Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Принципы организации финансовой политики организации. Финансовая политика предприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Понятие финансовой политики предприятия

2. Определение, цель и задачи финансовой политики предприятия

3. Краткосрочная финансовая политика предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В течение последних десятилетий, ознаменовавших собой период перехода к рыночным отношениям, одной из основных проблем оставалась проблема финансового оздоровления российских предприятий. Кризисное состояние платежей и расчетов, обесценение доходов предприятия, несовершенство налогообложения, дефицит денежных средств, недостаток собственных оборотных средств - все это требовало скорейшего пересмотра действующей практики управления оборотным капиталом, в частности, дебиторской и кредиторской задолженностью. Управлению дебиторской и кредиторской задолженностью традиционно придается большое значение при проведении краткосрочной финансовой политики. Это объясняется тем, что на долю дебиторской задолженности приходится, как правило, около трети и более всех оборотных активов хозяйствующего субъекта, поэтому контроль за состоянием дебиторской задолженности, поддержанием ее на должном уровне, является необходимым условием устойчивого финансового положения предприятия. Не меньшую важность для достижения целей краткосрочной финансовой политики представляют анализ и управление кредиторской задолженностью, поскольку для значительной доли предприятий краткосрочные обязательства выступают как основной источник внешнего финансирования. Изменения в составе и структуре дебиторской и кредиторской задолженности могут непосредственно влиять на организацию производственного процесса хозяйствующего субъекта, способствовать своевременному осуществлению расчетов с поставщиками, бюджетами всех уровней, страховыми органами, с собственными работниками по оплате труда и в конечном итоге, воздействовать на финансовую устойчивость предприятия в целом. Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью как комплексной системой представляется весьма мало исследованным. В различных отраслях отечественной экономики продолжает функционировать значительное число предприятий-банкротов.

Предприятие может выбирать между двумя формами управления финансами - это реактивная форма управления финансами и управление финансами на основе разработки финансовой политики. Реактивная форма управления означает, что управленческие решения принимаются как реакция на текущие проблемы, т.е. по принципу «латание дыр». Вполне естественно, что при таком образе действий неизбежны просчеты, потери, повышенные риски. Управление финансами на основе тщательно продуманной финансовой политики позволяет в значительной мере избежать скоропалительных решений, добиться более рационального использования финансовых ресурсов.

В условиях развивающейся конкуренции политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой.

1. Понятие финансовой политики предприятия

Финансовая политика - это общая финансовая идеология организации, подчиненная достижению основной цели ее деятельности, каковой является получение прибыли (для коммерческих организаций). В рамках общей финансовой идеологии организации выделяются также ее финансовая стратегия и тактика. Финансовая стратегия - это искусство ведения финансовой политики, а тактика является составной частью этого искусства, это совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретной ситуации.

Цель финансовой политики - посторонние эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Стратегические задачи финансовой политики предприятия:

· Максимализация прибыли;

· Оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

· Достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов;

· Создание эффективного механизма управления финансами предприятия;

· Использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов;

Методы и приемы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать:

· соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;

· эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;

· соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.

Построение финансовой политики побуждает предпринимателей ясно представлять намеченные цели, способы, приемы, средства, механизмы и возможности их достижения.

Проведение финансовой политики требует подбора адекватных форм, способов, приемов, средств и механизмов ее реализации.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и много вариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, ее построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремленность руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.

Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремленности, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приемов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы.

2 . Определение, цель и задачи финансовой политики предприятия

Анализ экономической литературы показал, что финансовая политика в целом как экономическая категория подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры.

Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой.

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.

Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники организации.

Финансовая политика организации -- составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Финансовая политика есть искусство влиять на объект управления финансами -- хозяйственную систему и ее деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики -- учредители и руководство (работодатели).

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

Объект финансовой политики -- хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность хозяйственной системы и ее деятельности, на которую воздействует финансовая политика.

Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Сущностью финансовой политики должна стать ориентация на создание условий и механизмов наиболее свободной и полной, заинтересованной само актуализации личности, но с обязательной ответственностью за результаты собственных решений.

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

· обеспечение источников финансирования производства;

· недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

· выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;

· минимизация финансовых рисков;

· рациональная вложение финансовых потоков и расчетов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;

· рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;

· поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.

Цели финансовой политики могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный элементы. Если возникает спор между субъектами крайне противоположных, взаимоисключающих направлений финансовой политики, то, вероятно, одно из этих направлений окажется конструктивным, а другое деструктивным. При этом возможно построение дополнительного финансово-политического направления, в котором синтезированы наиболее конструктивные элементы рассматриваемых альтернатив, признанные сторонами противоположных направлений финансовой политики.

Несмотря на то, что финансовая политика выражает интересы работодателей и служит достижению их целей, важнейшим условием успешной реализации финансовой политики является необходимость максимального достижения единства структуры целей и работодателей, и исполнителей через разрешение противоречий между ними.

Классификация видов финансовой политики предприятия

По направлению финансовая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешней финансовой политикой организации называется политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).

Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта финансового управления. Она выступает базой, на которой строятся выводы финансовой науки.

Финансы и финансовая политика представляют собой соответственно объективную и субъективную составляющие в управлении финансами, поэтому финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и (или) негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее ориентацию следует считать конструктивной.

Финансовая политика может быть противозаконной, криминальной, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации некоторых организаций, когда преднамеренно пытались выставить государственное предприятие банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам.

Методы формирования финансовой политики предприятия

Основное средство реализации финансовой политики -- финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

Финансовые отношения -- это принципы и система взаимодействия сторон бизнеса в процессе инвестирования, кредитования, налогообложения, применения финансовых рычагов, страхования и т.д. Законодательная и нормативная базы устанавливают правила финансового управления и ведения финансовых операций, права и обязанности руководства и исполнителей в финансовых отношениях организации.

Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относятся: прибыль, доход, цену, заработную плату, операционный рычаг, финансовый рычаг, проценты, дивиденды, финансовые санкции и прочее.

Финансовые методы объединяют в себе бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), экономический анализ (финансовый и управленческий), финансовый мониторинг, финансовое планирование, бюджетирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) обеспечивает финансовую политику необходимой информацией.

Финансовый анализ является главным инструментом построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения факторов, исчисления их влияния на результат, выявления неиспользованных резервов. На основе анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершенствованию управления производственной системой.

Финансовый контроль позволяет проверять сохранность капитала, определять соответствие реальных процессов целям финансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины.

Материальная основа финансовой политики («кровеносная система») и основной ее объект -- финансовые потоки. Финансовые потоки организации разделяют по трем основным видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

3. Краткосрочная финансовая политика предприятия

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

2) выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.). Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся: анализ и оценка финансово-экономического состояния; разработка учетной и налоговой политики; выработка кредитной политики; управление основным капиталом и амортизационная политика; управление оборотными активами и кредиторской задолженностью; управление заемными средствами; управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью; ценовая политика; выбор дивидендной и инвестиционной политики; оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости. Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства. Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации. Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

Бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;

Бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

Капитального бюджета.

Финансовый анализ включает следующие звенья:

1) оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;

2) распределение и оценку эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;

3) определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);

4) трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;

5) оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства - совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач.

Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия. Целью краткосрочной финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

В настоящий момент предприятию характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между:

Интересами предприятия и фискальными интересами государства;

Ценой денег и рентабельностью производства;

Рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков;

Интересами производства и финансовой службы и т.д.

Главной задачей на предприятии является переход к управлению финансами на основе анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

Основными стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

Максимизация прибыли предприятия;

Оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

Достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

Создание эффективного механизма управления предприятием;

Использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач необходимо выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

Проведение рыночной оценки активов;

Разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;

Проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

Проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

Анализ финансово - экономического состояния предприятия;

Выработка кредитной политики предприятия;

Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

Управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

Выбор дивидендной политики.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются: анализ бухгалтерской отчетности; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; расчет финансовых коэффициентов. Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности, а также тенденций их изменения. В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово - экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д. В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка. Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовой службе предприятия необходимо:

Правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

Составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

Хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);

Финансирование по краткосрочным ссудам;

Финансирование по долгосрочным ссудам;

Финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

Увеличение доли ликвидных активов;

Удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

В первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;

Во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.

Заключение

Выше описанный материал говорит о целях финансовой политики, её основных направлениях и особенностях на предприятии. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития предприятия. Большое внимание должно уделяться инвестициям. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Изучив теорию и структуру финансовой политики можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает предпринимательскую инициативу, тормозит экономическое развитие предприятия. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

В реальном рыночном пространстве финансовая политика предприятия может меняться в зависимости от уровня стабильности экономики. В нестабильной экономике с частыми изменениями условий политика меняется на время, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл.

С писок использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.)

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 марта 2001 г.)

3. Грачев А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период. // Финансовый менеджмент. №6. - 2002. - с. 58-72; №1. - 2003. - с. 20-30

4. Долгов С. И., Бартенев С. А., Беликова А. В. и др. Финансы, деньги, кредит. М: Юристъ, 2002. - 784 с.

5. Дробозина Л. А., Поляк Г. Б., Константинова Ю. Н. и др. Финансы. - М.: ЮНИТИ. 2002. - 527 с.

6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.

8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: 2001. - 424 с.

Подобные документы

    Расширение сферы финансового планирования в рамках краткосрочной финансовой политики, его виды, основные задачи и методы, этапы осуществления. Значение цены для развития предприятия, ее основные функции, состав и структура, методы ценообразования.

    реферат , добавлен 09.09.2010

    Понятие, классификация и принципы финансовой политики предприятия. Анализ и оценка краткосрочной и долгосрочной политики предприятия и результаты ее реализации. Особенности стратегии формирования финансовой политики фирмы и пути её совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2015

    Теоретические основы финансовой политики, ее цели и задачи. Элементы финансовой политики. Характеристика финансовой политики Российской Федерации. Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 г. Проблемы и перспективы развития финансовой политики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Финансовая политика предприятия как составная часть его экономической политики. Концепции организации финансовой деятельности предприятия. Стратегия предприятия - комплекс политических установок и перспективных программ. Денежные расчеты и потоки.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Цели, задачи и направления формирования финансовой политики. Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО "Лакомка". Анализ и оценка показателей финансового состояния предприятия. Мероприятия, повышающие эффективность финансовой политики.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2012

    Финансовая политика как инструмент управления финансами. Формы и методы финансового регулирования. Цели и задачи финансовой политики Российской Федерации. Экстраполяция финансовых показателей. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2015

    Понятие финансовая политика и её значение в развитии предприятия. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики. Показатели финансово-экономической деятельности предприятия. Мероприятия, повышающие эффективность финансовой политики.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2012

    Сущность финансовой политики предприятия, ее задачи и методы формирования. Перспективные (стратегические) цели как элемент финансовой политики. Анализ финансовой политики в ООО "Контраст", оценка ее эффективности и рекомендации по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2015

    Финансовая политика организации: содержание, цели и задачи. Взаимосвязь финансовой политики с другими видами политики организации. Анализ финансового состояния предприятия ООО "Консалтинг-ЮГ". Пути совершенствования его финансовой стратегии и тактики.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Понятие финансовой политики, ее сущность и особенности, ресурсы и содержание. Цели финансовой политики и ее значение на современном этапе. Механизм реализации финансовой политики развития. Финансовая политика развития Самарской области на 2009-2011 гг.

Финансовая политика — это совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления фун-кций и задач развития, касающихся сфер, средств и форм деятель-ности организации, системы взаимоотношений внутри нее, а так-же позиций ее во внешней среде.

Финансовая политика задает направление финансовой дея-тельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает направляющее влияние на финансовые процессы. Она заключается в постановке целей и задач финансового управле-ния, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соот-ветствия происходящих процессов намеченным целям. Финан-совая политика проявляется в системе форм и методов мобили-зации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, спосо-бы и критерии оценки эффективности и целесообразности фор-мирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

Цель финансовой политики — построение эффективной систе-мы управления финансами, направленной на решение стратеги-ческих и тактических задач предприятия.

Основные задачи финансовой политики следующие:

Обеспечение источников финансирования производства;

Недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

Выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;

Минимизация финансовых рисков;

Рациональная организация финансовых потоков и расчетов, обеспечивающая максимальную отдачу и минимальный риск;

Рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;

Поиск резервов улучшения финансового состояния и повы-шения финансовой устойчивости организации на основе эконо-мического анализа.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Эффективность фи-нансовой политики как уровень достижения наилучшего резуль-тата при наименьших затратах измеряется показателями финансо-вой эффективности работы подразделений и организации в це-лом, эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.


Основное средство реализации финансовой политики — фи-нансовый механизм организации. Финансовый механизм включа-ет виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

Структура финансового механизма достаточно сложна. Множе-ственность взаимосвязей предопределяет применение большого числа элементов финансового механизма. Сферы и звенья финан-сового механизма отличаются различной степенью сложности и разветвленно отдельных элементов. Так, например, для бюд-жетного механизма характерна система из многих видов налогов, а также разнообразных направлений использования средств и мето-дов финансирования.

Элементы финансового механизма образуют его конструкцию, которая приводится в движение путем установления количествен-ных параметров каждого элемента, то есть определения ставок и норм изъятия, объемов фондов, уровня расходов и т. д.

Количественные параметры и способы их определения — наи-более мобильная часть финансового механизма, так как она чаще всего подвергается корректировке.

Элементы финансового механизма — финансовые отношения как объект управления, финансовые рычаги, методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение фи-нансового управления.

Финансовые отношения — это принципы и система взаимо-действия сторон бизнеса в процессе инвестирования, кредитова-ния, налогообложения, применения финансовых рычагов, страхо-вания и т. д. Законодательная и нормативная базы устанавливают правила финансового управления и ведения финансовых опера-ций, права и обязанности руководства и исполнителей в финансо-вых отношениях организации.

Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляю-щей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят прибыль, доход, цену, заработную плату, проценты, диви-денды, финансовые санкции и т. д.

Финансовые методы объединяют в себе бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), экономический анализ (финан-совый и управленческий), финансовые мониторинг, планирова-ние, регулирование, контроль, бюджетирование.

. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) обеспе-чивает финансовую политику необходимой информацией.

. Экономический анализ — главный инструмент построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения фак-торов, исчисления их влияния на результат, выявления неисполь-зованных резервов. На основе анализа делают экономически обо-снованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершен-ствованию управления производственной системой.

. Финансовый мониторинг (мониторинг финансового состоя-ния) — система непрерывного контроля и анализа за финансовым состоянием и результатами работы организации.

Методы бюджетирования образуют систему построения и проведения финансовой политики в планах и прогнозах, в коли-чественной оценке. Эти методы обеспечивают также контроль над процессом реализации финансовой политики.

Финансовое регулирование — это способность влиять на фи-нансовые процессы и их результат.

Финансовый контроль позволяет проверять сохранность ка-питала, определять соответствие реальных процессов целям фи-нансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины.

В условиях неопределенности хозяйствования для успешного роста предприятия необходимо четко определять направления его развития как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу, а также вести поиск внутренних резервов, способствующих более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
Финансовая политика организации — составной элемент общей политики развития, которая должна включать налоговую, учетную, инвестиционную, инновационную, производственную политику и др.
Финансовая политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Основа финансовой политики организации — четкое определение единой концепции развития как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, выбор наиболее оптимальных механизмов достижения поставленных целей, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Как известно, достижение любой задачи, стоящей перед предпринимателем, в той или иной мере обязательно связано с финансами, так как реализация любого решения требует финансового обоснования и обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением таких локальных, обособленных вопросов, как, например, разработка процедуры прохождения и согласования договоров купли-продажи, организация контроля за процессами производства и реализации, поступлением и расходованием денежных средств, а имеет всеобъемлющий характер. Назначение финансовой политики — не изучение методики или методологии финансовых отношений, не разработка механизмов и методов оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использование этих существующих механизмов и методов, рассматриваемых в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации развиваться, но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более метко определить основные направления развития хозяйствующего субъекта.
Финансовая политика организации выражает интересы тех, кто ее организует или определяет. Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.
Итак, совокупность мероприятий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов для достижения целей, определяемая и проводимая собственниками и руководством в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Проводимая финансовая политика организации должна давать ответы на следующие вопросы:
1. Как оптимально сочетать стратегические и тактические цели финансового развития организации?
2. Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
3. Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
4. Стоит ли изменять финансовую структуру организации, используя финансовые инструменты?
5. Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только при хорошо разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных перед организацией целей.
Управление финансами организации — процесс реализации финансовой политики. Внешнее отражение проводимая финансовая политика находит в бухгалтерском балансе — основной форме, отражающей финансовое состояние организации (рис. 1.1).
Основные элементы финансовой политики организации:
. управление инвестиционными проектами — как реальными, так и финансовыми, при этом проводятся не только обоснование и выбор инвестиционного проекта, но и поиск наиболее эффективного источника финансирования;
. управление оборотным капиталом — как оборотными активами и их элементами, так и источниками их финансирования;

Рис. 1.1. Структура финансовой политики
. управление капиталом и резервами — как формированием, так и использованием отдельных их элементов;
. управление заемным капиталом — как долгосрочным, так и краткосрочным в аспекте обоснования привлекаемого источника финансирования и направления их инвестирования.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя стратегические и тактические финансовые решения, которые можно разделить на две группы:
. инвестиционные решения;
. решения финансирования.
Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос «куда вложить?».
Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос «где взять средства?».
Два типа финансовых решений взаимосвязаны. Для организации приоритетным является направление финансовой политики в области решений инвестирования, так как их целью является получение дохода от эффективного вложения капитала.
Ключевая цель разработки финансовой политики организации — создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности.
Цель финансовой политики связана с основной целью финансового менеджмента, которой, как известно, является обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем периоде и на перспективу, что достигается обеспечением максимизации рыночной стоимости организации, а это невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как внутри организации, так и с контрагентами и государством.
Достижение этой цели возможно с помощью финансовой политики в результате поиска оптимального соотношения между следующими задачами:
. максимизация прибыли;
. обеспечение финансовой устойчивости.
Первое направление позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, а второе обеспечивает стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.
Бесспорно, для максимизации прибыли организации необходимо наращивать объем продаж; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами; контролировать расходы; минимизировать период производственного цикла; оптимизировать величину запасов и др.
Задача обеспечения финансовой устойчивости подразумевает минимизацию финансовых рисков; синхронизацию денежных потоков; тщательный анализ контрагентов; финансовый мониторинг и др.
Бесспорно, эти два направления в некоторой степени противоречат друг другу. Максимизация прибыли, как правило, повышает риск, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность деятельности. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
Необходимо ранжировать цели, например путем задания весов, либо используя метод расстановки приоритетов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно расставить приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли.
Приоритетность целей может изменяться как в одной организации, так и от организации к организации. Многие факторы влияют на выбор цели в конкретный момент времени. В совокупности все факторы можно подразделить на две внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы, влияющие на выбор цели, — это масштаб организации; стадия ее развития; субъективный фактор руководства организации, ее собственников.
Масштаб деятельности играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития организации существенно влияет на ранжирование целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у организации на протяжении всего периода ее развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют ее деятельность.
В период «детства», когда обороты небольшие, руководство главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но и на необходимые инвестиции для будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость. В период «юности» рост объемов продаж, первые прибыли позволяют решать проблемы с денежными средствами, и руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост. В период «зрелости», когда организацией уже занята своя ниша на рынке и способность к самофинансированию значительна, доминирует стремление извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дают объем, а также технический и коммерческий потенциалы. В период «старости», когда замедляется рост оборота, цель снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
Кроме того, развитие организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники организации. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность стратегической цели. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.
Таким образом, финансовая политика организации — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда — напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
Цель выбора краткосрочной финансовой политики — определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования, как собственных, так и привлеченных.
Приоритетной задачей оперативного управления финансами (краткосрочной финансовой политики) организации является обеспечение ее ликвидности и финансовой устойчивости в краткосрочной перспективе. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса предприятия целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства — наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех предприятия во многом определяется способностью его руководства постоянно генерировать денежные потоки.
В общем случае содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:
1) разработка оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами организации, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиту от предпринимательского риска;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.);
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т. д.).
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач; как правило, это абсолютные показатели работы как каждого подразделения, так и организации в целом.
Эффективность финансовой политики определяется как уровень достижения конечного результата при понесенных затратах и измеряется показателями финансовой эффективности работы подразделений как каждого в отдельности, так и в целом по предприятию (валовая, экономическая или финансовая рентабельность).

Объекты, предметы и субъекты финансовой политики организации

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, определении и использовании методов и средств их реализации, постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.
Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
Объект финансовой политики — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежным оборотом хозяйствующего субъекта, представляющим поток денежных поступлений и выплат.
Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие или влияющие на денежные потоки и формирующие финансовое состояние и финансовые результаты.
К предметам финансовой политики можно отнести:
. управление капиталом: определение общей потребности в капитале; оптимизация структуры капитала; минимизация цены капитала; обеспечение эффективного использования капитала;
. управление прибылью: определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
. управление активами, т.е. определение потребности в активах; оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования; обеспечение ликвидности активов; ускорение цикла оборота активов; выбор эффективных форм и источников финансирования активов;
. управление текущими издержками: СКР-анализ; минимизация издержек; нормирование затрат; оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек;
. управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности): формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени; эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
Субъекты финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Принципы организации финансовой политики организации

Организация финансовых отношений в организации строится на определенных принципах (рис. 1.3).
Принцип самофинансирования предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться — принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности, т.е. полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции. Инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов, — это самофинансирование. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предпринимательской фирмы достигает 70% и более.
Принцип самофинансирования означает, что организация самостоятельно финансирует свою текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, в первую очередь за счет собственных источников и только в случае их недостатка — за счет заемных источников.


Рис. 1.3. Основные принципы организации финансовой политики

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым; самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью. В рыночной экономике права организаций существенно расширились, однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как отдельные направления хозяйственной деятельности предпринимательских организаций определяет и регулирует государство.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, нарушающие договорные обязательства (как правило, по срокам и качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекаются к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения.
В соответствии с ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»1 несвоевременное исполнение предпринимательской фирмой-должником своих обязательств или обязанностей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является признаком банкротства.
Заинтересованность в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам фирмы, руководству фирмы и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии.
Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Как известно, финансы организации выполняют контрольную функцию; поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля — внутренний аудит, проверки по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение — разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.
Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов других обязательных платежей. Денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.

Финансовая политика предприятия - это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

максимизация прибыли;

достижение прозрачности (не секретности) финансовоэкономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

¦ использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.

В помощь предприятиям для разработки финансовой политики были подготовлены в свое время Методические рекомендации бывшим Министерством экономики Российской Федерации1.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся2:

анализ финансовоэкономического состояния;

1 См.: Реформа предприятий (организаций): Методические рекомендации. М.: Ось89,1998.

2 См.: там же.

разработка учетной политики;

разработка кредитной политики;

управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;

дивидендная политика;

7) управление финансами. Охарактеризуем эти направления более подробно.

1. Анализ финансовоэкономического состояния является той базой, на которой строится разработка финансовой политики.

Внимание уделяется не только методам финансового анализа, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений.

Основными компонентами финансовоэкономического анализа деятельности предприятия является анализ бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.

Анализ финансовой отчетности представляет собой изучение представленных в ней абсолютных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, запланированными предприятием.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов. Вертикальный анализ производится в целях выявления удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать:

а) показатели ликвидности:

общий коэффициент покрытия;

коэффициент срочной ликвидности;

коэффициент ликвидности при мобилизации средств;

б) показатели финансовой устойчивости:

соотношение заемных и собственных средств;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

¦ коэффициент маневренности собственных оборотных средств;

в) показа т е ли интенсивности использования ресурсов:

рентабельность чистых активов по чистой прибыли;

рентабельность реализованной продукции;

г) показатели деловой активности:

коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;

коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Содержание отдельных показателей, порядок их расчета и

оптимальные значения приведены в табл. 4.1.

2. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учетная политика для всех предприятий должна осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.

Опираясь на результаты анализа финансовоэкономического состояния предприятия, рассчитывают варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависят количество и сумма перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансовоэкономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, применения ускоренной амортизации и др.

Разработка кредитной политики предприятий. В этих целях проводится анализ структуры пассива баланса и рассчитывается доля собственных и заемных средств, их соотношение, определяется недостаток собственных средств. На основе расчета устанавливается потребность в заемных средствах. Иногда предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, если эффект от привлечения и использования заемных, кредитных средств может быть выше, чем процентная ставка. Кредитная политика предприятия предусматривает выбор кредитной организации, размера процентной ставки, сроков погашения кредита.

Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью. При разработке финансовой политики считают, что это основная проблема управления финансами. От правильного решения этой проблемы зависит эффективность использования как собственных, так и заемных средств. Важнейшим фактором повышения эффективности использования оборотных средств, который учитывается при разработке финансовой политики предприятия, является оборачиваемость оборотных средств.

Управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики. Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению издержками (затратами) производства (на предприятиях промышленности) и издержками обращения (на предприятиях сферы обращения), используются данные финансового анализа об уровне издержек и рентабельности. На основе анализа вырабатываются мероприятия по оптимизации издержек (переменных, постоянных и смешанных) и достижению безубыточной работы предприятия.

Выбор амортизационной политики имеет большое значение в финансовой политике предприятия.

В соответствии с действующим законодательством предприятие вправе применять ускоренную амортизацию, т. е. ускоренно накапливать средства на замену оборудования, в то же время увеличивая издержки (себестоимость продукции). Предприятие имеет также право проводить переоценку основных фондов, определять способ расчета амортизационных отчислений.

6. Дивидендная политика предприятия разрабатывается в акционерных обществах, производственных кооперативах, потребительских обществах. При ее выборе необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

¦ выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов членов акционерных обществ и кооперативов;

¦ высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.

При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальный вариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия.

7. Управление финансами предприятия. Современная система управления финансами предприятия базируется на территории планирования, нормирования и регулирования.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивости производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

свободного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия1.

Эти процессы включают: формирование бюджетов и их структуры; ответственность за формирование и исполнение бюджетов; согласование, утверждение и контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений предприятия необходимо в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, а также повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования), большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции.

1 См.: Реформа предприятий (организаций). Методические рекомендации. С. 64.

Преимущества бюджетного планирования следующие:

помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат и соответственно прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи в государственные целевые фонды);

в рамках месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании экономики по бюджету фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников;

минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводственные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

бюджетное планирование дает возможность осуществлять режим экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

На предприятиях целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов:

бюджет фонда оплаты труда;

бюджет материальных затрат;

бюджет потребления энергии;

бюджет амортизации;

бюджет прочих расходов;

бюджет погашения кредитов и займов;

налоговый бюджет.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные целевые фонды и часть налоговых отчислений.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Кроме того, фактически амортизационные отчисления, накопленные в амортизационном фонде, до момента их расходования по назначению могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов дает возможность выполнять операции по погашению кредитов и займов в соответствии с планомграфиком платежей.

Налоговый бюджет включает налоги и обязательные платежи в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды. Он планируется в целом по предприятию.

Примерная система бюджетов предприятия приведена в табл. 4.2.

Примечание. Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету (стр. "Итого") плюс кредитный и налоговый бюджеты.

Приведенная система бюджетов охватывает всю фазу финансовых расчетов предприятия. Бюджеты разрабатываются в целом по предприятию и для структурных подразделений. При этом рекомендуется руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня - это детализация бюджета более высокого уровня.

Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т.п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимой для обеспечения платежеспособности предприятия.

Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи сводного бюджета показаны в табл. 4.3.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.

Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: планаграфика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; планаграфика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, планаграфика погашения кредитов и других бюджетных расходов.

В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода