Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь святой троицы на горе румия. Русский монастырь в черногории и гора покаяния

У бывалых путешественников при слове возникает ассоциация с горами, морем и недорогим . И недаром – почти 70% территории Черногории занимают горы. Чтобы увидеть их во всей красе, нужно отправляться в поход весной, когда леса, покрывающие склоны, все в цвету. Но и в другие эта местность привлекательна для туристов, а людей, увлекающихся альпинизмом, тут можно встретить круглый год, независимо от погодных условий.

Какие горы в Черногории?

Конечно же, у большинства популярных горных пиков есть свои имена. Горы в Черногории, названия которых хотя ни о чем и не говорят русскому человеку, достойны пристального внимания. К тому же путешествовать по многим из них можно даже без специального альпинистского снаряжения.

Черногория – это настоящая страна гор, и здесь выделяются четыре самых больших горных массива – Проклетье, Комови, Визитор и Дурмитор. В каждом из них есть свои достопримечательности. Высота гор Черногории не слишком выдающаяся – чуть больше 2,5 км. Однако это не мешает людям, влюбленным в них, мечтать о поездке сюда:

Отели в горах Черногории

Выше вы можете увидеть много прекрасных фото, на которых горы Черногории смотрятся очень привлекательно. И многие путешественники, выбрав удачное время, совершают походы в горы Черногории. Чтобы максимально приблизиться к своей мечте, удобнее всего будет поселиться в отеле в непосредственной близости к горам. Не думайте, что комфортабельные апартаменты только для морских курортов – здесь тоже имеются прекрасные условия для проживания:

1. Apartaments Dedeic. Эти апартаменты в , которые находятся всего в 4 км от подъемника на гору. Здесь есть бесплатный интернет, аренда горного и лыжного снаряжения и конечно, великолепный вид на округу.
  2. Hotel Javor. Это отель в самом центре Жабляка. Рядом есть все, что нужно для комфортного отдыха – магазины, рестораны, кафе. До горной гряды всего 5 км. В качестве бонуса здесь русскоговорящий персонал.
  3. Hotel Soa. Собираетесь посетить парк Дурмитор и подняться на гору? Тогда лучшего места для ночевки не найти. В этом прекрасная кухня, широкий спектр услуг для постояльцев и отличные интерьеры номеров.
  4. Нotel Lipka. Он располагается рядом с национальным парком Биоградская гора. К услугам сауна, гидромассаж, русская и европейская кухня и непосредственная близость гор.
  5. Apartment Rajsko selo. В этом заведении как нигде передана живая атмосфера природы. Постояльцев ждет поселение в настоящем горном шале, имитирующим старину. Маленькие деревянные домики открывают двери навстречу неизведанному, ведь за порогом сразу начинается царство скал, пещер и высокогорных озер.

Эта поездка состоялась по очень торжественному поводу. Дело в том, что моя любимая племянница Диана и её, теперь уже законный супруг Илья, решили зарегистрировать свои отношения, то есть вступить в брак. И сделать это не где-нибудь, а в Черногории, на горе Ловчен.

Итак. Через день после основного события, ради которого все и собрались здесь, мы решили совершить поездку на гору Румия.

«Румия — гора покаяния, и про неё ходит немало поверий. Она величественной стеной разделяет Адриатическое море и Скандинавское озеро. Издревле она венчалась храмом Пресвятой Троицы, но во времена нашествия турок храм был разрушен. По преданию, это было карой за грехи народа — Господь забрал церковь на небо и вернет её только после искупления человеческих грехов. С тех пор каждый, поднимающийся на святую гору Румию, должен был брать с собой камень в знак покаяния, и когда на вершине соберется достаточное количество камней, церковь сама спустится с небес.

В 2005 году церковь действительно спустилась с небес. Так как построить её на вершине было практически невозможно, было решено отлить храм на «земле» и поднять его в горы на вертолёте. С тех пор храм Святой Живоначальной Троицы венчает Румию, возвышаясь над всей Черногорией и охраняя её от бед».

С утра загрузив вещи в две арендованные машины, прихватив с собой по маленькой бутылочке воды и остатки бутербродов с завтрака (на всякий случай) мы выехали из Будвы и направились в сторону города Бар. По нашим расчетам, после спуска с Румии мы должны были посетить г. Старый Бар и совершить вечернюю трапезу. Да, надо заметить, что в курортных городах (а в Черногории почти все являются таковыми) на каждом шагу есть магазины, кафе, бары и т. д. То есть проблем с питьем и едой не возникает. И поэтому, отправившись в поездку по одному из, как мы думали, туристических маршрутов, мы даже не собирались запасаться провиантом на весь день.

Дорога была хорошая, виды вокруг замечательные. За предыдущий день мы уже почти привыкли к горным серпантинам, закладыванию ушей и легкому головокружению... Так что всё шло хорошо. Миновав город Бар, мы начали подъём в гору. По сторонам от дороги были заборы, маленькие домишки, сады, все склоны утопали в зелени. Дорога была узкая, асфальт более-менее неплохой. Радио тихо мурлыкало на непривычном сербском языке. Мы поднимались всё выше, дорога становилась всё более крутой и узкой. Мы всё не могли понять, как здесь можно разъехаться, если кто-то поедет навстречу. Проехав довольно-таки далеко, то есть поднявшись уже высоко в гору, машина Ильи остановилась на развилке. Одна дорога шла вперед, а вторая почти вертикально вверх и навигатор показывал, что нам именно туда! Мы с Ильей вышли из машин и поднялись по этой дороге посмотреть, что дальше... А дальше - поворот на 90 градусов и ещё одна дорога в небо... Илья предложил идти отсюда пешком. До вершины осталось 6 километров. Но пройдя эти 50 метров вверх, я поняла, что уже устала, и 6 километров в этих условиях — это нереальное расстояние. Мы решили спросить у местного жителя, у чьего дома мы остановились, нет ли другой дороги наверх, решив, что навигатор мог выбрать неверный путь. К счастью, хозяин был дома и отлично разговаривал по-русски. Он объяснил, что это единственная дорога наверх и она неплохая: несколько подъёмов, пара камнепадов, а потом будет поположе. И мы поехали дальше...

Первая передача... Газ в пол до упора... Один подъём, поворот, второй подъём, поворот... И вот вертикаль стала более пологой. Но это радовало не очень. Вместо заборов и зеленых садов с одной стороны дороги выросла отвесная стена скалы, а с другой появился обрыв, от взгляда в сторону которого начинала кружиться голова. Дорога стала настолько узкой, что машина еле помещалась между скалой и обрывом. Никаких ограждений, как вы догадываетесь, нигде не было. Ситуация усугублялась тем, что вся дорога на некоторых участках была посыпана мелкими камнями (осыпавшимися сверху) и стоило резко затормозить или дернуть рулем, машина, как по бисеру, могла скатиться вниз (благо сбоку её ничего не держало). Напряжение в машине росло. Радио предательски шипело... Разрядить обстановку старались разговорами и шутками, даже пару раз затянули песню. Какими восторженными возгласами мы встретили появившуюся на дороге черную белку!

А тем временем асфальт закончился и перешёл в каменистую дорогу. Камни начали бить об защиту. Дорога явно не была рассчитана на легковые машины с низкой посадкой... Но сворачивать было некуда, объехать камни тоже не было никакой возможности (с одной стороны — обрыв, с другой — скала), не говоря уже о том, чтобы припарковаться или развернуться. Ни одного места для разъезда со встречной машиной мы так за всю дорогу и не увидели. Но высшие силы нас охраняли, и навстречу с горы в это время никто не ехал. Потихоньку, почти по-пластунски, мы все-таки двигались вперёд. И вот, наконец, дорога стала более пологой и вдалеке показались золотые купола...

«Монастырь Сергия Радонежского расположился у подножья горы Румия, в тихом горном ущелье между Адриатическим морем и Скадарским озером. По желанию митрополита Черногорско-приморской Сербской православной церкви - владыки Амфилохия монастырь этот должен служить местом приюта и отдыха для паломников, которые идут в храм Святой Живоначальной Троицы, что стоит на самой вершине горы Румия.
Монастырь был основан совсем недавно - в 2009 году. В таком небольшом храме хранится большое количество реликвий, многие из которых привезены из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Киево-Печерской Лавры. Монастырь женский. Там постоянно живут матушка Феодора и еще несколько монахинь. Условия достаточно суровые. Летом проблемы с водой — пересыхают ручьи, вода привозная. Электричество только от нескольких солнечных панелей».

Припарковав машины у монастыря, взяв с собой самое главное — фотоаппарат, рюкзак с кучей объективов и крохотной бутылочкой воды, в мокасинах, шортах и футболке, а некоторые — в босоножках, юбке и с дамской сумочкой наперевес, мы отправились покорять вершину.

Монастырь огорожен каменной оградой. На входе - калитка над которой висит колокол. Когда мы проходили мимо, за ней нас встретила девочка с огромными ангельскими глазами. Рядом с ней сидела большая красивая собака (колли).

Посмотрев на нас и узнав, что у нас нет ни кроссовок, ни джинсов, она сказала: «Как мне вас жалко!..» Но мы не предали этому значения и весело зашагали дальше.

Подъём начинался хорошо. Все обочины дороги были усеяны ежевикой, да такой большой, вкусной и сладкой, что мы накинулись на неё с огромным удовольствием, при этом медленно продвигаясь дальше.

Взглянув снизу-вверх на вершины гор, храма мы не увидели и стали шутить, что, видимо, нам нужно на самый высокий пик... Ну, и как это часто бывает, эта шутка оказалась правдой. Но пока, ничего не подозревая, девять человек (вся наша компания) двигались по широкой горной тропе, поедая ежевику!

Тропинка шла вверх и начинала постепенно сужаться. На ней яркими, красно-белыми точками были отмечены камни и деревья — условные обозначения тропы для самостоятельного восхождения.

Наша большая команда разделилась. Илья и ещё двое пошли вперед. Мы вшестером держались вместе. Идти становилось всё труднее. Лиственные заросли стали редеть. Каменистые склоны переходили в более крутые обрывы. Под ногами все чаще стали попадаться осыпи камней.

Это потом, приехав домой, и почитав в интернете, мы узнали, что подниматься на Румию нужно в полной экипировке, включая специальные палки, кожаные перчатки и в высоких закрытых ботинках (так как здесь водятся ядовитые змеи и растет много ядовитых растений). А камни в Черногории, в основном, типа ракушечника. Вся их поверхность — в мелких рубчиках и каждый из них острый как лезвие. Поэтому даже альпинизмом здесь не занимаются — веревки перетираются об камни. Ну и, конечно, в головных уборах и с хорошим запасом воды и еды.

Двое из нашей группы решили остаться. Подъём становился всё круче, деревьев больше не было. Солнце припекало... Монастырь внизу становился все меньше и стремился превратиться в точку. Шли медленно от метки до метки, кислорода становилось меньше, остановки — всё длиннее.

Силы быстро уходили, воды почти не осталось. Мы поглядывали вверх, надеясь увидеть на вершине храм и надеясь, что цель уже близка. И тут нам на встречу спустилась группа туристов с белой смешной собакой.

Они окинули нас удивленными взглядами, спросили, есть ли у нас вода, и подарили нам (о, счастье!..) целую полуторалитровую бутылку воды. Спасибо им огромное!!! От них мы узнали, что прошли меньше половины пути.

Воду разлили всем поровну. Солнце припекало всё сильнее. Я взяла носовой платок, завязала по краям узелки, намочила его водой и водрузила себе на макушку. Получилась хоть маленькая, но панамка. Она спасла от солнечного удара (и не только меня...).

Ещё двое решили не идти дальше. Мы остались с Дианой вдвоем и продолжили подъём. Тропа стала более отвесной. Мелкие камни скатывались под ногами. Стоило распрямиться и начинало тянуть вниз со страшной силой... (старались наклоняться к горе). Наконец мы дошли до седловины горы. Было видно, что когда-то здесь было небольшое озеро. Оно читалось по явно выделявшейся сочно-зеленой траве в центре седловины. К сожалению, озеро пересохло.

Склон, по которому мы поднимались, был обращен к Адриатике и городу Бару, расположившемуся далеко внизу. А с другой стороны открылся шикарный вид на Скандинавское озеро, за которым была далекая Албания. Из озера, как айсберги, возвышались острова.

Из-за дымки облаков, выше которых мы уже поднялись, небо сливалось с синими водами озера и казалось, что острова парят в невесомости. Облака обволакивали нас прохладой. И вот, наконец, на вершине горы мы увидели храм.

Нам оставалось преодолеть почти отвесный подъем на коронку горы. Навстречу нам уже спускался Илья. Мы с Дианой взяли по камню и медленно «переползая» от метки до метки наконец поднялись наверх!

Это была та самая высокая вершина, которую мы видели снизу. Обзор на 360 градусов! Облака оказались несколько ниже и, к нашему большому сожалению, заслоняли собой эти красивейшие виды.

Продолжение рассказа читайте

| Май 3, 2014

Много в Черногории гор, на которых стоят древние церкви и монастыри, но только одна из них стала бессмертным символом народного покаяния, любви к Богу и воскресения души народной. Эта гора носит необычное название — Румия (в переводе с арабского – «Христианка ») Так мусульмане называли Византию, и эта гора издавна была символом Православия, символом величия православной государственности.

Вот именно у подножия этой горы, тихом уединенном месте, в горном ущелье между Адриатическим морем и Скадарским озером расположился женский монастырь преподобного Сергия Радонежского , тихая обитель – небольшой живописный храм со звонницей.

Монастырь был основан 19 июня 2009 года по благословению митрополита Черногорского-приморского Сербской православной церкви владыки Амфилохия. Именно с этого момента и начинается возрождение монашества в этих местах.

Храм Святой Живоначальной Троицы

Вершина Румии, этой горы покаяния, издревле венчалась храмом Пресвятой Живоначальной Троицы . Но во времена нашествия турок православная святыня была разрушена. По преданию это было карой за грехи народа. Господь забрал церковь обратно на небо. С тех пор каждый человек, поднимающийся на святую гору, должен был брать с собою камень в знак покаяния. И когда на вершине Румии люди соберут достаточное количество покаянных камней, церковь сама спустится с небес.

За многие века на Румию была поднята целая гора камней, и вот в 2005 году пророчество сбылось. По Благословению митрополита Черногорского-приморского Амфилохия, трудами и помощью верующих города Бара, была изготовлена конструкция храма из металла и на вертолёте поднята на вершину горы.

Но паломники по сложившейся многовековой традиции продолжают носить на вершину камни покаяния в знак раскаяния — и за себя, и за своих близких. Люди не теряют надежды вернуть Румии ее прежнюю святыню, воздвигнуть каменный храм.

С вершины этой покаянной горы человеку открывается не только прекрасный вид на величественные горы, море, озера, но открывается, прежде всего, его душе, истинное предназначение человека на земле – святость.

Эти святые места освящены жизнью и мученическим подвигом святого Иоанна-Владимира.

Вторник и среду провел с друзьями в горах над Баром, где у подножия горы Румия находится монастырь преп. Сергия Радонежского. Место труднодоступное, проехать можно только на внедорожнике. Монастырь женский. Там постоянно живут матушка Феодора и еще несколько монахинь. Условия достаточно суровые. Летом проблемы с водой - пересыхают ручьи. Электричество только от нескольких солнечных панелей. Монастырь был основан совсем недавно - в 2009 году. Я там был несколько лет назад, все было по-другому - маленькая церквушка и домик - келейный корпус. Сейчас храм расширяют и перестраивают келейный корпус. Потому на фото присутствует некоторый беспорядок. Но монашки и их добровольные помощники активно стараются сделать все опрятным и красивым.

2. Храм еще не готов до конца. Его необходимо оштукатурить и расписать фресками изнутри. Купола, однако, уже установлены. Это одна из немногих в Черногории церквей с радующими глаз золотыми куполами.

3. Не спросил, предусмотрена ли проектом колокольня, но скорее всего будет отдельная небольшая звонница. Сейчас временная из строительных лесов.

4. Немного подкачала погода, к вечеру, когда руки дошли до фотоаппарата, начался дождь. От того фото получились немного хмурыми. Но я обязательно там побываю еще и сделаю новых.

5. Монастырская собачка. Очень добрая и веселая - любит играть. Не совсем сторожевая, но хотя бы предупредит об опасности - места дикие, как я уже говорил: и волки могут прийти, и стаи одичавших собак.

6. Кошек при обители много, они постоянно дерутся.

Монахини делают прекрасные чаи, пекут пироги, сами изготавливают сладкие цукаты, наподобие лимонных долек, что мы ели в детстве, только натуральные, выращивают сливовые деревья, клубнику и много чего еще. Всегда очень приветливы и рады гостям. Кто может, пожалуйста, помогайте им по мере возможности - продуктами или просто по хозяйству. Работы там много - дел на всех хватит, особенно сейчас, когда идет стройка.

7. Мы сперва хотели разбить лагерь рядом с монастырем но из-за сильного дождя решили спуститься и переночевать пониже, где лило не так обильно.

8. Рано утром поднимаемся обратно.

9. Вид на Бар. Погода опять переменчива, прогнозам верить нельзя. Не уверены, будет ли дождь, но все равно едем наверх.

10. В двух километрах дальше от монастыря находится источник - водопад с наскальными иконами-барельефами и купелью для крещений. Кто-то из лучших побуждений затеял тут некоторую реконструкцию, в результате, вода стала уходить мимо купели, да и камень, как видите, положили неаккуратно. Все это надо будет исправлять.

11. Наскальные иконы выполнены великолепны. Не знаю, кто их делал, но это настоящий шедевр!

12. От них просто веет ушедшей Византией! Вы только посмотрите, какая красота!

13. Возвращаемся к монастырю и поднимаемся пешком на гору покаяния - Румию. О ней сейчас расскажу. А пока общий вид монастыря - храм, келейный корпус, где пока построен только один этаж, беседка и теплица. Как я понял у келейного корпуса также предусмотрен небольшой золотой купол. Пока проект согласовывают. Но уже можно представить, какая здесь будет все замечательно - золото среди гор! Сейчас еще зима, потому горы вокруг сероватые, без зелени. Летом будет совершенно иной вид.

14. Обычно в это время тут лежит снег, но в этом году зима теплая, потому снега нет. А вот крокусы уже взошли.

15. Мы направляемся туда наверх по тропе на вершину Румии - горы покаяния.

В интернете вы найдете информацию, что Румия по-арабски означает "христианка". В Средние века ее вершина была увенчана небольшой церковью. Захватившие эти места турки разрушили церковь. Предание гласит, что это произошло в наказание за грехи людей. Каждый должен покаяться и принести на вершину камень, когда соберется достаточное количество камней, Господь вернет церковь, она должна спуститься прямо с неба. За сотни лет великое множество камней было отнесено наверх. И в 2005 году усилиями местных жителей небольшую церквушку из железа доставили на вершину Румии на вертолете. Пророчество сбылось.

16. Пока мы поднимались, погода сменилась несколько раз. Путь туда не сказать, чтобы очень сложный, занял около двух часов, перепад высот - примерно 600 метров. Внизу едва виден монастырь, а еще ниже Бар и море. Все-таки в горах расстояния обманчивы.

Румия - самая высокая точка на побережье Адриатического моря, близ города Бар и недалеко от столицы Черногории – Подгорицы. С вершины, где царит глубочайшая тишина и покой, открывается невероятный вид на залив и Скадарское озеро. Весь путь туда и обратно занял у нас примерно 9 часов, но дважды нас подбросили на авто по дороге как туда, так и обратно…

Примерно в 10.00, сразу же после завтрака, мы выдвинулись в поход с ребятами с проекта Sturtup-dacha . Настроение было боевое, светило солнце, на небе не было ни одного облачка. Заглянув для начала в магазин, первый отрезок пути, до крепости старого города Бар, мы проехали на такси за 8 Евро от автобусной станции в Сутоморе. Дальше пошли пешком, срывая спелые гранаты и мандарины с кустов, растущих по обе стороны узеньких улочек по пути наверх.

Нам предстояло преодолеть расстояние примерно в 10-12 км по дороге с небольшим уклоном вверх до подножия горы, где начинался более суровый подъем на 600 м к самой вершине. Подъем должен был занять у нас в районе 2 часов, судя по отзывам в интернете и забегая немного вперед, скажу, что мы сделали это в 2 раза быстрее. Мы ориентировались на GPS навигатор, который периодически вел нас не туда, что вызывало раздражение и все были слегка напряженные.

По мере продвижения, мы обнаружили, что вдоль тропинки, по которой мы движемся, на камнях и порой даже на деревьях, расположены знаки, которые ведут к храму на вершине (металлический храм выкрашен в те же белый с красным цвета). Мы любовались видами скал и ущельев, звуки бегущего внизу ручья ласкали слух, а лучи осеннего солнца мягко согревали наши спины. По пути нам встречались, стоящие обособленно небольшие дома на огромных участках, мосты и даже кладбище.

Достигнув развилки, указывающей направления различных пиков, примерно через 2 часа пути, нам несказанно повезло и нас взял к себе на борт небольшой грузовик, направлявшийся по грунтовой дороге, петляющей по горам вверх. Последующие 5 км пути, мы провели стоя в его кузове, хохоча и улюлюкая, что есть мочи.

Высадив нас у подножия горы, водитель отправился дальше по хребту, а мы заметили золотые купола малюсенького православного храма, который оказался женским монастырем Сергия Радонежского. На территории находился один только настоятель, который рассказал немного об истории храма, заложенного в 2009 году и поведал, что на этом месте снимали документальный фильм.

Мы устроили привал, пообедали и отправились в свой последний рывок на вершину. Подъем оказался довольно скорым, несмотря на то, что и настоятель пророчил 2 часа пути (часа через полтора, включая остановку, мы были уже у храма Святой Троицы на самом верху). Путь был довольно суровый в какой-то момент и напоминал кадры из фильма Властелин колец, потому как мы пошли не по тропе, а просто карабкались по скалам.

На вершине нас встречал малюсенький, закрытый на замок металлический храм, который доставили сюда вертолетом, легкий ветерок, безмолвие и потрясающий вид на горный хребет, Скадарское озеро и бухту, в которой раскинулся морской порт и город Бар. Мы были бодры, записывали видео приветы, пели песни, немного перекусили, отдохнули и двинули обратно. Мышцы на внешней стороне бедра тоже передавали приветы и напоминали о себе.

Потом мы долго шли по дороге к солнцу, опускающемуся в линию горизонта, поедая ежевику (которая растет на кустах, к моему превеликому удивлению). Уже совсем стемнело, ноги начали гудеть и к счастью, мимо проезжал мужчина на стареньком Вольксвагене, который нас подбросил до старого города, где мы вновь уселись в такси. Не сказал бы, что это было сложно, я конечно вспотел на некоторых участках и ноги устали, но в целом это была очень комфортная прогулка в хорошей компании, оставившая массу впечатлений.