Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что люди будут делать после всеобщего воскресения. Телесное воскресение: как это будет? Сила молитвы старца

В Греции иеросхимонах Иоанн мне рассказал притчу о том, как одна семья жила на пустынном острове среди океана, заброшенная туда кораблекрушением. Все члены семьи питались кореньями и травами и жили в пещере. Дети не помнили, когда и как они попали на остров. Они забыли родину и не знали, что такое хлеб, молоко и плоды. Однажды к берегу пристала лодка с четырьмя неграми. Все потерпевшие очень обрадовались им и тотчас же решили разом покинуть остров. Но лодка была так мала, что не могла вместить всей семьи, и отец отправился первым. Мать и дети горько заплакали, увидав его в отходящей лодочке.

Но родитель утешил семью, сказав на прощание: Не плачьте, там лучше, и мы все увидимся. Скоро лодка вернулась и увезла мать. Дети заплакали еще больше.

Не плачьте, - утешала их и мать, - скоро мы увидимся в лучшей стране.

Наконец лодка причалила и за детьми. Когда последние обитатели острова очутились в беспредельном море, то очень испугались своих темных перевозчиков, и этот страх не покидал их всю дорогу. Но какова же была их радость, когда на берегу они встретили родителей.

«Милые дети, - сказал им отец, - в нашем переходе с пустынного острова на плодородную землю заключается большой смысл: всем нам предстоит переход из этого мира в лучший. Ведь и земля наша походит на остров; страна, в которой мы теперь очутились, слабое подобие Неба, а бурный переход с острова сюда - смерть. Лодочка - это носилки, на которых нас понесут четверо носильщиков в черной одежде. Когда придет время покинуть землю, людям благочестивым, любящим Бога и покоряющимся Его воле такой переход не страшен; для них смерть - переход в лучшую жизнь».

В догмате Символа Веры о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира, воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут в новом безгреховном измерении. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11, 17), Иовом, во время его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19: 25-26); пророком Исаием: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 9). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез. 37).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5:25). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресению жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (6, 54). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 29, 31, 32). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20, 21, 22).

В момент всеобщего воскресения, тела умерших людей, вероятно, изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовными - нетленными и бессмертными. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор. 15, 44, 51, 52). Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный. Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников - в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1, 23).

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же, через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое, всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. апостола Иакова, в которой поминовение усопших составляет одну из главных частей. Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5:16).

Св. апостол Павел в послании к епископу Тимофею пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1-4). Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» (Иак. 5, 16). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20, 38). Святой апостол Павел писал христианам: «а живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни» (Римл. 14, 8). Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (Иов. 19, 25, 26; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2 Макк. 7, 9 и др.) и описаны случаи, такие как например воскресение отрока пророком Ильей (3 Царств.,17.21-22), воскресение ребёнка Елисеем (4 Царств 4. 32-35), воскрешение человека (4 Царств 13. 20-21) и многое другое. Вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного (Евр. 11, 13-20).

Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. 13, 14). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» (Варух. 3, 4-5). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Макк. 12, 39-45). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. В Священном Писании Нового Завета, Господь Иисус Христос проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5, 25, 29). Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6, 54). Когда Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 15-16).

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых (Мк. 5.22-4; Ин. 11. 17-44) и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову ап. Павла, первенцем из мертвых (1 Кор. 5, 20).

Святые апостолы Церкви ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали эту Истину в связи с воскресением Христовым и со всею проповедью Евангелия: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 12-20). Кроме того, святой апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в Истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 35-44). Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12, 24).

Удивительное и подлинное доказательство воскресения из мертвых представляет нам сама видимая природа и история человечества. Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет, оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Это явное свидетельство того, что Господь Бог в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении, созидает новое бытие. Солнце закатилось вчера на наших глазах и ночь покрыла всю землю, все краски потухли, умолкли все звуки, все ушло в сон подобный смерти, а сегодня рано утром восток осветился новой зарей. Птицы радостно поднялись к небу, чтобы своим пением приветствовать новый день. Точно так же обновится и человек: красота восстанет из тления, и новая жизнь возникнет из праха. Ты пролежишь в земле, как семя, брошенное в нее, чтобы восстать в новом виде. Что сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15, 36), вот Господь и отворит гробы, пробудит мертвых, соберет народы с лица всей земли и воскресит их.

Так, тайна воскресения мертвых всегда находится перед нашими глазами. Она наглядно представляется нам в природе и утверждает нашу веру и обличает наше маловерие к Богу. Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: «как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются»? Если Всемогущей Бог, дал нам уже раз бытие, персть взяв от земли, то, очевидно, может взять наше тело от земли и в другой раз и оживотворить его. Если Бог, целый мир образовал из неустроенной, Им же сотворенной, из ничего материи. Разве не сможет Бог образовать снова тела наши, из персти земной, и представить их теми же самыми телами и в том же самом, только обновленном, виде? Господь уже образно показал пророку тайну воскресения нашего из мертвых. Ему представилось в видении поле, усеянное сухими костями человеческими. Из этих костей, по Божию слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались составы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было и при первобытном сотворении человека, потом оживотворил их Дух. По слову Господню, - изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесенному Сыном человеческим, вошел в них Дух Жизни, - и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа (Иезек. 37, 1-10). Не так же ли последует и будущее воскресение мертвых? Удивительна исповедуемая нами Святая Православная Вера! Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля монастырского кладбища - матерь наша - есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное».

Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни. Остается нам, людям, благоговейно покоряться Промыслу Божьему о нас, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века. Символ веры святых отцов Церкви, пользуется характерным выражением: «чаю воскресения мертвых». По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл, или отношение, которым может пользоваться каждый православный человек. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса («Ей, гряди. Господи Иисусе!» - 22. 20). С другой стороны, - объективный для мира факт: воскресение мертвых неизбежно свершится. Воскресение из мертвых - не просто благочестивое упование, это абсолютная достоверность, обусловливающая веру христиан. Однако если вера эта казалась странной язычникам, (Деян. 17, 32), то она была естественной для большинства евреев (Ин. 11, 24) и обоснована она Ветхим Заветом (Иезек. 37. 1-14).

Новым в христианской вере было только то, что благостное воскресение из мертвых, связано с искупительным делом Господа Иисуса Христа. «Я есмь воскресение и жизнь, - говорит Господь Марфе, - верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26). Поэтому святой апостол Павел и пишет фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4, 13). Так христианское учение, - религия надежды, поэтому в твердости мучеников, нет ничего общего со спокойствием античных мудрецов, перед неизбежным концом мира. Трогательна в своей умиротворенной уверенности, в этом смысле молитва, на костре святого мученика Поликарпа: «Господи Боже, Всемогущий, Отец Иисуса Христа, Твоего возлюбленного и благословенного Чада, Которым мы Тебя познали; Бог ангелов и сил. Боже всей твари и всей семьи праведников, живущих в Твоем присутствии: благословляю Тебя, что Ты удостоил меня сего дня и часа сего быть причисленным к Твоим мученикам, и пить из чаши Христа Твоего, дабы воскреснуть в вечную жизнь души и тела, в нетленности Духа Святого».

Воскресение к вечной жизни предполагает изменение, переход от тленного к нетленному (1Кор., 51-54). Святой апостол Павел, после суждений о том, как совершится воскресение, ясно утверждает, как говорилось выше: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (там же, стих 44). Несомненно, тело воскресшее и тело погребенное - один и тот же субъект, но способ их существования различен. Чтобы это понять, не следует упускать из виду того, что значит для апостола Павла духовное качество, которое связано с качеством Божественным. Тело духовное это тело, преображенное благодатью: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15,22), Христос воскресший - «первенец из умерших» (там же, 20). Вся жизнь христианина должна быть преисполнена этой уверенности, поэтому верующие должны вести себя в мире сем как «чада света» (Еф. 5,8).

Участие в Святой Евхаристии есть залог вечной жизни, о чем часто напоминает нам Божественная литургия. В таинстве же Евхаристии эсхатологический момент, может быть, более всего и подчеркнут. Тайная Вечеря, это предвосхищение пира в чертоге Царствия, на который все мы призваны. Сошествие Святого Духа на Святые Дары, в момент эпиклезы, переносит Пятидесятницу в настоящее время, и прообразует Второе Пришествие Христа. Связь с Святой Пятидесятницей, с одной стороны, со Вторым Пришествием и Всеобщим Воскресением, с другой, особенно подчеркнута православной литургикой. Суббота перед Пятидесятницей, прежде всего, посвящена усопшим, и коленопреклоненная молитва на вечерне воскресного дня праздника Пятидесятницы, содержит предчувствие Общего Воскресения: «Твою благодать во всех исповедуем во входех наших, в мир сей, и исходех, надежды нам воскресения и жизни нетленныя. Твоим неложным обещанием предобручают, яже приимем в будущем Втором Пришествии Твоем».

Во Всеобщем Воскресении, завершающим историю мира сего, мы видим прежде всего явленную победу Господа Иисуса Христа над смертью (диаволом), истинным предвестником которой было Воскресение Господне, на заре третьего дня. Но «День Господень» будет также и днем судным. Мы знаем, что «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5,29). В новозаветное время такие случаи были, как например, воскрешение святым апостолом Петром Тавифы (Деяния 9. 36-41) и святым апостолом Павлом отрока Евтиха (Деяния 20. 9-12), бывает такое и сейчас. Воскресение из мертвых будет окончательным отделением добрых семян от плевел. Никому другому, как только Самому Господу, надлежит совершить это отделение, и свершится оно только на последнем суде. Тогда не будет больше смешения добра и зла, которое происходит сейчас в мире, так как, ничто нечистое не войдет в Царство, и не будет больше возможно какое-либо изменение в человеческих судьбах.

Вот почему сейчас в миру так активно идет проповедь научного атеизма или агностицизма, а порою и прямо сатанизма и неверия в такое явление как Воскресение. По ту сторону времени пребудет только то, что не подлежит изменению. Осуждение это удаление от Бога навечно и если в Церкви действительно начнется обсуждение этого догмата, тогда конец мира близко. По Промыслу Божию, призвание человека - это преображение, обожение, соединение с Богом. В «будущем веке» все, что будет удалено от Бога, будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов (20, 14). Смерть эта означает забвение Божие. Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. Те же, кто Его знал и Ему служил, безусловно просияют неизреченной и немеркнущей славой. Символ веры Православной Церкви, начинается с торжественного утверждения веры в Бога. Это утверждение не только акт интеллектуальный, оно предполагает всецелое вовлечение души в Божий Промысел о мире и ответную отдачу. В Господе Иисусе Христе, посредством Духа Святого, жизнь верующего человека преображается, потому что христианин, хотя и живет в «мире сем», - не «от мира сего». Его взгляд обращен к Царству света, он является гражданином Небесного Иерусалима и поэтому Символ веры и заканчивается радостным исповеданием чаяния воскресения и жизни будущего века, в котором уже не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания».

Iеромонахъ Еvтvхiй , Нью-Йорк, 2011

— Воскресение по Ветхому и Новому Завету

Вера в воскресение тел существовала уже во время Ветхого Завета, как свидетельствует книга Маккавейская : "Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной (2 Макк 7,9) . ...умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит (2 Макк 7,14) ". (Ср. 992)

Но во время Иисуса Христа не все веровали в воскресение. "Фарисеи и многие другие современники Господа чаяли воскресения. Иисус этому учит твердо. Саддукеям, отрицающим воскресение, Он отвечает: "Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией"? (Мк 12,24) . Вера в воскресение основана на вере в Бога, Который "не есть Бог мертвых, но Бог живых" (Мк 12,27) . 993)

— В оскресение тела (плоти)

Воскресение состоит в том, что благодаря воскресшему Христу мы получим наше, но совсем преобразованное тело. "Воскресение плоти" означает, что "будет не только жизнь бессмертной души, но и что наши "смертные тела" (Рим 8,11) вновь оживут." (Катехизис Католической Церкви, 990)

"Смертью душа разлучается с телом, но в воскресении Бог вернет жизнь нетленной нашему преображенному телу, соединяя его с нашей душой. Так же, как Христос воскрес и живет вовеки, все мы воскреснем в последний день." (Катехизис Католической Церкви, 1016)

— Нельзя смешивать воскресение с бессмертием души

Многие верующие ошибочно смешивают бессмертие души с воскресением плоти. Думая или говоря о воскресении умерших, они часто думают или говорят о бессмертии души. По их неправильному мнению окончательной судьбой человека является вечное существование - духовным образом - одной лишь бессмертной души, отлученной навсегда от тела.

Это неправильно. Нельзя отождествлять телесное воскресение с бессмертием души. Воскресение в точном смысле относится не к души, но к плоти. "Плоть есть ось спасения". Мы веруем в Бога Творца плоти; мы веруем в Слово, ставшее плотью, чтобы искупить плоть; мы веруем в воскресение плоти, завершение творения и искупления плоти." (Катехизис Католической Церкви, 1015)

— Воскресение осужденных

Восстанут ли из мертвых осужденные?

После смерти существует только бессмертная душа спасенных или осужденных людей. Однако все умершие воскреснут: как спасенные, так и осужденные. После воскресения все спасенные и осужденные будут вечно существовать как телесно-духовные существа. По словам Спасителя, "наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин 5,28-29; ср. Деян 24,15: ср. Катехизис Католической Церкви, 998)

— Достоинство человеческого тела

В чем заключается достоинство человеческого тела?

Достоинство человека - как души, так и его тела - особенно потому, что эти два элементы призваны к вечному существованию и жизни. Душа никогда не умирает, даже и после смерти человеческого тела, оно же будет воскрешено Христом в последний день земной истории.

"В ожидании этого дня тело и душа верующего уже участвуют в достоинстве "принадлежать Христу"; отсюда следует требование уважения к своему телу, но также и к телу ближнего, в особенности когда он страдает; Тело же (...) для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (...) ...и вы не свои. (...) Посему прославляйте Бога и в телах ваших (Кор 6,13-15. 19-20) . " (Катехизис Католической Церкви, 1004)

НОВОЕ ТЕЛО ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

— Тело после воскресения

Каково будет наше тело после воскресения?

"Мы веруем в истинное воскресение той плоти, которую теперь имеем". Однако сеется в гроб тело тленное, восстает нетленное, "тело духовное" (1 Кор 15,44)". (Катехизис Католической Церкви, 1017)

Верующий человек хотели бы знать, как воскреснут мертвые. "Это "как" превосходит наше воображение и наше разумение; оно доступно только в вере." Нам невозможно точно определить, каково будет у нас тело после воскресения, но оно будут отличаться от сегодняшнего.

Св. Павел учат: "Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное иди другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое, тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человека, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное." (1 Кор 15, 35-44)

— Тело спасенных будет сообразно славному телу воскресшего Христа

"Христос воскрес в Своей плоти: "Посмотрите на руки Мои и на Ноги Мои: это Я Сам" (Лк 24,39) ; но Он не вернулся к земной жизни. Так же и в Нем "все воскреснут в той плоти, которую теперь имеют", но это "уничиженное тело (...) будет сообразно славному телу Его" (Флп 3,21) , восстанет "тело духовное" (1 Кор 15,44) " (Катехизис Католической Церкви, 999)

Св. Павел выясняет, что спасенные будут похожими на воскресшего Христа потому, что их воскресение будет участием в жизни восставшего из мертвых Господа. "Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба (Христос). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия..." (1 Кор 15, 45-50) .

— Когда люди "из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить" (Мк 20, 12)

Спаситель сказал, что жизнь после воскресения будут отличаться от нынешней. «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.» (Мк 20, 12-27)

СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТ СМЕРТИ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ

Какова судьба души до воскресения тела?

— Существование человека не прекращается после смерти до воскресения тела

Воскресение в "последний день" (ср. Ин 6,54) нельзя понимать тем образом, что существование человека прекращается после его смерти до второго пришествия Христа во славе. Это не происходит, так как у каждого человека есть бессмертная душа, которая не уничтожается, когда он умирает.

"В смерти - разлучении души и плоти - плоть человека впадает в тление, в то время как душа идет навстречу Богу, продолжая пребывать в ожидании того, что соединится со своей прославленной плотью. Бог в Своем всемогуществе окончательно вернет нашим телам нетленную жизнь, соединив их с нашими душами, силой воскресения Иисуса." (Катехизис Католической Церкви, 997) "Мы твердо верим, и в этом наше упование, что, как Христос воистину воскрес из мертвых и живет вечно, так и праведники после своей смерти будут вечно жить со Христом воскресшим и Он воскресит их в последний день. " (Катехизис Католической Церкви, 989)

Прежде чем воскреснет плоть, душа после смерти уже радуется на небе, страдает в аду или очищается в чистилище.

Как следует понимать, что человек не потеряет свое тождество ни после смерти, ни после воскресения?

— Я буду всегда собой

Ни после смерти, ни после воскресения мы не потеряем наше "я" ни нашу тождественность. После смерти, когда будет жить только наша бессмертная и нематериальная душа, мы останемся теми же самыми лицами, которыми были во время земной жизни.

Так же получить через воскресение другое тело не обозначает превратиться в какое-то иное существо. Ведь детское тело отличается от тела взрослого человека, однако и ребенок а потом взрослый есть то же самое существо. Хотя мысли и чувства ребенка другие чем у взрослого, все-таки они являются одним лицом. Мы веруем, что Пресвятая Дева на небе есть та же самая Мария, которая жила на нашем свете.

ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ В КОНЦЕ ВЕКОВ

Кто воскресит мое тело?

— Воскресение - исключительное дело Пресвятой Троицы

Спаситель сказал: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин 11,25) "Он уже теперь дает знамение и залог этого, возвращая жизнь некоторым умершим и возвещая тем самым Свое воскресение, которое, однако, будет иного порядка. Об этом уникальном событии Он говорит как о "знамении Ионы пророка" (Мф 12,39), о знамении храма: Он возвещает свое воскресение на третий день после смерти." (Катехизис Католической Церкви, 994)

Все же воскресение будет не только делом Христа, но и всей Пресвятой Троицы. "Как Христово воскресение, так и наше будет делом Пресвятой Троицы" (Катехизис Католической Церкви, 989). Это дело чрезвычайно. "нашей веры в Бога Отца, Сына и Духа Святого и в Его творческое, спасительное и освящающее действие, находит свою наивысшую точку в провозглашении воскресения мертвых в конце времени и жизни вечной." (Катехизис Католической Церкви, 988) Благодаря Всемогущей Пресвятой Троице смертная плоть, воскреснет к жизни вечной.

— День нашего телесного воскресения

Когда Бог воскресит мое тело?

Воскресение совершится "в последний день" (Ин 6,39-40.44. 54; 11,24) ; "при конце света". Второе пришествие Христа во славе, называемое «парусией», будет днем нашего воскресения. (Ср. Катехизис Католической Церкви, 1001). "Когда же явится Христос, жизнь наша - учит св. Павел - тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол 3,4; ср. 1 Фее 4,16) . "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим 8, 11) .

Св. Павел свидетельствует: "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, тая через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под, ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть. Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда ж Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем:" (1 Кор 15,20-28)

— Смерть духовная и духовное воскресение

Воскресение в точном смысле обозначает оживление Пресвятой Троицей человеческого тела новой жизнью в день пришествия Христа во славе. Все-таки существует также духовная смерть и духовное воскресение, которое осуществляется в таинстве крещения.

— Участие в смерти и воскресении Христа

"Если правда, что Христос воскресит нас "в последний день", правда и то, что в некотором смысле мы уже воскресли со Христом. Действительно, благодаря Духу Святому христианская жизнь на земле отныне есть участие в смерти и воскресении Христа: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (...)" (Катехизис Католической Церкви, 1002)

— Новая жизнь и новое поведение

"Сочетавшись со Христом во крещении, верующие уже реально участвуют в небесной жизни воскресшего Христа, но эта жизнь по-прежнему "сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3,3) . "...и нас (...) воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2,6) . "

Сущностью этого духовного воскресения является участие в жизни воскресшего Христа и новое поведение, основанное на совершенной любви к Богу и ближнему. " Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 2,12; 3,1) .

ЕВХАРИСТИЯ И НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Какая связь существует между Евхаристией и нашем будущем воскресением?

— "Я воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54)

Иисус Христос воскресит в последний день тех, кто веровал в Него, кто ел Тело Его и пил Кровь Его. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54) (Ср. Катехизис Католической Церкви, 994) .

— Мы также "явимся с Ним во славе" (Кол 3,4)

Когда мы причащаемся, воскресший и живущий во славе Христос соединяет нас совершенно с Собой. Благодаря этому соединению мы становимся похожими на Него: сейчас духовно, а в последний день истории - и физически, так как явимся с Ним во славе воскресения. "Питаемые Его Телом в Евхаристии, мы уже принадлежим к Телу Христа. Когда мы воскреснем в последний день, мы также "явимся с Ним во славе" (Кол 3,4) ." (Катехизис Католической Церкви, 1003)

— Предвкушение преображения нашего тела Христом

Наше "участие в Евхаристии уже дает нам предвкушение преображения нашего тела Христом: Так же, как хлеб, исшедший от земли, благодаря призывайте Бога, перестает быть обычным хлебом, но становится Евхаристией, составленной из двух сущностей, земной и небесной, - так и тела наши, которые участвуют в Евхаристии, больше не тленны, ибо имеют надежду на воскресение." (Катехизис Католической Церкви, 1000)

Будет время, когда на земле воцарится антихрист. Его власть будет продолжаться до самого Судного дня, когда совершится Второе пришествие на землю Господа, Судии живых и мертвых. Второе пришествие будет внезапным. «Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого» (Мф. 24, 27). «Честный Крест первый явится во Второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопокланяемый и святый скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческого на небеси (Мф. 24, 30)» (преподобный Ефрем Сирин). Господь упразднит антихриста явлением Своего пришествия. В Священном Писании Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю - о жизни вечной: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15-16).

О всеобщем воскресении мертвых говорится и в одиннадцатом члене Символа Веры. Воскресение мертвых, которого мы чаем (ожидаем), последует одновременно со Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. После всеобщего воскресения тела умерших изменятся: по качеству они будут отличны от нынешних тел - они будут духовными, нетленными и бессмертными. Материя изменится в новое, не известное нам состояние и будет иметь совершенно иные свойства, нежели сейчас.

Изменятся тела и тех людей, которые будут еще живы во время Второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (Шор. 15, 44, 51, 52). Объяснить для себя это будущее изменение живых мы не можем, поскольку это тайна, непостижимая из-за скудости и ограниченности наших плотских понятий. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир: из тленного обратится в нетленный.

У многих может возникнуть вопрос: «Как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются?» Господь уже ответил на этот вопрос в Священном Писании, образно показав пророку Иезекиилю тайну воскресения из мертвых. Ему представилось в видении поле, усеянное сухими человеческими костями. Из этих костей по Божию слову, изрекаемому Сыном Человеческим, образовались составы человеческие так же, как было при первобытном сотворении человека, потом их оживотворил Дух. По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом они связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей. Наконец, по вторичному гласу Божию, вошел в них Дух жизни - и все ожили, стали на ногах своих и составили великое множество народа (Иез. 37,1-10).

Воскресшие тела умерших будут нетленны и бессмертны, прекрасны и светоносны, сильны и крепки (не будут подвержены болезням). Изменение живых в последний день совершится так же быстро, как и воскресение мертвых. Изменение живых будет состоять в том же, в чем и воскресение мертвых: нынешние тела наши, тленные и мертвенные, преобразятся в нетленные и бессмертные. Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы изменив его, сделать способным к будущей нетленной жизни.

«По гласу Господа воскреснут все мертвые. Для Бога нет ничего трудного, и мы должны верить Его обетованию, хотя человеческой немощи и человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, сотворил словно какое-то иное естество, именно: естество телесное, не подобное земле, и сотворил многие роды естеств: волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, изменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же; так и в Воскресение все члены будут воскрешены, и, по написанному, «волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21, 18), и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не расплавится и не сделается огнем, так, чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые (ибо Петр останется Петром, и Павел - Павлом, и Филипп - Филиппом); каждый, исполнившись Духа, пребудет в собственном своем естестве и существе» (преподобный Макарий Египетский).

Вся материя обновится для суда, который будет произведен над ее одухотворенными представителями - людьми. Этот суд в церковном Предании называется Страшным, потому что никакая тварь не сможет в тот момент укрыться от правосудия Божия, не будет уже заступников и молитвенников за грешные души, решение принятое на этом Суде, никогда не переменится.

Мы часто слышим праздничный колокольный звон - благовест. Он изображает Архангельский глас, который прозвучит при конце мира. Благовест напоминает нам об этом конце. Некогда все люди внезапно услышат страшный глас: без всякого предупреждения раздастся он, а за ним - Страшный суд, который будет торжественным и открытым. Судия явится во всей славе Своей со всеми святыми Ангелами и произведет суд перед лицом всего мира - небесного, земного и загробного. Два слова решат участь всего человечества: «Приидите», или «Отойдите». Блажен, кто услышит: «Приидите»: для них начнется радостная жизнь в Царствии Божием.

Между тем, этому блаженному состоянию праведных нисколько не будет мешать их собственная телесная природа. Тела после воскресения станут бесстрастными, духоподобными и всецело послушными духу. Чувства телесные приобретут особую чуткость и не будут препятствием к лицезрению Бога.

Грешники же будут отринуты от лица Божия, пойдут в уготованный диаволу и аггелам его огонь вечный (Ср.: Мф. 25, 41). Эти ужасные условия, в которых будут пребывать грешники, изображены в Откровении под разными образами, в особенности - под образом тьмы кромешной и геенны с червем неумирающим и огнем неугасающим (Мк. 9, 44, 46, 48). О черве неумирающем святитель Василий Великий († 379) выразился так: «Это будет какой то ядоносный и плотоядный червь, который будет пожирать все с жадностью и, никогда не насыщаясь своим пожиранием, будет производить нестерпимые боли». Итак, грешники будут преданы внешнему, материальному огню, который жжет как тела, так и души, и к которому прибавится жгучий внутренний огонь поздно пробудившейся совести. Но самое страшное мучение для грешных будет состоять в их вечном удалении от Бога и Его Царства.

Решение Страшного суда будет целостным - не для одной только души человека, как после частного суда, а для души и для тела, - для целостного человека. Решение это для всех пребудет неизменным вовеки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, Причем сами люди ясно увидят все содеянное ими и признают непререкаемую праведность Суда и приговора Божия. А что же будет потом? Наступит последний день, в который совершится последний суд Божий над всем миром, последует и кончина мира. На новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13). Откроется вечное Царство Славы, в котором Господь Иисус Христос вместе с Отцом Небесным и Святым Духом будут царствовать вечно.

Воскреснуть - значит ожить или восстать из мёртвых.

В Библии описываются три типа воскресения:

1. Чудотворное исцеление - оживление
Такого рода воскресение является оживлением, то есть возвращением умершего человека к жизни в этом мире. Примеры такого воскрешения:

  • Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты: 3 Царств 17:17-24 ;
  • Елисей воскрешает сына Сонамитянки: 4 Царств 4:32-37 ;
  • Умерший воскрес от прикосновения к костям Елисея: 4 Царств 13:20-21 ;
  • Иисус воскрешает дочь Иаира: Марк 5:41-43 ;
  • Иисус воскрешает Лазаря: Иоанна 11:43-44 ;
  • Пётр воскрешает Тавифу: Деяния 9:36-41 ;
  • Павел воскрешает Евтиха: Деяния 20:9-12 .

Данная разновидность воскресения является временным воскрешением. Люди, испытавшие такое воскресение, позднее опять ушли из жизни.

2. Воскресение нашего Господа Иисуса Христа
Это воскресение является победой нашего Господа над силами греха и смерти, царящими в нашем мире.

3. Воскресение мёртвых, ожидающееся в конце света.

Давайте же поговорим о воскресении мёртвых, которое ожидается в конце света.

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ

В Ветхом Завете нет слова «воскресение». Но идея воскресения выражается следующими словами:
- «chayah » - жить, ожить,
- «kum » - встать, восстать и
- «kic » - воспрянуть, проснуться, пробудиться.

Все три слова в указанной последовательности употреблены в Книге пророка Исаии: Исаия 26:19 «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов ».
Псалтирь 48:8-20 . Ключевым в этом отрывке является стих 16 : «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ».
Псалтирь 72:23-24 «Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу ».
Иов 19:25-27а «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога . Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ».
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся , одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ».
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ

В Новом завете слово, переведённое как «воскресение» - существительное «anastasis » и образованный от него глагол «anistemi » - «встать», «восстать», «восстановить», а также глагол «egeiro » - «просыпаться», «подниматься».

Большинство Евреев верило в воскресение мёртвых.

 Примером являются слова Марфы (сестры Лазаря) в Иоанна 11:20-26 «Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день . Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? »

 Другим примером является свидетельство апостола Павла на суде: Деяния 26:6-8 «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование , данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду , царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых ? »

Однако Саддукеи не верили в воскресение мёртвых: Деяния 23:8 «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения , ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое ». Матфея 22:23 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения ». Обратите внимание на то, что саддукеи были единственной группировкой евреев, которые не верили в воскресение мёртвых. Фарисеи же, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мёртвых.


1. Учение Иисуса Христа о воскресении мёртвых:
А. Обещание воскресения
Иоанна 6:39-40 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ».
Иоанна 6:44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Иоанна 6:54 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ».

Обещание, которое дал Иисус: «Я воскрешу его в последний день »:
- Воскресение будет происходить в последний день , то есть в конце света;
- Воскрешать мёртвых будет Иисус Христос.
Сравните слова Иисуса Христа в Иоанна 6:44 и 6:54 («Я воскрешу его в последний день») со словами апостола Павла во 2-м Коринфянам 1:8-9 «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых ». Павел написал, что Бог воскрешает мёртвых; Иисус сказал, что Он будет воскрешать мёртвых. Кому-то может показаться, что это противоречие. Но это не так. Эти два места Священного Писания свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть Бог.

Б. Детали воскресения :
Матфея 24:30-31 «…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ».
Матфея 22:23-32 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж , но пребывают, как Ангелы Божии на небесах . А о воскресении мертвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ». То же самое описано в Марке 12:18-27 и Луке 20:27-38.

В. Условие воскресения:
Иоанна 11:25 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь ; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт ». Главным условием нашего воскресения является - вера в Господа Иисуса Христа.
Именно поэтому залогом нашего воскресения является Святой Дух, который Отец обещал дать и дарует всем верующим в Христа: Римлянам 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ». Обратите внимание на то, что в этом отрывке Дух Христов назван Духом Божьим. Это ещё одно доказательство того, что Иисус Христос есть Бог.
Ефесянам 1:13-14 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего , для искупления удела Его, в похвалу славы Его ».
Залог - это гарантия чего-либо. Вопрос: Гарантией чего является Святой Дух, исходя из данного отрывка? Ответ: Святой Дух является залогом наследия, то есть гарантией воскресения. Иными словами, те верующие в Христа, которые запечатлены Святым Духом (в которых живёт Святой Дух) имеют гарантию воскресения.

Итак, мы видим, что Иисус учил о воскресении. Ученики Иисуса Христа тоже проповедовали о воскресении: Деяния 4:1-2 «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых ».
Что именно апостолы проповедовали о воскресении мёртвых мы узнаём из их посланий церквам. А из Деяния 4:1-2 мы видим, что апостолы проповедовали о том, что воскресение из мёртвых возможно только в Иисусе Христе. Это перекликается со словами Иисуса Христа в Иоанна 6:44,54 «Я воскрешу его в последний день ».

А теперь давайте подробнее рассмотрим учение апостолов о воскресении:


2. Учение апостолов о воскресении:
Учение о воскресении мёртвых относится к базовым основам христианства: Евреям 6:1-2 «Посему, оставив начатки учения Христова , поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном ».
Ученики Христа предупреждали верующих, что учение о том, что воскресение мёртвых уже было, является ересью: 2 Тимофею 2:16-18 «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было , и разрушают в некоторых веру ».
2 Тимофею 2:11-12 «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем ; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас ».
Римлянам 6:3-8 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения , зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ». Это очень интересный стих, который говорит о том, что наше водное крещение является подобием смерти Христа, а наша обновлённая жизнь является подобием воскресения.
3. Взаимосвязь между воскресением Иисуса Христа и воскресением мёртвых
Воскресение Господа Иисуса Христа является базисом для нашей веры и надежды на воскресение:

1 Коринфянам 15:12-19 «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых , то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых ? Если нет воскресения мертвых , то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают , то и Христос не воскрес . А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ».
Иисус Христос назван первенцем из мёртвых: Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток , первенец из мертвых , дабы иметь Ему во всем первенство ».
Бог обладает силой воскресения. Таким же образом, как воскрес Господь Иисус, воскреснет и верующий в Него: 1 Коринфянам 6:14 «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею ». 2 Коринфянам 4:13-14 «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами ».
1 Коринфянам 15 - вся глава говорит о воскресении.

III. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?

1. Три определения воскресения мёртвых:
А. Воскресение - это жизнь в новом теле после смерти.
Когда человек умирает, то на самом деле умирает только его тело, а дух возвращается к Творцу. Екклесиаст 12:7 «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его ». Таким образом, понятие о воскресении относится не к нашему духу, а к телу!
Филиппийцам 3:8-11 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых » + Филиппийцам 3:20-21 «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его , силою, которою Он действует и покоряет Себе всё ». Вывод, который следует из этих двух отрывков, - Воскресение - это получение человеком прославленного тела.
2 Коринфянам 5:1-5 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах , дом нерукотворенный , вечный . Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью . На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа ».
Во-первых, обратите внимание на то, как названо наше земное тело, и как названо наше новое тело, которое мы получим после смерти: Земное тело названо земным домом; хижиной, которая разрушится; смертным. Новое тело названо жилищем на небесах, домом нерукотворным, вечным, небесным жилищем, жизнью.
Во-вторых, обратите внимание на фразу: «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа ». Она проливает свет на предназначение человека. Господь создал нас для воскресения и жизни вечной!!!

Б. Спасение нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо спасением: 1 Петра 1:3-5 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время ».

В. Искупление нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо оживлением тела: Римлянам 8:11 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас »;
Воскресение мёртвых также названо освобождением от рабства тлению, усыновлением и искуплением тела: Римлянам 8:17-23 «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ».

У тех, кто доживёт до второго пришествия Христа, земное физическое тело преобразится в прославленное тело. А те, кто умер в Господе, получат новое прославленное тело:
1 Фессалоникийцам 4:13-18 «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес , то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним . Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем . Итак утешайте друг друга сими словами ».

2. Два воскресения мёртвых:
Как Ветхий, так и Новый Заветы предупреждают нас о двух воскресениях: о воскресении праведных и воскресении неправедных:
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся , одни для жизни вечной , другие на вечное поругание и посрамление ».
Иоанна 5:28-29 «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения ». Практически то же самое сказал Иисус в Матфея 25:31-46 .
Деяния 24:14-16 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых : праведных и неправедных , чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми ».

А. Воскресение праведных - это воскресение жизни .
Лука 14:13-14 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных ».
Откровение 20:4-6 «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти , но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет ».
Обратите внимание на фразу: «над ними смерть вторая не имеет власти ». Именно поэтому, апостол Павел в послании Ефесской церкви написал, что Господь нас (христиан) уже спас, воскресил и посадил на небесах: Ефесянам 2:4-7 «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним , и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ».

Б. Воскресение неправедных - это воскресение осуждения .
Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая . И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ».

В какое воскресение воскреснете Вы: в воскресение жизни или в воскресение осуждения? Задумайтесь над этим вопросом. Сегодня ещё не поздно позаботиться о том, чтобы воскреснуть в воскресение праведных.

Согласно православному учению, частицы тел усопших вечно сохраняют связь с душой и однажды повелением Божиим снова соберутся воедино. Все когда-либо жившие на Земле люди воскреснут. О том, как представить себе такое и как совместить это с данными науки, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.


Свет Православия (Благовещенск). Телеканал Союз.

— Отец Никанор, сейчас в Московском Патриархате стараются ввести повсеместную катехизацию перед крещением. Люди, готовящиеся к таинству, должны изучить хотя бы основы православной догматики и Символ веры. Как рассказывали мне многие священники, догмат о воскресении мертвых — это то, во что современному человеку труднее всего поверить.

— И это не удивительно. Вспомним, что уже в Ветхозаветной Церкви, причём среди высшего духовенства, появились еретики-саддукеи, отрицавшие воскресение мёртвых. А когда Евангелие Христово начало распространяться между язычниками, то многим людям, воспитанным на греческой философии, очень тяжело было поверить и в то, что Спаситель воскрес из мёртвых, и в то, что все мы в конце времён воскреснем вслед за Ним. В эллинистическом сознании материя и плоть воспринимались как темница духа, из которой надо бежать, прилагая все возможные усилия. А потому идея телесного воскресения нередко воспринималась как чистое безумие. Помните реакцию афинских философов на проповедь апостола Павла в ареопаге? И среди самих христиан уже в I веке появились еретики-гностики, отрицавшие буквальное понимание догмата о воскресении мёртвых, пытавшиеся истолковать его образно, символически, так сказать, в "духовном" смысле.

Одним словом, нет ничего нового в том, что человеку XX-XXI веков так трудно поверить, что все мы будем воскрешены Богом телесно. В наши дни лишь появились дополнительные психологические мотивы для такого неверия, например — абсолютизация науки. К тому же, сознание современных людей очень сильно засорено массовой культурой, и когда начинаешь с ними говорить о воскресении мёртвых, то нередко у них в первую очередь возникают неадекватные ассоциации с фильмами ужасов про зомби и прочих живых мертвецов. Многие не сразу понимают, что речь идёт не о простом оживлении трупов в условиях привычного нам падшего мира, но о явлении Нового Неба и новой земли, где смерти уже не будет. То есть о победе бытия над небытием, о вселенском преображении, об обожении всего творения. Соответственно, иным будет и состояние наших тел: они воскреснут одухотворёнными и бессмертными. Но это состояние будет иметь диаметрально противоположные следствия для достигших спасения и для нераскаянных грешников…

— Помню, как отец Даниил Сысоев на литургии в своем храме, уже выйдя с Чашей в руках причащать народ, еще раз читал Символ веры и после каждого члена говорил: "Вам можно причащаться только в том случае, если вы в это верите". Особенный акцент он делал на воскресении мертвых в теле и повторял, что те, кто не верит в это, не должны причащаться.

— В этом я согласен с отцом Даниилом. Догмат о всеобщем воскресении из мёртвых теснейшим образом связан с самой основой нашей веры — с догматом о телесном воскресении Христа. В Священном Писании, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам и в Откровении Иоанна Богослова, Спаситель именуется "Первенцем из умерших". То есть Его воскресение — начало нашего воскресения, одно без другого не имеет смысла. Господь совершил всё домостроительство нашего спасения не ради Себя самого, а ради нас. И воскрес Он не для Себя, а для нас, чтобы с Собой со-воскресить и всех людей. Не зря же апостол Павел так настаивал, что "если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес ; а если Христос не воскрес , то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". То есть без догмата о всеобщем воскресении нет и Христианства.

— Как вера в воскресение мертвых в теле совместима с современной наукой?

— Вера и наука в принципе являются двумя разными сферами, практически не пересекающимися. Это разные способы познания, направленные на разные стороны бытия. Поэтому, если наука не заидеологизирована, она не может вступать в противоречие с религией. Известно, что среди учёных с мировым именем немало верующих людей. Любое кажущееся противоречие между тем или иным догматом веры и теми или иными выводами науки будет тут же снято, если вспомнить, что наука изучает только материальный мир, причём в его нынешнем падшем состоянии, а вера выходит далеко за эти пределы. Наука постигает то, что во времени, вера — то, что в Вечности. Потому, на мой взгляд, не стоит искать способов искусственного совмещения догмата о воскресении с данными науки. И мир до грехопадения, и Жизнь Будущего Века — просто за рамками научного способа познания.

— Как поверить в воскресение мертвых?

— Так же, как и в любую другую истину православного вероучения. С одной стороны, вера — это особый дар Божий, который, по апостолу Павлу, "хранится в сосуде доброй совести". С другой стороны, она, по его же словам, и "от слышания", а от себя можно добавить — "и от чтения". То есть надо просить Господа, чтобы Он даровал веру, и при этом стараться хранить совесть в чистоте, а также сделать своим ежедневным чтением Писание и творения святых отцов. Через это, когда придёт время, родится "уверенность в невидимом, как в видимом", говоря словами святителя Филарета Московского. И откроется путь к опытному познанию истин Божественного Откровения.

— Какая связь сохраняется между телом и душой усопшего?

— По учению святителя Григорий Нисского, после телесной смерти человека познавательная сила его души продолжает пребывать при элементах, составляющих его тлеющее тело, подобно стражу своей собственности. Так что связь души с телом не прерывается даже при полном разрушении последнего. Познавательная деятельность человеческого духа по смерти не прекращается, но простирается и на телесное, и он продолжает распознавать частицы своей плоти. А нематериальная природа души, не ограниченная пространством, позволяет ей одновременно быть при всех рассеянных частицах ее тела.

Так, именно в силу сохранения связи души усопшего с его телом, мощи святых обладают чудотворной силой. А поклонение мощам святого становится живым общением с самим святым.

— В каком возрасте воскреснут усопшие?

— По святителю Василию Великому, все воскресшие будут одного возраста — тридцати лет, "в меру полного возраста Христова". Его мысль уточняет святитель Григорий Нисский. Он говорит, что понятие физиологического возраста само по себе упраздняется в воскресении, а "тридцатилетний", то есть совершенный, возраст воскресших тел надо понимать как отсутствие болезней, младенческой незрелости, старческих дряхлости и прочих возрастных несовершенств.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода