Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Армения Древняя: история, даты, культура. Великая Армения: история государства

Изгнание закавказских армян в Персию. «Великий сургун»

Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. В 1604 году Аббас I Великий применил тактику выжженной земли против армян в Араратской долине. Из Восточной (Закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян. Аракел Даврижеци, автор XVII века, сообщает:

"Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем, чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара".

Город Джульфа в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.

Осаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск. Чтобы предотвратить возможное пополнение припасов врага с этой земли, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских угодий на равнине. И как часть всего этого, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в их отступлении. Около 300 тысяч людей были, таким образом, отправлены к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были тотчас убиты. Ранее шах приказал разрушить единственный мост, и людей заставили проходить через воду, где огромное количество людей утонуло, унесённое течением, так и не добравшись до противоположного берега. Это было лишь начало их суровых испытаний. Один очевидец, - Отец де Гуян, - описывает положение беженцев так:

"Не только зимние холода причиняли муки и смерть высылаемому народу. Наибольшая мука была из-за голода. Провизия, что высылаемые взяли с собой, скоро кончилась... Грудные дети плакали, прося еды или молока, но ничего из этого не было, потому что женские груди высохли от голода. Множество женщин, голодных и истощённых, оставляли своих умирающих от голода детей на краю дороги и продолжали своё мучительное странствие. Некоторые отправлялись в ближайшие леса, чтобы попытаться найти какой-нибудь еды. Как правило, они не возвращались. Часто те, кто умирал, служили пищей тем, кто ещё был жив".

Не в состоянии поддерживать свою армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные на преследование шаха в 1605 году, были разгромлены, и к 1606 году Аббас снова завоевал всю территорию, что ранее проиграл туркам.

Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Со времен Исмаила I-го административно она образовывала Чухур-Саадское бегларбекство государства Сефевидов. После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашского племени Устаджлу, являвшиеся наследственными владетелями Чухур-Саада, объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении, армяне к XVIII веку составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменил тюркское племя Кенгерли. При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.

Восточная Армения на карте Персидской империи. Джон Пинкертон, 1818 год.

С начала XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха, при сефевидском шахе Аббасе I, были созданы пять армянских меликств (мелкие княжества) известные под общим названием Хамс. Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян (позже Мирзаханян и Атабекян), Мелик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых Гасан-Джалаляны, их младшая ветвь Атабекяны и Мелик-Шахназаряны были коренными династиями, остальные же князья были переселенцами из других областей Армении.

В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

Армянская национально-освободительная борьба XVIII века

В Москве Исраэл Ори встречается с Петром I и передает ему письмо сюникских меликов. Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлек к себе симпатии императорского двора. Ори предложил Петру следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах, крепостях и т. д. Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна, чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 году, после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии, с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём. Когда Ори прибыл в Ширван - ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году Ори неожиданно умер в Астрахани.

В 1722 году армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства. Восстание возглавляли Давид Бек и Есаи Гасан-Джалалян, сумевшие на несколько лет свергнуть иранское господство. Восстание охватило также Нахичеванский край. В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец даже получил право чеканить монеты. В 1730 году с убийством его преемника Мхитара Спарапета, 8-летнее восстание армян Сюника завершилось.

Новое оживление армянского национально-освободительногодвижения наблюдается во второй половине XVIII столетия. Так, уже в 1773 году Ш. Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства. Значимыми деятелями национально-освободительной борьбы эпохи стали Иосиф Эмин и Мовсес Баграмян, выдвинувшие планы воссоздания армянского государства.

В конце XVIII столетия армянские мелики Нагорного Карабаха вели неустанную борьбу с Ибрагим Халил-ханом в надежде восстановить в Карабахе армянскую государственность.

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. В результате русско-персидской войны 1803-1813 годов к России было присоединено Карабахское ханство (было образовано в середине XVIII века после захвата армянских меликств Хамсы), которое было населено преимущественно армянами, а также Зангезур в историческом Сюнике со смешанным на то время населением. Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. 5 октября 1827 года, в ходе русско-персидской войны 1826-1828 годов, Эривань был взят графом Паскевичем; несколько ранее (в июне) пала и столица Нахичеванского ханства город Нахичевань.

Подписанный затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан - в Россию. В 1828 на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.

По итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении - Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Армянская область в составе Российской империи (существовала до 1849 года)

Западная Армения

Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне Константинополя росли в числе и стали уважаемыми (если не полноценными) членами общества.

Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они подвергались жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить налоги курдским племенам. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.

В XVI - начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами-курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще, и к армянам в частности, стало заметно ухудшаться. После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 году произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

Просмотров: 589

§ 1. Арташес I. Объединение Армянских земель

В 190 г. до н.э. произошла знаменитая битва при Магнесии (современная Турция), в которой римские легионы разгромили армию царя Антиоха III, тем самым, сломив могущество Селевкидской державы.

Для дальнейшей судьбы Армении эта битва имела переломное значение. Воспользовавшись ослаблением Селевкидов, правитель Великой Армении Арташес и правитель Софена Зарех провозгласили себя царями, тем самым, восстановив независимость Армении.

Арташес I (189-160 гг. до н.э.) совершил множество походов и подчинил своей власти все населённые армянами территории. В его государстве «все единоязычны» - писал греческий географ I века Страбон. Не удалось Арташесу I присоединить только Софену и Малую Армению.

Армянский историограф V века Мовсес Хоренаци сохранил множество устных преданий о деятельности Арташеса. Победив вторгшиеся в Армению горные племена Аланов (предки современных осетинов), Арташес взял в плен аланского царевича. Сестра его Сатеник вышла на берег реки и обратилась с просьбою к Арташесу, вернуть свободу её брату, так как негоже царям уничтожать потомство других правителей. Арташесу понравилась красавица-царевна. Он похитил её, согласно обычаю, и женился на ней, установив длительную дружбу между двумя народами.

Арташес I провел административно-земельную реформу, разграничив частные и общинные земельные владения, установив пограничные камни с надписями. Долгие века учёные сомневались в правдивости данного сообщения Мовсеса Хоренаци, пока несколько десятилетий назад при раскопках не были обнаружены такие пограничные камни.

Арташес I поощрял развитие ремёсел, сельского хозяйства, покровительствовал торговле, прокладывал дороги и строил города. По словам древнегреческого историка Страбона, при Арташесе в Армении не осталось и пяди невозделанной земли. В 188 г. до н.э. Арташес I основал в Араратской долине новую столицу Армении и назвал её своим именем - Арташат. Согласно сообщению древнегреческого автора Плутарха, город Арташат был основан царём по совету известного карфагенского полководца Ганнибала.

Ганнибал после бегства из Карфагена поступил на службу к Антиоху III, но после его поражения, когда римляне потребовали сдать его им, Ганнибал укрылся в Армении. Пока римские войска находились в Малой Азии, Ганнибал был вынужден с 189-188 гг. до н.э. оставаться в Армении - вне сферы римского влияния. Именно тогда, облюбовав удобно расположенный холм, окружённый водами реки Аракс, он посоветовал царю Арташесу I построить здесь город. По поручению царя Ганнибал сам руководил строительством. Не случайно древнеримские авторы два века спустя называли Арташат «Армянским Карфагеном».

§ 2. Начало правления Тиграна II. Армяно-Понтийский союз

Власть Арташеса наследовали его сыновья: Артавазд I (165-131) и Тигран I (130-95). Слабеющая Селевкидская держава и соседние более мелкие эллинистические государства не представляли серьёзной опасности для Армении. Однако вскоре Армения столкнулась с новым опасным врагом. В конце II века до н. э. в северо-восточных областях Ирана возвысилось Парфянское государство, которое к концу II века до н.э., нанеся поражение Селевкидам, завладело всем Ираном и Месопотамией. В войне с Парфией армянские войска потерпели поражение. С уступкой некоторых территорий между двумя государствами был заключён мир, в обеспечении которого армянский царевич Тигран был отдан в заложники. После смерти отца, сделав новые территориальные уступки Парфии, он вернулся на родину и наследовал армянский трон.

В период правления Тиграна II Великого (95-55) Армения достигла зенита политического могущества. Тигран оказался деятельным правителем, талантливым полководцем и дипломатом. Он стремился упрочить международное положение Армении и экономическое состояние страны, для чего необходимо было взять под свой контроль международные торговые пути и транзитную торговлю между Западом и Востоком. Но первым делом Тигран II стремился завершить объединение армянских земель, начатое еще Арташесом I.

В 94 г. до н.э. Тигран II захватил Армянское царство Софены и присоединил его к Великой Армении. Следующим шагом Тигран II намеревался присоединить и Малую Армению, которая находилась под властью Понтийского царя Митридата VI Евпатора. Однако Митридат предложил ему союз против сопредельных государств. Союз был скреплён браком Тиграна II и дочери Митридата Клеопатры. Малая Армения осталась под властью Митридата.

Укрепив таким образом тылы, Тигран II начал войну с Парфией - давней соперницей Армении. В 87 г. до н.э. Парфия была разгромлена, и её царь отказался от титула «Царь царей» в пользу Тиграна II. К Армении перешли Северная Месопотамия и другие территории. Свою зависимость от Армении признали соседние цари Атропатены, Иберии, Албании, мелкие царства Коммагены, Адиабены и Осроены. В глазах народов Ближнего Востока Тигран II являлся самым могущественным из всех правителей. В 83 г. до н.э. Тигран захватил последние владения Селевкидов - Сирию и Киликию, и границы его державы достигли Палестины и Средиземного моря.

В 77 г. до н.э. Тигран II основал в центре своего государства (на юго-западе Армении) новую столицу Тигранакерт, переселив туда примерно 100 тысяч населения из завоёванных эллинистических городов. Престольными городами считались также прежняя столица Селевкидов Антиохия в Сирии, и прежняя столица Армении Арташат.

При Тигране II бурно развивалась как внутренняя, так и внешняя торговля. Для её расширения и поддержки Тигран II чеканил монеты разного достоинства. Множество этих монет дошло до наших дней и благодаря им мы имеем достоверный портрет Тиграна II, а также знаем как выглядели царские регалии армянских правителей. Армянские монеты чеканились по греческим стандартам и имели надписи на греческом языке.

§ 3. Римско-армянская война. Поход Лукулла

Укрепление и расширение державы Тиграна II противоречило интересам Римской державы, которая стремилась сама утвердиться на Ближнем Востоке. Римский полководец Лукулл разбил войска тестя и союзника Тиграна - Митридата VI Евпатора и захватил Понтийское царство. Митридат VI нашёл приют в Армении. Лукулл прислал к Тиграну II посольство с требованием выдать Митридата, но получил отказ. Это было удобным поводом для римлян, чтобы начать войну с Тиграном II. Весной 69 г. до н.э. римская армия Лукулла неожиданно вторглась в Армению и осадила Тигранакерт.

Тигран II в это время находился на южных рубежах своей империи и не ожидал римского нападения. Он быстро начал собирать войска для решающего сражения. Но перед этим отборный отряд его войск удачным маневром, обманув римлян, вошел в Тигранакерт и вывел из города царскую семью. В решающей битве при Тигранакерте 6-го октября 69 г. до н.э. многонациональная армия Тиграна потерпела поражение. Наёмные греческие отряды, защищающие Тигранакерт, сдали его Лукуллу. Тигранакерт был разграблен римлянами и разрушен. Лукулл двинул римскую армию вглубь Армении, чтобы захватить столицу Арташат. В 68 г. до н.э. в битве у реки Арацани Тигран II нанес римлянам поражение и заставил отступить из Армении. При поддержке Тиграна II Митридат Евпатор сумел отбить у римлян свое царство.

§ 4. Поход Помпея. Арташатский договор

Римский Сенат отозвал Лукулла и отправил на восток нового полководца Гнея Помпея. Помпей разбил Митридата Евпатора и вновь захватил Понтийское царство. После этого он заключил союз с Парфянским царством против Армении, и римские войска вступили в Армению. Положение Тиграна II Великого было тяжёлым. В 68 г. до н.э. против него восстал его сын - Тигран Младший и попытался захватить престол. Потерпев неудачу, Тигран Младший бежал к Парфянскому царю, нашёл там радушный приём и даже женился на дочери царя Парфии. На следующий год Тигран Младший при поддержке Парфии вторгся в Армению, но был разбит отцом и бежал теперь на запад к римскому полководцу Помпею. Тигран Младший указывал римским войскам путь на столицу Арташат, надеясь, что Помпей разгромив Тиграна II, назначит царём Армении его самого. В то же время царь Парфии вторгся в Армению с войском в поддержку своего зятя Тиграна Младшего.

Тигран Великий, оказавшись меж двух врагов, был вынужден выбрать меньшее из зол. После предварительных переговоров Тигран II явился в ставку Помпея, который подошёл уже к Арташату. В 66 г. до н.э. Тигран II и римский полководец Помпей заключили «Арташатский договор». Армения была объявлена «другом и союзником Рима», сохранила свою территориальную целостность, но отказалась от территориальных приобретений в пользу Рима и выплатила огромную контрибуцию. Тигран II сохранил таким образом территориальную целостность Армении и титул «Царя царей». Тиграна Младшего, который остался недоволен итогом событий, Помпей арестовал и увёз в Рим как заложника.

§ 5. Правление Артавазда II

В правление Артавазда II (55-34 гг. до н.э.) - сына и преемника Тиграна Великого, Армения все ещё сохраняла роль сильной державы. Но её положение между двух сильных соседей - Рима и Парфии - оказалось тяжёлым.

В 53 г. до н.э. римский полководец Марк Красс предпринял поход против Парфии. Он потребовал от Артавазда II, как «друга и союзника Рима», принять участие в походе с армянским войском. Артавазд, посетив Красса и, убедившись, что тот не расположен принимать какие-либо советы, выбрал самый прямой, но и самый опасный маршрут для похода, вернулся в Армению. Красс пригрозил расправиться с непослушным царём Армении после похода. В то же время парфянский царь вторгся в Армению, вынудив Артавазда II, вместо помощи римлянам, использовать силы для обороны страны.

В конечном итоге, Артавазд II, предвидя провал похода Красса, предпочёл установить союзнические отношения с Парфией, тем самым отказавшись от союза с Римом. Новый союз был скреплён династическим браком Парфянского наследника с сестрой Артавазда.

В битве при Каррах римская армия потерпела полное поражение от парфян. Отсечённую голову Красса привезли в столицу Армении Арташат, где новые союзники праздновали церемонию бракосочетания.

Благодаря союзу с Парфией Армения долгие годы удачно противостояла римской экспансии. Однако из-за династических изменений в Парфии, Парфяно-армянский союз к 38 г. до н.э. распался.

Рим не отказывался от мысли покорить Армению и Парфию. В 36 г. до н.э. правитель восточных провинций Рима Марк Антоний предпринял новый поход против Парфии через территорию Армении. Артавазд II занял нейтральную позицию, так как парфяно-армянский союз к тому времени уже распался, и противостоять Риму одна Армения была не в состоянии.

Римская армия и на этот раз была разгромлена парфянами. С остатками своих войск Антоний с трудом отступил через Армению, благодаря помощи Артавазда II.

Вину за свое поражение Антоний возложил на нейтралитет Артавазда II. В 34 г. до н.э. Марк Антоний с большой армией неожиданно вторгся в Армению, обманом пленил Артавазда II с семьёй, и увёз в Египет, а Армению объявил римской провинцией.

Пленённому Артавазду II обещали сохранить жизнь, вернуть свободу и власть, если он признает свою зависимость от царицы Египта Клеопатры. Артавазд II отказался и предпочёл смерть унижению. Артавазда II убили по приказу Клеопатры, а его семью впоследствии отправили в Рим.

§ 6. Падение династии Арташесян

Борьба за единоличную власть в Римской империи между Марком Антонием и Октавианом закончилась поражением и смертью Антония. Воспользовавшись ситуацией, старший сын Артавазда II Арташес при поддержке Парфии в 30 г. до н.э. изгнал римские войска и восстановил независимость Армении.

Октавиан-Август, став единоличным правителем Римской империи, некоторое время был занят укреплением и оформлением своей власти. В 20 г. до н.э. с огромной армией он двинулся на Восток, вынудил Парфию заключить договор, вернуть римские знамена и пленных, захваченных у легионов Красса и Антония, а также отказаться от союза с Арменией.

Под военно-дипломатическим нажимом Рима Арташес II (30-20) был убит заговорщиками, и по «просьбе армян» пасынок императора Тиберий в Арташате торжественно короновал царём Армении другого сына Артавазда II - Тиграна III (20-6), который был пленён вместе с отцом, и воспитывался в Риме. В итоге этих событий Армения превратилась в зависимое от Рима царство. Вперёд

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Армения - страна в регионе Передней Азии, которая занимает площадь всего в 29 743 квадратных километра, в связи с чем она находится на 138 месте в мире по территории и на 136-м по количеству жителей. Выходу к морю страна не имеет. Конечно же, ничего специфического в этой информации нет, чего нельзя сказать про историю этой прекрасной великой страны.

Переселение

История Армении начинается еще до бронзового века, до изобретения письменности. Как показали исторические находки, на территорию будущей страны перебрались племена из Восточной Африки, о чем свидетельствуют инструменты труда, свойственные африканским народам, а также несколько статуэток местных богов, которым они поклонялись. Привлек людей в эти земли климат, который не был таким жарким, как в Африке, и сильные морозы не грозили переселенцам. Здесь было куда меньше свирепых хищников, больше еды и растительности. Тут народы чувствовали себя более спокойно. Так началось заселение Армении.

Народ Армении

Конечно же, все прекрасно понимали, что чрезмерное перенаселение новых земель приведет все к тем же последствиям, что и в Африке, - постоянным войнам между племенами и семьями, которые негативно сказывались на качестве жизни всего континента. Потому кочевники начинают объединятся между собой, дабы защитить свою землю. Так появляются первые народы Нагорья. В состав данной общины входят урарты, хуриты, лувийцы и племена-носители протоармянского наречия. Формирование народности началось в XII веке до н. э. и фактически закончилось в VI веке до н. э. Так как говор племен-носителей был значительно проще африканских племенных языков, для общения стали использовать протоармянскую словесность, которая в период формирования познала больших изменений.

Первое государство

Большая часть населения будущей Армении - это урарты, в связи с чем именно эти народы и решили взять власть в свои руки, объединив все отдельные народности в Урарту, первый государственный строй Нагорья, который был основан в VI веке до н. э. К сожалению, из-за неопытности первых правителей, долго Урарта не просуществовала, и уже во второй половине VI века территория Нагорья переходит под гегемонию Медии, а уже через несколько лет спустя стает частью империи Ахименидов. К сожалению, имена первых правителей Урарты утеряны, по той простой причине, что язык и письменность только формировалась и тогда еще не было возможности зафиксировать события.

Династия Ервандидов и Ерванд I

В составе Ахименидовой империи нагорье пробыло до IV века до н. э., после чего, а именно с 331, на территории будущей страны появляется государство Великая Армения, первыми правителями которой стает династия Ервандидов. Можно сказать, что Ерванд I создал Великую Армению, за что получил звание Сатрап Армении. К сожалению данное государство постигла та же участь, что и Урарту.

Начало истории Великой Армении

Скажем так, «первая» Великая Армения просуществовала в период с 331 года до н. э до 220 года до н.э. В 220 году на Великую Армению нападает Государство Селевкидов. Но так как элины по уровню развития уже были очень далеко от жителей завоеванного государства, надобность в Нагорье пропадает, таким образом, в 189 году до н. э. появляется «вторая» Великая Армения.

Арташес I стает правителем «новой» Великой Армении. Как сообщают источники, уже в этот момент, большая часть населения Нагорья говорит на армянском языке, хотя при дворе все же используют имперский арамейский. Также, говоря про Великую Армению, нужно сказать парочку слов и про Малую Армению или, как она в то время называлась - Коммаген. Появилось это Государство в 169 году до н. э. и просуществовало до 115 года н. э., после чего Малая Армения была захвачена сначала понтийцами, а, в конечном итоге, уже и римлянами. В период с 95 года до н. э. до 55 года до н. э. приходит к власти новый правитель Тигран II или Тигран Великий. Он отбивает у римлян Коммаген и присоединяет государство к Великой Армении. Именно во времена правления Тиграна Великого Армения имела невероятно большую территорию земель, на которых проживали армяноязычные народы. К тому же при Тигране II на армянском начинает говорить и знать страны. Государство выходит на новый уровень. Во время управления страной Тиграном II в состав Великой Армении входили такие земли:

  1. Коммагена или же Малая Армения.
  2. Сирия.
  3. Финикия. Страна, которая находилась на территории современного Ливана.
  4. Атропатена. Данное государство существовало на месте современного Ирана.
  5. Территория Месопотамии, древнего государства, которое существовало на ближнем Востоке, межу реками Тигр и Евфрата. Именно по этой причине часто встречается ее название, как Междуречье.
  6. Иверия, так же известна, как Иберия. Это территория современной Грузии.
  7. Алуанк - ныне Албания.
  8. Адиабена. Сейчас все знают эту страну, как Ирак.

Действительно, стоит согласиться, что Тигран II Великий потратил большое количество сил, дабы дать величие своей стране. К сожалению, во время войны с Римой и Парфией, почти все эти земли были отобраны в Великой Армении.

Армения во время Тиграна Великого

Тигран II Великий является прямым потомком Арташеса I, а точнее его внуком. Могучий правитель и сильный полководец смог навести порядок в Великой Армении за время своего правления, которое составило около 40 лет. Тигран Великий, царь Армении, пришел к власти в нужный момент, можно так сказать, в то время, когда в ближайших странах началась разруха, гражданские войны и экономический упадок. Благодаря такому раскладу, Тигран II сразу же завоевывает ближайшую Софену и Кордук. Это был апогей развития Армянского государства, так как Великая Армения при Тигране Великом получает выход к морю, что является огромным плюсом для будущего развития страны. Понимая, что армянская армия не сможет противостоять могущественному понтийскому войску, правитель Нагорья заключает договор с царем Митридатом VI, женясь на его дочери Клеопатре. Таким образом к территории Великой Армении присоединяется и Сирия, Митридат же забирает себе Малую Армению. Это было территориально удобно и правильно. С каждой новой войной Тигран расширял территорию Армении вплоть до 66 года до н. э. В это время речь заходила о том, что Тиграну нужен наследник, его старший сын должен был стать новым правителем Армении. Это вызвало негодование младшего сына, в связи с чем в 66 году до н. э. Тигран Младший обращается к Гнею Помпею Великому, который на тот момент только стал у руля римской армии за помощью. Гней Помпей приводит в Армению войско, которое состояло из 50 тысяч отборных воинов, которые и разгромили власть Тиграна II, в его руках осталась лишь небольшая территория Великой Армении - Нагорье и земли, захваченные у Парфии. Только начавшее процветать государство постепенно уходит в упадок, а в 55 году до н. э. скончался и сам Тигран Великий.

Великие цари Армении

Правителей в Армении за историю ее существования было очень много. Конечно же, самым могущественным был Тигран II Великий, власть которого не вызывала сомнений абсолютно ни у кого. Также стоит отдать дань и деду Тиграна, Арташесу I, который смог заново создать Великую Армению и в самые кратчайшие сроки сделать государство богатым и процветающим. Также говоря про эту прекрасную страну, следует упомянуть Трдата I, который был из династии Аршакидов. Он стал первым коренным армянином, правителем Великой Армении. Правил Трдат I 26 лет с 62 по 88 года уже нашей эры. Дальше сложно назвать еще хотя бы одного правителя, который бы имел в развитии Армении такое же влияние, как все вышеуказанные. Великая Армения переживала большое количество императоров, царей и князей. Всю ее многостраничную историю не пересказать в рамках одной статьи. Ну она, однозначно, заслуживает огромного внимания.

Армения в наше время

Государство Великая Армения пережило большое количество изменений, страданий, войн и реформаций. Сейчас же эта прекрасная, дружная страна больше ассоциируется с теплым курортным климатом, приветливыми жителями и высоким уровнем жизни. Большая часть храмов и дворцов Армении являются великим наследием ЮНЕСКО, которые могут отведать все желающие.

Часть 1. Армения на карте Помпония Мела


Подробное фундаментальное изучение исторической географии Армении, отражении её этнических и географических границ в различных исторических источниках, требует особого внимания к древнеримской картографии. Одним из её наиболее известных представителей является Помпоний Мела (15-60 гг.) - географ 40-х годов I века н.э., автор небольшого, но важного труда «De situ Оrbis» («Описание мира»). Авторству Помпония приписывается одна из древнейших карт в мировой истории (т.н. «Карта Помпония Мела»). В данном случае нас интересует географическое расположение Армении I века. Представляем вниманию читателей старинную реконструкцию римского картографического документа, широко известного в мировой исторической науке.

Фрагменты реконструированной карты Помпония с изображением Армении.

На вышеприведённых фрагментах карты мы видим, что Армения (Armenia) охватывает достаточно обширную территорию. На юге она достигает Средиземного моря (Mare Nostrum), а на севере - бассейна Чёрного моря (Pontus Euxinus) и крупной реки, образующей дельту перед впадением в Каспийское море (Caspium mare). На карте она указана гидронимом Araxes (Аракс), однако в этом случае под данным именованием скрыта река Кура, потому как расположена значительно выше русла настоящего Аракса.

Напомним и о других римских и греческих источниках I-II вв., в частности, о «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.), писавшего, что Армения «простирается до Кура» (Книга VI, 4) и о «Географии» Клавдия Птолемея, согласно которому «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир» . (Книга V. XII).

Возвращаясь к карте Помпония, отметим, что на ней выше Армении расположена Савроматия (Savromatae), предтеча Алании. Между сарматами и армянами проживали иберы (русский историк и писатель XIX века Осип Сенковский в «Некоторых сомнениях касательно истории грузинов» даже приводит слова древнеримского историка Тацита: «Иберы, владеющие горными местами, через Кавказский проход вдруг Сармату выливают на Армению» ), которые, однако, на карте, как и албаны, размещены значительно южнее, в районе Каспианы. Вероятно, это обусловлено недостаточными сведениями Помпония относительно народов, проживавших между Сарматией (Савроматией) и Арменией. Между тем, сама значимость карты для мировой науки весьма велика. Не будем умалять значения этого картографического документа и для армянской историографии, ведь это одна из древнейших фиксаций Армении в ранней картографии.

Далее приведём практически аналогичную реконструкцию карты Помпония 1898 года за авторством немецкого картографа и естествоиспытателя XIX-ХХ вв. Конрада Миллера (1844-1933). Соответствующий фрагмент представлен ниже.

Данная версия практически полностью схожа с представленной выше. Мы вновь видим Армению, простирающуюся от Средиземного моря (точнее, от Исского или Александреттского залива) до Чёрного. В качестве крайнего предела Армении снова предстаёт широкая река, при впадении в Каспий образующая дельту и, как мы уже отмечали выше, ошибочно обозначенная как «Араксис». При этом, за ней размещено полумифическое племя «Amazones». Оно было упомянуто в I в. до н.э. древнегреческим географом Страбоном: «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» (Страбон, «География», XI, V, 1). То есть, амазонки, если они существовали в действительности, бок о бок с албанским племенем гаргаров проживали в горах Большого Кавказского хребта, либо в предгорьях. Но, как известно, к данной горной цепи примыкают земли левобережья Куры. Т.е., гаргары, являвшиеся одним из крупнейших агванских народностей, не могли населять какие-либо земли на правом (армянском) берегу Куры и уж тем более ни они, ни амазонки не проживали в бассейне Аракса. Всё это, а также тот факт, что на карте Помпония Армения вклинивается в Кавказский регион, располагаясь напротив обитателей гор и предгорий Большого Кавказа - сарматов и амазонок - доказывает, что её крайним пределом была именно Кура, а не настоящий Аракс.

Приведём еще одну реконструкцию карты Помпония, осуществлённую Джастином Винзором (1831-1897) - знаменитым американским историком, профессором, президентом Американской библиотечной ассоциации.

На данной карте мы вновь видим Армению от моря до моря. Однако здесь наша страна расположена между Чёрным (Pontus) и Каспийским (Caspium) морями. На севере она достигает отрогов Большого Кавказского хребта (именного Большого - от Тамани, до Апшерона), в связи с чем вспомним о месторасположении армянской провинции Камбисена или Камбечан-Шаки, находившейся, в отличие от других прилегающих к ней областей Армении, на левом берегу Куры, в районе нынешнего Шеки, и примыкающей к Большому Кавказскому хребту. Не лишним будет привести слова Страбона: «Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников. Хорзена и Камбисена — самые северные и больше всех покрыты снегом; они находятся на границе с Кавказскими горами, с Иберией и Колхидой» (XI, 14, 4). Таким образом, и карта Помпония, и «География» Страбона подтверждают факт принадлежности Армении всех тех областей, которые ныне «оспариваются» азербайджанскими историками, одновременно разрушая и другой миф азерпропа - об отсутствии Армении в Закавказье до XIX века.

Вместе с тем, вернёмся к теме расположения Армении между морями. Если взять за основу реконструкцию Винзора, на которой Армения простирается между Чёрным и Каспийским морями, то целесообразно напомнить и о средневековом грузинском источнике «Картлис Цховреба» Леонтия Мровели (XI в.), писавшего, что «Хаос (Согласно древнегайканскому преданию - прародитель армян Гайк - Н.М.) же обосновался в месте пребывания отца своего Таргамоса и занял страну, простирающуюся на север, как я и описал. На юге земли его простирались от горы Оретской, а на востоке вплоть до моря Гурганского. На западе его владения были вплоть до моря Понтийского…» . Горы Орет, суть, Тавр. Понтийское море есть Чёрное, а Гурганское - не что иное, как Каспийское.

Напомним и о карте 1660 года голландца Николауса Вишера юго-западное побережье Каспия включавшего в Великую Армению (Armenia Major), а юго-восточное побережье Чёрного моря между Трапезундом и Чорохом (земли исторического Амшена, и по сей день населённые исповедующими ислам армянами - хемшилами) - в Малую Армению (Armenia Minor). Вновь приведём слова русского историка XIX века Платона Зубова, согласно которому «Арсацидская эпоха (до 428 года по Р. X.) есть действительно эпоха славы, величия и самобытности Армянского Государства, стоявшего на ряду с первыми державами Азии, ибо оно, достигая Тигра и Ефрата, опиралось на оба моря, Черное и Каспийское, и Северную границу имело у ворот Тифлиса », его современника Сергея Глинки, отмечавшего, что С.Глинку, писавшего, что «Великая Армения , несправедливо названная Туркоманией новыми географами, находится между Чёрным и Каспийским морями, Грузиею и Месопотамией или Диярбекиром . Она разделена рекою Араксом. Западная ея часть принадлежит Турции, восточная Персии » . Да и целый ряд энциклопедических источников XIX - го, начала ХХ вв. наделяет Армению выходами к Чёрному либо к Каспийскому морю, а нередко и к об оим морям . Т.е., если принять за основу реконструкцию Винзора, то можно констатировать, что под Арменией понимали страну, с запада омывавшуюся Чёрным, а с востока - Каспийским морями, причём и в I в. н.э. (Помпоний Мела), и в XI в. (Леонтий Мровели), и в XVII в. (Николаус Вишер, Николя Сансон), и в XIX-нач.ХХ вв. (Сергей Глинка, Платон Зубов, энциклопедические источники под ред. Зеддлера, Леера, Толля, Новицкого и пр.). Впрочем, не стоит игнорировать и более подробную реконструкцию Миллера, не менее авторитетного учёного. Тем более, две реконструкции двух знаменитых учёных - немецкого и американского - не противоречат друг другу, свидетельство чему - уже неоднократно приводившаяся нами на страницах сайт карта Кристофа Вейгеля «Armenia Vtraque» (Нюрнберг, 1720), на которой Армения достигает всех трех морей - Чёрного, Каспийского и Средиземного.

Возвращаясь к Помпонию Мелу, нам хотелось бы закрепить картографические данные фрагментом из упомянутого в начале статьи труда этого древнеримского автора «De situ Оrbis» (

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода