Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? Усадьба комягино, сергиевская церковь, московская область, пушкинский район Церковь в комягино расписание службы.

Фото: Церковь Сергия Радонежского в Комягино

Фото и описание

Каменная Сергиевская церковь в Комягино была выстроена в 70-е годы XVII столетия. Точнее, в тот период времени село носило другое название - Сергиево. Оно являлось вотчиной стольника Н. И. Акинфова.

В XX веке зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Храм признан одним из лучших памятников древнерусского зодчества, находящихся в Подмосковье. Бесстолпное здание выстроено из кирпича, увенчано пятью главами, над ним высится шатровая колокольня. В настоящее время в церкви существует лишь один придел. Первоначально их было два, но второй придел был разобран в XVIII столетии. Тогда же перестала существовать и крытая паперть.

На одной из церковных стен (возле жертвенника) сохранились имена всех, кто строил храм или пожертвовал средства на его возведение. Священнослужители до сих пор поминают эти имена во время литургий.

В конце 20-х годов XX столетия богослужения в церкви были прекращены. Храм был разграблен, старинные иконы были сброшены в овраг. В середине XX века церковь была отреставрирована. Руководил реставрацией Л. А. Давид. Акт осмотра здания, составленный перед реставрацией, сохранился до настоящего времени. Согласно этому акту, полы церкви были разрыты, своды потрескались, кокошники разрушились.

После реставрации здание было снова разорено - это произошло в 70-е годы XX века. В 80-е годы в храме вновь были проведены реставрационные работы, ими руководил Б. Л. Альтшуллер.

До начала 90-х годов XX века в здании располагалась мастерская, где изготавливалась керамика. Затем храм был передан верующим.

В древние времена на месте нынешнего села Комягино была деревня Вязниково. В книге А. и Г. Холмогоровых «История деревень и усадеб XIV-XVII вв.», вышедшей в Москве в 1846 году, написано: «…в Московском уезде, в Боховом стану, было сельцо Сер­геево, а прежде пустошь Комя­гино, на речке Скалбе», и далее рассказывается о том, что де­ревня была заселена после 1646 года крестьянами из вот­чины стольника (придворный сан) Никиты Ивановича Акинфова, «перевезенными из деревни Фомкиной Костромского уезда, села Клобуково Юрьевского уезда, сельца Трех Прудов и села Тереховец Вологодского уезда».

Н.И. Акинфов в 1678 г. построил ныне существующую каменную церковь преподобного Сергия Радонежского (самая древняя в Пушкинском районе), с теплой каменной трапезной, в которой были устроены приделы преподобного Макария Желтоводского и святителя Григория Нисского и которая соединялась с барскими хоромами. Храм освящен в 1679 г.

В 1678 году в се­ле находился двор вотчинников (родовые владельцы зем­ли) и скотный двор, при нем пять человек. Также здесь числилось шесть крестьянских дворов, где проживало 26 человек, и четыре двора бобыльских — в них шестнад­цать человек.

С 1679 года поселение упоминается, как «сельцо Сергиево, а преж того пустошь Комягино».

В Ведомости о Сергиевской церкви, с ея причтом и приходом, состоящей Богородского уезда, что в селе Сергиевском Комягино тож, за 1825 год указывается следующее:

«Построена по благословению святейшего патриарха Адриана… тщанием окольничего Никиты Ивановича Акинфова.

Зданием каменная, тверда, а внутренние стены все расписаны.

Престолов два: в настоящей холодной во имя преподобного Сер­гия Радонежского Чудотворца, в теплом приделе к северной стороне во имя преподобного Макария Унженского.

Утварью достаточна.

Причта при сей церкви издавна состоит: священник один, дьячок и пономарь.

Приходских дворов, исключая священно- и церковнослужительских — 43, в них душ мужеска пола — 164, женска — 162.

Земли при сей церкви усадебной примерно около трех десятин, пашенной и сенокосной указанная пропорция, т.е. 33 десятины на оную землю, особенного плана и межевых не имеется и состоит в окружном владельческом плане. Пашенною землею священно- и церковнослужители сами не владеют, а пользуются ею помещица того же села надворная советница Феодосия Федоровна Мещанинова, вместо коей производит денежную ругу, а именно 200 рублей в год. Сверх сего … некоторой части сенокосного луга получают от нея ежегодно по 100 рублей; сенокосными же … владеют они сами, с ко­их снимают в год сена по примеру до 300 пудов.

Домы у священника и дьячка собственные, деревянные, состоящие на церковной усадебной земле; пономарского же дома нет, впро­чем земли под стройку оного есть довольное количество.

Священник Сергий Феодорович Костин (67 лет) обучался в Перервенской семинарии до риторики. Во диакона посвящен из сельского причетника Радонежской десятины ко Владимирской церкви, что в селе Маврине, в 1785 году ноября месяца Высокопреосвящен­ным Платоном, митрополитом Московским. А в 1793 году октября 9 дня на настоящее место посвящен в священника преосвященным Серапионом, епископом Дмитровским, за подписанием коего ставлен­ную грамоту имеет. Должностей особенных никаких не проходил. Учрежденный же по высочайшему повелению 1810 года бронзовый крест в Владимирской ленте, и акт за подписанием Преосвященным Августином, архиепископом Московским, 25 февраля 1818 года имеет. В семействе у него жена Марфа Трофимовна (67 лет), дочь Параскева (23 года).

Дьячок Иван Михайлович Соколов (66 лет) в школах нигде не обучался. На настоящее место произведен из праздношедших ме­жду Архиерейскую Синодальную конторою в 1779 году. В стихарь посвящен в 1789 году сентября 20 дня Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Московским, за подписанием коего и ставленную грамоту имеет. У него в третьем браке жена Дарья Васильевна (55 лет), у него же дочери: Марфа (14 лет) и Агафья (11 лет).

Пономарь Федор Николаевич Маслов (35 лет) определен из праздноживущих в звенигородское Духовное управление сторожем в 1803 году, из оного в 1809 году в июне месяце поступил в Москов­скую Синодальную типографию в наборщика, из коей на настоящее место определен Преосвященным Кириллом, епископом Дмитровским, в минувшем 1825 году сентября 19 дня, на которое звание Московской Духовной консистории указ имеет. У него в первом браке жена Наталья Ивановна (30 лет).

Просвирницы определенной при сей церкви не имеется. Заштатных на пропитании ни у кого нет.

Вотчины надворной советницы Ф.Ф. Мещаниновой в селе Сергиевском Комягино тож дворов — 26; мужеска пола — 108, женска — 106.

Тоя же помещицы в деревне Невзоровой — дворов — 17; мужеска пола — 56, женска – 56».

Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. От первого брака с Феодорой он имел сына Григория и дочь Анну, бывшую замужем за князем Григорием Дмитриевичем Юсуповым-Княжевым. От брака с Аксиньей Абрамовной Лопухиной, родственницей царицы Евдокии Федоровны (урож­денной Лопухиной), первой жены Петра I, имел сына Конбара.

В 1719 году во владениях Никиты Ивановича Акинфова находилось 3622 человека и 8332 четвертей земли.

В 1720 году Н.И. Акинфов за противоборство петров­ским реформам находился под следствием «в Его Импера­торском Величестве деле» и содержался в Петропавлов­ской крепости. «17 марта 1721 года по именному Его Вели­чества Указу и по розыску Преображенской канцелярии, он, Никита Акинфов, по великой старости, послан в Ки­риллов монастырь, что на Белом озере для пострижения. В том монастыре велено ему быть в братстве до кончины живота своего, а в вотчинах и поместьях, которые за ним были, предоставлено ему, Акинфову, учинить наследников, кого он хочет». Наследником Н.И. Акинфова становится внук Николай, сын Конбара.

С этим завещанием не согласился лейб-гвардии майор князь Г.Д. Юсупов-Княжев, который пишет челобитную в Юстиц-коллегию: «В нынешнем, Государь, 1721 году Ни­кита Иванов, сын Акинфов, по должности своей родитель­ской обещал дочери своей, а моей жене княгине Анне поло­вину отдать деревень своих, причем были тому свидетели персоны знатные: господин генерал-фельдмаршал Светлейший князь Меншиков Александр Данилович, бригадир и лейб-гвардии майор Ушаков, комендант Бахниатов и майор Сергей Бухвостов, а ныне упомянутый Акинфов по­казал всем своим деревням наследником на внука своего Николая, сына Конбарова, отец которого Конбар за вины наказан кнутом и сослан в Сибирь, и деревни его взяты под Ваше Величество. Прошу Ваше Величество потому не велить учинять Николая, внука Никиты, наследником, а ве­ли, Государь, за мою службу и по первому его, Акинфова, обещанию, учинить наследницей его дочь, а мою жену кня­гиню Анну. Других наследников к его деревням ближе же­ны моей нет».

Это дело рассматривалось в Сенате в 1725 году, и по ре­шению его было определено из всех имений Никиты Ива­новича Акинфова три части отдать во владение его дочери Анне, а одну четверть, согласно завещанию, оставить за Николаем Конбаровичем.

В 1728 году по прошению уже Николая дело о правах на наследство вновь рассматривалось Великим Сенатом, по решению которого все родовые имения Никиты Акин­фова были отданы во владения внука Николая.

В 1729 году по купчей ведомости село Сергеево-Комягино перешло к Василию Абрамовичу Лопухину, брату вто­рой жены Никиты Ивановича, а у него куплено в 1749 году графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым, который был женат на дочери русского резидента в Гамбурге Анне Ивановне (умерла 15 декабря 1761 г.). Кроме сына Андрея (за безпутное поведение, по просьбе отца, был заточен в монастырь, умер в 1768 г., без потомства) и сына Петра, умершего молодым, других детей не имел. Алексей Петрович Бестужев умер 10 апреля 1767 г. Бестужев представляет отрадное явление среди дипломатов XVIII в., когда продажность была «введена в закон. Он не запятнал себя никакими… осязательными доказательствами милостивого расположения иностранных дворов» и был сторонником союза с Австрией в искреннем убеждении, что этот союз необходим для России и что, напротив, усиление Франции и Пруссии нарушает ее государственные интересы. Широко образованный, интересовавшийся химией и медициной, он в то же время был верующим человеком и в своем изгнании утешался подбором «избранных из Священного Писания изречений в утешение всякого неповинно претерпевающего христианина».

Поз­же владельцем села стал А.И. Мусин-Пушкин. Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817 гг.) окончил Артиллерийское училище, служил до 1772 года адъютантом при князе Г.Г. Орлове. В 1794-99 гг. – президент Императорской Академии художеств. В апреле 1797 года указом императора Павла I возведен в графское достоин­ство. Кроме службы занимался наукой и литературой. Собирал древности, Пушкин был владельцем оригинала рукописи «Слово о полку Игореве». Сама Екатерина II подарила ему несколько очень редких книг и летописей.

В 1791 году Мусин-Пушкин был назначен обер-про­курором Священного Синода, что еще более способствовало уве­личению его книгохранилища. Выйдя в отставку, граф А.И. Мусин-Пушкин издал в 1800 году «Слово о полку Игореве».

В середине XIX в. селом владел П.М. Мещанинов.

В 1890 г. усадьбой в Комягине владел Семен Васильевич Лепешкин, сын Василия Семеновича и Варвары Яковлевны Лепешкиных, до 1880-х гг. владевших Вознесенской мануфактурой. Он был высокообразованным человеком, получил образование в Дрездене, придерживался либеральных взглядов, сочувствовал революционерам и даже оказывал им материальную поддержку. Заметная фигура в области городского управления. Он много лет состоял гласным Московской городской думы, редактировав ее «Известия», являлся одним из создателей Кустарного музея, написал очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа. Совместно с В.И. Орловым он заложил основы земской статистики. Семен Васильевич состоял в Московском юридическом обществе, в совете Коммерческой академии наук, в Обществе пособия нуждающимся студентам, был товарищем (заместителем) городского головы. В 1877 г. он купил на собственные средства дом в Филипповском переулке и устроил общежитие для студентов Московского университета, обеспечив его содержание соответствующим капиталом. С.В. Лепешкин умер в 1913 г., завещав университету 200 тыс. руб. для содержания в строгом согласии с уставом комитета безплатных квартир для беднейших из достойнейших студентов… и для безплатного продовольствия их сытной и здоровой пищей».

От усадьбы в Комягине до нашего времени дошли только отдельные деревья парка. (Из книги «Храмы г. Пушкино и окрестностей, г. Королева, г. Ивантеевки». Автор протоиерей Олег Пэнэжко).

В 1680 году при храме числился «поп Потап»; в 1704 году — священник Иоанн Герасимов; в 1720 году – священник Иоанн Иванов; в 1787 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 году – священник Сергий Феодорович Костин. В 1843 г. служил священник Иоанн Широгоров (родился в 1820 г. во Владимирской губернии в семье священника, обучался во Владимирской семинарии, по окончании которой в 1842 г. со званием ученика второго разряда был определен во священники Сергиевской церкви села Комягина Богородского уезда) с дьячком Мефодием Воскресенским (происходил из духовного звания, родился в 1815 г. в Московской губернии в семье пономаря, закончил Высоко-Петровское училище второго класса) и пономарем Флегонтом Сокольским. Последний священнослужитель Михаил Введенский (родился в 1878 г. в семье священника. В 1899 г. закончил Московскую духовную семинарию со званием студента; с 1899 по 1902 гг. работал законоучителем в церковно-приходских школах: Городенковской в Богородском уезде; с 1903 по 1911 гг. был псаломщиком в московской церкви Успения в Кожевниках, а 18 июня 1911 г. стал священником этого храма. Сергиевскую церковь возглавил 1 сентября 1918 г. и одновременно служил в должности законоучителя Комягинской церковно-приходской школы) с псаломщиком Михаилом Пировским.

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.

Сергиевский храм кирпичный, безстолпный, пятиглавый с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в ХVIII веке типу посадских и вотчинных церквей. Первоначально с севера находился второй придел святителя Григория Нисского, а с юга — крытая паперть, которые были разобраны в середине ХVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников. В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике». Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма ХVII века, а в приделе преподобного Макария Желтоводского — из трех ярусов тоже с древними иконами.

На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 году, после смерти последнего настоятеля священника Михаила Введенского (его матушка Александра Сергеевна работала в селе учительницей, в войну 1941-1945 гг. отдала свой дом у церкви под детский сад, сама жила на кухне) «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы ХVII века выставили в ближайший овраг, безследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 года). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь». Была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды.

Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством Л.А. Давида.

Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. В 1980 году была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора.

Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом; до 1992 года здесь находилась мастерская по изготовлению керамики. Храм открыли в ноябре 1991 года.

В январе 1992 года после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Стала налаживаться приходская жизнь.

Храм в селе Комягино — один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. Особо любят здесь освящать свой брачный союз молодожены. При храме открыта воскресная школа для детей.

За 18 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В 2008 году иждивением жертвователей были отреставрированы древние кресты, позолочены сусальным золотом, заменена ветхая кровля куполов на медную. Каждый год ведутся работы по благоустройству территории вокруг храма.

При храме работает воскресная школа для детей.

Особо торжественные дни в храме: 18 июля — обретение мощей преподобного Сергия Радонежского; 7 августа — память преподобного Макария Желтоводского; 8 октября — преставление преподобного Сергия Радонежского.

Контакты

Адрес: Московская обл., Пушкинский р-н, с. Комягино.

Телефон настоятеля: 8-916-126-47-89

Банковские реквизиты:

ИНН 5038003634

КПП 503801001

Р/с 40703810900000010940

ИНН 5038003634

БИК 044585338

К/с 30101810100000000338 в ОАО «Смоленский Банк» г.Москва

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел "муравленые" изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией. В конце 20-х годов нашего века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 80-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово.

Престолы

Адрес, телефоны и схема проезда

Адрес : Московская область, Пушкинский район, село Комягино.

Проезд : Проезд из Москвы: С Ярославского вокзала до станции "Ивантеевка", далее автобусами N 6, 47, до остановки "Комягино". С Ярославского вокзала до станции "Пушкино", далее автобусом N 47 до остановки "Комягино".

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел "муравленые" изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией.

В конце 20-х годов ХХ века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 1980-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово.

По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/



Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.

Кирпичный, безстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников. В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике». Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.

Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин. В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. - священник Иван Герасимов; в 1720 г. - священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. - Сергей Феодорович Костин.

На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, безследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды. Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место.

В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.

В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Храм в селе Комягино - один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. При храме открыта Воскресная школа для детей. За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.

http://agios.itkm.ru/20774



Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил в подмосковном Комягино каменную церковь во имя преподобного Сергия Радлнежского. Она практически в неизменном виде дожила до наших дней и отметила недавно своё 300-летие. Сегодня храм почитают как самый древний в Пушкинском районе. Практически до середины ХVII века в этих глухих местах, похоже, постоянно не жил никто, а по крутым берегам Скалбы стояли непроходимые леса. Местность именовали пустошью. Так бы и продолжалось дальше неопределённое количество лет, если бы семья Акинфовых в 1646 году не получила "с царского плеча" эти безлюдные земли и не засеяла их своими крестьянами, специально переселёнными сюда из Костромских, Владимирских и Вологодских вотчин. Местность стали постепенно обживать, но какая жизнь без православного храма? И вот стольник царского двора Никита Иванович Акинфов решает построить в селе каменный храм. Некоторые краеведы считают, что какое-то время существовала здесь деревянная церковь, но чёткие свидетельства того отсутствуют, а потом стоит понимать, что Никита Акинфов слыл богатым человеком и мог себе позволить построить сразу каменный храм. Всего за четыре года - с 1674 по 1678-й - храм был построен. Его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах. Два церковных придела спустя сто лет освятили: один - во имя святителя Макария Желтоводского и Унженского, а второй - во имя Григория Нисского Чудотворца (позже он будет снесён). До наших дней в алтаре церкви на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остаётся загадкой. Инициатором и главным спонсором строительства церкви выступил Никита Иванович Акинфов. Официально годом рождения Комягино считается 1646 год, когда Акинфовы переселили сюда часть своих крепостных крестьян. Но некоторые краеведы утверждают, что в писцовых книгах село упоминается гораздо раньше, а именно в 1584 году, правда, именуется оно по-другому - "пустошью Коняево". История двух населённых пунктов - Сергиево и Комягино подмосковные краеведы черпают из одного источника - из книги "Исторические материалы о церквях и сёлах ХVI-ХVIII ст.", написанной братьями Василием и Гавриилом Холмогоровыми и изданной в 1886 году в Москве. Из текста следует, что "сельцо Сергиево" появилось на месте "пустоши Комягино". Но если мы взглянем на старые карты, то увидим, что сёла Сергиево и Комягино существовали одновременно, пока постепенно второе не поглотило первое.

Шли годы, менялись владельцы села. Неизменным оставался только величественный храм, выстроенный Никитой Ивановичем. Всё изменилось после прихода к власти большевиков. Церковь была закрыта в 1929 году. Из рассказов местных жителей следует, что всё накопленное столетиями было просто вынесено наружу и свалено в соседний овраг, включая старинные иконы ХVII века, хоругви, мощевики... В здании в разные годы размещались то сельский магазин, то клуб, то склад. Храм постепенно разрушался, но в 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством Льва Артуровича Давида. Были заделаны трещины, отремонтированы кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и дальше храм продолжал использоваться не по назначению и, естественно, продолжал ветшать. В 1980 году была проведена повторная реставрация уже под руководством другого известного архитектора Бориса Львовича Альтшуллера. Была восстановлена старинная лепнина порталов и наличников окон, купола покрыли двухцветным лемехом из дерева.

Храм был возвращён верующим в 1991 году. Из него выселили располагавшуюся здесь керамическую мастерскую, привели в порядок внутренние помещения. На праздник Рождества Христова 1992 года священник, назначенный в этот храм, Александр Бекещенко отслужил первую Божественную литургию в возрождённом храме. В том виде, в каком мы можем видеть его сегодня, храм предстал лишь 19 сентября 2002 года. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма. Архитектура церкви преподобного Сергия Радонежского весьма примечательна. Чувствуется, что к моменту начала её строительства Акинфовы уже приобрели богатый опыт, ведь на собственные средства они построили несколько храмов в разных своих вотчинах от Владимира до Москвы. Изначально церковь стояла на высоком фундаменте, сложенном из огромных каменных валунов. Один из них до сих пор "выглядывает" из-под земли у западной стены храма. Со временем строение медленно оседало, и фундамент практически полностью сравнялся с поверхностью земли.

Храм ассиметричный, бесстолпный, пятиглавый, высокий четверик увенчан двумя ярусами кокошников. Апсида - трёхчастная. С западной стороны к храму примыкает колокольня, представляющая собой традиционный восьмерик на четверике и увенчанная высоким шатром с тремя рядами слухов. Она отличается мощными стенами и напоминает крепостную башню. Ярус звона оформлен в виде ротоды с проёмами и килевидными карнизами. Роскошный шатёр с тремя рядами слухов завершают глухой барабан и небольшая главка с крестом. Слуховые окна обрамляют полуколонны, на которые опираются треугольные фронтоны. Все фасады храма отличаются довольно витиеватым декором, который принято называть "стилем Алексея Михайловича". Окна и порталы оформлены резными полуколоннами и многопрофильными карнизами. В притворе сохранилась оригинальная кладка порталов, частично восстановленная в ходе реставрационных работ. Стена храма, обращённая на запад, украшена изразцами авторской работы и мозаичной иконой преподобного Сергия Радонежского. Два больших полукруглых окна, довольно необычные для храмовой архитектуры, ранее служили входами на крытую паперть. Высокие и узкие окна чеитверика, расположенные в три этажа, оформлены в общей стилистике - они обрамлены затейливо украшенными полуколоннами и завершаются килевидными карнизами. Два ряда килевидных кокошников служат своеобразной границей между четвериком и пятиглавием. Кокошники меньшего размера окружают каждый из барабанов с четырёх сторон. Вся конструкция придаёт зданию храма воздушность и устремлённость вверх.

Вообще Сергиевская церковь - это характерный тип посадских и вотчинных церквей, распространённых в ХVII веке. К тому времени русские зодчие стали активно применять так называемый крещатый свод, опиравшийся не на мощные внутренние колонны-столпы, а прямо на стены храма. Как раз таким сводом и перекрыт основной объём Сергиевского храма. Все пять главок стоят на глухих барабанах, которые не сообщаются с внутренним пространством. Ко времени завершения строительства, уже катилась к закату мода на шатровый тип храмовой архитектуры, вот и в Комягино шатровое завершение имеет лишь колокольня. Внутри храм выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды. В притворе церкви - два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведёт в главный придел храма, освящённый во имя Сергия Радонежского. При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом. Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского. Трапезная храма также разделена на две части - большую и меньшую. Иконостас главного придела деревянный, трёхъярусный, ранее, до 1929 года, он был пятиярусным, с иконами, написанными в ХVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне утраченных. Между двумя приделами прорублена дверь, створки её расписаны современными прихожанами в старорусском стиле. Стены и своды украшены фресками на библейские темы. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского - едва ли не единственная уцелевшая от прежних времён святыня. После закрытия и разорения в 1929 году она пропала. И лишь в конце 1990-х после того, как храм возродился к жизни, её вернула одна местная жительница Комягино, в семье которой икона хранилась все эти годы безвременья.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №245, 2017 г.



Церковь Сергия Чудотворца каменная построена в селе Сергееве в 1678 г. В переписных книгах Московского уезда Бохова стана под 1678 г. написано: «за стольником Никитою Ивановичем Акинфовым родовая вотчина отца его село Сергиево, а в селе церковь каменная, причетников у той церкви нет».

Новопостроенная церковь Сергия Чудотворца с теплою трапезою и приделами св. Макария Желтоводского Чудотворца и св. Григория Нисского Чудотворца была освящена в 1679 г. и обложена данью, которая собиралась «с жилых церквей» в патриаршую казну… по указной статье 14 алтын 2 деньги, заезда гривна. За последующие 1680 - 1739 гг. Сергиевская церковь писалась в приходных книгах казенного приказа «церковь Сергия Чудотворца с приделами в селе Сергееве, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова».

При досмотре церковных земель в Радонежской десятине в 1680 г. священник церкви Сергия Чудотворца, что в селе Сергиеве, Потап с причетниками сказкою объявил, что «церковная земля к той церкви не отведена и не обмежевана и он, поп, не владеет, а вместо той церковной земли думный дворянин Никита Иванович Акинфов дает ему, попу Потапу, с причетники годовую денежную и хлебную ругу».

Во владении окольничего Н. И. Акинфова находилось, по данным сказкам 1719 г., поместья и вотчин в разных уездах 3622 чел. крестьян и 8330 четвертей с осьминой земли. Он имел от первого брака с Феодорою сына Григория и дочь Анну, бывшую замужем за князем Г. Д. Юсуповым-Княжевым, а от второго брака с Аксиньею Абрамовною Лопухиною сына Канбара, сосланного в Сибирь; у последнего был сын Николай.

В 1720 г. Никита Акинфов, находясь под следствием «в его императорского величества деле», содержался под караулом в петербургской крепости; в это время у него были отписаны все имения на великого государя. «17 марта 1721 г. по именному указу его величества и по розыску из Преображенской канцелярии он, Акинфов, по старости послан в Кириллов монастырь, что на Бело-озере, для пострижения и в том монастыре велено быть ему в братстве до кончины живота неисходно; а в поместьях и вотчинах, которые за ним были, предоставлено Акинфову учинить наследником кого он хочет».

Никита Иванович согласно высочайшего указа делает наследником ко всему своему имению родного внука Николая Канбарова Акинфова, подает об этом челобитную в Юстиц коллегию 27 апреля того же года и затем поступает в монастырь под именем Иоанникия. Узнав об этом лейб-гвардии майор князь Г. Д. Юсупов-Княжев и находя распоряжение тестя своего Никиты Акинфова неправильным, подает от себя челобитную в Юстиц коллегию, в которой он указывает: «в 1721 г., государь, Никита Иванович Акинфов по должности своей родительской обещал дочери своей, а моей жене княжне Анне половину отдать своих деревень… а ныне помянутый Акинфов показал всем своим деревням наследника внука своего Николая Канбарова сына Акинфова, которого отец за вины с наказанием кнутом сослан в ссылку и деревни его взяты на ваше величество, а которые деревни он, Канбар, получил в приданное за первою и второю женами и те деревни ныне во владении у Николая с мачехою его. Прошу вашего величества не вели потому его Акинфова челобитью учинить наследником внука его Николая, а вели, государь, за мою службу и по первому его Никитина обещанию учинить наследницу дочь Никитину, а мою жену княгиню Анну, понеже помянутого Николая отец Канбар был меньшой брат моей жены и был от другой Никитиной жены сын, а других наследников к тем деревням ближе моей жены никого нет».

К этому делу, производившемуся в Вотчинной коллегии, были представлены письма монаха Иоанникия Акинфова к своей дочери княгине Анне Юсуповой-Княжевой о лишении наследства внука своего Николая за непочтительность и расточительность. Потом дело рассматривалось в Сенате в 1725 г. и по решению оного определено: из всего имения, принадлежавшего Н. И. Акинфову 3 части отдать в наследство его дочери княгине Анне Никитичне Юсуповой-Княжевой, а 1 часть оставить во владении жены родного внука его Федора Григорьевича вдовы Ирины Исленьевой.

В 1728 г. вследствие прошения Николая Акинфова дело о правах наследства снова было рассмотрено Сенатом, и по решению оного все родовые имения Акинфова были отданы в наследство упомянутому родному внуку Николаю Петровичу (Канбарову) Акинфову, от которого в 1729 г. село Сергиево-Комягино перешло по купчей крепости к Василию Аврамовичу Лопухину, а у него куплено в 1749 г. графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым. При Сергиевской церкви были священники: Иван Герасимов 1704 г., Иван Иванов 1720 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Очередные торги за право аренды части «Дачи Мамонтова» - «Дачи М. А. Горбова» в Пушкинском районе Московской области…

  • Усадьба ЛЮБИМОВКА с Сергеем Безруковым в главной роли

    В усадьбе Любимовка Станиславского состоялась торжественная церемония открытия фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».…

  • Дачу А.М. Горбова (дачный комплекс С. И. Мамонтова) сдадут в аренду по программе рубль за метр

    Еще одну сгоревшую дачу по Ярославскому направлению предлагают восстановить, теперь уже по программе «рубль за метр». В середине 60-х гг. XIX…

  • В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

    Совсем недавно, на масленицу, Федор Иванович Тютчев пригласил меня с дроном в усадьбу Мураново, но, к сожалению, обещания не сдержал и сам не…

  • Усадьба Мураново. Король, красавицы и Салтычиха

    Собрание Музея-заповедника "Усадьба Мураново", пополнилось 13-ю литографированными листами с живописных портретов из галереи баварских…

  • Усадьба Мураново в фильме "Станционный смотритель", 1972 год

    В 1972 году молодой режиссер Сергей Соловьёв экранизировал повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Это была уже четвертая…

  • Усадьба ДОБРОЕ (Аксенки), Московская область, Пушкинский район

    Усадьба Доброе известна со второй половины XVIII века, когда ей владели представители семейства Кнутовых. Самым известным из них являлся Федор… Усадьба ЦАРЕВО, Никольская церковь, Московская область, Пушкинский район

  • Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода