Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пункт 59 постановления правительства рф 354. Постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — Российская газета

Пункт 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) предусматривает обязанность исполнителя коммунальной услуги произвести перерасчет, если при проверке достоверности сведений о показаниях индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) выявлены расхождения между сведениями, предоставленными потребителем, и фактическими показаниями ИПУ. В настоящей статье проанализируем случаи, при которых перерасчет осуществляется в соответствии с пунктом 61 Правил 354, и случаи, в которых указанная норма неприменима.

Что устанавливает пункт 61 Правил 354?

Процитируем пункт 61 Правил 354:«61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка ».

Из приведенной нормы следует:

1. Перерасчет платы за коммунальную услугу проводится с соблюдением ряда требований:
1.1. «Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета »;
1.2. «Исполнитель обязан … направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов »;
1.3. «Объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка », «если потребителем не будет доказано иное ».

2. Перерасчет производится при возникновении ряда обстоятельств:
2.1. «Имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу ». Важно отметить, что норма прямо указывает на расхождение фактических показаний прибора не с нормативным объемом потребления, не со среднемесячным объемом, не с некими сведениями, полученным исполнителем из иных источников (спрогнозированными, рассчитанными, взятыми по аналогии, со слов соседей и т.п.) и не с показаниями предыдущих расчетных периодов, а именно с «объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю »;
2.2. Указанное расхождение выявлено «в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния »;
2.3. «Прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены ».

Случаи проведения проверок

Поскольку пункт 61 Правил 354 устанавливает, что расхождение между показаниями проверяемого прибора учета и объемом потребления, предоставленных исполнителю потребителем, устанавливается в ходе проверки, укажем, о какой проверке идет речь и в каких случаях такая проверка проводится.

Анализируемая норма, в части описания характера проверки дословно устанавливающая: «проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния », то есть речь идет о трех вариантах проверки:
1. проверка достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;
2. проверка состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;
3. проверка достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и проверка состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Необходимо отметить, что при проведении проверки с целью применения пункта 61 Правил 354, в любом случае необходима проверка третьего типа (комплексная проверка как показаний прибора, так и его состояния), поскольку исполнитель в силу требований пункта 61 Правил 354 должен установить, что «прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены », то есть при проведении проверки только достоверности сведений о показаниях прибора в любом случае необходимо проверить его состояние, а при проведении проверки только состояния прибора для оценки достоверности его показаний, эти показания необходимо проверить. Таким образом, текстовая конструкция, позволяющая рассматривать отдельно три вида проверок, представляется абсолютно излишней, хотя юридически никакого нарушения не усматривается.

Следовательно, в настоящей статье будем вести речь о комплексной проверке как показаний прибора учета, так и его состояния (далее по тексту — Проверка).

Согласно подпункту «ж» пункта 31 исполнитель обязан осуществлять Проверки, однако указанная норма не устанавливает сроки и периодичность таких Проверок.

Пункт 82 Правил 354 подтверждает приведенную норму:
«82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) ».

Пункт 83 Правил 354 устанавливает ограничения частоты Проверок:
«83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца ».

Подпункт «г» пункта 32 Правил 354 частично дублирует пункт 83 и дополнительно устанавливает ограничения по частоте Проверок приборов, установленных в нежилых помещениях и вне помещений и домовладений. Согласно подпункту «г» пункта 32 Правил 354 исполнитель имеет право проводить Проверки, но не чаще 1 раза в 3 месяца в случае, если прибор учета установлен в жилом помещении или домовладении, и не чаще 1 раза в месяц в случае установки прибора учета в нежилом помещении, а также вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя. При этом согласно подпункту «ж» пункта 34 Правил 354 потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для Проверки в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 Правил 354, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Приведенные нормы не устанавливают конкретные сроки проведения Проверок, а лишь устанавливают ограничения. Некоторые нормы устанавливают более конкретные сроки проведения Проверок в отдельных случаях.

Например, согласно подпункту «к(4)» пункта 33 Правил 354 потребитель имеет право требовать Проверки от исполнителя. Исполнитель согласно подпункту «е(2)» пункта 31 Правил 354 обязан осуществлять Проверку по заявлению потребителя в течение 10 дней после получения такого заявления.

Правом и обязанностью определения конкретных сроков проведения проверок наделены стороны договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг — то есть исполнитель и потребители коммунальных услуг. Подпункт «и» пункта 19 Правил 354 устанавливает: «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей ».

Непредставление потребителем показаний ИПУ

Еще один случай проведения проверки регламентируется пунктом 84 Правил 354, который устанавливает: «При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета ».

Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья « », вызвавшая много споров по вопросу, обязан ли исполнитель услуг, проведя на основании пункта 84 Правил 354 Проверку, произвести в соответствии с пунктом 61 Правил 354 перерасчет размера платы за коммунальную услугу, поскольку фактически потребленный объем услуги, определенный по показаниям прибора за период непредставления показаний, не совпадает с предъявляемым к оплате за указанный период объемом, рассчитанным по среднемесячному объему и/или нормативу потребления.

Проанализируем этот вопрос.

Пункт 84 действительно обязывает проводить Проверку по истечении 6 месяцев непредставления потребителем сведений о показаниях прибора учета. Пункт 61 действительно устанавливает, что по результатам Проверки исполнитель обязан сделать перерасчет, однако необходимо обратить внимание, что перерасчет производится в случае, «если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю ».

В случае, если потребитель не предъявлял исполнителю сведения о показаниях приборов учета, то есть именно представленный потребителем объем потребленного коммунального ресурса не определен, тогда невозможно определить и расхождение между фактическими показаниями прибора учета и представленными потребителем, а поскольку именно стоимость этого объема расхождения и является размером перерасчета, то и размер перерасчета не подлежит определению.

Следовательно, именно в случае непредставления потребителем сведений о показаниях прибора учета пункт 61 Правил 354 неприменим.

При этом пункт 84 Правил 354 обязывает исполнителя при проведении Проверки по истечении 6-месячного периода непредставления потребителем показаний прибора учета снять показания этого прибора. Однако, ни одна норма не указывает, что исполнитель обязан применить снятые показания при определении размера перерасчета, в том числе применение снятых исполнителем показаний не предусмотрено и пунктом 61 Правил 354.

Применение пункта 61

Исходя из всего вышесказанного, пункт 61 Правил 354 применяется исключительно в случае, если при проведении исполнителем Проверки выявлен факт передачи потребителем недостоверных показаний прибора учета. Такая Проверка может быть проведена либо по инициативе исполнителя (подпункт «ж» пункта 31, подпункт «г» пункта 32, пункт 82 Правил 354), либо по инициативе потребителя (подпункт «е(2)» пункта 31 и подпункт «к(4)» пункта 33 Правил 354), либо в соответствии с утвержденным договором о предоставлении коммунальных услуг порядком и периодичностью (подпункт «и» пункта 19 Правил 354).

Рассмотрим примеры применения пункта 61 Правил 354.

Пример 1

Пусть исполнитель провел Проверку прибора учета потребителя на первое число месяца N1 и установил, что показания ИПУ потребления холодной воды составляют 100 куб.метров. В месяце N2 потребитель передал показания прибора учета 102 куб.метра, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N1. В месяце N3 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 105 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 3 куб.метров воды за месяц N2. В месяце N4 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 107 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N3. В этом же месяце N4 исполнитель провел Проверку прибора учета и установил, что переданные показания прибора учета недостоверны, а по факту прибор на момент Проверки показывает 110 куб.метров. В этом случае исполнитель применяет пункт 61 Правил 354, а именно:
- устанавливает объем расхождения в размере 3 куб.метра (110-107);
- направляет потребителю в срок, установленный для оплаты объема воды за месяц N4, требование о внесении доначисленной платы в размере стоимости 3 куб.метров воды;
- если потребитель в месяце N5 передал показания прибора в объеме 112 куб.метров, тогда исполнитель в месяц N5 предъявляет к оплате за месяц N4 выявленное расхождение в объеме 3 куб.метра и переданный потребителем объем 2 куб.метра (112-110), то есть всего 5 куб.метров.

Помесячно исполнитель предъявляет потребителю к оплате: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 2 куб.метра, Месяц N4 — 5 куб.метров, всего — 12 куб.метров. Именно 12 куб.метров составляет разница между показаниями прибора учета на момент Проверки в месяце N1 (100 куб.метров) и показаниями прибора, переданными потребителем в месяце N5 (112 куб.метров).

Пример 2

Пусть в вышеприведенном Примере 1 исполнитель при проведении Проверки в месяце N4 установил, что фактические показания ИПУ составляют 106 куб.метров. В этом случае исполнитель применяет пункт 61 Правил 354, а именно:
- устанавливает объем расхождения в размере 1 куб.метр (107-106);
- направляет потребителю в срок, установленный для оплаты объема воды за месяц N4, уведомление о размере излишне начисленной потребителю платы за воду в объеме 1 куб.метр;
- если потребитель в месяце N5 передал показания прибора в объеме 109 куб.метров, тогда исполнитель в месяц N5 учитывает излишне оплаченный объем 1 куб.метр и переданный потребителем объем 3 куб.метра (109-106), то есть всего 2 куб.метра.

Помесячно исполнитель предъявляет потребителю к оплате: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 2 куб.метра, Месяц N4 — 2 куб.метра, всего — 9 куб.метров. Именно 9 куб.метров составляет разница между показаниями прибора учета на момент Проверки в месяце N1 (100 куб.метров) и показаниями прибора, переданными потребителем в месяце N5 (109 куб.метров).

Неприменимость пункта 61

Пример 1

Исполнитель предъявил к оплате потребителю в месяце N5 за месяц N4 объем 3 куб.метра, в месяце N6 за месяц N5 — 3 куб.метра и в месяце N7 за месяц N6 — 3 куб.метра. В месяце 7 исполнитель провел Проверку и установил, что показания прибора учета составляют 15 куб.метров. Данные показания исполнитель определяет как начальные показания ИПУ для расчета объема потребления за Месяц N7, при этом никакого перерасчета не производится, поскольку показания не передавались, а перерасчет согласно пункту 61 Правил 354 возможен только при выявлении недостоверности показаний ИПУ.

Несмотря на то, что согласно показаниям ИПУ за 6 месяцев потребитель потребил 15 куб.метров (15-0), к оплате ему предъявлено: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 4 куб.метра, Месяц N4 — 3 куб.метра, Месяц N5 — 3 куб.метра, Месяц N6 — 3 куб.метра, всего — 18 куб.метров.

Потребитель фактически оплатил не потребленные им 3 куб.метра, но именно такой порядок установлен действующим законодательством.

Пример 2

Пусть исполнитель принял ИПУ потребителя к учету с первого числа месяца N1 и установил, что показания ИПУ потребления холодной воды составляют 0 куб.метров. В месяце N2 потребитель передал показания прибора учета 2 куб.метра, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N1. В месяце N3 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 5 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 3 куб.метров воды за месяц N2. В месяце N4 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 9 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 4 куб.метров воды за месяц N3.

Далее потребитель перестал передавать исполнителю показания прибора учета, и исполнитель начал вести расчет по среднемесячным показаниям прибора учета (), которые за три месяца составили (9-0)/3 = 3 куб.метра

Исполнитель предъявил к оплате потребителю в месяце N5 за месяц N4 объем 3 куб.метра, в месяце N6 за месяц N5 — 3 куб.метра и в месяце N7 за месяц N6 — 3 куб.метра. В месяце 7 исполнитель провел Проверку и установил, что показания прибора учета составляют 20 куб.метров. Данные показания исполнитель определяет как начальные показания ИПУ для расчета объема потребления за Месяц N7, при этом никакого перерасчета не производится, поскольку показания не передавались, а перерасчет согласно пункту 61 Правил 354 возможен только при выявлении недостоверности переданных потребителем исполнителю показаний ИПУ.

Несмотря на то, что согласно показаниям ИПУ за 6 месяцев потребитель потребил 20 куб.метров (20-0), к оплате ему предъявлено: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 4 куб.метра, Месяц N4 — 3 куб.метра, Месяц N5 — 3 куб.метра, Месяц N6 — 3 куб.метра, всего — 18 куб.метров.

Потребитель фактически потребил на 2 куб.метра воды больше, чем оплатил, но именно такой порядок установлен действующим законодательством. Указанные 2 куб.метра увеличат объем коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, и будут являться убытком исполнителя коммунальных услуг.

Выводы

Устанавливает, что исполнитель обязан производить перерасчет, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период.

Указанная норма применима только в случае, если потребитель передал исполнителю недостоверные сведения о показаниях прибора учета, но неприменима, если потребитель вообще не сообщал исполнителю показания ИПУ.


Примечание: Анализ пункта 61 Правил 354 проведен по обращению ООО «Юго-Западное» .
Если у Вас есть предложения по необходимости разъяснения актуальных вопросов жилищной сферы,
Вы можете направлять соответствующие обращения в АКАТО на электронный адрес
В случае согласия экспертов АКАТО с необходимостью анализа предложенных Вами вопросов,
соответствующая статья будет подготовлена и опубликована на сайте АКАТО.

***************************************************************

Все сознательные граждане интересуются действующими правилами определения размера выплат за коммунальные услуги, установленными на данный момент.

Поэтому в соответствии с положениями Постановления 354 могут быть определены немаловажные значимые нюансы и даны определенные ответы относительно законности тех или иных действий.

Каждый гражданин РФ считается потребителем реальных государственных ресурсов. Основанием для предоставления таких ресурсов считается соглашение, заключенное с коммунальщиками.

В соответствии с рассматриваемым Законом все граждане РФ имеют возможность осуществлять перерасчет по платежам за предоставление коммунальных услуг. В обновленной редакции и в разработанных к ней дополнениях предоставляется исчерпывающая информация для владельцев и обыкновенных пользователей жилых помещений относительно возможных возникающих ситуаций. В правовых взаимоотношениях гарантом выступает само государство.

Что рассматривается в данном законе

Подписание Постановления было осуществлено в июне 2011 года . Аналогично другим действующим законодательным актам данное Постановление действительно требует определения нескольких весьма значимых поправок, которые формулируются на постоянной основе без конкретной привязки к какому-либо периоду.

В соответствии с последними введенными изменениями общедомовые потребности граждан по снабжению электричеством тоже рассматриваются в этом нормативном акте.

Предлагаем обратить внимание на изменения , актуальные на сегодняшний день:

В рассматриваемом постановлении четко регламентируются утвержденные нормы потребления и дальнейшей оплаты различных ресурсов владельцами или простыми пользователями жилых помещений. Обновленная редакция будет предоставлять разъяснения в определенный период, конкретнее, когда осуществляется начисление за полноценный пакет услуг.

В Постановлении № 354 подробно объясняются не только правила работы и порядок внесения денежных средств в качестве оплаты за услуги территориальных коммунальных организаций и ЖКХ, но и считается специально разработанным проектом, действующие положения которого обязательно необходимо выполнять. Порядок выполнения условий и дополнительная документация обязательно приводятся в приложении к постановлению.

С сентября месяца следующего года осуществляется плановое распределение в отношении конкретного исполнителя. Начиная с 2016 года, граждане освобождаются от обязанности регулярно предоставлять показания измерительных приборов, фиксирующих расход коммуналки. После внесения определенных корректив в рассматриваемое постановление, начинает действовать упрощенная схема оплаты за тепло.

Если рассматривать вопрос общедомовых нужд , то в действующем постановлении указана схема пересмотра коэффициентов действующих правил по водоотведению. Также предусмотрена процедура оборудования систем, обеспечивающих удовлетворение общедомовых потребностей, измерительными приборами. Президент РФ подписал распоряжение, в соответствии с которым должно быть осуществлено снижение установленной тарификации примерно на 10-15% с учетом конкретного региона проживания.

В вопросах перерасчета относительно отопления жилых помещений в этом году были скорректированы установленные тарифы. В данной ситуации граждане могут рассчитывать на снижение стоимости за определенные услуги приблизительно на 15%. По вопросам обеспечения коммунальных услуг добавлен новый раздел, описывающий правила подачи тепла в многоквартирные дома. Начиная с этого года, в действие вступило соответствующее решение Правительства.

Если принимать во внимание общедомовые нужды, то оплату нужно вносить в соответствии с действующими тарифными планами. Всю исчерпывающую информацию по данному вопросу можно получить в ЖКХ. Если подача электричества будет прекращена на какое-то время, будет осуществляться обязательный перерасчет в соответствии с установленными тарифами.

Ответственность сторон

На исполнителя возлагается ответственность перед отечественным законодательством в таких ситуациях:

Если исполнитель нарушил правила предоставления достаточно качественных услуг, потребитель может рассчитывать на освобождение от необходимости их оплаты. Также потребитель в подобной ситуации может потребовать неустойку в объеме, предусмотренном законодательной базой РФ.

Исполнитель может рассчитывать на освобождение от ответственности за предоставленные некачественные коммунальные услуги в ситуации, если ухудшение произошло по причине возникновения непреодолимых обстоятельств или в результате действий самого потребителя. К непреодолимым препятствиям не имеют отношения допущенные нарушения обязательств контрагентами утвержденного исполнителя, отсутствие необходимых средств для обеспечения качестве предоставляемых услуг.

Независимо от того, заключался ли какой-либо договор между исполнителем и потребителем, возмещение ущерба в результате предоставления недостаточно качественных коммунальных услуг все-равно предусматривается законодательством. Если жизни или здоровью потребителя был причинен определенный ущерб, возмещение предусматривается в течение ближайших 10 лет с даты предоставления недостаточно качественной услуги. Максимальный срок подачи судебного иска для возможности рассмотрения факта причиненного ущерба потребителю составляет 3 года.

Если исполнитель, предоставляющий услуги, по определенным причинам причиняет ущерб здоровью или имуществу потребителя, последнему необходимо составить соответствующий акт в нескольких экземплярах (по одному на каждого участника соглашения, если таковое было подписано). Если потребитель с целью восстановления нарушенного права по вине коммунальщиков понес определенные расходы, он может рассчитывать на их последующее возмещение.

Порядок перерасчета

Перерасчет выплат за определенные оказанные коммунальные услуги в период, когда потребитель временно отсутствовал в жилом помещении, осуществляется в порядке, определенном нормами отечественного законодательства.

К таким услугам не относится отопление помещения.

Перерасчет возможен в ситуации, когда в жилом помещении отсутствуют приборы учета, установка которых невозможна по техническим причинам. Если не удается подтвердить отсутствие реальной технической возможности установки счетчиков, или в ситуации, когда неисправные счетчики не ремонтируются в соответствии с предписанными инструкциями, процедура перерасчета осуществляться не будет. Коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не подлежат никакому перерасчету при отсутствии потребителя в жилом помещении.

Перерасчет объемов выплат за предоставленные коммунальные услуги выполняется с учетом количества календарных дней, припадающих на отсутствие потребителя в жилом помещении. Дата убытия и приезда в совокупное количество дней отсутствия не входит. Перерасчет традиционно выполняется исполнителем на протяжении ближайших 5 рабочих дней с даты получения уведомления от потребителя в виде подписанного заявления.

Качество предоставляемых исполнителями услуг обязательно должно соответствовать нормам, установленным отечественным законодательством. Если потребитель не получает то, за что платит деньги, он вправе потребовать компенсацию.

Последние ключевые изменения

В постановлении № 354 регулируются определенные требования к платежной документации, например, счетам, квитанциям о внесении квартплаты.

Главным изменением считается необходимость неукоснительного указания размера ОДН (общедомовые нужды) в определенных местах оформляемого платежного документа.

В новых правилах также указывается необходимость предварительного принятия соответствующих мер собственником, у которого в жилом помещении установлен нерабочий измерительный прибор . Акт, свидетельствующий о том, что счетчики не функционируют должным образом, составляется заблаговременно. Организация, занимающаяся установкой либо ремонтом измерительных приспособлений, может быть выбрана потребителем коммунальных услуг произвольно. В первых числах каждого месяца производятся начисления в соответствии с показателями счетчиков.

Вот последние изменения , внесенные Правительством РФ в Постановление №354, на которые стои обратить внимание:

  1. Все начисления на общедомовые нужды (водоотведение, отопление, электрическую энергию, холодную и горячую воду) теперь относятся к категории жилищных и включаются в статью расходов за жилые помещения.
  2. При исчислении общедомовых издержек теперь задействована формула, которая определяет остаток между показаниями учетных общедомовых и квартирных приборов. При отсутствии счетчиков, установленных на дом, размер общедомовых отчислений определяется исходя из квадратуры квартиры и общей суммы площадей общедомового имущества (рассчитывается пропорционально).
  3. Введены нормативы, которые следует применять при исчислении общедомовых расходов. После начала их применения все превышения будут оплачиваться за счет ТСЖ либо управляющих компаний.
  4. Если владелец квартиры временно отсутствовал, то перерасчет расходов за энергоресурсы будет осуществляться только при условии наличия в помещении счетчиков на газ и воду. В противном случае собственнику необходимо будет документально подтвердить факт своего отсутствия, после чего ему будет осуществлен перерасчет.
  5. Если в квартире никто не прописан, то отчисления в счет услуг ЖКХ исчислются в зависимости от количества собственников.

О данном законодательном акте рассказано в следующей видеолекции:

Гражданин РФ (каждый отдельно взятый) является потребителем ресурсов государства: вода (за горячую и холодную), свет пр. Основанием для доступа является договор, заключенный с предприятием, в данном варианте коммунальным (оно же исполнитель). Гарантировано предоставление возможности перерасчёта за отсутствие таковых, могут утверждать временное ограничение доступа и пр. — более конкретно процесс регламентирует Жилищный Кодекс.

Согласно установленным нормативам 354 Постановления Правительства РФ (регулирует отношения наряду с ЖК) каждому гражданину предоставлена возможность и право на перерасчёт по платежам за услуги (в данном варианте коммунальные). Новая редакция и последние изменения к ней дают наиболее исчерпывающие ответы собственникам и просто пользователям помещений/домов (многоквартирных) на все интересующие вопросы. Гарант в правовом отношении само государство независимо от города/региона, например, для Москвы это МОП.

с последними изменениями 2016

Создание 354 Постановления Правительства РФ датируется 2011 годом (май-июнь). Также как и прочие законодательные акты, он требует внесения актуальных на сегодня поправок (исходя из действительности в ЖКХ), которые производятся на ежегодной основе без привязки к периоду (могут вноситься/планироваться как на январь, так на май).

Новая редакция закона (последние изменения) вступила в свою законную силу в начале января текущего года (были внесены в самом конце прошедшего 2015 года).

Общедомовые нужды — платить или не платить по постановлению 354

Согласно последним изменениям общедомовые нужды по электроэнергии Постановление Правительства РФ номер 354 (пункт 44) также затронуло. Уже сейчас:

Пересмотрены коэффициенты нормативов водоотвода (производится пересчёт);
утверждено положение об установке специализированных счетчиков;
рассматриваются предложения о понижении данных тарифов (снижение ориентировочно на 10-15%);
принимаются меры для стимуляции организаций/предприятий (ЖКХ), предоставляющих различные виды услуг (коммунальных) актуальных для пользователей домов (многоквартирных) и пр.

Изменения по ЖКХ

354 Постановление Правительства РФ регламентирует потребительские нормативы ресурсов и их последующей оплаты для собственников/пользователей помещений (жилых). Новая редакция дает разъяснения, когда начинается начисление за полный пакет либо отдельную его часть по услугам коммунальным. Последние изменения поясняют: сила расчета начинает действовать с момента въезда в любое помещение либо многоквартирный дом.

Расчет размера платы за коммунальные услуги — 354 постановление

354 ФЗ Правительства РФ регламентирует порядок распределения счетов. Также там есть указания: каждый гражданин (пользователь дома многоквартирного) обязан каждый месяц представлять сотрудникам показания счетчиков (оплата также должна ежемесячно вноситься).

Перерасчет по отоплению

Если рассмотреть детальнее 354 ФЗ Правительства РФ (новая редакция) становится ясно, что тарификацию для помещений/многоквартирных домов планируется снизить (размер скидки зависит от региона). В редакции действующей (последние изменения) значительно упростилась процедура оплаты за услуги коммунальные, к примеру, платежи за тепло теперь вносятся по особой системе (упрощенной).

Расчет за коммунальные услуги

354 Постановление Правительства РФ об услугах коммунальных (редакция действующая, последние изменения) включает особое приложение, где подробно описаны рекомендации по нормам расчёта (заменена формула корректировки данных (п. 44, пп 2), правила и нормативы). Ужесточились мероприятия по контролю пользования/потребления, и в редакции действующей даны особые указания относительно установки счетного оборудования (счетчиков).

Постановление 354 с последними изменениями 2016 о коммунальных услугах

Ознакомиться с актуальным текстом по запросу «354 Постановление Правительства РФ по перерасчету/расчёту платежей на услуги (коммунальные) для граждан» можно на нашем ресурсе (сайте) или скачать в удобном режиме онлайн и совершенно бесплатно

Перерасчет за коммунальные услуги происходит на основании принятого законодательства. В случае наличия у собственника приборов учета, перерасчет происходит в автоматическом порядке при поступлении сведений о новых данных. В случае отсутствия приборов при временной отлучке собственника и всех проживающих в квартире, перерасчет производится по разработанной схеме.

Что такое перерасчет

Перерасчет - это заново произведенный расчет платы потребителя за коммунальные услуги. Если произошли какие-то ошибки или накладки, и они выявлены, то управляющая компания или ЖКХ компенсирует внесенную переплату. Но чаще всего перерасчет делают, потому что собственники платят во многих случаях не по фактическому потреблению какого-либо ресурса, а по нормативу.

Что это значит? Если в доме или квартире собственник ставит приборы учета, то это означает, что теперь он будет платить не по нормативу, а по фактически потребленной воде (электроэнергии, газу). Но иногда происходят сбои, как в следующих случаях. Например, за отопление плата всегда вносится по нормативу.

Норматив определяется как 1/12 прошлогоднего потребления за год. И ежемесячно мы вносим твердо установленную (с прошлого года) плату. По окончании отопительного сезона в тех многоквартирных домах, где поставлены общедомовые счетчики, ЖКХ делает перерасчет и переплата возвращается потребителю. Бывают корректировки и в обратную сторону.

Но самые распространенные виды переплат - частные. Модель ситуации чаще всего такая: владелец квартиры не отправляет показатели счетчика. Это случается как по объективным причинам, так и по субъективным.

Например, забывчивость или семейный отпуск могут послужить причиной того, что собственник квартиры временно не передает данные своего прибора учета. В этом случае уже на следующий месяц после того, как владелец жилья возобновит передачу данных, ему сделают перерасчет.

Правовые акты

Перерасчет имеет под собой вполне законные основания. В 2011 году правительство РФ принимает известное Постановление под номером 354. Все разделы этого правового акта посвящены правилам предоставления коммунальных услуг населению.

В 2017 году приняты очередные изменения и, можно сказать, каким образом в настоящее время делают перерасчеты. Ситуация с изменением платы отражена в VIII пункте. В названии также отражены некоторые особенности: перерасчет в случае отсутствия потребителей.

Здесь рассмотрен только аспект, который касается жилых помещений без счетчиков. Со счетчиками все понятно, перерасчет будет произведен автоматически, когда будут загружены очередные данные с приборов учета. Ответы на все вопросы, касающиеся законности действий коммунальных служб, даны в Постановлении.

Каждый гражданин, собственник или наниматель жилого помещения, является по этому документу потребителем. Он и его семья потребляет государственные ресурсы, которые предоставляют различные организации или компании. Для того, чтобы иметь основание для отношений, между организацией и потребителем услуг заключается соглашение.

Гарантом взаимоотношений межу исполнителем и потребителем является государство и законы. В соответствии с Постановлением №354 все граждане имеют право на перерасчет за коммунальные услуги. Поэтому в новой редакции подробно расписан порядок перерасчета в разных ситуациях.

Что входит в Постановление № 354

Что туда входит:

  • обновленные коэффициенты, которые определяют нормативы водоотвода;
  • подробно проработана процедура монтажа измерительных приборов;
  • при помощи Постановления усиливается мотив на установку счетчика;
  • введена упрощенная схема оплаты за отопление;
  • с 2016 года предоставлять сведения со счетчиков стало необязательно;
  • при временном отсутствии электричества или другой услуги, оплата за нее не взимается;
  • порядок выполнения перечисленных условий.

Особое место определено ответственности исполнителя перед потребителями и законами в случаях:

  • плохого качества услуг;
  • ущерба жизни и здоровью из-за некачественной услуги;
  • неполучения потребителем достоверной информации по качеству услуг;
  • условия соглашения нарушаются.

При нарушении этих условий, исполнитель должен освободить потребителя от оплаты или предоставить ему компенсацию. Независимо от того, заключался ли договор между исполнителем и потребителем, исполнитель все равно возмещает ущерб в случае предоставления некачественных услуг.

Вот некоторые моменты, которые рассмотрены в Постановлении:

  1. Не подлежит перерасчету плата за общедомовые нужды. Имеется ввиду случай, когда собственник отсутствовал и жилое помещение временно пустовало.
  2. При двухтарифном режиме изменение оплаты возможно только в отношении переменной составляющей. В отношении постоянной составляющей введено следующее условие: если ее перерасчет установлен законодательством, то после временного отсутствия гражданина он производится в течение 5-ти рабочих дней. Дни отсутствия считаются все за исключением дня выбытия и прибытия.
  3. Перерасчет производится только в случае подачи заявления и предоставления документов, которые подтверждают продолжительность отсутствия. Просьба оформляется до отъезда или спустя не более месяца после приезда.

В качестве документов, подтверждающих отсутствие, принимаются:

  • копия командировочного удостоверения с приложением проездных документов;
  • документ о лечении в стационаре или в санатории;
  • проездные билеты, которые оформлены на имя потребителя, а также факт их использования;
  • счета за пребывание в гостинице, съемной квартире, общежитии;
  • документ, выданный ФМС о временной регистрации;
  • другие документы, которые смогут подтвердить факт отсутствия потребителя.

Главным плюсом этого документа является его прозрачность и простота изложения всех требований. После его переработок стало гораздо проще исполнителю и потребителю регулировать свои взаимоотношения.

На видео о перерасчете платы

Главными отличительными чертами Постановления и его изменений является курс на повсеместную установку приборов. Поэтому владельцы квартир со счетчиками имеют явное преимущество в случаях, например, временного отсутствия.

Ирина, добрый день!

Практика весьма обширная - вот, например, одно определение.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Красиковой О.Е., Черткова С.Н.,
при секретаре - Т.К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Щ.С. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым постановлено
исковое заявление открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» удовлетворить.
Взыскать в пользу открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» с Щ.С. задолженность в сумме <данные изъяты>, расходы на оплату государственной пошлины <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

установила:

ОАО «Алтайэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Щ.С. о взыскании задолженности по акту о неучтенном потреблении электроэнергии. Требования истцом мотивированы тем, что с ответчиками сложились отношения по поставке электрической энергии и заключен публичный договор энергоснабжения. <дата> сотрудниками сетевой организации МУП «Горэлектросети» была проведена проверка прибора учета электроэнергии тип <данные изъяты>, в результате которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от <дата> N. <дата> сотрудниками сетевой организации МУП «Горэлектросети» была проведена повторная проверка прибора учета электроэнергии тип <данные изъяты>, в результате которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии N. По актам N от <дата> и N от <дата> были произведены расчеты, общая сумма задолженности по актам о неучтенном потреблении электроэнергии составляет <данные изъяты>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по актам о неучтенном потреблении в указанном размере, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового постановления об отказе в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе Щ.С., указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Судом первой инстанции не было учтено, что ни истец, ни третье лицо не представили доказательства, подтверждающие извещение потребителя Щ.С. о дате и времени доступа в жилое помещение исполнителя для совершения проверки прибора учета. Соответственно Акты N и N о неучтенном потреблении составлены с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, в связи с чем, не могут являться допустимыми доказательствами, свидетельствующими о безучетном потреблении электроэнергии. Тот факт, что при составлении актов присутствовал <данные изъяты> Щ.С. - Щ.Ю. не имеет значения, поскольку Щ.Ю. на момент проведения проверок прибора учета не имел надлежащим образом оформленной доверенности, позволяющей действовать от имени потребителя Щ.С. и потребитель Щ.С. не был надлежащим образом уведомлен о времени проведения проверок. В жилом доме по адресу: <адрес>, где находится прибор учета, проживает Щ.Ю. со своей семьей. Апеллянт в жилом доме по указанному адресу на момент проведения проверок не проживал. Щ.С. и Щ.Ю. не являются по отношению друг к другу членами одной семьи, не ведут общее хозяйство. Кроме того, расчеты к Акту N за период с <дата> по <дата> и к Акту N за период с <дата> по <дата>, апеллянт считает не верными. Определяя период, за который подлежит взысканию безучетно потребленная электроэнергия, суд первой инстанции не учел положения абз. 3 п. 195 Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 442. Последняя проверка прибора учета перед составлением акта N от <дата> была проведена <дата>. Поскольку в установленные п. 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N проверочные мероприятия в отношении прибора учета не были проведены сетевой организацией, то начальной датой, с которой по смыслу п. 195 Основных положений начисляется объем безучетного потребления электроэнергии, будет являться <дата>. Аналогичным образом подлежит исчислению расчет задолженности по Акту N от <дата>, и поскольку последняя проверка прибора учета перед составлением данного Акта была проведена <дата>, то начальной датой начисления объема безучетного потребления электроэнергии будет являться <дата>. Таким образом, по Акту N задолженность составляет за период с <дата> по <дата> и составляет <данные изъяты>, а по Акту N за период с <дата> по <дата> - <данные изъяты>. Вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска в сумме <данные изъяты> не может быть признан соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Щ.С. и его представителя Т.А., поддержавших апелляционную жалобу, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражений относительно жалоб, представления. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>) принадлежит на праве общей собственности Щ.С. Щ.С. зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом доме.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Между истцом и ответчиком заключен публичный договор энергоснабжения бытового потребления, на имя абонента Щ.С. открыт лицевой счет N 130215186, ответчик подключен к сетям ОАО «Алтайэнергосбыт». Из карточки потребителя Щ.С. следует, что фактические отношения по поставке электрической энергии между сторонами сложились с 2008 года. Данный факт также подтверждается поставкой электроэнергии в указанное жилое помещение, и оплатой ее со стороны ответчика.
В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно ч. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15).
В силу п. п. 192 - 193 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Из указанных норм следует, что факт безучетного потребления электроэнергии подлежит фиксации в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442.
Документом, подтверждающим факт безучетного потребления электроэнергии, согласно указанным положениям является соответствующий акт.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года N 6, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.
Правилами учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 19.09.1996 года дано определение средств учета: средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил учета электрической энергии основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии.
Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений, что указано в пп. 3.5 п. 3 Правил учета электрической энергии от 19.09.1996 года.
Из п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии, потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Следовательно, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
По смыслу приведенных норм разрыв соединения в виде скруток на вводе до прибора учета, изменение схемы подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), неисправность прибора учета, отсутствие пломбы на клеммной крышке, наличие доступа к токоведущим частям до прибора учета, является основанием для признания потребления электроэнергии безучетным, поскольку отсутствует объективная возможность определить фактический расход потребления абонентом электроэнергии.
Согласно акту к договору электроснабжения от <дата> с бытовым потребителем Щ.С., в доме ответчика был установлен и зарегистрирован расчетный электросчетчик <данные изъяты> с пломбой <данные изъяты>, электросчетчик включен по правильной схеме.
Щ.С. является абонентом энергоснабжающей организации и на нем в силу вышеуказанных требований законодательства лежит обязанность оплачивать принятую энергию, соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправности внутриквартирную электропроводку, соответствующие устройства и приборы, связанные с потреблением энергии.
<дата> сотрудниками МУП «Горэлектросети» была проведена проверка прибора учета потребления электрической энергии в жилом помещении по адресу: <адрес> и составлен акт N о неучтенном потреблении электроэнергии. При обследовании прибора учета, установленного в жилом помещении, было зафиксировано безучетное потребление, выразившееся в том, что имеется разрыв соединения в виде скруток на вводе до прибора учета, изменена схема подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), прибор учета неисправен (не высвечивается цифровое табло), имеется доступ к токоведущим частям до прибора учета.
Также согласно Акту N о неучтенном потреблении электроэнергии используются комната и кухня, количество проживающих <данные изъяты>, установлены: печь СВЧ и электрочайник, имеются 3 розетки и 4 электролампочки, приведены данные электросчетчика: <данные изъяты>. Подписи лица составившего акт и представителя потребителя Щ.Ю. имеются, согласно пояснениям которого: «обращался по замене счетчика, сказали, чтоб приехал хозяин».
<дата> представителем МУП «Горэлектросети» составлен акт N о неучтенном потреблении электроэнергии для физических лиц по факту нарушения правил учета электрической энергии в доме потребителя Щ.С. по адресу: <адрес>, выразившегося в следующем: на проводе ввода до прибора учета имеется два разрыва, один из которых под щитком, где установлен учет, на каждой жиле виде скруток, другой разрыв перед проходом через стену со стороны улицы; изменение схемы подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), прибор учета не исправен, нет пломбы на клеммной крышке, имеется доступ к токоведущим частям до прибора учета. В акте указано, что используются комната и кухня, количество проживающих <данные изъяты>, установлены: печь СВЧ, электрочайник холодильник, имеются 3 электролампочки, приведены данные электросчетчика: <данные изъяты>. Подписи лица составившего акт и представителя потребителя Щ.Ю. имеются, согласно пояснениям которого: «собственником является отец, все проблемы относительно дома решает отец».
В соответствии с п. п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту - Основные положения) по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Как следует из Актов о неучтенном потреблении электроэнергии N от <дата> и N от <дата>, они составлены по факту обнаружения несанкционированного вмешательства в работу учета, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. Указанные обстоятельства не отрицались стороной ответчика, в связи с чем, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в данном случае имело место несанкционированное подключение.
Поскольку прибор учета, установленный в доме ответчика, не осуществлял надлежащий учет электроэнергии, энергоснабжающая организация была вправе не учитывать его показания при определении размера платы за потребленную электроэнергию.
При наличии акта о неучтенном потреблении электрической энергии гарантирующий поставщик вправе предъявить потребителю требование о возмещении стоимости выявленного объема безучетного потребления электрической энергии.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о неправильности размера задолженности, рассчитанной на основании актов.
В силу пункта 172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета проводятся не реже 1 раза в год.
Положениями п. 82, 83 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354) установлено, что проверки приборов учета должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно п. 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354), если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено, начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Согласно произведенному расчету объема неучтенной потребленной электроэнергии по Акту N от <дата> за 6 месяцев (с <дата> пол <дата>) по находящимся у потребителя электроприборам: печи СВЧ, мощностью 1,25 кВт; электрочайнику, мощностью 2,0 кВт, к оплате <данные изъяты>.
Согласно произведенному расчету объема неучтенной потребленной электроэнергии к Акту N за период с <дата> по <дата> по находящимся у потребителя электроприборам: печи СВЧ, мощностью 0,60 кВт; электрочайнику, мощностью 2,0 кВт; холодильнику, мощностью 0,12 кВт, к оплате <данные изъяты>.
Доказательств, подтверждающих необходимость применения иных величин при расчете стоимости безучетного потребления электроэнергии, ответчиком суду не было представлено.
Принимая во внимание вышеназванные правовые нормы, учитывая что прибор учета электроэнергии не соответствовал установленным требованиям и в спорный период надлежащий учет потребляемой энергии не осуществлялся, представленные в материалы дела расчеты безучтенного потребления Щ.С. электрической энергии правомерны, составлены не более чем за шесть месяцев, предшествующих проверке, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Апелляционная коллегия не может согласиться с доводами автора жалобы о недопустимости в качестве доказательств актов о неучтенном потреблении.
По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией в порядке, предусмотренном п. п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года, составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии (для физических лиц) N от <дата> и N от <дата>, явившиеся основанием для расчета стоимости в объеме выявленного бездоговорного (безучетного) потребления электрической энергии (п. 84 указанных Основных положений).
Как следует из материалов дела, Щ.Ю. является членом семьи (<данные изъяты>) Щ.С., и пользуется жилым помещением в силу семейных отношений с согласия ответчика, акты составлены в его присутствии. Доказательств существования между Щ.Ю. и ответчиком иных (не семейных) отношений, с которыми закон связывает основания потребления коммунальных услуг ни в суд первой инстанции ни суду апелляционной инстанции не представлены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что в силу ст. 182 ГК РФ полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Таким образом, Щ.Ю. исходя из обстановки, существовавшей на момент составления актов, был надлежащим представителем ответчика Щ.С.
По смыслу пункта 177 Основных положений уведомление потребителя необходимо для обеспечения доступа представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к приборам учета потребителя либо схеме учета потребителя.
В данном случае при проведении проверок в жилом доме, принадлежащем ответчику, установлен факт безучетного потребления электрической энергии, следовательно, допуск к точкам поставки обеспечен.
Личное неучастие Щ.С. при проверках и составлении актов не привело к неправильному отражению фактических обстоятельств, установленных при проверках.
Оценивая акты о неучтенном потреблении электроэнергии и расчетные листы к ним, представленные истцом в качестве доказательств нарушения ответчиком правил учета электроэнергии, апелляционная коллегия приходит к выводу о соответствии данных документов требованиям п. 193, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442.
Несмотря на то, что Щ.С. право собственности на принадлежащее ему жилое помещение не зарегистрировал, он является законным владельцем дома, пользуется им по назначению, оснований, предусмотренных законом для освобождения его от уплаты потребляемых коммунальных услуг, не имеется.
Поскольку ответчик не представил доказательств погашения стоимости неучтенного потребления электроэнергии или прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом, а также факт отсутствия обращения в соответствующие организации с заявлениями о повреждении соединения на вводе до прибора учета, неисправности прибора учета, отсутствие пломбы на клеммной крышке и наличие доступа к токоведущим частям до прибора учета стороной ответчика не опровергнут, суд первой инстанции обоснованно взыскал указанную сумму с Щ.С. в пользу истца.
Указания апеллянта на несогласие с оценкой доказательств, не может быть приняты во внимание, поскольку всем перечисленным доказательствам судом дана надлежащая оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки апелляционная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном, ошибочном толковании норм материального и процессуального права заявителем жалобы, поэтому не могут быть признаны обоснованными и служить основанием к отмене постановления суда.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, в жалобе не содержится. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у апелляционной коллегии не имеется.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ.С. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
О.Е.КРАСИКОВА
С.Н.ЧЕРТКОВ

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода