Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Античная философия и ее роль в культуре древней греции. Значение философии в разные периоды истории античного


План:

1. Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии.

3.Философское учение Платона.

1. Античная философия - исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в. до н. э. по 6 в. н.э.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Историю античной философии можно разделить на следующие периоды: ранняя греческая философия; софисты и Сократ; Платон и Аристотель; эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм.

Досократики (6-сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии - первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода - преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли.

2.Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии древнегреческой философии.

Период досократиков сменяет софистика. Софисты - странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания - жизнь человека и общества. В знании софисты видели, прежде всего, средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику - владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого "поворота" была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т. к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа.

3. Философское учение Платона.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности - Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом.

Платон первым ввел в философский обиход термин «эйдос», или иначе «идея». «Идея» переводится с греческого как «облик», «образ», «очертание», «форма». Что касается Платона, то у него «идея» означает не столько внешнюю форму, сколько сущность вещи, или закон ее существования.

4. Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры.

Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса.

Перводвигатель-бог-нус выступает как чистая форма и конечная цель для всего, что соединено из формы и материи. Телеологизм, устремленность к совершенной цели – наиболее характерная черта философского мировоззрения Аристотеля. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.

Литература:

1.Асмус В. Ф. Античная философия http://www.gumer.info/

2. Богомолов А.С. Античная философия М., Высшая школа. 2006.

3. Солопова М.А.Античная философия. Энциклопедический словарь.2012.

4.http://iph.ras.ru/elib/0203.html

5.http://labrip.com/dop_t1r4part1.html

6. http://filosok.narod.ru/glava3.html

Тема 2. Феномен философии в восточной культуре. Философия в античной культуре.

Проблема «общего и особенного» в философии и культуре Востока и Запада

Специфика древнеиндийской («миро»-отрицающее мировоззрение, мифологизм, кастовая иерархия), древнекитайской («миро»-утверждающее мировоззрение, традиционализм, прагматизм), древнегреческой («миро»-утверждающее мировоззрение, космоцентризм, рационализм) культур.

Древнеиндийская философия. Веды. Учение о Едином. Ортодоксальные и неортодоксалные школы. Антропоцентризм. Древнекитайская философия. У-Дзин. Учение о Едином как единстве противоположностей. Этические и онтологические школы. Древнегреческая философия. Ионийцы и элеаты. Рационализм.

Древнегреческая философия: онтологические «картины мира» Парменида, ионийцев (Фалес), элеатов (Ксенофан), атомистов (Демокрт), «далектиков» (Гераклит, Сократ). Онтологические принципы построения философской картины мира: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм; монизм, дуализм, холизм.

«Эйдосы» Платона, «сущности» Аристотеля и их конструктивно-логическая роль в построении онтологических картин.

Античные корни западной культуры. Единство и различия восточной и западной культуры, религии и философии.

Миф и мифологическое сознание. От мифа к логосу: возникновение античной философии. Спасение, удивление и сомнение как три главных импульса философствования.

Греческая натурфилософия, основные направления и концепции. Путь физиса (милетские мудрецы, Гераклит, Демокрит и Эпикур), путь теоса (Пифагор и пифагорейцы), путь бытия (Парменид и Зенон).

Антропологический поворот в античной философии. Открытие субъективности в учении софистов. Неразличимость знания и мнения. Автономия слова и речи. Софисты и Сократ. Диалектический метод. Разум как путь к пониманию жизни. Разум, счастье и добродетель.

Темы бытия и познания у Платона и Аристотеля. Учение Платона о бытии. Мир идей и мир вещей. Учение о душе. Познание как воспоминание. Притча о пещере. Критика платоновской теории идей в философии Аристотеля. Материя и форма. Учение о четырех видах причин. Знание и мнение. Опыт, искусство и наука. Понятие метафизики.

Человек и государство в философии Платона и Аристотеля. Проект идеального государственного устройства у Платона. Философ и государство. Формы извращенного государственного устройства. Высшая цель человека и сущность государства в политическом учении Аристотеля. Классификация основных форм государственного устройства по Аристотелю. Основные причины гибели государств и средства, обеспечивающие их устойчивость власти.

Эллинистически-римская философия. Развитие антропологической темы в учениях эпикурейцев, киников и стоиков. Античный скептицизм как сомнение в возможностях человеческого разума.

Начиная изучать философию древнего Востока необходимо обратиться к Древнему Египту, Шумерам, Вавилону, Древней Индии, Древнему Китаю и Античному миру. Уместно вспомнить и историю культуры, чтобы понять материальные и социокультурные предпосылки зарождения философской мысли. Обращение к следующим источникам: Спиркин А.Г. Философия. М., 2000, Философский энциклопедический словарь М., 1997 (1989, 1983), Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000, Хрестоматия по философии / Сост. и ред. А.А. Радугин. М., 1998, Антология мировой философии. В 4тт. М., 1963-1966, История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991) поможет разобраться в следующих вопросах: философский смысл и содержание религиозно-мифологического опыта в Египте и других странах Древнего Востока, древнеиндийская философия: духовное постижение Космоса и Человека, философия Древнего Китая.

Книги Асмуса В.Ф., Богомолова, Кессиди Ф., Оргиша, Лосева А.Ф. (Философия. Мифология. Культура.М, 1991) дадут возможность постичь греческую пайдейю и философию: космоцентрический характер древнегреческой философии, среднюю классику: «открытие» человека (софисты – «Человек есть мера всех вещей», Сократ с его призывом «Познай самого себя!» и его традиции), горизонты метафизики: Платон и античная Академия, первую систематизацию философского и научного знания: Аристотеля и перипатетиков.

Постижение культуры и философии Древнего мира возможно лишь при усвоении концептуальных и текстуальных оснований философии древней индии, единства и различия основных ортодоксальных и неортодоксальных школ: обзор основных понятий и учений древней Индии (Веданта, вайшешика, миманса, санкхья, ньяя, йога, чарваки, буддизм, джайнизм и др.). Религиозный мистицизм древнеиндийской философии, социальную этику Древней китайской философии, особенно Конфуция, можно рассмотреть контраверзу: конфуцианство – легизм. Рассмотреть растущее внимание к философии Древней Индии и Древнего Китая: Начала философской мысли: «натуралисты» и философы «фюзиса» (ионийцы, пифагорейцы, элеаты, атомисты). Важно понять значени демократии греческого полиса на греческую философию, увидеть рождение в Древней Греции «всех позднейших типов» философствования. Значение позднеклассической философии можно понять на примере философии эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики, скептики), учения Плотина и неоплатонизма. Важно увидеть и понять причины зарождения, расцвет и закат античной философии.

Философия древнего Востока

В истории философии, согласно формационному подходу, можно выделить следующие этапы:

· философия рабовладельческого общества,

· философия феодального общества,

· философия буржуазного общества,

· марксистская философия.

С позиции цивилизационного, историографического подхода, выделяются следующие периоды:

· Философия Древнего мира,

· Философия средневековья,

· Философия Нового времени,

· Философия XX века.

Философия Древней Индии возникала в условиях социального расслоения родоплеменного общества ариев, некоренного населения Индии, пришедшего на территорию Древней Индии откуда-то с севера.

Древнеиндийская философия

Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического процесса.

В этот период происходят в обществе важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово - дифференцированные общества с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главныеварны (сословия): брахманы (священнослужители и монахи), кшатрии (войны и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения).

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды: старейшая и важнейшая из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формируется длительное время и окончательно сложился к концу XII в. до н.э. Более поздними являются брахманы - руководство ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей),Араньяки. Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления Упанишадами.

Джайнистское учение, в котором религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями, провозглашает дуализм. Сущность личности двояка - материальная (аджива) и духовная (джива), связующим звеном между ними является карма. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различные восемь видов карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества (злые и добрые кармы).

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершение благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этике традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной вере, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании, и, наконец, о правильной жизни. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам и некто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентричный характер джайнистской этики.

В VI веке до нашей эры в Северной Индии возник буддизм - учение, основателем которого былСиддхартха Гаутама (583-483до н.э.). В возрасте 29 лет он, неудовлетворенный жизнью, покидает семью и уходит в бездомность. После многих лет аскезы он достигает пробуждения, то есть постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Впоследствии он был назван Будда - (буквально пробужденный).

Центром учения является четыре благородные истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием.

1.Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставания с приятным, невозможность достичь желаемого это все ведет к страданиям

2.Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти перерождению, рождению вновь

3.Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды

4.Путь, ведущий к устранению страданий благой восьмеричный путь

Второй век до н. э. – время возникновения йоги, созданной Патанджали. Философия йоги, делающей акцент на исследование психологических категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медитации различных раннее существовавших систем.

Йога берет учение о дуализме. Центральной категорией для нее становиться читта, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Читта остается неизменной, а отдельные проявления являются ее модификацией.

Наблюдаемые известные психические состояния философия йоги называет клеша. Важным элементом все системы является описание правил психологических ориентированных тренировок; ее отдельные ступени содержат самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляцию чувств от внешних влияний, концентрацию мысли, медитации, и, наконец, состояние отторжения - освобождения от телесной оболочки.

Древнекитайская философия

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до н.э.) и заложили основы китайской цивилизации.

Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.

Вопросы о сущности человеческого сознания, его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человеколюбие) представляет собой систему идей «чжун» (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо» (сыновняя почтительность),«куань» (великодушие), «ди» (уважение к старшим) и др. Согласно Конфуцию судьба человека определяется небом, и то, что люди делятся на «благородных» и «низких» не может быть изменено. Младший должен подчиняться старшему и тому подобное.

Моисты, подвергнув ожесточенной критике, взгляды конфуцианцев на небесную борьбу, вместе с тем рассматривали небо, как образец для Поднебесной.

Ведущее направление в конфуцианстве - оправдание господства привилегированных классов и восхваление небесной воли, что послужило основой для создания конфуцианской ортодоксальной доктрины.

В XI-XII в. в лице Чжу Си и других получило философское обоснование в так называемом неоконфуцианстве, которое учило, что в вещах есть два начала: ли - разумная творческая сила и ци - пассивная материя. Первое образует в человеке положительное качество - стремление к добру, второе – отрицательное -подчинение чувственным соблазнам.

Даосизм - учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в VI-V в.до н.э. Основоположник даосизма -Лао-Цзы - древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью; в последствии был канонизирован как святой. Его основные идеи изложены в книге «Дао дэ цзин». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути» - дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования. Даосизм выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к первобытнообщинной жизни. Соблюдение естественных законов (дао) жизни, согласно Ян Чжу, позволяет человеку сохранить свою природу в целости, а, по словам Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины.

Последний считал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц. Чжуан-цзы называл мышление «зеркалом неба и земли». В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако он стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории «недеяния», ставшей одним из идейных источников формирования религии даосизма на рубеже нашей эры (философию даосизма следует отличать от даосизма как вероучения).

Античная философия.

«Быть и знать – одно и то же»

(Парменид)

«Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру»

(А.С.Богомолов)

«Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону»

(А.Н.Уайтхед

В Древней Греции возникла и развилась демократия, ставшая уникальной особенностью политической организации античного полиса. Демократия как форма государственно-политического устройства основывалась на принципах равенства, свободы и признании народа источником власти. Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н. э. по VI в. н. э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:

Зарождение и формирование (VI() в. до н. э.);

Зрелость и расцвет (V - IV вв. до н. э.),

Закат - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III -I вв. до н. э.) и

Период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I - V вв. н. з.).

Натурфилософский период

Фалес из Милета (625-547) родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном, политический деятель, произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов.

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным.

Представитель Милетской школы Анаксимен (585-525). Он полагал, что первоначалом всего являетсявоздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации, образующееся путем его сгущения и разряжения.

Милетские натурфилософы мыслили мир антропоморфно. Их концепция природы (миропонимание) призвана не только дать естественное (натурфилософское) объяснение всему происходящему в мире, но также служить средством жизненной ориентации в окружающей действительности: определять место и назначение человека в «божественном» космосе. Космос (порядок мира) мыслится милетскими натурфилософами с примесью антропоморфизма или социоморфизма по аналогии с правовыми и нравственными нормами.

Пифагор (VI в. до н.э.) был озабочен проблемой - из чего все произошло, но решал ее иначе, чем милетцы.«Все есть число» - вот его исходная позиция. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения присущие различным гармоничным сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математическом отношении объяснение скрытого смысла явления, законов природы. Пифагор успешно разработал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципа точного типа мышления. Пифагорейцы одни из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно научном, но в философском мышлении. Пифагор учил, что дуща бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит (530-470). Все сущее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова «все течет», «в одну и туже реку нельзя войти дважды», «в мире нет ничего неподвижного».

Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и небытие - связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга. Согласно его воззрению, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей.

Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизмененным во всех превращениях и как первоначало, конкретная стихия. Мир, по Гераклиту, упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан не богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь.

Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему – Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текучей рекой, потоком. «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды». Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. «В одну и ту же воду нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее. Рождение, происхождение никогда не прекращается».

Ксенофан (565-473) выступал против антропоморфических элементов в религии. Он считал, что Бог не походит на смертных. Земля предположительно появилась из моря. Его философские воззрения особенно значимы, поскольку он стоял во главе монотеистов и скептиков. Впервые осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения знания, по мнению и знания по истине.

Парменид провозглашал главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств он разграничивал истину основываясь на рациональном познании и мышлении Философию разделяет на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах нет точности. Центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия, небытия нет.

Зенон (490-430) - ученик и последователь Парменида. Вся его жизнь борьба за истину и справедливость. Он развил логику как диалектику. Обратился к наиболее известному опровержению возможного движения знаменитым апориям Зенона («Ахиллес и черепаха», «Стрела»). Наиболее известными являются парадоксы движения: Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес», «Стадий». В апории «Дихотомия» отрицается сам факт движения на том основании, что перемещающееся тело должно дойти до половины пути, прежде, чей оно дойдет до конца. Движение вообще не может осуществиться, так как прежде, чем дойти до конца, оно должно пройти половину и т.д. до бесконечности.

Эмпедокл (около 490-430 до н.э.) поддерживал сторонников демократии и стремился оградить демократический уклад от попыток реставрации аристократической власти. Для него характерно сочетание глубины умозрения, широкой и точной наблюдательности с практическими интересами - со стремлением использовать знания в жизни. Он внес вклад в развитие естественных наук, трактовал воздух как особую субстанцию, ему принадлежат наблюдения факта центробежной силы, выдвинул гипотезу эволюции растений и животных, а также принцип выживания наиболее приспособленных. Он дошел до понимания того, что сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не прибывает раз и навсегда в данном состоянии. Он развил идею элемента. В качестве первоосновы сущего исходил из признания четырех стихий: земли, огня, воздуха, воды.

Анаксагор (500-428) как и все досократики испытывал сильное влияние принципа всеобщей текучести сущего. Он утверждал « Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Сила есть Разум (Нус) сила движущая Вселенной. Он отвергал судьбу как нечто телесное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму. Разум - не есть нравственный разум, а всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство. Он впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он различал материальное и нематериальное начала сущего и определил последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, однако он не называл это начало Логосом.

Эллинистическая философия

Эллинистическая философия (от греч. hellen – грек) – греко-римская философия в период от начала походов Александра Великого (356-323 до н.э.) до конца Древнего мира (сер.V в). Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии.

Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этатизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем, интерес к философскому мышлению вообще резко падает, приходит период мистики, религиозно-философского син­кретизма, христианской философии.

Киники. Кинизм – (циники: Антисфен, Диоген Синопский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определенного образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель - жить по-кинически. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» и обя­зывались жить в любом обществе не по его законам» а по своим собственным, с готовно­стью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки ~ мнимость. Все виды духовной и физической бедно­сти предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя об­щие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношение к предмету. Киники – источник стоицизма.

Эпикуреизм. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих предпочтение материальным радостям жиз­ни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Главные произведения: «Правило» (канон), «О природе» и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характе­ризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство – тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения.

Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает мате­риалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа – это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрица­ние бессмертия души. В области теории познания Эпикур – сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой философии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль.

Стоицизм. В конце IV в. до н.э., в Греции формируется стоицизм, который в элли­нистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат «О человеческой природе». Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику – мышцами, а физику – душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он преврашает стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться по­нятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип – логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) – активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимо­сти, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий четыре основными категориями; субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенно­му качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии; является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соеди­нение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности – распущенность, справедливости – несправедливость и доблести – трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «свое время». Это этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Скептицизм. В конце IV в. до н.э. формируется еще одно, направление – скептицизм. Основатель – Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например,

1 – первый подвергает сомнению по­ложения о действительности развития физиологической структуры животных,

2 – подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики,

3 – о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д.

B общем, они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от эпикуреизма и стоицизма, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия отка­зывается от познания. Достижение счастья по Пиррону – достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости).

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.

Древнеримская философия. С начала III столетия до н.э. существенно усиливается влияние Древнего мира, а вместе с этим, и римского мышления. В Риме получают развитие сформировавшиеся в эллинистической Греции стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектицизм, неоплатонизм. Наиболее видными представителями римского стоицизма были Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Наследие Сенеки весьма обширно. За исключением «Вопросов природы» все работы Сенеки посвящены этическим вопросам. Основой учения Сенеки являются прнцип согласия с природой и принцип подчиненности судьбе («кто хочет – того судьба ведет, кто сопротивляется – того она тащит»). Смысл жизни Сенека видел в душевном спокойствии. Его этические воззрения протитаны индивидуализмом. Император Марк Аврелий Антонин – последний представитель античного стоицизма. В его творчестве проявляются определенные следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества.

Единственным материализмом Древнего мира был эпикуреизм Лукреция Кара. Единственно сущим Лукреций считал атомы и пустоту. В учении Лукреция заметны наметки эволюционизма: он признает, что все живое возникло из неживого, а сложные организмы -из простейших. Естественнным путем пытался объяснить Лукреций и возникновение общества. Учение Лукреция стало связующим звеном между античным материализмом и материализмом Нового времени. Наиболее выдающимися представителями скептицизма были Энесидем из Кносса и Секст Эмпирик.

Наиболее известным представителем эклектицизма был Марк Тулий Цицерон, создатель латинской философской терминологи Представители эклектицизма были подлинными энциклопедистами своего времени.

Неоплатонизм III –V столетий н.э.был наиболее интересным и и последним целостным учением. Он явился специфической рефлексией социальной безысходности и прорессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя.

Учение Августина. Августин (354-430) – выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, всё сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло – не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми её элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров – пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Материя также имеет своё место в строе целого.

Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога, возможно, вывести из самосознания человека, т.е. путём умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека – разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, – нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творение душ новорождённых Богом.

Античная философия – комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VIII в. до н.э. по VI в. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Античная философия является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления. Для такого типа культуры специфично оформление внутри него особого мета-уровня (мета-культуры), ориентированного на рефлексивное переосмысление глубинных мировоззренческих оснований и универсалий традиционной культуры, преодоление мифологических стереотипов мышления и выработку на базе этого новых способов видения мира, причем характерная для нетрадиционных культур установка на плюральность знания делает возможным параллельное сосуществование различных версий миропонимания.

Античная философия является первым в истории Европы феноменом мета-культуры и не только первым историческим типом философствования, но и первой формой концептуального мышления вообще. В силу этого она содержит в себе такие предметные области, которые в будущем конституируются как самостоятельные теоретические дисциплины (математика, астрономия, медицина, лингвистика и др.). Развитие античной философии является важнейшим этапом исторической динамики предмета философского познания, сыграв принципиальную роль в разворачивании проблемных полей философии как таковой. В рамках античной философии начали формироваться онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Философское творчество эллинов – это автономная, самостоятельная философия, которая быстро освободилась от власти авторитетов мифа, мистики и ритуала. Научное познание халдеев и египтян, финикийцев и персов в творческой греческой переработке вошло в ее культуру. Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии, известны: поэмы Гомера и гномические тексты, общественная Олимпийская религия и орфические мистерии, социополитические и экономические условия. Мифология эллинов, многократно переработанная и переосмысленная, повествует, что мировой процесс начинается с Хаоса – бесформенного состояния Вселенной, затем из него рождаются боги: Гея – Земля, Уран – небо, Тартар – подземный мир. Эрос – мир прекрасный, Нюкта – ночь. Поколения богов во Вселенной, сменяя друг друга, представляют собой царство Зевса-громовержца, мир, который похож на индийский: сходство традиций в отношении к богам, которые тщеславны и зависимы, не всесильны, ибо, как и люди, находятся во власти судьбы (у греков – мойра, ананке, морос). Социоморфная модель космического процесса делает акцент на его закономерности, трактуя космос по аналогии с государством, упорядоченным в соответствии с законом и на основе справедливости. Подобная юридическая окрашенность античного социоморфизма связана с особенностями осмысления древнегреческой философией мифологемы судьбы, которая соединяет в своей семантике аспекты необходимости, объективной закономерности, с одной стороны, и справедливости – с другой.

мира (общий обзор)

Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставятся вопросы о единой первооснове бытия (субстанции), о происхождении отдельных вещей, о связи человека и его души с вселенной. С этим связаны вопросы, отошедшие потом к специальным наукам, - астрономические, метеорологические, физико-химические.

Во второй половине V века до н. э. интерес передвигается с проблем натурфилософии (философии природы) на проблемы этики и политики (эпоха афинского просвещения - софисты и Сократ). Цель философии здесь - научить человека правильно или разумно жить. Но глубокая постановка этической проблемы у Сократа приводит уже ближайшего его ученика Платона, а затем и Аристотеля к новому углубленному построению философии, как теоретического учения о бытии - учения, на почве которого строится этика. Платон и Аристотель создали универсальные философские системы, объемлющие и разрешающие вопросы о сущности бытия, о природе человеческого знания, о назначении и смысле человеческой жизни. После этого краткого высшего расцвета философии античности, в эллинско-римскую эпоху (конец IV века до н. э. и до начала новой эры), начинается упадок философского творчества. Философия вначале становится опять преимущественно только этикой, то есть учением о правильной, разумной и счастливой жизни. Возникают этические системы стоиков, эпикурейцев и скептиков, продолжает существовать, возникшая раньше, школа киников, которые, решая вопрос о смысле жизни, ставят его в общем одинаково. Теоретическая сторона имеет здесь лишь вспомогательное для этики значение. Теоретическая наука существует преимущественно в форме литературно-книжной учености (александрийские толкователи и историки наук). В период наступления новой эры этическая проблема сливается с религиозной. Философия достаточно быстро превращается в религиозную веру. В борьбе разных смешивающихся вер в III и IV веках окончательно побеждает христианство. Философский гений античности вновь на краткий срок возрождается в глубоко разработанной системе новоплатонизма (основал Плотин в III веке н.э.).

Ранняя классика

После общей характеристики содержания и значения философии в разные периоды истории античного мира переходим к изучению конкретных философских учений.

а/. Милетская школа

Философия начала свое существование в греческом городе Милете, что находится на территории Малой Азии. Первым философом называют Фалеса, который жил приблизительно в 640 - 562 годах до н.э. Он приобрел (частью заимствовал, частью создал сам) огромные знания и сведения о различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Как философ в современном смысле слова, он прославился идеей о том, что в основе мира есть первоначало, позволяющее мыслить его как единое целое. В качестве такового он полагал “бесконечную воду”, которую мыслил как единство материального и живого начала. Из воды, по мнению Фалеса, возникает все остальное в мире. Углубление научного познания мира до постановки вопроса о его сущности или первоначале, проделанное Фалесом, и знаменует начало философского его исследования.

Ученик Фалеса Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.) опровергал точку зрения своего учителя. Ни вода, ни какой-либо иной из известных нам элементов мира не может быть первоосновой его, поскольку если бы один из них был основным, то он поглотил бы все остальные. Анаксимандр рассматривает известные ему природные элементы, как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности: “воздух холоден, вода влажна, огонь горяч”. А потому, если один из названных элементов был бы бесконечным, то остальные давно уже погибли бы. Следовательно, первооснова мира должна быть нейтральной в этой космической борьбе. По Анаксимандру, первооснова мира бесконечна, вечна и “объемлет все миры”. Назвал он ее “апейрон”.

Изучающему философию необходимо обратить внимание на типичную для науки борьбу идей внутри даже единой научной школы, немыслимую в донаучных системах знания.

Данную традицию продолжает третий выдающийся представитель милетской школы Анаксимен (585-524 до н. э.). Являясь, подобно своим предшественникам, крупнейшим ученым, обладающим обширными познаниями в различных сферах теоретической и практической деятельности, он настаивал на том, что первоосновой мира является неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Душа состоит из воздуха; огонь – разреженный воздух; сгущаясь, воздух становится сперва водой, затем, при дальнейшем сгущении, - землей и, наконец, - камнем. Теория Анаксимена дает возможность многообразие различий между стихиями свести к количественным характеристикам - к степени сгущения первоосновы. Но, по большему счету, концепция Анаксимена является шагом назад по сравнению с умозрениями Анаксимандра, поскольку аргументы, выдвинутые последним против фалесовой воды, как первоосновы мира, касаются, конечно, и воздуха.

б/. Пифагор

Он основал свою знаменитую школу на юге Италии и был современником Анаксимена и Анаксимандра. Пифагор принадлежит к числу наиболее выдающихся интеллектуальных гениев человечества. Ему принадлежит изобретение математики в современном ее понимании; он же создал одну из самых первых философских систем, в которой органично сочеталось, как решение вопросов теоретической философии, так и осмысление этических и эстетических проблем.

Наиболее яркая и известная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю: “Пифагорейцы стали первыми математиками... и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они увидели и начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле... более того, видели, что тоны и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом”. Итак, числа, согласно учению Пифагора, лежат в основе мира.

Пифагор разделял учение о переселении душ, то есть считал, что душа бессмертна и странствует по телам-гробницам, которые бессмертием не обладают. Душа не безразлична к телам, в которые она вселяется, и, более того, имеет целью своих странствий прекращение земного существования и жизнь на звезде. Такая жизненная установка связана с тем, что звезды мыслятся Пифагором принадлежащими вечности. Вообще Космос в философской системе пифагорейцев выступает как идеал, как носитель прекрасного; его строение подчинено математическим закономерностям, оно совершенно.

Какой же должна быть жизнь человека, чтобы его душа после смерти тела прекратила земное существование? Разъясняя этот вопрос, Пифагор делит людей на три типа, в соответствии с тем, чем они занимаются. К первому типу принадлежат те, кто продает и покупает, точнее, занимается экономической деятельностью в широком смысле слова. Ко второму - тот, кто соревнуется в любом виде человеческой деятельности. Третий тип составляют те, кто созерцает. Под созерцанием, в качестве идеальной формы жизнедеятельности, философ понимает не просто пассивное наблюдение жизни, не работу ученого-эмпирика, а предельно отдаленное от действительности мышление ученого-математика. Именно представители третьего типа – аристократы. Они живут достойной, благородной жизнью; удаленность от земных проблем, позволяет их душе покинуть Землю и слиться с Космосом, а работа с числами, связывает их с числовыми же структурами, лежащими в его основе.

Совершенство Космоса обладает для человека не только этическим, но и эстетическим значением. Согласно учению Пифагора, звезды неподвижны и принадлежат вечности. Планеты же движутся, но не в пустом пространстве, а в заполнении - в эфире, поэтому они издают звуки определенной высоты, которая зависит от скорости движения планеты. Так создается совершенная космическая гармония (сочетание различных по высоте звуков) - “гармония сфер”, не слышимая людьми, но, благодаря возможности измерения скорости движения планет, воспроизводимая в земных условиях в музыке. Получается, что музыка, как вид искусства, оправдывает себя, приобретает особый социальный смысл, благодаря тому, что отображает идеальную гармонию Космоса. Социальная роль ее видится Пифагору в том, что она способна врачевать душу человека, настраивать ее согласно совершенной и истинно прекрасной гармонии космических сфер.

в/. Гераклит и Парменид

Изучающий науку должен понимать, что в ней различие взглядов, даже по самым главным проблемам, подчас доходит до полной противоположности. Показательным примером данной особенности научного развития являются философские построения Гераклита и Парменида. Они жили в одно время; назвали главные свои философские работы одинаково – “О природе”, но отстаивали в них суждения прямо противоположные друг другу.

Начнем с обсуждения теории Гераклита (540-480 до н.э.). В качестве первоосновы мира он полагал огонь, как самую подвижную и изменчивую стихию. Он говорил: “Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Все остальные элементы мира есть порождение огня: “Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары суть размен золота, и на золото меняются все товары”. Изменчивость, в качестве основной характеристики первоначала, впитывается всеми вещами: все движется, все течет, все изменяется, ничто не остается неподвижным и постоянным. Гераклит подтверждает свое учение следующими наблюдениями реальности: “Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит”; “Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые” [цитируется по 26, с. 24].

Важным моментом его философской системы является предвосхищающее диалектику Гегеля учение о слиянии противоположностей. В мире, согласно учению Гераклита, существует единство, но достигается оно в результате различия, то есть осуществляется как гармония противоположных начал: “Дорога вверх и дорога вниз есть та же дорога”; “Общее - конец и начало круга”; “все есть одно” а “из одного протекает все” [Там же, с. 25]. Эта гармония “единства противоположностей” и есть бог и божественное: “Бог есть день - ночь, зима - лето, война и мир, сытость и голод” [там же].

Таким образом, в философии Гераклита, пожалуй, впервые обосновывается родство двух типов интуиции – мистической, в которой человеку дан опыт божественного мира, и эстетической, в которой улавливается цельность мира как такового.

Парменид, в отличие от Гераклита, полагавшего, что все изменяется, Парменид утверждал обратное - ничто не изменяется. Может показаться, что его теория абсурдна, ведь изменение есть существенная качественная характеристика действительности, данная нам в непосредственном чувственном опыте, что убедительно показал Гераклит. Изменение мира выглядит фактом самоочевидным. Но не все так просто. Парменид, доказывая свою точку зрения, отмечает, что есть в познании мира “путь мнения”, опирающийся на органы чувств, и путь истины, связанный с разумом. Чувственное восприятие человека иллюзорно. Ему дано только изменчивое, временное, непостоянное бытие, то, что сейчас принято называть в философии “реальностью”. Вечное же бытие доступно только мышлению. Это открытие Парменид выразил в следующих словах: “Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует”, иначе говоря, мышление и бытие - одно и то же. Основным принципом мышления философ полагает его непротиворечивость. Следовательно, истинным бытием признается то, что может мыслиться без противоречия. Движение же мыслить без противоречия нельзя, что убедительно доказывается знаменитыми апориями, то есть затруднениями, ученика Парменида Зенона. Для примера приведем одну из них. Допустим, что пространство делимо до бесконечности. В этом случае разумно предположить, что для того, чтобы пройти какое-то определенное расстояние, надо сначала пройти его половину и так далее без конца, поскольку любой отрезок линии, например, можно делить бесконечно. В результате - движение не может начаться [подробнее см. об этом: 26, с. 39-40].

г/. Атомисты

Создатели теории атомизма Левкипп и Демокрит попытались ответить на вопросы, поднятые Гераклитом и Парменидом. Бытие есть для них нечто простое - атом, что в переводе с греческого буквально значит неделимое. Все состоит из атомов, которых существует бесконечное множество. Атомы неделимы и неразрушимы. Они неизменны и вечны, а, вследствие малой величины, не воспринимаются чувством, но рационально осмысливаемы. Таким образом, атом обладает свойствами, которые Парменид приписывал всему бытию. Атомы различны по форме; их разделяет пустота. В пустоте атомы движутся, сталкиваются, иногда соединяются, образуя предметы и миры. Пустота суть небытие, и как таковая, она непознаваема.

Атомисты создали глубоко продуманный вариант механистического объяснения мира. Целое в их теории представляет сумму частей, а беспорядочное движение атомов в пустом пространстве, оказывается причиной всего существующего.

Атомисты мыслили мир как всецело материальный, что в переводе с греческого значит вещественный. Их атомы имеют исключительно пространственно-механические свойства. Чувственные качества вещей - цвет, звук, запах и проч. - Демокрит считал субъективными, то есть зависящими от человека, который их воспринимает. Душа у атомистов - тоже материя, но особого, тончайшего состава: она состоит из особенно тонких, круглых и наиболее подвижных атомов, совпадающих названными свойствами с атомами огня. Восприятие мира есть вхождение в нашу душу материальных копий вещей, которые суть материальные картинки. Даже мышление материально, ибо оно суть тоже восприятие тончайших копий - картинок.

Средняя классика

а/. Софисты

Как отмечалось выше, с момента возникновения афинского просвещения, начало которому положила философская школа софистов, научный интерес передвинулся с проблем натурфилософских на проблемы этики.

Наиболее известным представителем школы софистов считают Протагора (490-420 до н.э.). В переводе с греческого слово “софист” значит “мудрец”. Софистов справедливо называют греческими просветителями. Они популяризировали имеющиеся в античной культуре знания, распространяя их среди своих многочисленных учеников. Софисты были профессиональными учителями мудрости. Знания, которым они обучали, касались практической мудрости, то есть умения разумно жить. Появление таких учителей в Греции того времени было предопределено демократическим строем многих городов- государств, где решение большинства вопросов, как политического, так и имущественного порядка, зависело от красноречия конкретного человека, его ораторского искусства, умения находить яркие, пусть даже и ложные аргументы в пользу своей точки зрения и таким образом склонять на свою сторону большинство сограждан или судей. Демократическое государственное устройство того времени в греческих городах не предполагало участие адвокатов в судебных заседаниях, поэтому каждый гражданин всему перечисленному должен был учиться. Софисты как раз и обучали грамматике, риторике, умению вести полемику. Истина их, как и современных профессиональных адвокатов, интересовала мало; главная цель обучения состояла в том, чтобы научить добиваться успеха.

Данная жизненная позиция опиралась на исходный философский принцип софистов, который сформулировал Протагор: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Исходя из этого, софисты учили, что в природе нет никакого порядка и никаких законов, а следовательно, и истины. Все замыкается на человеке: то, что доставляет ему удовольствие - хорошо, равно относится и к прекрасному, а то что причиняет страдание - плохо и безобразно.

Критерием истины софисты объявляют конкретного человека, его органы чувств. Такая точка зрения в философии называется субъективистской. У термина “субъективизм” имеется негативный смысл. Как правило, все философские школы выявляют субъективный момент в процессе познания истины и в оценке ценностных свойств бытия, например добра и красоты. Но когда с субъективностью “перегибают палку”, т.е. все элементы познавательной деятельности сводят только к ней, тогда философское построение называют “субъективистским”. Последствия субъективистской позиции софистов любопытны. Ведь люди, как известно, разные, следовательно, истина релятивна, то есть изменчива. А если это так, то можно сомневаться в достоверности знаний.

Софисты учили, что равно как в природе, во всех сферах человеческой деятельности нет ничего закономерного и серьезного. Искусство, например, есть также насквозь субъективная деятельность, не имевшая какого-либо существенного жизненного содержания. Единственное, что его оправдывает, придает ему смысл, так это то, что оно способно доставлять радость человеку, наполнять его душу бушеванием страстей.

б/ . Софистам возражал Сократ (470-399 г. до н.э.), великий афинский философ, сперва ученик софистов, а затем их критик. Значение Сократа в культуре огромно. Он не ограничился критикой софистов. Им создан оригинальный тип философствования, опирающийся на устное слово, использующий как средство познания истины диалог, а как главный аргумент научного спора - поступок мыслителя, то есть его жизнь в соответствии с его идеями. Сократа более всего интересовала нравственная проблематика: вопросы о том, что такое человек, как ему жить в соответствии с истиной, что для него является благом, а что - злом. Не случайно столь любимо философу было изречение, написанное на стене храма Аполлона в Дельфах, - “познай самого себя”.

Возражая софистам, Сократ пытался доказать существование абсолютной истины, неизменной и вечной, обуславливающей закономерный характер бытия и дающей прочное обоснование человеческой добродетели. Он первый высказал ту простая и бесспорная мысль, что есть внутреннее противоречие в том, чтоб выдавать относительность всех человеческих истин за абсолютную истину, утверждать общую теорию о невозможности никакой общей теории, как это делали софисты.

Глубокая аналитическая работа по изучению сознания позволила философу обнаружить в нем разные слои, состоящие с человеком, его носителем, в сложных отношениях. Низший слой сознания - индивидуальный - Сократ связывает с личностными характеристиками индивидуума. Именно на анализе этого слоя-уровня остановили свою аналитическую работу софисты, не без оснований отметив субъективность и релятивность знаний его составляющих. С точки зрения Сократа, сознание обладает еще и высшим уровнем - разумом, который способен дать не только индивидуальное мнение, но и всеобщее обязательное знание. Благодаря разуму, возможно познание объективной истины в науке и искусстве.

Но знание об абсолютной истине человек может обрести только собственными усилиями, а не получить из вне в качестве готового. Адекватным средством получения знаний Сократу виделся диалог, в ходе которого собеседники, критически анализируя различные мнения по обсуждаемым проблемам, приходят к знанию, которое все признают истинным. Знания, полученные таким образом, можно характеризовать как надындивидуальные.

Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и проч.

Сократ был убежден, что истинное знание способно изменить жизнь человека и общества к лучшему, поскольку безнравственный поступок есть плод незнания истины.

Тема 2. Феномен философии в восточной культуре. Философия в античной культуре.

Проблема «общего и особенного» в философии и культуре Востока и Запада

Специфика древнеиндийской («миро»-отрицающее мировоззрение, мифологизм, кастовая иерархия), древнекитайской («миро»-утверждающее мировоззрение, традиционализм, прагматизм), древнегреческой («миро»-утверждающее мировоззрение, космоцентризм, рационализм) культур.

Древнеиндийская философия. Веды. Учение о Едином. Ортодоксальные и неортодоксалные школы. Антропоцентризм. Древнекитайская философия. У-Дзин. Учение о Едином как единстве противоположностей. Этические и онтологические школы. Древнегреческая философия. Ионийцы и элеаты. Рационализм.

Древнегреческая философия: онтологические «картины мира» Парменида, ионийцев (Фалес), элеатов (Ксенофан), атомистов (Демокрт), «далектиков» (Гераклит, Сократ). Онтологические принципы построения философской картины мира: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм; монизм, дуализм, холизм.

«Эйдосы» Платона, «сущности» Аристотеля и их конструктивно-логическая роль в построении онтологических картин.

Античные корни западной культуры. Единство и различия восточной и западной культуры, религии и философии.

Миф и мифологическое сознание. От мифа к логосу: возникновение античной философии. Спасение, удивление и сомнение как три главных импульса философствования.

Греческая натурфилософия, основные направления и концепции. Путь физиса (милетские мудрецы, Гераклит, Демокрит и Эпикур), путь теоса (Пифагор и пифагорейцы), путь бытия (Парменид и Зенон).

Антропологический поворот в античной философии. Открытие субъективности в учении софистов. Неразличимость знания и мнения. Автономия слова и речи. Софисты и Сократ. Диалектический метод. Разум как путь к пониманию жизни. Разум, счастье и добродетель.

Темы бытия и познания у Платона и Аристотеля. Учение Платона о бытии. Мир идей и мир вещей. Учение о душе. Познание как воспоминание. Притча о пещере. Критика платоновской теории идей в философии Аристотеля. Материя и форма. Учение о четырех видах причин. Знание и мнение. Опыт, искусство и наука. Понятие метафизики.

Человек и государство в философии Платона и Аристотеля. Проект идеального государственного устройства у Платона. Философ и государство. Формы извращенного государственного устройства. Высшая цель человека и сущность государства в политическом учении Аристотеля. Классификация основных форм государственного устройства по Аристотелю. Основные причины гибели государств и средства, обеспечивающие их устойчивость власти.

Эллинистически-римская философия. Развитие антропологической темы в учениях эпикурейцев, киников и стоиков. Античный скептицизм как сомнение в возможностях человеческого разума.

Начиная изучать философию древнего Востока необходимо обратиться к Древнему Египту, Шумерам, Вавилону, Древней Индии, Древнему Китаю и Античному миру. Уместно вспомнить и историю культуры, чтобы понять материальные и социокультурные предпосылки зарождения философской мысли. Обращение к следующим источникам: Спиркин А.Г. Философия. М., 2000, Философский энциклопедический словарь М., 1997 (1989, 1983), Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000, Хрестоматия по философии / Сост. и ред. А.А. Радугин. М., 1998, Антология мировой философии. В 4тт. М., 1963-1966, История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991) поможет разобраться в следующих вопросах: философский смысл и содержание религиозно-мифологического опыта в Египте и других странах Древнего Востока, древнеиндийская философия: духовное постижение Космоса и Человека, философия Древнего Китая.

Книги Асмуса В.Ф., Богомолова, Кессиди Ф., Оргиша, Лосева А.Ф. (Философия. Мифология. Культура.М, 1991) дадут возможность постичь греческую пайдейю и философию: космоцентрический характер древнегреческой философии, среднюю классику: «открытие» человека (софисты – «Человек есть мера всех вещей», Сократ с его призывом «Познай самого себя!» и его традиции), горизонты метафизики: Платон и античная Академия, первую систематизацию философского и научного знания: Аристотеля и перипатетиков.

Постижение культуры и философии Древнего мира возможно лишь при усвоении концептуальных и текстуальных оснований философии древней индии, единства и различия основных ортодоксальных и неортодоксальных школ: обзор основных понятий и учений древней Индии (Веданта, вайшешика, миманса, санкхья, ньяя, йога, чарваки, буддизм, джайнизм и др.). Религиозный мистицизм древнеиндийской философии, социальную этику Древней китайской философии, особенно Конфуция, можно рассмотреть контраверзу: конфуцианство – легизм. Рассмотреть растущее внимание к философии Древней Индии и Древнего Китая: Начала философской мысли: «натуралисты» и философы «фюзиса» (ионийцы, пифагорейцы, элеаты, атомисты). Важно понять значени демократии греческого полиса на греческую философию, увидеть рождение в Древней Греции «всех позднейших типов» философствования. Значение позднеклассической философии можно понять на примере философии эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики, скептики), учения Плотина и неоплатонизма. Важно увидеть и понять причины зарождения, расцвет и закат античной философии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода