Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ассирийские колонии на черном море. Греческая колонизация северного причерноморья

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?

Цель урока: изучить греческую колонизациюна берегах Средиземного и Чёрного морей.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с названиями греческих колоний и их расположением.
  • Проанализировать причины основания колоний древними греками.
  • Повторить термины: колония, колонизация, метрополия, демос.
  • Сравнить образ жизни древних греков и местных жителей.

Тип урока:

Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала – "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" – идёт повторение пройденных ранее тем – "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу", "Финикийские мореплаватели" и "Греческие колонии".

Место в общем курсе истории:

Данный урок является частью раздела "Древняя Греция" и материал урока далее будет раскрываться в темах главы "Возвышение Афин в V веке до н. э."

Структура урока:

  1. Сценка по теме: "Почему греки покидали свою родину?";
  2. Повторение: ответы учащихся на вопросы учителя;
  3. Совместная работа учителя с учащимися: словарь и "Линия времени";
  4. Совместная работа учителя с учащимися: карта;
  5. Совместная работа учителя с учащимися: иллюстрация и текст в учебнике;
  6. Инструктаж домашнего задания.

Наглядные пособия:

  1. Термины на доске (закрытые);
  2. Карта на доске;
  3. Иллюстрации в учебнике Годера «История Древнего мира» и на доске;
  4. Атлас для 5 класса по истории Древнего мира;

Методы:

  1. метод драматической интриги – двое учеников разыгрывают сценку перед классом, целью которой является: заинтересовать учащихся и настроить аудиторию на восприятие новой информации;
  2. метод сравнительного анализа – учащиеся сравнивают образ жизни и занятия древних греков и местных племён (скифов);
  3. объяснительно-иллюстративный метод – работа класса с картами и иллюстрациями в учебнике;
  4. метод диалога – беседа как метод повторения и ознакомления с новым материалом;

На доске:

  1. Тема урока и дата;
  2. Карта;
  3. "Линия времени";
  4. Термины (с начала урока закрытые): колония, метрополия, знать, демос, пираты, Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

Учитель: Наш урок сегодня пройдёт как беседа. Мне будут помогать помощники – актёры. А весь класс, пользуясь своими знаниями по истории Древней Греции и Кубановедению, поможет мне рассказать новую тему. Посмотрите на доску. Прочтите название темы. Повторим ранее изученное. Пользуйтесь знаниями, полученными не только на уроках истории, но и кубановедения (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – колония, колонизация, метрополия).

– Вспомните и дайте определение, что такое "колония", "колонизация"?

– Как называется страна, владеющая колонией?

– Какое государство – метрополию , кроме Греции, вы можете назвать?

Учащиеся отвечают.

Теперь наши актёры разыграют перед нами действие, значение которого разгадают только внимательные учащиеся. Благодаря нашим актёрам, мы с вами заглянем в Древнюю Грецию, и соприсутствуем во время важного разговора. Вы же внимательно слушайте и не упускайте ни единого слова. Только внимательные смогут ответить на мои вопросы.

Сценка "Почему греки покидали свою родину?": Перед классом двое учащихся в древнегреческих хитонах и произносят диалог:

Первый актёр:

– Надо же что за несчастье! Не хватает нам хлеба! Вся плодородная земля принадлежит знати, а мы – простые греки, всё больше и больше залазим в долги и голодаем!

Второй актёр:

– Ничего не поделаешь, нужно нам, демосу, покидать родину. И от знати подальше и от долгов. А там, на чужбине смотри, и найдём плодородную землю, пригодную для земледелия.

Первый актёр:

– Правильно ты говоришь, друг. Лучше не ждать, пока нас покарает знать, пришедшая к власти. Спокойно подготовимся и снарядим корабли. Другие недовольные греки тоже согласятся и поплывут с нами.

Второй актёр:

– Да! и ещё необходимо снарядить военный корабль! А то…

Учитель: Но тут наших греков прерывают и они уходят.

А теперь, вопросы по сценке, свидетелями которой мы стали (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – демос, знать, пираты . (Повторение и работа со словарём).

– Назовите причины: почему греки основывали колонии? Чем были недовольны греки?

– Что такое "демос"?

– Что такое "знать"?

– Подумайте и самостоятельно закончите оборванную фразу второго актёра. Зачем был нужен грекам военный корабль?

Учащиеся отвечают.

Учитель:

Термин и определение – "ПИРАТЫ" – записываем в словарь (определение учащиеся находят в учебнике, на полях изучаемого параграфа).

– Чем занимались колонисты?

– Почему их товары были желанной добычей для пиратов?

Учащиеся отвечают.

Работа с картой: Учащейся работает с картой у доски, остальные – на местах с учебником.

Образование греческих колоний в 8-6 веках до н. э.

– Определите, где греки основали большее число колоний? На берегах, каких морей?

Работа учащегося у доски – показывает берега названных морей, колонии, столицу Боспора.

– Назовите колонии на берегах Чёрного моря. Их современное название.

– Назовите государство, которое образовалось при объединении этих колоний.

– Назовите столицу Боспорского царства.

Учащиеся отвечают .

Учитель (по мере ответов учащихся) открывает термины – названия колоний: Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

Работа с "Линией времени":

Учитель: Известно, что греки основали первые колонии на берегах Чёрного моря в VI веке до нашей эры. А уже в V веке до н. э. возникло Боспорское царство.

Учащийся показывает даты на "Линии времени", расположенной на доске. Остальные работают в тетради.

Учитель:

– Мог ли архонт Афин Солон во время путешествий побывать в Боспорском царстве? (Работа с датами и хронологией).

Учитель:

– Предположите, почему греки основывали колонии по берегам морей?

– Как вы думаете, мирно или враждебно воспринимали греков скифы? Почему?

Учащиеся отвечают.

Работа с учебником (иллюстрация на стр. 145).

Греческая колония на северных берегах Чёрного моря.

– Подумайте, какой образ жизни вели греки на чужбине? В каких богов верили, какие дома строили?

– Пользуясь картой, предположите, как называлась эта колония? Найдите её на карте. Работа учащегося у доски – показывает названную колонию на карте.

Учащиеся отвечают.

Работа с учебником (текст на стр. 148).

– Найдите на карте город Танаис.

Работа учащегося у доски – показывает на карте Танаис.

Учитель:

– Опишите одежду грека и скифа.

– Могли ли греки и скифы перенимать традиции и одежду друг друга? Почему?

– Чем именно Трифон был похож на грека, а чем на скифа?

Учащиеся отвечают.

Заключение.

Учитель: Подведём итог занятию:

– что нового мы прошли сегодня на уроке?

– а, что вы уже знали и только повторили сегодня?

– какой новый термин записали в словарь?

– что выяснили, благодаря работе с "Линией времени"?

– почему греки и скифы жили мирно друг с другом?

– какие порядки и традиции сохраняли греки в своих колониях?

– а, что заимствовали греки у своих соседей?

Учащиеся отвечают.

Инструктаж по д/з: почитать параграф "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" № 32. Рассмотреть на страницах учебника и атласа греческие колонии, сделать контурную карту "Греческая колонизация". Ответить на вопросы к параграфу. Выучить новый термин.

  • Трипольская культура 47.
  • Культура дольменов 49.
  • Культура окрашенных костяков 50.
  • Фатьяновская культура 51.
  • Западная и центральная сибирь 54.
  • Общие замечания по поводу неолитической эпохи в евразии.
  • 5. Медный и бронзовый века 57.
  • Район северного кавказа 60.
  • Черноморские степи 66.
  • Центральная россия 68.
  • Туркестан и сибирь 70.
  • Глава II. Киммерийская и скифская эра (1000‑200 гг. До н.Э.)
  • 1. Переход от бронзового к железному веку
  • Сибирь и туркестан 77.
  • Кавказ и греческие города на северном побережье черного моря 81.
  • Черноморские степи 84.
  • Украинская лесостепная пограничная зона.
  • Северо‑восточная россия 89.
  • 2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 91
  • 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111
  • 4. Северные соседи скифов
  • 5. Восточные соседи скифов
  • 6. Взгляд на политическую историю Скифии
  • Глава III. Сармато‑готская эпоха (200 г. До н.Э.‑370 г. Н.Э.)
  • 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 162
  • 3. Сарматы в Южной Руси 182
  • 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205
  • 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
  • 6. Западные и северные соседи сарматов
  • 7. Восточные славяне в сарматский период
  • 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
  • 9. Готы на Украине 294
  • Глава IV. Гунно‑антский период (370‑558 гг.)
  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Гуннское вторжение и гото‑антская война
  • 3. Великое переселение и западная эмансипация аланов
  • 4. Гуннская империя на Дунае Карта 4. Славяне и Византийская империя
  • 5. Последние годы правления Аттилы 399
  • 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
  • 7. Падение империи гуннов
  • 8. Анты с конца четвертого до середины шестого века
  • 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
  • 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам
  • Глава V. Аваро‑антский период, (558‑650 гг.)
  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Вторжение аваров и появление тюрков
  • 3. Византия, авары и анты в правление Маврикия
  • 4. Аваро‑славянские отношения
  • 5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке
  • 6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века
  • 7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века
  • 8. Истоки хазарского государства и падение Великой Булгарии
  • Глава VI. Хазаро‑булгарский период, (650‑737 гг.)
  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Хазарский каганат 682
  • 3. Волжские булгары
  • 4. Литовцы и финны в Северной Руси
  • 5. Угры и асы в Южной Руси
  • 6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)
  • 7. Булгары, хазары и Византия, (701‑739 гг.)
  • 8. Асы и Русь в Азовском регионе
  • Глава VII. Скандинавы и русский каганат, (737‑839 гг.)
  • 1. Предварительные замечания Карта 5. Находки скандинавских древностей в России
  • 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
  • 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
  • 4. Варяжско‑русская проблема
  • 5. Первый русский каганат
  • 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века
  • 7. Византия и булгары, франки и авары, 739‑805 гг.
  • 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
  • 9. Политика булгар при хане Омортаге (814‑831 гг.)
  • 10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 ‑839 гг.)
  • Глава VIII. Образование киевской руси (839‑878 гг.)
  • 1. Русские племена в девятом веке Карта 6. Славяне и их соседи в IX в.
  • А) юго‑западная область.
  • Б) юго‑восточная область.
  • В) западные земли
  • Г) лесной район припяти
  • Д) север
  • 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно‑русскими племенами
  • 3. Рюрик и варяжско‑русское правление в Новгороде
  • 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
  • 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
  • 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1358
  • 7. Обращение дунайских бoлгap 1381.
  • 8. Киев в 870‑е гг. И взятие его Олегом
  • 9. Заключительные замечания
  • Хронологическая таблица
  • До н.Э.
  • Сокращения
  • Литература
  • 1. Эпиграфические
  • 2. Нумизматические и сигиллографические
  • 1. Греческие и латинские
  • 2. Восточные а. Арабские и персидские (Диакритические знаки в транслитерации арабских и персидских имен и названий опущены)
  • Б. Армянские и грузинские
  • В. Китайские
  • Г. Еврейские
  • Д. Сирийские
  • 3. Славянские
  • 4. Англо‑саксонские и скандинавские
  • 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111

    Как мы уже отмечали 112 , греческие города на северном побережье Черного моря играли важную роль в развитии международной коммерции, служа связующим звеном между средиземноморским бассейном и Евразией. В этом смысле они были предшественниками генуэзских и венецианских городов на Черном море, которое играло ту же роль в монгольский период с тринадцатого до пятнадцатого веков н.э. С социологической точки зрения существовало, однако, большое различие между древними греческими и средневековыми итальянскими городами. Последние были простыми коммерческими факториями, в то время как роль первых не сводилась только к коммерческим функциям. Некоторые из греческих городов скифского периода были полноценно развитыми сообществами, в которых процветала не только торговля, но и искусство и ремесла; сельское же хозяйство достигло высокого уровня в соседних районах. Так греческие города этого периода стали важными культурными центрами. Кроме того, они были тесно связаны с собственно городами Греции, равно как и с малазийскими, оставаясь частью целостности эллинского мира. Они, следовательно, служили мостом между греческим миром и скифами. Греческие художники и ремесленники исполняли заказы скифских королей и вельмож, приспосабливаясь к скифским художественным требованиям. Итак, новый художественный стиль, который может быть назван греко‑скифским стилем, был создан, повлияв в свою очередь на развитие греческого искусства в более поздний, так называемый эллинистический период.

    Большинство греческих городов на северном побережье Черного моря были основаны колонистами, прибывшими из Милета, Клазомен и других греческих городов Малой Азии. В шестом веке до н.э. малазийские греки признали власть персидского царя. Это вылилось в удачную ситуацию для греческих городов с точки зрения международной торговли. Персидское царство было тем, что может быть названо «мировой империей», простираясь от Эгейского моря на западе до рек Инда и Джазарта на востоке. Оно включало такие провинции как Малая Азия, Транскавказ и Месопотамия и продолжало культурные традиции хеттов, урартцев и ассиро‑вавилонцев.

    Греческие города побережья Малой Азии служили связующим звеном между передней Азией, средиземноморским бассейном и черноморскими степями, тогда как греческие города на северной части Черного моря уподоблялись многим аванпостам старых городов Малой Азии. Греческие торговцы Ольвии, Херсонеса и Киммерийского Боспора служили посредниками в торговых связях между Персидским царством и скифами. В V в. до н.э. большинство греческих городов на Эгейском побережье эмансипировались от власти Персии. И собственно Греция и в особенности Афины стали ведущей силой. В течение столетия от 477 до 377 г. коммерческие пути находились под экономическим и политическим контролем Афин, несмотря на тот факт, что в конце пятого века могущество Афин было значительно поколеблено Пелопонесской войной. В целом, условия развития поселений на побережье Черного моря были менее благоприятными в период афинской гегемонии, нежели во время персидского владычества.

    С исторической точки зрения Боспорское царство на Керченском проливе, которое просуществовало от VI века до н.э.до VI века н.э., было предшественником русского владычества в Тьмутаракани с IX по XI столетие н.э. Существовало несколько греческих городов в царстве на обоих берегах Керченского пролива. Они были основаны в седьмом и шестом столетиях до н.э. Большинство из них, возможно, строились на местах более древних поселений здешних жителей киммерийского периода. Первые греческие города к востоку от Керченского пролива были основаны колонистами из Карии. Позднее новые поселенцы приехали из Милета. Они обосновались на крымской стороне пролива. Город Пантикапей, ставший столицей Боспорского царства, был изначально милетской колонией. Экономически Боспорское царство базировалось на торговле между Малой Азией и Транскавказом, с одной стороны, и Азовским и Донским регионами - с другой. Среди товаров, идущих из Транскавказского региона, металл и металлические изделия играли важную роль. Рыба и зерно прибывали в ответ из Донского и Азовского регионов.

    Город Пантикапей изначально имел аристократическую конституцию. В пятом столетии до н.э. он стал столицей монархии. Боспорское царство стало результатом необходимого компромисса между греческими пришельцами и местными племенами, греки были недостаточно многочисленны для колонизации всей страны. Они оставались главным образом в городах. С другой стороны, местные яфетидские и иранские племена, в основном известные как синды и мэоты, были в большинстве за пределами городов и неохотно подчинялись грекам. Имели место некоторые столкновения, и в конце концов местный магнат, принадлежавший к здешней, но совершенно эллинизированной семье, захватил власть и объявил себя царем синдов и мэотов под именем Спартока I (438/7 - 433/2 до н.э.). В то время как он был признан царем местными племенами, город Пантикапей признал его лишь как archon («главу»). Фактически он имел полноту власти над греками и контролировал армейскую администрацию через chiliarchog («командира тысячи», сравни тысяцкого в средневековой Руси).

    После установления монархического правления в Боспоре страна стала достаточно сильной, чтобы защитить себя от вторжения скифов и других степных племен. В некоторых случаях боспорские цари платили дань скифам, чтобы не начинать войны. Они могли себе позволить откупиться, поскольку царство достаточно процветало. Торговля зерном была основой экономической стабильности. Боспорские цари старались монополизировать эту линию торговли в восточных районах Черного моря. Согласно договору о дружбе с Афинами (434/3 до н.э.), боспорский царь должен был снабжать Афины зерном. После продолжительной борьбы с городом Гераклея, царь Левкои (389/8 - 349/8 до н.э.) завоевал важный порт Феодосию, таким образом обеспечив монополию торговли зерном. В результате Боспорское царство в пятом и четвертом веках было главным зернопроизводителем для Греции. В правление Лейкона 670.000 медимнов (около 22.000 тонн) зерна экспортировалось ежегодно в Аттику, что достигало половины всего импорта зерна в Аттику.

    Вслед за этими городами Херсонес являлся наиболее важным греческим центром в Крыму. Он был одной из самых жизнеспособных ранних греческих колоний здесь, процветающих еще в византийский период. В десятом веке н.э. Херсонес, известный как Корсунь в русских летописях, некоторое время контролировался киевскими князьями. Изначально он был колонией, основанной Гераклеей, которая в свою очередь являлась колонией Мегары. Гераклея была основана в 599 г. до н.э. Точная дата основания Херсонеса неизвестна; Геродот ее не упоминает. Документальные свидетельства относительно Херсонеса берут начало в четвертом веке до н.э. В этом столетии была воздвигнута древнейшая городская стена.

    Географическое положение Херсонеса было менее благоприятным, нежели у боспорских городов, поскольку он находился вдали от Азовского и Донского регионов. С другой стороны, он был лучше защищен от набегов кочевников и имел отличные портовые сооружения. Он также ближе расположен к южному побережью Черного моря, чем какой‑либо иной город северного побережья. Херсонес вошел в тесные отношения с Афинами во времена афинского преобладания. Афинское влияние было сильным в жизни и искусстве города до середины четвертого века до н.э., после чего херсонесские вазы, золотые украшения, терракота и т. д. приблизились к стандартам Малой Азии.

    С точки зрения его политической организации в скифский период Херсонес представлял демократию. Вся власть принадлежала народному собранию, и все общественные деятели избирались. Фактически наиболее значимые вопросы сначала обсуждались городским советом и затем докладывались ассамблее. Была обнаружена интересная надпись третьего века до н.э., содержащая текст клятвы, требовавшейся от херсонесского официального лица. Она обязывала его не нарушать демократического порядка и не передавать информации грекам или «варварам», которая может нанести ущерб интересам города. Многие граждане имели поля и виноградники за пределами городских стен; иногда они арендовались, в других случаях сам владелец возделывал землю. Город контролировал все западное побережье Крымского полуострова и часть плодородных степных внутренних земель в его северной части.

    На северо‑западе Крыма лидирующее положение принадлежало Ольвии, «городу борисфенитов», который находился в устье Буга и обеспечивал целостность бугоднестровского устья. Таким образом, город занимал благоприятную позицию с точки зрения коммерческих путей, пролегавших на север в глубь территории. Здесь будет не лишним упомянуть, что днепровское широкое устье также играло важную роль в коммерческом обмене между Киевской Русью и Византией. Русско‑варяжские князья пытались жестко контролировать устье Днепра, которое предлагало подобающий пункт для торговцев Руси на их пути в Константинополь. Русские основали свое селение в устье Днепра в Олешье. Геополитически Олешье тогда играло роль, схожую с ролью Ольвии в более ранний период.

    Ольвия, колония Милета, была основана во второй половине седьмого столетия до н.э. Изначально она должна была быть рыболовецкой деревней. Рыба и позже составляла важную часть в ее торговле. Земледелие также развивалось. Ольвия имела теснейшие связи со скифским миром всех греческих колоний. Она платила дань скифским царям и в ответ пользовалась их поддержкой. Ее торговцы сплавляли свои товары в глубь территории вверх по Бугу и Днепру. В дополнение Ольвия являлась начальным пунктом великого наземного караванного пути к регионам Волги и Камы на северо‑востоке 113 ..

    Ольвийские греки имели постоянные связи с местными соседями, что привело к значительному обмену взаимовлияниями в искусстве, ремесле, стилях жизни и т. д. В пятом и начале четвертого столетия до н.э. город имел дружеские связи с Афинами. В период преобладания Македонии отношения Ольвии с греческой родиной не были столь удачными. Около 330 г. до н.э. город был осажден Зопирионом, наместником царя Александра Великого во Фракии. Для объединения всего своего населения против захватчиков оливийцы приняли радикальные меры: местное население получило гражданство и рабы были освобождены. Многие надписи, датируемые началом третьего века до н.э. проливают некоторый свет на экономические условия в Ольвии. Как можно увидеть из некоторых из них, богатый гражданин по имени Протоген одолжил городу 1000 золотых, частично беспроцентно, для покупки зерна. В дополнение он обеспечил себя 2500 медимнами пшеницы по сниженной цене.

    Подобно Херсонесу, Ольвия была демократией. До 330 г. до н.э. лишь греки среди населения города обладали политическими правами, включая голосование в совете.

    Великая греческая колонизация вслед за Средиземноморьем продолжалась на северном и восточном берегах Черного моря. На рубеже VII-VI вв. до н. э. греки основали здесь города-колонии. В V в. до н. э. греческие города-государства, расположенные по обе стороны Керченского пролива (его называли тогда Боспор Киммерийский), объединились. Созданное в результате объединения государство получило название Боспорского царства. Оно просуществовало около тысячи лет.

    В Причерноморье греки жили в тесном окружении местных народов - , . Это соседство способствовало взаимному влиянию культур. Боспорское государство позаимствовало некоторые черты политического устройства соседних народов: боспорские правители, традиционно именовавшие себя архонтами, для подвластных народов являлись царями, обладавшими единоличной властью.
    Историк, исследователь Античности М. И. Ростовцев писал: «Боспорское царство было не просто незначительным скоплением греческих городов, затерявшихся на берегах Боспора Киммерийского, оно создало интересный и оригинальный стиль жизни. Здесь прозорливо ввели полугреческий образ правления, который сохранил государство единым в течение столетий... Это государство обеспечивало греческий мир дешёвыми и обильными запасами пищи. Оно превратило обширную полосу степей в обработанные поля. Боспор охранял Чёрное море от пиратов. Он связал греческий мир с Центральной Азией. Он создал впечатляющее искусство, добившееся успехов. Боспор - один из наиболее ранних примеров удивительно животворной силы Греции».

    Причин начала переселения древних греков на побережье Чёрного моря, или великой греческой колонизации было несколько. К ним можно отнести прежде всего рост населения в ряде полисов, нехватку земли, продовольствия. Оказавшиеся безземельными греческие граждане покидали родные места в поисках счастья на чужбине.

    Греки посещали эти места с торговыми целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты - эмпории. Основав их, греческие поселенцы начинали торговать с местными племенами. Причерноморье манило выходцев из Эллады в первую очередь хлебом, в котором постоянно ощущался недостаток у них на родине.

      Железо дало человеку орудия такой твёрдости и остроты, которым не мог противостоять ни один из известных до этого материалов. Применение изделий из железа резко повысило производительность труда человека. Особенно это было заметно в земледелии и ремесленном производстве.

      Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.

      Дата: 27.01.2017

      Предмет: история

      Тема:

      Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

      Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная

      Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

      Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

      Планируемые результаты:

      Предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

      Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

      Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

      Оборудование: схема «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.»; проектор; мультимедийная презентация.

      Тип урока: урок открытия новых знаний.

      Ход урока

      I . Организационный момент.

      II . Мотивационно-целевой этап.

      Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел ввиду, мы узнаем на нашем уроке.

      Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.».

      В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

      Как вы думаете, почему?

      Вспомните, что такое колония.

      Какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью?

      Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

      (Презентация).

      План урока:

      Проблемный вопрос. Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

      III . Работа по теме урока.

      1. Почему греки покидали родину.

      Итак, мы с вами выяснили, что в VIII - VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

      В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

      Я бедный крестьянин, - говорит один. – В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

      Тут его перебивает второй:

      У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь, а ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

      Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

      Кто вы такие? – спрашивают их. – Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома.

      Вы угадали, - отвечает один из них. – Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

      В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде работавшие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают:

      Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.

      Один из присутствующих хмуро молчит и не вмешивается в разговор.

      Кто ты? – наконец спрашивают его. – По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?

      Вы не ошиблись, - отвечает этот человек. – Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

      Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

      Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в VIII - VI вв. до н.э.?

      (Составление схемы)

      Кто покидал Грецию?

      Голодные и нищие люди, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т.д.

      Люди, вынужденные стать изгнанниками: аристократы из городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать.

      Купцы, желавшие разбогатеть на заморской торговле.

      Почему покидал?

      Острая нехватка земель из-за перенаселения полисов.

      Угроза голода.

      Стремление греков развивать свою торговлю и ремесло.

      Борьба между демосом и знатью.

      2. В каких местах греки основывали колонии.

      Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудно было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма остаться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9-10 км/ч. Но еще страшнее была встреча с пиратами.

      Рассмотрите на стр. 152 колонию греков. На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их от имени купца и от имени военного.

      (Примерный ответ.

      Купец. Наш торговый корабль предназначается для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места.

      Военный: Наш корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.)

      Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.

      Именно на таких кораблях греки пересекали Средиземное и Черное моря.

      Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.», определите направления греческой колонизации.

      (По ходу выполнения задания составляется схема.)

      Основные направления греческой колонизации:

      Северо-Западное Средиземноморье

      Северная Африка

      Южные Апеннины

      Малая Азия

      Северное Причерноморье

      Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

      Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокию, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» - и отплыли в западные моря.

      В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известнк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

      Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь – символ мира, - и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города.

      Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

      Что привозили из колоний греческие купцы?

      На что меняли свои товары греческие купцы?

      (Составляется схема.)

      Продавали: оливковое масло, вино, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

      Покупали: пшеница, рабы, мед, шкуры животных, скот.

      3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

      Как складывалась отношения греков с соседними народами, проживавшими рядом с их полисами? Ответьте на этот вопрос, работая с текстом п. 3 § 32 и дополнительным материалом.

      Дополнительный материал.

      Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России

      (по рассказу Геродота).

      В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием I . Но скифы, не вступая в сражение, заманили врагов в глубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от беспощадной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаться решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь – в земле. «Нет, царь, - возразил Дарию старый вельможа. – Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе богибните от наших стрел!» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

      IV . Закрепление изученного материала.

      Итак, почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называю великой?

      Что дала грекам колонизация?

      (На доске записываю последтсвия колонизации).

      1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

      2. Растут богатства греческих городов.

      3. Греки приобретают новые знания.

      4. Греки осознают себя единым народом.

      5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

      6. Растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

      Заполните контрольный лист самопроверки.

      1. Колония - это…

      2. Колонизация – это…

      3. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?

      4. Где греки основывали колонии?

      5. Чем торговали греки?

      V . Подведение итогов урока.

      Домашнее задание:

      § 32, вопросы к §, заполнить контурную карту.

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода