Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием методов моделирования «Волшебный мир сказок

Ненецкая сказка «Кукушка»

Программные задачи:

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Дети:На Севере.

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Ответы детей.

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка «Птички»

Песни распевают.

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».

Тут побежали дети за матерью.

Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

Обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

Учить детей оценивать поступки героев произведения;

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам, используя речь-доказательство.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, макет чума, изделия из меха.

Литература: «Ознакомление дошкольников с; окружающим и социальной действительностью».

Хрестоматия для маленьких. (Сост. .) М., 1987.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, мы с вами живем на Севере. Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка». Ответьте на вопрос, какие народы населяют тундру?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ханты, ненцы, манси, селькупы – коренные жители Севера. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова).

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает макет чума). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

Хантейские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

(М. Шульгин)

На ногах обувь тоже из оленьего меха. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Ребята, скажите, пожалуйста, какая на Севере зимняя ночь: длинная или короткая?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, зимой на Севере ночи длинные и темные. А вот летом ночей почти не бывает. Поэтому их называют белыми. Вестницей белых ночей можно назвать кукушку.

Белые ночи, белые ночи,

Неба распахнуты очи…

Сейчас немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. Игра «Летняя или зимняя ночь».

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по содержанию.

1. Почему мама превратилась в кукушку!

2. Правильно ли поступили дети по отношению к своей матери?

3. Чему учит эта народная сказка?

4. О чем предупреждает?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, ребята! Надо всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми. Ведь в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да хлеб сладок». А какие пословицы о труде вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель повторно читает сказку.

НОДс детьми старшей группы Тема «Ненецкая народная сказка «Кукушка» »

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:

Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка» Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, пимы) Способствовать передаче на бумагу с помощью изобразительных средств понравившегося отрывка из литературного произведения Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению Способствоватьвоспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная

Материалы и оборудование: картинки с изображением кошки и птиц (снегиря, вороны, кукушки), текст сказки «Кукушка», иллюстрации к сказке, презентация с фотообъяснением новых слов, альбомные листы, цветные карандаши

Предварительная работа: Рассматривание изображения кукушки, беседа о птице и её повадках. Выставка книг со сказкой в оформлении разных художников.

Ход совместной деятельности:

1.Вводная часть

Игра «Найди лишнее» (лишняя картинка «кошка», т. к. на остальных изображены птицы, лишнюю картинку убираем)

Вы узнаете название сказки, если отгадаете загадку:

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка) (находим среди трех картинок нужную с изображением кукушки)

2. Основная часть

Словарная работа (показ презентации)

ненцы – жители севера России;

тундра - холодные северные безлесные пространства;
чум – жилище ненцев, шалаш покрытый шкурами;
пимы – зимняя обувь северных народов — высокие сапоги из шкур с ног оленя мехом наружу;
малица – у жителей Крайнего Севера: длинная верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу

А сейчас послушайте, пожалуйста, ненецкую народную сказку «Кукушка».

Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций.

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Какими были дети? ( , злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными)
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы, прочитать отрывок)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)

по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»

Программные задачи:

Образовательная область « Коммуникация»

Развивать умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами. Совершенствовать диалогическую форму речи:

    активизировать мышление при помощи вопросов поискового характера; поощрять желание высказывать свою точку зрения; закреплять умение отвечать на вопросы, используя развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Развивать умение придумывать свои концовки сказки.

Образовательная область « Социализация»

Развивать способность распознавать эмоциональные состояния: радость,

грусть, и реагировать на них.

Воспитывать чувство уважения и любви к маме, желание помогать ей, оберегать ее, доставлять радость. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

Образовательная область «Познание»

Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте, насыщенности, правильно называть их (светло-зеленый, светло - розовый)

Образовательная область «Художественное творчество»

Побуждать создавать композиции, дополняя их деталями.

Предварительная работа:

рисование портретов мам, изготовление открыток – поздравлений, чтение и драматизация ненецкой сказки «кукушка» во деятельности детей.

Материалы и оборудование:

опорные карточки для рассказывания сказки, фотографии мам детей в рамках, рисунки портретов мам детей, коробка сюрпризов, розочки сделанные своими руками.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей к стене творчества, на которой развешены портреты мам, выполненные детьми.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку (И..Косяков) :

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз? (Мама)

А вы знаете стихи о маме? кто хочет прочитать?

(дети читают по желанию стихи о маме).

Вот какие замечательные строчки написали разные поэты о маме.

Если бы вас попросили нарисовать эти стихи красками, какого цвета краски вы бы взяли?

Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили на эти стихи?

Почему стихи о маме вызывают у вас такие чувства?

Не так давно мы с вами услышали необычную историю, я нашла иллюстрации к ней, попробуйте узнать, что это за история.

Жила-была бедная женщина.

Было у нее четверо детей.

Не слушались дети маму,

играли на снегу с утра до вечера.

Рыбу мама одна в реке ловила,

дети маме не помогали.

Однажды мама тяжело заболела.

Просила детей, принести водички!

Не пошли дети за водой.

Захотели дети есть, пришли в чум.

А мама посреди чума стоит.

Вдруг обернулась мама птицей и улетела.

Мама, мы тебе водички принесли

ку-ку! Ку-ку! Не вернусь я!

Дети: это ненецкая сказка "Кукушка".

Если вы узнали сказку по иллюстрациям, то, наверное, сможете ее рассказать, попробуйте рассказать ее по цепочке. (Дети по цепочке рассказывают сказку, пользуясь опорными схемами предложений.)

Ребята, какая эта сказка по характеру? (Эта сказка грустная)

Положите руку себе на сердце, что чувствуют ваши сердечки, после рассказывания этой грустной сказки?

Какие сердца у четырех братьев?

Помните ли вы, какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? (Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Почему такими словами заканчиваются наши сказки? (каждая сказка чему-то учит своих читателей - добру, трудолюбию, и т. д.)

Представьте себе, что каждый из вас может послать срочную телеграмму в эту сказку. Хотели бы вы совершить такое волшебство? Что поможет вам в этом, что нужно для волшебства? (Волшебный предмет, волшебные слова) вы готовы совершить волшебство?

Физкультминутка «волшебные слова»

мы отправим весточку

В грустную сказку.

Помоги нам, солнышко,

Передать подсказку

мамочке-кукушке, (Взмахивают руками)

непослушным детям. (изобразить борьбу)

Помоги, пожалуйста,

Нам веселый ветер! (бег по кругу)

Вместе с нами закружись, (поворот вокруг себя)

Волшебство, осуществись!

(дети, передавая друг другу волшебную палочку, произносят слова «телеграмм», адресованных героям сказки.)

Как вы думаете, после такого волшебства сказка изменилась? Как?

Ребята, у нас в группе появился чемоданчик «сюрпризов». Давайте заглянем в него. Посмотрите, может там и сегодня есть какой-то сюрприз для вас?

(дети достают «фотосюрприз»).

Узнаете, кто запечатлен на этих фотографиях? Расставляйте фотографии мам на столе, послушайте свои сердечки. Что вы чувствуете?

Расскажите, пожалуйста, за что вы любите своих мам?

Что каждый из вас делает, чтобы мама чаще улыбалась?

Бывает ли такое, когда мама смотрит на вас с огорчением? В каких случаях?

Что бы вы хотели пожелать своим мамам? (дети произносят пожелания для мам)

Такие пожелания вы сможете сказать своим мамам в день 8 Марта. Ваши мамы любят цветы, давайте подарим им букет сделанный своими руками.

(Дети наклеивают цветы на заранее приготовленный лист ватмана)

Что вы поняли из сегодняшнего нашего разговора?

Мне очень приятно, что вы так любите своих мам, стараетесь их не огорчать. Я хочу подарить вам строчки из рассказа о маме, который написал Юрий Яковлев

Мама, закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом, даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. "РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ КУКУШКА".

12.06.2012, 17:53

РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ «КУКУШКА» (ОБР. К. ШАВРОВОЙ).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании ненецкой народной сказки «Кукушка»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в подвижной игре.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа на тему «Как я помогаю маме», заучивание пословиц о труде.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация к сказке «Кукушка.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Бескрайние просторы тундры, бесчисленные нити рек опоясывают зеленую тайгу, озёра - блюдца жемчугами блестят на янтарной зелени мхов. Редко проглянет из-за пелены облаков солнышко, а ночью то тут, то там вспыхивают и играют блики северного сияния. Это - Крайний Север. Испокон веков на земле этой жили ненцы, ханты, манси.
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? (ответы детей)
2. ФИЗМИНУТКА. Игра « Летняя или зимняя ночь».
Воспитатель показывает детям два листа. Один лист окрашен в светлый тон - белая летняя ночь, другой темный – зимняя ночь. Под музыку дети выполняют различные танцевальные движения. Воспитатель показывает темный лист – дети «засыпают», светлый лист – дети танцуют.
Воспитатель. У северных народов свои песни и танцы. А еще они сочинили, придумали много народных сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок, называется она «Кукушка».
3. Чтение сказки. «КУКУШКА»
Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши.
Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:
- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит:
- Я без пимов. Другой говорит:
- Я без шапки. Третий говорит:
- Я без одежи.
А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:
- Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.
Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.
И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.
Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:
- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали:
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

4. Беседа.
- В сказке встретились такие слова: чум, пимы, малица. Как вы понимаете их значение?
Чум - жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами.
Пимы - высокие сапоги из оленьей шкуры.
Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
- Как жилось детям в этой семье? (Детям жилось хорошо: бегали до вечера, никакую работу по дому не делали, даже за собой не убирали.)
- А что вы можете сказать о том, как жилось их матери? (Их матери жилось нелегко: «Дети занесут в чум сугробы снега, а мать убирай, одежду промочат, а мать суши!» Всю работу она выполняла одна, никто ей не помогал...)
-Изменилось ли отношение детей к матери, когда она заболела? (Отношение детей к матери не изменилось даже тогда, когда она заболела. Дети не заботились о матери, даже водицы не подали. Они играли на улице, а в чум заглянули только потому, что хотели есть.)
- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? (Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными.)
- Сказки народов Севера такие же мудрые и поучительные, как сказки других народов мира: они порицают зло, а утверждают добро. В них поднимаются важные нравственные проблемы, актуальные и сегодня.
5. Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Дети передают мяч друг другу и говорят ласковые слова о маме.
6. Рефлексия.
- Какую сказку мы прочитали? О чём она?
- В какую игру играли?
- Какое у вас настроение?


Конспект по ознакомлению

с художественной литературой

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».

Цель:

Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;

Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;

Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

Материал:

оформленные текс писем;

иллюстрации к рассказам «Живая шляпа» , «На горке» , « Мишкина каша»

портрет Н. Н. Носова;

аудиозапись рассказа «Огурцы»;

иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».

Предварительная работа:

чтение рассказов Н. Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Мишкина каша» рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.

1.Игровое упражнение «От кого письмо?»

Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо, а вот кто его отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.

Дело в том, что в письме написан текст, а вот кто его написал неизвестно.

Воспитатель читает текст письма, задаёт вопросы детям.

Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?

«Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять…… Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»(Вовка и Вадик)

Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».

Воспитатель:« Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

  О, говорит,   хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

  Ого!   говорит.   Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё»

Дети: А это Котька из рассказа «На горке».

«- Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

- Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.

- Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!»

Дети: «Мишкина каша»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех

Дети: Николай Николаевич Носов.

2.Рассматривание иллюстраций (слайды)

Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.

Показ слайдов произведений Н.Носова

ЗАДАЧИ:

Закреплять знания о признаках осени;

Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;

Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;

Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.

ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…

Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грустные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся милый друг,

Что за время года?...

Дети отвечают: Осень

Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:

Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…

Дети отвечают.

Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)

На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»

После просмотра звучит музыка дождя…

В.:-приглашает на физкультминутку

Физкультминутка:

Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх

Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу

Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят

Вниз

Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку

Появился гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.

Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой

В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.

Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).

В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.

Дети отвечают.

В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.

ОСЕНЬ

Что ни день-то резче вечер

Рвет в лесу листву с ветвей …

Что ни день-то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко как-будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед. И. Мазнин

После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.

В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?

Как об этом говорится в стихотворении?

Дети отвечают.

В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?

Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.

В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?

В.:-Как его надо рассказывать?

Дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).

Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.

Дети отвечают.

Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.

В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.

Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.

Светлана Сухова
Конспект открытой НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского»

Цель : Приобщение детей к словесному искусству посредством удивительного мира сказок

К. И. Чуковского . (Закрепление знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского )

Задачи :

Обучающие : Вспомнить с детьми название и содержание произведений К. И Чуковского , с которыми познакомились раньше , пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями , учить понимать юмор его произведений. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям .

Развивающие : Развивать интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений. Развивать творческое воображение, соучаствовать в предлагаемых воспитателем «сказочных » ситуациях. Развивать внимание, зрительную и слуховую память.

Воспитывающие : Воспитывать любовь к сказкам , учить воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Активизация и обогащение словаря : кочерга, корыто.

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, художественно -эстетическое развитие, познавательное развитие , физическое развитие.

Предварительная работа : Чтение произведений К. И. Чуковского – «Айболит» , «Мойдодыр» ,

«Муха-цокотуха» , «Телефон» , «Тараканище» , «Федорино горе"; оформление книжной выставки, книг-юбиляров К. И. Чуковского ; заучивание отрывков из произведений; просмотр м/ф по мотивам произведений К. И. Чуковского .

Оборудование : Книжная выставка «Сказочный мир сказок К . И. Чуковского », портрет К. И. Чуковского , рисунки детей по творчеству произведений К. И. Чуковского , телефон, большая книга сказок с оформленными страницами : изображения на страницах- «маленький комарик с фонариком» , «силуэты с изображением шапочка с красным крестом, очки, лекарства); вещи-подушка, одеяло, простыня маленьких размеров; пазл-«Мойдодыр» ; костюм Федоры-косынка, фартук, тапочки, половник, баранки; музыкальное оформление : телефонный звонок, сказочная музыка , музыка бури и ветра; медали для детей «Знаток сказок » .

Последовательность работы

Этюд «Приветствие»

Доброе утро, дети! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!А сейчас давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им тоже доброго утра!

(дети здороваются) .

А сейчас давайте вместе улыбнёмся вправо. Улыбнёмся влево, улыбнёмся нашим гостям. И гости в ответ улыбнутся нам тоже. Замечательно!

«Вхождение в ситуацию»

Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную мир литературы одного писателя , который очень любил детей и сказки . Ещё он любил разных животных, больших и маленьких, добрых и не очень, а сказки он писал – конечно для маленьких детей. Вы догадались, о каком сказочнике я веду разговор ? (ответы детей) .

Какие сказки Чуковского вы знаете ? (ответы детей)

Вам нравятся сказки Корнея Чуковского , почему? (потому что они добрые, весёлые, интересные.)

«Литературный этюд »

«Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Игровая ситуация «Телефонные загадки»

Раздаётся телефонный звонок : (воспитатель ведёт диалог) - Кто говорит? Слон. –Откуда? -От верблюда. –Что вам надо? –Шоколада. Ребята, с какой сказки нам позвонили ? (ответы детей : «Телефон» )

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? (ответы детей… –учит понимать юмор, поднимает настроение.)

Раздаётся телефонный звонок : «Принесите-ка мне, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!»

Ребята, а это из какой сказки нам позвонили ? (ответы детей : «Тараканище» ). А какой по характеру тараканище, как вы думаете? (ответы детей : злой, страшный , рыжий, усатый, злодей, чудовище и т. д.). А вы можете мне его изобразить, передать мимикой, жестами? (дети показывают) .

Ой, как мне страшно , и гости наши испугаются. Страшным и грозным быть хорошо? (нет) .

Как вы думаете, чему учит эта сказка ? (ответы детей…-она учит быть смелым, никого не бояться., тогда давайте улыбнёмся друг другу и будем всегда только –добрыми.

Речедвигательная гимнастика : «Добрым быть совсем не просто» (с элементами пальчиковой гимнастики)

«Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Как замечательно мы с вами поиграли, и стали с вами ещё добрее.

Игровая ситуация «Волшебная книга сказок »

(Звучит сказочная музыка .)

Ребята, обратите внимание, какой яркий свет излучает одна из них. Воспитатель с детьми подходит к выставке и обращает внимание на большую книгу сказок .

Воспитатель : Перед нами большая книга сказок , открываю и читаю : (звучит музыка ветра) «Однажды в книге сказок случилась буря , был сильный ветер и всё там перепутал, и теперь герои сказок перепутали свои страницы , поможем им разобраться?

Дети соглашаются.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением «комарик с фонариком» ,

Как вы думаете откуда эта страница , из какой сказки ? (ответы детей- «Муха-цокотуха» , а кто-то может вспомнить, рассказать строки из этой сказки : «Вдруг откуда-то летит, Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.», «Бабочка красавица, кушайте варенье…» , может ещё кто-то может добавить. Молодцы, ребята.

А вот посмотрите, ещё одну страницу с изображением , но только…сильный ветер потрепал страничку , и на ней видны одни силуэты. (атрибуты)

Воспитатель обращается к детям : Что вы тут видите? (красный крестик на шапочке, очки, лекарства. Кому это всё принадлежит)

Дети : эта страничка из сказки «Айболит» .

А кто-нибудь желает рассказать отрывки из данной сказки ? («Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится, И корова и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!» и т. д.)

Ребята, а с этой странички сбежали подушка , одеяло, простыня…Вы догадались, из какой они сказки ? (ответы детей : Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня, «Надо, надо, умываться по утрам и вечерам» …) Дети, но когда главный герой бежал из этой сказки , он рассыпался на пазлы, я предлагаю вам вместе собрать его.

Игровое упражнение «Собери пазл «Мойдодыр»

(дети собирают пазл на ковре, получается – Мойдодыр) . Молодцы, справились с заданием.

«Появление Федоры и решение проблемных ситуаций»

Ребята, к нам кто-то пожаловал в гости, вы сейчас соберите пожалуйста пазл в коробочку, а я пойду встречу гостью.

Выходит Федора с половником и плачет : -Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой! Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я? (правильно, я Федора Егоровна) . Я к вам в детский сад попала со странички этой книги .

Вы не видели, тут посуда моя не пробегала? (ответы детей)

Почему же они от меня убежали? (ответы детей)

Что ж мне делать, как мне быть, как посуду воротить? Дети предлагают варианты.

-Федора : Ой, спасибо за совет, вот вам баранки на обед. (Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать!»). До свидания ребята, побежала я посуду чистить.

Заключительная часть

Ребята вот мы и закрыли последнюю страничку нашей книги . Вам понравилось наше путешествие по сказкам ? (ответы детей) . Что больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей)

Я думаю мы с вами продолжим знакомство со сказками К . И. Чуковского . Вы были сегодня очень активными, находчивыми, и отлично показали свои знания в литературе . Хочу вручить вам каждому медаль : «Знаток сказок » . Вы сегодня были молодцы, можно себе поаплодировать.


Подробный конспект образовательного мероприятияОрганизационная информация
Мероприятие, область применения. Непосредственная образовательная деятельность. Ознакомление с художественной литературой
Возрастная группа,
количество человек Подготовительная группа, 12 детей
Продолжительность мероприятия 30 минут
Методическая информация
Тема занятия/мероприятия
Ознакомление со сказкой В.В. Бианки «Теремок»
Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) обучающее
Цели занятия/ мероприятия
Познакомить детей со сказкой «Теремок» В.В. Бианки. Воспитывать интерес к литературе.
Задачи занятия/ мероприятия
- Активизировать речь детей;
- Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
- Закреплять названия лесных диких животных;
- Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и природным объектам;
- Воспитывать любовь к сказкам.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят
дети в ходе занятия/ мероприятия Развитие:
- грамматического строя речи;
- словарного запаса;
- внимания, памяти;
- любви и уважения к природе.
Предварительная работа
- Знакомство с биографией В.В. Бианки;
- Чтение сказки В.В. Бианки «Сова;
- Дидактическая игра «Кто где живет»;
- Знакомство детей с сычем и куницей;
- Разучивание загадок о лесных диких животных.
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Сказка В.В. Бианки «Теремок» http://www.skazayka.ru/teremok-2/Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия Магнитная доска, магниты, столы, стулья по количеству детей, книга со сказкой В.В Бианки «Теремок»
Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.
Портрет писателя (Приложение 1)


Картинка сыча (Приложение 4)




Этапы занятия/мероприятия Время, продолжительность
этапа Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Действия воспитателя, инструкции ЗУНы и качества, которые формируются у детей на этом этапе
Инициация
(приветствие)
Вхождение в тему
Интерактивная лекция (инпут)
Проработка содержания темы
Разминка
Подведение итогов (рефлексия)
2 мин.
3 мин.
8 мин.
9 мин.
3 мин.
5 мин. АМО игра «Сигнал»
Цель:

Материалы не предусмотрены.
Технология проведения:
Воспитатель собирает детей в круг.
АМО «Отгадай загадку»
Цель: Отгадать загадку, связав ответ с темой занятия.
Материалы: Портрет В.В. Бианки
Техника проведения: Воспитатель читает детям загадку о теремке, и сообщает, что сегодня они познакомятся со сказкой В.В. Бианки «Теремок».
Цель: Сообщение новой информации; поддержка внимания к информации.
Материалы: Сказка В.В. Бианки «Теремок»
Техника проведения: Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок».
АМО Вспоминание сюжета сказки с помощью мнемо-таблиц.
Цель: Закрепить знания детей об услышанном новом материале.
Материалы:
Магнитная доска, магниты
Картинка дятла (Приложение 2)
Картинка скворца (Приложение 3)
Картинка сыча (Приложение 4)
Картинка белки (Приложение 5)
Картинка куницы (Приложение 6)
Картинка пчелы (Приложение 7)
Картинка медведя (Приложение 8)
Техника проведения: Воспитатель развешивает на магнитной доске картинки с животными сказки, и предлагает вспомнить сюжет сказки.
АМО Физкультминутка «Кто где живет»
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться
Создать положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировать внимание.
Материалы не предусмотрены.
Технология проведения: Дети выходят на середину зала в свободном порядке. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.
АМО «Понравилось – не понравилось»
Цель: Выяснить впечатления от занятия.
Материалы Магнитная доска, портрет В.В. Бианки, стикеры.
Технология проведения: Воспитатель вешает на магнитную доску портрет В.В. Бианки и просит детей приклеить стикеры согласно инструкции.

Дети стоят по кругу, держась за руки. Воспитатель передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока
«сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону.
Воспитатель показывает портрет Бианки В.В.
− Ребята, вы помните кто это? (Бианки)
− А какую сказку В.В. Бианки вы знаете? (Сова)
А сейчас я прочитаю вам еще одну его сказку, а как она называется вы узнаете отгадав загадку.
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Но висит на нём замок.
Этот домик - …(Теремок)
Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок».
− Ребята, как называется сказка, которую вы услышали? А сказка эта народная или авторская? А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек. Так как же зовут автора «Теремок»?
− Давайте вспомним, что же происходило в этой сказке? Где был сделан теремок? (В дупле толстого старого дуба).
Беседа по содержанию прочитанного произведения.
(Детям предлагаются иллюстрации с животными сказки, глядя на которые они вспоминают последовательность событий).
Кто поселился первым в теремке? (Первым в теремке поселился Дятел). Кто занял теремок после дятла? (Вторым жильцом стал Скворец – первый в роще певец). Кто прилетел потом? (Затем прилетел Сыч). Кто выгнал сыча из теремка? (Сыча прогнала Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка). Кто прогнал белку? (Белку прогнала Куница). Кого испугалась куница? (Куница испугалась пчелиного роя). Кто пришел последним? (Последним явился Медведь-мишка «вашему теремку крышка»).
Что он сделал? (Медведь развалил теремок).
− Что происходило с дуплом? (Оно увеличивалось.)
− Какую русскую народную сказку напоминает сюжет сказки В.В. Бианки «Теремок»? («Теремок»)
− Что же объединяет эти сказки?
Сюжет сказки. Сказочное действие располагается между моментом возникновения и разрушения теремка. В обеих этих сказках главные герои – животные. Все герои стремятся попасть внутрь теремка. В сказке В.В. Бианки конец такой же, как в русской народной сказке: пришел медведь и развалил теремок.
− Чем же отличаются эти сказки?
Одна сказка авторская, другая народная. В сказке «Теремок» представлены разные виды жилища: терем и дупло. В его народной сказке в теремке звери живут дружно, а в сказке В.В. Бианки прогоняют друг друга.
Воробей живёт (машем руками «крылья»)
под крышей. (соединили руки над головой – «домик»)
В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком»)
домик мыши. («домик» и изображаем «ушки» мыши)
У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь)
дом в пруду, («домик» и круг руками перед собой – «пруд»)
Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями»)
в саду. (руки вверх – «деревья»)
-Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд – «эй» и пальцы в «яичко» - «цыплёнок»)где твой дом? (руки развести, плечи поднять и «домик»)
- Он у мамы под крылом (помахать «крыльями»).
− Ребята, с какой сказкой вы сегодня познакомились? (Со сказкой «Теремок») Кто написал эту сказку? (В.В. Бианки) О чем эта сказка? (о жизни лесных жителей) Ребята, вам понравилась сказка? Если вам понравилось занятие, и вы хотели бы узнать другие сказки В.В. Бианки, то приклейте стикер на магнитной доске рядом с портретом В.В. Бианки, а если вам не понравилось занятие, то приклейте стикер в низу магнитной доски. Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки.
Настрой на занятие.
Развитие внимания и интереса к сказке.
Развитие мышления. Умения детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Умение вспоминать содержание сказки с помощью опорных картинок.
Снятие напряжения. Закрепление умения выполнять различные движения по тексту.
Умение делать выводы из услышанного материала.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода