Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Александр Мишарин - первый вице-президент ОАО «РЖД». Биография, личная жизнь

Президент РФ Владимир Путин назначит вице-премьера Аркадия Дворковича президентом ОАО «Российские железнодорожные дороги». Об этом «Русской Планете» сообщил источник, близкий к руководству корпорации. Нынешний глава РЖД Олег Белозеров с большой вероятностью станет министром транспорта. Какая учесть уготована главе транспортного ведомства Максиму Соколову – РП узнать не удалось.

«Указ президента о назначении Дворковича будет опубликован 5 октября. О другой дате информации нет, но принципиальное решение уже принято. Белозеров, как и ожидалось, будет руководить Минтранспорта», - заявил собеседник РП. Также источник посетовал на неудовлетворительное положение дел в РЖД: «После ухода Якунина порядок так и не был наведен».

Отметим также, что официального подтверждения грядущего громкого кадрового назначения на момент публикации статьи пока не поступило.

Экономист широкого профиля

Тему творящегося в РЖД бардака собеседник РП обсуждать отказался. Олег Белозеров был назначен главой государства на должность президента РЖД 20 августа 2015 года. До прихода в РЖД он отработал шесть лет заместителем министра транспорта. Скорее всего, перед Белозеровым была поставлена задача исправить недостатки, возникшие в период 10-летнего правления Владимира Якунина.

На первом плане наверняка стояла стоимость перевозок. Якунин запомнился бескомпромиссными требованиями десятков миллиардов рублей из бюджета на субсидирование тарифов, которые постоянно росли. Также Якунину ставили в вину катастрофическую ситуацию с пригородным сообщением. Очевидно, что за год работы Белозерова кардинальных изменений не произошло. Но, судя по всему, управленец доверия не лишился.

44-летнего Дворковича сложно назвать профессионалом в железнодорожной отрасли. В должности вице-премьера он курировал «реальный сектор экономики», в том числе вопросы в сфере транспорта. Однако вряд ли он на детальном уровне разбирается в ситуации. Фигура Белозерова, трудившегося с 2004 по 2009 год руководителем Федерального дорожного агентства, выглядит куда более презентабельной. Если судить по резюме Дворковича, он скорее экономист широкого профиля, эксперт либерального толка без конкретной специализации.

Слухи о переходе вице-премьера в РЖД появились более года назад, когда он был избран председателем совета директоров корпорации (22 июня 2015 года). 22 сентября 2016 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что на место Дворковича будет выдвинут глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков. Вместо него руководить СВР будет спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Логично предположить, что клубок перестановок будет распутан как раз на этой неделе.

Дворковичу на должности президента РЖД предстоит решать сложнейшие проблемы. Не исключено, что вице-премьер возьмет курс на оптимизацию расходов компании с целью сокращения стоимости перевозок. Прежде всего, речь идет о коммерческих перевозках, которые осуществляет монополия. Адекватные и прозрачные тарифы упростят работу добывающим и промышленным предприятиям. В период кризиса вменяемая тарифная политика – важная мера поддержки реального сектора. Однако оптимизация практически всегда сопряжена с массовыми увольнениями и сокращением зарплат.

«Обойма» президента

Трудоустройство Дворковича главой РЖД и другие назначения – часть президентского плана кадровых перестановок, общие параметры которого, видимо, были определены за несколько месяцев до сентябрьских выборов. Триумфальная победа «Единой России» и зашкаливающий рейтинг популярности позволят Владимиру Путину провести все задуманные изменения в политической элите. Скорее всего, основные события, произойдут в ближайшие недели.

Помимо вышеуказанных перестановок, на данный момент известно, что спикером новоизбранной Госдумы станет куратор внутренней политики Вячеслав Володин. Из многочисленных сообщений СМИ следует, что должность первого заместителя главы администрации Кремля займет директор «Росатома» Сергей Кириенко. До выборов самым громким кадровым решением Путина стал указ о назначении Антона Вайно главой администрации Кремля.

Сергей Иванов, с которым у президента крепкие дружеские связи, получил должность спецпредставителя по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Однако по сведениям источников «Русской Планеты», Иванов «не выпал из обоймы» и может какое-то время потрудиться премьер-министром. Иванов, несмотря на слухи о проблемах со здоровьем, главная запасная фигура .

Дать точный прогноз кадровой политике Путина, пожалуй, совершенно невозможно. Последние недели в медиасреде появились множество неподтвержденных документами сообщений. В частности, превалируют публикации по поводу прихода Кириенко в АП и отставке главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. При этом отсутствует вменяемая экспертная оценка данных изменений. Тот же Кириенко, если судить по работе в «Росатоме» хороший управленец, но явно не подходит на роль «серого кардинала».

Версий «хитрого плана» множество и искать потайной смысл можно сколько угодно. Однозначно можно сказать одно – Путин не сделал ставку на смену элиты. Речь пока идет только о перестановках и отстранении дискредитировавших репутацию персон. Практически все фигуры – креатура главы государства, что косвенно свидетельствует о его желании сохранить бразды правления после 2018 года. В то же время Путин пробует несколько омолодить и обновить истеблишмент. Это выражается в назначении неизвестных публике силовиков на губернаторские посты.

Общеизвестно, что определяющими факторами состояния российского общества являются коррупция, пронизывающая ее снизу до самого верха, и отсутствие свободы слова и печати. «По большому счету» здесь добавить нечего, а вот в частностях - вполне можно.

Наиболее закрытыми и, естественно, наиболее коррумпированными сегментами российского общества являются государственные корпорации, которые сплошь, без исключения возглавляются «друзьями Путина». Что знают россияне об их деятельности? В сущности, ничего. За исключением того, что эти «друзья Путина» платят сами себе - естественно, из государственных денег - многомиллионные, естественно, в долларах - зарплаты и бонусы. Просто потому, что по закону они были обязаны публиковать декларации о своих доходах. Но недавно Путин разрешил этим своим дружбанам даже в этом не отчитываться перед обществом - мол, надо соблюдать тайну частной жизни «Ну как не порадеть родному человечку!»

Впрочем, эти официальные гигантские доходы руководителей госкорпораций - не более чем надводная часть айсберга их реальных доходов. Ведь бесконтрольность позволяет им брать гигантские взятки. В этом плане даже среди госкорпораций выделяется ОАО «РЖД» со своим недавним руководителем Якуниным, знаменитым «хозяином шубохранилища». Но оказывается, его ближайшее окружение не слишком отличается от своего бывшего хозяина.

В нашу редакцию обратился россиянин - назовем его Рашид. Это, конечно, не настоящее его имя, но легко догадаться, что с ним сделает путинская система, если мы предадим огласке его подлинное имя. Вот его история.

Рашид - предприниматель средней руки, таких в России десятки тысяч, специализируется в области торговли. Решил он организовать торговлю на вокзалах - а все торговые площади на российских вокзалах принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которое до недавнего времени возглавлял Якунин. Будучи реалистичным и прагматичным российским бизнесменом, который отлично понимает, что весь бизнес в России делается не иначе как через взятки, он начал «искать концы» к руководству РЖД, и с этой целью обратился к «авторитетному» предпринимателю Али Висаеву (начиная отсюда - все фамилии подлинные). Тот сказал ему, что может «решить вопрос» через генерального директора торгового центра «Казанский» (расположен в Москве, вблизи Казанского вокзала) Александра Ульянова.

Ульянов действительно может очень многое - ведь он является ставленником руководителя департамента имущества РЖД Игоря Пачосика, а тот, в свою очередь, является человеком одного из «самых-самых» топов РЖД - старшего вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развития Валерия Решетникова.

И Рашид заплатил 130 миллионов рублей (это было больше года назад, по тогдашнему курсу - более 3 миллионов долларов), которые, по пути немного худея, дошли на самый верх - до Решетникова.

Только вот торговых площадей он не получил. Прошло более года - а воз и ныне там. Попытался вернуть деньги - получил отказ. В общем, стопроцентный «кидок».

В отчаянии Рашид решил обратиться в российские СМИ, чтобы они рассказали о его истории. В крупнейших СМИ над ним только посмеялись - мол, такой прожженный безнесмен, и не знает, что есть области, закрытые для критики. Все же жестко контролируется с самого верха. Тогда он рассудил, что есть интернет, и в каждое интернет-издание Кремль своего цензора посадить не может. Прошелся по паре десятков хорошо известным россиянам порталов, которые, пусть и не слишком часто, но все же что-то публикуют по коррупции в высших эшелонах власти. И выяснил интересную вещь.

Оказывается, все эти порталы «заблокированы» РЖД. Проще говоря - они регулярно получают от РЖД немаленькие деньги - десятки тысяч долларов в месяц - за то, что не публикуют негатив по РЖД. И вот тогда-то он решил обратиться в наши, украинские СМИ, справедливо рассудив, что, они, пожалуй, остались единственным источником, из которого нормальные россияне (не все же там ватники) могут получить реальную информацию о том, что же у них творится. И пришел к нам - и не с пустыми руками, собрал интересную информацию по ряду делишек руководства РЖД, в особенности Решетникова.

На Курском вокзале по указанию Решетникова парковки переданы в управление ООО «АПС-Мастер» - очень прибыльный бизнес сам по себе. Но Решетникову и его команде этого мало - расчеты, на которых базируется арендная плата за парковки, сделана самой компанией-арендатором, в результате чего она занижена по сравнению с рыночной в несколько раз. Возникающие таким образом огромные теневые доходы идут в карман людей Решетникова - конечно, львиная доля ему самому.

То же самое ООО «АПС-Мастер» получило от людей Решетникова парковку по адресу ул.Земляной вал, владение 29. Заплатило за это всего 1 миллион рублей - государству, РЖД. Разница с рыночной ценой составила 30-35 миллионов рублей, которые пополнили карманы команды Решетникова.

Рашиду удалось также выяснить схему функционирования парковок на Курском, Павелецком, Киевском, Казанском, Ярославском, Рижском и Ленинградском вокзалах в Москве - везде ими заправляет ООО «АПС-Мастер». А ООО «АПС-Сервис» является в ней финансовым агентом. Именно ему принадлежат кассовые аппараты, обслуживающие парковки. Реальными хозяевами «АПС-Сервиса» являются нефтяной магнат Вячеслав Лейбман и первый заместитель начальника Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Максим Золотарев, а функции коммерческого директора исполняет их ставленник Сергей Усов. «Крышей» этой преступной схемы являются недавно назначенный руководитель указанной Дирекции железнодорожных вокзалов Виталий Вотолевский и его помощник по безопасности Георгий Шпортун.

Схема работает так. Официально деньги, которые получает в кассу фирма, полностью переводятся в ДЖВ, которой руководит Вотолевский. Через 45 дней ДЖВ назад переводит фирме понесенные затраты и доход, который согласован с ДЖВ. Кассы принадлежат ООО «АПС-Сервис», который и осуществляет инкассацию, поэтому финансовые потоки находятся под конечным контролем Решетникова. Деньги после инкассации переводятся на счет фирмы через банк «Верхневолжский» и потом фирма их отправляет в ДЖВ.

На самом деле сумма по Z-отчетам кассовых аппаратов (это отчеты, которые делает кассир в конце рабочего дня перед инкассацией) значительно больше суммы, которую фирма отправляет в ДЖВ. При пересчете часть денег сразу забирается фирмой. Чтобы никто не мог это сопоставить, они часто меняются кассовые аппараты. Информацию на серверах управления парковки меняется вручную, так как это не память кассового аппарата, а обычный компьютер.

Бесперебойность работы схемы обеспечивается сговором всех указанных лиц. Если бы его не было, она просто не смогла бы существовать. Так и определяется круг лиц, на который делится доход, недополученный государством.

Помимо «АПС-Мастера», есть еще интересная фирмочка под название «Бекар-Эксплуатация». Договоры с ней тоже заключаются по ценам, которые в десятки раз ниже рыночных. В частности, за эксплуатацию санитарных комнат «Бекар-Эксплуатация» платит РЖД 45 миллионов рублей за полгода, а вот выручает от них в десятки раз больше. Служба безопасности РЖД этого в упор не видит, что неудивительно - ведь «Бекар-Эксплуатация» — это карманная фирма вице-президента по корпоративной безопасности РЖД Александра Бобрешова.

Все эти контракты в конечных интересах Решетникова и Бобрешова подписывал Виталий Вотолевский, игнорируя требование обязательного проведения конкурсов и не проверяя предоставленную этими компаниями информацию. В результате РЖД и, естественно, государство, недополучило гигантские суммы.

Все это накопал обычный предприниматель средней руки, который, в общем, и заниматься этим особо не умеет, да и ресурсы которого более чем ограниченны. Можно себе представить, что там творится на самом деле.

Хотя, может быть, Решетников с Ульяновым и хотели бы вернуть нашему Рашиду деньги, но - не могут. Ульянов отдален - за чрезмерно длинный язык. Болтал направо и налево, что с Якуниным суть ли не в бане вместе парится, это дошло до вице-президента РЖД Михаила Акулова, и с тех пор он никуда не вхож. А за увольнением Якунина поползли слухи о скорой отставке Решетникова и Бобрешова - об этом написала весьма информированная российская газета Ведомости . Пока они не уволены, но, поговаривают, уже отстранены от дел. А деньги-то, полученные от Рашида, уже давно потрачены - а новые в сложившейся ситуации взять неоткуда. Все-таки не 3 копейки.

Но как бы там ни было, что для России плохо - хорошо для Украины. Конечно, жаль, что уволили Якунина, который и был отцом всего этого коррупционного механизма. Но это, думается, все же не приведет к ликвидации коррупции в РЖД - просто новый руководитель Олег Белозеров уберет слабо подконтрольных ему людей Якунина и поставит на их место своих.

И как там разворовывали государственные деньги, так и будут продолжать разворовывать. Ну и кидать бизнесменов, которые, подобно нашему Рашиду, имеют глупость доверять таким людям.

Развивая сотрудничество с нашими партнёрами по медиа в Москве, редакция портала «Компромат-Урал» переходит к освещению проблем государственного АО «Российские железные дороги» (РЖД) под руководством уже не президента, а гендиректора - председателя правления, 48-летнего Олега Белозёрова (ИНН 781306504007). С недавним переименованием должности Олег Валентинович сохранил за собой реноме «человека Ротенбергов» и не перестал быть высшим железнодорожным топ-менеджером (по мнению многих, - хотя и казённым, но всё-таки капиталистом).

Не зря ведь господин Белозёров позавчера участвовал в крупнейшей предновогодней олигархической сходке в Кремле по приглашению Владимира Путина . И даже благодаря алфавиту сидел не слишком далеко от настоящего президента. Зато рядом с настоящими (формально - негосударственными) акулами капитала: Русланом Байсаровым (Тувинская энергетическая промышленная корпорация), Мусой Бажаевым («Группа Альянс»), Игорем Алтушкиным («РМК») и Андреем Бокаревым (УГМК, «Трансмашхолдинг» и другие активы).

Судя по информации аналитиков редакции «Компромат-Урал» , господин Белозёров в высочайшей тусовке толстосумов чувствует себя вполне комфортно. Не жизнь, а сказка! Да и атмосфера кремлёвского зала будет, пожалуй, приятнее, нежели какой-нибудь захолустный объект на магистрали с недовольными работниками в фирменном обмундировании и эмблемой из трёх букв. Плюс президент в официальном вступительном слове упомянул про «устойчивое увеличение грузооборота на железнодорожном транспорте, которое в последнее время составляет порядка шести процентов». Читай - похвалил. Подумаешь, что обещанных высокоскоростных желдорпутей страна не увидела даже к Мундиалю-2018! Белозёрову и его первому замуАлександру Мишарину и без ВСМ живётся неплохо. Если бы ещё не эти назойливые рядовые железнодорожники, вечно недовольные своим бедственным положением…

Пока Олег Белозёров наслаждается президентскими комплиментами и общением в кругу небожителей, редакция «Компромат-Урал» принимает жалобы и сообщения о реальном состоянии дел в «РЖД».

«ЗАБУРЕВШИЙ» РЖДэшник?

Глава РЖД Олег Белозеров получает в месяц 14 млн. руб. А как живут его подчиненные?

Как стало известно корреспонденту, президент РЖД Олег Белозеров за 2016 год получил доход в 170 млн руб. И это означает, что в месяц он имеет 14 млн руб. На такие деньги, безусловно, жить можно. И даже очень неплохо!

Наверное, Олег Белозеров, сменивший на посту главы РЖД в 2015 году Владимира Якунина , получает их за то, что наладил эффективную работу вверенной ему компании. И его подчиненные как сыр в масле катаются. Если у президента такая зарплата, то он и сотрудникам должен обеспечить безбедное существование. А как же иначе?

Олег Белозеров умело жонглирует цифрами , которые демонстрируют его якобы успешно управление компанией. Прибыль РЖД по сравнению с прошлым годом выросла за полугодие на 17.8%, суммарные доходы - на 4.1%, доходы от пассажирских перевозок - на 10.5%. Однако имеет ли Белозеров отношение к этим цифрам и за счет чего они достигаются?

Оказывается, живет припеваючи РЖД только благодаря государственной поддержке. В прошлом году ставка по НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18% до 10%, а в этом составила 0%. Минтранс оценил доход, полученный компанией от обнуления НДС в 15.4 млрд руб.

При этом тарифы РЖД выросли на 6%, что на 2% больше инфляции. И компания продолжает настаивать на их индексации. Иначе дела у нее пойдут из рук вон плохо. РЖД грозит убытками в 142.4 млрд руб. И это при том, что государство влило в 2016 году в капитал компании 25 млрд руб., а в 2015 году — 121 млрд руб.

Аудиторская компания «Делойт» посчитала, что оптимизация расходов позволила бы РЖД сэкономить 95-130 млрд руб. Однако в РЖД, по-видимому, продолжают транжирить бюджетные деньги.

Средняя скидка по закупочным контрактам составляет всего 1.8%. И это - худший показатель из всех крупных госкомпаний. Зато за нее, наверное, можно получить хороший «откат». Так что 170 млн руб. могут быть только видимой частью доходов Олега Белозерова.

Сокращение управленческого аппарата могло бы принести экономию в 25-60 млрд руб. Однако, похоже, что Олег Белозеров решает вопрос экономии и собственного благосостояния за счет обычных сотрудников. 200 млрд руб. экономятся на зарплате железнодорожников, число которых регулярно сокращают.

А члены правления РЖД получили в 2016 году 2.3 млрд руб. Дошло до того, что на одного работающего в компании приходится несколько управленцев. И эту ситуацию очень хорошо обрисовал один из сотрудников компании в своем отзыве : «На одного работягу приходится 3-4 диспетчера, 5-6 проверяющих, и 8-10 начальников! Причем кормить эту «ораву» ты должен, не забывая, что у них еще и семьи есть!!! Как то так, граждане соискатели работы в компании «Российские Железные Дороги». Всем добра!»

Что говорят об РЖД?

Если проанализировать отзывы о компании, то итог для Олега Белозерова получается неутешительный. Большинство не рекомендуют трудоустраиваться в РЖД. Причины - низкие заработки, кумовство и руководство, без смены которого этих проблем не решишь. И это, видимо, в первую очередь касается Олега Белозерова.

Вот еще несколько отзывов от людей, которые реально работали в РЖД.

И все это говорят люди, некоторые из которых проработали в компании более 10-ти лет. При этом о достойной зарплате почему-то речи не идет. Олегу Белозерову это все равно? Видимо, да. Сытый голодного не разумеет.

Сколько платят в РЖД?

В РЖД заявляют, что к 2025 г. средняя зарплата в РЖД превысит на 35% среднероссийскую. Сейчас в РЖД работает 774 тыс. человек, средняя зарплатасоставляет 46 тыс. руб . Видимо, такие данные дает в СМИ PR-служба РЖД, которая пытается выдать желаемое за действительное.

Если верить отзывам, то в РЖД большие суммы получают только управленцы, а обычные работяги, которых большинство, довольствуются совсем иными зарплатами. И этому есть подтверждение.

И где эти пресловутые 46 тыс. руб.? Средняя зарплата больше всех у машиниста электровоза - 34 тыс. руб . Как видно из таблицы, у остальных и того меньше. И как с такими зарплатами соотносится 14 млн руб. в месяц Олега Белозерова? Не слишком ли «жирно» он себе платит? И за счет чего?

А вот и ответ! Только в 2015 году численность сотрудников РЖД сократилась на 7.6%, а фонд заработной платы уменьшился на 106.8 млрд руб . У Олега Белозерова, видимо, своя оптимизация, которая и позволяет выплачивать себе сумасшедшие деньги. И судьбы уволенных более 60 тыс. человек его, вероятно, совсем не волнуют.

Как живут сотрудники РЖД?

Можно не сомневаться, Олег Белозеров, наверное, живет хорошо. С имеющимися у Белозерова деньгами можно жить в самом шикарном отеле. А вот некоторым сотрудникам РЖД на протяжении многих лет по карману только вагончики.

Вот уже 25 лет в Демском районе Башкирии несколько семей проживают в ветхих строительных вагончиках без тепла, газа и водопровода. Видимо, таким образом ЭП-769 Куйбышевской железной дороги отблагодарило своих сотрудников за многолетний труд.

Предприятие списало со своего баланса шесть вагончиков, которые составили небольшой городок. И в нем выросло уже не одно поколение. Зимой люди спят в куртках и валенках, греются обогревателями, весной вагончики затапливает. Денег на жилье нет, кредиты в банке не дают. Жители городка считают себя людьми второго сорта. А сделала их такими РЖД.

Только вот предъявить люди могут только стопки безрезультатной переписки с компанией и властями, потому как юридически вагонщики не существуют. По-видимому, людей сюда прописали специально, понимая, что потом придется расселять их за счет предприятия. А зачем деньги тратить? Живут же 25 лет и еще столько же проживут, а то и больше.

«Рабы» Белозерова?

В невыносимых условиях живут десятки работников Крымской железной дороги. Трудятся с раннего утра до позднего вечера. И даже по субботам, но сверхурочных им никто не платит. Рабочие готовы начать забастовку, да только увольнения боятся.

Когда их отправляют в командировку, то живут в старом списанном плацкартном вагоне. Без электричества, канализации и питания. Иногда появлялась вода. Терпели рабочие несколько месяцев, а потом пожаловались начальству. Но денег за свою работу по 16 часов в день так и не получили. Ответ на жалобы один: не нравится - уходите. Неудивительно, что после этого люди чувствуют себя рабами РЖД.

Интересно, а кем чувствует себя Олег Белозеров? И знает он ли вообще хоть что-то о проблемах своих подчиненных? Возможно, что глава РЖД считает ими только тех, с кем можно деньги делить, а остальные сотрудники для него вообще не существуют.

Все-таки, наверное, правы работники РЖД, которые в отзывах пишут, что без смены руководства ничего в РЖД не изменится. Только кто ж сам от такой «кормушки» уйдет? Уж точно не Олег Белозеров. Его из РЖД, по-видимому, только кремлевской метлой вымести можно.

РЖД без конкурса отдает контракт на строительство трассы «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей компании «Трансюжстрой», с которой, видимо, тесно связан Олег Тони (вице-президент по строительному комплексу РЖД). Компания «Мост», которая может быть аффилирована с Тони, выигрывает тендеры РЖД, конкурируя дочерними компаниями. Уже упоминавшийся «Трансюжстрой» забирает контракт на реконструкцию малого кольца московской железной дороги на которую предполагалось потратить 263 млрд и, проводя несогласованные с метрополитеном работы, едва не губит жизни пассажиров московской «подземки». Впечатляющий список «заслуг» господина Тони делает его одним из первых кандидатов «на вылет» с приходом нового главы РЖД Олега Белозерова.

Скажи мне кто твой друг

Инженер-строитель по образованию Олег Тони в своей карьере прошел путь от начальника производственного отдела в Строительном управлении до гендиректора «Балтийской строительной компании» и соучредителя «Трансстройбанка» и других. Близкими партнерами Олега Тони, похоже, были и остаются бизнесмены Игорь Найвальт, Анатолий Антипов и Александр Шевелев.

Деятельность партнеров господина Тони говорит за себя. Например, Игорь Найвальт основал в 1994 году известную «Балтийскую строительную компанию», которая долгое время была основным подрядчиком МПС. Широкую известность компания получила благодаря «стройкам века», среди которых реконструкция ж/д сообщения Москва-Петербург, строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению стоимостью $300млн. У проектов есть еще одна общая характеристика, кроме звания «строек века», - ни один из них не был завершен. Анатолий Антипов и Александр Шевелев также являются известными на инфраструктурой рынке персонажами. Анатолия Антипова журнал Forbes включил в список «королей госзказа».

Но обо всем по порядку. Дороги Тони, Антипова и Найвальта сошлись в начале нового тысячелетия, когда в 2002 году партнеры создали ООО «БСК» (не путать с «Балтийской строительной компанией», основанной Найвальтом в 1994). Похоже, что до сих пор доли в компании не менялись. По всей видимости Олег Тони, владеет 3% уставного капитала компании, Антипову принадлежит скромный 1%, Найвальту - все 76%. Помимо «БСК» некоторые из партнеров совместно владеют «Трансстройбанком», обслуживающим интересы строительных активов, а также имеют отношение к компании «Трансюжстрой». На последней нужно остановиться подробнее.

Олимпийские рекорды

История «Трансюжстроя» начинается в далеком 1974, когда был создан трест «Нижнеангарсктрансстрой» для строительства участков БАМа. Впоследствии трест с непроизносимым названием стал компанией «Трансюжстрой», которая вплоть до конца 90-х перебивалась непрофильными подрядами. Портфель компании включал даже проекты по строительству храмов - впрочем, опыт подобного строительства пригодится ей в будущем.

«Золотой век» для «Трансюжстроя» наступил после 2005 года, ровно после того, как Олег Тони поступил на госслужбу заняв кресло вице-президента по строительству «РЖД». Одновременно «Трансюжстрой» начал получать невероятные заказы вроде строительства к сочинской Олимпиаде совмещенной автомобильной и железнодорожной дороги «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей. Контракт этот компания получила без конкурса, о нем стало известно только после раскрытия монополией отчетности. Тогда представители РЖД оправдывали свои действия тем, что «Трансюжстрой» является давним партнером холдинга и тем, что Градостроительный кодекс якобы позволяет отдавать контракты вне конкурса. Комментируя этот проект газете «Ведомости» близкий к совету директоров РЖД источник сказал, что «на совете директоров выбор подрядчиков не обсуждался, это прерогатива менеджмента». Получается, господин Тони как вице-президент по строительству «отдал» заказ на своей же компании без конкурса?

По теме

Но этот заказ не был единственным - еще контракт на 13 млрд рублей на выполнение строительных работ на той же трассе «Адлер-Красная поляна» компания выиграла в конкурсе, в котором была единственным участником. Кроме многомиллиардных контрактов компании перепало от РЖД множество заказов поменьше. Например, в пресловутом Адлере «Трансюжстрой» возводила здание вокзала, перед Универсиадой в Казани компания строила линию «Аэроэкспресса». Сваливались на компанию и совсем непрофильные работы - в рамках поддержки господином Якуниным русской православной церкви «Трансюжстрою» отдали строительство храма Св. Александра Невского в Роттердаме.

Сегодня компанией «Трансюжстрой» официально владеет кипрский оффшор, след бенефициаров уходит на Британские Виргинские острова. Но до смены собственника доли друзей Олега Тони - Анатолия Антипова и Александра Шевелев - прослеживались очень хорошо. Первому принадлежала доля в 73%, второй владел долей в 18%. Всем известно, что Антипов и Шевелев имеют отношение к компании.

Скандальный мост

Еще одной компанией, получающей значительные заказы от РЖД, является «СК Мост». Она была основана в 1991 году предпринимателями Евгением Суром и Владимиром Костылевым, которые сегодня занимают не последние места в списках богатейших россиян. В 2012 году компанией заинтересовался и Геннадий Тимченко, прикупивший долю в 25%.

История с крупнейшим заказом «Моста» еще скандальнее, чем истории с подрядами «Трансюжстроя» - и сумма контракта выше в разы, и условия получения этого заказа совсем вопиющие. В 2008 году без всякого тендера по указу бывшего тогда президентом Дмитрия Медведева «Мост» получил подряд на строительство моста на остров Русский к саммиту АТЭС. Цена контракта превышала $1 млрд. Текст указа, кстати, официально опубликован так и не был.

Основные владельцы «Моста» Сур и Коростылев решили ковать железо пока горячо и после саммита АТЭС отправились за другими, не менее впечатляющими контрактами. Бизнесмены закружились с тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным. По всей видимости, тогда они и получили часть банка «Миллениум», в совет директоров которого входила жена Якунина Наталья и председателем совета директоров которого до сих пор является Олег Тони. Новые связи превратились в новые контакты для «Моста» - многие подряды РЖД были отданы «Мосту». Как-то журнал Forbes проанализировал тендеры РЖД и выявил интересную особенность - претендентами на одни и те же контракты зачастую являются разные подразделения «СК Мост». Например, контракт на реконструкцию Облученского тоннеля на Дальнем Востоке летом 2011 года оспаривали две компании. Группа «Строй-трест» (входит в «СК Мост») заявляла срок работы в 49 месяцев и просила за контракт 3.9млрд рублей. Конкурент «Строй-треста» - ОАО «УСК Мост» - обещала уложиться в 4,2 млрд рублей и 53 месяца.

История с «Мостом» является еще одним ярким примером, иллюстрирующим все ту же тенденцию - заказы РЖД, похоже, раздавались компаниям с учетом не опыта или технических возможностей подрядчиков, а наличия у них связей с топ-менеджментом монополии.

Халатность за 263 млрд рублей

Скандальные проекты преследуют партнеров Олега Тони постоянно - в январе прошлого года халатность «Трансюжстроя» едва не привела к гибели пассажиров метро.

Реконструкцию малого кольца МЖД под пассажирские перевозки РЖД решила отдать, разумеется, «Трансюжстрою» на которую предполагалось потратить 263 млрд рублей. Проектная компания «Трансюжстроя» представила руководству московского метрополитена проектную документацию, которая метрополитен не устроила. Переделав документы пару раз «Трансюжстрой» просто плюнула на согласования. В итоге при проведении работ вбиваемый столб едва не обрушился на головы пассажиров метро.

Но этот инцидент ничем не обернулся для «Трансюжстроя». Да, московский мэр грозно потребовал перед телекамерами найти и наказать виновных, но потом все было спущено на тормозах. Уголовное дело бы грозило компании Олега Тони только в случае, если размер ущерба превысил бы 500 тысяч рублей. «Подземка» в этот раз оценила ущерб в 356 тысяч рублей. Что по меньшей мере странно, так как похожий инцидент, случившийся в 2006 на станции «Войковская», метрополитен оценил в 70 млн рублей.

Случай с московской «поздемкой» может показывать размах вседозволенности и безнаказанности, царивших в РЖД. Но открытая передача миллиардных заказов без конкурсов своим же компаниям - это одна история, а вот случай едва не обернувшейся трагедией - совсем другое дело. Но ситуация для Олега Тони и «Трансюжстроя» может измениться в самое ближайшее время - слухи говорят, что новый глава РЖД Олег Белозеров в первую очередь произведет чистку рядов топ-менеджмента монополии. Вероятно с подобной историей работы Олег Тони не усидит долго в своем кресле.

Главой Российский железных дорог станет первый замминистра транспорта Олег Белозеров. О назначении объявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе встречи с Белозеровым в четверг в Горках. На этой должности Белозеров сменит нынешнего президента РЖД Владимира Якунина, который объявил два дня назад о своем уходе из компании.

«Мной принято решение назначить вас руководителем акционерного общества «Российские железные дороги» с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации», — заявил Медведев.

Свой выбор глава российского правительства объяснил тем, что Белозеров в последние годы курировал такие направления, как развитие автомобильных и железных дорог.

«Эту сферу вы знаете весьма неплохо. Вы знаете все трудности, ситуацию с бюджетом, с инвестициями», — отметил Медведев. К работе Белозерову необходимо будет приступить уже в пятницу. «Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что вице-премьер Аркадий Дворкович, как председатель совета директоров компании РЖД, вас представит», — добавил Медведев, при этом высоко оценив работу бывшего главы РЖД Владимира Якунина.

В ответ Белозеров поблагодарил Медведева за доверие и добавил, что железные дороги в целом отражают состояние нашей страны.

Свою главную задачу новый глава РЖД видит в повышении эффективности работы компании на социально-ориентированных направлениях и на грузоперевозке.

О том, что нынешний президент РЖД Владимир Якунин намерен оставить свой пост, стало известно 17 августа. Это решение связано с решением Якунина выдвинуть свою кандидатуру на должность сенатора от Калининградской области. Слухи о возможном уходе Якунина из РЖД ходили уже несколько месяцев. В начале июня президент компании косвенно подтвердил такую возможность. В интервью «Интерфаксу» Якунин сообщил, что может не застать запуск высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань в качестве президента РЖД.

Якунина считают одним из представителей близкого окружения президента России Владимира Путина. Из-за этого в марте прошлого года американские власти включили Якунина в список физлиц, подпадающих под визовые и экономические санкции. Позднее против президента РЖД ввела экономические санкции и Австралия.

Олегу Белозерову 45 лет. Он — выпускник Санкт-Петербургского университета экономики и финансов по специальности «экономист планирования промышленности», пришел на госслужбу из бизнеса. С 1998 по 2000 год работал в «Ленэнерго» и Грузовом автотранспортном предприятии №21. В начале 2000-х около года был начальником финансово-экономического отдела в аппарате полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе, но уже в 2001-м вернулся в коммерческое предприятие: до 2002 года работал замглавы по управлению корпоративным имуществом ОАО «ЛОМО», с 2002 по 2004 год был гендиректором Российской топливной компании.

Летом 2004 года был назначен замруководителя, а уже осенью возглавил Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В 2009 году, когда Минтранс возглавлял Игорь Левитин, Белозеров стал его заместителем, а в мае 2015 года, уже при Максиме Соколове, — первым замминистра транспорта.

Источник «Газеты.Ru», работавший с Белозеровым в Росавтодоре, охарактеризовал его как технократа и трудоголика, который продвигает интересы представляемой отрасли. «Именно при нем впервые был принят закон об «Автомобильных дорогах», который упорядочил деятельность всей отрасли», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

В то же время другой источник признает, что опыта работы у Белозерова на железных дорогах немного.

«То, что он до этого особо не засветился по линии железных дорог, это сильный ход правительства, потому что он не из команды РЖД, — прокомментировал назначение Белозерова собеседник «Газеты.Ru». — К тому же он долго руководил Росавтодором и хорошо знает, как в целом работает транспортная отрасль изнутри. Чтобы быть руководителем РЖД, нужно понимать, как взаимодействуют между собой все транспортные отрасли, в том числе конкурирующие между собой».

Отвечая на вопрос, к какой команде можно скорее отнести нового руководителя РЖД, собеседник напомнил, что Белозеров пришел в Минтранс при Игоре Левитине (сейчас помощник президента), затем три года работал вместе с нынешним министром транспорта Максимом Соколовым, считающимся человеком Дмитрия Медведева. При этом несколько лет назад и сам Белозеров рассматривался в качестве возможного кандидата на пост министра, отметил в беседе с «Газетой.Ru» еще один источник, близкий к Минтрансу.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода