Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Петра и павла на басманной. Церковь петра и павла на басманной

Шпиль этой церкви хорошо виден издалека: из-за него она настолько не похожа на традиционный православный храм, что её без труда можно принять за лютеранскую кирху, перенесённую в Москву из Голландии или Германии. Но если знать, кто именно придал ей такой необычный облик, то появление западноевропейских мотивов становится понятным и логичным.

Во второй половине XVII века район Новой Басманной улицы был заселён офицерами иноземных полков, отчего и получил название Капитанской слободы. Так как большая часть её жителей исповедовала католичество и протестантство, то нужды в православном храме долгое время не было. Деревянную церковь построили лишь в 1692–1695 годах, однако просуществовала она очень недолго: уже в 1705 году начались работы по возведению каменного здания. Возможно, иноземное происхождение жителей косвенно способствовало формированию необычного для России вида нового храма. Но решающее значение оказал следующий факт: на строительство обратил внимание Пётр I, ездивший через Новую Басманную улицу в Немецкую слободу.

Считается, что царь лично создал чертёж нового храма, освящённого в честь его святого покровителя, а также пожертвовал на строительство 2000 рублей из своих личных средств, что было зафиксировано в документах того времени. Воплощением царской воли в жизнь занимался архитектор И.П. Зарудный. Храм получил вертикальную структуру, усиленную за счёт использования шпиля, а также симметричность основной части – его западный притвор и алтарная апсида на втором ярусе одинаковы по объёму. Декор фасадов достаточно скромен, верхний храм окружён гульбищем, галерея нижнего храма ранее была открытой.

Нижняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла освящёна в 1708 году, а верхняя, во имя святого Николая Чудотворца, лишь в 1723 году – задержка была вызвана приостановкой каменного строительства в Москве. Завершал работы архитектор И.Ф. Мичурин. Впоследствии Петропавловский храм оказался вверху, а Никольский – внизу. Колокольни при церкви изначально не было, так как звонница располагалась прямо на куполе. Но в 1745 году по проекту архитектора К.И. Бланка с запада от храма была выстроена четырёхярусная колокольня, получившая более богатый декор, нежели сама церковь.

С востока от храма расположена ограда с железными решётками в виде изгибающихся стеблей растений. Однако на этом месте она появилась лишь 50 лет назад – до этого её можно было увидеть на Большой Спасской улице, вокруг церкви Спаса Преображения в Спасской слободе. После сноса последней в 1937 году решётки были сохранены, а в 1960-х годах перенесены на Новую Басманную. Ещё одним «перенесённым» объектом является фрагмент надгробия XIX века, который оказался вмонтирован в уличный бордюр напротив входа в церковь.

После революции храм перешёл в руки обновленцев, занимавших враждебную позицию по отношению к патриарху Тихону, а в 1934 году службы в нём прекратились. Здание использовалось сначала как милицейский склад, потом его занял ВНИИ «Геофизика», в результате чего историческая планировка была утрачена, пространство церкви оказалось разгорожено на рабочие кабинеты, внутреннее убранство уничтожено (сохранилась лишь чугунная лестница между нижней и верхней церквями). Внешне, однако, храм был отреставрирован в 1960-х годах, причём ему вернули шпиль и некоторые другие детали, утраченные в XIX веке. В 1992 году здание храма передано общине верующих, через два года в нём возобновлены богослужения. Реставрация продолжается и сегодня, доступ в верхний храм пока закрыт. В 2008 году в частной коллекции была обнаружена храмовая икона апостолов Петра и Павла, датируемая началом XVIII века, с живописным изображением церкви на Новой Басманной. В 2010 году, после реставрации, образ вновь занял своё место в храме.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Храм свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной Слободе

Ц ерковь Святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице Сретенского сорока была основана в конце XVII века за Земляным городом, за Мясницкими воротами в Басманной Капитанской слободе. Утраченное со временем название «Капитанская» историки связывали с поселившимися здесь офицерами, созданных Петром I солдатских полков. Но, как свидетельствуют документы, название «Капитанская» возникло во времена правления царевны Софьи (1682–1689 гг.), когда нескольким «капитанам» – предводителям стрелецких сотен была выделена под загородные дворы земля «за Мясницкими вороты, за Земляным городом, позадь Житного двора на Ольховце».


Дождь на Басманной. Неизвестный художник.


После подавления стрелецкого восстания 1698 года стрелецкие войска, как известно, были выведены из Москвы, а затем и расформированы. Но слободу продолжали называть «Капитанской» ещё в течение полувека, пока она не слилась с располагавшейся на другом берегу Ольховца древней Басманной слободой. Как свидетельствуют документы, в местности в районе Басманной, Капитанской, Сокольничьей слобод, сёл Красного, Рубцова, Покровского, Преображенского и Семёновского издревле проживали военные, в том числе и отставные чины.


Великое стояние на реке Угре. Миниатюра летописного свода. XVI век.


По одной из версий, названия Басманной слободы и Басманной улицы произошли от тюркского слова «басма». Басма представляла собой послание с выдавленной ханской печатью (ярлыком), обязывающее население русского удельного княжества собирать и платить установленную ханом дань. После победоносного для Руси Куликовского сражения 1380 года, которое сплотило русские удельные княжества под знамёнами Великого Князя Московского Дмитрия Донского, русский народ поверил в возможность окончательного освобождения от ордынского ига. Несмотря на всё ещё сохранявшуюся власть Орды, на Руси участились случаи, когда князья или воеводы, отказывались платить дань, разрывая ханскую басму. Память об этих событиях и хранит название Басманной слободы. Сохранилось летописное известие о том, что когда московский князь Иван III разорвал ханскую басму, в 1480 году на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. На реке Угре произошло историческое событие, известное под названием «Великое стояние на Угре», которое связано с чудесным заступничеством Владимирской иконы Богородицы. Поэтому не случайно, именно в древней (Старой) Басманной слободе в начале XVI века был построен деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, ведь именно эта икона Богородицы символизирует Русь, сбросившую ордынское иго. Ныне существующий каменный храм, выстроенный на этом месте больше известен под именем вмч. Никиты на Старой Басманной улице, хотя главный престол храма по – прежнему освящён во имя Владимирской иконы Богоматери. К тому же, Владимирский придел существует и в храме свв. апп. Петра и Павла, что в Новой Басманной улице.


Храм Покрова Богородицы в Рубцове.


Другой знаковой местностью описываемого нами обширного района является древнее село Рубцово, игравшее важную роль в истории древней Москвы. Рубцово с окрестностями получило историческую известность до Куликовского сражения, поскольку ещё задолго до этого события наши предки обозначили Рубцово как тыл важного стратегического района Москвы – Заяузья (современной Таганки). Вблизи границ Заяузья происходили частые мелкие и крупные столкновения иноземных интервентов с московскими дружинами. После окончания боя, раненные воины доставлялись на подводах в село Рубцово. Пленных неприятелей приводили сюда же. По одной из версий, название села происходит от слова «рубец» – рана, «рубленный» – получивший ранение мечом. Древнейшую историю села Рубцова – Покровского подтверждает нахождение здесь с XIV века деревянного храма свт. Николая в Покровском. Затем храм перестраивался в 1614, 1676 годах и 1721 году при императоре Петре I. С Никольским храмом соседствует древняя церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, построенная в 1618 году царём Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско – литовских интервентов в Смутное время. Эти храмы являлись дворцовыми, поскольку находились в дворцовых вотчинах бояр Романовых, были часто посещаемы царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Петром Алексеевичем и финансировались из царской казны. Дворцовыми были также сёла Красное, Преображенское, Семёновское, Измайлово, с местными храмами.


Военный госпиталь. Акварель мастерской Ф. Алексеева. Начало XIX века.


С древних времён, от сёл Рубцова и Покровского начал формироваться обширный военно – медицинский район. Поэтому не случайно, именно вблизи сёл Покровского, Рубцова, древних Иноземной и Басманной слобод, вдоль реки Яузы, император Пётр I основал новый, по европейскому образцу, военно – медицинский комплекс, придав ему статус государственного, получавшего постоянное развитие на протяжении всего царствования династии Романовых. На территориях вновь открытых образовательных и медицинских военных учреждений императором Петром I обязательно устраивались православные домовые храмы.


Храм вмч. Никиты (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Фото 1885 года.


Начиная от храма Никиты Мученика (Владимирской иконы Божией Матери) до границы села Елохова Старая Басманная улица была узенькой, тесно застроенной неказистыми строениями. Первая барская усадьба в этой части Старой Басманной принадлежала князьям Куракиным. Обширный дом, последний на Басманной, по правой её стороне, стоявший на углу Доброслободского переулка, в первой половине XVIII столетия, представлял из себя длинное, грязное, каменное, одноэтажное строение и среди тогдашних кутил и прожигателей жизни пользовался громкой славой. Это и был Разгуляй, – казенный кабак, у самого въезда в село Елохово. У Разгуляя кончалась Басманная: дальше двигать свои усадьбы по прямой линии местным жителям было некуда, ибо тут начиналась территория села Елохова, справа – Кукуевская иноземная слобода. А между тем надобность в земле постоянно ощущалась, поэтому стали застраивать проезжую дорогу от Елохова к Мясницкой. Образовавшаяся с течением времени по этой дороге линия новых построек, получила имя Новой Басманной, прибавив, вместе с тем, к прежней Басманной эпитет Старой.


Вид Новой Басманной улицы от Разгуляя. Фотография конца XIX века.


Новая Басманная улица начиналась от площади Красных ворот, проезжих в Земляной город. Время построения деревянных ворот неизвестно, но они точно уже существовали при Петре I, звались «Красными», были выполнены в стиле триумфальных ворот и покрашены красной краской. Из указа 1718 года видно, что при них, как и при других воротах Земляного города, отставные солдаты собирали в казну пошлины со всех возов. Таким сбором тогда заведовал Гвардии майор Ушаков. Каменные Красные ворота на иждивение московского купечества были устроены к коронации императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году, архитектором князем Дмитрием Ухтомским, украшены живописью, ваянием и лепною работою.


Запасной дворец и Красные ворота со стороны Новой Басманной улицы. Акварель мастерской Ф. Алексеева. Начало XIX века.


В 1748 году этого сооружения коснулось пламя пожара, свирепствовавшего в Земляном городе. В 1753 году Красные ворота были возобновлены архитектором князем Сергеем Ухтомским, а в 1850 году – перестроены и украшены резной работой по белому камню и цементу. Это был высокий образец триумфального памятника. В таком виде вошёл он в мятежный XX век, когда решением Моссовета от 22 декабря 1926 года Красные ворота были снесены «в целях разгрузки уличного движения». Сейчас на месте ворот находится вход в станцию метро «Красные ворота».


Красные ворота. 1742 год.


Рядом находится небольшой сквер с памятником русскому поэту М. Ю. Лермонтову. Сквер расположен на месте находившейся здесь Сенной площади, которая была торговой площадкой по продаже кормов для лошадей. Отсюда одна дорога вела к Красному селу и в Преображенское, другая – в Рубцово (позже Лефортово).


Дом графа А. Разумовского на Гороховом поле.


До императора Петра I Старая и Новая Басманные улицы ничем особенным не отличались. С Петровской эпохи близость их к новой резиденции двора обратила на них внимание тогдашней знати, и она начала селиться и в той, и в другой, в последней даже преимущественно. Возникла обширная Демидовская усадьба, дом и усадьба графа Разумовскаго, (позже перешедшие во владение Воспитательного дома). Вознесенская церковь своей оградой прилегала к саду Разумовского и составляла некогда его усадебный храм, им и выстроенный. Позже церковь стала приходскою. Усадьбы Демидова и Разумовского отделялись друг от друга знаменитым ручьем Кокуем, протекающим по лощине Горохового поля в Яузу и переименованным позже в Чечору. Отсюда начинался громадный угол старинных барских усадеб, одна сторона которого кончалась на углу Вознесенской и Немецкой улиц, а другая от этого пункта простиралась вправо, пересекая Яузу, до ручейка, носящего название Золотой Рожок, протекавшего в довольно глубоком овраге и впадавшего в Яузу близ Спасо – Андрониева монастыря. Рядом с монастырем на Яузе молодой император Петр I проводил первые флотские учения, со штурмом монастырских стен.


Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Худ. Жан Марк Натье.


Пульс Москвы бился в царствование Петра в «прияузских палестинах». Кроме сёл Преображенского и Семеновского, где он вырос и восприял первоначальную науку, играл с детьми потомственных военных в потешные военные игры, он больше всего любил Иноземную (Немецкую) слободу и Рубцово – Покровское. Здесь нередко пребывал он сам со своими птенцами. Здесь, хотя и временно, находились центральные государственные учреждения, основывались разные школы и заводы. Любил Петр и село Измайлово, получившее название от известной военной операции, проведённой русскими войсками при взятии города – крепости Измаил во время Турецкой войны. Осматривая в Измайлове старые амбары деда Никиты Ивановича Романова, Пётр нашёл старый английский бот, который, по рассказу самого Петра, стал родоначальником русского флота, пробудил в нём страсть к мореплаванию, к постройке флотилии на Переяславском озере, а потом под Архангельском. Но ещё до находки бота Пётр брал из оружейной казны «корабли малые», вероятно старые отцовские модели кораблей, а ещё раньше в Преображенском строились потешные суда.


Спуск ботика на Яузу. С картины, выставленной на Царицыном Лугу в С – Петербурге, 30 мая 1872 года. По фотографии из собрания П. И. Белавенец.


Император заботился о сокращении в Москве уличного нищенства и требовал устройства для неспособных к труду бедняков богаделен при приходских церквах. К 1717 году в Москве было устроено 90 таких богаделен. Его также заботила и судьба подкидышей, и он повелел в приходах и женских монастырях устраивать приюты «для зазорных младенцев, которых жёны и девки рождают беззаконно и стыда ради отмётывают в разные места». В 1723 году было подобрано таких младенцев 934, и они взяты были на воспитание. При них кормилиц было 218. Император Пётр I предлагал и настаивал, чтобы Русская Православная Церковь начала более широкое социальное служение гражданскому обществу и государству.


Село Измайлово в начале XVIII века.


Молодой Пётр, имея амбиции сделать Россию Великой Империей, не мог найти в начале своего, московского, периода правления достаточного понимания со стороны Русской Православной Церкви, что можно объяснить тем, что Москва изначально создавалась как духовная столица России – Третий Рим. Поэтому, понимая, что конфликт неразрешим, Пётр находит выход в строительстве новой, светской столицы, где он смог бы реализовать вместе со своими сподвижниками свои грандиозные планы. И только со временем, когда император возмужал и стал более рассудительным, когда появились первые плоды его реформ в виде флота и сильной армии, когда Российская Империя стала влиять на мировую политику, Церковь вновь повернулась к Петру и стала оказывать ему помощь и содействие. Ведь благодаря Петру у Русской Православной Церкви в дальнейшем появилась возможность развиваться по всему миру.


Икона Святого апостола Андрея Первозванного.


Строительство новой, светской столицы – будущего Санкт – Петербурга, Император Пётр начал с выкладки православного креста из кусков дёрна на песчаной косе – на месте будущего порта. Покровителем молодого русского флота он избрал Святого Первоапостола Андрея Первозванного, ученика Христа, проповедовавшего учение Христово на территории Византии, славянских государств и Руси. Петр ввел гербовую, или орлёную бумагу, учредил звезду и знак ордена Первоапостола Андрея Первозванного. Это была высшая награда Российской Империи. Орден имел девиз «За веру и верность». Андреевский флаг в честь этого святого, украсивший мачты российских кораблей, увидели на всех морях и океанах Мира. Сейчас этот стяг вновь возвращён нашему военному флоту. А орден св. Андрея Первозванного снова стал высшей государственной наградой современной России. Видимо, не случайно также, что Император Пётр выбрал в качестве покровителя новой столицы Святого благоверного князя и полководца Александра Невского, в то время, как покровителем Москвы является другой известный святой, римский воин Георгий Победоносец.


С-Петербург. Гробница Императора Петра I в Петропавловском соборе. Рис. К. Брож, грав. Э. Даммюллер. XIX век.


Выход православного государства на уровень великой морской державы сделал Россию истинной преемницей Великой Православной Византии. Гармония между Церковью и Государством была восстановлена, плодотворное взаимодействие их продолжалось на протяжении всего времени правления царственного Дома Романовых, вплоть до мятежа 1917 года. За время правления Романовых была не только создана Православная Империя со столицами в Москве и Санкт – Петербурге, но укрепившись, эта Империя стала Великой Православной Державой и на деле доказала, что она является фактической и единственной преемницей Православной Византии и великого Константинополя (Второго Рима).


П о сведениям известного москвоведа И. П. Кислякова, деревянная церковь свв. апп. Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 году, по прошению стольника и подполковника И. Ф. Башева. По – видимому, он принадлежал к стрельцам, принявшим сторону молодого царя. Это подтверждается и тем фактом, что Башев не сгинул в годы развернувшегося вскоре «стрелецкого розыска». В 1700‑е годы имя его встречается среди пяти стольников, назначенных руководить вновь созданным Провиантским приказом. В 1695 году деревянная церковь значилась новопостроенной, была освящена и обложена налогом с дворов «попа с причетники», с 22‑х приходских дворов Басманной слободы и 22‑х загородных. К 1702 году в приходе церкви числилось уже 114 дворов.


Стрелец времен царя Алексея Михайловича. Рисунок XVIII века.


В 1705 году были начаты работы по постройке каменного храма. О дальнейшей судьбе совсем ещё новой деревянной церкви ничего не известно. Вероятно, она функционировала во время строительства каменного храма. Как сообщается во всех справочниках, каменная церковь свв. апп. Петра и Павла строилась по указу Петра I, по его рисунку и на пожалованные им 2 тысячи рублей. Действительно, документы подтверждают, что строительство велось «по данному собственной Его Величества руки рисунку», или «по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского».


Сухарева башня в Москве. Фото начала XX века.


В конце XVII– начале XVIII веков наметились новые тенденции в русской архитектуре: Россия стремительно вступала на общеевропейский путь культурного развития. Особенно тесные торговые и культурные отношения сложились с Голландией, куда Пётр I совершил своё первое путешествие за границу. Как следствие этого – влияние на русскую архитектуру голландской архитектуры XVII века. Пётр привёз из Голландии множество идей, в том числе архитектурных. Можно вспомнить хотя бы построенную в те же годы Сухареву башню, прототипом которой послужила Амстердамская ратуша.


Приезд Великого Посольства в Амстердам. Рис. И. С. Паков, грав. Ф. Герасимов. XIX век.


Известно, что Пётр I активно способствовал основанию храмов в честь своих небесных покровителей в Азове, Брянске, Петрозаводске, Полтаве; строительство Петербурга тоже началось с закладки деревянной церкви свв. апп. Петра и Павла. В нашей же столице к началу XX века благовестили 34 храма и придела освящённые именем апостолов Петра и Павла, сейчас сохранилось 12. Нельзя забывать, что апостолы Пётр и Павел окончили свой земной путь в Риме, католики чтут свою церковь как храм Петра. Так что не без латинского влияния началось возведение храмов с этим именем в России, хотя и не только с этим влиянием оно полностью связано. Так, придел «Поклонения веригам Петра» в Успенском соборе Кремля, сооруженный в XIV веке, по некоторым сведениям связан с именем свт. Петра, Митрополита Московского. Надо заметить, что всех своих сыновей от Екатерины, (а их было пятеро, все они умерли в раннем возрасте) император Пётр I с необычайным постоянством называл либо Петрами, либо Павлами.


Жанровая сцена «В мастерской сапожника», принадлежащая фламандской школе живописи по дереву. Приобретена Петром во время Великого Посольства. По настоянию Петра художник изобразил в левом верхнем углу миниатюры икону Казанской Богоматери, которую царь взял с собой в путешествие по Европе, как святыню, связанную с восшествием на Российский престол династии Романовых. Коллекция Шемякина. Конец XVII века.


Сохранилось значительное число собственноручных рисунков и чертежей Петра I, которые затем технически оформлялись архитекторами. Именно такой «рисунок – задание», с изображением увиденного где – то в Голландии, увенчанного шпилем храма сделал Пётр для церкви в Басманной слободе. В литературе имеются предположения об авторстве в проектировании церкви известных архитекторов И. П. Зарудного и И. Ф. Мичурина, однако документальных сведений об этом ни один источник не содержит. Можно предположить, что проектировать церковь мог и архитектор – иностранец, работавший при Петре I. Зато, по сведениям архивных материалов известны имена некоторых строителей храма. С самого начала работа была поручена бригаде, состоявшей из 19 человек крепостных крестьян из Ярославской губернии. Это были «записные каменщики», то есть профессиональные строители, поставленные на государственный учёт, которых должны были регулярно отпускать на «государево строение» их помещики. Имена некоторых из этих 19-ти – Андрея Кондратьева, Алексея Васильева, Ивана Яковлева, Конона Нефедьева, Филиппа Васильева – мы узнаём из их переписки с Ингерманландской канцелярией, находившейся в недавно основанном Петербурге. В переписке упоминаются царские указы (самый ранний датирован 26 мая 1705 года), согласно которым «велено в Капитанской и в Новобасманной слободе, что за Мясницкими вороты, у церковного каменного строения, которую церковь строят по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского, верховных Апостол Петра и Павла, быть каменщиком Ярославского уезда разных помещиков …до совершения церкви, а к иным делам от того строения тех каменщиков имать не велено…»


Форменная одежда придворных мастеров. Рисунок 1748 года.


Церковь свв. апп. Петра и Павла можно считать одним из немногих «черновиков Петербурга» в Москве. Но полностью архитектурные идеи Петра получили развитие уже не в старой столице, а на берегах Невы. И трудности строителей заключались не только в непривычных формах храма, но и в том, что внимание инициатора постройки, Петра, всё больше отвлекалось на новое его детище.


Крест царя Петра, спасший его во время Полтавского сражения. На кресте видно повреждение от вражеской пули.


Уже через неполных четыре месяца священник Савин Михайлов вынужден был бить челом, чтобы прикомандированных к церкви каменщиков не отзывали на строительство Петербурга. Следующее челобитье относится к апрелю 1706 года. А ещё через год каменщики уже сами просились «отпустить их с Москвы», так как «товару к тому строению нет и работать нетчего». В 1708 году первый этаж здания был всё же закончен, и был выдан антиминс на освящение престола в нижнем храме. Он был устроен, по – видимому, в честь Николая Чудотворца (правда, документальные подтверждения этому относятся лишь к 1722 году). В 1714 году строительство храма продолжалось. Имеется договор подряда, заключенный в мае 1714 года священником и старостой церкви с ярославскими и костромскими крестьянами – каменщиками, которые «подрядились у той церкви построить к прежнему каменному строению в прибавок». По всей вероятности, большая часть работ в течение летнего строительного сезона была выполнена. Но дальнейшие обстоятельства не позволили завершить возведение храма.


Портрет Петра I. Худ. Поль Деларош. 1838 год.


9 октября 1714 года Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве, в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки. Церковь свв. апп. Петра и Павла значилась в списке московских зданий, строительство которых было приостановлено. Через три года, в 1717 году староста и прихожане церкви доносили в Правительствующий Сенат, что здание церкви почти достроено, кроме завершающего храм шпиля, и сводов над папертями. Но поскольку каменное строительство в Москве было запрещено, они просили Сенат прислать указ, разрешающий закончить строительство: «В прошлом 1714 году по имянному царского Величества указу и по поданной собственной Его Величества руки рисунку велено нам … построить церковь за Месницкими вороты, за Земляным городом, что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была ж во имя Святых Апостол Петра и Павла, и оная церковь по оному от Его Величества рисунку, как исподняя, так и верхняя, построены, а при том несовершенно: наверху шпицер и на сторонах над папертьми не сведены своды, отчего тоя церкве конечная гибель, а по Его ж Царского Величества указу в Москве каменное строение строить запрещено, и для того и ту церковь достроить без присланного Указа от Вашего Сиятельства не дают». В ответ на просьбу в Москву был послан сенатский указ о разрешении завершить строительство: «…каменную церковь во имя Святых Апостол Петра и Павла, буде она сверх буту каменным строением зачата строить, – достроить…».


Петербург в начале XVIII века. Худ. Е. Лансере.


В 1719 году здание церкви было достроено. Храм был двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе, и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался погост, обнесенный оградой. В июле 1720 года для верхней церкви был заказан иконостас, о чем сохранилась подрядная запись. Для «резного иконостасного дела» были наняты «царевны и великой княжны Екатерины Алексеевны (сестры Петра I, к тому времени покойной) рещик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря рещик Андрей Гаврилов сын Ушаков». Они обязались «построить в той церкве столярное и резное иконостасное дело по означенному своему рисунку, а имянно: царские двери и сень резные травные, да вместо столбов фрувты резные…». Также выполнить резные кронштейны и карнизы в «праздничном поясу, а в апостольском поясу и в пророческом также вместо столбов резьба…, а сверх тех поясов – распятие и с пристоящими, резные в трех лицах в таком же столярстве», и, кроме того, устроить резные клиросы и амвон. Предполагалось закончить работу к марту 1721 года.


Вид храма свв. апп. Петра и Павла со стороны улицы Новой Басманной до реставрации. 1990‑е годы.


В 1722 году в именной подушной книге упоминается «церковь Петра и Павла, что в Капитанской и в Новобасманной слободе, под нею церковь нижняя Николая Чюдотворца, каменная». В июле 1723 года по прошению священника Симеона Саввина храм был освящен: в верхнем ярусе «летняя» холодная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, а в нижнем – «зимняя» тёплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В мае 1737 года здание церкви пострадало в результате одного из опустошительных пожаров Москвы, которые были страшным и постоянным бедствием для жителей города с деревянной застройкой. На этот раз сгорело более 11 монастырей, 102 церкви, более 2,5 тысяч обывательских дворов, свыше 486 лавок. Церковь свв. апп. Петра и Павла пострадала меньше других святынь: на колокольне сгорели перила, рундук и лестницы, выгорела деревянная ограда вокруг церкви.


Пожар. Худ. Е. Волков. 1905 год.


К середине XVIII века священник и прихожане оказались перед неотложной необходимостью возведения при церкви отдельно стоящей колокольни. Первоначально церковь была построена «иже под колоколы», то есть над верхним храмом помещался ярус звона, на котором были повешены колокола. Однако, под тяжестью колоколов были повреждены церковные своды. В протоколах Московской Духовной Консистории за апрель 1745 года есть запись о поступившем прошении в Правительствующий Синод от священника Петропавловской церкви Тимофея Прокофьева с прихожанами «о строении при той церкви особливой колокольни, …поскольку от «тяжести колоколов имеется немалое оной церкви сводам повреждение». Прошение было поддержано архиепископом Московским и Владимирским Ианфом, который подписал указ о дозволении строительства при церкви отдельно стоящей колокольни «на угодном по древнему обычаю месте…, в самой как возможно скорости, добрым мастерством и архитектурою, чего ради взять о том строении от архитектора план, и то строение производить под присмотром архитекторским, а прежние строения ничем не вредить, о чем той церкви попа с приходскими людьми в Духовной Консистории обязать подпиской».


Колокольня храма свв. апп. Петра и Павла до реставрации. Вид с улицы. 1990‑е годы.


Документов о том, кто проектировал колокольню, как шло строительство, и кто его осуществлял, не сохранилось. Однако в литературных источниках и современных справочниках, как и на охранной доске здания церкви, архитектором колокольни назван И. Бланк. Эти сведения основаны на натурном обследовании и привлечении аналогов. Приведённый выше документ (протокол с прошением о постройке колокольни от апреля 1745 года) позволяет окончательно снять версию об авторстве И. Бланка: он умер раньше – 10 февраля 1745 года. В середине XVIII века сложился архитектурный комплекс, состоящий из храма и колокольни, увенчанных шпилями и соединенных открытой белокаменной лестницей, ведущей в верхний храм и на второй ярус колокольни.


Современный вид храма свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной улице.


В 1770 году священник Алексей Иоаннов с приходскими людьми и вкладчиками обратились с прошением в Правительствующий Синод об устройстве придела. Они жаловались, что в зимнее время в верхней церкви свв. апп. Петра и Павла «ранние службы с немалым трудом исправляются, а за морозами и вьюгой редко и бывают». «Для исправления в зимнее время ранних служб» они просили устроить придел в паперти при нижней церкви свт. Николая. Благочинный Сретенского сорока, Троицкой церкви иерей Иоанн Игнатьев и церкви Спасской, что в Пушкарях иерей Стефан Васильев освидетельствовали место для нового придела «не будет ли в той паперти утеснения и темноты» и нашли его удобным. После чего архиепископом Калужским и Московским Амвросием было разрешено построить в нижнем храме новый придел во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Он был устроен южнее церкви Святителя и Чудотворца Николая, у западных дверей. При этом предполагалось для лучшего освещения «сделать вновь окно и против оного светлую дверь». В 1772 году новый придел Рождества Пресвятые Богородицы был освящён архимандритом Сретенского монастыря Никоном. Упразднён, по – видимому, в 30‑е годы XIX века.


Дом священника, находившийся в ограде храма. Фасад. 1842 г.


Сохранилась клировая ведомость церкви за 1775 год – это самая ранняя отчетная ведомость, ежегодно посылаемая священником в Духовную Консисторию. В ней сообщалось: «Церковь приходская во имя святых апостол Петра и Павла, что в Новой Басманной, каменная о двух департаментов в твердости с двумя приделами. Утвари довольно». Всего в Петропавловском приходе Сретенского сорока, по данным ведомости, проживало 391 человек мужского пола и такое же количество женского. Среди прихожан, подписавших ведомость, именитые граждане: «вдовствующая графиня Екатерина Ивановна Шувалова, генерал – аншеф Василий Иванович Чулков, вдовствующая генеральша Марфа Васильевна Балк, бригадир князь Владимир Борисович Голицын, полковник Алексей Андреевич Думашев». Некоторые из них: А. И. Ширяева, М. В. Балк, С. А. Демидова, Е. С. Гендрикова, Е. И. Шувалова, – имели свои домовые церкви, состоящие в приходе церкви свв. апп. Петра и Павла.


Проект фасадов дома пономаря церкви свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной. 1860 год.


До 1782 года церковь не имела внутренней росписи. По прошению священника церкви свв. апп. Петра и Павла «о расписании оную ж церковь живописным украшением» верхняя холодная церковь святых апостолов Петра и Павла в 1782 году была расписана «стенным писанием». Одновременно были разобраны хоры («ветхи и притом отнимают свет и красоту») по обеим сторонам помещения и оставлены только задние хоры. Сведений о том, была ли расписана в XVIII веке нижняя церковь, в документах не содержится. Известно, однако, что она была расписана в 1807 году, впоследствии роспись неоднократно поновлялась. Имеется подробное описание сюжетов росписи 1807 года, сделанное в 1843 году.


Битва под Москвой. Французский лубок. 1‑я половина XIX века.


В 1812 году во время наполеоновского нашествия из 300 московских церквей пострадало от пожара более 110. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной была разграблена, многие иконы остались без окладов и венцов, и числилась среди обгоревших. У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишень для стрельбы. Неприятелем были сожжены расположенные на церковной земле деревянные дома священника и диакона. В 1813 году в числе 15 московских храмов Петропавловская церковь получила из средств, пожертвованных костромским дворянством «на поправку церквей неприятелем разоренных», 1500 рублей. Они были использованы «для починки крыши на трапезе и колокольне, а также лестницы, ведущей в верхнюю церковь». В 1814 году была составлена подробная послепожарная опись церковного имущества, самая ранняя из сохранившихся. Имеются архивные данные о том, что в 1819 году колокольню оштукатурили, израсходовав «лебастру на щекотурку» – 300 пудов.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице была построена в 1705-1728 годах, на месте деревянного храма, сооружённого на этом месте в 1695 году. Строительство церкви началось архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 года «О запрещении каменного строительства в Москве». Завершено уже было под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745-1746 годах по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня.

Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени обновления здания в середине 19 века. Тогда же в 1856 году нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней.

Колокольня церкви Петра и Павла — одно из самых ярких в Москве произведений барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию.
В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа 18-19 веков, выполненные на темы Апокалипсиса. В переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине 18 века для церкви Спаса на Большой Спасской улице (церковь, к сожалению, не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966 году.

После 1922 года церковь была захвачена обновленцами, а в 1931 году, после закрытия Храма Христа Спасителя, здесь обосновался со своей «Богословской академией» их лидер А.И. Введенский. Церковь была закрыта в 1934-1994 годах. В ней размещались склад и различные учреждения.

Частичная реставрация проведена в 1960-х и 1990-х годах. В 1992 году церковь была возвращена русской православной церкви. Престолы: апп. Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Владимирской иконы Божией Матери. При храме действует воскресная школа, работает церковная лавка.

В 2009г. московские власти решили передать в безвозмездное пользование храму святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе здание бывшей богадельни по адресу Рязанский переулок, 6. Передача здания осуществляется в соответствии с федеральным законом, распоряжением мэра Москвы "Об упорядочении передачи объектов недвижимости религиозным организациям Русской Православной Церкви и других конфессий", также с учетом исторической принадлежности здания к Московской Патриархии".

Информация c сайтов http://virtour.ru/allpano.php?id=128&gallery=1, http://pravoslavie.ru/news/32370.htm



Церковь Петра и Павла построена в 1705-28 гг. на месте деревянного храма 1695 г. постройки. Строительство церкви в стиле раннего барокко началось архитектором И.П. Зарудным по указу и рисунку Петра I, но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 г. о запрещении каменного строительства в Москве. Завершал строительство архитектор И.Ф. Мичурин.

Поднятое на высоком подклете, окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Храм - двухэтажный. В нижнем этаже приделы Николая Чудотворца, а также в честь икон Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской. На втором этаже - действующая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла.

В 1745 г. по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня в стиле зрелого барокко. Четырехъярусная колокольня выделяется насыщенным применением ордерной системы. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние - колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, раскрепованные антаблементы с белокаменными карнизами. Ограда храма с кованой решёткой в стиле барокко, выполненная в 1774 г. для другой церкви и перенесенная на нынешнее место в 1966 г.

Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе - православная церковь Богоявленского благочиния Московской городской епархии, расположенная на углу Новой Басманной улицы и Басманного переулка.

Существующее здание церкви было построено в 1705-1723 годах под руководством архитекторов Ивана Зарудного и Ивана Мичурина, колокольня - в 1745-1746 годах по проекту Карла Бланка.

Внешний облик храма уникален: это довольно редкий для Москвы образец петровского барокко, вдохновлённый европейскими архитектурными формами. Храм типа "восьмерик на четверике" построен на высоком подклете, его оформление довольно лаконично: фасады украшает рустовка, пилястры и карнизы с дентикулами ("сухариками"), а также оконные наличники необычной формы; вершина увенчана шпилем. Основной объём переходом соединяется с пышной трёхъярусной колокольней, богатый декор которой словно противопоставлен прозаичному оформлению храма: обильно украшенная колоннами, пилястрами, декоративными нишами и уступами, с необычным завершением, она имеет изящный силуэт и очень эффектно смотрится в перспективе улицы. От тротуара храм отделяет кованая барочная решётка середины 18 века, изначально изготовленная для церкви на Большой Спасской улице, но перенесённая сюда после её сноса в советские годы.

В храме освящены престолы в честь апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и Владимирской иконы Божией Матери.

История храма

Название Петропавловской церкви - в Басманной слободе (в Новой Басманной слободе) - связано с её расположением на территории одноимённой слободы. В конце 17 века здесь были расквартированы офицеры и солдаты иноземных полков, поэтому слободу также называли Капитанской (это отражалось и в названии храма).

Церковь Петра и Павла в Капитанской слободе была основана в 1692 году. Её первое деревянное здание стояло не так уж долго: уже в 1705 вместо него под руководством архитектора Ивана Зарудного начали строить каменное. Строительство велось по личному указу Петра I и, как гласит городская легенда, по его собственным чертежам и рисункам; так это или нет - непонятно, но известно, что император был одним из жертвователей храма и пожертвовал на его строительство 2000 рублей. 31 августа 1708 года в нижней церкви был освящён престол Петра и Павла; в 1714 начали строить верхний храм, но работы пришлось свернуть из-за запрета на каменное строительство в Москве: чтобы быстрее превратить Петербург в образцовый европейский город, Пётр I издал "Указ о запрещении каменного строительства", согласно которому строить каменные здания разрешалось только в Петербурге. Завершить строительство храма смогли лишь в 1723 году, уже под руководством архитектора Ивана Мичурина.

В 1745-1746 годах по проекту Карла Бланка строится колокольня, и Петропавловская церковь приобретает современные формы, но декоративное оформление в те годы отличалось от современного. В середине 19 века церковь обновляют под наблюдением архитектора Николая Козловского: в нижнем храме размещают престолы в честь Николая Чудотворца и иконы Божией Матери "Утоли моя печали", а престол в честь апостолов Петра и Павла переносят в верхний. Фасады здания при этом получили новое декоративное оформление, дошедшее до наших дней.

Советский период истории храма начался с интриги: в 1922 году его захватили обновленцы; движение обновленцев возникло в Православии после Революции 1917 года, своими целями они заявляли демократизацию управления церкви и модернизацию богослужений. В 1931 году Петропавловская церковь становится кафедральным собором Первоиерарха православных церквей в СССР (неканонический церковный титул, существовавший в обновленчестве) митрополита Виталия Введенского, также в ней разместились обновленческий Священный Синод и Богословская академия. Однако, уже в 1934 году храм был закрыт властями, и здание переоборудовали под склад, а с 1970 года в нём размещается НИИ "Геофизика", для нужд которого внутреннее помещение храма делится на несколько дополнительных этажей.

В 1960 году храм реставрируют, однако, его изначальный вид при этом нарушается: на здание устанавливают новое завершение и шпиль.

В 1992 году здание храма вернули Русской православной церкви.

Храм Первоверховных Святых апостолов Петра и Павла в Басманной слободе находится по адресу Новая Басманная улица, 11. Добраться до него можно пешком от станции метро "Красные ворота" Сокольнической линии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода