Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Красота природы в произведении кладовая солнца. Образ природы в сказке-были М

Единство природы и человека в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

Показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

Сделать мудрые выводы о высоком назначении человека - быть ответственным за всё живое на земле;

Раскрыть иносказательность и символику языка произведения;

Пробудить в учащихся чувство переживания;

Воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

Раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока

Каково настроение?

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?

Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - лирике природы, художнике-мыслителе.

Какое произведение дома прочитали?

2. Кроссворд

Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)

Запись даты и темы в тетрадь .

Эпиграфом, спутником нашего урока явл.: «Охранять природу - значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц - опроса.

БЛИЦ-ОПРОС :

В каком году написана сказка - быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

Имена героев произведения? (Настя, Митраша)

Название болота, возле которого жили дети?(Блудово)

Топкое место в болоте? (Слепая Елань)

Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

А что значит Отечественная?

Какое хозяйство досталось детям после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

3.Д\з

д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.

( О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).

Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…

- Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)

Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?

Перифраза, гипербола

4. Беседа о жанре

- Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)

Перечислите эти 3 рода. (эпос, лирика, драма)

Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)

Что такое быль?

А что мы называем сказкой?

5. Работа со словарем.

А где можно посмотреть толкование слова?

Быль - то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Задание: подберите синонимы: действительный - реальный,существующий, невоображаемый.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)

6. Работа в группах

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.

1 группа находит сказочные моменты в произведении.

2 группа - реальные моменты.

3 группа определяет функцию слияния реального и сказочного. Задание закончить предложение: «Сказка и реальность переплетаются в произведении. Автор хотел сказать, что ……..» где бы не находился человек, кем бы он ни был (большим или маленьким), с какой бы целью он не обратился к природе (добыть полезные ископаемых или набрать ягод) природа всегда будет ему помогать, кормить, а человек должен нести ответственность перед всем живым на земле. Эта мысль воплощается в главных героях произведения - Насте и Митраше.

4 группа - работает у карты

К какому выводу пришла 3 группа?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Отправимся и мы вслед за нашими героями

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака - друг человека, и волк - враг человека.

Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)

Здесь же противопоставлены собака и волк - друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда -то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

- Как природа помогает понять настроение спорящих детей?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой -облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)

А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

Фрагмент

А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова?

(Автор хочет нам сказать, природа - это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)

Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?

- В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

О чём же говорит писатель? О торфе?

Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. «Кладовая солнца» - это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».

Рефлексия

Домашнее задание.

Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину».

Закончить предложение. « Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..

Выписать эпитеты к слову солнце.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Зачем отправились ребята к лес?

>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Человек и природа

Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль «Кладовая солнца» не является исключением. В ней он также талантливо обрисовывает мир окружающей природы. Каждое деревце, каждое растение, каждое живое существо, все имеет значение в ходе повествования.

Из этого произведения мы узнали, насколько полезной может быть кислая ягода клюква, где она растет, когда ее лучше собирать. Несмотря на то, что ее принято было собирать поздней осенью, от автора мы узнали, что вкусной она становится, только полежав под снегом. В «Кладовой солнца» открывается и новое видение болота. Если раньше мы думали, что это просто темная и непривлекательная трясина, то от автора мы узнали, что болото хранит в своих недрах заряженный солнцем торф, которого «хватит для работы большой фабрики лет на сто». Нередко геологи называли болото «кладовой солнца».

Словно в сказке в произведении Пришвина предстают деревья и травы. Елочки в лесу похожи на людей. Они имеют чудные фигуры, могут грозить опасностью. Так, например, одна елка подняла свой голый сук, словно хочет погладить прохожего, а другой палкой она уже готовиться прихлопнуть тебя. Описание смены погоды также может нагнать страх на человека. По словам автора Блудово болото могло «зарычать, завыть и застонать». По одной легенде на болото когда-то упали два семечка: одно – от сосны, а другое – от ели. И выросли на одном месте два больших дерева. Стоят там они уже лет двести вместе. Как ветер завоет, начинают дружно качаться и стонать на все болото, словно живые.

По описанию природы в рассказах Пришвина можно сделать вывод, что автор призывает людей бережно относиться к природе, так как все ее частицы абсолютно живые. Такое же отношение автор проявляет и к животным. Он с любовью описывает все хозяйство сирот Насти с Митрашей . Так, каждое утро Настя «выгоняла свое любимое стадо». А Травка , собака лесничего , так любила своего хозяина, что и после его смерти жила под остатками дома.

По рассказу дети однажды решили сходить на болото за клюквой и разминулись по дороге. Митраша выбрал более тонкую, опасную дорогу, а Настя – широкую, проторенную. Митраша по дороге попал в беду, так как его затянуло в трясину, а Настя, найдя целое поле клюквы, забыла как о себе, так и о брате. На счастье там охотилась на зайца Травка. Она то и вытащила мальчика из болота. Более того, она признала в нем нового хозяина, словно учуяла в нем покойного Антипыча. С тех пор она Митрашу не покидала. Как и всякая добрая сказка «Кладовая солнца» имеет счастливый конец. Митраша был спасен, серого волка, который держал в страхе всю округу, он подстрелил, а Настя осознала свою жадность к ягодам и решила исправиться. Всю корзину с клюквой она отдала детям, эвакуированным из Ленинграда.

Михаил Михайлович Пришвин – один из самых замечательных, на мой взгляд, советских писателей вообще. Его произведения, конечно же, не затрагивают какие-то высоконаучные, политические или эфемерные темы, вроде смысла жизни, но, тем не менее, они чрезвычайно сильны. И сила их не в научном или высокохудожественном слоге, а в простоте. А простые произведения, я считаю, способны произвести гораздо более впечатление на читателя, нежели книги, сложные для понимания, пусть и хорошие.

Пришвин считается признанным классиком, и коньком его было, несомненно, описание картин природы, а вернее, взаимодействия природы и человека, причём человека хорошего, доброго, такого, для которого природа является домом и матерью, бережно к ней относящегося и оберегающего её. Именно об этом и рассказывает одно из самых выдающихся его произведений «Кладовая солнца».

События этой повести разворачиваются в местности средней полосы России, в болотистом и глухом краю, куда отправились на «ягодную охоту» двое детей – Настя и Митраша. Дети есть дети – по пути они поссорились по поводу того, по какой тропинке им следует пойти, дабы добраться до ягодной полянки: в итоге они разделяются, и тут-то и начинаются главные события истории.

Природа оказывает детям (в особенности - Митраше) холодный приём, но тем самым преподаёт им хороший урок, наверняка, запомнившийся им на всю оставшуюся жизнь. Путь Насти начинается благополучно – она находит ягодное место, напрочь забывая при этом брата. Митраша же вынужден вступить с матерью-природой в борьбу. Болотистая местность не терпит панибратского и пренебрежительного к ней отношения – «мужичок в мешочке», как окрестили мальчика соседи, запоминает это хорошо после того как он чуть было не утонул в трясине, решившись беспечно срезать путь. И, когда, казалось бы, судьба повернулась к маленькому герою спиной, Природа, как настоящий учитель, убедившись, что её бестолковый ученик всё же усвоил урок, спасает его, вырывая из цепких лап древней кладовой солнца. Полуодичавшая собака Травка слышит мольбу Митраши, и спасает его, вытягивая его из болота. Митраша счастлив, он благодарен судьбе за то, что всё обошлось, и, в особенности, Травке, которая становится верным их с сестрой другом.

Мы видим, что Михаил Михайлович, завершил этот довольно напряженный сюжет счастливым финалом в свойственной ему манере. Каждый вынес свой урок: Настя уже наверняка никогда не будет столь увлечена сбором ягод вплоть до того, чтобы забыть о брате, Митраша всегда впредь будет аккуратен на болоте и сохранит навсегда в себе понимание того, что далеко не всё в этой жизни зависит от него. Травка же… Травка просто обрела новых хозяев, тем самым была вознаграждена за долгое время одиночества.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку...
К. Г. Паустовский

Наиболее известным произведением Михаила Михайловича Пришвина является сказка-быль «Кладовая солнца», написанная после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Она отличается как занимательным сюжетом, так и поэтическим описанием картин русской природы.
«Кладовая солнца»... Так Пришвин образно назвал залежи торфа на болотах. Это естественным образом сформировавшийся источник топлива, предназначенного человеку в наследство. Само название сказки- были говорит о том, что человек - часть природы и всем ей обязан.
Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные.
Главные герои произведения - Настя и Митраша - необычайно близки к природе. Даже описывая внешность девочки, Пришвин не избегает сравнения с представителем животного мира: «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках». Дети живут в гармонии с окружающим миром, вместе с домашними животными, которые воспринимаются ими как члены семьи и без которых они не смогли бы выжить. Брату и сестре помогают корова Зорька, телушка Дочка, петух Петя, поросёнок Хрен.
Животные изображаются автором так, что мы начинаем им сочувствовать, как людям. Собака Травка, оставшаяся одна после смерти своего хозяина лесника Антипыча, вызывает у нас не меньшую жалость, чем осиротевшие Настя и Митраша. Она одинока и вынуждена жить для себя. Жалобный вой Травки напоминает плач человека. Именно она утешает Настю, потерявшую брата, она помогает Митраше вылезти из болота.
Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали». В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа - такое же живое существо, как и человек.
Сказка-быль «Кладовая солнца» - необычайно органичное произведение. Природа у Пришвина не агрессивна и не враждебна к людям. Наоборот, она становится защитницей одиноких детей, попавших в беду, их помощницей. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода