Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Фразы-клише для написания эссе. Фразы-клише для написания мини-сочинения по обществознанию Фразы клише для эссе по обществу

ЕГЭ по обществознанию обещает стать одним из самых популярных экзаменов по выбору в 2020 году, а это значит, что выпускникам стоит больше узнать о том, каким будет испытание в новом году, какой должна быть структура эссе (задание №), а также на что стоит обратить особе снимание в ходе подготовки.

В данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся написания эссе.

Задание № 29

Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).

В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:

Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:

  • реальные события из общественной жизни;
  • литературные и исторические примеры;
  • ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
  • личный опыт.

Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • политология;
  • правоведение.

В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.

Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.

Оценивание эссе

За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).

Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.

ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:

Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.

Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.

Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.

Как писать эссе

Для того, что бы на самом экзамене по обществознанию в 2020 году не возникло проблем с написанием мини-сочинения, необходимо заранее подготовится – продумать, какой должна быть структура эссе, подобрать актуальные примеры для разных тем, заготовить клише.

Поскольку темы, которые будут предложены экзаменуемым на ЕГЭ в 2020 году заранее не разглашаются, на этапе подготовки ориентироваться можно на самые актуальные направления, определенные для каждого из 5 блоков.

В 2020 году структура эссе по обществознанию не изменится. Мини-сочинение должно включать такие блоки:

  • основная цитата;
  • затрагиваемая проблема;
  • суть высказывания;
  • взгляд самого экзаменуемого на проблему;
  • аргументация мнения;
  • примеры;
  • вывод.

Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по обществознанию, эксперты рассказываются также, о чем не стоит писать в сочинении на ЕГЭ 2020. Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, фигурирующих в примерах. Чаще всего именно на эти блоки, не добавляющие баллов сочинению, выпускники тратят время зря, вместо того, что бы максимально детализировано расписать смысл высказывания и найти правильные примеры.

Клише

Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.

Предлагаем вашему вниманию подборку основных клише, которые будут полезны при написании эссе практически на любую тему:

Больше о том, как писать мини-сочинение на ЕГЭ 2020 по обществознанию, смотрите в уроке от онлайн-репетитора:

Эссе по ЕГЭ по обществознанию считается одним из наиболее сложных заданий при сдаче экзамена. По статистике только каждый шестой выпускник справляется с ним. За выполнение задания можно набрать от 3 до 5 баллов. Чтобы их не потерять, крайне важно тщательно подготовиться к сдаче письменной части экзамена. Рассмотрим далее некоторые примеры типичные ошибки при выполнении этого задания.

Критерии проверки

Эссе по ЕГЭ по обществознанию пишется по одному из выбранных высказываний. В задании представлено шесть цитат. Готовые эссе по обществознанию оцениваются поэтапно. Самым первым и самым важным критерием считается К1. Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше не оцениваются. По остальным критериям проверяющий автоматически ставит ноль баллов.

Структура эссе по обществознанию

Задание выполняется по следующей схеме:

  1. Цитата.
  2. Определение проблемы, поднятой автором, ее актуальности.
  3. Смысл выбранного высказывания.
  4. Выражение собственной точки зрения.
  5. Использование аргументов на теоретическом уровне.
  6. Приведение не менее двух примеров из общественной практики, литературы/истории, которыми подтверждается правильность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Выбор цитаты

Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:

  1. Владеет основными понятиями по предмету.
  2. Четко понимает смысл используемой цитаты.
  3. Может выразить свое мнение (частично либо полностью согласиться с выбранным высказыванием, опровергнуть его).
  4. Знает обществоведческие термины, которые необходимы для грамотного обоснования собственной позиции на уровне теории. Здесь необходимо учитывать, что выбранные понятия не должны выходить за рамки темы для эссе по обществознанию. Необходимо использовать соответствующие ей термины.
  5. Может подтвердить собственное мнение практическими примерами из социальной жизни или из литературы/истории.

Определение проблемы

Здесь следует сразу привести примеры. Эссе по обществознанию (ЕГЭ) может раскрывать проблемы из областей:

  • Философии.
  • Семьи.
  • Социологии.
  • Политологии.
  • Юриспруденции.
  • Экономики и проч.

Проблемы в философском аспекте:

  • Соотношение сознания и материи.
  • Развитие и движение как способы существования.
  • Бесконечность познавательного процесса.
  • Взаимоотношение природы и общества.
  • Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
  • Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
  • Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
  • Сущность цивилизации и так далее.

Эссе по обществознанию: социология

При написании можно раскрыть следующие проблемы:

  • Социальная борьба и неравенство.
  • Соотношение субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на процессы в жизни людей.
  • Значение материальных и духовных ценностей.
  • Сохранение стабильности в общественной жизни.
  • Особенности города.
  • Молодежь как общность.
  • Социальная природа мышления, знания, деятельности людей.
  • Взаимодействие общества и религии.
  • Особенности социализации молодых поколений.
  • Исторически сложившееся неравноправие мужчин и женщин.
  • организации.
  • и так далее.

Психология

В рамках написания эссе по обществознанию человек может выступать как ключевой объект исследования. В этом случае раскрываются такие проблемы, как:

  • Межличностное общение, суть и решаемые задачи.
  • Психологический климат в коллективе.
  • Взаимоотношения индивида и отдельной группы.
  • Нормы, роли, статус личности.
  • Национальная идентичность.
  • Значение процесса коммуникации.
  • Суть социального конфликта.
  • Несогласованность между притязаниями и возможностями индивида.
  • Источники общественного прогресса.
  • Семья.

Эссе по обществознанию может также затрагивать конкретные функции рассматриваемой науки.

Политология

В рамках этой темы для эссе по обществознанию могут раскрываться проблемы:

  • Авторитарного режима.
  • Субъектов политики.
  • Места и роли государства в системе.
  • Современных политических взаимодействий.
  • Тоталитарного режима.
  • Соотношения политики, права и сферы хозяйства.
  • Происхождения государства.
  • Политического режима (через раскрытие его понятий и признаков).
  • Государственного суверенитета.
  • Гражданского общества (через раскрытие структуры, признаков, понятия).
  • Партийных систем.
  • Общественно-политических движений, групп давления.
  • Сущности демократического режима.
  • Взаимной ответственности личности и государства.
  • Политического плюрализма.
  • Разделения власти как принципа правового государства.
  • и проч.

Хозяйственная система

Еще одна распространенная наука, по которой могут раскрываться проблемы в эссе по обществознанию, - экономика. В этом случае поднимаются такие вопросы, как:

  • Противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.
  • Производственные факторы и их значение.
  • Капитал в качестве экономического ресурса.
  • Сущность и функции денежной системы.
  • Эффективность использования существующих ресурсов.
  • Значение разделения труда.
  • Роль торговли в процессе развития общества.
  • Эффективность и стимулы производства.
  • Суть рыночных отношений.
  • Государственное регулирование экономики и проч.

Юридическая дисциплина

В рамках науки можно выделить ряд ключевых проблем и раскрыть любую из них в эссе по обществознанию:

  • Право как регулятор жизни людей.
  • Суть и специфические черты государства.
  • Социальная значимость права.
  • Политическая система и определение роли государства в ней.
  • Сходства и различия морали и права.
  • Социальное государство: понятие и признаки.
  • Правовой нигилизм и методы его преодоления.
  • Гражданское общество и государство.
  • Понятие, признаки и состав правонарушений, классификация.
  • Правовая культура и проч.

Фразы-клише

Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: "Данная в условиях…

  • глобализации отношений в обществе;
  • противоречивого характера изобретений и научных открытий;
  • обострения проблем глобального масштаба;
  • формирования единого экономического, образовательного, информационного поля;
  • жесткой дифференциации в обществе;
  • диалога культур;
  • современного рынка;
  • необходимости сохранения традиционных культурных ценностей, собственной идентичности нации".

Важный момент

В эссе по ЕГЭ по обществознанию, как, впрочем, и в письменных заданиях по другим предметам, следует периодически возвращаться к поднятой проблеме. Это необходимо для наиболее полного ее раскрытия. Кроме этого, периодическое упоминание о проблеме позволит находиться в рамках темы, предотвратит рассуждения и использование терминов, не относящихся к выбранному высказыванию. Последнее, в частности, является одной из распространенных ошибок выпускников.

Основная мысль

В этой части эссе по ЕГЭ по обществознанию следует раскрыть суть высказывания. Вместе с этим не следует повторять его дословно. Здесь также можно использовать фразы-клише:

  • "Автор убежден в том, что…"
  • "Смысл этого высказывания заключается в…"
  • "Автор акцентирует внимание на…"

Определение собственной позиции

В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:

  • "Я согласен с мнением автора в том, что…"
  • "Отчасти я придерживаюсь выраженной точки зрения по поводу…, но с… согласиться не могу".
  • автор четко отразил картину современного общества (ситуацию в России, одну из проблем в современном мире)…"
  • "Позволю себе не согласиться с позицией автора в том, что…"

Аргументы

Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего. В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:

  1. Теоретическому. В данном случае в качестве основы будут выступать обществоведческие знания (мнения мыслителей/ученых, определения, понятия, направления концепций, термины, взаимосвязи и проч.).
  2. Эмпирическому. Здесь допускается два варианта: использовать события из своей жизни или примеры из литературы, социальной жизни, истории.

В процессе отбора фактов, которые послужат аргументацией к собственной позиции, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Подтверждают ли примеры выраженное мнение?
  2. Согласуются ли они с высказанным тезисом?
  3. Могут ли они истолковываться иным способом?
  4. Убедительны ли факты?

Следуя такой схеме, можно контролировать адекватность примеров и предотвратить отклонение от темы.

Вывод

Он обязательно должен завершать эссе. Вывод обобщает основные идеи, подводит итог рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания. Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:

  • "Подводя итог, хотелось бы отметить…"
  • "Таким образом, можно заключить, что…"

Оформление

Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.

Дополнительные сведения

В эссе можно включить:

  • Краткую информацию об авторе цитаты. Например, сведения о том, что он "выдающийся русский ученый", "известный французский просветитель", "основатель идеалистической концепции" и так далее.
  • Указание на альтернативные способы решения проблемы.
  • Описание разных мнений или подходов к вопросу.
  • Указание на многозначность понятий и терминов, которые используются в тексте с обоснованием значения, в котором они были применены.

Требования к работе

Среди всего разнообразия существующих подходов к технологии написания следует выделить ряд условий, которые должны быть соблюдены:

  1. Адекватное понимание смысла высказывания и проблемы.
  2. Соответствие текста поднятому вопросу.
  3. Выделение и раскрытие ключевых аспектов, на которые указал автор высказывания.
  4. Четкая определенность собственного мнения, отношения к проблеме, к позиции, выраженной в цитате.
  5. Соответствие раскрытия аспектов заданному научному контексту.
  6. Теоретический уровень обоснования собственного мнения.
  7. Наличие осмысленных фактов личного опыта, социального поведения, общественной жизни.
  8. Логика в рассуждениях.
  9. Отсутствие терминологических, этнических, фактических и прочих ошибок.
  10. Соответствие нормам языка и требованиям жанра.

Какие-либо жесткие рамки по объему эссе не устанавливаются. Он зависит от сложности темы, характера мышления, опыта, уровня подготовки выпускника.

Ошибки при формулировании проблемы

Чаще всего встречаются следующие недочеты:

  1. Непонимание и неумение выделить проблему в высказывании. С одной стороны, это связано с недостаточным объемом знаний по дисциплине, к которой относится высказывание, а с другой - с попыткой подогнать под выявленный вопрос рассмотренные, написанные или прочитанные ранее работы.
  2. Неумение сформулировать проблему. Эта ошибка связана, как правило, с небольшим словарным и терминологическим запасом по базовым наукам.
  3. Неумение формулировать суть цитаты. Оно объясняется непониманием либо неверным пониманием содержания высказывания и отсутствием нужных обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы позицией автора. Эта ошибка возникает вследствие того, что выпускник не видит и не понимает разницы между ними. В качестве проблемы в эссе выступает тема, на которую автор рассуждает. Она всегда объемна и обширна. По ней могут высказываться разные мнения, зачастую совершенно противоположные. Смысл высказывания - это личная позиция автора по проблеме. Цитата - это только одно из многочисленных мнений.

Недочеты при определении и обосновании своей позиции

Отсутствие аргументов, подтверждающих позицию выпускника, говорит о незнании или игнорировании им требований к структуре эссе. Частыми ошибками при использовании понятий выступают неоправданное сужение или расширение значения термина, подмена одних определений другими. Неправильная работа с информацией указывает на неумение анализировать опыт. Зачастую примеры, которые приводятся в тексте, слабо связаны с проблемой. Отсутствие критического восприятия сведений, полученных из Интернета, СМИ приводит к использованию непроверенных и недостоверных фактов в качестве обоснований. Еще одной распространенной ошибкой является односторонность взгляда на те или другие социальные явления, свидетельствующая о неумении выявлять и формулировать причинно-следственные связи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки Подготовила учитель обществознания: Калиберная В.В.

2 слайд

Описание слайда:

№ Критерии оценивания эссе Баллы K1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 K2 Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2 Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 K3 Качество фактической аргументации Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников) 2 Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1 Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0 Максимальный балл 5

3 слайд

Описание слайда:

1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод. Структура эссе

4 слайд

Описание слайда:

1. Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

5 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и ее роль в познании. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

6 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути ее решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества.

7 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Общественное сознание, его структура и формы. Наука как форма общественного сознания. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни.

8 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

9 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социальная психология Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей». Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

10 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Экономика Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов.

11 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Экономика Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества. Стимулы и эффективность производства. Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений. Роль государства в регулировании экономики.

12 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социология Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

13 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Правоведение Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. Сущность юридической ответственности. Правовая культура.

14 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Политическая система общества и ее роль в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества. Особенности современных политических отношений. Субъекты политики. Мировая политика и международные отношения. Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике. Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки.

15 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политическая система общества: понятие, функции и структура. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Форма государства и ее элементы. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения, группы давления.

16 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса. Революция и реформа как виды политических преобразований. Политическая модернизация. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение. Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике. Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Взаимодействие института права с другими социальными институтами

17 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. Процессы передачи информации между социальными группами. Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях... ...глобализации общественных отношений; ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; ...обострения глобальных проблем современности; ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; ...развития международной интеграции; ...современной рыночной экономики; ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; ...жесткой дифференциации общества; ...открытой социальной структуры современного общества; ...формирования правового государства; ...преодоления духовного, нравственного кризиса; ...диалога культур; ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

20 слайд

Описание слайда:

3. Формулировка основной мысли высказывания «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убеждён в том, что...»

21 слайд

Описание слайда:

4. Определение своей позиции к высказыванию «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

22 слайд

25 слайд

Описание слайда:

Дополнительным достоинством эссе является включение в него: краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы.

26 слайд

Описание слайда:

Требования к работам выпускников 1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания; 2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме; 3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания; 4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; 6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; 8) логичность рассуждений выпускника; 9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

27 слайд

Описание слайда:

1. Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н.Бердяев) 2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества. 3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру. 4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида. 5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

28 слайд

Описание слайда:

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

    Смысл данного высказывания состоит в том, что …

    Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

    Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...

    Глобализации общественных отношений;

    Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

    Обострения глобальных проблем современности;

    Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

    Развития международной интеграции;

    Современной рыночной экономики;

    Развития и преодоления мирового экономического кризиса;

    Жёсткой дифференциации общества;

    Открытой социальной структуры современного общества;

    Формирования правового государства;

    Преодоления духовного, нравственного кризиса;

    Диалога культур;

    Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

    «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

    общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

    «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

    Высказывание можно анализировать с разных сторон…

    Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

    В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

    Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

    Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

    Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

    Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

    В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

    Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…

    Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

    В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

    использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

    обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

Фразы-клише:

    Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

    Обратимся к примерам из истории…

    Что говорят нам факты общественной жизни…

    Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

    Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…

    Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

    Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

    Таким образом…

    В заключение можно сделать вывод, что…

    Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

    На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Для начала всегда нужно обратиться к критериям оценивания задания, которое мы разбираем. Скачайте его и продолжайте читать:

Cкачать демоверсию ЕГЭ по обществознанию 201 7

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Теоретическая аргументация

Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите

Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания

Фактическая аргументация

В качестве фактажа Вы должны доказать теоретический материал, о котором говорилось выше, с помощью сообщений СМИ, материалами учебных предметов (как правило гуманитарных), фактами из социального опыта и собственных рассуждений. Самое интересное, что Вам необходимо привести 2 АРГУМЕНТА фактического характера, причем оба они не могут быть из сообщений СМИ, либо же истории, политической жизни… Это важно понимать, иначе эксперт снизит Вам балл

Ну и в конце делаете качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Это все, что необходимо знать из теории по тому, как писать 29 задание по обществознанию

Выступление Т.Лисковой - Особенности решения второй части на ЕГЭ-2017

Видео с ее выступлением прикреплено ниже.

Готовые эссе

Теперь разберемся со структурой. Ниже я прикрепляю 4 самых первых работ своих учеников по политике. Предлагаю Вам просмотреть их, выделить составные элементы, найти ошибки, если они есть, и отписаться о них в комментариях

Первое эссе

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)

В своем высказывании американский историк и политик Дж. Актон ставит вопрос о влиянии власти на поведение человека, обладающего ей. Это высказывание можно трактовать так: чем больше человека наделяют властью, тем чаще он начинает выходить за границы дозволенного и действовать лишь в своих интересах. Данная проблема не теряла своей актуальности на протяжение многих столетий и истории известны многие случаи, когда безграничная власть правителя приводила страну в разорение.

Раскрытие теоретической части

Так что же такое власть и для чего она существует? Власть — это возможность и способность влиять на поведение людей независимо от их на это желания. В любом государстве власть, прежде всего, направлена на поддержание порядка и контроля за соблюдением законов, но часто чем безграничней становится власть, тем сильнее она развращает человека и перестает быть гарантом справедливости, именно поэтому я полностью поддерживаю мнение Дж.Актона.

Примеры для раскрытия К3

Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.

С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что безграничная власть развращает людей и приносит не столько пользы, сколько разорения и падения уровня жизни населения. В современном обществе абсолютная власть уже не главенствует в большинстве стран, что делает их жителей более свободными и независимыми.

Второе эссе

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)

Смысл высказывания Саади я вижу в том, что законность является основой построения демократического государства, в то время как тирания противостоит общественному благу и направлена лишь на достижение собственных интересов. В данном высказывании выражены два аспекта: участие граждан в жизни государства при разных политических режимах и отношение правительства к общепринятым законам.

Раскрытие теоретической части

Тирания часто присуща государствам с неограниченной властью одного правителя; в большинстве своем, это страны с тоталитарным режимом. Основным его отличием от демократии — политического режима, которому характерно равенство всех людей перед законом и принадлежность власти народу, является сосредоточение всей власти в руках одного правителя(партии) и контроль над всеми сферами жизни общества. При неограниченной власти, правитель может трактовать законы в собственную пользу, или вообще их переписать, и народ при этом не имеет права выражать собственное мнение, что абсолютно не отвечает принципу законности. Нельзя не согласиться с мнением Саади, и история знает множество подтверждений этому.

Примеры для раскрытия К3

Примером тирании может послужить Италия в период правления Б. Муссолини. Подавив в стране права и свободы, Муссолини установил тоталитарный режим, применял политические репрессии. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, он ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство.

О беззаконности тоталитарного режима говорит А.Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». В произведении показана жизнь бывшего солдата, который, как и многие другие после фронта попал в тюрьму. Солженицын описал положения людей во время правления И.В.Сталина, когда солдаты, сумевшие сбежать из немецкого плена, объявлялись врагами народа и, вместо того, чтобы попасть к своим родным, вынуждены были десятками лет работать в колонии.

Рассмотрев данные примеры, можно прийти к выводу, что при правлении тирана права человека не имеют никакого веса, и народ не имеет права открыто высказывать свое мнение, так как постоянно находится в страхе за свою жизнь.

Третье эссе

В своем высказывании П. Сир выразил свое отношение к проблеме характерных черт и особенностей власти. Автор утверждает, что любые решения, которые когда-либо придется принять обладающему властью человеку, должны быть тщательно продуманными и проанализированными со всех сторон. Данные слова можно рассмотреть с двух точек зрения: положительного и отрицательного влияния власти на общество.

Раскрытие теоретической части

Высказывание П. Сира не теряет своей актуальности и по сей день, ведь все время необдуманные действия приводили к плохим последствиям как для самих руководителей, так и для тех, кто им подчиняется. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора в отношении данной проблемы. Для того, чтобы подтвердить актуальность оной, сперва стоит рассмотреть ее с точки зрения теории.

Начать стоит с самого простого: что же такое власть? Как нам известно, власть – это возможность влиять на поступки и решения людей вопреки их желанию. Обыкновенно подобное происходит как за счет убеждения и пропаганды, так и с помощью применения насилия. Власть является неотъемлемым атрибутом любой организации и человеческой группы, ведь без нее порядок и организация попросту не могут сформироваться. В качестве основных источников власти можно выделить как личное отношение каждого подчиненного к лидеру, так и уровень его авторитета, материального состояния, уровня образования и силы.

Примеры для раскрытия К3

Чтобы подтвердить актуальность высказывания П. Сира, можно привести пример из истории. В качестве непродуманных действий может выступить проведенная царем Алексеем Михайловичем денежная реформа, заменившая серебряные деньги медными. Из-за нехватки в казне монет из последнего материала, именно серебряниками собирались налоги, что в скором времени привело к практически полному обесцениванию медяков. Реформа, не предполагавшая такого варианта развития событий, не позволила исправить положение, что привело к Медному бунту 1662 года. Итогом восстания стало изъятие медных монет из оборота. Данный пример наглядно иллюстрирует нам отсутствие продуманности и логичности в действиях политика, которому пришлось отменять проведенное им преобразование для того, чтобы успокоить разгневанный народ.

В качестве второго примера, на этот раз – удачных и спланированных преобразований, можно привести события из новейшей истории. Речь идет о политике Российской Федерации, проводимой с начала существования оной. Продуманные, планомерные реформы смогли укрепить распавшуюся страну. Также эффектом данных преобразований стало укрепление государства и его позиций на международной экономической и политической арене. Данный пример демонстрирует нам, что политика, предполагающая не внезапные и необдуманные преобразования, а структурированные и последовательные реформы способна привести к улучшению ситуации в государстве.

Подводя итог можно сказать, что проблема особенностей власти и ее характерных черт никогда не перестанет быть одним из самых важных вопросов, от решения которого зависят и будут продолжать зависеть судьбы государств. Особенно сейчас, в постиндустриальный век, для которого характерна глобализация, неправильно осуществленные реформы могут оказать влияние не на отдельные страны, а на все державы вместе.

Четвертое эссе

«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность.» (М. Дебре)

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения. Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Раскрытие теоретической части

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Примеры для раскрытия К3

Для того, чтобы привести первый пример, обратимся к древнейшей истории. Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами

Надеюсь статья помогла Вам разобраться с достаточно проблемным вопросом экзамена. Помогите распространить информацию из этой статьи: кликайте на кнопки социальных сетей и подписывайтесь на обновления блога, чтобы своевременно получать новые статьи на свою электронную почту. Всем пока

Хотите разобраться со всеми темами курса обществознание? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода