Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь вознесения господня теряево. Теряево

В один из морозных новогодних дней решили мы наконец то посетить Иосифо-Волоцкий монастырь. Ну и окрестности посмотреть.
В самом Теряево тоже есть церковь. Вернее была, ибо современное ее состояние внушает опасение.
1.


В писцовых книгах 1625 года впервые упоминается деревня Теряева. В 1670 году в этой деревне была построена церковь Ильи пророка.
2.

В 1825 г на месте деревянной Ильинской церкви возведена каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня в духе провинциального зодчества. В конце XIX века колокольня и трапезная были перестроены в псевдорусском стиле.
3.

В конце 1930-х годов закрыта и занята гаражом, после чего заброшена. В 2005 году произошло обрушение четверика.
4.

Видимо в связи с тем, что рядом находится большой популярный монастырь, церковь толком не ремонтируется. Лишь немного трапезную в порядок привели.
5. Алтарная часть

6. Остатки росписей

7.

8.

9. Не поленился же кто-то выцарапывать…

10.

11. На земле везде лежат выпавшие кирпичи. Того и гляди на голову еще один прилетит.

12.

Рядом с Теряево стоит село Покровское. Как можно догадаться, название оно получило по находящейся там церкви - Покрова Пресвятой Богородицы.
13.

Построена в 1792 году в духе провинциального зодчества на средства прихожан. Представляет из себя двусветный пятиглавый четверик, главный престол - Покровский, боковые приделы - Никольский и Димитрия Ростовского. В 1851 году приделы были расширены и построена трапезная.
14.

15. Внутри шло отпевание, поэтому я заходить не стал.

16. Закрыта в 1963 году, в конце 1990-х вновь передана верующим.

17.

18.

В 7 км от Теряево находится усадьба Стеблево. Построена она была в середине XIX в. Ею владели по очереди: генеральша Давыдова, в 1890 г. помещик Гиппиус, в 1911 г. - Егоровы.
19.

20. Добротная такая усадьба была, нам бы самое то было:).

21.

22. Особенно вот эта картина понравилась. Представляете себе, как тут приятно сидеть вечером, смотреть на закат, потягивать бокал Шато Папа Клемент и вести интересные беседы…

23. Вид с балкона. Летом тут должно быть особенно прекрасно.

24. Флигели стоят еще полностью заброшенные.

25. А вот главный дом потихоньку ремонтируется.

Видите мужчину возле машины? Он поинтересовался у меня, что я снимаю. Когда я ответил, что усадьбу, жаль такая заброшенная, он сообщил, что он ее владелец и ремонтирует ее сейчас. Вложил, говорит, уже около миллиона долларов. Судя по тому, что уже сделали фундамент забора, скоро на территорию усадьбы уже не попадете.
Машина да, не соответствует долларовому миллионеру, но там его ждал водитель. Возможно это просто такси.
26.


А потом мы поехали в монастырь.

P.S. Нашел информацию про владельца - это московский предприниматель, руководитель крупной архитектурно-строительной компании - Максим Студенников. Он действительно живет в этой усадьбе и восстанавливает ее.

В хмурый субботний день 23 марта 2013 года у меня было запланировано прохождение техосмотра на моей Зафирке. Планировал на это целый день... Проснулся рано утром и в 10.30 отправился на пункт техосмотра. И вот оно, чуду... Через час техосмотр был пройден и получена диагностическая карта. Кто бы мог подумать... Вернувшись домой Олька спросила: Ну что? В Звенигород? Но мне что-то не особо захотелось... И я предложил: А давай в Волоколамск? Я там был, а вот ты ни разу не была. И посмотреть есть на что. Но решили посетить не сам Волоколамск, а село Теряево, где находится Иосифо-Волоцкий монастырь и не только. Вот и направились мы к нему.
А по еще затеяли посетить пару-тройку мест...
Для начала решили посетить Церковь Вознесения Господня в Теряево или как она еще называется Церковь Илии Пророка в Теряево.
Все кто посещает Иосифо-Волоцкий монастырь оставляет без внимания этот храм, только энтузиасты добираются до него. А он заслуживает внимания.

Пятиглавая церковь в духе провинциального зодчества, трапезная с Ильинским и Скорбященским приделами и колокольня перестроены в псевдорусском стиле в кон. XIX в. Закрыта в кон. 1930-х, занята гаражом, затем заброшена. В 2005 обрушился свод четверика. Историю церковь ведет с конца XV века, но основные переделки и перестройки были в XIX веке, кода была построена трапезная и колокольня.
Далее будут фотографии сделанные 23 марта этого года и 27 января прошлого...

1. Идет восстановление храма. Проведен ремонт трапезной и начат ремонт колокольни.

2. Вот так выглядела год назад, как видно - купола не было...

Далее фотографии с поездки 23 марта, а фотоотчет прошлого года можно посмотреть по ссылке .
3. Вид на колокольню и трапезную.

5. Вид со стороны церкви....


6. Церковь....

7. А это - внутри...

8. В алтаре....

9. Вид из алтарной части....Если присмотреться, то видны остатки росписи...


10. Остатки глав...

11....

12. Купол колокольни...


13. Вид снаружи на алтарную часть...

14....

15. Снежная волна...

Село Теряево.

Деревня Теряево на р. Большая Сестра стала называться Теряевой Слободой после построения здесь деревянного храма Пророка Илии. Это была вотчина Иосифо-Волоцкого монастыря . Монастырь являлся и крепостью, и стрельцы, составлявшие его гарнизон, жили в слободе.

В 1612 г. монастырь выдержал несколько приступов войск польского короля Сигизмунда.

По челобитной архимандрита монастыря Герасима с братиею в 1670 г. была выстроена новая деревянная церковь. В 1817 г. на её месте возведена ныне существующая каменная, во имя Вознесения Христова, с приделами иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость » и Пророка Илии.

Отделка храма продолжалась до 1825 г., в 1840-х гг. он был расписан. Во 2-й половине XIX в. трапезная часть распространена к западу, надстроена колокольня.

В 1885 г. в семье псаломщика церкви с. Спирово Павла Смиренского родился сын Александр. В 1900 г. он окончил Волоколамское Духовное училище, и в 1907 - Вифанскую семинарию.

21 октября 1937 г. были арестованы настоятель Вознесенского храма в с. Теряева слобода протоиерей Николай Виноградов, диакон того же храма Пётр Смирнов и мирянин Гавриил Безфамильный. Николай Виноградов родился в 1876 г. в г. Дмитрове в семье диакона Иоанна Виноградова.

В 1901 г. он окончил Московскую Духовную академию, женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника.

В 1914 г. о. Николай удостоен степени магистра богословия. В это время он был настоятелем храма Московского Александровского института, и законоучителем в этом институте благородных девиц.

В 1918 г. его перевели на должность настоятеля церкви святителя Николая на Пупышах.

В 1920 г. о. Николай был возведен в сан протоиерея.

В 1924 г. митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1-го отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 г. он был назначен благочинным и 3-го отдела того же сорока. В том же году о. Николай награжден митрой.

В 1929 г. протоиерея Николая назначили настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе . В конце двадцатых годов власти склонили протоиерея Николая к сотрудничеству, он дал согласие, но исполнить то, что от него требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог.

1 января 1933 г. он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15-летии Октябрьской революции, это был случай, который он увидел на улице. Он сказал также, что рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина».

Что касается «произнесенных мною проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили». 19 февраля следствие было закончено. Священники обвинялись в том, что «являлись участниками контрреволюционной группировки церковников при церкви так называемых Флора и Лавра. Основное содержание контрреволюционной деятельности обвиняемых заключалось в систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний по квартирам участников группировки».

15 марта 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки, которую он отбывал в г. Каргополе Архангельской области. 2 января 1936 г. о. Николай был освобожден и 21 января направлен служить в Вознесенский храм в с. Теряева Слобода Московской области.

21 октября 1937 г. протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске .

Его обвинили в том, что он благословил прихожанина Вознесенского храма Гавриила Безфамильного продать помянники для записи имен живых и почивших. Его также обвинили в том, что он, придя в сельсовет, в присутствии секретаря сельсовета говорил о конституции, о выборах в Верховный Совет и о религии.

Мученик Гавриил (Гавриил Гавриилович Безфамильный) родился в 1880 г. в Москве . Окончил школу и затем работал водопроводчиком и прислуживал в храме.

В 1924 г. Гавриил Гавриилович переехал в с. Ярополец Волоколамского района. 21 октября 1937 г. власти арестовали его по обвинению в антисоветской и контрреволюционной агитации; он виновным себя не признал, сказав лишь, что действительно продал два помянника верующим.

23 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила священников Николая и Димитрия и мирянина Гавриила к расстрелу.

27 ноября 1937 г. протоиерей Николай Виноградов и мирянин Гавриил Безфамильный были расстреляны на полигоне Бутово.

В советское время храм был закрыт, разграблен и превращен в склад.


Пятиглавая церковь в духе провинциального зодчества, трапезная с Ильинским и Скорбященским приделами и колокольня перестроены в псевдорусском стиле в кон. XIX в. Закрыта в кон. 1930-х, занята гаражом, затем заброшена. В 2005 обрушился свод четверика, сейчас начат ремонт трапезной.

Дата основания кон. XV в. Дата постройки последнего здания 1812-1825. Пятиглавая церковь в духе провинциального зодчества, трапезная с Ильинским и Скорбященским приделами и колокольня перестроены в псевдорусском стиле в кон. XIX в. Закрыта в кон. 1930-х, занята гаражом, затем заброшена. В 2005 обрушился свод четверика, сейчас начат ремонт трапезной. Обиходные названия Вознесенская церковь; Ильинская церковь; Ильи Пророка церковь; Пророко-Ильинская церковь.

Пятиярусная колокольня церкви Вознесения Господня видна еще издали. Построенная в XIX веке (1812-1825) она органично вписывается в панораму теряевского ландшафта. После разрушения колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря, который раскинулся по соседству, она является единственной осью в архитектурном ансамбле церквей этого района с времён Второй мировой войны. Вереницы машин с прихожанами Иосифо-Волоцкого монастыря и других местных храмов редко останавливаются около этой церкви. Только любознательный путешественник, еще чаще фотограф-любитель, который ищет редкий кадр, способен свернуть с большой дороги и оказаться перед когда-то восхищающим, а сейчас щемящим сердце зрелищем.

Первоначально церковь была построена в конце XV века, далее последовала череда перестроек, основные из которых прошли в XIX веке, когда к основному объему здания были пристроены трапезная и колокольня. К началу XXI века ансамбль построек, а в особенности основная часть, представляет собой обветшалое, наполовину разрушенное здание. Оно некогда являлось пятиглавым храмом, четверик которого обрушился в 2005 году. Постановлением Правительства Московской области от 30 сентября 2004 г. N 596/38 он был признан памятником архитектуры, но меры по его спасению приняты не были и не предпринимаются в полной мере до сих пор. Не так давно в трапезной была вновь начата приходская деятельность.

И хотя архитектура церкви Вознесения вполне традиционна для своего времени и для этих мест (похожая церковь находится в нескольких километрах в селе Язвище), поражают чудом сохранившееся фрески на стенах трапезной, которые выделяют данное архитектурное сооружение из многих. Похожие фрески можно найти разве что в Италии, но никак не в России. Те немногие фрагменты, которые пытаются спасти (до 1930 года в храме был устроен гараж), позволяют предположить, что художник, скорее всего, был иностранцем или русским автором с достаточно высоким уровнем профессионального образования. Слишком не типичны для русской религиозной живописи изображения библейских персонажей. Они полнокровны, энергичны, их жесты полны динамики, в некоторых даже просматривается эксцентричность. Образы явно имеют не славянский тип лица.

Колорит красок ярок и сложен, особенно в изображении одежды, которая пестрит обилием декоративных деталей. Отсутствует отрешенность, строгость и светлая грусть, так характерная для изображения религиозных сюжетов русскими мастерами. Создается ощущение праздника, все вокруг напоминает о жизни на земле, а не об эфемерном пространстве. Но это лишь немногие сохранившиеся осколки той роскоши, которая сейчас, к сожалению, может пропасть без следа.

Из всех церквей в Волоколамском районе церковь Вознесения самая забытая и заброшенная. Материальных средств на данный момент хватило только на укрепление стен трапезной. Основная же часть храма и колокольня находятся в аварийном состоянии и в любой момент могут обрушиться окончательно. Те немногие смельчаки, которые могут войти в руины, помимо оскверняющих надписей «Не пить» или «Здесь был Вова», могут увидеть контуры фресок с оставшейся кое-где позолотой и цветом. Прочитать тексты, написанные когда-то золотыми буквами на древнеславянском языке, а главное, заглянуть в глаза святых, которые до сих пор не потеряли своей яркости и притягательной энергетики...

Драничкина Ольга, искусствовед. http://hramteryaevo.ru/church/

Как же мы небрежно относимся к собственной истории!

Старинное подмосковное село Теряево Волоколамского района Московской области (бывшая Стрелецкая слобода) известно, прежде всего, расположенным неподалеку от него Иосифо-Волоцким монастырем.
Но и в самом Теряево есть интересная достопримечательность - храм Вознесения Господня , построенный на месте деревянной церкви в честь Ильи Пророка (начала XVII века) в стиле провинциального классицизма в 1812 - 1825 годах. В соответствии с архитектурной модой на всё русское, в конце XIX века колокольня и трапезная храма были перестроены в псевдорусском стиле.

По пути из Клина в Волоколамск во время нашей самостоятельной экскурсии выходного дня мы завернули к этому храму и обнаружили этот памятник архитектуры (официальный статус - «Объект культурного наследия народов РФ регионального значения» ) в таком вот состоянии:

С моим другом Владимиром Д`Аром ( vladimirdar ) мы некоторое время обсуждали причины руинированного состояния храма: то ли он был разрушен в результате бомбежек немецкой авиации во время Битвы за Москву осенью 1941 года (но следов воронок от авиабомб поблизости нами обнаружено не было), то ли его пятиглавие было уничтожено работой вражеской артиллерии. В итоге мы склонились ко второму варианту. Но и он оказался ошибочным.

Все оказалось намного проще и печальнее.

В конце 1930-х годов Вознесенскую церковь села Теряева закрыли, в нем некоторое время размещался гараж, ну а потом храм и вовсе забросили.

И даже после возвращения храма РПЦ в начале 1990-х годов, никому особенно до него не было дела. Церковные службы возобновились в трапезной (в настоящее время храм считается действующим), ее даже несколько отреставрировали, так, что она вполне может сойти за постройку второй половины XVII века. Не так давно восстановили маковку колокольни и водрузили на нее крест.



Но сам храм как был заброшенным, так таковым и остался. В результате в 2005 году произошло то, что рано или поздно должно было случиться - четверик церкви не выдержал и обрушился более чем наполовину, от его некогда величественного пятиглавия не осталось ничего, кроме фрагментов барабанов.


Внутри руинированной церкви уже растут молодые деревья, а её алтарную часть местные жители (а может быть, и проезжающие мимо туристы?) превратили в бесплатный туалет.

А между тем, кое-где еще сохранились фрагменты росписей .

Да, это не шедевры Феофана Грека или Андрея Рублева, но все же они являются историческими артефактами, о сохранности которых необходимо позаботиться.
Вот только, похоже, никому до этого нет никакого дела - ни государству, объявившему находящийся в полном запустении храм «объектом культурного наследия», ни РПЦ (а ведь всего в полуторе км от Теряево находится не такой уж и бедный ставропигиальный Иосифо-Волоцкий монастырь), ни жителям самого села.

Возможно ли теперь восстановление этого архитектурного памятника?

На мой непрофессиональный взгляд, колокольню восстановить еще можно, а вот сам храм - уже вряд ли.

Грустно и больно все это видеть!


Небольшой бонус: несколько видов Иосифо-Волоцкого монастыря .

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода