Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Создание редакционных комиссий год. Разработка крестьянской реформы Александра II

В конце 1857 г. рескрипты В.И. Назимову и П.Н. Игнатьеву были обнародованы, и в феврале 1858 г. Секретный комитет, существование которого давно перестало быть секретом для общества, был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губернии, на основании инспирированных властями дворянских ходатайств, рассылались высочайшие рескрипты с предписанием учредить комитеты. В течение 1858 г. открылось 45 губернских комитетов. В их составе работало около 1,5 тыс. человек, а в выборах членов комитетов приняло участие около 44 тыс. дворян 1 . Председательство возлагалось на губернских дворянских предводителей, кроме выборных членов в комитеты назначались представители от правительства. Таким образом, был сформирован механизм будущей реформы. Внутри губернских комитетов разгорелась борьба вокруг условий отмены крепостного права, возникали фракции «большинства» и «меньшинства». Чаще всего большинство составляли крепостнические, крайне консервативные силы. Исключением оказался тверской губернский комитет, который возглавил либеральный предводитель дворянства А.М. Унковский. Во избежание оппозиционных проявлений правительство установило полугодовой срок выработки губернских проектов и запретило комитетам выходить за рамки предназначенных к обсуждению вопросов.

Министерство внутренних дел пресекало попытки членов многих губернских комитетов ревизовать положения правительственной программы. Однако под натиском консервативных сановников весной 1858 г. Главный комитет и сам Александр II склонялись к «остзейскому» варианту отмены крепостного права. Недовольство властей вызывала печать,

Следуя идее безземельного освобождения, правительство дало «волю» удельным крестьянам, но те не приняли царского указа. «Остзейский образец» был окончательно дискредитирован восстанием эстляндских крестьян весной-летом 1858 г. Известия о жестокой расправе над восставшими достигли Западной Европы. Царь решил пересмотреть законодательство о прибалтийских крестьянах. «Колокол» А.И. Герцена призывал правительство отказаться от пассивного следования воле губернских комитетов, взять инициативу в свои руки и сохранить за крестьянами надельную землю при вознаграждении дворянства. Александр II, в ту пору постоянный читатель «Колокола», учел это мнение. Совершая в 1858 г. поездку по губерниям, он с похвалой отозвался о деятельности либерального тверского дворянства, выступавшего за обязательный едино­временный выкуп крестьянами полевой земли, и резко обрушился на крепостников московского губернского комитета, желавших до предела урезать даже размеры крестьянских усадеб. Ярость крепост­ников вызвали слова государя, сказанные в Москве, - Александр II пригрозил отказом защищать помещиков от крестьянских волнений, если дворянство будет и впредь отвергать выработанные правительством начала.

Ближайший друг царя - член Главного комитета генерал Я.И. Ростовцев (в молодости один из деятелей Северного общества, который препятствовал планам восстания и цареубийства, но остался верен старому товариществу) предложил проект новой правительственной программы, заключавшийся в выкупе крестьянами их усадебной и надельной земли, в организации мирского s самоуправления крестьян и упразднении вотчинной власти помещика. Крестьяне должны были превратиться в класс собственников, наделенных гражданскими правами. Так были сформулированы ключевые принципы реформы 1861 г. Ростовцева поддержал Ланской, и новая программа, несмотря на противодействие большинства членов Главного комитета, была утверждена царем 4 декабря 1858 г. Верховная власть отказалась от прежнего замысла, согласно которому отмена крепостного права должна была состояться постепенно на основе одних только разрозненных законодательных актов, предназначаемых для каждой конкретной местности. Смена правительственной программы существенно понизила роль губернских комитетов. Александр II, столкнувшийся с ожесточенным и невежественным фрондерством крепостников, замечал, что комитеты «просто срамят себя», представляют собой «жалкое зрелище». Поэтому их проекты не могли быть признаны окончательными. Правительство решило использовать представленные губернскими комитетами труды как рабочий материал и приступило к выработке комплексного законопроекта. «Общее положение» должно было стать единым, обязательным для всех законом, а «местные положения» соответствовать особенностям различных регионов.

Главному комитету оказалось не под силу создать столь масштабные документы. Для этой цели 4 марта 1859 г.в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которые возлагалось рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая - «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Но фактически обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование - Редакционные комиссии. Это был вневедомственный, «нетрадиционный» орган, который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах». Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовался самостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В их состав входили 38 человек: 17 - представители министерств и ведомств и 21 эксперт - от местных помещиков и ученых 1 . Это были компетентные и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я.И. Ростовцев - близкий к Александру II и «беспоместный» (не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой «помещичьей партии»). Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни «справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра П.

Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылались ему из III отделения императорской канцелярии. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева. В 1859-1860 гг. было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним (статистических данных о состоянии помещичьих имений). После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционных комиссий был поставлен министр юстиции В.Н. Панин, известный своими крепостническими взглядами. Однако он не мог сколько-нибудь существенно изменить деятельность комиссий и повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов 2 .

Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.И. Левшин, позже Н. А. Милютин - один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, по свидетельству современников, «правой рукой» Ростовцева и «главным двигателем реформы».

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределенный срок временнообязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу этим притязаниям. Но и в самих Редакционных комиссиях не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.

Для обработки помещичьих проектов в марте 1859 г. были созданы Редакционные комиссии. Председателем был назначен Я.И. Ростовцев. Активная позиция Ростовцева импонировала императору, желавшему скорейшего и рационального решения крепостной проблемы. Ростовцев становится главным выразителем монаршей воли в крестьянском вопросе, что позволяло Александру II, не связывая себя групповыми и ведомственными интересами, придать процессу подготовки реформы больший динамизм и заданную направленность.

Большинству членов Редакционных комиссий было 35-40 лет. В основном они придерживались либеральных взглядов. Главным действующим лицом Комиссий стал Николай Алексеевич Милютин, назначенный с середины 1858 г. временным товарищем министра внутренних дел (постоянному назначению мешала репутация "революционера").

Редакционные комиссии работали с необычайной интенсивностью, их материалы рассылались высшим должностным лицам, губернаторам, предводителям дворянства и дворянским комитетам. Летом 1859 г. программа Редакционных комиссий была в основном подготовлена. Милютин и его соратники пытались не допустить разорения ни помещичьего, ни крестьянского хозяйства.

Верховная власть не пожелала обсуждать подготовленный проект в дворянских комитетах на местах, чтобы не столкнуться с противодействием помещичьего большинства. Было решено вызвать в Петербург по два представителя от каждого губернского комитета: одного - от большинства, другого - от меньшинства. Депутаты от нечерноземных губерний прибыли в столицу в августе 1859 г., от черноземных - в феврале 1860 г.

Большинство депутатов (по словам лидера тверских либералов А.М. Унковского - "самые ярые плантаторы") пытались добиться пересмотра подготовленных Редакционными комиссиями решений и поручить обсуждение крестьянского вопроса "собранию дворян", избранных дворянскими съездами. Царь, однако, отверг эти претензии, недовольно заявив: "Если эти господа думают своими попытками меня испугать, то они ошибаются, я слишком убежден в правоте возбужденного нами святого дела, чтобы кто-либо мог меня остановить в довершении оного".

Решающим образом повлиять на подготовку реформы губернские депутаты не смогли, хотя и добились некоторых уступок: в черноземных губерниях были значительно сокращены размеры наделов, в нечерноземных - повышен оброк. крестьянская реформа отмена право

В феврале 1860 г. умер Я.И. Ростовцев. Перед самой смертью он обратился к Александру II со словами: "Государь, не бойтесь!"

Желая смягчить нападки консерваторов на Редакционные комиссии, Александр II назначил их председателем имевшего репутацию крепостника В.Н. Панина, чем напугал всю либерально мыслящую Россию. Однако что-либо принципиально изменить Панин уже не мог, хотя и пытался затянуть работу комиссий. В октябре 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу. Проект поступил в Главный комитет, председателем которого вместо заболевшего А.Ф. Орлова император назначил великого князя Константина Николаевича, столь же ненавистного крепостникам, как Ростовцев и Милютин. Правда, новому председателю пришлось приложить титанические усилия, чтобы Главный комитет шестью голосами против четырех одобрил, хотя и с некоторыми изменениями в пользу помещиков, проект Редакционных комиссий (первоначально великого князя поддерживали лишь три члена Комитета).

В январе 1861 г. проект поступил на утверждение в Государственный совет. Александр II потребовал завершить разработку реформы в первой половине февраля и заявил: "Взгляды на представленную работу могут быть различны. Все различные мнения я выслушаю охотно; но я вправе требовать от вас, чтобы вы, отложив все различные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные моим доверием. Вот уже четыре года оно длится и возбуждает опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства". Действительно, в 1856-1860 гг. происходило в среднем уже по 170 крестьянских волнений ежегодно.

По ряду ключевых вопросов Государственный совет отверг проект Редакционных комиссий. Однако решающее слово принадлежало императору, а он почти по всем пунктам поддержал мнение реформаторского меньшинства.

февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта". Практические условия освобождения были определены в "Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и в "Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий". Этот документ, обычно кратко именуемый Положениями 19 февраля, был компромиссным. Но крестьянская реформа перешла из подготовительной в практическую стадию. В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Таким образом, почти все организационные шаги правительства по подготовке данной реформы в сложившихся исторических условиях можно назвать эффективными. Созданная организационная структура позволила правительству в довольно короткие сроки подготовить проект реформы, реализация которого в дальнейшем привела к частичному решению земельной проблемы в обществе и снижению социальной напряженности в России второй половины XIX века.

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ

комиссии, образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ
  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в России в 1859-60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов-экспертов из поместного …
  • КОМИССИИ
    Комиссии - общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. …
  • КОМИССИИ
    ? общее понятие? см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. …
  • КОМИССИИ
    ПРЕЗИДЕНТСКИЕ - см ПРЕЗИДЕН ТСКИЕ КОМИССИИ …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ПАРЛАМЕНТСКИЕ - см ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИССИИ …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ДОГОВОР - см. ДОГОВОР …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ - в соответствии с регламентам палат Федерального Собрания РФ органы, создаваемые каждой …
  • РЕДАКЦИОННЫЕ
    РЕДАКЦИ́ОННЫЕ КОМИССИИ, гос. учреждение, созд. в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губ. к-тами. Р.к. …
  • КОМИССИИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОМ́ИССИИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ, органы, создаваемые парламентом или его палатами для выработки законов, принятия решений и …
  • АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ
  • ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
    (чтения законопроекта) - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - предусмотренное законом РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА)
    - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в целом, одной …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Большом юридическом словаре:
    - предусмотренное Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОТВЕТ - право гражданина или организации, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо …
  • ПАРЛАМЕНТСКИЕ в Словаре экономических терминов:
    ЧТЕНИЯ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА) - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или его палате. В разных парламентах число чтений колеблется …
  • АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий (Соловьев) (1846 - 1928), иеросхимонах, преподобный. Память 19 сентября, в …
  • АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий II (Ридигер) (1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси. В миру …
  • ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • ТУРГЕНЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    Тургенев (Николай Иванович) - декабрист, сын масона И.П. Тургенева, родился в 1789 г. в Симбирске, получил образование в Московском университетском …
  • СТАСЮЛЕВИЧ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Стасюлевич (Михаил Матвеевич, родился в 1826 г.) - известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в Санкт-Петербургском …
  • РОСТОВЦЕВ ЯКОВ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ростовцев (Яков Иванович, 1803 - 60) - генерал-адъютант, известный деятель крестьянской реформы. Отец его был директором училищ Санкт-Петербургской губернии. Р. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение XIX века русское государство продолжает процесс своего территориального расширения по направлению к востоку, и все сильнее выдвигает в …
  • ГАЛАГАН ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Галаган, Григорий Павлович - общественный деятель (1819 - 1888). Окончив курс в Петербургском университете по юридическому факультету, поступил на службу …
  • 1962.10.16
    Полиция занимает редакционные помещения журнала "Шпигель" после того, как в статье о боевой подготовке в НАТО (10 октября) журнал критиковал …
  • 1962.10.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Журнал "Шпигель" в статье о боевой подготовке в НАТО критикует слабость западногерманской армии (16 октября полиция займет редакционные …
  • 1860.10.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Окончание работы Редакционных комиссий (с 17 февраля 1859). Редакционные комиссии были образованы для составления систематического свода проектов губернских комитетов. Для …
  • ГЛАВЛИТ в Литературной энциклопедии:
    главное управление по делам лит-ры и издательств, орган Наркомпроса, создан декретом СНК от 6 июня 1922. Стоит на страже политических, …
  • ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    дворянские местные учреждения в России в 1858-59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные …
  • СССР. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    партия Советского Союза (КПСС) КПСС основана В. И. Лениным как революционная марксистская партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС …
  • СССР. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    справки Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с …
  • УЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол имп. Александра I, гражданское …
  • СТАСЮЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Михаил Матвеевич, род. в 1826 г.) — известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в с.-петербургском университете …
  • ПЕРЕДЕЛЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ЗЕМЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вопрос о законодательном регулировании крестьянского обычая периодически переделять принадлежащие им земли (о причинах П. — см. Поземельная община) возник при …
  • МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    повинности, которые отправляются каждым крестьянским обществом, сельским или волостным, для удовлетворения внутренних его потребностей. До освобождения крестьян законодательство регламентировало лишь …
  • ДУНАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    \[чешск., польск., словацк. Dunaj, сербск. Дунав(о) и Дунаj, словенск. D?nava, мадьярск. Drena, тур. Туна, немецк. Donau, в "Песни о Нибелунгах" …
  • ВОЛОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В. в древнем русском праве означала, как показывает уже самое слово (волость и власть — одинаково частое словоупотребление в летописях), …
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) Самым первым по времени основания археологическим обществом в России было Московское общество истории и древностей, открытое в 1804 году. …
  • УНИВЕРСИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол имп. Александра I, …
  • СТАСЮЛЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Михаил Матвеевич, род. в 1826 г.) ? известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в с.-петербургском университете …
  • ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

В этой сложной ситуации, когда по стране бродили десятки проектов отмены крепостного права, Министерство внутренних дел предложило создать две комиссии: одну - для выработки общего положения о реформе; другая - для подготовки конкретных условий освобождения крестьян по местности или полосам(нечерноземный, черноземной и степной). Александр II одобрил эту идею, и комиссии, получившие название Редакционных, начали свою работу. Однако вскоре комиссии были соединены в одну, хотя название во множественном числе сохранилось. Они имели четыре отделения: юридическое, административное, хозяйственное и финансовое. 1

Редакционные комиссии оказались небывалым в России учреждением. Они были призваны выработать важнейшие для жизни страны законодательные акты. В нарушение всех традиций, комиссии оказались поставлены вне всякой зависимости от главных законодательных учреждений - Государственного совета и главного комитета по крестьянскому делу. Председателем комиссии Александр II назначил Ростовцева. Комиссии во главе с Ростовцевым развернули бурную законотворческую работу и решительно вторглись в самую секретную сферу государственного управления - финансы и банковское дело. Ростовцев все больше втягивался вместе с приглашенными им специалистами в практическую работу над планами выкупной операции. Проектирование выкупа увязывалось ими с мерами по выпуску долгосрочных облигаций государственного займа и поддержанию их биржевой цены за счет нажигавшейся тогда продажи государственных имуществ. Созданная им внутри Редакционных комиссии особая финансовая комиссия в своей первой программной записке выражала свое намерение “не ограничиваться известной рамкой”, а напротив того “,самой определить, какие именно из финансовых мер возложены в настоящее время для достижения цели правительства по крестьянскому делу”.

Такому подходу гораздо более соответствовала постановка выкупана регулярную и планомерную основу, чем представление его воле стихии добровольных сделок. Поэтому Ростовцев первоначально указал членам Редакционных комиссий на сугубо промежуточность периода срочнообязанных отношений и фактически оставлял за Редакционными комиссиями право между “полюбовными” выкупными договорами и общегосударственным, обязательным выкупом.

Лишь по настоянию царя Ростовцев снабдил свое предложение редакционным комиссиям говорной о том, что выкуп должен совершаться по “полюбовному” соглашению, но вмешательство Александра не обескуражило председателя - скоро он вновь попытается оказать давление на “высочайшую волю”. : мая 1859 года он опять обратился к членам Редакционных комиссий с предложением о том, что по истечению 12 - летнего или меньшего срока все не вышедшие добровольно к тому времени из срочнообязанного состояния крестьяне будут переведены на выкуп. Угроза принуждения к выкупу была немедленно замечена П.П. Шуваловым - членом Редакционных комиссий, петербургским предводителем дворянства. Он возразил против увязки полного личного освобождения крестьянина с покупкой земли в собственность и предложил построить законодательство на праве крестьянского бессрочного пользования надельной землей, совмещенном с правом отказа от надела и свободного передвижения.

Александру II пришлось выступить в роли судьи в этом споре. Он принял сторону Ростовцева и большинства Редакционных комиссий. Условия перехода на выкуп и выкупных сделок вызывали в дальнейшем у императора особый интерес при ознакомлении с трудами Редакционных комиссий. По этому поводу Долбилов пишет: “Александр отстаивает добровольность соглашений о выкупе наделов не из одной лишь боязни нарушить собственнические права дворянства. В той же мере для него было неприемлемо принуждение к выкупу крестьян.” 2

Уже в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах” был закончен. Начали вносить в него поправки по замечаниям депутатов от губернских комитетов.

Ситуация неожиданно осложнилась печальным событием - в феврале 1860 года скончался Я.И. Ростовцев. Перед смертью Яков Иванович обратился к ежедневно посещавшему его императору с последним напутствием: “Государь! Не бойтесь!”

Александр II тяжело переживал потерю единственного сотрудника. Теперь, на пост председателя Редакционных комиссий назначается граф Панин, многолетний противник преобразований. Это назначение вызвало в российском обществе бурю эмоций и оценок. Герцен поместил в траурной рамке объявление о назначении Панина. “В прошлое царствование, - писал Герцен - одного из умнейших людей в России. П.Я. Чаадаева считали по высочайшему повелению умалишенным. Теперь сумасшедший Панин по высочайшей воле считается умным. Действительно, неограниченное самодержавие”

Н. Милютин заявил, что он немедленно выйдет из состава редакционных комиссий, если убедится, что не в силах отстоять проект Ростовцева. Такое же решение приняли эксперты, привлеченные к работе комиссий: князь Черкасский, Самарин, Татаринов, Галаган и другие.

Однако сторонники реформ рано начали оплачивать реформу. Во-первых, Александр II твердо решил довести дело до конца. Во-вторых, он предпочитал двигаться вперед осторожно, но уверенно. Об этом он сказал в речи 21 февраля 1860 года дворянским депутатам второго созыва: “У меня две цели, или, лучше сказать, одна - благо государственное… Я хочу, чтоб улучшение быта крестьян было не на словах, а на деле и чтоб переворот совершился без потрясений.” 3 В-третьих при выборе Панина Александр II трезво взвесил и все обстоятельства, и свои собственные силы. Он решил, что в тот момент кандидатура Панина наиболее приемлема.

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов. Для обобщения и редактирования этих проектов, в начале 1859 г. принимая во внимание, что «поступающие из Губернских комитетов проекты требуют подробного и тщательного разбора и сличения между собою, дабы, по совокупном обсуждении всех заключающихся в них предположений, составить, на основании высочайше указанных начал, проект общего Положения об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян, с надлежащим применением сего общего Положения к особым условиям разнообразных местностей Империи. По важности, обширности и разнородности предметов сего труда, его императорское величество изволил признать необходимым возложить исполнение оного на особые Редакционные комиссии, составив их из чинов подлежащих ведомств и призвав к участию в работах Комиссий опытных в сельском хозяйстве помещиков разных местностей России» Семёнов Н.П.Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. В 3-х т. - СПб.,1889 - 1889. - Т.1. - Прил.6. - С.784..

Созданные Редакционные комиссии, работали независимо от Главного комитета и Государственного совета «подчиняясь через своего председателя непосредственно императору и представляя “как бы отдельное в государстве временное учреждение”» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.35.. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. Они должны были рассматривать материалы, присланные из губернских комитетов и составлять проекты общих законов об освобождении крестьян. В сущности, это была одна комиссия, которую возглавил генерал Я.И. Ростовцев. Характеризуя его деятельность, в комиссиях Н.Н.Павлов пишет «Ростовцев был искренне предан нашему делу, настолько, насколько искренность входила в его характер. Мне сдаётся, что преданность его делу была больше преданность воле государя и средство расположения государя, не находившего между своими приближёнными лицами людей, сочувствующих предпринятым им преобразованиям» Павлов Н.Н. Редакционные комиссии 1859 1860 годов. Отрывок из воспоминаний//Исторический вестник. - 1901. - №11. - С.521.. В состав редакционной комиссии вошёл 31 человек. В том числе Н.А. Милютин, Я.А. Соловьёв, Н.П. Семёнов. Среди членов-экспертов был петербургский губернский предводитель дворянства граф П.П. Шувалов, члены губернских комитетов: князь А.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин, А.Д. Желтухин, П.П. Семёнов. Ставший членом-экспертом Ю.Ф. Самарин писал в марте 1859 г. Н.А. Милютину: «Я придаю великую важность этому первому шагу допущения совершенно свободного совещательного элемента в государственном вопросе. Если дело поведено будет удачно и благоразумно, то может приохотить и на будущее время обращаться к этому же способу» Цит. по: Вишняков Е.И. Главный комитет и Редакционные комиссии//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.168. .

Работа Редакционных комиссий началась 4 марта 1859 г. Первоначальное предположение о создании двух Редакционных комиссий, из которых одна должна была составить проект общего положения для всех губерний, а вторая - местные положения для отдельных районов было изменено. В результате была создана одна комиссия, сохранившая старое наименование во множественном числе: «Редакционные комиссии». Комиссии были, по мнению Л.Г. Захаровой «нетрадиционным учреждением не только по своему составу, но и по характеру деятельности. Они использовали гласность как метод государственной практики, её новый инструмент. … Гласность сознательно использовалась для укрепления либеральных сил в стране, для распространения программы реформы» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.34..

Редакционные комиссии подразделялась на четыре отделения: юридическое, административное, хозяйственное и финансовое. В юридическом отделении председательствовал С.М. Жуковский, в административном П.А. Булгаков, в хозяйственном Н.А. Милютин и в финансовом он же. Члены редакционной комиссии распределились между отделениями по собственному желанию.

В первые дни работы Редакционных комиссий члены их должны были представлены императору. Александр II обратился к ним с речью, в которой высказал свои пожелания: «Я желаю только блага России….Я уверен, что вы все любите Россию, как Я её люблю, и надеюсь, что исполните всё добросовестно и оправдаете моё к вам доверие.» Цит. по. Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882. - С.143. .

Задача комиссии заключалась в том, чтобы изучить проекты губернских комитетов, составить из них свод и затем выработать из них свой проект общего положения, но кроме того «члены редакционных комиссий должны были принимать во внимание все полезные мысли, разбросанные как в печатных сочинениях по крестьянскому вопросу, так и в рукописных проектах и мнениях» Вишняков Е.И. Редакционная комиссия и “Положения 19 февраля”// Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.313. .

Труды Редакционных комиссий начались с разработки детальных статистических данных о населённых имениях. «Для ускорения обработки массы материала из него воспользовались лишь тем, что относился к имениям, в которых числилось не менее 100 душ крепостных» Энгельман Н. История крепостного права в России. - М.,1900. - С.386 -387.. Хозяйственные условия имений меньшего размера не были приняты во внимание. Только впоследствии по нескольким уездам были обработаны данные об имениях от 21 до 100 душ для сравнения с общими результатами первоначальной работы. «Таким образом, пренебрегли основательностью работы ради большей скорости её выполнения» Там же. - С.387..

Проект реформы, разработанный Редакционными комиссиями, предполагалось широко обсудить с депутатами губернских комитетов, как это было обещано Александром II дворянству ещё летом 1858 г. во время его путешествия по России. Однако в связи с тем, что точка зрения правительства на содержание предполагаемой реформы из-за напряжённого положения в деревне существенно изменилось и находилось в известном противоречии с предложениями, разработанными губернскими комитетами, было решено ограничиться вызовом в Петербург отдельных представителей этих комитетов по выбору правительства.

Депутаты были приглашены, но не в Главный Комитет, а в редакционную комиссию. При этом решено было разбить их на две группы. Это разделение на группы мотивировалось планом работы редакционной комиссии, установленным Ростовцевым. Ростовцев разделил работы комиссии на три периода. «В первом периоде, комиссия должна была, на основании изучения проектов тех губернских, которые ранее других начали и окончили свои занятия, составить вчерне или, как выразился Ростовцев «оболванить» свой собственный проект» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.129 - 130.. Затем вызванные от этих же комитетов депутаты должны были ознакомиться с этим проектом, и предоставить на него свои замечания. Тогда, приняв во внимание эти замечания и изучив проекты остальных губернских комитетов, редакционная комиссия должна была исправить составленный ею ранее проект и пригласить для его обсуждения депутатов всех остальных комитетов. В этом должна была заключаться работа второго периода. В третьем периоде предполагалась «новая переработка, как говорил Ростовцев, может быть ещё не окончательная» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.130.. После окончательной переработки проект должен был поступить в Главный комитет.

В соответствии с этим работу Редакционных комиссий «можно подразделить на три этапа: первый - с марта 1859г. по октябрь1859 г., второй - с ноября1859 г. по май 1860 г., третий - с июня по октябрь 1860 г.

В первый период деятельности Редакционных комиссий «самые резкие прения вызвал вопрос о выкупе наделов» Там же. - С.130.. Комиссии решили, что выкуп должен быть добровольным, т.е. зависеть от воли помещика. Предполагалось, что в течение срочнообязанного периода, за 12 лет, эти добровольные соглашения будут достигнуты. В отношении наделения крестьян землёй Редакционные комиссии заняли позицию, отличную от губернских комитетов. Размеры наделов, установленные комиссиями, более чем вдвое превышал нормы губернских комитетов. «Для нечернозёмной полосы высший надел устанавливался от 3,5 до 8 десятин на душу, в чернозёмной - от 3 до 4,5, в степной - от 6,5 до 12,5 десятин. Размеры оброка, на землю исходя из высшего надела, устанавливались в 8 и 9 руб. и лишь в промышленных районах Московской, Ярославской, Владимирской и Петербургской губернии 10 руб.» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968.- С.112..

К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты, представленные комитетами 20 губерний. К этому времени были приглашены в Петербург депутаты комитетов, проекты которых были рассмотрены в этот период.

«Материалы редакционных комиссий» печатались в 3000 экземплярах и широко рассылались повсюду. Поэтому дворянство имело полную возможность следить за деятельностью Редакционных комиссий. Эта деятельность вызвала недовольство дворянства, так как проект реформы, составленный комиссиями, в связи с изменившейся правительственной программой значительно отличался от проектов губернских комитетов.

Комиссией были отвергнуты предложения комитетов о последующем возвращении (после периода «временнообязанного состояния в 8--12 лет») земель в распоряжение помещиков, были пересмотрены нормы земельных наделов и оброков, снижены оценки усадебной земли, изменены положения о сохранении в том или ином объеме вотчинной власти помещиков в отношении сельских миров. Боязнь массовых крестьянских выступлений вынуждала правительство пойти на большие уступки, чем это было желательно основной массе помещиков. Поэтому предстоящий приезд депутатов и ожидавшаяся с их стороны оппозиция стали серьёзно беспокоить правительство. Под впечатлением этого министр внутренних дел С.С. Ланской по совету Н.А. Милютина, представил царю перед самым прибытием депутатов записку с суровой критикой деятельности губернских комитетов и с указанием на опасность допущения сплоченной оппозиции правительству со стороны депутатов губернских комитетов. В записке подчёркивалось, что депутаты вызываются «для представления правительству тех сведений и объяснений, кои оно признает важным иметь, относительно местных особенностей разных губерний, а вовсе не для разрешения «каких-либо законодательных вопросов или изменения в государственном устройстве» Ланской С.С. Взгляд на положение крестьянского вопроса в настоящее время//. Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Т.1. - СПб., 1889. - Приложение 14. -

С.826.. Эта записка была одобрена императором и в соответствии с ней для депутатов была составлена инструкция, которая низводила их значение до степени простых экспертов, которые должны были отвечать на предлагаемые им вопросы.

В конце августа 36 человек от 21 губернского комитета, так называемые депутаты «первого приглашения», прибыли в Петербург. Это были представители преимущественно нечернозёмных губерний, большинство которых были сторонниками наделения крестьян землёй. Но даже у такого состава проект Редакционных комиссий вызвал большое недовольство, почти все депутаты возражали против установления раз и навсегда определённых повинностей за, предоставляемые крестьянам в «постоянное пользование» полевые наделы, полагая, что при непрерывном возрастании цен на землю подобная мера несправедлива. Часть депутатов от промышленных губерний, требовала обязательного выкупа, часть напротив стояла за возвращение помещику всей земли по истечению срочнообязанного периода. Многие депутаты считали установленные комиссиями наделы слишком высокими, а нормы оброка - слишком низкими. «Различия между их воззрениями и предначертаниями и предначертаниями редакционной комиссии было самое решительное» Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882. - С.174.

Во многих губернских комитетах возникло убеждение, что разрешение крестьянского вопроса должно и будет принадлежать дворянству.

К этому времени относится записка М.А. Безобразова составленная в защиту дворянского сословия. В ней автор указывал, что созванные в столицу депутаты не являются выразителями интересов дворянства, так как представляют назначенных губернаторами членов от правительства, заседавших в губернских комитетах. «Обращаясь к обсуждаемому вопросу … полагаю необходимым … собрать в Главный комитет настоящих выборных от комитетов, а не подставных партиями, сим выборным и поручить рассмотрение соображений Редакционных комиссий. Между тем обуздать Министерство внутренних дел и Редакционную комиссию в их самовольных действиях» Безобразов М.А. Записка //Русский архив. - 1888. - Т.3. - С.605.. Далее Безобразов формулировал политические требования дворянства. «Полагаю необходимым прибавить ещё одно замечание, собрание выборных есть природный элемент самодержавия. В нём только оно может освежить свои силы и находит нужный совет … Самодержавие иначе и быть не может, как властью облечённой полным доверием подвластных…» Там же. - С.612 - 613.

По мнению П.А. Зайончковского дворянство, несмотря на различные политические взгляды, добивалось реформ, которые «должны были обеспечить ему участие в управлении государством, что являлось бы компенсацией за потерю вотчинной власти. Либералам это представлялось в виде руководящей роли во всесословных органах местного самоуправления, крепостникам - установлением своеобразной дворянской олигархии, путём ограничения самодержавия «выборными от земли»» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968. - С.117 -118..

Во втором периоде деятельности Редакционных комиссий были изучены проекты остальных 25 губернских комитетов, а также были пересмотрены постановления первого периода с принятием во внимание этих проектов. Затем были вызваны депутаты от этих 25 комитетов.

Но прежде чем они прибыли, в положении комиссии произошла крупная перемена: 6 февраля 1860 г. умер Я. Ростовцев. По мнению Г. Джаншиева: «Пока был жив Ростовцев, бесчисленные придворные интриги и чудовищные клеветы, сыпавшиеся на Редакционную комиссию из лагеря высокопоставленных крепостников, были нейтрализуемы влиянием её могущественного председателя» Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. - СПб.,1907. - С.34. .

Председателем Редакционных комиссий был назначен граф В.Н. Панин, «известный своей приверженностью к дореформенному строю и к крепостным порядкам» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.150 -151.. По воспоминаниям Н.Н. Павлова впоследствии Панин «не только не поддерживал комиссий, но старался всячески вредить им, представляя нас людьми вредными…» Павлов Н.Н. Редакционные комиссии 1859 1860 годов. Отрывок из воспоминаний//Исторический вестник. - 1901. - №11. - С.522. .

В середине февраля в Петербург прибыли 45 депутатов от 25 губернских комитетов второго приглашения. Это были представители преимущественно чернозёмных и западных губерний.

Критика проекта разработанного Редакционными комиссиями велась этими депутатами в основном в одном направлении: они стремились сохранить в своих руках всю землю, а также и вотчинную власть над крестьянами. Часть депутатов в своём отзыве на проект административного отделения о крестьянских учреждениях настаивали на том, чтобы во главе волости было поставлено лицо, избираемое дворянами из числа помещиков данной волости, которому бы непосредственно подчинялись все органы крестьянского управления.

Некоторые депутаты увязывали будущую реформу с преобразованиями местной администрации, они указывали, что «Устранение владельческого класса от участия в волостной администрации, может повлечь за собой расстройство всего внутреннего управления» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968. - С.119..

Они также подвергли проект острой критике, смысл которой сводился к недовольству нарушениями прав дворянской собственности. Выражая дворянские настроения, Кошелев писал: «И прежде дворянство было недовольно некоторыми действиями правительства по крестьянскому вопросу, но, по крайней мере, просвещенное меньшинство помещиков стояло на стороне правительства, и сильно ратовало в его пользу. Теперь и этим последним зажат рот, ибо нечего сказать в оправдание власти. Сама она действует почти революционно, от других требует слепого, безответного повиновения» Цит. по: Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.

Вопреки предложениям комиссий об обязательном выкупе земли, консервативная часть дворянства настаивала на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами.

Третий период деятельности Редакционных комиссий был посвящён окончательной кодификации проекта с учётом отзывов депутатов первого и второго приглашений.

С самого начала открытия третьего периода работы Редакционных комиссий граф Панин пробовал убедить большинство членов комиссии отказаться от категорического постановления, что наделы отводятся в бессрочное пользование крестьян. Систему бессрочного пользования упорно защищал Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский и другие. Графу В.Н. Панину так и не удалось добиться своего в этом вопросе.

Изменения проекта в основном касались преимущественно уменьшения размеров надела, увеличения повинностей и установления переоброчки через 20 лет. В связи с понижением размера наделов было произведено перераспределение губерний и уделов по «местностям» великорусских губерний. В чернозёмной полосе это понижение размера душевых наделов выразилось в следующем: «в 2 уездах - на? - 1 десятину, в 25 уездах - на? десятины, в 7 уездах и части 8 уездов - на? десятины. В нечернозёмной полосе понижение было произведено в 73 уездах, из них: на? десятины - в 3 уездах и части 6 уездов, на? десятины - в 21 уезде и части 7 уездов, на? десятины - в 11 уездах и части 2 уездов, на 1 десятину в 3 уездах и части 5 уездов на 1,5 десятины - в 3 уездах и части 1 уезда.» Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.- С.197. Ещё более значительные понижения размера душевого надела было произведено в 11 уездах, а также в Новороссийских губерниях, на Украине и в Белоруссии. Повышение надела в связи с перераспределением по «местностям» было произведено только в 3 уездах чернозёмной полосы и части 4 уездов нечернозёмной.

В то же время были увеличены повинности. Так для всей чернозёмной полосы вместо восьмирублёвого оброка был установлен девятирублёвый. Для имений расположенных в 25 верстах от Петербурга, был установлен двенадцатирублёвый оброк.

10 октября 1860 г. Редакционные комиссии, проработав около 20 месяцев закончили свою работу, и проект реформы был передан для обсуждения В Главный комитет по крестьянскому делу.

К этому времени председателем главного комитета вместо князя А.Ф. Орлова был назначен брат царя великий князь Константин Николаевич, что существенно меняло соотношение сил в пользу либеральной бюрократии.

В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главные стадии: освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости; превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» - сосредоточение земельной собственности вузком кругу владельцев и развитие батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» - создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремясь избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер: выкуп крестьянами земли в собственность при одновременном сохранении помещичьего землевладения.

В сфере правовых отношений проект предлагал не только уничтожение личной крепостной зависимости, в сочетании с утратой в конечном итоге помещиками вотчинной власти, но кроме того «Создавалось крестьянское самоуправление: волостное и сельское с выборными от крестьян должностными лицами, со сходом» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.36.. Основой этого вариант отмены крепостного права была ставка на инициативную роль монархии в предстоящих преобразованиях.

В Главном комитете проект «Положений» был, подвергнут резкой критике. Самые сильные нападения были на нормы наделов, принятые комиссией и статистические данные на которых они основывались.

В конце концов, проект комиссии прошли через Главный комитет без больших изменений, и 14 января был передан на рассмотрение в Государственный совет.

Александр II был настроен решительно, на открытии заседания Государственного совета, он произносит речь, в которой, указывая н6а необходимость скорейшего разрешения крестьянского вопроса, заявил: «Дальнейшее ожидание может только ещё более возбудить страсти и повести к самым вредным и бедственным последствиям для всего государства вообще и для помещиков в особенности» Цит. по: 28 января 1861 г.//Русская старина. - 1880. - №2. - С.381.

В Государственном совете было принято предложение П.П. Гагарина о «дарственном наделе», которое предусматривало передачу помещиком по взаимному соглашению крестьянам даром четверти душевого надела, что вело к сохранению земельного фонда за дворянством.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Высочайший Манифест, где возвестил, что «крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». Автором первого варианта Манифеста был Ю.Ф. Самарин, затем он был отредактирован московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наряду с Манифестом было подписано «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое включало в себя 17 законодательных актов. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода