Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Молодому учителю. Подготовка и проведение первого урока

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРОМБЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.И.ГУРЬЕВА

Льговского района Курской области

Адрес: с. Кром-Быки Льговского района Курской области

телефон 74-2-39

электронный адрес

Урок практикум

« Подготовка к ЕГЭ . Сочинение рассуждение »

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Абакумова С.В.

2018г.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Те6хнологии: критическое мышление, кейс, здоровьесберегающая

Цели урока:

Обучающая: проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному

тексту;

Развивающая: развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательная: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Оборудование:

Рабочий лист урока, слайдовая презентация, проектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал:кейс с теоретическим материалом - 4 штуки.

    Организационный момент. Мотивация.

Ребята, осталось чуть больше 2-х месяцев до итоговой аттестации по русскому языку. Мы с вами повторили весь материал, знание которого потребуется для успешной сдачи ЕГЭ, вы хорошо ориентируетесь в КИМах, отработали технику заполнения бланков, писали сочинение – рассуждение. Сегодня я предлагаю вам урок- практикум, где вы сами сможете оценить, насколько хорошо вы подготовились.

2. Актуализация знаний. Работа с тестами.

Итак, перед вами тестовые задания. (8 заданий, т.е. третья часть КИМов) На выполнение работы вам даётся 10 минут. Затем я открываю ответы, вы сверяете их и выставляете баллы в оценочный лист.

Молодцы! Вы хорошо справились с тестовой частью.

Большую часть урока мы посвятим подготовке к написанию сочинения – рассуждения.

Перед вами таблица, в которую мы будем записывать рабочие материалы. Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

3. Работа с кейсом.

Прочитайте предложенный текст.

Начинаем работу над текстом. Заполняем таблицу.

Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)

О чем же идет речь в тексте? (Человек на войне).

Еще что определяем? (Идею.)

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы.

Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

Сформулируйте проблему данного текста. (Проблема силы человеческого духа.)

Какие еще проблемы можно выделить в этом тексте? (Проблема чувства долга в годы войны. Проблема мужества и доблести перед лицом суровых испытаний.)

Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.

Прочитайте, что у вас получилось.

Следующий пункт плана или часть сочинения (комментарий)

Какие предложения текста помогут нам прокомментировать проблему? (2-3, 11-12, 16,20,28-29,36-38,40-41.)

Составьте комментарий (устно).

В какой строке звучит основная мысль автора? (предложение 43-45)

Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям? (Истинная человеческая сила – это сила духа, делающая человека способным выполнять свой долг перед лицом самой страшной опасности, это сила доблести, которая заключается в неуклонном противостоянии врагу).

Для аргументации свой позиции обратитесь к банку аргументов к тематическому блоку «Человек на войне».(Выпишите в таблицу произведения, на примере которых вы можете доказать своё мнение).

Вспомните, в какой форме может быть написано заключение? (Вывод, призыв, выражение надежды, цитата, зарисовка)

Какую форму заключения вы можете предложить для данного текста? (Цитата, зарисовка.)

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. Я желаю вам лёгкости стиля.

А закончить сегодняшний урок мне хотелось стихотворением Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать»

Приложение 1.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать отбылА наделЁнный щемИт надОлго

Ответ: ______________________________________________.

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

крыжовник слишком КИСЕЛ

сухие ПОГРЕБА

Ответ: __________________________________________________________.

3. Определите слово , в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..форма те..ретический дем..сезонный

заж..гающий оп..раться

Ответ: _________________________________________________________________.

4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..связный, ра..жать

пр..брежный, пр..вык

по..шивка, о..дышался

пред..юньский, по..ск

от..звал, р..зослал

Ответ: ______________________________________________________.

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

хвал..шься

пропущ..нный

слыш..мый

беспоко..шься

выточ..шь

Ответ: __________________________________________.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

Ответ: ____________________________________________________.

7. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

лишнее слово. Выпишите это слово.

Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры

Ключ: 1. Опломбировать.

    Красивая

    Теоретический

    Прибрежный, привык

    Пропущенный

    Памятные.

Оценочный лист

Приложение 2.

(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход общения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго - погрелся у печки и под конец попросил немного толу - «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал» .
- (13)Ладно, - сказал я. - (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
- (15)Солдат? - он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. -(16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17) Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за
пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом - его старшина, потом - опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая
сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23) На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре
появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.
-(26)Ну как? - спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
-(27)Да ничего, - Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ.

-(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно.. .
-(30)Ну с людьми везде туго, - привычной для того времени фразой ответил капитан.

-(31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
-(34)Пойдём, что ли, до передовой пройдёмся? (35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах - одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38) Не было только одного - не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40) Только старшину. (41) Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам.. .
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна - война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова
капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только
«трудновато было» , мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44) Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.


(по В. П. Некрасову)

Виктор Платонович Некрасов (1911-1987гг) – русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

Приложение 3.

Кейс – материалы.

Варианты вступлений к сочинению.

    Война – это не только сражения на фронте, но и тыл. Сколько испытаний выпало на долю мирного населения! Люди ставили себя и своих близких под удар, но старались хоть чем-то помочь партизанам.

    Мы восхищаемся мужеством солдат и офицеров, защищавших Родину на фронтах Великой Отечественной войны, но часто ли мы задумываемся о тех, кто должен был находиться на оккупированной врагом территории и, рискуя своей и чужими жизнями, бороться с гитлеровцами.

    Что такое война? Какое место она занимает в истории Человечества? В истории нашей страны? Можно ли забыть о той цене, которую заплатил наш народ за Великую Победу?

    Война – это сражения, гибель людей, горе, разрушения, но это ещё и проверка человека как личности. Война испытывает людей, обнажает пороки, слабости, наделяет смелых доблестью, помогает преодолевать такие трудности, которые под силу только богатырям.

    Какие качества открывает в человеке война? В биографиях героев чаще всего нет ничего героического – обыкновенные парни и девушки. А почему они совершили подвиг? Значит, было в них что-то, чего не было в тех, кто испугался, струсил и стал предателем.

    Любому ли человеку под силу такое испытание, как война? Ответ очевиден. Всё зависит от нравственной прочности личности. Но как жить дальше, если ты «купил» свою жизнь, заплатив за неё чужими жизнями?

Приложение 4.

Проблема переживания детьми военных событий, посильного участия в войне.

Проблема двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

    В годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела.

    С одной стороны, взрослые понимали, что детям на войне не место. С другой – восхищались стремлением детей защищать страну.

    Проблема положения мирного населения во время войны.

    Проблема нравственного выбора мирных граждан, оказавшихся в тылу врага.

    Проблема единения народа во время войны.

    Мирные жители становятся на войне заложниками противоборствующих сторон.

    Мирные граждане готовы, несмотря на угрозу жизни, оказать помощь партизанам в их борьбе.

    Без помощи мирного населения оккупированных территорий партизанская война была бы обречена на провал.

    Проблема мужества и доблести перед лицом суровых испытаний.

    Проблема чувства долга в годы войны.

    Проблема силы человеческого духа.

    В годы войны людям придаёт силы сознание того, что они делают.

    Во время суровых испытаний самые обыкновенные люди совершают героические поступки, т.к. чувство долга перед своим народом оказывается сильнее самосохранения.

    Истинная человеческая сила – это сила духа, делающая человека способным выполнять свой долг. Это сила доблести, которая заключается в неуклонном противостоянии врагу.

    Героизм советских бойцов, проявленный в борьбе с захватчиками.

    Проблема нравственного выбора человека на войне.

    Даже в безвыходном положении, не рассчитывая на спасение и на то, что их подвиг станет когда-нибудь известен другим, воины не сдались в плен, они до конца исполняли свой воинский долг.

    Проблема нравственной оценки факта войны.

    Проблема влияния войны на человека.

    Человеческому сознанию сложно понять, зачем нужна война, ведь она жестока и бессмысленна.

    Война калечит судьбы людей, приносит в семьи горе, страдания.

    Проблема проявления человечности на войне.

    Проблема проявления заботы о ближних в годы войны.

    Тот, кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага.

    Человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями

Приложение 5

Банк аргументов к тематическому блоку «Человек на войне»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека»

Е.Носов «Живое пламя»

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»

К.Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!»

А.Твардовский «Василий Тёркин»

В.Быков «Сотников»

В.Распутин «Живи и помни»

Э.Казакевич «Звезда»

В. Некрасов «В окопах Сталинграда»

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Подготовка учителя к уроку. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап - изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.

2-й этап - изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логи-

ческая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап - изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап - изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока - усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этап - разработка плана урока. План урока - это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают: 1) тему урока; 2) цели и задачи урока;

3) структуру урока - последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; 4) перечень и место учебных демонстраций;

5) время на каждый этап урока; 6) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

Учителя математики, физики, химии, радио- и электротехники в план записывают решения задач, которые будут предложены на уроке.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводя щий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т. п.).

План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам - краткие конспекты уроков.

Деятельность учителя на уроке. Тщательная подготовка - необходимое условие для проведения урока. Но этого мало: необходима творческая реализация намеченного плана в классе. Из всего многообразия вопросов, связанных с деятельностью учителя на уроке, остановимся только на главных: каковы функции учителя на уроке и как он эти функции должен выполнять?

Учитель прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию учителя на уроке. Воспитание - сложный, если не сказать сложнейший, процесс, процесс, происходящий в ходе обучения. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, “что такое хорошо и что такое плохо”, путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя: его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное отношение к ученикам, искренность во взаимоотношениях с учащимися, умение владеть собой, строгая доброта, одежда, желание помочь ученику, умение понять ученика и т. п.

Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.

Сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывают методы и организационные формы обучения. Учебный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях” не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как дог-

матизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение - доступных для учащихся доказательств. Кроме того, догматизм, и это главное, противоречит основным устоям советской морали. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения недисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.

Ч. Дарвин в своей автобиографии вспоминал: “В течение второго года моего пребывания в Эдинбурге я посещал лекции профессора Джемсона по геологии и зоологии, но они были неимоверно скучны. Единственным результатом того впечатления,

которое они произвели на меня, было решение никогда, пока я буду жив, не читать книг по геологии и вообще не заниматься этой наукой”.

Впоследствии, когда Дарвину представилась возможность посещать интересные публичные лекции по геологии, он не ходил на них потому, что его, как он пишет, “тошнило от эдинбургских лекций”.

Эмоциональная окраска урока невозможна без специальной подготовки учителя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но лучше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе учителя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессиональное мастерство и искусство.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досадная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.

Анализ урока. Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи и свои промахи, найти истоки и тех других, выяснить, были ли они “запрограммированы” на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.

При анализе урока опасно и самобичевание и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.

Студент должен научиться анализировать уроки, которые проводит сам, уроки своих товарищей и уроки учителей, которые посещает.

Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знания по теории воспитания и обучения, по психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков

Большинство начинающих учителей, а также студентов-практикантов педагогических ВУЗов перед ученической аудиторией испытывают страх, неуверенность в своих коммуникативных навыках и сомневаются в том, что смогут установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если начинающий педагог не сможет мобилизоваться и собраться с духом, то под угрозой срыва может оказаться даже методически правильно составленный урок. А ученики могут истолковать нерешительность и робость учителя как отсутствие необходимой компетенции и недостаточный профессионализм.

К первому уроку нужно готовиться с первых дней учебы в педагогическом ВУЗе. Особенно важна психологическая подготовка. Для этого нужно принимать участие в различных научных конференциях. Здесь студент может понаблюдать и отработать приемы работы с аудиторией. Справиться со страхом публичных выступлений поможет участие в студенческой самодеятельности, конкурсах, КВН или просто можно задавать преподавателю вопросы во время лекции.

Подготовка к уроку

Чтобы вести себя уверенно перед аудиторией, необходимо наличие нескольких составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид. Это начинается с гигиенических процедур и ванной комнаты. Этот пункт не следует недооценивать. Ученики всегда критически оценивают внешний вид учителя, замечая все имеющиеся недостатки. Несуразная деталь или какая-то другая погрешность может послужить поводом для насмешек и стать причиной появления у учителя клички. Оптимальный вариант одежды для женщины - строгий костюм с юбкой или брюками; для мужчин - классический деловой костюм с галстуком.
  2. Знание своего предмета (на крайний случай хорошее владение темой урока). Как показывают исследования, глубокое знание своего предмета учителем, его эрудиция для учеников важнее всех его личностных характеристик. Учащиеся с уважением относятся к тем педагогам, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и отдают предпочтение строгим и требовательным учителям, обладающим широким кругозором и дополняющим учебный материал интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. Опытный учитель может ограничиться общими набросками хода урока. Начинающему учителю рекомендуется тщательно продумать все этапы урока (в том числе и возможные вопросы учеников), а также время, отводимое на каждый этап. Хорошо, если в запасе будет несколько игровых упражнений по теме урока на тот случай, если все задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны, а времени до конца урока ещё останется достаточно.
  4. Хорошая дикция. Если учитель не владеет своим голосом, говорит медленно или быстро, слишком тихо, невнятно, то от всех предыдущих пунктов будет мало толку. Понижение или повышение громкости речи, выдерживание пауз, эмоциональность позволяет привлечь внимание к важным моментам урока, создать соответствующее настроение, разбудить интерес учащихся, установить дисциплину и т.д. Стоит отрепетировать весь целиком или некоторые моменты урока перед сокурсником или зеркалом.

И вот вы привели себя в порядок, ещё раз повторили тему урока, почитали дополнительную литературу, продумали и подготовили хороший план-конспект урока и стоите на пороге класса, вооружившись знаниями, энтузиазмом и указкой. Что дальше? Как себя вести? На что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Это очень важный момент. Спешка и излишняя суетливость не прибавят вам веса в глазах класса. В класс входите с чувством собственного достоинства. Журнал и сумку положите на учительские стул и стол. Привлеките внимание учащихся (прочистив горло, легонько постучав по столу и т.д.). Взглядом или кивком дайте классу понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не нужно пренебрегать этим моментом эту церемонию следует воспринимать как должный и непременный знак уважения. Кроме того этот элемент урока позволяет настроиться на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство с классом. Если это первая встреча с классом, то нужно представиться и записать своё имя и отчество на доске. Расскажите сначала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критерии оценок, затроньте организационные моменты. Для быстрого запоминания своих учеников попросите их написать свои имена на заранее подготовленных карточках и поставить карточки перед собой на парте. Учащиеся любят, когда учитель называет их по именам. Можно проявить творческую нотку и подготовить упражнения, позволяющие поближе познакомиться с классом.
  3. Стиль работы. Не нужно стараться сразу стать друзьями с учениками. Многим педагогам это мешает в объективной оценке знаний своих «друзей», а иногда даже может привести к срыву урока. Не либеральничайте, не заигрывайте с учениками, не обещайте награды за хорошее поведение и отличную учёбу - это обязанности учащихся, а отметка - награда. В отношениях с детьми не допускайте панибратства и фамильярности.
  4. Унижая и запугивая учеников, подавляя их своим всезнайством и авторитетом, вы никогда не завоюете у них авторитет. Не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками, не старайтесь «подловить» учеников на мелочах - это первый признак некомпетентности и неопытности.
  5. В течение урока делайте паузы, дайте ученикам отдохнуть от работы. Ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше расскажите заранее подготовленную познавательную историю или проведите лёгкую игру, но в том случае, если вы сможете после игры восстановить дисциплину в классе. Если у вас нет такой уверенности, то проведите традиционную физкультминутку.
  6. При выставлении отметок их нужно комментировать, сначала похвалите за старание, затем кратко выскажите замечания.
  7. Когда урок закончен, не кричите вслед ученикам домашнее задание. Учащиеся должны дождаться вашего разрешения покинуть класс.
  8. Согласно нормативным требованиям заполните журнал: запишите дату, тему урока, домашнее задание.

Когда твои мама или папа работают в школе, то готовься все 11 лет прилежно учиться и примерно себя вести. А о любом проступке родители всегда узнают первыми. Приятного мало. В то же время ты всегда можешь рассчитывать на их помощь и поддержку. Герои рубрики «По правде говоря» поделились своими историями: каково это, когда твой родитель – учитель?


Просто был собой

Александр Кранцевич, инженер-конструктор, Минск:

– Еще до того как пошел в школу познакомился с будущими учителями – коллегами моей мамы, которые часто бывали у нас в гостях. Отметки мне не завышали, оценивали объективно: на что знал, то и получал. Несмотря на то, что в школе был активистом, участвовал в олимпиадах, моя дисциплина прихрамывала. И мама, разумеется, узнавала о любой провинности, как только заходила в учительскую. Правда, на многие огрехи педагоги закрывали глаза, успеваемость и личные заслуги перевешивали. На отношения с одноклассниками никак не влияло то, что моя мама педагог: с кем-то хорошо ладил, а с кем-то не очень. Но и огромной ответственности на себе не чувствовал, старался быть собой.

Нагоняй за невыученную химию

Дина Эль-Сахмарани, ученица 10-го класса, Лида:

– Не вижу ничего плохого в том, что учусь в школе, в которой работает мама. Она ведет у нас химию, и, когда не готовлюсь к уроку, получаю от нее нагоняй. Как и все. Педагоги не смотрят, что я дочка учителя, не выделяют меня среди других школьников и оценки не завышают. С одноклассниками проблем никогда не было, хотя иногда мне кажется, что многие из них ко мне хорошо относятся только потому, что моя мама учитель. Частенько просят, чтобы замолвила перед ней словечко и помогла. Стараюсь хорошо учиться, следить за своим поведением, чтобы не подводить маму. Не хочется, чтобы она из-за меня краснела перед коллегами, поэтому чувствую на себе огромную ответственность.

Такая, как все

Валерия Ницевич, студентка, Минск:

– Мама преподавала в моем классе белорусский язык и литературу. Спрашивала с меня, как и со всех учеников, поблажек с домашним заданием не делала. Да и мне было бы неловко, если бы в учительской ее коллеги обсуждали мое плохое поведение или невыполненную домашку. Обращаться к маме по отчеству и на «вы» не составляло труда. Еще в пятом классе поняла, что дома она мама, а в школе – учитель. Не было особых привилегий и перед другими педагогами. Может, они и требовали от меня немного больше, но лишь потому, что я была олимпиадницей и отличницей. А если писала какую-нибудь работу плохо, получала заслуженную оценку. Правда, одноклассники часто говорили, что хорошие отметки ставят из-за того, что мама работает в школе. Сначала обижалась, но потом относилась к их словам более спокойно. Позже и самим одноклассникам стало все равно, что стоит у меня в дневнике.

Под контролем

Никита Жибуль, ученик 11-го класса, Гореничи:

– Так сложилось, что мама не только работает в школе, в которой я учусь, но и преподает в моем классе. Ко мне она относится так же, как и к другим ученикам. Всегда могу обратиться к ней за помощью, когда мне что-то непонятно по предмету. Для мамы важно, чтобы ученик знал материал, она не ставит цель наказать плохой отметкой. Она очень требовательная, но справедливая: если видит, что не успел дочитать произведение, разрешит ответить в следующий раз. Никогда не пользуюсь «особым» положением, а, наоборот, стараюсь маму не подводить. Ведь она в любой момент может заглянуть в журнал и посмотреть успеваемость.

Жалоб не поступало

Наталья Воюш, детский массажист, Минск:

– Перешла в школу, где работал папа, и первое время коллеги говорили ему: «Ну, будем знать, кому жаловаться». Однако я была старостой класса, неплохо училась, жалоб по поводу оценок и поведения к папе так и не поступило. Никогда не чувствовала, что должна делать что-то лучше, чем другие, только из-за того, что мой отец учитель. Даже по отчеству называла папу редко, в моем классе он ничего не преподавал, и мы чаще пересекались в неформальной обстановке. Есть небольшие плюсы в том, что кто-то из родителей работает в школе. Забыл взять еду – тебя покормят, отменили урок – найдется где скоротать «форточку», обидели одноклассники – есть кому защитить. А минусов нахожу всего два: учителя постоянно просят тебя в чем-то поучаствовать и уверены, что ты должен быть лучше остальных.

Провинился – мало не покажется

Глеб Енко, ученик 11-го класса, Лида:

– Учиться в школе, где работает твоя мама (а в моем случае она еще и классный руководитель), не так круто, как кажется. Если что-то натворил, она узнает об этом первой, и уже дома меня ждет серьезный разговор. Ты должен быть примером для других, а тебе хочется быть как все. Многие дети думают, раз мама учитель, то обязательно дает списывать, исправлять ошибки. Но на самом деле это не так. Я для нее такой же ученик, как и мои одноклассники. Зато когда не выучишь что-то по другим предметам, педагоги напомнят: «Енко, мама – учитель, а ты не подготовился».

КОМПЕТЕНТНО

Екатерина Касько, психолог:

– Когда кто-то из родителей работает учителем в школе, ребенок чувствует повышенную ответственность за свои действия, поступки, оценки. Он старается делать все идеально, чтобы быть примером для остальных. И нередко боится совершить ошибку, потому что каждый его промах может привлечь внимание окружающих. Ученику, оказавшемуся в подобной ситуации, можно порекомендовать записаться в кружок по интересам или секцию вне школы. В новом коллективе ребенок поймет, что не стоит пытаться соответствовать чьим-то ожиданиям: нужно просто оставаться собой.

Выполнение домашних заданий часто рассматривается как совсем необязательная часть учебы. Поэтому давайте разберемся, а зачем вообще нужно делать уроки?

Смысл домашней работы заключается в следующем:

  • повторение пройденного в классе;
  • возможность разобраться с тем, что не понятно;
  • выделение и запоминание основных моментов темы;
  • выполнение упражнений на закрепление пройденного материала.

Существуют несколько секретов, которые помогут тебе сделать домашние задания быстро и эффективно.

Подготовка и настрой.

1. Отдохни после школы. Мозг должен "переключиться".

2. Составь план подготовки уроков. Эффективнее всего делать задания в тот же день, когда они были получены.

3. Определись, что для тебя удобнее: идти от легкого к сложному или наоборот. Здесь нет одинакового рецепта: каждый из нас индивидуален.

4. Наведи порядок на столе, убери все, что тебя может отвлекать.

5. Делай небольшой перерыв после каждого предмета. Потанцуй или сделай какие-нибудь физические упражнения.

6. Придумай, почему тебе интересно делать уроки. Назови как минимум 5 причин. Воспринимай это как веселую игру.

Письменные уроки.

Предметов, по которым задают письменные задания, много, и они, как правило, сложные. Выполнение таких уроков занимает львиную долю времени и часто не приносит желаемого результата. Можно существенно облегчить себе жизнь, если придерживаться простого алгоритма.

  • прочитай параграф;
  • запомни правила или выучи формулы. Запиши их на отдельный листочек, который положи возле себя;
  • если что-то непонятно, запиши вопрос карандашом в тетрадке. Спросишь у преподавателя на следующем уроке;
  • посмотри, какие упражнения выполнялись на уроке. Это образец для выполнения домашнего задания;
  • приступай к упражнениям. Ты должен понимать, какое правило или формулу ты используешь в каждом упражнении и почему.

Не получилось решить задачку? Просто подойди на следующем уроке к учителю и попроси объяснить. Помочь могут, также, родители и старшие сестры и братья.

Устные предметы.

История, литературы, география, биология, право - "устные" предметы. При подготовке уроков по ним, мы читаем и запоминаем информацию. Трудность заключается в большом объеме материала, который нужно запомнить. Здесь поможет конспект, написанный на уроке. Учитель, как правило, выделяет основные пункты, которые нужно тщательно проработать.

По этим предметам часто задают написать реферат. Это замечательная возможность найти интересную информацию. То, что интересно, запоминается легче и помнится дольше.

Выполняя простые правила, описанные в статье, ты будешь готовить уроки быстро и правильно. И в твоем табеле будут только высокие отметки.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода