,
Ходит, пол не трогая.
Кто ни выйдет, ни зайдет,
Ручку ей всегда пожмет.

Что за шустрый старичок,
Восемьдесят восемь ног,
Все по полу шаркают
За работой жаркою.

В воде она родится,
Но странная судьба -
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.

Ветер веет – я не вею,
Он не веет – вею я.
Но лишь только я завею,
Ветер веет от меня.

С виду клин,
А развернешь – блин.

Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу -
Соскочу, привечу.

Едва повеяло зимой,
Они теперь всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их…

(Рукавички).

Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там пропал.

Сидит на ложке, свесив ножки.

Без рук, без ног,
А в гору лезет.

Пять пальцев,
Ни костей, ни мяса, ни ногтей.

(Перчатки)

Хвостик из кости,
А на спинке – щетинки.

(Зубная щетка)

На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
Со спиной, а без головы.

Два брюшка, четыре ушка.
Что это такое?

(Подушка)

Собака не лает,
А в дом не пускает.

Под одной крышей четыре братца живут.

Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот в дом войдет.

(Ключ в замке)

Крутая гора,
Что ни шаг – то нора.

(Лестница)

Что зимой дома мерзнет,
А на улице нет?

(Оконное стекло)

Всегда видятся, а вместе не сходятся.

(Пол и потолок)

Ходит, ходит, а в избу не входит.

Стоит поперек входа.
Одна рука в избе,
Другая на улице.

Загадки о технике и труде

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!

Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка, ровная.

(Дорожный каток)

Ходит он и землю ест -
Сотни тонн в один присест.
Степь на части он сечет,
А за ним река течет.

(Землеройный снаряд)

Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.

(Экскаватор)

Загудел глазастый жук,
Обогнул зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.

(Автомобиль)

Ходит полюшком коровушка -
Саженый язычок.
Режет травушку коровушка
Под самый корешок.

(Самоходная сенокосилка)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.

(Трактор)

С края на край
Режет черный каравай,
Кончит, повернется,
За то же возьмется.

Спрыгнуть с него на ходу можно,
А вскочить на него нельзя.

(Самолет)

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет.

(Самолет)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

(Самолет)

Мой товарищ по походу
К твердым правилам привык:
Кончил дело и за щеки
Уберет стальной язык.

(Перочинный нож)

Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…

(Паровоз)

Над поселком слышен бас,
Он утрами будит нас.
Мы привыкли по нему
К распорядку своему.

(Заводской гудок)

Захочу, так поклонюсь,
А поленюсь, так повалюсь.

Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай!
Отправляется…

(Трамвай)

На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет,
Я зовусь…

(Велосипед)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?

(Пароход)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…

(Автомобиль)

Сидит на крыше всех выше.

(Антенна)

Возле уха завитуха,
А в середке разговор.

(Радионаушники)

Загадки об учебе и отдыхе

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Мы – проворные сестрицы -
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим:
Уж такой у нас режим.

Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.

(Барабан)

Мой рогатый конь трехногий
Быстро мчится по дороге,
Захочу – он постоит,
Захочу – вперед бежит.

(Трехколесный велосипед)

С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.

Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, морях – воды нет.

(Географическая карта)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.

Кулик невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.

(Школьный звонок)

Лето, зиму – все на лыжах;
Братец – стол, сестра – скамья.
Это самые на свете
Неразлучные друзья.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.

(Патефон)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдется, там след остается.

(Карандаш)

Под гору – коняшка,
А в гору – деревяшка.

Черные, кривые, От рожденья все немые.
Станут в ряд -
Сейчас заговорят.

Что за чиж на черном поле
Чертит клювом белый след?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.

(Школьный мел)

Хорошо видит,
А слепой.

(Неграмотный человек)

Хоть и немая -
Назовет лентяя.

(Стенгазета)

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

Иду по грядкам,
Рву без счета,
На грядках не убывает,
А в голове прибывает.

Эти загадки придумывались, собирались и хранились людьми целыми веками. Не было у живущих в те давние времена людей, развлечения, как кулачные бои между деревнями, да блеснуть своим умом загадывая загадки. Собирались они после тяжёлого трудового дня, зажигали лучину в избе, и начинали по очереди сказки рассказывать, да загадки загадывать. Так проявлялся среди них самый умный и смышлёный. В чем и уважение заслуживал по всей округе.

Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце) Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

А почему она белая? Потому что зеленая. (Смородина)

Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади (Корова)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями сапун, над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес. (Человек)

Под мостом, мостом, под городом, городищем, две трубы трубили, две свечи светили, два соболя играли. (Губы, зубы, нос, глаза, брови)

Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (Рот, зубы)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

Кривоногий взлохматит, зубатый причешет. (Соха и борона)

Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Сноп)

Ни окошек, ни дверей - полна стайка лебедей. (Огурец)

Где вода столбом стоит? (Колодец)

Сито вито о четырех углах, о ста ногах, о семи горбах. (Крестьянская изба)

Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть)

Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар - пеленаться стал, выбросили за окно - и собакам не надобно. (Горшок)

Бежала лиска около лесу близко: не догнать, не увидеть. (Солнце)

Как зайдет в дом - не выгонишь колом, а пора приходит - он и сам уходит. (Луч солнца)

С высокой дороги глядит бычок круторогий. (Месяц)

Дед мост мостил без топора, без долота. (Лед)

Шел долговяз - в сырую землю увяз. (Дождь)

Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо. (Год)

Черная корова весь свет поборола; белая встала - весь свет поподнимала. (Ночь и день)

Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)

Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Береза)

Не разобьешь горшочка - каши не поешь. (Орех)

Что любишь, того не купишь, а чего не любишь - не продашь. (Молодость и старость).

Лежит колода посреди болота: не гниет, не сохнет. (Язык)

Через межу брат брата не видит. (Глаза)

Возле бочки катаются клубочки. (Свинья и поросята)

На том свете живет, я на этом мрет. (Рыба)

Лес секу - лес вянет, на том месте город встанет. (Сенокос)

Летят гуски дубовые носки, летят и говорят:

«То-то я! То-то я!» (Молотьба цепами)

Баба-яга, вилами нога; весь свет кормит, а сама голодная.(Соха)

Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)

Бежала свинка, золотая спинка, льняной хвостик. (Иголка)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Не лает, не кусает, а в хату не пускает. (Замок)

Сам голый, а сорочка за пазухой. (Свечка)

Сам худ, а голова с пуд. (Безмен)
ЗАГАДКИ, любимые у ДЕТЕЙ
Живая живулечка на живом стулечке. (Ребенок на коленях взрослого)

Живут два братца через дорожку, а друг друга Нее видят. (Глаза)

У двух матерей по пять сыновей. (Руки)

Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Ехал Бог, рассыпал горох.

Стало светать - нечего собрать. (Звезды)

Заря-зоряница, красная девица. По лесу ходила, ключи обронила. Месяц видел, не сказал. Солнце увидело - подняло. (Роса)

Летит птица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Сперва блеск. За блеском треск. За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

Шел долговяз. В землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела. Весь свет одела. (Снег)

Мостится мост без досок, Без топора, без клина. (Лед)

Один лежит, другой бежит, третий кланяется. (Ручей, берег, камыш)

Еду, еду - следу нету, режу, режу - крови нету. (Река, лодка, весло)

Летит - воет.

Сидит - землю роет. (Жук)

Летит - жужжит,

Как сядет - молчит. (Пчела)

Висит сито - не руками свито. (Паутина)

Кто свой дом на себе носит? (Улитка)

Не воин, а со шпорами. (Петух)

Плавала, купалася, сухою оставалася. (Утка)

Два раза рождается,

Один раз умирает. (Птица)

Осенью засыпает,

Весной просыпается. (Медведь)

Ни говорит, ни поет, А кто к хозяину идет - Она знать дает. (Собака)

И комковато, и ноздревато, и кисло, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

Меня не едят, и без меня мало едят. (Соль)

Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет. (Лук)

Красная девица Сидит в темнице, А коса - на улице. (Морковь)

На бору, на яру Стоит старичок, Красненький колпачок. (Гриб-боровик)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Два стоят, два лежат, Пятый ходит, шесту водит, Седьмой песенки поет. (Двери)

Бегут бегунчики, везут

Везунышки колоть лохматого, Точить рогатого. (Конь, сани, сено, вилы)

Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

Поля стеклянные,

А межи деревянные. (Окна)

Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга)

Из нее берешь, она больше становится. (Яма)

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Два сына, два отца, поделили три яйца. Как поделили, Что ни одного не разбили? (Дед, отец, сын)

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Много ли всех? (Три)

Ехал старик с досками, и доски его съели. (Из ели)

На балконе (на бал кони) ходят? (Нет)

Когда звонят во все колокола? (В овсе - никогда)

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода