Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Софрино храм смоленской божьей матери. Великое освящение смоленского храма в селе софрино

Церковь

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Страна Россия
Посёлок Софрино
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Архитектурный стиль московское барокко
Строитель Ф. П. Салтыков
Строительство - годы
Статус действует

Координаты : 56°08′57.68″ с. ш. 37°58′20.88″ в. д.  /  56.149356° с. ш. 37.972467° в. д. (G) (O) (Я) 56.149356 , 37.972467

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм , памятник русской архитектуры конца XVII века в посёлке Софрино Пушкинского района Московской области . Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру . На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову , ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру . В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское », где хранятся до сих пор.

В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Церковь

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Страна Россия
Посёлок Софрино
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Архитектурный стиль московское барокко
Строитель Ф. П. Салтыков
Строительство - годы
Статус действует

Координаты : 56°08′57.68″ с. ш. 37°58′20.88″ в. д.  /  56.149356° с. ш. 37.972467° в. д. (G) (O) (Я) 56.149356 , 37.972467

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм , памятник русской архитектуры конца XVII века в посёлке Софрино Пушкинского района Московской области . Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру . На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову , ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру . В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское », где хранятся до сих пор.

В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Церковь Смоленской Богоматери в Софрино

Давно я планировал съездить в Софрино, найти в этих местах и посмотреть Смоленскую церковь - прекрасный образец московского барокко, к счастью, сохранившегося до наших дней.
За плечами у меня уже был большой рюкзак, в который уместился металлоискатель, лопата и конечно фотик. Первый раз я поехал с таким внушительным набором)

Природа ещё не начала приобретать свой осенний колорит (а поехал я в начале сентября), но пасмурная погода напоминала о текущем времени года. Добираться до этой церкви в принципе не сложно. Около часа надо ехать на электричке до станции Ашукинская, от туда ещё минут 20-30 пешком до цели. Идти предстоит сначала по небольшому шоссе, потом свернуть в деревню, которая сохранила в себе не мало старинных деревянных домов и вот пройдя сквозь эту деревню и выйдете к церкви. Вон она уже выглядывает из-за леса)

Рядом находится красивое озеро, которое надо обойти, пейзажи вы будете видеть примерно такие:

Некогда это была усадебная территория, но до наших дней многие постройки не дошли, в том числе и главный усадебный дом.

Немного истории:

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево. Новое название — Сафарино — село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968—1969 годах.
В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691—1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.
Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749—1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731—1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклети Смоленской церкви.
После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.
В 1902—1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877—1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.
В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921—1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.



На церкви есть и такая памятная табличка.

Храм во имя преподобного Серафима Саровского возвышается над предприятием «Софрино». Величественный, построенный с использованием элементов древнерусской архитектуры он стал украшением не только завода, но и всего поселка Софрино. Храм – радость и духовное утешение для работающих на заводе, для жителей окрестных мест, посещающих богослужения в воскресные и праздничные дни.

Благословение на строительство нового храма Святейший Патриарх Алексий II дал в сентябре 1995 года, в день празднования 15‑летнего юбилея предприятия.

Долго и тщательно обсуждался проект новой церкви, в которой частица мощей преподобного Серафима Саровского должна была занять достойное этой святыни место. Проект был разработан в Центральном научно-исследовательском и проектном институте реконструкции исторических городов. Возводили храм мастера из Нижнеангарска (АО «Нижнеангарсктрансстрой»), имевшие достаточный опыт храмового строительства.

Храм возводился на добровольные пожертвования работников предприятия и окрестных жителей. Большую материальную помощь для успешного его завершения оказали благотворители.

Среди них – Владислав Юрьевич Сурков, Иван Сергеевич Ярыгин, Александр Васильевич Яковлев, Николай Иванович Милов, Александр Иванович Скоробогатько, Владимир Иванович Малышков, Анастасия Петровна Оситис, Константин Борисович Шор, Михаил Яковлевич Хесин, Сергей Викторович Пугачев и другие уважаемые люди. Имена благотворителей увековечены на памятной доске, установленной у входа в храм. Труженики предприятия признательны им за лепту, которую они по щедрости душевной вложили в строительство храма. Молитва о них ко Господу возносится за каждым богослужением.

Интенсивные строительные работы продолжались в течение полутора лет. Храм буквально «рос на глазах». Строители работали с чувством большой ответственности, с раннего утра и до позднего вечера, в любую, даже самую ненастную, погоду.

В то время как строители возводили стены, труженики предприятия с усердием занимались изготовлением для нового храма церковной утвари по индивидуальным эскизам, вкладывая в эту работу всю свою душу и мастерство. Они трудились во славу Божию, ради красоты и благолепия Дома Господня. Деяния их рук – престол, жертвенник, семисвечник, богослужебные сосуды и другие принадлежности алтаря; художественно выполненные решетка на солее и паникадило, а также великолепный резной позолоченный иконостас, изображение Распятия, иконы, находящиеся вне иконостаса, резные киоты и панихидный столик («канун»).

Автором проекта иконостаса стал А.Н. Москалионов, бывший тогда главным художником предприятия «Софрино». Это была одна из первых серьезных работ, положивших основу для создания в будущем цеха иконостасов на предприятии.

И вот настал день, когда в серую ненастную погоду, при большом стечении народа, после благодарственного молебна в небо поднялся купол, венчающий храм. И чудесным образом плотные облака уступили место ярким лучам солнца, осветившим сияющий золотом купол нового храма.

5 мая 1997 года Святейший Патриарх Алексий II в сослужении сонма архиереев совершил торжественное освящение храма. 1 августа 1997 года храм стал Патриаршим подворьем.

Вступая на лестницу, ведущую в храм, непременно обращаешь взор на прекрасно выполненную роспись стен. Тема росписи – житие преподобного Серафима Саровского: от детства отрока Прохора (так звали преподобного в миру, до принятия им монашеского пострига) – до торжественного прославления преподобного старца Серафима в лике святых, состоявшегося в 1903 году.

Настенная роспись в храме изображает святых Русской Православной Церкви, которые являются покровителями различных церковных ремесел. Эти святые сочетали молитвенный подвиг и церковное служение с занятиями церковными искусствами. Здесь изображен преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого начала свое существование Богородская школа резьбы по дереву. Древнее монастырское предание гласит, что Игумен Земли Русской в краткие минуты отдыха вырезал из дерева игрушки, которые раздавал приходящим на богомолье детям.

Здесь и преподобный иконописец Андрей Рублев, создавший бессмертное произведение, получившее всемирную известность, – икону Живоначальной Троицы. Веками творения святого иконописца считаются образцами для тех, кто посвятил свою жизнь подвигу «иконного писания». К молитвенной помощи преподобного Андрея Рублева прибегают и софринские иконописцы.

Небесным покровителем иконописцев является и преподобный Алипий Печерский, подвизавшийся в XI веке в Киево-Печерской Лавре. Согласно житию преподобного Алипия его творения прославились многими чудесами.

К Собору Киево-Печерских святых принадлежит и преподобный Евстафий Златарь, сочетавший аскетические подвиги с послушанием по созданию предметов богослужебного назначения и другой церковной утвари. А также – преподобный Нестор Летописец, которого почитают своим небесным покровителем все, кто связан с изданием православных книг, и в их числе – труженики типографии предприятия «Софрино».

Те, кто занят на швейном производстве, обращают свои молитвы к преподобной Февронии Муромской (в иночестве – Евфросинии), которая, подобно многим праведным и благочестивым женам Древней Руси, вышивала плащаницы, покровцы, воздухи, пелены для храмов. Среди росписей храма преподобного Серафима Саровского – фигуры святителей-храмоздателей: Петра, митрополита Московского, архиепископов Новгородских Моисея и Ионы.

Особое место в росписи храма занимает событие из новейшей церковной истории – второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Патриарх Алексий II изображен с архипастырями Русской Православной Церкви у раки с мощами святого в Московском Богоявленском кафедральном соборе.

В мае 2012 года было создано благочиние ставропигиальных храмов и Патриарших Подворий, которое возглавил Преосвященнейший Савва епископ Воскресенский, и храм завода был переведен в состав нового благочиния. С этого времени и клирики и прихожане храма преподобного Серафима видят отеческую заботу и внимание викария Его Святейшенства – Преосвяшеннейшего Саввы епископа Воскресенского. Молитвенное общение и мудрое пастырское слово владыки к труженикам завода стали доброй традицией в дни престольных дней храма и в праздники Художественно – производственного предприятия «Софрино».

Ежедневно в храме предприятия «Софрино» совершается молебен небесному покровителю заводчан преподобному Серафиму Саровскому. Богослужение транслируется по всему заводу; это дает возможность каждому сотруднику, где бы он ни находился, освятить молитвой свой рабочий день. Еженедельно по четвергам в храме совершается Божественная литургия, на которой поочередно присутствуют работники всех подразделений предприятия. Многие труженики венчались в заводском храме, крестили здесь своих детей, внуков.

Настоятель храма протоиерей Валерий Кузнецов ведет пастырскую работу по дальнейшему воцерковлению трудящихся на заводе. Он освящают готовую продукцию, новые помещения, оборудование; участвует в разработке новой продукции, следит за соблюдением канонов, консультирует тружеников по различным вопросам.

Доброй традицией для всех заводчан стало собираться с детьми и всеми членами семьи на Пасху и Рождество в домовом храме, вместе молиться и разделять праздничную трапезу.

Дни ангела, дни рождения, юбилеи, все значимые события начинаются с благодарственного молебна в храме. Еще одна заводская традиция – поздравлять здесь административных работников «Софрино».

Духовное окормление тружеников на протяжении многих лет совершает Преосвященный Владыка Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Службы Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста отличаются особой проникновенной молитвой. Прекрасные мудрые проповеди труженики слушают с особым вниманием. Духовники Троице-Сергиевой Лавры принимают исповедь, духовно наставляют тружеников, помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях и обрести путь ко спасению.

Для тех, кто работает на заводе, – всегда праздник, когда богослужение в храме возглавляют архипастыри. В храме служили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Подольский Тихон, епископ Дмитровский Феофилакт. В своих проповедях Преосвященные архиереи обращаются к людям со словами духовной поддержки, с любовью несут им Слово Божие, укрепляют и вдохновляют их.

С особым чувством труженики благодарят протодиаконов отца Владимира Назаркина и отца Николая Платонова. Их участие в богослужениях придают им особую торжественность; их одухотворенные красивые голоса проникают в самое сердце молящихся.

Во время служб в храме поют учащиеся Московских Духовных академии и семинарии. В праздник Пасхи и в дни памяти преподобного Серафима Саровского на предприятии «Софрино» проводятся торжественные крестные ходы, в которых участвуют все заводчане.

С разных концов России в храм привозятся чудотворные образы для поклонения. С большим благоговением встречали труженики чудотворный образ Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В храме заботятся не только о взрослых прихожанах, но и о маленьких. При храме работает воскресная школа, для которой дирекция предприятия выделила прекрасное помещение. Священнослужители храма говорят с детьми о Боге, о Его Законе, о вечных христианских ценностях; прививают им православный взгляд на мир.

Особенностью воскресной школы является обучение детей церковным ремеслам. При школе работают кружки, в которых дети приобретают художественные навыки. Преподают в кружках труженики предприятия, люди, имеющие педагогический талант. Лучшие мастера и мастерицы знакомят детей с основами своего искусства – вышивкой, бисероплетением, резьбой по дереву, иконописью и ювелирным делом. Ребята посещают производственные цеха, где наблюдают за работой мастеров, перенимают их навыки.

Для учащихся воскресной школы и для сотрудников предприятия организуются паломнические поездки по монастырям Подмосковья, где они соприкасаются с древним церковным искусством и окунаются в атмосферу монастырской жизни. Все это позволяет им глубже понять и осознать смысл жизни православного христианина.

Контакты храма

Адрес: 141270, Московская область, пос. Софрино, ул. Патриарха Пимена (бывшая ул. Железнодорожная), д.3.

Храм св. Серафима Саровского является домовым храмом, устроенным для молитвы сотрудников предприятия«ХПП«Софрино»РПЦ».

Посещение храма возможно только с личного благославления настоятеля храма.

Для посещения храма в воскресные и праздничные дни, необходимо получить пропуск у священника.

Телефон: +7 495 993-24-49

Расписание богослужений в храме Преподобного Серафима Саровского:

Храм Преподобного Серафима Саровского – домовой храм ООО "ХПП"Софрино" РПЦ". Возможность посещения богослужений жителями посёлка и гостями осуществляется по пропуску, выданному священниками храма.

ПН – СР: 8:00 – Молебен прп. Серафиму Саровскому на начало рабочего дня

ЧТ: 8:00 – Божественная Литургия для сотрудников ООО "ХПП "Софрино" РПЦ"

ПТ: 8:00 – Панихида

СБ: 16:00 – Всенощное бдение

ВС: 9:00 – Божественная Литургия

Таинство Крещения совершаются в храме по предварительной договорённости. Период и время огласительных бесед обговаривается индивидуально.

Время занятий в Воскресной школе при храме: воскресенье с 11:00 до 14:30.

Актуальное расписание богослужений текущего месяца находится на информационной доске храма в помещении проходной предприятия.

Контактный телефон: 8-917-586-00-95

Просмотреть на карте большего размера

С. Софрино.

В начале 1630-х гг., после разорения Смутного времени, село Супонево "Сафарино тож", лишившееся своей Успенской церкви, оказалось "присельем" с. Семёновского на Вязи.

К 1677 г. Сафарино - государево дворцовое село "у пруда"; восстановленная Успенская церковь успела сгореть или обветшать, и на её месте выстроена новая, под другим наименованием, посвященная Смоленской иконе Божией Матери . На составленном около этого времени плане XVII в. трёхшатровая церковь с колокольней и папертью показана на левом берегу запруженной Талицы; напротив неё, на правом берегу, - "двор, что был вотчинников", мимо которого по прудовой плотине проходит дорога, ответвляющаяся от Троицкой у д. Григорковой и опять сливающаяся с нею у села Рахманова. Деревня Кленники, также превращенная разорением из сельца в присёлок соседнего с. Митрополичья, уже в начале 1630-х гг. числилась в дворцовом ведомстве. По-видимому, незадолго до Смуты здесь была выстроена церковь Святителя Николая Чудотворца , при ней обосновался небольшой монастырёк или "пустынка", от которой сохранились "5 мест келейных".

Из документа 1680 г. узнаём, что на проходившей через Кленники Троицкой дороге ("старой Переславской"), на месте бывшего попова двора, был выстроен государев путевой дворец.

Позднее Сафарино вместе с "присёлком" Кленниками и деревней Бордаковой было пожаловано в вотчину ближнему боярину Фёдору Петровичу Салтыкову, отцу царицы Прасковьи Фёдоровны. При правительственном перевороте 1689 г. Салтыковы удержались при царском дворе, и в 1691 г. тесть царя Иоанна Алексеевича начал в своей подмосковной вотчине Сафарино строительство второй церкви, каменной, также посвященной Смоленской иконе Божией Матери. Новый храм возводился по другую сторону пруда, на месте старого "вотчинникова двора", и был соединён с каменным загородным дворцом. Стройку закончили только в 1702 г., когда Сафарино уже перешло к сыну Фёдора Петровича, кравчему Владимиру Фёдоровичу.

В палатах Салтыковых, проездом по Троицкой дороге, останавливались Пётр I , царица Прасковья Фёдоровна, императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна .

В 1730 г. с. Софрино принадлежало кавалеру высшего ордена Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного - князю Ивану Фёдоровичу Ромодановскому (в том же году он умер), женатому на сестре В.Ф. Салтыкова Анастасии Фёдоровне. Он был прямодушным, кротким, добродушным человеком. В домашнем обиходе придерживался старинного образа жизни, очень любил охоту, у него были прекрасно обученные ястребы и кречеты. От своего отца, внушавшего ужас главы пыточного Преображенского приказа, князя Ф.Ю. Ромодановского, он унаследовал имевший шутливый оттеноктитул князя-кесаря. Князь Фёдор даже царём именовался Ваше Величество, он имел право входить в кабинет Петра в любое время без доклада.

С властью, далеко превосходившей губернаторскую, он управлял Москвой до 1724 г., когда попросился в отставку, чувствуя, что служба становится ему тяжела. Но в 1727 г. император Пётр II назначил его управлять Москвой, которая снова стала столицей империи. Сафарино в приданое за дочерью Ромодановских Екатериной Ивановной перешло к вице-канцлеру и кабинет-министру графу Михаилу Гавриловичу Головкину (1705-1755).

В 1737-1740 гг. на месте обветшавшей деревянной Смоленской церкви выстроили новую, тоже деревянную. Головкин был хорошо образован, истинный патриот и искусный государственный деятель, отличался прямотой, добрым сердцем и большим гостеприимством, но любил предаваться лени, не был чужд гордости, упрямства, настойчивости и злости. Он оставался верен правительнице Анне Леопольдовне и противился перевороту, совершённому дочерью Петра I Елизаветой.

В 1741 г., был сослан на Колыму, где умер через 15 лет. Жена добровольно поехала с ним в ссылку.

После восшествия на престол Елизаветы в 1742 г. Сафарино было конфисковано у Головкина и приписано к вотчинам государыни, как и все его сёла.

В 1759 г. возвращено вдове опального графа и через четыре года пожаловано ей в вечное владение. В это время в селе стояли две церкви, дворец с регулярным "садом". Была суконная фабрика.

После смерти Е.И. Головкиной имение перешло к её племяннице, графине Вере Николаевне Ягужинской (урождённой Салтыковой), муж которой, генерал-поручик СП. Ягужинский, был сыном сестры М.Г Головкина Анны Гавриловны.

В 1833 г. 84-летняя Ягужинская освободила сафаринских крестьян от крепостной зависимости. После её смерти в 1843 г. дворец запустел и стал разрушаться, парк вырубался крестьянами.

В 1866 г. на месте разобранных боярских палат XVII в. были выстроены трапезная и колокольня Смоленской церкви.

В 1878 г. упразднена деревянная церковь за р. Талицей.

В 1860-х гг. по сафаринским землям была проложена Московско-Ярославская железная дорога, разделившая д. Кленники и Бордакову в направлении на Своробино. На левом берегу Мавры возникла железнодорожная станция Талицы, соединённая шоссейной дорогой через Кленники с д. Талицей. Во 2-й половине XIX в. получила развитие местная промышленность; появились фабрика Бакатиных в Кленниках (к концу XIX в. уже упразднённая) и завод Худякова вблизи железнодорожной станции (нынешний Софринский кирпичный завод). В Кленниках тогда появились первые дачные домики.

К началу XX в. на территории бывшей усадьбы осталась только Смоленская церковь с двором священника и приходским училищем.

В нескольких километрах от ст. Софрино в Талицах сохранилась усадьба лесопромышленников Аигиных, благоукрасителей многих окрестных храмов. Усадебный дом построен в последней четверти XIX в.

У Ярославского шоссе стоит каменная часовня конца XIX в. На её месте в начале XIX в. стояла деревянная, при ней находился монах Махрищенского монастыря Александровского уезда Владимирской губернии Антоний. 9 лет он копал пещеру, вход в которую был напротив часовни, через Троицкую дорогу.

Монах окончил работу - видно, выполнил данный Богу обет, - и умер. Он был похоронен в часовне.

В советское время она разорена, уничтожена главка, уничтожена и пещера с обложенным кирпичом входом в неё.

В часовне жили несколько семей, и, уезжая, они выломали всё мало-мальски пригодное для хозяйственного обзаведения на новом месте.

В наше время часовня восстанавливается.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода