Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Интервью с поэтом сергеем васильевым - эклипсом для журнала "персона". Подготовка к сочинению-интервью с поэтом серебряного века


Интервью с поэтом Сергеем Васильевым - Эклипсом для журнала "Персона"

- Сергей, что значит в твоей жизни поэзия?

Лично в моей жизни - это самая светлая Галактика, в которой властвует гармония.
А в целом - поэзия это один из важнейших инструментов, данных власть предержащим для формирования духовности общества. По Пушкину это звучит так: "Глаголом жги сердца людей". К сожалению, поэты пока не услышаны властями. Не случайно же люди, считающие себя серьёзными и занятыми, называют лирикой любые проявления чувственности. "Всё это лирика" - говорят они, иногда оттопырив нижнюю губу.

- И, тем не менее, лирика в твоем творчестве играет главенствующую роль. Это сразу бросается в глаза, хотя у тебя есть и пародии, и шуточные стихи

Лирика, как пишет С.И.Ожегов, - "вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта". Следовательно, всё моё творчество не то иное, как лирика. Ни одно из моих произведений не родилось без личных чувств и переживаний.

- У тебя есть своё собственное самое любимое стихотворение?

Вопрос непростой, так как многие мои стихи согревают мне душу, но чтобы ответить назову произведения, которые очень люблю читать перед аудиторией. Это стихотворения: "Любимой", "Сон", "Сновидение", "Рябина", "Упоенье", "Мотылёк" и др.

- Мне известно, что ты часто выступаешь перед слушателями со своими стихами. Расскажи об этих выступлениях.

Вначале я расскажу о случае, который перевернул моё отношение к поэзии. До 10 класса на художественную литературу я смотрел косо. Заметив это, учительница литературы поручила мне как-то прочитать на школьном вечере поэзии стихотворение Сергея Есенина "Спит ковыль". Я очень волновался, но стихотворение прочитал с чувством и без запинки. Когда загремели аплодисменты, я вдруг почувствовал, что в моём сердце разливается та самая "теплынь", о которой так красноречиво написал мой великий тёзка. И я по-другому взглянул на поэзию. А когда учился в военном училище, я снимал психологическое напряжение экзаменационных сессий заучиванием стихов. За время сессий я наизусть выучил около пятидесяти стихов и одну поэму Сергея Есенина. Кроме этого я заучивал стихи Гёте, Тютчева, Пушкина и многих, многих других авторов. И почти все эти произведения относятся к любовной лирике. Когда же я перешёл на четвертый курс своего любимого ВУЗа, то все выходные дни учебного года стал проводить в ДК им. Горького, где в перерывах между танцами читал стихи со сцены. Меня в этом знаменитом ДК знали и пропускали бесплатно.
Ну а теперь я читаю свои собственные стихи и таких выступлений очень много. Выступаю я и в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга и Всеволожского района, и на творческих вечерах своих друзей и коллег по перу, и в нашем широко известном музыкально-поэтическом клубе "Родник", а также на праздниках и фестивалях. Очень значимыми для меня стали выступления в Старой Ладоге на гала-концерте, посвященном 1250-летию этого города, на фестивале "Робинзонада" (Выборгский район), с террасы музея-усадьбы Николая Рериха в Изваре (Волосовский район) и на фестивале "Яблочный спас" (Всеволожский район).
Кроме этого во многих престижных залах Санкт-Петербурга звучали песни, написанные на мои стихи. Их исполняла и сама Наталья Аляева, и Ксения Зуден - профессиональная вокалистка и талантливая юная писательница.

- С какими композиторами ты сотрудничаешь, и как рождаются песни?

Специально песен я не сочиняю, но если стихотворение написано правильно, то оно всегда может стать песней, поскольку его ритм рождает в душе музыку.
Как-то в редакции газеты "Невская заря" (Всеволожск) ко мне подошел человек с военной выправкой и предложил написать на все мои стихи песни. Представился он Анатолием Чагиным. Улыбнувшись в душе, я дал ему печатные тексты, которые как раз были со мной. Когда же 20 марта 2002 года в рамках музыкально-поэтического клуба "Родник" во Всеволожском ДК состоялась моя первая творческая встреча, я услышал сразу пять песен на свои стихи. Пел их тогда еще мало известный наш Всеволожский бард Николай Ерёмин. Во время исполнения этих песен у меня потекли слёзы. С этого дня я начал сотрудничать и с Николаем Ерёминым, и с Анатолием Чагиным. Кстати, Николай Ерёмин теперь обладатель очень многих престижных наград, в том числе и двух гран-при Всероссийских фестивалей. Позже я познакомился с молодым петербургским композитором Натальей Аляевой, которая написала на мои стихи семь песен, одна из которых звучала и на телевидении, и на радио, а также в самых различных залах. Среди них: концертные залы музея А.С.Пушкина на Мойке,12, Аничкового, Шереметьевского и Юсуповского дворцов, а также галерея музея-усадьбы Приютино (Всеволожск). Эта песня называется "Любовь земная". Она лауреат областного конкурса. Другая песня Натальи Аляевой на мои стихи стала лауреатом широко известного Александро-Невского фестиваля. Называется она "Блокадный храм". Ещё я сотрудничаю с композитором-исполнителем Валерианом Стратуцей, которого хорошо знают поэты Санкт-Петербурга.

- Сергей, у тебя очень широкий круг общения, а друзья для тебя в жизни что значат?

Друзья значат для меня очень многое, а потому я ими дорожу и всячески стремлюсь им бескорыстно помогать. В основном, все они творческие люди. Причем, люди самых разных возрастов: от 20 лет и старше.

- Поэзия для тебя хобби, увлечение? Чем ты еще увлекаешься в жизни?

Не хобби и не увлечение. Поэзия для меня - образ жизни. Я встаю со стихами в голове и засыпаю с ними. Это моя неизведанная Галактика. Стихи из меня рвутся наружу, но времени для их оформления катастрофически не хватает. Кроме этого я занимаюсь журналистикой, издаю свою депутатскую газету, где помещаю социальные и экологические материалы. Ещё я люблю философию, психологию, астрономию и живопись. Люблю лыжные прогулки и катание на роликах, прогулки по лесу.

- Помнишь свое первое стихотворение?

Конечно. Оно было написано 30 декабря 1999 года и называется "Боль разлуки". А первым было напечатано стихотворение "Долг памяти". Его в январе 2000 года опубликовала районная газета "Всеволожские вести".

- А были ли другие публикации?

После этой публикации многое из моего творчества печаталось в разных газетах, а также в альманахах. Среди них поэтические альманахи: "Колтушские высоты" (Колтуши - 2000), "Стихам все возрасты покорны" (Санкт-Петербург - 2002, 2003, 2005), "Всеволожская лира" (Всеволожск - 2003); сборник песен Натальи Аляевой "Я песню пою о России" (Санкт-Петербург - 2004); газеты: "Всеволожские вести", "Всеволожский проспект", "Колтуши", "Невская заря", "Сертолово и окрестности", "Честь и Родина". Ну а в 2004 году я выпустил книгу своих стихов под названием "Галактика мечты". Готова к выпуску ещё одна книга.
Кроме этого песни на мои стихи записаны на диски Николая Ерёмина и Натальи Аляевой.

- Чего бы ты хотел достичь в своем творчестве?

Очень многие люди (как правило, женщины) говорят, что мои стихи согревают им душу. Так вот я хотел бы, чтобы этих людей было как можно больше.
А свое кредо в поэзии я бы выразил так:

Я по лезвию бритвы опасной иду,
Презирая порывы студёных ветров,
И для всех начертаю на небе звезду
Раскалившейся гранью лирических слов...

- У твоей фамилии есть приставка - Эклипс. Откуда она появилась и что означает?

В переводе с английского языка слово "эклипс" означает затмение. Это очень подходит к моей романтической натуре, так как лирика в моём шуточном понимании - это затмение разума чувствами. А взял я этот псевдоним (под ним я иногда печатаю статьи на злободневные темы в печати и в Интернете) потому, что в 1980 - 1081 годах служил в отдельной радиолокационной роте "Эклипс" на Берегу Харитона Лаптева (полуостров Таймыр, 400 км северо-восточнее острова Диксон и 400 км юго-западнее мыса Челюскин). Несекретное название роты соответствует названию мыса, где она располагалась до 1995 года, а потом была расформирована. Кстати, там стоит деревянный знак, поставленный лейтенантом Колчаком, впоследствии ставшим адмиралом и лидером белого движения. Об этом можно прочитать в Интернете. Там даже есть карта этого участка Таймыра. На Эклипсе я очень многое почерпнул для своего духовного развития.

- Как ты попал на "ЛИТСОВЕТ" и чем он на твой взгляд отличается от других литературных сайтов?

От других литературных сайтов "ЛИТСОВЕТ" отличается широким спектром дополнительных возможностей, в том числе возможностью иллюстрировать свои произведения фотографиями. А попал на этот сайт я благодаря Наталии Соляновой (Левенталь).
В конце 2005 года мой звездолет оказался в Галактике под названием "Мэйл-Агент". Здесь я познакомился с тобой, чему безмерно рад, а также со многими другими людьми. Была среди них и Елена Олив, которая меня познакомила с сервером современной поэзии "СТИХИ.РУ". 25 января 2006 года я опубликовал здесь свое первое произведение и начал активно работать. По поиску в Агенте, я случайно разыскал Наташу, которую "ЛИТСОВЕТ" знает как поэта Левенталь. Узнав из разговора, что она пишет стихи, а также ознакомившись с некоторыми из них, я настойчиво порекомендовал ей зарегистрироваться на сервере "СТИХИ.РУ". Ну, а Наталия привела меня на "ЛИТСОВЕТ".

- Что бы ты хотел пожелать читателям и авторам "ЛИТСОВЕТА"?

В первую очередь, дальнейших творческих успехов, а во вторую - терпимости и понимания друг-друга.

"Так пахнет лето - мятой и абрикосом;
Звёзды - у пола, здания - высоки.
Я не верю словам, мимике и вопросам -

Нет ничего надежней твоей руки".

Эти строки написаны Александрой Лемешенко, известной также как Саша Мисанова или просто - Кукла Саша. Александре 22 года, она родом с Украины, сейчас проживает в Эстонии. Чем она отличается от других девушек? Саша - поэт. У нее есть два сборника стихотворений: «Будет весна», который в 2013 и 2014 годах разошелся двумя тиражами, каждый более полутысячи экземпляров и «Никогда», вышедший в свет осенью 2014 года. Несмотря на то, что Саша занимается литературой, сколько себя помнит, она до сих пор не осознает себя как поэт. «Я просто пишу стихи», - говорит Александра. Мы решили побеседовать с Куклой Сашей и узнать у нее, что же такое поэзия для современных молодых авторов.

Бродский говорил, что поэзии нельзя научиться, это дано или не дано. Но многие поступают, например, в Литературный институт. Так прав ли был Иосиф Александрович?

Я никогда не оканчивала ничего похожего на Литинститут. По образованию я экономист. Я думаю, что научиться поэзии невозможно. Можно разобраться, как слова складываются в предложения, и понять, как рифмовать эти самые предложения. Но пропускать все через себя не научишь.


- Тогда в чем, по-вашему, смысл таких учреждений? Кого тогда там воспитывают?

Если честно, я не могу ответить на этот вопрос. Я считаю, что человек либо может что-то, либо нет. Тут, я, наверное, согласна с Бродским. Например, сколько бы я не училась в консерватории, слух или голос у меня бы не появились. Также и со стихосложением.

- Какие три знаковые фигуры в поэзии Вы могли бы назвать своими учителями?

Учителей у меня не было, училась я сама методом проб и ошибок. Есть поэты, которыми я восхищаюсь. Это Бродский, Есенин, Губерман. Иногда кажется, что люди придумали некоторые слова только ради того, чтобы они были использованы в стихотворениях этих поэтов.

- Считаете ли Вы, что уже научились всему? Или наоборот: что Ваш опыт - лишь малая часть?

Я думаю, невозможно освоить все и овладеть чем-то в совершенстве. Мне кажется, что я нахожусь лишь в начале пути.


- Принимали ли Вы участие в каких-нибудь литературных конкурсах?

Когда-то я подавала заявку на пару-тройку сетевых конкурсов. Но я против оценивания творчества по каким-либо критериям.

Но, несмотря на то, что Вы не становились лауреатом каких-то премий и не состоите ни в каких литературных сообществах, у Вас довольно много поклонников. Кто же тогда Ваши читатели и как они Вас нашли?

Мои читатели - это люди, которые безмерно меня удивляют. Это те, кто понимает меня, несмотря на расстояние, разницу в возрасте и прочие факторы. Это одновременно знакомые и незнакомые, но очень близкие мне люди. Как они меня нашли - понятия не имею. Я знаю только то, что за годы они стали мне настоящими друзьями.

- Чем Ваши стихи привлекают людей?

Мои стихи обо всем, что мы видим каждый день, о том, что знает или переживал каждый. Они о плохом настроении, случайных встречах, усталости и, конечно, о любви. Ярко выраженного стиля у меня нет, я люблю лаконичность и простоту. Наверное, все это и нравится публике.

- Вы за чистое искусство или за поэтические манифесты?

Я придерживаюсь концепции «искусство ради искусства». Оно выше всех остальных категорий.

Верите ли Вы в музу и вдохновение или считаете, что само по себе все не приходит, нужно просто садиться и писать?

Верю в то, что называют вдохновением. Стихи иногда приходят не в то время, «не в тему», когда у тебя не то настроение и когда их некогда записывать. Но они приходят. Что это, если не вдохновение?

А может это только труд и упорство? Может это значит, что Вы настолько в стихах, что они стали приходить «вдруг»?

Мне кажется, труда и упорства в этой сфере не требуется, во всяком случае, у меня так. Стихи всегда приходят сами, думаю, этим они и отличаются от прозы.

- Сейчас пишет едва ли не каждый второй. Как пробиться и стать читаемым в условиях такой конкуренции?

Хорошие стихи всегда заметны. Пробиваются плохие поэты, хороших читатели находят сами. Какой бы раскрученной не была, например, страница в соцсетях, если тексты низкого качества и не находят отклика в умах и сердцах читателей, толку от этого не будет. Существуют «попсовые» произведения, массовые, которые не блещут глубиной, но близки многим - таковым пиар дает дополнительные очки. Если же на странице откровенный шлак, то да, там будет несколько тысяч накрученных подписчиков, но читать тексты никто не будет.


- Многие писатели, такие как Хемингуэй, Джойс, Флобер были известны своим четким графиком работы. Придерживаетесь ли Вы какой-либо системы?

О, нет. Я никогда не заставляю себя писать. Пишу только, когда пишется. Я полагаю, что рутинный труд может быть необходим при написании прозы, стихотворения же должны быть написаны по наитию, или не написаны вовсе.

- Поэзия - это Ваше хобби или работа? Кто Вы в обычной жизни, если не поэт?

Здравствуйте, мои любимые и дорогие! В этом году я вышла из отпуска по уходу за ребенком, отправила дочку в детский сад, а сама пошла учиться — заканчивать свой университет. Мне выпала радость учиться вместе с девушкой, которая пишет прекрасные стихи. И я очень хочу познакомить вас с ней и её творчеством.

Да, это интервью с поэтом, который пока ещё малоизвестен, но я уверена, что впереди у этой девушки — великое будущее на творческой стезе. И прочитав сегодня некоторые её стихотворения, вы это тоже поймёте!

Итак, позвольте представить вам — Светлана Танкович — уроженка и жительница Минска (Беларусь). Я не буду вам долго о ней рассказывать. Только попрошу вас поддержать её «выход в свет через интернет» в комментариях внизу странички. Я думаю, что для Светы это будет приятно — прочесть ваши, несомненно, положительные отзывы о её творчестве. В общем, поддержите молодого поэта!

Свое первое слово я сказала. Перейдём непосредственно к интервью с поэтом. И я сразу передаю слово Светлане.

Светлана Танкович: Всем привет. Очень приятно, что мне выпал такой шанс представить вам своё творчество. Надеюсь, вам понравится.

Я: Света, меня всегда интересует, как всё начиналось. Поэтому с такого вопроса я и начну наше интервью. Как давно ты начала писать стихи?

Светлана Танкович: На самом деле давно. Первое стихотворение написала в 11 лет.

Я: Ты ведь помнишь историю создания своего первого стихотворения? Расскажи нам.

Светлана Танкович: Да, помню. Это было лето. Я и две мои сестры отдыхали в деревне у бабули. Это чудесное место, которое располагает к тому, чтобы писать и писать много. И так получилось, что мы поругались и спорили много, уже точно не помню, в чём было дело, но моя агрессия и злость пролились на бумагу моим первым стихотворением «Странник».

Странник

Во мраке ночь,

Скрываясь от судьбы,

Идёт на ощупь,

Боясь предчувствия беды.

Он чёрный странник,

Владелец темноты.

Он ищет лишь свободы,

Он ищет теплоты.

Но где тепло во мраке ночи

И где согреться страннику в тиши?

Ответ один:

Нет в темноте свободы,

И негде нам укрыться от судьбы.

Я: Как интересно! Чаще всего я слышу от многих, что началом их творческому ручейку становится первая влюблённость. А вот тебя к этому подтолкнули совсем другие эмоции. И это еще раз утверждает меня в мысли, что вдохновением может человеку послужить любая эмоция, которую он испытывает .

Света, пару лет назад я имела удовольствие услышать, как ты читаешь свои стихи. Это было очень вдохновенно! Если бы я их просто прочла, а не услышала, я бы их совсем по-другому восприняла. Скажи, как тебе удаётся добиваться такого вдохновлённого звучания, вызывая полное внимание у слушателя?

Светлана Танкович: На самом деле я считаю, что читать и на самом деле понимать стихи краше самого автора мало кто может. У творческих людей очень тонкая и чувствительная натура. Каждое моё стихотворение — это кропотливая работа, на которую нередко уходит много времени. Некоторые стихи я пишу в течение года или даже двух. И дело не в том, что это не получается. У каждого творения свой настрой, и мне как автору не хочется его нарушать. Стихи — это звуки души, и если она не настроена как скрипка Страдивари, она не будет играть чисто. И как говорят классики, «Желание писать — болезнь души, умение писать — почти лекарство» .

Я: На самом деле есть немало поэтов, которые стесняются сами читать свои творения. Дашь им пару советов?

Светлана Танкович: Я тоже очень нервничаю, когда читаю на публике. Первыми слушателями всегда были мои близкие. Но вот интересный факт: чем больше я нервничаю, тем больше чувств вкладываю в прочтение, тем более эмоционально это звучит. Не бойтесь. Найдите тех, кто хочет вас слушать и вы поймёте, что читать свои стихи — это настоящее удовольствие! Начните с близких.

Я: Расскажи, а где ты уже выступала со своими стихотворениями?

Светлана Танкович: Начинала я в школе. Сейчас уже публикуюсь в студенческой газете «Пачатковец» в нашем БГПУ. Также есть у меня небольшое достижение: я заняла 2 место на конкурсе чтецов в Барановичах со своим стихотворением «Баллада о лжи».

Баллада о лжи

Я ненавижу ложь,
Сей сладкий демон,
Что отравляет душу,
Как осенний дождь.

Так ненароком подкрадётся
И в сердце тайно заберётся.
Так сладко шепчет, манит сном.
Так сладко шепчет ложь кругом…

— Всё будет так, как ты захочешь,
Лишь только стоит пожелать.
Всё будет так, как ты попросишь,
Но надо лишь слегка соврать.

— О, будь ты проклята, старуха!
Мне без тебя уже не жить.
Ты заставляешь лгать
Тем людям, что мне очень дороги.

Какую цену заплатить,
Чтоб от тебя мне откупиться?
Какую цену заплатить,
Чтоб стать свободным,
Вольной птицей.
Какую цену мне тебе, старуха, заплатить!?

— Но… милый. Оглянись!
Я не старуха.
Внимал ты сладости
моих речей
И красоты моей не видел.
Ослеп от глупости своей.

И оглянулся паренёк
И видит: перед ним
мерцает светлый огонёк.
Он как надежда перед ним.
Иль сон, иль явь — не разберёшь.

— Неужто ты меня манишь,
Прекрасное созданье?
Не уж я вижу пред собой
Само очарование.
О, как приятен голос твой
И блеск очей,
Столь крупных изумрудов.
О, как мне нужен облик твой,
Твой зов мне очень нужен.

Вновь обманула…
Коварный гений — ложь.

В глаза пустила пыль обмана.
Надежды на спасенье гаснет пламя.
Немало времени пройдёт,
И вот — уже старик
Вплетает в будний трёп
так яро
Свой лживый никому ненужный крик.

Он одинок
Средь паутин, изъянов,
Портретов, дорогих людей, обманов.
Всего один. И рядом с ним лишь та
Была, на чьих плечах лежит вина.
Нектар дурмана старцу подольёт…
Сквозь жизни свет его во тьму ведёт.

Весь мир не обмануть,
Но обмануть легко себя…

Я: Браво! Света, есть ли у тебя какие-либо планы дальше ?

Светлана Танкович: Конечно, планы есть. С детских лет мечтала о небольшой книжке со своей поэзией. Начала писать рассказы. Также уже есть несколько миниатюр в прозе.

Я: Что же, желаю тебе успехов, полной самореализации и массы читателей-почитателей! Спасибо тебе за интервью. А теперь давай оставим наших читателей наедине с твоими стихами.

Светлана Танкович: Спасибо. Приятного чтения!

Творчество Светланы Танкович

Я в омут упаду твоих очей…

Я в омут упаду твоих очей,
И в мыслях я тебя касаюсь,
Тону я в таинстве твоих речей,
Весь мир от счастья забывая.

Дышать мне тяжело, когда ты рядом,
И с каждым днём в глаза твои смотреть сложней,
Лишь поцелуй твой будет для меня наградой,
Наградой будет свет твоих очей!

С тобою рядом находиться — пытка.
Боюсь я не сдержать своих страстей,
Душа наружу рвётся пылко,
Когда ты рядом, нет меня сильней.

Я для тебя луну с небес достану
И отопру любую дверь.
Я на других смотреть не стану,
Лишь только мне поверь,
поверь.

Друзья, Светлана разрешила мне самостоятельно отобрать несколько стихотворений для публикации. И сейчас я хочу вам представить те её стихи, которые лично мне кажутся изумрудами души. Надеюсь, вы проникнетесь ими не меньше моего.

Огни большого города…

Огни большого города
Горят без выходных,
Они хотят напомнить нам,
Что город наш не спит.

Он сонной пеленой
Окутан лишь местами,
Но в сердце, как и днём,
Сейчас бушует пламя.

Огни горят, приветствуя
всех путников, гостей.
С опаской, но охотливо
Встречают всех людей.

Огни всего лишь бережно
Проводят вас домой.
Им всё равно, кто вы:
Банкир или босой.

Сон-малыш

Сон-малыш заходит в дом.
Он как славный милый гном,
Голосок — волшебный звон.

Звон глаза закрыть велит.
Кто не дремлет? Кто не спит?
Одеялом не укрыт?
Кто с подушкою не дружит,
На перине не лежит?

Сон владения обходит,
С деток спящих глаз не сводит.
Пристально за всем следит:
Кто не дремлет, кто не спит?

Итак, милые мои, интервью с поэтом окончено, стихи прочитаны, осталось дело за малым: оставить комментарий ниже и поддержать Светлану своим словом.

Кстати, я на этом не прощаюсь надолго. Скоро я познакомлю вас еще с одной девушкой и её творчеством. Так что, до скорого!

Чтобы быть в курсе всех новых событий на блоге Полосатая Жизнь , оформите подписку ! Я Вам всегда рада!!

А чтобы сделать мне приятное, пробежитесь по кнопочкам соцсетей

Сергей Завьялов дебютировал в ленинградском самиздате 1980-х, входил в Клуб-81. По образованию филолог-классик, он преподавал древнегреческий и латинский языки, античную литературу, читал лекции по истории русской поэзии ХХ века, в том числе в Петербургском и Цюрихском университетах.

Автор шести стихотворных книг, его стихи и эссеистика переведены на многие языки. Член ПЕН-клуба, лауреат Премии Андрея Белого (2015) и Пьеро Бигонджари (Пистойя, 2016). Недавно в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла новая книга поэта «Стихотворения и поэмы 1993-2017».

Новая книга Сергея Завьялова «Стихотворения и поэмы 1993–2017» вышла в художественной серии московского издательства «Новое литературное обозрение» в 2018 году.

Книга «Стихотворения и поэмы 1993–2017» будет представлена автором в Петербурге на Новой сцене Александринского театра 13 мая в 19:30; в Москве в конференц-зале библиотеки имени Некрасова 16 мая в 19:30; в Швейцарии при содействии Литературного клуба в Цюрихе 27 мая в Museumsgesellschaft (Limmatquai 62, вход в Literaturhaus), начало в 15:00.

Купить книгу Сергея Завьялова «Стихотворения и поэмы 1993–2017» можно по этой ссылке http://www.nlobooks.ru/node/9090 . А если указать в браузере «Сергей Завьялов. Стихотворения и поэмы 1993-2017», то поисковые системы предложат десятки магазинов, где легко и удобно приобрести литературную новинку.

Вопросы! Именно от них зависит, насколько успешным или никудышним будет интервью.

Наиболее подходящим девизом для интервьюера, пожалуй, станет известная поговорка «Каков вопрос, таков и ответ». От того, насколько правильно будут подготовлены вопросы, напрямую зависит эффективность интервью, точность полученной информации, а также то, насколько интересной выйдет статья после интервью.

В этой обширной статье я попробую дать максимальную полезную выжимку, которую собирал для себя.

Вопросы нужно уметь задавать.

Что такое интервью. Примеры успешных интервью.

Хорошее интервью, — эта живая беседа. Когда вы отлично пообщались с человеком, только еще эту информацию удалось сохранить и выложить.

Журнал The Guardian выбрал 14 самых лучших интервью ХХ века.

Все 14 самых популярных в ХХ веке по версии журнала The Guardian:

Обратите внимание на манеру журналистов, на их подход и искренность. Вы получите массу удовольствия, а если ваш английский оставляет желать лучшего, то и язык подтяните.

Секреты интервью Владимира Познера и опросник Марселя Пруста

Марсель Пруст

Будучи юношей, Марсель Пруст заполнил анкету ответами, которые и по сей день считаются самыми честными, интересными и оригинальными. Они настолько понравились людям, что во второй половине ХХ века телеведущие использовали их в интервью с приглашенными знаменитостями. Эти же вопросы в своих интервью периодически использует Владимир Познер.

Ваша самая характерная черта? Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.

Какова Ваша мечта о счастье? Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.

Что Вы считаете самым большим несчастьем? Никогда не знать мою маму или бабушку.

Каким Вы хотели бы быть? Самим собой - тем, кем меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь.

В какой стране Вам хотелось бы жить? В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным.

Ваш любимый цвет? Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.

Ваши любимые писатели? Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти.

Ваши любимые поэты? Бодлер и Альфред де Виньи.

Любимый литературный герой? Гамлет.

Любимые герои в реальной жизни? Месье Дарлю, месье Бутру.

Любимая героиня в истории? Клеопатра.

Что вы больше всего ненавидите? То дурное, что есть во мне.

Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Какой момент в военной истории Вы цените больше всего? Когда я записался в добровольцы!

Владимир Познер. Один из лучших современных интервьюеров

Реформа, которую вы цените особенно высоко? —-

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли и умение очаровывать.

Как Вы хотели бы умереть? Став лучше, чем я теперь, и любимым.

Ваше состояние духа в настоящий момент? Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне понятны.

На эти вопросы Пруст отвечал, когда ему было 20 лет.

Правила составления вопросов для интервью

  1. Подготовьте вопросы к интервью, а потом выбросьте их

Это кажется абсурдом. Но нет ничего хуже, чем задавать вопросы с листа

Собеседника нужно чувствовать понимать. А ваш лист с вопросами будет этому только мешать. Перед интервью, тщательно ознакомьтесь с его деятельностью, как можно глубже узнайте о его характере, чтобы избежать острых углов. Но опросник спрячьте подальше

Дик Кавет, ведущий ток-шоу, ветеран телевидения так сказал об этом:

«Мой бывший босс, кумир и зритель, Джек Пар, однажды позвонил мне перед ток-шоу и сказал: «Эй, парень, не делай интервью». Я сказал: «А что же мне делать? Петь или просто читать аудитории?» И он сказал: «Нет, но интервью скучны как вопрос «какой ваш любимый цвет?» Очень скучно. Заведи беседу и узнай реальные тайны. Выброси свои записки, если это необходимо».

А вот что говорит Мак Марон , отличный ведущий WTF

Марк Марон — популярный американский ведущий

«Я не провожу серьезного исследования. Я стараюсь создать, так сказать, почти родственную связь с человеком, и смотрю, что из этого выйдет. Я просто ищу штуки, которые для него дороги и пытаюсь зацепить, чтобы он рассказывал о том, что его действительно волнует. Некоторые люди просто хотят слышать ответы на вопросы, но если вы оторветесь от микрофона и забудете о своих вопросах, то окажетесь в другом мире. Вот что здорово».

  1. Не стоит задавать слишком длинные вопросы

Даже если вопрос длинный, постарайтесь вместить его максимум в три предложения. Помните, что не вы даете интервью, поэтому старайтесь спрашивать как можно четче и кратче.

Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

  1. Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

«Тот, кто чувствует себя более комфортно, лучше даст интервью» , — сказала известный интервьюер Кэти Курик.

Хорошие интервьюеры подстраиваются под человека на всех уровнях. Например, если вы говорите быстро, или громко с человеком, обладающим тихим голосом, разговор не получится. И вы заставите вашего интервьюируемого ощущать себя не на своем месте.

  1. Работайте над тем, чтобы вопросы были интересными

Ваша задача как интервьюера – спросить так, чтобы человеку хотелось отвечать на ваш вопрос, а читателю после было интересно читать интервью.

  1. Вопросы должны быть корректными

Подготавливайте вопросы для интервью так, чтобы они не завели собеседника в тупик, не обидели. Если и нужно затронуть какую-нибудь «острую» тему, то делайте это так, чтобы это не звучало обидно или некорректно.

  1. Не включайте в окончательный вариант рабочие вопросы

Вопросы типа «Где работаете?», «Женаты ли вы?», «Каковы ваши увлечения?» входят в вашу предварительную работу. Все это вы уже должны знать, собираясь на интервью. Поэтому следует составлять более глубокие вопросы – например: «Изменились ли ваши увлечения после того, как вы сменили работу?» и т.п.

  1. Задавайте больше уточняющих вопросов

Если вы видите, что собеседнику сложно отвечать на некоторые вопросы, или он уходит от ответа, расшевелить его можно уточнениями типа «Как это случилось?», «Что сподвигло вас к такому решению?»

  1. Всегда составляйте несколько вопросов для интервью «про запас»

«Запасные» вопросы выручат вас, если собеседник не был слишком многословным и очень кратко отвечал на вопросы. Вопросы могут быть, например, о книгах, фильмах, искусстве и т.п.

  1. Учитесь «гибкому слушанию»

Хотя говорят, что слушать легче всего — это подчас становится самым сложным.

Профессиональные интервьюеры слушают не только что говорит человек, но и как он говорит. Ведь человек невербально может показать, устал он или нет, нервничает или радуется. Таким образом, вы будете знать, когда переходить к следующему блоку беседы. Вот что советует Кэти Курик:

«Нет ничего хуже для меня, как для зрителя, чем наблюдать, когда кто-то продолжает идти по своему длинному списку вопросов, не слушая человека и не пытаясь узнать его лучше… Я думаю, вы можете использовать вопросы как своего рода шаблон, но и должны быть готовы слушать и отклоняться от задуманного сценария беседы в совершенно другом направлении».

А вот другой совет Дика Каветта , отличный ведущий WTF :

Дик Каветт

«Я недавно усовершенствовал методику памяти моего друга, Гарри Лорейна, эксперта по работе с памятью, о том, как изобразить возмущение на лице. Иногда человек уходит в другую область от предмета разговора. Тогда представьте, что он ребенок, и вы поймали его на краже яблок. Он начинает говорить о чем-то другом, чтобы отвлечь внимание, а вы подбираете яблоко и бросаете его ему в лицо. Даже если это известная личность. Запомните пример с яблоком, чтобы вовремя «метнуть» нужный вопрос, когда собеседник начинает юлить».

  1. Учитесь использовать силу паузы

Иногда паузу можно использовать с большим толком.

Опытные интервьюеры, когда слышат, что от них что-то скрывают, в конце ответа делают паузу. Таким образом можно вытянуть что-то еще из человека.

Вот что по этому поводу думает Джим Лерер:

«Если вы удержитесь от соблазна сказать что-то после ответа, вы откроете для себя нечто почти магическое. Другой человек будет либо настаивать на том, что он уже сказал, или вообще пойдет в другом направлении. В любом случае, он начнет расширять свой??ответ, а вы получите четкое представление, что на самом деле у него в голове и сердце».

Это просто. Считайте от трех до пяти, и не говорите. Дик Каветт дополняет

«Паузой вы можете придержать человека, а потом заставить продолжать. Потом покажите, что нужно заполнить чем-то эту мертвую тишину. Есть моменты, когда вы либо просто замолкаете или говорите «ага» вместе с паузой, и собеседник начинает судорожно соображать, что бы такого добавить. Иногда он говорит совершенно потрясающие вещи, о которых даже не собирался говорить».

  1. Развивайте любопытство

Все эти методы работают хорошо. Но любопытство — главный двигатель интересного интервью. Вот, что говорит Гай Талезе, один из основателей литературной журналистики:

Дейл Карнеги

«Я привык интересоваться всем вокруг. Никогда не знал точно, что искал. Я знал смутно, что надеялся выяснить или имел некоторое общее представление, но был в поисковом режиме все время… Просто идите и ищите, и вы всегда случайно найдете некоторые потрясающие рассказы, некоторых потрясающих людей, о которых вы и не мечтали».

Дэйл Карнеги объяснял это потрясающе просто:

«Вы можете получить за месяц вдвое больше друзей, чем было, если попытаетесь стать заинтересованным в людях вместо того, чтобы заставлять их быть заинтересованным в вас».

  1. Никаких «я». Учитесь смирять свое эго.

Люди зациклены на себе. И вы тоже. Но если вы научитесь меньше думать о себе, и больше уделять внимания человеку — вы станете неотразимым собеседником.

Вот что сказал по этому поводу Роберт Дрике, ведущий инструктор в учебном центре ФБР по поведенческим и межличностным навыкам:

Вопросы для интервью — только верхушка айсберга подготовки

Чтобы брать классные интервью — практикуйте эти советы. И изучайте интервью лучших. Тогда вас будут читать.

Закончу цитатой Тома Вулфа, известного писателя

«Мир полон людей, которые вынуждены молчать, но хотят рассказать вам свою историю. Они хотят рассказать вам то, чего вы не знаете. Они – самые лучшие союзники изо всех, кого может заполучить писатель».

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте или написав в личку в удобной вам соцсети.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода