Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Причины и условия российской коррупции. Понятие коррупции, условия и причины ее возникновения

· Глава 1. Коррупция: понятие и сущность

o Формы проявления коррупции

o Последствия коррупции

· Глава 2. Причины возникновения коррупции

Введение

Тема курсовой работы является несомненно актуальной в настоящее время. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Она стала обыденностью общества в России, которая давно переросла в системную проблему. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей. Сформировавшиеся преступные сообщества сделали ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений. Весьма точным является утверждение, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.



Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного изучения коррупции.

Итак, целью данной работы является проанализировать состояние коррупции в России на современном этапе, а также найти наиболее приемлемые способы борьбы с этим явлением.

В соответствии с поставленной целью, мною определены задачи исследования:

· Дать определение коррупции и рассмотреть её сущность

· Рассмотреть и проанализировать причины коррупции в России

· Определить меры по борьбе с коррупцией в России


Коррупция: понятие и сущность

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова «corruptio», означающего порчу, подкуп. На современном этапе в арсенале криминологии накопилось достаточно много определений коррупционной деятельности. Они имеют место и в международных правовых актах. Так, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., содержится следующее определение: «Хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует отметить, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» 2 [Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Учеб.пособие/ Моск. юридич.ин-т – М., 1998, С. 15]. Таким образом, здесь под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публично служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Такое понимание коррупции существует и в современном правовом пространстве России. Например, А.И, Долгова 3 [Долгова А.И. Криминология. – М., 1999, С. 101-104] определяет коррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог – Н.Ф. Кузнецова. 4 [Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002, С.86]

Коррупция начинается тогда, полагают авторы доклада «Коррупция в России» Г.А. Сатаров, М.И. Левин и М.Л. Цирик, когда цели, установленные правом, общественно одобряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, воплощёнными в конкретных действиях.

В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Таким образом, коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Яркую характеристику коррупции даёт А.И. Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает метал, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный барометр общества, показатель нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому как для метала коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости». 5 [Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002, С.87-88]

По мнению А.Н. Агыбаев, коррупция – это «типичный вид беловоротничковой преступности. Следовательно, она высоколатентна, часто отличается изощрённостью и причинением крупного ущерба. Особая опасность коррупции состоит в том, что она как раковая опухоль перерождает государственный аппарат, приводит к его необратимым изменениям.» 6 [Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. Пособие. – Алматы, 2003, С.3] Её опасность обусловлена тем, что она нередко переплетается с совершением других корыстных преступлений. Посягая на нормальную деятельность аппарата государственных органов власти и управления, что ведёт к нарушениям принципа социальной справедливости и законности. Но самое главное, коррупция – это катализатор организованной преступности, одна из необходимых составляющих её среды обитания. Существуя в симбиозе, эти два явления составляют самую серьёзную опасность для государства и общества, особенно в условиях становящейся демократии.

Общественная опасность коррупции выражается в следующем:

· Государственная политика диктуется частными интересами лиц, находящихся у власти и способных влиять на власть в масштабах, превосходящих деятельность власти по реализации общественных интересов. Ключевые решения, оказывающие максимальное воздействие на жизнь общества, принимаются на коррупционной основе или для прикрытия коррупционеров, находящихся в зависимости от разнообразных «теневых фигур»;

· Прямые потери от коррупции ведут к уменьшению доходов государственного бюджета, косвенно уменьшая объем производимого валового национального продукта;

· Коррупция расширяет теневую экономику, разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создаёт новые коррупционные монополии, часто связанные с организованной преступностью, снижает эффективность экономики в целом;

· Коррупция лишает государство возможности обеспечить соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи;

· Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств затрудняет появление эффективных собственников;

· Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис;

· Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов;

· Коррупция в органах управления разлагает не только их самих, но и аппараты управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления, как государственного, так и коммерческого;

· Широкомасштабная коррупция делает невозможным привлечение не только внешних, но и внутренних инвестиций, что в принципе лишает государство возможностей развития.

Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. В документах мирового сообщества подчёркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективонсть всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости и беспристрастного правосудия. Американский профессор В.М. Райсмен выделяет три наиболее распространённых типа взяток: деловая взятка как платёж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей; тормозящая взятка – за приостановку действия нормы или неприменение её в деле, где она должна быть применена; прямой подкуп как покупка не услуги, но служащего, приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя. 8 [Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002, С.91]

Таким образом, коррупция несёт в себе глобальные угрозы, подрывая веру в закон, в справедливость. Она подрывает и нравственные ценности, которые, ещё не успев принять форму цивилизованных, общечеловеческих, серьёзно искажаются.

Формы проявления коррупции

На основе условного критерия, коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловая коррупция, т.е. та, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне.

Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например, за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.

Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Низовая коррупция в России возникает почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, государство считает уместным тревожить гражданина.

К основным сферам низовой коррупции можно отнести: жилищно-коммунальные услуги, правоохранительные органы, налоги и таможенные сборы, призыв на военную службу.

Основные источники коррупции многообразны. Первый и самый безграничный - государственные финансовые и товарные потоки. Они существуют между всеми сферами жизни и деятельности общества и государства. На пульсе этих потоков держат руку тысячи государственных служащих разных уровней и рангов, которые в условиях беспрецедентной бесконтрольности используют их для достижения своих личных и групповых целей.

Второй источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Оба эти источника регулируются всеми отраслями права (административного, бюджетного, банковского, таможенного и т.д.) и большинством законов. Поэтому правовые проблемы предупреждения коррупции, контроля над ней и борьбы с ней не могут быть решены несколькими статьями в Уголовного Кодекса и в Основах государственной службы. При этом необходимо иметь в виду, что ряд законов и нормативных актов прямо или косвенно допускают различные коррупционные технологии. В условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества и злоупотреблений, которые отражены в Уголовном Кодексе. В нем не нашли никакого отражения широко практикуемые коррупционные действия, такие как:

Коррупционный лоббизм ("коррупционная сделка" между чиновником и другим лицом);

Коррупционный фаворитизм (влияние на ход дел осуществляется коррупционным фаворитом);

Коррупционный протекционизм (не содержащее признаков преступления действие или бездействие должностного лица по покровительству при устройстве дел заинтересованных лиц, оказание им всяческой поддержки независимо от побуждений покровителя);

Тайные взносы на политические цели;

Взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями;

Келейное проведение приватизации, акционирования, залоговых аукционов (негласное);

Предоставление налоговых и таможенных льгот;

Переход государственных должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов банков и корпораций;

Коррупция за рубежом; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью и т.д.

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Совершенно очевидно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на общество. Уже сформулированы основные последствия ее воздействия на различные стороны жизни.

1. Экономические последствия, в результате которых:

Растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;

Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идеи рыночной конкуренции;

Затрудняется появление частных собственников. Это, в первую очередь, связано с нарушениями в ходе приватизации, что также снижает эффективность рынка;

Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

Растут цены за счет коррупционных <накладных расходов>. В итоге этого страдает потребитель;

Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к снижению эффективности их работы, а значит, снижается и эффективность экономики страны в целом.

2. Социальные последствия, когда:

Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

Растет имущественное неравенство - богатство меньшинства на фоне бедности подавляющего большинства населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;

Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;

Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Она сращивается с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностями для отмывания денег;

Увеличивается социальная напряженность в обществе, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

3. Политические последствия, при которых:

Происходит смещение целей политики от общенационального развития в пользу властвования олигархических группировок;

Снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Это ставит под угрозу любые благие начинания власти;

Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;

Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов;

Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода к власти диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Все посткоммунистические страны столкнулись с проблемой недостаточного политического и правового контроля. Ни одна из них не унаследовала ни четкую концепцию управления, ни достаточно определенную систему надзора, чтобы помешать злоупотреблению властью. Но в России эта ситуация хуже из-за объективных трудностей, вызванных провалом экономических реформ. Российское общество во многом стало зависимым от средств государства, получаемых незаконно, а, следовательно, от коррумпированных чиновников, открывающих доступ к этим средствам.

ГЛАВА II.

Причины возникновения коррупции в России

Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов.

Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.

К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкого денежного содержания государственных служащих.

Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями; между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко просматривались столкновения интересов различных группировок и классов бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности). Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах.

2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика “минимизации государства”. С самого начала у российских либералов и демократов отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития. Идеология “минимизации государства”, исповедываемая некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых западных государств).

3. “Раскрепощение” бюрократии. После полного устранения идеологической номенклатуры в результате провалившегося путча августа 1991 г. и формирования правительства Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.) наступила эра полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.

4. Экономический упадок и политическая нестабильность . Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции.

«Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее и неуместное присутствие государства в экономике, дефицит четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции». 17 [Сатаров Г.А. Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад рабочей группы регионального общественного фонда «ИНДЕМ». – М., 1998, С.56]

Политическая нестабильность формирует чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются соблазну коррупции.

В условиях экономического кризиса государство часто пытается, как это делалось в России, усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть, сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.

5. Неразвитость и несовершенство законодательства . В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Достаточно напомнить, что в России приватизация (ее партийно-номенклатурный этап) проходила вне чёткого законодательного регулирования и жесткого контроля.

Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур.

По мнению С. Глазьева, главная причина коррупции - это тотальная безответственность исполнительной власти 18 (Проблемы коррупции в России// Независимая газета, 2001, 8 мая). В рамках действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо правительством, либо президентом - без обсуждения кандидатуры в органах представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед законом и обществом.

Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась. Но в то время был партийный и народный контроль. И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами.

Фактически сейчас нет другого механизма контроля над чиновником, кроме президента. Однако реально даже он не может контролировать то, что делает правительство, то есть высшие чиновники исполнительной власти. Это просто физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.

Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Однако люди, которые оперируют десятками триллионов рублей или миллиардами долларов, достаточно искушены, чтобы не быть уличенными в получении взяток. В результате у нас ловят «мелкую рыбешку» за взятку в 100 долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление служебным положением.

Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает, сам решает, какое наказание применить в конкретном случае. Если сопоставить размах коррупции с зарплатами чиновников и судей, то станет понятно: управляет страной тот, у кого есть большие деньги.

Ещё одна причина – это слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

Масштабы и последствия коррупции в России

Если в каких-то областях Россия и находится в числе ведущих стран мира, то это в области коррупции. Согласно данным международных организаций, по уровню коррумпированности в мире Россия занимает место в четвёртом десятке, пропустив вперёд лишь массу государств Африки и Латинской Америки. По тем же данным в 2006 году объём средств в российской экономике, которые так или иначе были связаны с коррупционными действиями, составили около 250 миллиардов долларов. По другой статистике, за несколько лет, начиная с 2000 года, средний размер взятки, которую получают российские чиновники, в зависимости от уровня вопроса и сферы деятельности, вырос в 13 раз, составив 130 тысяч долларов США. Что не менее важно, в последние годы правоохранительные органы отмечают рост числа выявленных случаев коррупционных действий, в среднем на 4-6% за год. Эта статистика, конечно, не может точно отражать истинные размеры коррупции, однако общие тенденции проследить позволяет. В результате роста как числа взяток, так и их среднего размера в последние годы ежегодный объём средств в России, затраченных непосредственно на подкуп чиновников и должностных лиц, определяется экспертами в районе 40 миллиардов долларов. Вот только некоторые примеры, свидетельствующие о масштабах мздоимства, приведенные в Материале подготовленным на основе информации РИА Новости и открытых источников:

12 февраля 2008 года Самарский областной суд признал бывшего заместителя главы администрации Тольятти НиколаяУткина и руководителя управления по земельным ресурсам Тольятти Наталью Немых виновными в вымогательстве взятки в размере 150 миллионов рублей и злоупотреблении должностными полномочиями. Уткин был приговорен к семи годам лишения свободы и штрафу. Немых была осуждена на восемь с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и на два года лишена права занимать управленческие должности.

30 июня 2009 года на основе обвинительного вердикта присяжных Мосгорсуд признал бывшего главу Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия виновным в получении взятки в 750 тысяч евро и превышении должностных полномочий и приговорил его к девяти годам колонии строгого режима. Довгий, по сообщениям СМИ, занимался расследованием уголовных дел в отношении замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, генерала ФСКН Александра Бульбова и петербургского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина).

В августе 2009 года Мосгорсуд в среду приговорил бывшего главу Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Андрея Таранова к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима и к штрафу в размере 1 миллиона рублей.
Остальных фигурантов громкого дела о коррупции в ФОМС, на основе ранее вынесенного обвинительного вердикта присяжных, суд приговорил на сроки от 1,5 до девяти лет лишения свободы.
На скамье подсудимых, помимо бывшего главы ФОМС Андрея Таранова, находился его первый заместитель Юрий Яковлев, а также замдиректора Наталья Климова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев и другие руководители Фонда.
Обвинение выделило 10 эпизодов преступной деятельности: дача и, соответственно, получение взяток от руководителей Томского, Башкортостанского, Пермского, Саратовского, Калмыцкого, Чукотского, Брянского и Вологодского территориальных органов Фонда, а также от администраций фармацевтических компаний "Онтофарма" и "Центр внедрения "Протек".

В общей сложности, считают следователи, подсудимые получили с августа 2005 года по сентябрь 2006 года незаконный доход в размере почти 27,7 миллиона рублей.

4 декабря 2009 года Следственный комитет прокуратуры распространил сообщение о том, что Верховный суд РФ подтвердил приговор Липецкого областного суда, осудившего руководителя налоговой службы Липецкой области Виктора Исаева на девять лет лишения свободы за получение взятки. Как установило следствие, за 22 миллиона рублей Исаев обещал оказать содействие в скорейшем перечислении денежных средств предприятию ООО "РТМ-Липецк" в счет возмещения налога на добавленную стоимость.
9 декабря 2008 года Исаев получил от представителя ООО "РТМ-Липецк" 6 миллионов рублей как часть ранее оговоренной взятки, в этот момент он был задержан сотрудниками УФСБ по Липецкой области.

В декабре 2009 года к четырем годам колонии строгого режима был приговорен бывший мэр Саратова Юрий Аксененко. Суд признал Аксененко виновным в получении взятки, превышении власти и злоупотреблении полномочиями. Суд установил, что в 2004 году тогдашний мэр получил от предпринимателя взятку в виде двух трехкомнатных квартир в центре Саратова, рыночная стоимость которых превышает 3 миллиона рублей. Кроме того, чиновник нарушал закон при предоставлении прав на земельные участки в Саратове.

26 января 2010 года Верховный суд Башкирии приговорил бывшего заместителя мэра города Салават Роберта Гильфанова к восьми годам лишения свободы за получение взятки в особо крупном размере и вымогательство. В мае 2009 года он был задержан сотрудниками ФСБ России по республике Башкортостан при получении части взятки в размере 1 миллиона рублей. Следствие установило, что чиновник вымогал у предпринимателя взятку в размере 10 миллионов рублей, а в случае отказа угрожал задержать перечисление свыше 15 миллионов рублей, а также провести проверки и установить необоснованные нарушения в деятельности организации и ее партнеров.

26 ноября 2010 года Мосгорсуд приговорил к трем годам колонии строгого режима бывшего замначальника отдела по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СКП РФ Григория Домовца, признавшего вину в вымогательстве взятки в размере 1,5 миллиона долларов.

По данным следствия, Домовец вымогал у главы хладокомбината Дмитрия Мостмана 4 миллиона долларов за непривлечение последнего к уголовной ответственности, а также снятие ареста с контрабандного груза мяса. Впоследствии майор юстиции получил миллион долларов, а при получении еще 500 тысяч долларов был задержан, утверждает следствие.

27 января 2012 года Верховный суд РФ заменил наказание Григорию Домовцу на условное. По мнению адвоката Домовца, суд учел аргументы защиты, в числе которых важнейшими были те, что Домовец полностью признал вину и раскаялся, содействовал изобличению других участников преступной схемы, а сам занимал в ней второстепенное место.

В ноябре 2010 года суд приговорил экс-мэра Томска Александра Макарова к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Уголовное дело в отношении Макарова было возбуждено 6 декабря 2006 года, 8 декабря он был взят под стражу, 11 декабря временно отстранен от занимаемой должности. В августе 2008 года началось судебное разбирательство, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Бывшему мэру инкриминировалось совершение ряда преступлений, в частности злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки в крупном размере.

В октябре 2011 года Верховный суд РФ на четыре месяца смягчил приговор экс-мэру.

В декабре 2010 года за вымогательство 3 миллионов долларов и мошенничество Головинский суд Москвы приговорил бывшего зампрокурора Северного административного округа Москвы Вячеслава Трофимова к 13,5 годам лишения свободы.

Рассмотрев понятие коррупции, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде. Есть, к примеру, теории экономической природы. В числе таковых - тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае - коррупционной.

Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время, осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует. Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии. Причины коррупции некоторые исследователи связывают также с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Это значит то, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий. Например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора. Есть тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве.

Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса. То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях. При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Причина коррупционных явлений в России

Согласно исследованиям той же Transparency International, в нашей стране уровень общественного восприятия данного явления остается высоким. Позиции РФ в соответствующем рейтинге, составляемом данной организацией, ниже сотого места. Следует отметить - касательно соотнесения того, как коррупция принимается обществом и каков ее реальный уровень в России, эксперты активно дискутируют. То есть вполне может оказаться так, что при возможном изменении методологии исследования рейтинги РФ будут более оптимистичны. Но мало кто спорит с тем, что как таковая коррупция все же есть в России, как и в любой другой стране мира. Даже в тех, что лидируют в рейтингах, составляемых TI и другими организациями.

Чтобы решать проблему, необходимо изучить истоки данной проблемы, выявить причины возникновения коррупции в России. Корни коррупции следует искать в древней и средневековой истории страны. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении спорных вопросов. Одни из первых законодательных ограничений коррупционных действий были отмечены при Иване III. Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Петром I была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, вправе приостановить исполнение судебного решения. Таким образом, государством неоднократно принимались попытки борьбы с коррупцией, но они так и не увенчались успехом.

Взяточничество имело широкое распространение в первые годы развития Советского государства. Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 мая 1918 г. "О взяточничестве" стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество -- "лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок". Наряду с получателями взятки наказанию подлежали также лица, виновные в даче взятки, подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие. Тем не менее, эффективных преобразований в системе противодействия коррупции не было произведено и в советский период.

По одной из распространенных версий, причины коррупции в нашей стране нужно искать в традициях, принятых в обществе, а также логике политического и социально-экономического развития страны. Дело в том, что исторически Россия - государство, в котором институт права в том виде, в котором он принят в западных странах, долгое время не воспринимался гражданами. Русский человек предпочитал жить по справедливости, а не согласно писанным законам. В крайнем случае - соглашался на суд. Но только не по букве бумажных правил. В советское время, считают исследователи, данная общественная установка несколько видоизменилась. Значительное вмешательство государства в жизнь социума и экономики обусловило издание большого количества регулирующих норм, регламентов, расширило законодательную базу. В результате советский человек более или менее стал привыкать жить все же по закону. В силу авторитета партии, подкрепленного достаточно высокими экономическими результатами, устойчивыми позициями страны на международной арене, граждане СССР предпочитали не нарушать предписанных государством норм. Потому уровень коррупции в СССР, как считают многие исследователи, был невысоким. Подобного рода явления, безусловно, были (хотя бы на уровне теневой экономики), когда некие материальные ресурсы распределялись вне государственных каналов, единственных официально допустимых. Но системного характера проблемы коррупции в СССР, как полагают многие аналитики, все же не имели. Вместе с тем есть версия, что в советское время власти все же не стоило полностью брать экономику под свой контроль. Частное предпринимательство, считают эксперты, следовало разрешить - хотя бы в самых простейших формах. Это бы сделало гораздо мягче адаптацию многих категорий граждан страны к новым реалиям, которые наступили в годы "Перестройки".

Когда Советский Союз вступил в кризисную фазу развития, с которой принято отождествлять "Перестройку", авторитет государства и партии стал неуклонно снижаться. Сыграл роль и экономический фактор - уровень жизни людей упал. В аспекте политики - внутренней, международной - государство существенно сдало в позициях. В итоге люди стали возвращаться к "традиционному" восприятию политики, общественных процессов, бизнеса - вне стандартов права - когда действовать нужно по бумажке. Основные причины коррупции в России - таким образом, это резкий, сопровождающийся неподготовленностью общества и в значительной мере политической власти переход от одной модели государства к другой, а также некоторые исторические традиции. Рассматриваемое явление, полагают эксперты, склонно к росту практически в любой стране, где происходят соответствующие трансформации. Не обходит коррупция стороной, полагают аналитики, также и развитые страны, многие из которых сейчас испытывают проблемы кредитно-финансового характера, вследствие чего задумываются о пересмотре действующих концепций экономического развития, а значит - также находятся в стадии некоторого транзита. Однако в России, как известно, сменился не только экономический, но и политический строй. Вследствие чего контраст между концепциями управления и развития намного больше, чем в западных странах, а динамика роста коррупции (как результат) - выше.

Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данный аспект повлиял на формирование морально-идеологических устоев в обществе. Вследствие чего у населения выработалась привычка -- высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, сформировалось снисходительное отношение к данному явлению. Коррупция приобрела в России системный характер.

Факторы стимулирования коррупции

Эксперты выделяют факторы, которые в определенной мере мешают реализации антикоррупционных мероприятий и одновременно влияют на обострение соответствующей проблемы. Это, прежде всего, дисбаланс интересов власти и бизнеса в части несырьевых отраслей. Сложные условия ведения предпринимательской деятельности: высокий уровень государственного вмешательства, трудный доступ к кредитам - способствуют тому, чтобы бизнес искал дополнительные преференции за счет коррупционных активностей. Другая проблема - отсутствие явной, по мнению ряда аналитиков, заинтересованности государства в том, чтобы та самая "традиция", свойственная для россиян исторически, была заменена высокой правовой культурой. И потому общество не всегда может подбирать механизмы взаимодействия с властью, альтернативные тем, что характерны для многих областей общественно-политического и экономического развития страны сегодня. Однако в 2000-х годах социально-политическая и экономическая обстановки в РФ стабилизировались. По показателям качества жизни граждан, активностям на политической арене Россия в значительной мере восстановила достигнутые при СССР позиции. Вместе с тем проблемы коррупции в РФ остались. Связано это, полагают исследователи, с незавершенностью полноценного экономического транзита - перехода России от социалистической модели развития к преимущественно капиталистической. Главным образом, считают аналитики - в аспекте качества законодательства, а также эффективности работы политических и общественных институтов. Советские принципы политического управления и юридического оформления различного рода правоотношений устарели. Законодательство в сфере бизнеса и вовсе разрабатывалось едва ли не с нуля - частного предпринимательства в СССР не было в течение нескольких десятилетий. Как результат - социум, власть, бизнес в ряде направлений стали развиваться путем проб и ошибок, побочным эффектом которых стала коррупция. Вместе с тем в последние годы, как полагают некоторые эксперты, ситуация стала улучшаться. Была усовершенствована, прежде всего, законодательная база, проведены реформы в ряде властных институтов.

Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что коррупция является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии.

Законодательство, которому зачастую отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данной проблемы, коренящейся в социальных процессах. Правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля и пр. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обуславливающих данное явление.

Противодействие коррупции должно строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционного правопорядка).

Среди основных причин, способствующих возникновению коррупции в обществе исследователи выделяют следующие:

1. Двусмысленные законы.

2. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностных лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

3. Нестабильная политическая ситуация в стране.

4. Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

5. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

10. Низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором.

11. Зависимость граждан от чиновников, монополия государства на некоторые услуги.

12. Оторванность бюрократической элиты от народа.

13. Экономическая нестабильность, инфляция.

14. Этническая неоднородность населения.

15. Низкий уровень социально-экономического развития.

16. Религиозная традиция.

17. Культура страны в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-правовая природа коррупции заключается в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений.

Социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности следующих признаков:

договорной характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка);

обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений;

незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц;

обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки.

Коррупция в современной России затрагивает практически все возможные отрасли, начиная от правоохранительных органов и медицины, таможни и заканчивая вузами, школами и т.д.

По данным МВД РФ за январь-октябрь 2015 г. сотрудниками правоохранительных органов выявлено 27,8 тысяч преступлений экономической направленности, в том числе 4,6 тысячи – в крупном или особо крупном размере. Размер ущерба по оконченным уголовным делам превысил 39 млрд рублей, а возмещено более 31 млрд рублей. К уголовной ответственности привлечено 12 тысяч лиц.

Особое внимание МВД России уделено выявлению и пресечению преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами с широким кругом полномочий. Так, за прошедшие месяцы 2015 года сотрудниками выявлен ряд должностных лиц, совершивших преступления, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 290 УК РФ. В том числе 4 депутата различного уровня, 12 глав (заместителей) администраций городов (районов), 23 главы (заместителя) руководителей муниципальных образований, 22 руководителя предприятий и организаций, входящих в контур государственных предприятий, 19 руководителей (заместителей) структурных подразделений органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме данных, которые освещаются МВД РФ, анализом состояния коррупции в России и мире занимается некоммерческая общественная организация Transparency International, созданная в 1993 году с целью борьбы с коррупцией. Данная организация ежегодно определяет Индекс восприятия коррупции (ИВК) в странах мира.

В сравнении с 2010 годом (154-е место из 178), можно заметить положительную динамику, которая объясняется принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, обусловливающего основные правовые параметры предупреждения коррупции в общественном секторе и вводящего ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств. Принятые меры позволили заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством. 17 апреля 2012 года Россия стала 39-м участником Конвенции ОЭСР.

Однако рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией пойдет сама собой, было бы не правильно. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему.

Коррупция, оказывая негативное влияние на все сферы жизни общества, порождает последствия, которые не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто более конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств федерального бюджета.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащения субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, отдельными группами по использованию государственной собственности и корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений, оттоку капитала за рубеж и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

6. Растет недоверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества двойной стандарт морали и поведения.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественности формируется сознание о беззащитности общества и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Смещение целей политики от общенациональных к обеспечению властвованию олигархических кланов и группировок. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

2. Подрыв престижа страны на мировой арене, способствование ее политической и экономической изоляции.

3. Снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток. Главные потери происходят от тех решений, которые принимают агенты, вступившие в коррупционные отношения.

Прямые потери – недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства.

Косвенные потери – общее снижение экономики, сопряженное с коррупцией.

Подсчет потерь от коррупции крайне не прост.

В России в последние годы проводится активная антикоррупционная политика. Каковы критерии ее эффективности? Какие нормативно-правовые источники приняты в РФ с целью Как современные исследователи понимают, собственно, природу этого явления?

Что такое коррупция?

Коррупция, согласно распространенному определению, общественное явление, обозначающее действия должностных и иных привилегированных лиц в рамках моделей вне стандартов на уровне законов, отраслевых норм и общественных устоев, как правило, наносящие материальный ущерб государству, компании, обществу. Понятие коррупции, таким образом, имеет преимущественно экономическую природу. Человек, осуществляющий рассматриваемого типа действия, как правило, заинтересован в материальной выгоде.

Международные интерпретации

Согласно определению, принятому в организации Transparency International, деятельность которой сконцентрирована на исследовании коррупционных явлений, рассматриваемый вид активностей понимается как злоупотребление доверенным ресурсом - как правило, властным, в частных интересах. Интересную формулировку содержит российский ФЗ "О противодействии коррупции". Там сказано, что рассматриваемое явление - это злоупотребление положением и полномочиями, дача или получение взятки, и иные варианты незаконного использования гражданином своего должностного положения в противовес интересам социума и власти с целью извлечения выгоды. ФЗ о коррупции, таким образом, несколько расширяет трактовку термина в версии TI, дополняя ее тем, что соответствующего типа противоправные деяния могут осуществляться не только властью, но и бизнесом.

Иначе выглядит определение коррупции, принятое в ООН, оно представляет собой довольно общую формулировку. Согласно документам ООН, коррупция понимается как явление, обладающее сложной социальной, культурной, а также экономической природой, присутствующее во всех государствах. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что даже в содержании Конвенции ООН, направленной против коррупции, конкретного определения рассматриваемого явления нет. Хотя, как считают некоторые аналитики, здесь есть некая логика - сущность и причины коррупции настолько многогранны, что даже на уровне одной из крупнейших международных структур нет смысла искать общее определение данного явления. В каждой стране мира могут найтись прецеденты, позволяющие трактовать его в рамках концепций, которые могут быть совершенно несхожими с теми, что приняты в других государствах. Поэтому, полагают некоторые эксперты, общее понимание мировым сообществом проблем, возникновение которых обуславливает международная коррупция, может быть осложнено. А все потому, что нет ориентиров к поиску единого подхода к трактовке этого явления.

Природа коррупции

Рассмотрев понятие коррупции, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде. Есть, к примеру, теории экономической природы. В числе таковых - тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае - коррупционной. Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует. Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Причины коррупции некоторые исследователи связывают также с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит? То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий. Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на "ренте", подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Есть тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса. То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях. При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Причина коррупционных явлений в России

Согласно исследованиям той же Transparency International, в нашей стране уровень общественного восприятия данного явления остается высоким. Позиции РФ в соответствующем рейтинге, составляемом данной организацией, ниже сотого места. Следует отметить - касательно соотнесения того, как коррупция принимается обществом и каков ее реальный уровень в России, эксперты активно дискутируют. То есть вполне может оказаться так, что при возможном изменении методологии исследования рейтинги РФ будут более оптимистичны. Но мало кто спорит с тем, что как таковая коррупция все же есть в России, как и в любой другой стране мира. Даже в тех, что лидируют в рейтингах, составляемых TI и другими организациями.

Каковы же причины коррупции в России? Некоторые аналитики считают применимыми все три озвученных выше тезиса, объясняющих природу данного явления, и к нашей стране. Кроме этого, считают эксперты, есть и другие причины коррупции в России - в большей степени национального характера. Рассмотрим их.

По одной из распространенных версий, причины коррупции в нашей стране нужно искать в традициях, принятых в обществе, а также логике политического и социально-экономического развития страны.

Дело в том, что исторически Россия - государство, в котором институт права в том виде, в котором он принят в западных странах, долгое время не воспринимался гражданами. Русский человек предпочитал жить по справедливости, а не согласно писанным законам. В крайнем случае - соглашался на суд. Но только не по буковке бумажных правил. В советское время, считают исследователи, данная общественная установка несколько видоизменилась. Значительное вмешательство государства в жизнь обусловило издание большого количества регулирующих норм, регламентов, расширило законодательную базу. В результате советский человек более или менее стал привыкать жить все же по закону. В силу авторитета партии, подкрепленного достаточно высокими экономическими результатами, устойчивыми позициями страны на международной арене, граждане СССР предпочитали не нарушать предписанных государством норм. Потому уровень коррупции в СССР, как считают многие исследователи, был невысоким. Подобного рода явления, безусловно, были (хотя бы на уровне теневой экономики), когда некие материальные ресурсы распределялись вне государственных каналов, единственных официально допустимых. Но системного характера проблемы коррупции в СССР, как полагают многие аналитики, все же не имели. Вместе с тем есть версия, что в советское время власти все же не стоило полностью брать экономику под свой контроль. считают эксперты, следовало разрешить - хотя бы в самых простейших формах. Это бы сделало гораздо мягче адаптацию многих категорий граждан страны к новым реалиям, которые наступили в годы Перестройки.

Когда Советский Союз вступил в кризисную фазу развития, с которой принято отождествлять Перестройку, авторитет государства и партии стал неуклонно снижаться. Сыграл роль и - уровень жизни людей упал. В аспекте политики - внутренней, международной - государство существенно сдало в позициях. В итоге люди стали возвращаться к "традиционному" восприятию политики, общественных процессов, бизнеса - вне стандартов права - когда действовать нужно по бумажке.

Основные причины коррупции в России - таким образом, это резкий, сопровождающийся неподготовленностью общества и в значительной мере политической власти переход от одной модели государства к другой, а также некоторые исторические традиции. Рассматриваемое явление, полагают эксперты, склонно к росту практически в любой стране, где происходят соответствующие трансформации. Не обходит коррупция стороной, полагают аналитики, также и развитые страны, многие из которых сейчас испытывают проблемы кредитно-финансового характера, вследствие чего задумываются о пересмотре действующих концепций экономического развития, а значит - также находятся в стадии некоторого транзита. Однако в России, как известно, сменился не только экономический, но и политический строй. Вследствие чего контраст между концепциями управления и развития намного больше, чем в западных странах, а динамика роста коррупции (как результат) - выше.

Факторы стимулирования коррупции

Эксперты выделяют факторы, которые в определенной мере мешают реализации антикоррупционных мероприятий и одновременно влияют на обострение соответствующей проблемы. Это, прежде всего, дисбаланс интересов власти и бизнеса в части несырьевых отраслей. Сложные условия ведения предпринимательской деятельности: высокий уровень государственного вмешательства, трудный доступ к кредитам - способствуют тому, чтобы бизнес искал дополнительные преференции за счет коррупционных активностей.

Другая проблема - отсутствие явной, по мнению ряда аналитиков, заинтересованности государства в том, чтобы та самая "традиция", свойственная для россиян исторически, была заменена высокой правовой культурой. И потому общество не всегда может подбирать механизмы взаимодействия с властью, альтернативные тем, что характерны для многих областей общественно-политического и экономического развития страны сегодня.

Однако в 2000-х годах социально-политическая и экономическая обстановки в РФ стабилизировались. По показателям качества жизни граждан, активностям на политической арене Россия в значительной мере восстановила достигнутые при СССР позиции. Вместе с тем проблемы коррупции в РФ остались. Связано это, полагают исследователи, с незавершенностью полноценного экономического транзита - перехода России от социалистической модели развития к преимущественно капиталистической. Главным образом, считают аналитики - в аспекте качества законодательства, а также эффективности работы политических и общественных институтов. Советские принципы политического управления и юридического оформления различного рода правоотношений устарели. Законодательство в сфере бизнеса и вовсе разрабатывалось едва ли не с нуля - частного предпринимательства в СССР не было в течение нескольких десятилетий. Как результат - социум, власть, бизнес в ряде направлений стали развиваться путем проб и ошибок, побочным эффектом которых стала коррупция.

Вместе с тем в последние годы, как полагают некоторые эксперты, ситуация стала улучшаться. Была усовершенствована, прежде всего, законодательная база, проведены реформы в ряде властных институтов. Рассмотрим правовой аспект более подробно. Проблемы коррупции, как мы уже отметили выше, в современной России во многом обусловлены в силу продолжительного кризиса нормативного регулирования ключевых общественных институтов.

Антикоррупционное законодательство России

На какие источники права можно обратить внимание? Один из таковых мы уже отметили выше - это Федеральный Закон РФ о коррупции. Но он не единственный нормативно-правовой акт и источник реализации соответствующих направлений в политике в организационном аспекте. Прежде чем появился полноценный закон РФ о коррупции, органами власти была выработана национальная стратегия противодействия рассматриваемому явлению. Другой важный источник - национальный план на 2014-2015 годы, также предусматривающий работу государственных институтов в направлении противодействия коррупции. Изучим общие сведения об отмеченных правовых актах.

Противодействие коррупции и ФЗ

Исторически самый первый источник - ФЗ о коррупции, принятый 25.12.2008 г. Он считается основополагающим нормативным актов в РФ, в котором устанавливаются ключевые принципы, направленные на противодействие рассматриваемому явлению, а также организационный базис для профилактических мер в отношении него. Также данный закон о коррупции включает положения, направленные на ликвидацию возможных последствий соответствующего типа правонарушений.

Противодействие коррупции в рамках национальной стратегии

Другой важнейший правовой акт - Национальная стратегия противодействия коррупции. С точки зрения статуса, она является Указом Президента РФ. Подписан был данный документ 13.04.2010 г. Юристами он характеризуется как в большей степени программный источник, формулировки которого нацелены на ликвидацию ключевых факторов, формирующих основу для возникновения коррупции в стране. Предполагается, что положения Национальной стратегии будут конкретизироваться с течением времени, исходить из объективных социально-политических и экономических реалий. В данном программном документе отражены аспекты противодействия коррупции на всех уровнях власти - федеральном, региональном, муниципальном.

Противодействие коррупции в рамках национального плана

Дополняет закон о коррупции, а также рассмотренный выше программный документ Национальный план соответствующей направленности. Он был принят 11.04.2014 г. Это - один из новейших источников антикоррупционной направленности. Национальный план, как и стратегия, обладает статусом Указа Президента РФ.

Юристы характеризуют его как источник, призванный стать эффективным инструментом реализации одноименной стратегии. Предполагается, что этот документ закрепит перечень деяний, направленных на противодействие коррупции, определит конкретных лиц, ответственных за их реализацию, а также способы практического осуществления мероприятий, проводимых с соответствующей целью.

Антикоррупционная политика России: критерии эффективности

Насколько эффективна текущая антикоррупционная политика, проводимая российской властью? Мнения экспертов по данному вопросу сильно разнятся. Есть те, которые считают, что одного лишь законодательного аспекта государственной политики недостаточно. Даже если в законе есть некая статья о коррупции и предусмотренные меры ответственности - этот факт, полагают эксперты, весьма опосредованно влияет на системные причины рассматриваемого явления.

Необходимо активно работать не только в направлении законотворчества, но также и уделять внимание воспитанию новых ценностей в обществе, а также, что не менее важно, подготовке управленческих кадров, для которых коррупционные действия не будут в почете. Таким образом, мерой ограничения противоправных действий должна быть не только предусмотренная в законах статья о коррупции, но также и модели общественного поведения, стимулирующие одних граждан взаимодействовать с соотечественниками, властными структурами и предпринимателями в рамках норм права.

Значительный объем работы, полагают аналитики, лежит также и на бизнесе. Частные компании составляют значительный процент российских работодателей, значит, в значительной мере влияют на общество посредством внутрикорпоративных механизмов. Экономическая коррупция в тех формах, что свойственны для бизнесов, может быть существенно снижена, если компании начнут взращивать в среде собственных сотрудников взгляды, способствующие решению вопросов взаимодействия в частном секторе, а также с госструктурами в правовом ключе. Успешность политики бизнеса в этом направлении, считают эксперты, положительным образом скажется на тенденциях, отражающих восприятие коррупции обществом в целом.

Г.Г. Шиханцов

§ 2. Причины и условия коррупционной преступности

Существование коррупционной преступности определяется прежде всего общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе фактором, ее определяющих.

Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномочия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, – благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции.

Экономические причины и условия коррупционной преступности. К ним следует отнести:

а) экономическую стабильность, проявляющуюся в существовании инфляции, в высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных;

б) появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа;

в) отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы;

г) недостаточная забота государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, – подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), – можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, соответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента» .

Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности. К ним можно отнести:

а) отчуждение больше части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

б) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;

в) развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления;

г) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

д) господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от управленческого работника соответствующей государственной структуры благоволения зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней основания, способы и формы контроля должны быть максимально четко регламентированы. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Психологические причины и условия коррупционной преступности. Они включают:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России и Беларуси;

б) традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;

в) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чиновников различного ранга;

г) психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;

д) укоренившийся в сознании крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности);

е) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего .

К сказанному следует добавить, что непоследовательность в государственной политике проведения экономических реформ, отсутствие достаточной стабильности порождает неуверенность в будущем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получит прибыль, прибегая, в том числе и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, использовать свою должность для личного обогащения.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода