Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Колония на берегу черного моря описание. Греческие города-колонии

Дата: 27.01.2017

Предмет: история

Тема:

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Планируемые результаты:

Предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Мотивационно-целевой этап.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел ввиду, мы узнаем на нашем уроке.

Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.».

В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Как вы думаете, почему?

Вспомните, что такое колония.

Какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью?

Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

(Презентация).

План урока:

Проблемный вопрос. Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

III . Работа по теме урока.

1. Почему греки покидали родину.

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII - VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

Я бедный крестьянин, - говорит один. – В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

Тут его перебивает второй:

У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь, а ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

Кто вы такие? – спрашивают их. – Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома.

Вы угадали, - отвечает один из них. – Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде работавшие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают:

Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.

Один из присутствующих хмуро молчит и не вмешивается в разговор.

Кто ты? – наконец спрашивают его. – По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?

Вы не ошиблись, - отвечает этот человек. – Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в VIII - VI вв. до н.э.?

(Составление схемы)

Кто покидал Грецию?

Голодные и нищие люди, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т.д.

Люди, вынужденные стать изгнанниками: аристократы из городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать.

Купцы, желавшие разбогатеть на заморской торговле.

Почему покидал?

Острая нехватка земель из-за перенаселения полисов.

Угроза голода.

Стремление греков развивать свою торговлю и ремесло.

Борьба между демосом и знатью.

2. В каких местах греки основывали колонии.

Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудно было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма остаться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9-10 км/ч. Но еще страшнее была встреча с пиратами.

Рассмотрите на стр. 152 колонию греков. На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их от имени купца и от имени военного.

(Примерный ответ.

Купец. Наш торговый корабль предназначается для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места.

Военный: Наш корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.)

Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.

Именно на таких кораблях греки пересекали Средиземное и Черное моря.

Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.», определите направления греческой колонизации.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Основные направления греческой колонизации:

Северо-Западное Средиземноморье

Северная Африка

Южные Апеннины

Малая Азия

Северное Причерноморье

Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокию, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» - и отплыли в западные моря.

В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известнк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь – символ мира, - и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города.

Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

Что привозили из колоний греческие купцы?

На что меняли свои товары греческие купцы?

(Составляется схема.)

Продавали: оливковое масло, вино, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

Покупали: пшеница, рабы, мед, шкуры животных, скот.

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

Как складывалась отношения греков с соседними народами, проживавшими рядом с их полисами? Ответьте на этот вопрос, работая с текстом п. 3 § 32 и дополнительным материалом.

Дополнительный материал.

Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России

(по рассказу Геродота).

В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием I . Но скифы, не вступая в сражение, заманили врагов в глубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от беспощадной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаться решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь – в земле. «Нет, царь, - возразил Дарию старый вельможа. – Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе богибните от наших стрел!» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

IV . Закрепление изученного материала.

Итак, почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называю великой?

Что дала грекам колонизация?

(На доске записываю последтсвия колонизации).

1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

2. Растут богатства греческих городов.

3. Греки приобретают новые знания.

4. Греки осознают себя единым народом.

5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

6. Растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

Заполните контрольный лист самопроверки.

1. Колония - это…

2. Колонизация – это…

3. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?

4. Где греки основывали колонии?

5. Чем торговали греки?

V . Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

§ 32, вопросы к §, заполнить контурную карту.

Цели:

  • Выявить причины «Великой греческой колонизации».
  • Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
  • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические обьекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
  • Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2004; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

II. Повторение предыдущего материала – 10 мин.

6 учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями: демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Задание для всего класса:

1. Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
2. Расскажите о государственном устройстве Спарты
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
4. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты)
Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

III. Изучение нового материала

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

1. План

1. Великая греческая колонизация:

а) почему греки покидали родину,
б) торговые и военные корабли древних греков,
в) трудности мореплавания.

2. Жизнь в заморских колониях.
3. Греки в северном Причерноморье.

– Ставим цель урока. Древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке, а поможет нам житель Эллады.

– Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель древней Греции и расспросить его о предстоящим путешествии. Вначале послушайте его рассказ, почему греки покидали свою родину.

«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.
Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.
Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.
Ятоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли,чем год торговли в Греции.
Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды.
В добрый путь!»

– Ребята! Теперь вы знаете, кто и по каким причинам покидал в VIII–VI веке до н.э. Грецию? (Бедняки, потерявшие свои участки; побежденные: демос или знать; те, кто хотел разбогатеть на заморской торговли: купцы)

Ответы фиксируются в тетради.
Школьники торопятся с вопросами: на чём путешествовали греки, чего они боялись, что брали с собой и т.д.
Рассказ жителя Эллады сопровождается демонстрацией иллюстраций.

«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.
Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

– Ребята! Перед вами военный и торговый корабль греков, на котором я поплыву. Сравните. Найдите различия в их размерах и формах. Почему скорость военного корабля была выше торгового?

– Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщая ответы, учитель отмечае т, что военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места..
В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Житель Эллады прощается с ребятами.

–До скорой встречи!

Работа по карте: откройте стр. 146 перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры».

– Ребята! Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

Ученик показывает и называет юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии.

– Какими условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
– Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Получив ответы, учитель продолжает: «Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток. (На карте при помощи яркой красной нити, которая закрепляется с помощью маленьких булавочек показать путь переселенцев)
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Ребята называют колонии расположенные на данных территориях.

– Морское путешествие закончилось, впереди берег. Пора нам и отдохнуть.

3. Физкультурная минутка

– Продолжим путешествие. Вот и долгожданная земля. Что нас ожидает впереди?
Ребята! Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию стр.145 «Греческая колония на северных берегах Черного моря» и опишем.

– А в каких местах греки основывали колонии? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте параграф 32, пункт 2. (Возле моря, источников пресной воды, на плодородны земля.)

– О том, как складывались отношения с местными жителями послушайте сообщение:

«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.»

– Ребята! Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
Что привозили из греческие купцы из колонии?
На что меняли свои товары греческие купцы?

4. Греки в северном Причерноморье

Материал изучается самостоятельно. Ребята читают легенду о скифском царе Скиле и отвечают на вопросы:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
– Чем занималась местное население? (стр 146–149)

5. Слово учителя: Легенда о Скиле показывает, что в VIII–VI веке до н.э. мы видим начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной. Здесь была хорошо развита архитектура, театр, литератур, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорён красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство.

IV. Закрепление

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

V. Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке греки до н.э. основали множество колонии. Где бы они не жили греки, они считали себя единым народом – эллинами. Их объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VI. Домашнее задание: Параграф 32. Составить рассказ от имени переселенца-колониста.

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?

Начиная со второй половины VII в. до н. э. на северных берегах Черного моря появились греческие поселения, на месте которых затем, в VI в., вырастали города, сыгравшие большую роль в исторических судьбах Причерноморья и Восточной Европы в целом.

По своему географическому положению бассейн Черного моря являлся звеном, связывавшим средиземноморские области с обширными равнинами Восточной Европы. Лиманы, заливы, бухты, северного черноморского побережья представляли большие удобства для стоянки судов. Могучие реки - Дунай, Днестр, Буг, Днепр, Дон, Кубань -открывали грекам возможность проникать вглубь причерноморских степей. Устья этих рек были богаты различной рыбой. Соленые озера у Буго-Днепровского лимана, по западному побережью Крыма и по берегам Азовско­го моря давали соль. Но самое главное, что привлекало греческих колонистов к Северному Причерноморью,- это хлеб, скот и, наконец, рабы. Греческий историк II в. до н. э. Полибий рассказывает, что в Понте, т. е. на Черном море, есть много полезного для жизни других народов. Окружающие Понт страны доставляли грекам скот и огромное количество «бесспорно отличнейших рабов», а также вывозили в изобилии мед, воск и рыбу, строевой лес, меха, шкуры и шерсть, но основным предметом вывоза служил зерновой хлеб, в котором так нуждалась значительная часть материковой, островной и малоазийской Греции.

В исторической литературе до недавнего времени господствовали представления, согласно которым греческая колонизация Причерноморья рассматривалась, как эпизод только лишь греческой истории. Сложная социальная и экономическая обстановка, возникшая в Эгейском бассейне в начале I тысячелетия до н. э., вынудила греков, согласно этим представлениям, начать интенсивную колонизационную деятельность. На первом этапе колонизация охватила область Эгейского моря и западного побережья Малой Азии; затем колонии были организованы в ряде областей западного Средиземноморья и, наконец, на берегах Мраморного и Черного морей. Такое представление правильно освещает одну сторону-связь основания греческих городов СеверногоПричерноморья собщим процессом греческой колонизации; но в нем совершенно не учитывается значение степени исторического развития населения областей, в которые направлялись греки. Между тем несомненно, что греческие города-колонии, снабжавшие метрополию хлебом и другими продуктами, могли возникнуть лишь там, где все эти продукты не только имелись, но и выступали в качестве товара. Другими словами, социально-экономическое развитие местных северопричерноморских племен (скифов, меотов, сипдов и т. д.), как земледельцев, так и скотоводов, также обусловило греческую колонизацию северных берегов Черного моря. История античных городов па Черном море должна рассматриваться как факт не только греческой, но и восточноевропейской истории.

Среди других греческих городов в причерноморской колонизации главная роль принадлежала малоазийскому (ионийскому) г. Милету, имевшему большое значение в греческой истории VII-VI вв. до н. э. Милет являлся одним из крупнейших центров ремесленной и торговой де­ятельности восточного Средиземноморья, а также важным очагом античной пауки и искусства. Согласно древнегреческому преданию, несомненно преувеличивающему, выходцы из Милета основали до 90 колоний. Основным стимулом интенсивной колонизационной деятельности служило то, что в Милете в VII-VI вв. до н. э. происходила ожесточенная борьба классов и внутриклассовых группировок. Крупная землевладельческая и торговая аристократия, получившая кличку «вечных мореходов», составляла несколько враждующих групп. Одновременно шла борьба аристократии против демократических слоев населения, главным образом ремесленников. Борьба велась долго и с переменным успехом. Временные победы то одних, то других групп должны были стимулировать колонизацию, так как нередко при победе той или другой группы побежденным приходилось покидать родину и искать себе новых мест для поселений.

Освоение милетяпами Черного моря проходило постепенно. Сначала они укрепились на Мраморном море, затем на южном и юго-восточном побережье Черного моря и только потом уже перешли к колонизации западного, северного и северо-восточного берегов.

Несомненно, что древние греки задолго до основания городов были знакомы с северными берегами Понта и местным севернопричерноморским населением, что отражено в греческих мифах и подтверждается отдельными археологическими находками, относящимися к более раннему времени. Сначала посещения греками Северного Причерноморья были нерегулярными, затем стали более частыми. Стали завязываться торговые связи греков с местным населением. Торговля часто сопровождалась грабежом и насилием. Греческие купцы-пираты, компенсируя себя за далекие и опасные путешествия по Черному морю, захватывали рабов и другие товары.

Торговля с населением Северного Причерноморья привела к органи­зации сезонных, а затем постоянных торговых факторий, или эмпориев, куда греческие купцы наезжали от времени до времени. Находки греческих предметов, особенно сосудов, VII в. до н.э. в различных местах Северного Причерноморья иллюстрируют упрочение торговых связей через такие фактории. При археологических раскопках в Керчи на горе Митридат 1945-1952 гг., например, найден ряд обломков росписыой родосской керамики VII в. до н. э. Точно установлено, что такие эмпории были на острове Березани у Бугского лимана, на берегу Керченского пролива и в других местах.

В VI в. до н. э. на месте факторий обычно возникали крупные города, ставшие в дальнейшем важными центрами хозяйственной и культурной жизни. Ранние посещения греками северных берегов Черного моря и организация там эмпориев были в значительной степени делом отдельных купцов или их групп, основание же городов-колоний представляло акт более сложный, связанный с решением населения города, который высылал колонистов, с социальной борьбой и экономическим положением в этом городе. Основание колонии обычно сопровождалось соблюдением постепенно сложившихся обычаев и формальностей. Город, основывающий колонию, назначал из среды своих граждан руководителя колонии, так называемого ойкиста, или же его избирали сами колонисты. Ойкнет имел большие полномочия, в частности он был обязан разделить территорию между колонистами. Когда колония была основана, она становилась совершенно самостоятельным государственным организмом, ни в политическом, ни в экономическом отношении не зависящим от своей метрополии. В этом заключается существенное отличие колоний греческих от колоний последующего времени. Каждая колония имела свое собственное государственное устройство, которое могло совпадать с устройством метрополии, по могло и отличаться от него. Население колонии теряло гражданство в метрополии. Например, гражданин Милета, выселившийся в милетскую колонию Ольвию, именовался уже не милстянином, а ольвиополитом. Колонии имели свои законы, свои суды, своих должностных лиц, чеканили свою монету, проводили свою внутреннюю и внешнюю политику, независимо от метрополии, т. е. они представляли собой самостоятельный город-государство, соответствующий древнегреческому понятию «полис». Связь между колониями и метрополией выражалась лишь в известных льготах, устанавливавшихся для торговых операций, а также в знаках внимания и помета, какие оказывала колония метрополии, в религиозных и культурных традициях. В случае необходимости колония обращалась за содействием к метрополии и, наоборот, метрополия обращалась к колонии, но это содействие, как правило, не носило принудительного характера.

К числу крупных городов Северного Причерноморья относится Тира, основанная Милетом в VI в. до н. э. на правом берегу лимана р. Днестра (в древности - Тирас). На правом берегу Бугского лимана находилась Ольвия, также основанная Милетом в первой половине VI в. до н. э.

Район Керченского пролива занимал выгодное географическое по­ложение, он связывал водным путем бассейны Средиземного и Черного морей с Азовским морем (Меотийское озеро) и устьем Дона. Не случайно поэтому, что по обоим берегам пролива около того же времени возник ряд греческих городов и поселений. Старшим и крупнейшим из них был Пантикапей, на месте современной Керчи, ставший впоследствии сто­лицей Боспорского государства; к югу от Пантикапея, на западном же берегу Керченского пролива, были созданы небольшие города Тиритака и Нимфей, к северу - Мирмекий. Значительным городом была Феодосия, на месте современной Феодосии. Позже, уже во второй половине V в. до н. э., на юго-западном берегу Крыма, у современного Севастополя, возник г. Херсонес, основанный городом южного побережья Черного моря - Гераклеей. Херсонес-единственная дорийская, а не ионийская колония на северном берегу Черного моря.

К востоку от Керченского пролива, на южном берегу Таманского залива, были основаны в VI в. до н. э. Гермонасса, на месте нынешней станицы Таманской, Фанагория (основана в 540 г. теосцами), у современной ст. Сенной, являвшаяся вторым по величине после Пантикапея городом в районе Керченского пролива, Кепы - у восточного угла Таманского залива. Греческая колонизация коснулась и юго-восточного побережья Черного моря, где милетцами были основаны города Диоскуриада, на месте Сухуми, и Фасис, в районе г. Поти.

Все перечисленные города, за исключением находившихся на Керченском и Таманском полуостровах, на протяжении V - начала IV в. вошедших в единое Боспорское государство во главе с Пантикапеем, были самостоятельными отдельными городами-государствами, политически не связанными друг с другом. Поэтому история крупнейших городов и Боспорского государства в дальнейшем будет рассматриваться особо.

С самого своего возникновения греческие города Северного Причер­номорья развивались в тесном взаимодействии с местными племенами и народностями. Новые археологические материалы показывают, что большинство греческих городов возникло на местах ранних поселений местных племен. Взаимоотношения местного населения с греками были то мирными, то враждебными. В период ранних связей мирные торговые отношения сопровождались вооруженными столкновениями, в период организации эмпориев греки были больше заинтересованы в мирных отношениях, а с момента устройства городов греки проводили и наступательную политику. Античные города захватывали рабов и территорию, однако сколько-нибудь значительных территорий, за исключением Боспорского государства, городам занять не удалось, и они были всегда тесно окружены местным населением, со стороны которого нередко подвергались нападениям. Поэтому города обносились оборонительными стенами с башнями.

Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Экономической базой их служили также ремесло и сельское хозяйство. Каждый город имел хотя и небольшую, но хорошо освоенную сельскохозяйственную территорию. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало. С другой стороны, античные города-государства, основывавшиеся на рабовладельческом способе производства, оказывали значительное влияние на культуру местного населения, они усиливали процесс разложения первобытно-общинных отношений у окружавших их племен.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода