Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Принципы дизайна: композиционное равновесие, симметрия и асимметрия. Асимметрия в фотографии, правило золотого сечения

Цели:

  • дать сведения о симметрии-асимметрии, статике и динамике;
  • содействовать развитию художественного вкуса, чувство композиции, наблюдательности, верной передачи особенностей натуры;
  • активизировать творческое воображение;
  • развивать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям;
  • помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве;
  • закрепить знания о композиции, равновесии в композиции;
  • формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления;
  • воспитать интерес любовь к искусству.

Оборудование:

  • альбом,
  • карандаш,
  • ластик,
  • кисти,
  • акварель,
  • баночка под воду,
  • ветошь для кистей.

Зрительный ряд:

Репродукции картин: Леонардо да Винчи “Мадонна в гроте” <Рисунок0>, “Тайная вечеря” <Рисунок1>, Виктор Васнецов “Богатыри” <Рисунок2>, Рафаэль “Сикстинская мадонна” <Рисунок3>, Н. Пуссен “Аркадские пастухи” <Рисунок18>, западный фронтон храма Зевса в Олимпии многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Апполона” <Рисунок4>, <Рисунок04>, росписи ваз <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>.

Рисунки: бабочка <Рисунок5>, олень с ветвистыми рогами <Рисунок6>, лебеди <Рисунок7>, аллея осеннего парка <Рисунок8>, снежинки <Рисунок13>, фигура человека.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Беседа о “симметрии-асимметрии”

Бабочка расправила крылья – и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляются в стороны, подобны скульптурной композиции, а какое сказочное зрелище – лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с уходящими вдаль деревьями.

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 07>

<Рисунок 8>

<Рисунок 08>

Повсюду можно наблюдать картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету, левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.

Принцип симметрии может сохраняться и при незначительных отклонениях одной из сторон композиции от центральной оси или при добавлении с любой стороны нескольких деталей /линий, пятен/, изменении насыщенности элементов картины. В природе случаи идеальной геометрической симметрии практически единичны, что нельзя сказать о творениях человеческих рук: произведениях искусства, архитектуре, технике, предметах быта, так называемой второй природе.

Законам симметрии пользовались еще архитекторы и скульпторы Древней Греции. Ярким выражением его может служить западный фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона ”, росписи ваз, фресок.

<Рисунок 04>

<Рисунок 4>

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

Скажите, что такое композиция?

- Композиция /от лат./ - составление, соединение, различных частей в единое целое с какой-либо идеей.

Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова.

<Рисунок 0>

<Рисунок 1>

<Рисунок 3>

<Рисунок 2>

Если симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности, то асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. <Рисунок 7>

Симметрия в искусстве усвоена на реальной действительности изобилующей симметрично устроенными формами, например, симметрично устроены фигуры человека, бабочки, снежинки и т.д.

<Рисунок 5>

<Рисунок 13>

<Рисунок 013>

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.

Используя закон симметрии, попробуем передать в эскизах состояние покоя, устойчивости форм одной или несколько фигур.

При составлении соблюдайте одно условие: элементы композиции расположить ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.

Тогда получим работу, в которой, кроме симметрии, выражено состояние статики.

Симметричные композиции – статичные /устойчивые/, левая и правая половина уравновешены.

<Рисунок 2>

<Рисунок 18>

Теперь незаметно подошли к другому закону – статике .

Статика – это покой, устойчивость.

Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт.

Если формы, линий устремлены в одном направлении, то зрительно создается как бы “движение” нарисованной фигуры.

Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным.

Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре.

<Рисунок 15>

<Рисунок 16>

- Динамика – это движение .

Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.

<Рисунок 17>

<Рисунок 19>

Завершая урок, выполним ряд несложных заданий, в которых по средством статики и динамики выразим различные состояния в мире природы и жизни человека.

Композиции можно взять из двух – пяти фигур, на сюжеты, подсказанные натурой, и условно выраженных силуэтом насекомых, птиц, животных с добавлением трав, цветов.

1. Не срисовывать с вещей, созданных художниками.

2. Полагать на свой неповторимый эмоциональный опыт и фантазию.

Итог: Коллективный анализ работ отмечаются разнообразие и выразительность сюжетов, рассказывают, правильно ли составили композицию.

Отвечают на вопросы:

  1. Что такое статика и динамика?
  2. С какими произведениями искусства познакомились?
  3. В каких произведениях искусства можно встретить статику, а в каких динамику?

Домашнее задание: выполнить композицию, соблюдая симметрию и асимметрию сказку “О царе Салтане”, “Три девицы под окном”. Одно условие не срисовывать.

Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в сторону, то композиция является дисимметричной. При значительном таком отклонении она становится асимметричной.

Очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей. Самый простой случай – соотношение главной оси и подчиненных ей осей, определяющих положение второстепенных частей композиции. При значительном расхождении второстепенных осей с главной осью композиция может разрушиться. Для достижения ее целостности используются разные приемы: сближение осей, их слияние, принятие общего направления. На рисунке 17 представлены формальные композиции (схемы), построенные на их основе.

Рисунок 17 - Композиции с разными осями симметрии

    Практическое задание

1 Создать симметричную композицию (разные виды симметрии) (Приложение А, рисунки 15-16).

2 Создать асимметричную композицию (Приложение А, рисунок 17).

Требования:

    выполняется 7-10 поисковых вариантов композиции;

    внимательно отнестись к компоновке элементов; при реализации основной идеи заботиться об аккуратности исполнения.

Карандаш, тушь, акварель, цветные карандаши. Формат листа – А3.

Равновесие

Правильно построенная композиция является уравновешенной.

Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон. Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов (рисунок 18).


Рисунок 18 - Равновесие контрастных пятен в композиции

Неуравновешенная композиция выглядит случайной и необоснованной, вызывающей желание дальше работать над ней (производить перекомпоновку элементов и их деталей) (рисунок 19).

Рисунок 19 - Уравновешенная и неуравновешенная композиция

Правильно построенная композиция не может вызывать сомнения и чувства неопределенности. В ней должна быть успокаивающая глаз ясность соотношений, пропорций.

Рассмотрим простейшие схемы построения композиций:

Рисунок 20 – Схемы уравновешенности композиции

Изображение А – уравновешенное. В сочетании его квадратов и прямоугольников различных размеров и пропорций чувствуется жизнь, ничего не хочется изменить или добавить, есть композиционная ясность пропорций.

Можно сравнить устойчивую вертикальную линию на рисунке 20, А с колеблющейся на рисунке 20, Б. Пропорции на рисунке Б основаны на небольших различиях, которые мешают определить их равноценность, понять, что изображено - прямоугольник или квадрат.

На рисунке 20, В каждый диск в отдельности выглядит неуравновешенным. Вместе они образуют пару, которая находится в состоянии покоя. На рисунке 20, Г та же самая пара выглядит совершенно несбалансированной, т.к. сдвинута относительно осей квадрата.

Равновесие бывает двух видов.

Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы (рисунок 21).

Рисунок 21 - Статическое равновесие

Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз (рисунок 22).

Рисунок 22 - Динамическое равновесие

Чтобы фигура казалась изображенной в центре плоскости, ее нужно немного передвинуть вверх относительно осей формата. Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз, этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет (рисунок 23).

Рисунок 23 – Уравновешенность круга

Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой, который активен в силу своих тональных отношений с фоном (рисунок 24).

Рисунок 24 – Уравновешенность крупного и мелкого элемента

    Практическое задание

1 Выполнить уравновешенную композицию, используя любые мотивы (Приложение А, рисунок 18).

2 Выполнить неуравновешенную композицию (Приложение А, рисунок 19).

Требования:

    выполнить поисковые варианты (5-7 шт.) в ахроматическом исполнении с нахождением тональных отношений;

    работа должна быть аккуратной.

Материал и размеры композиции

Тушь. Формат листа – А3.

Шедевр, наверное, хочет сделать каждый фотограф, но получается это не у всех.

Как сделать шедевр я вам не расскажу, а вот о том, как вы сможете улучшить снимки, используя простые советы, стоит поговорить.

В прошлый раз были озвучены следующие советы :

  1. Правило контрастов.
  2. Ракурс или точка съемки.
  3. Ритм в фотографии.
  4. Использование внутренних связей в фотографии.
  5. Горизонт должен быть горизонтальным.
  6. Аккуратней с кадрированием.
  7. Избегайте пустот в кадре.

Приступим к изучению нового.

Сделайте кадр простым и понятным, уберите с него все лишние детали, отвлекающие зрителя от главных объектов. Ненужный мусор (и в буквальном смысле этого слова тоже) из кадра можно убрать с помощью графических редакторов – Adobe Photoshop и Adobe LightRoom.

Основы композиции в фотографии

Сделайте кадр максимально большим. Это позволит зрителю быстрее понять смысл изображения без продолжительных блужданий по всей картинке.

Совет №16 – Баланс.

Постарайтесь сделать сбалансированную композицию так, чтобы правая часть фотографии не выглядела тяжелее левой (или верхняя тяжелее нижней).

Основы композиции в фотографии

Я уже говорил, что разные цвета воспринимаются по-разному. Стоит теперь упомянуть одинаковые цвета.

Основы композиции в фотографии

Один и тот же цвет будет восприниматься по разному в зависимости от занимаемой им площади. Черное пятно может быть уравновешено – чуть большим по площади серым.

Основы композиции в фотографии

А вот для того, чтобы уравновесить черное пятно белым цветом, пропорции будут уже совсем другими. Для этого понадобиться очень много белого цвета.

Основы композиции в фотографии . Совет №17 – Аккуратней с линиями в кадре.

При фотосъемке людей следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона (столб, дерево) не проходили через голову человека. Иначе может получиться иллюзия, будто у человека выросли рога из головы, или столб… Что явно не добавит красоты снимку. Для того, чтобы избежать этого, нужно всего лишь изменить точку съемки.

Основы композиции в фотографии . Совет №18 – При съемке портрета следите за глазами.

При фотосъемке портрета очень важную роль играют глаза, поэтому и фокусироваться нужно именно по ним.

Основы композиции в фотографии

Если фокус поймать сложно попробуйте сфокусироваться по пуговице на груди.

Основы композиции в фотографии . Совет №19 – Съемка движущихся объектов.

Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.

Основы композиции в фотографии

Еще один способ размывания фона – изменение фокусного расстояния. Во время экспонирования кадра меняется фокусное расстояние, при этом получается эффект размытости, при котором линии устремлены в центр.

Съемка с проводкой несколько легче чем данных эффект (во всяком случае для меня).

Как вы уже успели понять – если фон размыть, то эффект движения передастся лучше.

Основы композиции в фотографии . Совет №20 – Используйте нечетное число одинаковых предметов.

Три одинаковых предмета (растения / животного) будут выглядеть лучше, чем два или четыре

Основы композиции в фотографии

Основы композиции в фотографии . Совет №21 – Симметрия.

Помните, я рассказывал, что симметрия это зло и от нее нужно отучаться? Этому посвящены статьи про и .

Это действительно так, но есть и исключение из правил.

Симметрия достаточно часто встречается вокруг нас (посмотрите в зеркало), архитектура и другие предметы в нашей жизни используют симметрию.

Основы композиции в фотографии

В природе это более редкое явление. Деревья, скалы, камни и еще целая гора примеров ассиметричных предметов.

Основы композиции в фотографии

Когда уместна симметрия спросите вы?

Если вы хотите передать спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию.

Основы композиции в фотографии

Правило симметрии можно использовать при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде, также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.

Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.



Например , используя нечетное число элементов в фотографии, можно сделать ее интереснее, как раз благодаря тому, что симметрия нарушается. Представим себе фотографию, объектом которой являются цветы. Если мы выберем два или четыре цветка, это сильно привлечет наше внимание и заставит задуматься о том, почему одна или две пары цветов изображены на фотографии. Наоборот, если мы используем нечетное число цветов, как несовершенное число, общее их количество станет незаметным, что приблизит нас к основному объекту фотографии: просто цветам.

С другой стороны , если мы хотим выразить неестественность, идеальность или порядок, то поиск симметричных композиций в формах или четных количествах изображаемых объектов поможет нам усилить основные идеи. В то же время, попытка зафиксировать симметрию в фотографии обязывает нас быть более строгими в отношении техники, которая является частью фотографии. Ведь отразить симметрию - это путь к тому, чтобы отразить идеальность. Таким образом, она должна проявляться во всем, включая и технику.

Итак, отвлеченно от фотографии: симметрия окружает нас везде. «Где?» -спросите вы. Посмотрите в зеркало.

Посмотрите на дома, на предметы, что вас окружают . Вокруг так много симметрии, что порой мы забываем о ней. С другой стороны, в природе симметрия - редкий гость. Взгляните на деревья, скалы. Но и там она встречается.

Однако перейдём к съёмке. Первые вопросы, которые приходят на ум: «Когда имеет смысл сделать снимок симметричным? В какой момент понять, что именно сейчас нужно сделать кадр с «симметричной композицией»?». Лучший подсказчик, конечно - это вдохновение. Но в фотографии, оно, как правило, советчик немногословный. «Вот это классно!» - скажет вдохновение и тут же умолкнет. А уж вам, бедолаге, придется отдуваться за него, пытаясь передать «Вот это классно!» через фотографию, и самому решать, каким будет снимок, с какой композицией.

Симметрия будет уместна при съёмке фотографий не динамичных, передающих состояние покоя. Редко фотография с симметричной композицией передаёт ощущение движение или опять-таки динамики.

Как правило, это статичная, можно даже сказать, «тяжёлая» фотография.

В большинстве случаев используется вертикальная симметрия (то есть когда правая часть - это отражённая левая).

Реже - горизонтальная.

Впрочем , ось симметрии может располагаться и под углом. И, разумеется, их может быть несколько.

Как правило , используя этот приём хорошо снимать архитектуру. Только при этом учтите, что, скорее всего, будет потеряно «пространство кадра» и с большой вероятностью кадр получится «плоским».

Интересно получаются пейзажи с использованием отражения в воде . В этом случае применяется как раз горизонтальная симметрия.

Домашнее задание:

Сделать фото с применением правила симметрии.

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

урок был взять вот тут)

http:/ /grablimk.blogspot.ru/2014/01/blog-post_8896.html

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода