Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое общество: определение понятия. Понятие и признаки общества Что такое общество простыми словами

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

Мы произносим слово «общество», не задумываясь над тем, что это . Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин « » обычно используется в двух значениях.

Первое значение — это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.

Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например современное российское общество, либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у объединения есть собственное название и своя история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

  • интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Итак, второе значение, чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным.

Описывать общество удобнее всего с помощью типологий, которые обеспечивают и приемлемый уровень обобщения, и приемлемую степень конкретности. Существует очень много таких .

За терминологические рамки социально-философского понятия выходит идеологическое понимание общества , наделенное символическим смыслом. Любая идеологическая парадигма дает как бы мифологизированный взгляд на данное общество «изнутри», и на понимание общества накладываются мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. Но если мифы о начале в первобытных обществах действительно повествуют об абсолютном начале, то в легендах и эпопеях «исторических» обществ речь идет об относительном начале, о «начале заново» после разрыва. Например, такова история американского общества, начинающаяся с отцов-основателей, или советского — берущая начало с первого года Октябрьской революции 1917 г.

Наконец, с точки зрения эмпирии общество — это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие.

Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается:

  • конкретный тип образа жизни;
  • образованные народами конкретные социальные единства;
  • основанные на договорах экономические и идейные объединения;
  • целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;
  • исторически конкретный тип общества;
  • социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Представления об обществе

Очень часто мы произносим слово «общество», не задумываясь о его значении. Но если мы заглянем в словари, специальную литературу, то увидим, что понятие «общество» в них трактуется далеко не однозначно: и как объединение людей, и как совокупность индивидов, и как совокупность человеческих отношений, и как совокупность форм жизнедеятельности, и как социальная система, и как социальный организм.

Понятие «общество» широко используется в разных научных дисциплинах, в том числе в социологии, ибо общество является объектом ее исследования. В социологии понятие «общество» обычно используется в двух смыслах. Во-первых, общество — это исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование; во-вторых, общество — это социальная реальность.

Какими критериями следует руководствоваться, чтобы утверждать, что данная конкретная общность людей — это общество? Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни; например современное западное общество. Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

К критериям общества относятся следующие:

  • наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;
  • универсальность (всеобъемлющий характер);
  • автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;
  • интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых и новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Однако установить критерии выделения общества — еще не означает понять, что это такое. Социология должна определить собственный ракурс рассмотрения общества, свои принципы и методологические подходы к нему.

Социологическое понимание общества характеризуется тем, что социология рассматривает общество как систему конкретных взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности.

С самого рождения человек помимо своей воли оказывается вовлеченным в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обусловливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком неодолимая сила и есть общество. Человек обычно проходит долгий путь адаптации, прежде чем научается видеть в обществе себя и понимать свои реальные возможности обратного влияния на общество.

Итак, чисто социологическое и социально-философское значение понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», а именно: то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Но изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому все мы ощущаем себя причастными.

На этом основании будем понимать общество как объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности, социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричастностью) ее членов.

Понятие общество, государство и страна

Понятия «общество», «государство» и «страна» следует различать.

Общество - это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.

Страна символизирует промежуточное понятие между понятиями общества и государства, так как представляет собой одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы 2 .

Главным предназначением государства является служение обществу, и в этих целях социальное государство, к построению которого стремится современное российское общество, должно выполнять следующие основные функции:

  • устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, добиваясь достижения социального компромисса;
  • защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества; заботиться о социально слабых и незащищенных слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
  • выступать той силой, которая способна интегрировать общество в единое целое.

Социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу, нести ответственность за благосостояние своих граждан, их социальное и физическое самочувствие. Построение такого государства возможно только при совместном усилии всех общественных сил и ему должен соответствовать определенный уровень общественного развития.

Современное общество не представляет собой единого монолитного создания, хотя сегодня как никогда прежде оно пронизано связями различного характера (экономического, политического, культурного), укрепляющимися в процессе глобализации мирового пространства. История человечества представляет собой образование, существование и смену цивилизаций, каждая из которых развивалась по особому сценарию и оставила свой особый след в мировой истории. Однако различие между ними не предполагает противоположности и противостояния, и между самыми далекими друг от друга формами цивилизации существует определенное сходство, вытекающее из единства фундаментальных принципов организации общества и цивилизации. Но сегодня между людьми Востока и Запада, безусловно, существует пропасть, что является одной из характерных особенностей современного мира.

Свойства общества

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям. Конечно, в современном мире усиливаются международные контакты, происходят процессы глобализации, европейской интеграции и т. п. Очевидно, что в этих процессах велика роль не только объективных, но и субъективных обстоятельств. Это усиливает противоречивость происходящих процессов и вызывает иногда острые конфликты.

К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

С понятием автономности сближается свойство саморегулирования. Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне.

Долгое время считаюсь абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.

Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.

Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.

Характерным свойством общества считается социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов — государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это — не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.

Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. .

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании - это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) - множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе - это res extensas (вещи протяжённые) - совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи , накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой , муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, - стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Примечания:

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру . См. «образование » и «социализация ».

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации . Современное общество организовано исключительно на капитале , что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту » описано тоталитарное общество , которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Нобелевская премия по физике
  • Чикаго

Смотреть что такое "Общество" в других словарях:

    общество - общество, а … Русский орфографический словарь

    ОБЩЕСТВО - в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия

    ОБЩЕСТВО - общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «…Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат… … Толковый словарь Ушакова

    Общество - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокра … Сводная энциклопедия афоризмов

    общество - Община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, сфера,… … Словарь синонимов

    Общество - (society) Смысл английского слова society (общество) может быть расширен или сужен, может обозначать практически любую форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В XIX в. общество означало высший класс; теперь… … Политология. Словарь.

    Общество - Общество ♦ Société «Человеческое или животное общество – это организация, – пишет Бергсон. – Оно подразумевает соподчинение, а также, как правило, подчинение одних элементов другим» («Два источника морали и религии», глава I). Общество –… … Философский словарь Спонвиля

    ОБЩЕСТВО - ОБЩЕСТВО, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённая форма социальных отношений … Современная энциклопедия

    ОБЩЕСТВО - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у… … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЩЕСТВО - «ОБЩЕСТВО» (Society) США, 1989, 100 мин. Фильм ужасов, комедия. Подросток не находит взаимопонимания в семье, а все его подозрения относительно странного поведения родителей и старшей сестры можно приписать на счет неуравновешенной психики юного… … Энциклопедия кино

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО

в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - определ. этап че-ловеч. истории (обществ.-экономич. формаций, межформационные и внутриформацнонные историч. ступени, напр. докапиталистич. О., раннефеод. О.) или , индивидуальное О. ( организм) , напр. франц. О., инд. О., сов. О.

В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеч. индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель) , контроля над своими действиями (Гоббс , Руссо) и т. п. Понимание О. как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для бурж. философии 17 - нач. 19 вв. Вместе с тем в 19 в. возникает «договорной» теории общества. Конт видел истоки О. в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных и гар-монич. систем. Гегель противопоставлял «договорной» теории трактовку «гражд. общества» как сферы экономич. отношений, где всесторонне переплетается всех от всех (см. Соч., т. 7, М.- Л., 1934 , с. 223) . В совр. бурж. социологии О. как совокупности абстрактных индивидов заменяется пониманием его как совокупности действий тех же абстрактных индивидов ( социального действия -см. Социальное ) .

Марксизм-ленинизм в понимании О. исходит из того, что факт бытия человека не может раскрыть сущности О. Абстрактный, изолированный от хода истории - всего лишь продукт мыслит. процесса, признаки подобного человека в лучшем случае - признаки «рода». Отвергая абстрактного, внеис-торич. человека, К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 214) . Определ. О. есть и определ. характер обществ. человека, и, наоборот, «...Общество,- конкретизировал Маркс, - т. е. сам человек в его общественных отношениях» (там же, т. 46, ч. 2, с. 222) .

Обществ. отношения - то специфическое, что отличает социальные образования от всех др. систем материального мира. Но это не значит, что общество - это только обществ. отношения. Маркс определял О. как «продукт взаимодействия людей» (там же, т. 27, с. 402) и относил к нему производит. силы и производств. отношения, обществ. строй, организацию семьи и классов, политич. строй, обществ. .

Характеристика О. через совокупность обществ. отношений выделяет и фиксирует его специфич. природу. Установление детерминированности всех обществ. отношений производств. отношениями и открытие их зависимости от уровня развития производит. сил позволило Марксу проникнуть в обществ. жизни. Было установлено не только то, что отличает структуру обществ. жизни от естественной, но и открыты смены одного уклада обществ. жизни другим. «Производственные отношения, - подчёркивал Маркс, - в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенно и ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (там же, т. 6, с. 442) .

Вводя понятие обществ.-экономич. формации, Маркс отбросил рассуждения бурж. социологов об «О. вообще», но это вовсе не означало, что Маркс отказался от понятия О. Маркс показал, что начинать «О. вообще», пока не были открыты и познаны подлинные основы обществ. жизни,- значит начинать не с начала, а с конца. На рассуждений бурж. социологов об «0. вообще», «...рассуждений,- замечал В. И. Ленин,- бессодержательных... было поставлено определенных форм устройства общества» (ПСС, т. 1, с. 430) . Это позволило Марксу выделить не только особенные, но и общие признаки, характеризующие О., независимо от его форм. Альтернатива понятий «О.» и «обществ.-экономич. формация» в данном случае беспредметна, т. к. первое является родовым по отношению ко второму. Категория «О.» отражает здесь качеств. определённость обществ. жизни при её сопоставлении с природой, «обществ.-экономич. формация» - качеств. определённость различных ступеней развития О.

Маркс К., Письмо П. В. Анненкову, 28 дек. 1846 г.. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27; его ж е, Наемный и капитал, там же, т. 6; его же, Экономич. рукописи 1857-1859 гг. , там же, т. 46, ч. 1-2; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС , т. 1; его же, Экономич. народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма вбурж. литературе) , там же.

Ю. К. Плетников.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ОБЩЕСТВО

группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в . Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством (напр., когда идет об ориентировании целей воспитания на «общественную» волю определенной эпохи), или романтиков, или в смысле . понятия societe-corps social – весь человеческий . После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) этот стал, в особенности с 18 в., политико-философской проблемой, исчерпывающее которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-го класса. М., 2007, с. 9-16, §1)

1. Понятие общества.

В понятие «общество» вкладывается зачастую весьма различное содержание. Во-первых, это группа людей, объединившихся для общения и (или) деятельности. Подобное определение подразумевает любой коллектив, от первобытной родовой общины до фан-клуба, но незначительный по масштабу. Напротив, в широком, философском смысле слова, это понятие объединяет всё человечество в отличие от животных, растений и неживой природы (О.- это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей).

Употребляя термины «феодальное общество» или «индустриальное общество», мы подразумеваем некий исторический этап развития, характерный для различных стран и народов. А вот под «гражданским обществом» философы и политологи понимают сферу социальных отношений, связей, групп, независимых от государства. (В таком обществе граждане способны самостоятельно отстаивать свои общие права и интересы, решать проблемы местного значения и влиять на правительственную политику в государственном масштабе). И если раньше в состав «общества» включали только его элиту, то теперь это всё население страны.

В самом распространённом среди социологов значении общество - это социальная организация данной страны (или этноса), т.е. не просто совокупность населения, но и его структура, система взаимоотношений и связей. Следует отделить «общество» от политической организации данной страны - государства. Не стоит, между прочим, путать государство и с территорией, на которой оно действует - собственно, страной. Хотя очень часто политики, чтобы придать себе веса, вещают от имени всей страны - и государства, и общества, сознательно смешивая понятия географические, политические и социальные.

2. Признаки общества.

Заметим, что последнее определение общества подходит и к тем человеческим коллективам - роду, племени, союзу племён, - которые в древности ещё не «доросли» до создания государства. Однако если эта организация в некоторой степени самодостаточна и имеет «своё лицо», перед нами - общество. Вот его признаки:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей, рождённых в подобных браках;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у него есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов), которую называют культурой.

3. Сферы общества.

Что же собой представляет современное общество в этом значении? Существуют разные методы его структуризации или модели, способствующие более подробному анализу.

Во-первых, можно выстроить всевозможные слои или социальные группы по вертикали, сверху вниз, в зависимости от их богатства или близости к власти, иными словами - от их экономического и политического влияния. Тогда общество предстанет перед нами пирамидой, наверху которой - богатая и властная элита, в основании - «серое» большинство, и средний класс - между ними.

Во-вторых, можно представить общество как совокупность институтов, удовлетворяющих его важнейшие потребности в рамках сложившихся социальных норм (институт - лат. «установление»). Важнейшие социальные институты - это семья (с функцией воспроизводства населения), производство (создание материальных благ), государство (регулирование общественных отношений, охрана правопорядка и суверенитета и мн. др.), образование (накопление и передача опыта), религия.

Но самый распрастранённый подход предлагает нам изучать общество по его сферам (подсистемам): экономической, политической, социальной и духовной.

Экономика включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Политика объединяет институты, участвующие в решении важнейших проблем общества. Прежде всего, это государство - со всей его разветвлённой структурой органов власти - и партии, поскольку к политической сфере относится всё, что связано с борьбой за эту власть, за влияние на принятие стратегически важных решений. Зрелое общество имеет отрегулированные механизмы смены власти и политической борьбы.

Социальная сфера охватывает отношения между различными общественными группами, классами, слоями. Если бы общество можно было рассматривать само по себе, отдельно от экономики и политики, то эта его ипостась и была бы социальной сферой. Однако данный термин употребляется и в более узком смысле: например, чиновник называет подобным образом систему общественного транспорта и коммунальных услуг, образования и здравоохранения. Здесь «социальная сфера» - совокупность общественных учреждений, обслуживающих наши потребности. Ещё более узкое значение данного словосочетания - система общественной помощи незащищённым слоям населения (пенсионерам, безработным, инвалидам, сиротам и т.д.). Когда мы слышим о несовершенстве социальной сферы и её недостаточном финансировании, речь идёт о двух последних значениях термина.
И уж в последнюю очередь мы вспоминаем о духовной сфере! А сюда включена и наука, и образование, и все сокровища искусства вместе с музеями и библиотеками, а также религия и прочие формы интеллектуаль¬ной деятельности.

Разумеется, деление общества на сферы в некоторой степени условно: в реальной жизни все части этой сложной системы взаимосвязаны и переплетены между собой.

4. Мировое сообщество и глобализация.

В заключение нужно сказать, что общество - как социальная организация страны - в определённом смысле уже уходит в прошлое. Разве наше российское общество, так же как амери¬канское или японское, не является частью более крупной системы - мирового сообщества? Глобализация - процесс исторического сближения народов и превращения человечества в единую политическую систему, - всё шире охватывает страны и континенты. Начавшись в эпоху Великих географических открытий, побуждаемая капиталистическим развитием индустриальных стран, она связала мир вначале экономически, а теперь создаёт общее политическое, правовое и культурное пространство. Люди разных стран и континентов обсуждают одни и те же новости, слушают одну и ту же музыку, «болеют» за «своих» на всемирных спортивных состязаниях, отстаивают права, сформулированные ассамблеями ООН, и требуют определённых политических решений от своих представителей в Совете Безопасности, Евросоюзе, НАТО и десятках других международных организаций.

Исторически сложилось так, что любой человек становится автоматически. Причем для этого не требуются какие-либо дополнительные связи, знания и возможности. Определение данного понятия достаточно многогранно. Это целая система человеческого общения, взаимодействия, разделения на различные группы по интересам и роду деятельности.

История

Современное общество не произошло само собой. Его предшественником является первобытная община, объединяющая людей согласно их взаимосвязям, образу жизни. Община помогала предкам более организованно действовать, чтобы выжить в тяжелых природных условиях.

Согласно историческим данным, общины некоторых видов предков современного человека противостояли другим социологическим организациям такого рода - отсюда образовывались первые конфликты. Поводом для подобных противодействий могли послужить: межрасовая ненависть, непринятие одним видом другого (межвидовое скрещивание и прочее), раздел продуктов питания и территории проживания.

в словарях

Группы людей, объединяемые одной целью, а также население отдельного государства и даже всей планеты - все это общество. Данное понятие расшифровывается как организованные человеческие взаимодействия, будь то кружок по интересам или политическая партия. Социальное, человеческое общество объединяет в себе большое количество людей, хоть и обладающих разным мировоззрением, но имеющих одно общее желание - жить и сосуществовать.

Слово "общество" имеет один корень со словом "общаться". Это объясняет тот момент, что без самой коммуникации ни одно общество не может образоваться, так как оба понятия тесно взаимосвязаны. Общежитие, общность, община, общественность - данные слова являются однокоренными с "обществом" и, по сути, представляют собой определенные группы лиц, находящихся в постоянном взаимодействии.

Общество может трактоваться как компания или фирма (ОАО, ООО, ЗАО и другие), а также как различные организации, имеющие в своем составе ограниченный круг людей, объединенных интересами.

В словаре Н. Е. Яценко указано краткое значение слова "общество". В широком смысле термин трактуется как отдельная часть мира, являющая собой объединение всех существующих способов взаимодействия и влияния людей друг на друга, а также форм их организаций.

Определение и значение слова "общество" по В. И. Далю

Самого понятия как такового в словаре великого русского лексикографа нет, однако в нем имеется однокоренное с ним выражение "общать", что, согласно трактовке автора, и обозначает "общество". Значение слова в словаре Даля дословно представляет собой объединение, присоединение, смешивание чего-либо (кого-либо). К примеру, "смотри на дела порознь, не общай одного с другим".

"Общать" - это не только общество, объединение и прочее, данное слово имеет и другое объяснение. Общать - значит общаться, разговаривать, вступать в диалог с собеседником, доносить информацию, рассказывать, делиться новостями.

Структура

Социум, социальные связи, постоянное взаимодействие - все это помогает разобрать подробно, что такое общество. Определение данного понятия не представляется возможным без структурирования социума как целостного организма.

Развитие подвержено воздействиям извне. Функционирование общества происходит по определенной закономерности, где каждый индивидуум может кардинально менять взгляды на жизнь других людей, их моральные принципы, а также историю.

Структура общества включает следующие категории:

  1. Социальные группы.
  2. Слои общества.
  3. Общности.
  4. Институты.

Данные составляющие общества объединяются социальными отношениями. Их роль в развитии любого сообщества, общины достаточно высока. Социальные отношения подразделяются на связи и взаимодействия.

Социальные связи образуются по обоюдному согласию членов социума согласно поставленной цели, которой необходимо достичь. То есть становление связей такого рода имеет место быть только в определенных социальных условиях проживания каждого отдельного индивидуума.

Представляют собой ряд процессов, оказывающих влияние на людей, способствующих изменению установленных понятий и принципов. Различные воздействия индивидуумов друг на друга провоцируют развитие новых отношений. Они являются укоренившимися и крепкими связями между отдельными личностями и группами людей.

Признаки

Что такое общество? Определение слова не было бы возможным без социальной структуры организации людей:

  • В каждой определенной группе людей присутствует обилие самых разнообразных социальных подсистем, структур. Это не просто определенное количество индивидуумов, объединяемых чем-либо, - это целая сложная система, в которой бесконечно развиваются и создаются различные социальные группы: семьи, племена.
  • Общество самодостаточно. То есть оно само в силах создать определенные условия для нормального функционирования. Ни одна из частей социума не может существовать обособленно, не соприкасаясь и не взаимодействуя с другой.
  • Главное отличие общества - его динамичность и нелинейность, нахождение в постоянном движении, росте. Главное действующее лицо здесь - человек, так как без его участия невозможно дальнейшее развитие общества.

Отношения и связи

Что такое общество? Определение и значение слова заключаются во взаимодействии людей между собой, а именно - в социальной структуре. Данное понятие представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую систему связей и отношений между каждым индивидуумом и общественными элементами (группами и другими).

После появления на свет и получения базовых знаний, периода взросления человек, осознанно или неосознанно, попадает в общество, члены которого близки ему по каким-либо интересам, характеру, цели. Современное общество далеко от идеала, так как в нем не существует четкого, определенного разграничения людей на подгруппы, и индивидуумы зачастую могут оказаться не на своем месте.

Общение и постоянное взаимодействие в группах происходит согласно сложившимся в них традициям и моральным устоям. Несмотря на равенство перед законом, в группах наблюдается постоянное неравенство, без него бы попросту не образовалось само общество. Значение и толкование общного неравенства заключается как в социальной разности слоев населения, так и в отличительных особенностях индивидуумов. К примеру, у каждого человека имеется дар к какому-либо роду деятельности, но отсутствует к другому. Еще один пример: у состоятельных, богатых лиц уровень жизни достаточно выше, чем у людей с более низким доходом.

Основные типы

Общество, как и любая другая слаженная социальная система, разграничивается на несколько основных типов:

  • Традиционное.
  • Индустриальное.
  • Постиндустриальное.

Традиционное общество

Имеет отличительную черту в виде особо развитого сельского хозяйства. В данном типе отношения между элементами общества основываются на сложившихся за всю его историю традициях. Согласно социологии, традиционное общество слабо, ввиду того что оно практически не способно развиваться, так как использует устаревшие понятия о мире и жизни.

Индустриальное общество

Главные характеристики типа: высокий рост производства, потребительское отношение к природным ресурсам, решение проблем любого плана при помощи научных знаний и технологий. Члены общества главным образом преследуют только одну цель - удовлетворить собственные социальные потребности, невзирая на экологические проблемы.

Постиндустриальное общество

Современный мир по сути своей представляет данный тип общества. Прерогативой здесь являются проблемы окружающей природы, развитие промышленности, получение информации и знаний, технологический прогресс. В постиндустриальном обществе отмечается более заметный рост сферы обслуживания, нежели промышленной отрасли.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода