Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Часовня во имя святителя Николая находящаяся на месте храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах). Спас на водах

В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах - уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг. - был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования...

"России слава, гордость и любовь,
За подвиг Ваш, страдания и кровь,
Мы скорбью платим Вам и восхищеньем!"

9 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня героического сражения крейсера 1 ранга "Варяг" и мореходной канонерской лодки "Кореец" с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо. В этот день в Православных храмах городов и весей России состоялись поминальные службы, в частях и на кораблях Военно-морского флота - торжественные построения и возложения венков к мемориалам, посвященным подвигу русских моряков, в различных государственных и общественных организациях - конференции и собрания с соответствующей тематикой. Живые цветы легли и к подножью памятника контр-адмиралу В.Ф. Рудневу - командиру легендарного крейсера. На телеканале "Россия" был показан документальный двухсерийный фильм режиссера А.Г. Денисова "Варяг". В этот же день на Тихом океане, в Цусимском проливе, экипажи боевых кораблей российского Военно-морского флота - ракетного крейсера "Варяг", большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" и малого противолодочного корабля "Кореец" - отдали дань памяти русским морякам, погибшим в период русско-японской войны 1904-1905 гг. На борту крейсера "Варяг" епископ Приморский и Владивостокский Вениамин отслужил молебен, на воду были опущены венки, из корабельных орудий дан салют. После церемонии российские корабли взяли курс на южнокорейский порт Инчхон (бывший Чемульпо) для участия в торжествах, посвященных 100-летию подвига русских моряков. Отметил это событие и Санкт-Петербургский общественный Комитет восстановления морского храма Спаса-на-Водах, возглавляемый его председателем В.А. Бельковым.

В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах - уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг. - был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования. Его строительству предшествовало образование в Санкт-Петербурге небольшого кружка лиц, поставивших задачу добиться "высочайшего разрешения" на это благое дело. Кружку покровительствовал контр-адмирал Н.М. Яковлев - начальник Главного морского штаба, доклад императору Николаю II с проектом строительства представил министр внутренних дел, статс-секретарь П.А. Столыпин. "Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков", - собственноручно начертал император на докладе 22 ноября 1908 г. (Здесь и далее даты (до 31 декабря 1918 г.) приводятся по старому стилю), а в своем рескрипте на имя П.А. Столыпина от 19 февраля 1909 г. отметил по этому поводу следующее: "Запечатлев неизгладимо в сердце моем прискорбное воспоминание о тяжких жертвах, понесенных русским народом в печальную годину минувшей войны, я считаю своим долгом совести почтить великий подвиг доблестных сынов России, бестрепетно положивших на поле брани жизнь свою за честь родной земли. Да будет память о них священна. Да сохранится она из века в век, озаренная благостным сиянием Православной Церкви и непрестанно обновляясь в бесчисленных молитвах, возносимых за погибших воинов к Престолу Всевышнего".

Своею волею Николай II учредил " Особый комитет для повсеместного в России сбора пожертвований на постройку храма в память русских моряков, погибших в Цусимском и других боях" под почетным председательством великой княжны Ольги Константиновны - греческой королевы, дочери великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, создателя парового флота ("Королева эллинов" великая княжна Ольга Константиновна была попечительницей многих морских кораблей, экипажей, создательницей мемориального кладбища русских моряков, погибших за освобождение Греции. Встречая русские корабли на своей второй родине - Элладе, Ольга Константиновна, поднимаясь на борт, склонялась и целовала палубу. В Афинах ею был создан "старческий дом" для русских с церковью, действующий и поныне); руководство строительством возложил на ее брата Константина Константиновича - президента Академии наук, знаменитого русского поэта, писавшего под псевдонимом "К.Р.". Непосредственной разработкой проекта занимался М.М. Перетяткович - видный петербургский архитектор, крупнейший представитель стиля модерн; инженером-строителем был назначен С.Н. Смирнов - губернатор Павловска, археолог и знаток старины.

В качестве прообраза будущей постройки были выбраны древние домоногольские храмы XII в. владимиро-суздальской земли: Покрова-на-Нерли и Дмитриевский собор, возведенный во Владимире. Новый храм проектировался двухэтажным: он должен был состоять из нижнего храма (во имя Св. Николая Чудотворца) и верхнего (во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя), соединяться крытой галереей с башней, где должен был располагаться морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, также галереей с домом причта.

Уникальность новому храму придавало огромное мозаичное изображение Спасителя, предполагаемое для размещения в его заалтарной части. В эскизном виде оно было выполнено Н.А. Бруни - академиком живописи - по сюжету (кстати, подсказанному моряками) известной евангельской притчи о Спасителе, шествующем по Водам и благословляющем всех пришедших к Нему под своды храма. Благодаря этому главному изображению Спасителя, храм и получил народное название Спаса-на-Водах. Три мозаичные иконы также на сюжеты "Несение Креста", "Моление о Чаше" и "Нерукотворный Спас", выполненные по эскизам великого русского художника В.М. Васнецова его дочерью Татьяной, предполагалось соответственно разместить на столбах внутри храма и над воротами звонницы. Иконостас, был задуман в византийском стиле, а завесой Царских Врат должен был служить Андреевский флаг.

Мозаика главного изображения из долговечной отполированной смальты, способной образовывать приглушенное матовое изображение внутри храма и передавать живую картину различных световых эффектов, например, огня свечей, была изготовлена в Берлине и доставлена в Санкт-Петербург по железной дороге. Она состояла из набора мозаичных фрагментов, которые скреплялись между собой и алтарной стеной здания, превращая кирпичный массив тела храма и изображение Спасителя в единый монолит. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, это мозаичное изображение была хорошо видно со всех точек главного зала. На стенах и пилонах храма были укреплены бронзовые доски с именами всех павших моряков: 12 тысяч имен от флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова до безвестного матроса. Их сбор по спискам Морского штаба выполнил капитан 2 ранга Г.Н. Мазуров (В 1918 г. Г.Н. Мазурова вместе с сотнями других мучеников большевики сбросили в море у Толбухина маяка). Над каждой доской было начертано название судна и сражения с его участием, а также размещались иконы и их копии из корабельных церквей крейсеров "Варяг", "Севастополь", "Ретвизан" и др.

22 октября 1909 г. с разрешения Священного Синода был устроен церковный сбор в пользу сооружаемого храма-памятника. Благодаря этому на берега Невы стали приходить пожертвования со всех концов Российской империи. Сбор средств продолжался недолго - всего около года. В ходе него было собрано 302 888 руб. 73 копейки (на 25 тыс. руб. больше сметной стоимости).

По предложению вице-aдмирaла И.К. Григоровича - будущего морского министра (1911-1917 гг.) - для строительства храма Морское ведомство выделило свою территорию, расположенную вблизи Ново-Адмиралтейского завода, напротив Морского кадетского корпуса, где со стапелей сходили на воду корабли российского военного флота. Надо заметить, что это предложение было восторженно принято всеми членами Строительной комиссии храма и одобрено императором: "Пусть видят юноши - будущие флотские офицеры, как Родина помнит и благоговейно чтит имена их старших братьев и товарищей, погибших на войне". Кроме того, храм, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни), должен был символизировать южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

15 мая 1910 г., в день 5-й годовщины Цусимского сражения, была осуществлена закладка храма. Ее освящение произвел епископ Вологодский Никон. В углубление закладной доски королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

14 сентября 1910 г. на купол возведенного храма был поднят и установлен золоченный крест, в силуэте которого отчетливо просматривались стилизованные штурвал и якоря. 29 июля 1911 г. в день памяти великомученика Пантелеимона, считавшегося с петровских времен покровителем русского флота, из Адмиралтейского собора Св. Спиридона в храм Спаса-на-Водах в сопровождении моряков 2-го Балтийского экипажа было торжественно перенесено знамя Квантунского флотского экипажа, спасенного в Порт-Артуре в 1904 г. Его установили у иконостаса. На следующий день состоялось освящение нижнего храма и поднятие колоколов (Среди отличившихся при постройке храма были люди разных сословий и профессий: И.И. Глазунов - Санкт-Петербургский городской голова, способствовавший получению от города пожертвования в 22 500 руб.; Н.И. Григорьев - доктор медицины, безвозмездно лечивший всех рабочих, отец порт-артурского врача во время войны с Японией; артель каменщиков - жителей деревень Тверской губернии под началом Ефрема Матросова и Ивана Михайлова, и др).

31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В этот день в Неву вошли и встали на якоря напротив нового храма расцвеченные флагами боевые корабли: крейсера "Адмирал Макаров" и "Богатырь", миноносцы 1-ой минной дивизии, вспомогательные суда. На Английской набережной, близ храма, были выстроены "со знаменами, штандартами и хорами музыки, при начальствующих лицах" рота Морского кадетского корпуса и Морского инженерного училища, роты Гвардейского и 2-го Балтийского флотского экипажей, морские команды стоящих рядом кораблей. В 10 часов утра на яхте "Александрия" из Петергофа на торжество прибыл император Николай II с великими княжнами, дочерьми Ольгой и Татьяной и великим князем Михаилом Александровичем. Присутствие на освящении храма-памятника государя, облаченного в морской мундир с Андреевской лентой, придавало этому торжественному событию государственное значение. К освящению храма королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной была пожертвована Шуйская икона Божьей Матери, написанная в 1655 г.

С того времени величавый, облицованный белым камнем, златоглавый храм Спаса-на-Водах, стал символическим пантеоном, погибшим в морской пучине наших соотечественников "за Веру, Царя и Отечество", символом благодарной народной памяти. Одновременно он стал местом, где собирались для общения родственники погибших, ветераны флота, моряки и их семьи. В храме и созданном при нем музее хранилось собрание Православных святынь и морских реликвий. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. на бронзовых досках храма стали появляться новые скорбные ряды имен погибших моряков.

После Октябрьского переворота 1917 г. большевики запретили службы, неоднократно закрывали и опечатывали храм, изымали, а то и просто разворовывали, ценности, уникальные утварь и предметы убранства, арестовывали священников, в числе которых был последний настоятель храма о. Владимир (Александрович) Рыбаков (О. Владимир Рыбаков - выходец из сельского духовенства, служил в сельских приходах, в 37 лет поступил в Петербургскую Духовную академию, из которой вышел кандидатом богословия. По ее окончании был назначен настоятелем храма Спаса-на-Водах. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. о. Владимир был призван на защиту Отечества и стал старшим священником Генерального штаба русской армии. В 1917 г. вернулся в Спас-на-Водах, где одновременно с исполнением своих прямых обязанностей священника стал работать над трудом о гимнографе IX века Св. Иосифе Сицилийце, который закончил в 1926 г. (один экземпляр книги о. Владимира "Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность" ныне хранится в музее Московского института инженеров транспорта). О. Владимир - известный в академических кругах ученый-богослов - дважды отклонял предложения уехать за границу, хотя, наверное, и понимал, как рискует: арестованный большевиками, он умер от побоев в тюрьме в марте 1934 г).

В 1918 г. бронзовые доски с именами павших моряков были пущены на переплавку, а в 1931 г. по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение Октябрьского районного Совета Ленинграда и Президиума Ленсовета о сносе храма под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 г. храм Спаса-на-Водах - неотъемлемая часть истории российского военно-морского флота - и мост через Ново-Адмиралтейский канал, были взорваны. В облаке грязной пыли рухнули некогда белоснежные стены, близлежащие берег Невы и ее набережная были усыпаны ковром смальты от разлетевшихся на мелкие части драгоценных мозаик. Как вспоминали очевидцы, люди еще долго приходили к руинам, чтобы взять на память "священные камушки", а со дна неглубокого Ново-Адмиралтейского канала смотрел Лик Христа, но потом и его не стало.

Прошли годы. Об уничтоженном морском храме Спаса-на-Водах, особенно в Русском зарубежье, помнили. Например, когда до русской эмигрантской общины в Нью-Йорке дошла печальная весть о разрушении храма, ее члены решили воссоздать подобный ему в Америке. Как свидетельствует ныне живущая в Нью-Йорке раба Божия Татьяна (к сожалению, ее фамилия неизвестна автору статьи), прихожане десятилетиями работали таксистами, штукатурами, домработницами и пр. Княгини пекли пирожки на продажу, ученые, составлявшие гордость русской науки и культуры, отказывали себе во всем. Но зато на пожертвованные средства было откуплено здание бывшей протестантской церкви, собрав вокруг нее Благотворительное общество, русских военных и детскую Православную школу. Молитвами за Россию сопровождали прихожане свои труды по благоукрашению храма. По рисункам художника С.В. Соколова были сшиты хоругви в память убиенных большевиками мучениц-царевен и наследника царевича Алексея. Иконостас был сделан в стиле XV-XVI вв. В ювелирной лавочке Бруклина чудом было приобретено напрестольное Евангелие из петербургского храма Спаса-на-Водах. Старший лейтенант флота В.С. Макаров - сын выдающегося русского флотоводца - с семьей, не чураясь черновой работы, собрал необходимые деньги для его выкупа. Евангелие было изготовлено на пожертвования княгини С.М. Волконской в память о ее единственном сыне, служившего на крейсере "Император Александр III", и освящено в день его гибели. На среброзолоченом окладе Евангелия были выгравированы имена сорока офицеров и 854 матросов, в качестве закладок в нем были Георгиевская, Александровская и Андреевская орденские ленты. Уже после Второй мировой войны 1939-1945 гг. семьей Фоминых в память об этих Христовых воинах было выкуплено незаконченное шитое шелком знамя Сумского полка с ликом Спасителя и надписью - "С нами Бог". Воссозданная церковь вмещала 1200 человек и никогда не пустовала.

Немало православных, не смирившихся с уничтожением святыни в Санкт-Петербурге, было и в Европе. Так, в 1932 г. храм Христа Спасителя был освящен во французском городе Аньере. Его посвятили взорванным храмам в России: в Москве - Христа Спасителя и в Санкт-Петербурге - Спаса-на-Водах. Святыней этого храма стала частица мощей Св. Иннокентия Иркутского.

В нашей стране о разрушенном храме-памятнике публично заговорили только в 1988 г., а два года спустя были произведены раскопки на месте алтаря храма. По инициативе небольшого коллектива, возглавляемого В.А. Бельковым - выпускником Ленинградского кораблестроительного института - 22 ноября 1990 г. тот самый райсовет Ленинграда, что более полувека тому назад принял решение о сносе храма, официально зарегистрировал Устав Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах. Так новая общественная организация, учрежденная по благословению Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна, обладая всеми правами юридического лица, начала свою богоугодную деятельность.

12 апреля 1991 г. прошло официальное представление комитета с участием и в присутствии адмиралов и офицеров Военно-морского флота, деятелей культуры и искусства, духовенства, общественности. В основание денежного фонда комитета поступил первый взнос в размере 10 тыс. руб. от вдовы писателя В.С. Пикуля, много и хорошо писавшего о русском императорском флоте. В местной и центральной прессе стали появляться публикации о патриотическом почине созданного комитета, на которые откликнулись все командующие флотов, видные адмиралы и офицеры флота. Среди них наиболее активными и оказавшими реальную поддержку были адмирал В.Н. Чернавин - Главнокомандующий ВМФ СССР, адмирал М. И. Хронопуло - командующий Черноморским флотом, Герой Советского Союза вице-адмирал Е.А. Томко - начальник Ленинградского Военно-морского училища им. Ленинского комсомола, вице- адмирал В.Е. Селиванов - командир Ленинградской Военно-морской базы.

27 мая 1991 г., в день 86-й годовщины Цусимского сражения, близ фундаментов храма возобновилась традиция проведения Дня памяти моряков. В это же время завершалась подготовка решения о выделении земельного участка под строительство комплекса, продолжались первоочередные проектные работы. В архивах постепенно восстанавливалось собрание документов Строительной комиссии храма Спаса-на-Водах, содержащее его чертежи, инженерные расчёты, сметы, и считавшееся безвозвратно утраченным.

В 1995 г. в подвалах фонда рам Государственного Русского музея поистине чудесным образом были обнаружены вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения "Лика Спаса-на-Водах" (обломок главной мозаики весом более тонны с изображением головы Христа с оплечным изображением) и три васнецовские мозаики храма (каждая весом по несколько центнеров), считавшиеся уничтоженными. Как свидетельствует "Акт передачи N1243" от 9 февраля 1933 г., в музей они были привезены ночью (громадный обломок главной мозаики был поднят со дна канала). Сопровождали этот уникальный груз представители спецорганов и старший научный сотрудник музея Морозов. Находка была не только сенсационной, но и знаковой. Ведь уцелевший во время взрыва Лик Спасителя нельзя назвать только счастливой случайностью!

Основную работу по "опознанию" найденных мозаик выполнила В.В. Смирнова - заведующая отделом сверток музея. В настоящее время три ранее упомянутые мозаики работы В.М. Васнецова и его дочери, а также фрагмент изображения "Лик Спаса-на-Водах" Н.А. Бруни, отреставрированные В.А. Шершневым - главным реставратором мозаик храма Спаса-на-Крови - выставлены в здании Военно-морской академии им. адмирала Н.Г. Кузнецова и, как полагают, после завершения работ по восстановлению храма они займут в нем свое законное место.

К указанному времени деятельность Комитета восстановления храма Спаса-на-водах уже была освещена десятками статей, серией теле- и радиопередач, подкреплена благотворительными концертами и выставками. Наконец стало очевидно, что морской храм, несмотря на р азразившийся политический и экономический кризис в стране, медленно, но неуклонно возвращается из забвения. В связи с этим Комитет по градостроительству Санкт-Петербурга выдвинул предложение - возвести часовню храма Спаса-на-Водах на свободном месте близ исторического места прежней застройки (к тому времени фундаменты разрушенного храма были на две трети заняты зданием лаборатории ФГУП "Адмиралтейские верфи", а участок комплекса включен в пользование режимного предприятия).

23 января 1998 г. вышло распоряжение губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева "О проектировании и строительстве комплекса часовни храма Спаса-на-Водах на участке при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву". Кроме часовни предстояло также восстановить мост через канал.

27 мая 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при большом стечении петербуржцев состоялась закладка часовни Св. Николая Чудотворца храма Спаса-на-Водах. В основание часовни была помещена мраморная доска с памятным каноническим текстом и Георгиевский крест с бантом, привезенный живущим во Франции протоиреем о. Николаем (Васильевичем) Солдатёнковым - прапраправнуком великого русского поэта А.С. Пушкина, потомком московского купца-мецената К.Т. Солдатёнкова, внуком участника Цусимского сражения на крейсере "Олег", члена Строительного комитета храма Спаса-на-Водах (1908-1911 гг.) офицера флота К.В. Солдатёнкова.

Для выполнения проектных и строительных работ часовни, моста через Ново-Адмиралтейский канал, ограды и выставочного павильона были собраны благотворительные средства и народные пожертвования. З атем были проведены кадастровая съемка, комплексные геологические и экологические изыскания района постройки и начались основные строительные работы. Для их обеспечения генеральный директор ФГУП "Адмиралтейские верфи" В.Л. Александров предоставил необходимые заводские коммуникации и энергоресурсы.

23 мая 2002 г. о. Николаем было проведено торжественное освещение креста часовни Св. Николая Чудотворца храма Спаса-на-Водах, а затем состоялось его поднятие и установка на куполе. Эта церемония ознаменовала собой окончание важного этапа более чем 10-летних трудов комитета восстановления храма по возвращению из небытия святыни города, флота и России. Согласно исторической традиции, форма креста часовни была аналогична форме креста, взорванного в 1932 г. храма Спаса-на-Водах. На торжественной церемонии присутствовали ветераны флота, курсанты военно-морских училищ, потомки русских морских офицеров, специально приехавших из-за рубежа. К этому времени работы по строительству часовни близились к концу: было завершено возведение стен, барабана часовни и каркаса шатрового купола. Оставалось закончить лишь внешнюю и внутреннюю отделку постройки.

27 мая 2002 г. о. Николаем Солдатёнковым была отслужена первая лития в пахнувшей свежеструганным деревом часовне, где была уже размещена резная мраморная сень из храма Спаса-на-Водах с иконой Смоленской Божией Матери, а 9 октября того же года состоялась торжественная церемония передачи в ее будущий музей церковных и морских реликвий, которые хранились в семьях потомков морских офицеров. Так, дарами о. Никола я были: дореволюционный Андреевский флаг, медаль участника русско-японской войны 1904-1905 гг., на лицевой стороне которой изображено "лучезарное всевидящее око", а на оборотной стороне приведена надпись, предложенная самим императором Николаем II: "Да вознесет вас Господь в свое время"; "Опись ризничного имущества храма-памятника морякам" от имени Парижского Морского собрания, объединяющего потомков офицеров российского императорского флота; архивные документы и ряд раритетных изданий, напечатанных на средства русских моряков-эмигрантов в 1930-е - 1960-е гг. за границей. Заметим, что за многолетнее бескорыстное служение интересам России, за сохранение и возвращение на историческую родину национального достояния, реликвий и раритетов Президент России В.В.Путин своим указом в 2002 г. предоставил о. Николаю Солдатёнкову российское гражданство.

В этот день в дар часовни Спаса-на-Водах были также переданы иконы, написанные современными мастерами: и кона "Святой царь-мученик Николай II" была вручена от имени Героя России вице-адмирала М.В. Моцака - заместителя полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе и В.В. Кондратенко - генерального директора ЗАО "Метробетон"; икону "Святой покровитель моряков адмирал Федор Ушаков" подарили старший лейтенант флота в запасе С.В. Арцыбышев и его сын Иван - потомки морского офицера, погибшего в Цусимском сражении.

В дова писателя Виктора Конецкого передала в часовню результаты своих архивных поисков в спецхранах, посвященных трагической судьбе настоятеля храма о. Владимира Рыбакова.

24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни Св. Николая Чудотворца, получившей в народе название "Цусимская церковь". Ее освятил и отслужил благодарственный молебен о. Николай Солдатёнков. Церковный хор составили хористы Санкт-Петербургской Академической Капеллы под управлением В.А. Чернушенко - народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России. Во время литургии были помянуты моряки, погибшие во время всех войн и военных компаний, моряки атомной подводной лодки "Курск". Затем у стен часовни состоялся благотворительный концерт русской духовной музыки.

На этой церемонии присутствовали Президент Башкортостана М.Г. Рахимов, герой России вице-адмирал М.В. Моцак, вице-адмирал В.А. Бобровский, офицеры и моряки Балтийского флота, представители общественности.

9 февраля 2004 г. в день 100-летия боя крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо Санкт-Петербургский общественный Комитет восстановления морского храма Спаса-на-Водах организовал церемонию поминовения павших героев. Панихиду служил о. Николай Солдатёнков, поминая всех погибших за святой молитвой.

Важно отметить, что о. Николай считает своим святым долгом регулярно приезжать в Санкт-Петербург и делать всё, что в его силах для сбережения и укрепления народной памяти о подвигах наших предков. В этот раз он привёз в северную столицу драгоценный дар - подлинную ленту с бескозырки моряка крейсера "Варяг", завещанную для передачи в Россию семьей контр-адмирала А.В. Развозова - последнего командующего Балтийским флотом, умершего в Петроградской тюрьме "Кресты" в 1920 г.

После церковной службы в конференц-зале Комитета восстановления храма состоялась конференция, посвященная этой памятной дате и последующим событиям русско-японской войны 1904-1905 гг. Она началась с исполнения присутствующими известной, ставшей народной песни "Наверх вы, товарищи, все по местам. Последний парад наступает!", посвященной героической гибели крейсера "Варяг". Выступившие с докладами, в числе которых были В.А. Бельков - председатель общественного Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах, протоирей о. Николай Солдатёнков, капитан 1 ранга В.В. Пыж - заместитель начальника Военно-морской академии им. адмирала Н.Г. Кузнецова, Г.Н. Манчук - член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, а также автор настоящей статьи - потомок участников войны 1904-1905 гг., представлявший на этой церемонии Российскую академию наук, отмечали героизм и мужество русских воинов, отстаивающих честь и славу России в жестоких боях на море и на суше. Затем был показан двухсерийный телефильм "Варяг" режиссера А.Г. Денисова, демонстрация которого была запланирована по центральному телевидению поздним вечером.

Итак, Комитет восстановления храма Спаса-на-Водах ведет многотрудную и достойную самого глубокого уважения деятельность по возрождению пантеона моряков российского военного флота. Недаром его заслуги отмечены не только народным признанием, но и комиссией Международного конкурса "России верные сыны", проводимого с 2001 г. Союзом славянских журналистов (председатель О.Н. Зарудная). Совсем недавно комитет, его глава и члены удостоены высоких званий лауреатов конкурса. Вручение дипломов и соответствующих медалей состоится 27 мая с. г., в День памяти моряков.

Конечно, все, кто участвует в этом важном для возрождающейся России деле по восстановлению храма Спаса-на-Водах понимают, что полное завершение почина петербуржцев дело непростое и еще не близкое - в настоящее время на части фундамента разрушенного храма располагается производственный комплекс ФГУП "Адмиралтейские верфи", имеют место и другие проблемы, которые предстоит разрешить. Но... "Мы русские! С нами Бог!".

ГЛУШКОВ Валерий Васильевич, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, доктор географических наук, доктор технических наук, профессор истории Академии российских энциклопедий, член Союза журналистов России, полковник запаса

Http://www.pobeda.ru/content/view/979/10/

— одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

Боевые корабли и подводные лодки Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России на фоне Морского Никольского собора в Кронштадте

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади , где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца , покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор - главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм - место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову , который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор со стороны Макаровского моста

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

[Морской собор был задуман] как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, [и который] служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Информация для посетителей

Адрес Морского Никольского собора : Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Режим работы : ежедневно с 9.30 до 18.00.

Богослужения проводятся дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Сравнительно недалеко от Никольского собора на Английской набережной,расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни), символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга. Совсем недавно появилась маленькая часовенка. автор фото Колдышева Надежда
Грубая усмешка истории. Когда - то на этом месте стоял великолепный храм в честь погибших моряках честно исполнивших свой долг. Нет у тех героев ни места погребения, ни креста. Замахнулись большевики на святое – на боль и память людскую. Уничтожили храм.
Позвольте немного позанудствовать и привести почти дословно воззвание выпущенное Особым комитетом по сбору пожертвований и по сооружению церкви. Послание длинное, посему у кого нет желания читать сразу прокручивайте ниже. За воззванием следует рассказ.

«… В ком течёт русская кровь, тот поймёт все перенесённые моряками за долгие месяцы тяжёлого похода, предшествовавшего мучительно медленной их за Родину кончине, тому не забыть утрату гордости и надежды России – адмирала Макарова и всего сомна погибших, благоговейно поминаемых – без различия положения и рода службы – мучеников долга, от адмирала до матроса включительно!
В ком бьётся сердце русское, тот вспомнит командиров броненосцев, крейсеров и миноносцев, которые отважно шли на помощь товарищам, спасали раненых, вступали в бой с превосходящими силами, смертельно раненые продолжали командовать и, только истощив все средства обороны, не расставаясь со своими кораблями, затопляли их с гордо развевавшимися не спущенным Андреевским флагом!
Припомните, люди земли русской, тех старших офицеров, которые до последнего мгновения гибели кораблей полны были одним помыслом – о возможно благополучном спуске на воду команд!
Не предайте забвению тех моряков всех отраслей морской службы, которые в изнурительном пекле машинных отделений и везде, куда призывал их долг, с самоотверженною храбростью жертвовали жизнью, отбивая неприятеля в Чемульпо в Японском море, в Корейском проливе, как в море, так и на суше, - тех лейтенантов, которые, невзирая на страдания от полученных увечий, сами… выпускали в неприятеля уцелевшею рукою последние снаряды, того истекавшего кровью юношу-офицера, который, умирая, продолжал грозить неприятельским крейсерам и уже заплетавшимся языком кричал «Ура!»… тех офицеров, которые, безнадёжно мучаясь в холодной воде, поддерживали бодрость духа в окоченевших и изнемогавших в судорогах матросах, - тех диво-богатырей, что, не прекращая боевого огня, сгорали со своим броненосцем, но не оставляли его, чтобы не попасть в плен! Подумайте о доблестных русских матросах, самоотверженно исполнивших свой долг присяги на всех кораблях без исключения, - о приветствовавших, уже на воде, дорогие им тонущие корабли прощальным «Ура!» - о погибших не только от ран, но и от морской волны, смывавшей их при подводке пластырей к пробоинам!
Воздайте должное и Пастырям Церкви. Царство им Небесное, - напутствовавшим, с крестом в руках, погибавших с ними героев!
Да ведомо будет, что между отдававшими душу за народную честь были и такие, что, предчувствуя свою судьбу, просили родных благодарить Господа Бога, если Он сподобит их умереть в честном бою, в Отечестве!..
Подвиги завершились!.. и над тысячами мучеников-героев сомкнулась безжалостная морская бездна! Бури их разметали, не осталось по ним следа и негде над прахом их помолиться!..
Не может примирится с этим сердце русского народа!
Помянем же героев, принявших за Родину-Мать мученический венец, сооружением в столице России, в знак народной благодарности и в назидание потомству ХРАМА-ПАМЯТНИКА подвижникам, по морям разбросанным, - без могилы, - без Креста!
В сей Храм, с начертанными на стенах именами погибших моряков-героев, на сияние Креста, на свет лампад, на призыв непрестанных поминовений, незримо слетятся чистые души не погребённых и тут же, в Святом Доме этом Божьем, обретут они себе усыпальницу вечную!
Как прощальную горсть земли, как последнее «прости» принесите Вашу лепту на эту «БРАТСКУЮ МОГИЛУ».

Конечно, после такого воззвания присылали со всех уголков страны и простые люди и титулованные особы. Например, члены царской фамилии внесли свыше 50000 руб, эмир Бухарский – 20000 руб; делали взносы и флотские экипажи, полки, различные департаменты, частные лица и безвестные русские люди. На гроши и копейки, принесённые людьми от чистого сердца был выстроен этот храм. И вот на людскую скорбь и горе поднялась рука у большевиков.
Но это оставим на совести тех кто не чисто совестью. Перейдём к самому храму.
Храм, по предложению И.К.Григоровича, был выстроен на территории Нового Адмиралтейства, напротив Морского Пажеского корпуса (ныне С-Пб Военно-Морской институт) на самом окончании Английской набережной. Дума безвозмездно пожаловала участок стоимостью в 22500 руб. Освятили место строительства 19 февраля 1909 года.
Николай II в августе 1909 года повелел создать комиссию строительства. Занималась эта комиссия наблюдением по строительству самого храма и зданий принадлежавших ему.
В начале комиссия собирала материалы по архитектуре древнерусских церквей. Работа велась под руководством П.В.Покровского. Обследовав древние памятники зодчества Владимиро-Суздальской Руси, комиссия пришла к выводу, что наиболее сохранившейся была церковь Покрова на Нерли. И именно он стал прототипом для создававшегося храма. При проектировании архитектор придерживался пропорций Церкви Покрова, только увеличив основные размеры в 1,5 раза. Немного видоизменились главка, двери, окна, иконостас и немногие другие элементы здания. Поручен план создания М.М.Перетятковичу. К марту 1910 году был представлен в Академию художеств. Одобрен Советом Академии. Строительство началось. Греческая королева, Ольга Константиновна, заложила первый камень с Георгиевским крестом. Под наружные стены выполнен бетонный фундамент в 1 аршин толщиной с предварительной укладкой в него 3 рядов металлических балок. Под пилоны уложены бетонные подушки.
Строительство велось с удивительной скоростью.
Стены, столбы, пилоны, своды выложили кирпичом Ижорского завода. Белый камень для наружных работ поставлялся из каменоломен Тверской области.
14 сентября уже поднимали и освящали крест на строящемся храме. К моменту установки креста уже были сооружены башня, звонница, галерея и причтовый дом. В течение зимы 1910 года, весны и лета следующего года разрабатывались рисунки входных дверей, пола, досок с именами погибших моряков, иконостасы, украшения, облачения, церковной утвари. Кроме этого в храме велись работы по распределению судовых икон.
26 июля 1911 года в присутствие царской фамилии и родственников погибших освятили нижний храм и колокола, поднятые на звонницу матросами 2-го Балтийского экипажа. На 31 июля была назначено освящение верхнего храма. Освящение верхнего и нижнего храма совершал протопресвитер духовенства армии и флота отец Г.И.Шавельский, Георгиевский кавалер.

И вот на берегу Невы, замыкая перспективу Английской набережной, выдержанный в стиле владимирских церквей, возвысился белоснежный храм. Большие поверхности стен разделялись на 3 части стройными полуколонками, увенчанные капителями коринфского ордера. Сверху они соединялись арками, что создавало полукруглое завершение каждой части стены, где в небольших углублениях разместились рельефные композиции. Украшения «звериного» стиля являлись обязательным элементом владимиро-суздальского стиля. Верх барабана был отделан орнаментальной кладкой в виде бегунца и поребрика. Ряд не больших кокошников украшал трибун и служил визуально как бы основанием купола.
Окна в храме были щелевидные. По одному в каждой аспиде. Украшением простенков между окнами в трибуне, которых было 8, служили колонки, арочки, различные орнаменты, золотая мозаика. В 4 простенках были размещены изображения (по 4 в ряд) святых покровителей судов, принимавших участие в русско-японской войне: лики Спасителя, Богоматери, святого архангела Михаила, Николая Чудотворца, апостолов Павла, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и других святых православной церкви.
Церковь Спаса на водах состояла из 2 храмов: верхнего – Храма Христа Спасителя в память его Гефсиманского борения и нижнего – во имя святого Николая Мирликийского.
Особое очарование храму придавали мозаичные работы, осуществлённые по рисункам Н.А.Бруни и В.М.Васнецова. Почти вся мозаика для храма производилась в Диксдорфе, недалеко от Берлина, в мастерской товарищества «пуль и Вагнер».
Удивительно красив был и пол храма. Выполненный Н.Д.Вишневской. Одобрил рисунки пола сам Н.К.Рерих.
Самую большую ценность храма представляли его стены и столбы. Их нижняя часть была отделана тёмно-зелёными и тёмно-красными панелями мрамора, поверх которых проходил мраморный карниз. Над ним размещались четырёхметровые пластины белого камня. В них было вмонтировано 27 бронзовых досок с именами погибших моряков, а так же врачей и священников. Всего около 8 тысяч имён. Среди них имена адмирала С.О.Макарова , художника В.В.Верещагина , погибших на «Петропавловске». Над каждой доской помещались судовые иконы, которые были на корабле в бою. Иконостас был выполнен в византийском стиле. Завесой царских ворот служил Андреевский флаг. Возле иконостаса было установлено спасенное из Порт-Артура знамя Квантунского флотского экипажа.
Об убранстве можно говорить часами. Я просто покажу.

В 1932 церковь закрыта и взорвана, под предлогом расширения территории Адмиралтейских верфей. Часть участка всё-таки занята производственным корпусом Адмиралтейского объединения. Перед сносом храма три мозаики: "Несение креста" , "Моление о Чаше" и "Голова Спасителя в терновом венце" созданные по эскизам Виктора Васнецова, были тайно демонтированы и переданы в запасники Русского музея. четвертый мозаичный образ - "Спаситель, шествующий по Водам" - по эскизу Николая Бруни, при взрыве храма оказался на дне Ново-Адмиралтейского канала. Причем сам лик не пострадал, хотя по краям мозаики имеются серьёзные повреждения. Затем он был тайно поднят со дна и тоже скрыт в запасниках Русского музея неизвестными спасителями.
Существует легенда, которую еще можно услышать из уст старожилов: весь берег Ново-Адмиралтейского канала и Невы был усыпан сплошным ковром из битой смальты, люди долго еще ходили сюда, чтобы взять себе "священный камушек". Но чудо состояло не в этом: мощный взрыв уничтожил здание храма, но не мозаичные панно. Обломок главной мозаики с ликом Спасителя (по сути, это кусок стены весом больше тонны) был обнаружен на дне канала и ночью в сопровождении спецслужб доставлен в хранилище Русского музея. Там же впоследствии таинственным образом оказались и васнецовские мозаики (это тоже каменные плиты весом по нескольку центнеров).

В 1990 созданы община и фонд восстановления церкви автор проекта часовни архитектор Д. А. Бутырин.
До 1995 года о судьбе мозаик никто ничего не знал - неопознанными они хранились в запасниках Русского музея. Это был пятый год работы Санкт- Петербургского комитета восстановления храма "Спас-на-Водах". Обнаружение мозаик, наряду с ведением архивных и проектных работ, было первым большим его достижением. Сейчас три мозаики В. Васнецова, а также вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения "Лик Спаса-на-Водах" авторства Н. Бруни выставлены в Военно-морской академии.
Мозаики по-прежнему имеют статус музейных экспонатов, однако по согласованию с администрацией Русского музея они будут экспонироваться в выставочном павильоне при часовне храма Спас-на-Водах.
После обнаружения мозаики были отреставрированы В.А.Шершнёвым - главным реставратором мозаик Спаса-на-Крови.
В 1998-2002 на участке возведена каменная Никольская часовня.
Представители общественного Комитета восстановления храма "Спас-на-Водах" уверены, что за открытием комплекса часовни Св. Николая Чудотворца непременно последует восстановление храма. Возможно, процесс займет несколько лет, поскольку на бывшем фундаменте храма сейчас расположено производственное здание ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Использовались материалы свободного доступа

Храм создавался на народные пожертвования как памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Комитет по сбору средств возглавляла греческая королева Ольга Константиновна, а строительный комитет возглавил ее брат, великий князь Константин Константинович Романов (более известный как "К. Р.").

На строительство было собрано 302 888 руб. 73 коп. (что удивительно, но при строительстве уложились в смету и даже немного сэкономили - строительство обошлось в 277 723 руб. 19 коп.). Место для храма по инициативе адмирала И. К. Григоровича (он вскоре стал морским министром) выбрали на территории Ново-Адмиралтейского завода.


Автором проекта стал архитектор М. М. Перетяткович, выбравший в качестве прототипов Дмитровский собор и храм Покрова-на-Нерли. Стены храма украшала резьба, автором которой был скульптор Б. М. Микешин. Главным инженером-строителем стал С. Н. Смирнов. Любопытно, что в качестве инженера-строителя в строительстве храма участвовал А. Г. Джорогов, известный участием в , своим проектом крематория в Александро-Невской лавре, а также .

В здании находилось два храма - верхний и нижний. Нижний храм был украшен фресками (автор - М. М. Адамович)


Для украшения верхнего храма были использованы мозаики. В алтарной части находилась мозаика по эскизам Н. А. Бруни (изготовлена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер"), изображавшая Христа, шествовавшего по водам.


Еще три мозаики были изготовлены по эскизам В. М. Васнецова его дочерью, Т. В. Васнецовой. Две из них - "Моление о чаше" и "Несение креста", украшали колонны храма.


Еще одна - "Спас нерукотворный", располагалась над воротами звонницы.


15 мая 1910-го года, в годовщину Цусимского сражения, прошла церемония закладки храма. А 31 июля 1911-го года храм был освящен.



Внутри храма находились мемориальные доски с именами всех павших моряков (всего их насчитывалось около 12 тысяч).

К несчастью, в 1932-м году храм был взорван, священнослужители, а также многие члены "двадцатки" были репрессированы.


В 1990-м году исполком Октябрьского райсовета Ленинграда зарегистрировал устав Фонда восстановления храма. Были собраны народные пожертвования, на которые на месте разрушенного храма в 2000-2003 годах была построена часовня Святого Николая Чудотворца.



Автор ее проекта - архитектор Д. А. Бутырин


В павильоне у храма сейчас можно увидеть сохранившиеся мозаики (они хранились в Русском музее).



P.S. В субботу, 28 сентября состоится экскурсия "Выборгская сторона" .
Среди прочего мы увидим:
Сампсониевский собор - особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей - Бабуринский и Батенинский жилмассивы - фабрику-кухню Выборгского района - жилой городок Политехнического института - дом специалистов на Лесном проспекте - школу на Кантемировской улице - промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

Бывалые туристы привыкли, что на известных курортах их всегда ждут какие-нибудь архитектурные изыски. Не истощим на сюрпризы такого рода и Крым. Храм-маяк в Малореченском, небольшом селе в 2 км от автостанции Солнечногорское, – очередное тому подтверждение. Сооружение будто бы символизирует собой вход на побережье Южного берега Крыма. Второе название данного объекта – Музей катастроф на морях. Оно часто встречается на картах, так как музейный комплекс находится именно здесь.

Где находится церковь-маяк в селе Малореченское?

Светящееся в ночи здание легко обнаруживается любопытными пассажирами на въезде в Малореченское – со стороны . Указанные населенные пункты находятся на приморской трассе – между и . Официальное название культурного учреждения, о котором идет речь, – мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах».

Храм Николая Чудотворца на карте Крыма

Из истории появления церкви

В начале нынешнего века академик Анатолий Гайдамаки – народный художник и заслуженный деятель искусств Украины – создал проект сооружения, которое сейчас выполняет одновременно три функции. Оно указывает мореходам безопасный водный путь, является религиозным памятником-часовней погибшим на водах и экспозицией, рассказывающей крымчанам и приезжим обо всех известнейших морских катастрофах.

В селе Малореченское Церковь-маяк Николая Чудотворца (покровителя моряков) начали строить в 2006-м г., а полностью реализовали задумку в 2007 г. Работы выполняла знаменитая на Черноморском побережье украино-турецкая компания «Эрбек». Благодаря автору его высота достигает 54 м, а в колокольне располагается еще и прожектор. Следовательно, данное чудо света просматривается с моря за много километров.

Легенды о необычном маяке

Несмотря на свою молодость, Малореченский храм Святого Николая Чудотворца уже оброс некоторыми мифами. Местные считают, что в абсолютно пустом молельном зале прихожанин может слышать голос святителя, которому посвятили церковь.

Чем интересен для туристов храм-маяк Николая Чудотворца?

Как и все культовые сооружения острова Крым, храм-маяк в Малореченском, стоящий на высоком обрыве, представляет собой действующую церковь Московского патриархата. Богослужения проходят здесь по обычному расписанию, а особые церемонии – в соответствии обрядовым православным календарем. Но на этом сходство и кончается. Все фасады украшены лепниной на военно-морскую тему, а также коваными флюгерами в виде парусников. Соответствующей тематике посвящены даже изображения на витражах, самое большое из которых – лик в полный рост самого Святителя Николая Чудотворца.

При этом в одном из помещений расположен еще и . Отпускники могут просмотреть здесь документальные фильмы, посвященные известнейшим морским трагедиям – губительному цунами в Индийском океане, не так давно потрясшем всю планету, исчезновению теплохода «Адмирал Нахимов»,
корабля «Принц» затонувшему в бухте у Балаклавы, и многим другим.

Предусмотрена возможность прослушать лекцию гида. В необычном месте экспонируется множество раритетов – потолки и стены здания украшены обломками потерпевших крушение кораблей. На одной из открытых площадок вблизи основного здания выставлен даже деревянный штурвал. Лестница, ведущая наверх, обвязана вантами. Имеется внутри «маяка» и специальная карта мира. На этом «полотнище» указаны места самых масштабных катастроф, когда-либо происходивших на просторах мирового океана.

Многим будет приятно узнать, что работает в селе Малореченское Храм Святителя Николая без перерыва и выходных. Посетителям стоит помнить, что нельзя заходить в церковь в пляжном облачении, с едой, напитками или домашними животными. У алтаря строго запрещены разговоры по мобильному телефону и съемка без специального разрешения. Женщины должны надеть головные платки уже на паперти.

Как добраться до храма?

Ближайшая к «морской» церкви остановка находится через дорогу от описанного объекта. Она так и называется – Храм Николая Чудотворца. По сути, это большая бесплатная автопарковка. Данный ориентир хорошо заметен с возвышенностей, по которым проходит трасса Р-29 (по ней курортники едут в Алушту из ). С дороги к сакральному сооружению ведут ступени.

На машине из Алушты доехать до храма можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Шоссейная, п. Малореченское, городской округ Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°45′24″N (44.756562), 34°33′56″E (34.565562).
  • Телефон: +7-978-879-56-52.
  • Режим работы: с 9:00 до 18:00.

Благодаря вышеописанному шедевру зодчества всем «таврическим» туристам хорошо теперь известно село Малореченское. Храм-маяк Святого Николая Чудотворца завоевал для него неувядающую славу. На выставленных в сети фотоальбомах можно найти сотни кадров, посвященных необычному маяку-музею, рассказывающему о наиболее трагических страницах развития истории мореплавания. Даже сам Святитель Николай, привыкший творить чудеса, наверное, приятно бы удивился тому, что в честь него самого сотворили чудо!

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода