Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь елецкой божией матери. Елец

Церковь Елецкой иконы Божией Матери возводилась в Ельце на протяжении нескольких лет: с 1893 по 1915 год. Храм был создан в честь пятисотлетия явления Божией Матери, произошедшего во время нашествия войск Тамерлана.

Это памятное событие занимает особое место в истории христианства. В 1395 году Тамерлан, не потерпевший ни одного поражения, завоевал многие земли в Азии и Европе. Он дошел до города Елец, разорил его и собирался в поход на Москву. Отдыхая в своем шатре, завоеватель увидел во сне Божию Матерь с сонмом святых, которая повелела оставить Московское государство. В это самое время в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери с крестным ходом, и все молились о спасении от нашествия Тамерлана. Московское государство понимало, что силы будут неравными, но готовилось к бою. Однако после этого видения во сне Тамерлан повернул на юг и начал разгром Золотой Орды, чем также помог Руси. За чудесное спасение православные благодарят с тех пор Божью Матерь.

История

В новой церкви нуждались люди, которых после серьезного пожара переселили в район Лучки в конце XVIII века. Они продолжали числиться за приходами других церквей, в которые им теперь было далеко ходить. Однако их прошение осталось без внимания городских властей. Гораздо позднее местным жителям удалось получить поддержку, и строительные работы начались лишь в конце XIX века.

Возведение храма заняло много времени, так как требовало больше средств, чем могли пожертвовать прихожане. Для сбора средств был создан специальный строительный комитет, в который вошли почетные жители города. Объявления о приеме пожертвований публиковались в газетах по всему государству, денежные средства стали присылать из разных городов. При этом интересно, что в возведении храма использовались различные нововведения, например, цемент, облицовочная плитка и другие.

Архитектор храма — Александр Степанович Каминский.

Церковное четырехстолпное здание — кирпичное, построено в псевдорусском архитектурном стиле. Храм с шатровыми куполами венчают 5 барабанов с восемью гранями. У храма — высокая шатровая колокольня. Отсутствие традиционных трапезной и апсиды усиливают вертикальное движение архитектурной композиции. Фасады украшают наличники и сложные карнизы, в которые архитектор внес свои собственные рисунки. Купола были покрыты разноцветной цементной плиткой наподобие шахмат. Туристы в отзывах отмечают краснокирпичную церковь в Ельце как одно из красивейших зданий города, непохожее ни на одно другое строение.

Высота храма с самым высоким куполом — 53,5 метра. Это второй по величине храм в Ельце.

Главный престол храма планировалось посвятить Елецкой иконе Богородицы, однако он был освящен в честь иконы Благовещения Божией Матери. Тем не менее, местные жители всегда называли эту церковь по имени Елецкой иконы Божией Матери, которой посвящен правый придел церкви.

Церковь Елецкой Божией Матери была закрыта для верующих в 1929 году, все имущество и церковная утварь были изъяты, в последующие годы ее здание использовалось под склад. В 1989 году здание-памятник возвращено церкви, несколько лет заняли восстановительно-реставрационные работы.

В 1995 году, в честь 600-летия избавления Московского государства от войск завоевателя Тамерлана, был проведен крестный ход. В честь знаменательного события в храм доставили список почитаемой Елецкой иконы Божией Матери.

С тех пор, традиционно, 8 сентября — в день чествования Елецкой иконы Божией Матери проходит крестный ход от храма Елецкой Божией Матери через город к храму Рождества Пресвятой Богородицы в районе Аргамач, где, по преданиям, и увидел сон Тамерлан. В этот престольный праздник возглавляет шествие епископ Елецкий и Лебедянский, который обращается с проповедью к прихожанам.

В церкви хранится святыня — старинный образ Иверской Божией Матери.

Расписание богослужений

Службы в храме Елецкой иконы Божией Матери проводятся ежедневно по два раза:

  • Божественная литургия — 07:30 часов.
  • Вечернее богослужение — 17:00 часов.

В храме также совершаются различные церковные ритуалы: крещение, венчание и другие. Режим работы церкви: с 07:30 до 18:00 часов, каждый день.

Как добраться до Храма Елецкой иконы Божией Матери

Храм располагается по адресу: ул. Октябрьская, 26, в центре квартала улиц Октябрьская, Лучковская, Пушкина, Костенко. Храм находится к югу от исторического центра Ельца с Красной площадью и главным храмом города — Вознесенским собором , до которого можно дойти пешком примерно за полчаса (расстояние — около 2 км). Добраться до церкви Елецкой Божией Матери можно на следующих автобусах:

  • Автобус № 5, 6, 6А, 10Б, 18, 25, 14, остановка «Городская больница № 2» (300 метров до храма).
  • Автобус № 7, 11, 21, остановка «Завод Гидропривод» (450 метров до храма).

До храма также можно доехать на такси: в Елецке работает популярный сервис Яндекс. Такси и местные службы «Дайна», «Русский стиль», «Вип Такси».

Панорама на вход в церковь с ул. Октябрьская:

Видео о крестном ходе в честь престольного праздника Елецкой иконы Божией Матери:

Строительству храма в лучковской части города предшествовало печальное событие: в 1769 году в центре Ельца был сильный пожар. Жителей, которые были прихожанами Введенской церкви и храма Покрова Божией Матери, переселили в Лучок. Оказавшись на довольно приличном расстоянии от своих приходских храмов, ельчане стали просить о строительстве собственной церкви в лучковской части города.

Согласно генеральному плану застройки города 1827 года храм должен был находиться на Лучковской площади. Но дальше планов дело не продвигалось. Местные жители уже запаслись железом для кровли церкви, приготовили колокола. А почетный гражданин Ельца П. Ростовцев выразил желание пожертвовать под строительство храма два подходящих участка земли.

Осенью 1880 года, когда Елец готовился праздновать 500-ление явления Богородицы во время нашествия на город Тамерлана, жители Лучка в составе 85-ти человек, обратились в городскую думу с просьбой построить в честь этого события храм с главным престолом во имя Елецкой Иконы Божией Матери . Дума прошение горожан поддержала.

Проект новой церкви выполнил архитектор А. Каминский, который к этому времени завершил строительство Вознесенского собора. В августе 1893 года состоялась торжественная закладка храма. Во время строительства храма его будущие прихожане ходили на богослужения в молитвенный дом, который затем стал церковью во имя Иверской иконы Божией Матери.

Строительство лучковского храма продвигалось крайне медленно, так как не хватало средств. Работу постоянно приостанавливали.

В 1895 году за ручьем Лучок построили кирпичный завод, чтобы обеспечить стройку собственным кирпичом. Часть продукции продавалась, а прибыль шла на строительство храма.

Во время постройки церкви применялись новейшие по тем временам технологии – железобетонные перекрытия, цемент, система парового отопления. В связи с близким нахождением грунтовых вод под зданием построили котлован, который оградили специальными стенками с глиняными замками, а известняк в фундамент укладывали на свинцовые листы.

Тормозили строительство нового храма и нечестные горожане, которые под покровом ночи сбили замок в кружке, в которую принимались пожертвования, и украли все, что там находилось.

С 1907 года старостой храма избрали Н. Ростовцева , потомственного почетного гражданина города. С этого момента возведение храма значительно ускорилось.

В 1913 году в новой еще недостроенной церкви уже начались службы. Через два года храм освятили. Главный алтарь был освящен в честь Благовещения Божией Матери. Правый придел – во имя Елецкой иконы Божией Матери и св. пр. Осии. Левый - во имя Иверской иконы Божией матери и св. Алексия, митрополита Московского.

Храм, построенный в честь чудесного освобождения Руси от Тамерлана, был вторым по величине в нашем городе и считался самым значимым после собора. По архитектурному решению он не похож ни на один другой в Ельце. В церкви не трапезной части, трехъярусная колокольня заканчивается высоким кирпичным шатром. Она напоминает древнерусские храмы XVI – XVII веков, но с интересными элементами декора.

Однако с момента своего освящения храм Елецкой иконы Божией Матери принимал своих прихожан всего несколько лет. Через 4 года после революции ушел из жизни настоятель храма Т. Архангельский , а вскоре погиб и ктитор церкви Н. Перекалин (его убили грабители, выстрелив в окно).

В 1933 году из храма изъяли те немногие ценности, что успели приобрести. С 1937 года помещения церкви использовались под склад для зерна, что, скорее всего, и спасло ее от разрушения.
В послевоенные годы Лучок активно застраивался жилыми многоэтажными домами. Во время прокладки коммуникации нарушили гидроизоляцию и в подвал церкви начала поступать вода.

Верующим вернули храм только в 1989 году. Через 2 года после этого, здесь состоялась первая служба. С потолка капала вода, а вокруг престола свободно ходили голуби, но людей, которые пришли в тот день на службу это не смущало.

Восстановительные работы в храме были завершены в 1995 году. Из краеведческого музея вернули список Елецкой иконы Божией Матери. К 600-летию освобождения Руси от Тамерлана храм отметил свое второе рождение.

В настоящее время реставрация Лучковского храма продолжается.

21.06.2013 3496

Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце XVIII в. В 1791 г. жители центральной части города, переселённые в этот район после пожара 1769 г. и последовавшего затем принятия первого регулярного плана Ельца, продолжали числиться в приходах теперь уже далёких для них церквей Покрова Божией Матери и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города — Лучке — каменной церкви Богоявления Господня с приделом Знамения Божией Матери. Но далее рассмотрения прошения Орловской духовной консисторией дело по неизвестной пока причине не пошло. Сооружение храма в этом районе города на Лучковской площади предусматривалось и генпланом Ельца 1827 г., но к строительству приступили лишь в самом конце XIX столетия.

В октябре 1890 г. восемьдесят пять ельчан подали в городскую думу прошение о сооружении в преддверии 500-летнего юбилея явления в 1395 г. в Ельце Богородицы во время нашествия Тамерлана храма-памятника с главным престолом во имя Елецкой иконы Божией Матери. В том же прошении горожане сетовали на удалённость их домов от приходской Сретенской церкви, неустроенность их района и высказывали желание иметь свой приходской храм, для которого уже заготовлены колокола и железо для кровли, а потомственный почётный гражданин Пётр Иванович Ростовцев обязуется пожертвовать под строительство будущего храма два пустопорожних участка в лучковской части города.

Придельные алтари будущего храма инициаторы строительства желали освятить во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и пророка Осии. Прошение ельчан заканчивалось проникновенным воззванием: «Благочестивые сограждане! Эти наименования приделов проектируемой церкви должны побудить в сердцах наших чувства глубокого сознания скорейшего осуществления намеченного дела… Потомки отцов, отвративших своей грудью нашествие иноплеменников в отдалённые времена исторического созидания Русской земли, пусть проникнутся до глубины души сознанием величия Божия и положат первый камень в основание здания, воздвигаемого во славу мудрому Творцу, его Божественной Матери, и святого угодника, и пророка, спасших своими молитвами и заступничеством наш город и весь русский народ от величайших несчастий».

Проект храма Елецкой иконы Божией Матери. Северный фасад. 1893 г. Архитектор А.С. Каминский

Третьего ноября 1890 г. городская дума, рассмотрев это прошение ельчан, поддержала предложение городского головы Н.П. Руднева ходатайствовать перед епархиальными властями о разрешении строительства храма. В том же году архитектору Александру Степановичу Каминскому, только что завершившему строительство Вознесенского собора в Ельце и разработавшему эскиз его иконостаса, заказан проект новой церкви. Выполнен он был уже в следующем 1892 г. или начале 1893 г. Весной 1893 г. все документы были согласованы и 30 мая т. г. начаты земляные работы.

26 августа 1893 г. в Ельце организованы торжества по случаю закладки храма на месте новосозидаемой церкви. При огромном стечении народа из города и уезда совершено благодарственное Господу Богу молебствие. Из всех городских церквей принесены были иконы, и крестный ход сопровождался торжественным колокольным звоном.

Когда стало ясно, что быстро соорудить второй по величине храм Ельца не удастся, ельчане устроили в 1895 г. в деревянном амбаре купца И.Г. Добродеева рядом с новостроящимся храмом молитвенный дом, обращенный в следующем году в церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. В ней предполагалось совершать богослужения и отправлять требы до окончания строительства нового храма.

Главной причиной замедления постройки стал недостаток средств у будущих прихожан, в основном — малоимущих мещан, не способных ежегодно жертвовать большие средства на строительство храма. Не спасала ситуацию и активная деятельность строительного комитета, в который входили именитые и богатые елецкие граждане — Николай Николаевич Петров (председатель строительной комиссии), Иван Григорьевич Добродеев (казначей), Николай Дмитриевич Черников, Митрофан Сергеевич Жаворонков, Николай Иванович Криворотов, Александр Александрович Петров и Алексей Гаврилович Панкратов.

Член строительного комитета храма Елецкой иконы Божией Матери Николай Иванович Криворотов. Фото 1892 г.

Для сбора пожертвований на строительство из духовной консистории добровольным сборщикам Тимофею Савину и Егору Салькову была выдана шнуровая книга, а в газетах неоднократно публиковались обращения строителей и попечителей с просьбой поддержать возведение храма пожертвованиями. В одном из обращений, опубликованном в 1897 г., говорится: «В 1893 г. в г. Ельце Орловской губернии с разрешения местного епархиального начальства совершена закладка столь дорогого для сердец наших трёхпрестольного храма. В настоящую пору сей древний заветный храм выведен до окон, и, к великому нашему прискорбию, дальнейшая постройка его должна приостановиться по скудости наших средств. Христолюбивые Благотворители и Строители храмов Божиих! К Вам обращаемся и просим: уделите нам посильную лепту на сие святое дело! Помогите нам, кто может, на окончание Дома Божия! Каждое и малое пожертвование Ваше будет принято с любовью и благодарностью нами, чем и вмените в обязанность возносить молитвы о Вашем благоденствии и упокоении душ усопших родителей Ваших пред чудною древнею иконою Пресвятые Девы Богородицы Елецкая, в честь которой и предложено освятить 1-й главный придел строящегося ныне храма; а также — св. Алексия, митрополита Московского, посетившего наш город ещё при жизни святого сего, проездом в Татарскую Орду и призвавшего Божие благословение на его процветание, в память которого посвятить намерены 2-й правый придел; и св. Пророка Осии, день памяти которого тесно связан с днём милости Божией, явленной в сохранении жизни ныне в Бозе почившего Государя Императора и его Августейшей семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года, в воспоминание чего мы решили освятить 3-й левый придел нашего храма. Рука дающего не оскудеет». Переводы из других городов высылались на имя казначея строительной комиссии Ивана Григорьевича Добродеева.

Для обеспечения стройки кирпичом в 1895 г. за р. Лучком был построен кирпичный завод, который обеспечивал стройку не только строительным материалом, но и деньгами, вырученными от продажи части продукции. Городская дума выделила для завода участок земли, а впоследствии заботилась о прибыльной работе и даже старалась ограждать от конкуренции.

Старооскольская улица в районе Залучковской площади. Слева — строящийся храм во имя Елецкой иконы Божией Матери. Фото ок. 1900 г.

При сооружении храма использовались многие технические новшества того времени: железобетонные перекрытия, гидролитный пол, облицовочная плитка, цемент, система парового отопления… Основание храма сложено из крупных блоков известняка; стены, шатры и декоративный убор — из кирпича. Для покрытия шатров использована разноцветная цементная плитка. Памятник ценен и как образец интересного инженерного решения, применённого в условиях грунтовых вод. Для ограждения фундаментов от влаги, поступающей из находящегося рядом ручья Лучок, проектом Каминского было предусмотрено устройство под зданием котлована, ограждённого несколькими рядами шпунтованных дощатых стенок с глиняными замками, а также укладка блоков известняка в фундамент на свинцовые листы. Это позволило предохранить от воды фундамент и подвал.

В последние годы строительства храма его старостой с 1907 г. избирался городской голова, потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев. Своей активной деятельностью и крупными пожертвованиями он продолжил дело отца — почётного потомственного гражданина Петра Ивановича Ростовцева, одного из инициаторов строительства храма Елецкой иконы Божией Матери, известного в Ельце благотворителя. На завершающем этапе строительства крупную сумму внёс владелец табачной фабрики Николай Иванович Романов.

Но, к сожалению, не все горожане радели о строительстве лучковской церкви. Находились и те, кто пытался поживиться из кружки, для сбора добровольных пожертвований на храм. Как-то ночью воры «взломали кружку в столбе около часовни, близ строящейся церкви. Сбили замок и высыпали всё, никто и не видал, последний раз высыпали из этой кружки месяц тому назад».

Фрагмент плана города Ельца 1908 г. 1 — строящийся храм Елецкой иконы Божией Матери, 2 — Иверская церковь

После избрания ктитором храма Н.П. Ростовцева строительство пошло более быстрыми темпами. К 1911 г. основной объём храмовой части уже был закончен постройкой, шло устройство куполов. Местные газеты того времени внимательно следили за ходом работ: «С 10 мая вновь начаты работы на храме Елецкой иконы Божией Матери за Лучком. Разбирают опалубку главного купола, затем приступят к покрытию всех пяти куполов разноцветной цементной плиткой в шахматы, к установке глав и крестов на них… На всё надо 12 тыс. руб., в кассе — 1 тыс.».

Построенная церковь не имеет аналогов в Ельце. Её объёмно-пространственная композиция складывается из кубического объёма односветного храма, соединённого через равновысокий с ним узкий неф с высокой колокольней. Традиционные трапезная и апсида отсутствуют, от чего в общей композиции усиливается вертикальное движение архитектурных объёмов. Храм пятиглавый, шестистолпный, с большим световым восьмигранным барабаном над центральным нефом и четырьмя меньшими, поставленными по углам храмовой части, перекрыт кровлей на четыре ската. Световые барабаны венчают ряды кокошников и кирпичные шатры с луковицами на глухих восьмигранных барабанах. Трёхъярусную колокольню завершает высокий кирпичный шатёр с двумя рядами слуховых окон.

Фасады храма украшены рустом, красивыми наличниками с массивным очельем пилястрами и сложными карнизами. По осям храма над входами и на ризалите, заменяющем алтарную апсиду расположены окна, сгруппированные по три и объединённые тройным кокошником — очелья. Нефы обозначены на фасаде ризалитами и рустованными пилястрами, подчёркивающими членение внутреннего пространства.

Композиция храма, архитектурное оформление наличников, ряды кокошников — всё это свидетельствует о том, что прообразом храма явились древнерусские храмы XVI — середины XVII в. Сохраняя сам дух построек того периода, архитектор А.С. Каминский мастерски переработал детали декора и внёс в наличники, угловые полуколонки, карнизы свой авторский рисунок. Для облегчения восприятия грандиозного объёма храма проектом предусматривались так и не выполненные в натуре шатровые крыльца-сени над входами в храм.

Строительные и отделочные работы ещё не были завершены, но служить в храме начали уже в 1913 г. Весной 1915 г. был установлен деревянный резной иконостас, написана на холстах часть икон — на горнем месте, стенах и столбах. Самая большая из них — Оранта, изображавшая Богородицу, явившуюся Тамерлану со святителями и небесным воинством. Были определены сюжеты остальных настенных росписей и сделана разметка углём.

Храм, как уже отмечалось, был вторым по величине в Ельце. Длина его составляла 48 арш. (34,5 м), ширина — 38 арш. (27 м), высота до карниза — 40 арш. (28,5 м), с главным куполом — 75 арш. (53,5 м). Под храмом располагался сводчатый подвал размером 45 х 34 арш. (32 х 24 м). Часть его была занята паровым устройством для отопления, смонтированным к осени 1914 г.

Иконостас был отделан под белый мрамор белою эмалевою краской. Высота иконостаса составляла 7 арш. (5 м), длина — 36 арш. (25,6 м). Оценён он был в 6 тыс. руб. Особенно хороша, по свидетельству современников, была живопись местных икон. Стены внутри храма побелили по штукатурке, а полы сделали асфальтовыми — их настелили в 1915 г. мастера-итальянцы «из химического гидролита».

Колокольня к 1915 г. была возведена в высоту только на 40 арш. Но к моменту освящения престолов на колокольне отсутствовали только кровля и крест, а у храма — крыльца и сени.

Освящение престолов предполагалось совершить 10 июля 1915 г. Ожидался приезд Преосвященного Митрофана (Афонского), епископа Подольского, бывшего епископа Елецкого. Но торжества пришлось по какой-то причине отложить на осень.

Освящение храма совершил 26 ноября 1915 г. епископ Елецкий Павел (Вильковский) в сослужении восьми протоиереев и семи иереев. Ещё в 7 часов утра начали собираться прихожане, и к началу чина освящения храм был переполнен верующими. В 9 часов торжественный звон возвестил о приближении архипастыря, встреченного благочинным Д.Д. Некрасовым и ключарём собора Василием Гавриловым. Преосвященный Павел вошёл в храм, где выслушал приветствие настоятеля храма о. Тихона Архангельского, а затем перешёл в алтарь для совершения чина освящения. Главный алтарь храма освящён в честь иконы Благовещения Божией Матери. Приделы — во имя Елецкой иконы Божией Матери и св. пр. Осии (правый) и Иверской иконы Божией Матери и св. Алексия, митрополита Московского (левый). Как видим, главный престол был посвящен не Елецкой иконе Божией Матери, как планировалось с 1890 г., а Благовещению Пресвятой Богородицы. Неизвестна пока причина, по которой принято именно такое решение. Тем не менее для ельчан храм остался и продолжает оставаться сегодня храмом во имя Елецкой иконы Божией Матери.

После крестного хода и возглашения многолетия государю императору, епископу Орловскому и Севскому Григорию и епископу Елецкому Павлу, началось чествование строителей храма. Николаю Петровичу Ростовцеву был преподнесён святой образ-складень древнего письма, которым Преосвященный Павел благословил председателя строительного комитета. Было провозглашено многолетие создателям и благотворителям храма, христолюбивому воинству и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезою в доме городского головы, где были приняты и отправлены телеграммы с выражением верноподданнических чувств и пожеланием императору великому князю Михаилу Александровичу полной победы над дерзким врагом. Храм, построенный в память чудесного избавления Руси от нашествия Тамерлана, по своим размерам занял «первое после собора место» в городе.

День 26 ноября 1915 г. стал днём рождения последней по времени постройки православной церкви Ельца.

Храм Елецкой иконы Божией Матери. Фото 1980-х гг.

После революции 1917 г. храм Елецкой иконы Божией Матери ожидала судьба всех елецких церквей. В 1921 г. прихожан его постигло сразу два несчастья: скончался настоятель храма протоиерей Тихон Архангельский, много сил положивший на его сооружение, а ночью 16 сентября т. г. выстрелом в окно грабителями был убит ктитор церкви Н.Н. Перекалин.

3 марта 1922 г. в рамках кампании по изъятию церковных ценностей была составлена опись имущества храма, а затем последовало изъятие тех немногих цен-ностей, что находились в храме.

В 1929 г. в городе началась широкомасштабная кампания по подготовке закрытия православных храмов. Одним из первых в списке на закрытие стояла церковь в Лучке. «Красное знамя» весной 1929 г. сообщило о начале работы специальной комиссии по обследованию храма и его колокольни в связи «…со многими техническими дефектами постройки». Так верующих начинали морально готовить к закрытию храма.

В сентябре т. г. начался сбор подписей среди жителей города, прежде всего трудящихся крупных предприятий, под требованием закрыть ряд храмов: «Мы считаем в высшей степени ненормальным наличие в нашем городе обилия церквей при скудности культурно-просветительных учреждений». Среди предлагаемых к закрытию церквей была и лучковская. К этому обращению единогласно присоединились тогда рабочие винзавода и пивзавода.

В том же году договор с общиной храма Елецкой иконы Божией Матери был расторгнут по причине неуплаты с 1923 г. долга, а церковь закрыта в целях «…использования для культурных нужд города».

Внутреннее убранство храма Елецкой иконы Божией Матери. Фото 2006 г.

Судя по документам октября 1937 г., храм к этому времени был приспособлен под зернохранилище, о чём свидетельствует договор продления аренды, датированный 1 декабря 1937 г.: «Учитывая наличие находящегося в указанных церквях большого количества хлеба и отсутствие складочных помещений в городе продлить срок аренды церквей «Преображение» и новой Лучковской сроком до 1 марта 1938 г. на тех же условиях договоров от 7 и 23 октября 1937 г.». Возможно, лишь это и спасло храм от разрушения, так как в том же 1937 г. Елецкий горсовет просил разрешения снести неработающую церковь, занятую конторой Заготзерно, и «отвести участок под строительство соцпосёлка Элементого завода». Площадь церкви составляла 754,1 квадратных метра и в ней хранилось на этот момент 484 т лука, а общая вместимость как зернохранилища составляла 1096,5 т зерна.

До войны 1941 — 1945 гг. храм использовался конторой «Заготзерно», а с 1948 г. — Елецким горторгом. Но ещё во время войны 24 июня 1943 г., верующие обращались в городской Совет с просьбой передать храм для богослужения, но им отказали, объяснив это тем, что церковь занята военным ведомством и к тому же продана городской организации.

После войны лишённый кровли храм ветшал, разрушались карнизы, осыпалась штукатурка. С 1970-х гг. из-за строительства в непосредственной близости многоэтажных домов и прокладки коммуникаций была нарушена гидроизоляция и дренаж, в подвал начали интенсивно поступать грунтовые воды.

Попытка поставить церковь под охрану государства как памятник архитектуры впервые была предпринята Елецким отделением ВООПиК в 1975 г.

Храм Елецкой иконы Божией Матери. Фото 2006 г.

Возвращение храма Елецкой иконы Божией Матери верующим состоялось в 1989 г.

А на второй день Пасхи 4 апреля 1991 г. в храме прошла первая служба на антиминсе из Вознесенского собора. Очищенный от мусора храм был заполнен верующими, которых не смущали ни натянутая над алтарём полиэтиленовая плёнка, ни капающая с потолка вода от тающего на кровле снега, ни холод и темнота. По свидетельству протоиерея Василия Романова, проводившего ту памятную службу, «хор пел стройно, а галки и голуби вторили хору. Пение было чудесным, потому что радовались и люди, наполнившие Святой храм, — около 300-400 человек, и птицы небесные пели свои сложенные песни, и голуби ходили вокруг престола. Мир человеческий и мир пернатых — все прославляли Христа, Воскресшего из мертвых». Так возобновились в храме регулярные богослужения.

В 1990 г. были поставлены леса на храм. Окончены восстановительные работы к 1995 г. Отремонтированы карнизы, восстановлена разрушенная кладка, застеклены окна, подведено паровое отопление, установлен насос для откачки из подвалов грунтовых вод, выполнена мягкая кровля, устроен временный иконостас.

В 1995 г. во время торжеств, посвященных 600-летию чудесного избавления Руси от нашествия войск Тамерлана, состоялся крестный ход с возвращённым незадолго до этого из краеведческого музея списком почитаемой Елецкой иконы Божией матери. Святыня побывала в свежепобеленных стенах посвященного ей храма, благословив дальнейшее возрождение второго по величине храма Ельца. До настоящего времени храм Елецкой Божией Матери является доминантой и украшением южного района города. Мощная вертикаль церкви уравновешивает панораму, нарушенную в последнее время современной высотной застройкой.

Священно- и церковнослужители храма Елецкой иконы Божией Матери:

Священники:

Архангельский Тихон – 1915-1921
Романов Василий Яковлевич – 1990
Лопатин Георгий Викторович – 2001-2003
Шаргин Анатолий Петрович – 2003
Федюшин Владимир Васильевич – 2003-2006
Рыжков Александр – 2004-2006
Дорофеев Александр Георгиевич – 2006

Диаконы:

Чебышев Иоанн – 1915-1922
Исаев Сергий Алексеевич — 2003
Лучин Алексий Александрович – 2005-2006

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Примечания:

1. Труды ОУАК. Вып. 1. 1895. — Орёл, С. 56-61.
2. Горлов В., Новосельцев А. Храм иконы Елецкой Божией Матери. — Липецк, 1995. С. 20-21.
3. Горлов В., Новосельцев А. Храм иконы Елецкой Божией Матери. — Липецк, 1995. С. 65-66.
4. Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
5. Голос порядка. 1911. № 477. С. 3.
6. Елецкий вестник. 1915. № 16, № 32.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 21-22.
8. Елецкий вестник. 1915. № 40.
9. ОЕВ. 1916. № 2. С. 51-54.
10. Письма Ростовцевых. Частное собрание В.А. Заусайлова.
11. ГАОО. Ф. 79. Oп. 1. Д. 88. Л. 245-245 об.
12. красное знамя. 1929. № 15. С. 4.
13. Красное знамя. 1929. № 212. С. 2.
14. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 171 об.
15. ГАЛО. Ф. Р-6. Oп. 1. Д. 10. Л. 260.
16. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 8. Л. 351.
17. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 24.
18. Протокол Елецкого городского отделения ВОПИиК № 10 от 31.10.1975 г.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

В августе 1395 г., через две недели после разорения Ельца , Тамерлан вдруг повернул обратно. Причиной же неожиданного отступления "грозного Тимура" от первоначального намерения идти на Москву предание называет чудесное заступничество Царицы Небесной за православных. Ожидая наступления Тамерлана, московский князь Василий Дмитриевич по благословению митрополита Киприана повелел привезти из Владимира в столицу чудотворный образ Божией Матери, с которым князь Андрей Боголюбский в свое время победил болгар.

26 августа (по ст. ст.) москвичи торжественно встречали чудотворную икону на том месте, где позднее был основан Сретенский монастырь. Непрестанные молитвы русских людей были услышаны Царицей Небесной - в тот же день, как прибывший образ был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля , Тамерлан неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли.

Поводом для такого поворота событий называется сон, в котором грозный завоеватель увидел: "...высокую гору и с ея вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, очнулся и, созвав вельмож своих... велел полкам своим идти обратно". В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Тамерлану Пресвятой Богородицы связывают Аргамаченскую слободу в устье реки Ельчик напротив елецкой крепости.

В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая "Елецкая" и ставшая одной из самых почитаемых святынь Елецкой земли. По мнению ряда исследователей, впервые она появилась в Ельце в 1737 г., будучи принесённой из Москвы клириками храма св. Николая Чудотворца в елецкой Агамаченской слободе священником Иоасафом Никифоровым, диаконом Иоанном и дьячком Алексием.

Бытует предание о том, что они отправились в Москву для того, чтобы "отыскать явленную на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм... намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли её на своих руках на Аргамач-гору, в церковь". История создания иконы была запечатлена в надписях на двух клеймах внизу иконы.

Почитание образа Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери в городе было столь велико, что списки её находились почти во всех городских храмах. Список Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, выполненный в последней четверти XIX в., был передан в Елецкий Вознесенский собор в 1995 г. из фондов Елецкого краеведческого музея, пока не был украден неизвестными злоумышленниками в 1999 г. В настоящее время у левого клироса собора находится список этой иконы, сделанный по фотографии.

Широко известен и появившийся, очевидно, в позднее время краткий извод композиции иконы: Богородица с воздетыми в молении руками (тип "Оранта") стоит на облаке, ангелы - по сторонам вверху. А в 1893 г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Летописи запечатлели в XV -XVI вв. десятки разорительных нашествий вражеских полчищ, после которых Елец , как птица Феникс, вновь и вновь отстраивал свои укрепления, налаживал жизнь, восстанавливал сгоревшие и строил новые храмы.


Вознесенский кафедральный собор г.Ельца.

При восстановлении Елецкой крепости в 1592 - 1594 гг. под руководством владимирского городового мастера Ильи Катеринина в её стенах были построены и новые храмы. По мере заселения посада и пригородных слобод к началу XVII в. сооружены ещё несколько церквей вне крепости.

В это время Елец в церковном отношении подчинялся рязанским архипастырям. Об этом свидетельствуют указы царя Михаила Фёдоровича , повелевшего в 1636 г. вновь построенные "...острожки Талецкой и Чернавской при реке Быстрой Сосне... ведать архиепископам Рязанским.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода